О чем говорит автор
Помогите пожалуйста. О чем говорит автор в этом тексте фразой «О себе,вобщем-то,хлопочем»
На уроках литературы, конечно, в первую очередь надо читать. Читать вслух вот те самые замечательные книги, которые в школе проходят. Чтобы глагол этот не проявился в более известном значении – прошли мимо и оставили за собой, позади.
Некоторые особо бойкие ученики пишут сочинения, так и не прочитав ни «Евгения Онегина», ни «Горя от ума», ни «Капитанской дочки». А не прочитали в школе – значит, в подавляющем большинстве своем не прочитают никогда. А это обидно. Не за Пушкина – его не убудет, а за тех, кто никогда его не прочитает, не узнает, например, конца «Метели»:
«Боже мой, Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…».
Да – сегодня программные произведения в каждом классе читают единицы. Остальные заканчивают среднее образование, не прочитав ни «Мертвых душ», ни «Войны и мира», ни романов Достоевского. Каждый год 22 июня, вслед за выпускным балом, сильно пополняется тот слой общества, который лишен – частично или полностью – второй после родного языка общенациональной скрепы.
В этом – огромное отличие сегодняшнего российского общества не только от конца ХIХ – начала ХХ века, в котором люди, кончавшие гимназию или реальное училище, Пушкина и Гоголя точно читали, но даже от более или менее интеллигентной среды 60—90-х годов ХХ века. Тогда возрастные слои не были еще так, как сегодня, разъединены в этом именно отношении.
Если кто-то упоминал за общим, скажем, столом: «Помните, как генерал Петруше Гриневу говорит про ешовы рукавицы? » или «Это как Николай Ростов старосту Дрона у княжны Марьи за две минуты выучил» – то все люди со средним образованием понимали, о чем речь.
В какой-то степени сюда относится, конечно, нравственный потенциал, заложенный в этом отобранном культурой корпусе произведений. Взрослых, вопреки распространенному в интеллигентной среде мнению, литература, на наш взгляд, не «воспитывает». Человек, прочитавший все романы Достоевского, может совершить преступление – потребовать, скажем, за что-либо огромную взятку, – точно так же, как и тот, кто ни одной строки Достоевского не читал. Зато в возрасте лет до шестнадцати литература очень даже воспитывает!
Если внимательно читать, а не наспех пролистывать, пытаясь запомнить, о чем речь, – устанавливаются некие моральные аксиомы, формируется не только определенный душевный склад, но и эстетические представления. Школьные условия теоретически для этого весьма удобны. А в дальнейшей жизни человек с такими представлениями гораздо более полезен и приятен в общежитии, чем тот, у кого они на нуле. О себе, в общем-то, хлопочем.
Клише к сочинению по русскому языку
Разберем по порядку композицию сочинения.
• Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.
• Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.
Запомни!
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
Художественный текст
• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)
• Не случайно писатель изображает (кого, что)
• Поступок героя свидетельствует о том, что…
• Слова (мысли) героя показывают, что…
• Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
• Симпатии автора на стороне(кого)
Публицистический текст
• Проблема раскрывается автором на примере…
• В качестве примера раскрывает
• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
• Автор обращает проблему на
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что
• Автор разделяет мнение (кого)
• Автор искренне восхищён, огорчён (чем)
• Автор приводит нас к выводу о том, что
• Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
• Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю.
• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
• Как и большинство из нас, автор считает, что
• Автор подробно рассматривает
• Автор обращает наше внимание на
Автор (Что делает?)
Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.
Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.
Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы
• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
• Как относятся к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?
• Автор осуждает или одобряет поведения героя?
• Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?
• Автор считает, что
• Автор подводит читателя в выводу о том, что
• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
• Позиция автора такова
• Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом
• Автор нас призывает (к чему)
• Автор убеждает нас в том, что
• Автор осуждает (кого/что, за что)
Аргументация собственной позиции.
В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.
Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.
Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.
Страница 220 — ГДЗ по Литературе для 6 класса Учебник Коровина, Полухина, Журавлев, Коровин. Часть 1
Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Размышляем о прочитанном
1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
В эпиграфе к стихотворению на вопрос Вани о том, кто сделал железную дорогу, генерал отвечает, что выстроил граф Пётр Андреевич Клейнмихель (царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой). Здесь мы видим четкую позицию генерала. А в самом произведении Ивану открывается правда о том, кто же на самом деле строил эту дорогу.
2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
Человек, который так увидел картину природы, умеет видеть красоту природы в мелочах, он радуется этой красоте, гармонии в природе, “Всё хорошо под сиянием лунным”
Прекрасная картина природы противопоставлена последующему рассказу о страшных испытаниях людей, которые строили железную дорогу. Некрасов использует приём антитезы, чтоб сыграть на этом контрасте.
3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?
Голод имеет очень большую власть, перед ним никто не может устоять, он беспощаден ко всем. Голод заставляет людей заниматься тяжелой работой:
“В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.”
4. Как вы понимаете строки:
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Какая мысль выражена антитезой?
В этих строках заключена мысль о том, что люди отдали свои жизни (“гроб обрели”) за то, чтобы человек освоил “эти дебри бесплодные”, вдохнул жизнь в это место.
5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаем из их песни, какое чувство она вызывает?
Слова: «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что эти люди были хорошими православными людьми, которые усердно трудились, все терпели.
Из песни мы узнаем о всех ужасных тяготах, которые легли на плечи строителей этой железной дороги:
“Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники.
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, Божии ратники,
Мирные дети труда!”
6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?
Поэт пишет о “привычке к труду” русских мужиков, которую нужно перенять будущему поколению, про то, что русский народ очень выносливый и терпеливый, и потому сможет все вынести:
“Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся — ни мне, ни тебе.”
О будущем поэт говорит с чувством грусти и надежды.
7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?
Отношение генерала к народу прослеживается на протяжении всего текста, начиная с эпиграфа, когда он говорит сыну, что дорогу построил граф Клейнмихель, царский министр. Когда Ваня говорит, что дорогу строили мужики, генерал просто захохотал:
“Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал. — Тысяч пять мужиков,
Русских племён и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
„Вот они — нашей дороги строители. “
Захохотал генерал!”
Позиция генерала ясна, он считает простой люд “Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! Дикое скопище пьяниц!”, они не способны создавать что-то великое.
Авторское отношение противоположное, потому что на протяжении всего произведения автор говорит об обратном, о том, что именно “Тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители” выстроили эту грандиозную дорогу.
8. Почему стихотворение обращено к детям?
Стихотворение обращено к детям потому, что именно им автор хочет показать значимость простого человека, его труда, а также донести мысль о “привычке к труду”, которую необходимо воспитывать в будущем поколении.
Творческое задание
В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.
Несмотря на то, что в стихотворении нарисована картина далекого прошлого, она нас многому учит. Во-первых, уважать труд других людей. Труд каждого человека важен. Мужики, которые трудились на строительстве железной дороги совершили великий подвиг, мы должны помнить это и гордиться ими. Во-вторых, автор говорит о важности труда, привычки трудиться. В-третьих, автор показывает несправедливость, которая присутствует в обществе до сих пор, обесценивание труда простых людей. В-четвертых, автор гордиться русским мужиком, его терпеливостью и выносливостью.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
«Слово о полку Игореве»: краткая характеристика автора. «Слово о полку Игореве»: проблема, образ автора
«Слово о полку Игореве» — это памятник литературы Древней Руси, в котором описываются события 12 века. Множество споров ходило об этом произведении: о подлинности, о времени создания и о человеке, который создал его. Проблема автора в «Слове о полку Игореве», к сожалению, так и осталась неразрешенной. И Кириллу Туровскому, и князю Игорю приписывалось его создание. Однако это не означает, что будет лишена смысла характеристика автора. «Слово о полку Игореве» — произведение, о создателе которого все-таки можно сказать что-то вполне определенное. Этому и посвящена данная статья.
Краткая характеристика автора
«Слово о полку Игореве» создал писатель, оставшийся неизвестным. Однако мы можем говорить об образе автора. В произведении он просматривается довольно хорошо. Какова же характеристика автора? «Слово о полку Игореве» создал, безусловно, современник описанных в нем событий. Весьма вероятно, что он был одним из воинов князя Игоря. Однако мог быть и монахом, поскольку в то время они были одними из самых образованных людей. О том, что это мог быть один из приближенных князя, свидетельствует детальность и точность в изображении сражений. Еще один вариант — государственный деятель, которому было прекрасно известно о положении дел в государстве.
Широким историческим кругозором может быть дополнена характеристика автора. «Слово о полку Игореве» наполнено множеством экскурсов в историю, на основании чего и можно сделать такой вывод.
Автор прекрасно разбирается также в политических перипетиях времени, поскольку он явно понимает, каковы причины поражения князя Игоря, и знает, как можно оградить родину от посягательств кочевников. Создатель «Слова…» — образованный человек и настоящий патриот. Не подлежит сомнению такая характеристика автора. «Слово о полку Игореве» — произведение, исполненное патриотического духа. Являясь участником описываемых событий, автор не мог не отметить доблесть князя и его воинов. Он как будто вновь переживает поражение его войска и радуется тогда, когда князь возвращается домой.
Сочинение: Образ автора в «Слове о полку Игореве…»
Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Образ автора в «Слове о полку Игореве», в котором дается характеристика рассказчика, раскрываются особенности его повествования.
Самым популярным произведением древнерусской литературы по праву считается «Слово о полку Игореве». Оно же вызывает множество споров среди знатоков литературы. В частности, предметом спора является время написания произведения. Существует даже такая версия, что оно было написано в 18 веке и стилизовано под древнерусское произведение. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что это все-таки памятник древности и время его создания относится к началу 12 века.
Следующий вопрос, вызывающий споры, это автор «Слова». Некоторые из сторонников более современного происхождения произведения считают автором графа А. И. Мусина-Пушкина, нашедшего рукопись. Писатель В. А. Чивилихин отдает авторство самому новгород-северскому князю Игорю. Филолог А. Н. Ужанков придерживается другой версии. По его мнению, автором является участник похода, сопровождавший князя Игоря, а позже ставший монахом. Он даже называет его имя, это игумен Моисей. Как его звали в миру неизвестно. Литературовед установил, что его перу принадлежит и статья в Киевской летописи.
В произведении нет прямых указаний на должность, социальное положение автора. И все-таки, прочитав «Слово…» можно многое сказать о личности этого человека. Время, о котором говорится в произведении, имело свои особенности. Страна была раздроблена на княжества, что делало ее легкой добычей для врагов. Эту проблему поднимает автор, что говорит о его патриотизме. Он переживает за судьбу родины и призывает князей к объединению. Суждения автора близки народному мнению. Он старается быть правдивым в своем рассказе. Рассказчик занимает независимую позицию, описывая события и высказывая свое мнение.
Автор с уважением относится к князьям. Он признает их положительные качества, что отражается в тех определениях, которыми он их наделяет. Игорь, по его мнению «свет светлый», у него «храброе» войско. «Славный» и «могучий» Всеволод, брат Игоря, восхищает ратными подвигами. Вспоминает автор и «храбром Олеге». Он дает объективную оценку действиям князей, отмечая их достоинства и недостатки. Князь Игорь храбрый воин, он не боится смерти, умереть в бою для него честь. Недостатком князя является его тщеславие, он стремится к славе любой ценой. Князь нимало не заботится о жизни простого народа, не думает о том, чем обернется его поражение для страны. Этот факт говорит не в его пользу, так как человек, стоящий у власти несет ответственность за свой народ.
Мы может говорить об уме, образованности и творческой одаренности автора. Об этом свидетельствует язык «Слова…». Повествователь использует лирические отступления, такие художественно-изобразительные средства как сравнения, олицетворения, метафоры. В лирических отступлениях он вспоминает о других князьях, их деяниях, размышляет о судьбе Русской земли. Он хорошо ориентируется в исторических событиях, знает о стиле и результатах правления русских князей. Это говорит о его образованности и мудрости.
Автору близка народная поэзия. Он сравнивает Игоря и его братьев с соколами, с «молодыми месяцами». Когда пленили половцы князей, автор говорит, что «два солнца померкли». Плач Ярославны о муже на стене Путивля близок к обрядовой поэзии. Автор сравнивает ее с кукушкой, которая в славянской культуре является символом печали, тоски, несчастья. Княгиня готова птицей обернуться, полететь к мужу и омыть раны его.
Так же, как в произведениях фольклора, природа становится участницей событий. Солнце в день выступления в поход покрылось тенью, что предупреждало князя о плохом исходе. Игорь пренебрег знаком, данным свыше, и жестоко поплатился за это. Ярославна обращается за помощью к солнцу и ветру.
Узнав о пленении сыновей, князь Святослав говорит «золотой слово». Он восхищается их храбростью и силой, но корит за стремление «прошлую славу себе похитить». Он мечтал, что его сын, «великий князь Всеволод», займет место отца. Сыновья решили по-своему, не посоветовавшись с ним.
Когда Игорь возвращается на Русскую землю, автор вместе с народом радуется этому событию. Он славит Бога, желает здоровья князьям и их дружинам, которые борются за христиан. Это подтверждает то, что автор глубоко верующий человек.
Для автора Россия – это и земля, и природа, и народ. Он понимает, что безрассудный поход Игоря обернулся слезами жен и матерей, сиротством детей, разорением земли Русской. Половцы жестоко мстили за набег князя Игоря. Автор находит слова, чтобы выразить свои чувства, вызванные горестными событиями. Читая произведение, чувствуешь ту боль, сожаление, безысходность, которые он испытывал, говоря о поражении Игорева войска. Становится понятно, что он активный участник событий, обо всем знает не понаслышке. Автор переживает за судьбу родины, хочет, чтобы она стала сильным государством.
Темы, которые поднял автор «Слова о полку Игореве» нашли отражение в более поздних произведениях искусства. Любовь к Родине стала неотъемлемой темой русской литературы.
Отношение автора к войне
Размышляя о стране, он обращается к ее прошлому для того, чтобы понять настоящее. «Слово…» — это последовательное повествование об одном трагическом эпизоде, относящемся ко времени войны с половцами. Эта война, казалось бы, была просто одной из множества других, которые русские князья вели за независимость, сражаясь с кочевниками. Однако автор «Слова…» рассматривает ее как очень важное событие для Руси. Он призывает русских князей объединиться, поскольку лишь так можно победить врага. Голос истинного патриота звучит в этом призыве. Это человек, желающий своей родине мира и благоденствия.
Монах или нет?
Многие летописи создавались в средние века иноками. Предположение о том, что и «Слово о полку Игореве» тоже было создано в монастырских стенах, вызывает сомнения из-за отсутствия каких-либо цитат из священных книг. Символика произведения, состоящая в основном из образов природы, может быть рассмотрена, скорее, как языческая, чем как христианская.
Сам тон произведения, местами неистовый и возмущенный, вряд ли можно приписать православному монаху. Скорее всего, он был всё же человеком мирским и к тому же довольно знатным, который мог себе позволить критику в сторону высокопоставленных особ. Глубокие познания автора в сфере военного дела наводят на мысль о его причастности к военному сословию. Автор разбирается не только в отечественном оружии и обмундировании, но и в зарубежном. Это видно из описания воинов русской и половецкой армий.
«Слово о полку Игореве»: описание предзнаменований
Дальнейший рассказ о предвещающих трагический исход грозных знамениях представляет резкий контраст всему этому. Автор описывает тревожное поведение животных, раздающиеся в ночной тишине необычные зловещие звуки, солнечное затмение. Он будто снова переживает все эти события. Автору хочется предупредить князя о предстоящих несчастьях. Несмотря на то, что далее рассказывается о победе, принесшей богатые трофеи русским, автор снова возвращается к описанию грозных предзнаменований: «черные тучи с моря» и «кровавые зори» пророчат беду.
Новое сражение
Русские воины перегородили дорогу идущей на них неприятельской рати. Рассвет, своим алым цветом напоминавший цвет крови, предвещал трагический исход сражения. Здесь автор делает философское отступление, высказывая своё сожаление по поводу того, что новое поколение русских людей плохо знает историю родной страны.
В качестве нравоучения он приводит пример из истории, когда многочисленные междоусобные войны, развязываемые в былые времена князем Олегом Вещим, принесли Руси огромные страдания, так как ослабили её, позволив врагам совершать успешные набеги на Русь. И на этот раз сбылись пророчества, которые совершала природа, предостерегая русских воинов от неудачи на бранном поле. После жестокой кровопролитной битвы войско Игоря и Всеволода оказалось разгромленным, а сами главные герои «Слова о полку Игореве» попали в плен.
Возвращение Игоря
Автор торжественно описывает возвращение Игоря в Киев. Он говорит, что для всех это большая радость. Ни слова упрека не слышится в его словах. Характеристика Игоря из «Слово о полку Игореве» лишена негативных оценок. Автор понимает, что причина того, что лучшие из князей не в состоянии одержать победу, не в них самих, а в разобщенности князей. Игорь — воплощение различных княжеских доблестей, какого бы осуждения он ни заслуживал. Характеристика Игоря из «Слово о полку Игореве», данная автором, просто не может быть другой в силу огромного патриотизма создателя произведения. Вместе с народом он прощает ошибки князя и поет ему славу, благодарит за то, что тот не пожалел себя, когда отправился бить врага. Талантливый повествователь, создавая свое произведение, думал о будущем. Он предполагал, что неудача, постигшая Игоря, послужит хорошим уроком князьям, и они осознают необходимость объединения в единое государство раздробленных русских княжеств.
Реальные события
В 1184 году к южным границам Древней Руси подошли половцы. Киевский князь Святослав, опытный правитель и полководец, нанес поражение чужакам. Князю Новгорода-Северского, Игорю, пришлось не по душе, что он не смог поучаствовать в разгроме половецкой орды. Именно поэтому спустя год, в 1185-ом, он решил отправиться в собственный поход, ища сражений и побед в них. Князь хотел собственными силами дойти до берегов Черного моря, которое уже почти век было закрыто от русичей половецкими землями. С Игорем отправились его сын Владимир и племянник Святослав.
Впрочем, поход завершился весьма и весьма печально. Часть дружины была уничтожена половецкими отрядами, часть бежала. Все князья попали в плен: впервые за всю историю русской государственности.
Спустя время Игорю удалось с помощью половца бежать из плена и вернуться в свой родной город.
Талант автора
Остается неясным то, как автор смог передать столь точно события, разворачивавшиеся в разных местах одновременно. Это можно объяснить лишь его невероятным талантом. Автор «Слова…» оставил потомкам грандиозное произведение, которое проливает свет на события давно минувших дней. Сквозным образом является образ земли русской, дорогой и близкой его сердцу. Автор смотрит на нее будто с высоты птичьего полета. Всю русскую землю охватывает его взгляд. Все надежды, все мысли создателя «Слова…» связаны именно с ней. Таков образ автора «Слова о полку Игореве», который, безусловно, мыслил очень широко.
Начало произведения
Автор говорит о цели написания поэмы. Он хотел передать исторические события как можно лаконичнее, обращая внимание только на существенные факты. Автор противопоставляет свой литературный стиль стилю древнего сказителя Баяна, язык которого был чересчур вычурным.