О чем фамусов сокрушается в 10 явлении
Краткое содержание комедии «Горе от ума» Грибоедов
А.С. Грибоедов известен как создатель одного литературного произведения, но его комедия «Горе от ума» внесла большой вклад в развитие русской драматургии и реалистического направления литературы.
Служанка Лиза спит в гостиной перед спальней своей барышни Софьи. За дверями музицируют. Лиза просыпается и стучится к хозяйке, напоминая, что ее возлюбленному пора уходить. Девушка переводит часы, чтобы устроить шум.
Входит Павел Афанасьевич Фамусов, отец Софьи. Он расспрашивает служанку о странных звуках музыки. Лиза выгораживает хозяйку и сочиняет, что та всю ночь читала по-французски, заснув только под утро.
Барин заигрывает со служанкой, но девушка напоминает ему, что это неприлично.
Выходят Софья и секретарь Молчалин. Барышня сердится на служанку, а та торопит влюбленных разойтись. Софья сокрушается, что придется ждать целый день новой встречи. Входит Фамусов.
Все врут хозяину дома о причине, почему они оказались так рано в одном месте. Молчалин заглянул после прогулки, услышав голос хозяина и торопясь начать бумажные дела. А Софья внезапно проснулась, услышав голос батюшки, прервавший прекрасный сон о дорогом ей человеке.
Фамусов журит дочь и ругает Молчалина.
Лиза предостерегает барышню от ночных встреч, боясь, что отец узнает и посадит девушку под домашний арест.
Служанка приводит в пример бывшего поклонника Софьи, Чацкого. Но барышня воспринимает его только как друга детства и шутника. Зато она с восторгом рассказывает служанке о прекрасной натуре Молчалина.
Слуга объявляет, что к Фамусовым пожаловал с визитом Чацкий.
Чацкий приехал из-за границы и очень торопился, преодолев за двое суток больше 700 верст (≈750 км). Он очарован повзрослевшей Софьей, но удивлен прохладным приемом. Софья не разделяет ностальгических воспоминаний Чацкого об их детстве.
Чацкий хочет узнать, не влюблена ли Софья, она уклоняется от ответа.
Гость язвительно расспрашивает обо всех московских знакомых.
Входит глава дома, чтоб встретить Чацкого, а Софья покидает их.
Фамусов журит Чацкого за то, что не писал три года, хочет знать подробности его путешествий. Чацкому не до этого: он так очарован красотой Софьи, что говорит об этом даже Фамусову.
Фамусов ломает голову, о ком из молодых людей был сон Софьи.
Фамусов планирует, кому нанесет визиты в ближайшие недели. Как уважаемого человека, его зовут и на крестины, и на похороны, и на торжественные обеды.
Входит Александр Андреевич. Видя повышенный интерес к Софье, Фамусов предлагает Чацкому для начала послужить отечеству, а уж потом думать о семье. Чацкий критикует желание людей выслуживаться. Фамусов раздражается на революционные речи гостя: «Он вольность хочет проповедать. Да он властей не признает. И знать вас не хочу, разврата не терплю».
Фамусов грозит Чацкому судом за его вольнодумные взгляды и просит при полковнике Скалозубе не критиковать общество.
Чацкий озадачен возможным сватовством Скалозуба. Его интересует, есть ли у Софьи жених.
Скалозуб и Фамусов говорят о военной службе и женитьбе, о современных нравах и красотах Москвы. Чацкий замечает, что свет живет устаревшими ценностями и подавляет молодежь: «Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!»
Фамусов сердится на Чацкого и спешит уйти.
Скалозуб хвалит Чацкого за то, что тот заметил в московских барышнях чрезмерную страсть к военным.
Софья, увидев в окно, как Молчалин упал с лошади, падает в обморок.
Скалозуб ругает нерадивого всадника, а Чацкий подмечает чрезмерную реакцию девушки.
Чацкий дает советы Лизе, как вывести барышню из обморока. Он удивляется от излишней взволнованности Софьи и посмеивается над Молчалиным.
Входит Молчалин, извиняясь за то, что разволновал Софью. Девушка рассказывает, что ее не напугало бы собственное падение, а вот за других она всегда переживает. Чацкий видит двусмысленность фраз обоих и уходит.
Софья любезно приглашает Скалозуба присутствовать на вечернем торжестве.
Молчалин на переживания Софьи уверяет, что с ним все в порядке. Лиза предлагает секретарю не афишировать травму, чтоб его не высмеяли.
А Софье советует быть любезнее с Чацким, чтоб скрыть компрометирующие моменты. Молчалин считает, что София и так слишком многое открыла, и это может навредить им.
Когда Софья уходит, Молчалин становится живее и заигрывает с Лизой, обещая ей подарки и украшения. С Софьей у него отношения поневоле, так как он служит в ее доме.
Софья зовет секретаря. Лиза удивляется прихотливости судьбы: хозяйке нужен Молчалин, секретарь волочится за ней, а ей вообще нравится буфетчик Петр.
Чацкий извиняется за то, что пренебрежительно отзывался о Молчалине. Софья хвалит его скромность, услужливость и добрый нрав. Чацкий видит в этом жалость, а не любовь и уважение. О Скалозубе девушка говорит, что он «герой не ее романа».
Служанка сообщает о приходе Молчалина. Софья торопливо покидает Чацкого, ссылаясь на парикмахера.
Чацкий догадывается, что предмет увлечения Софьи – Молчалин. В беседе Чацкого с Молчалиным выясняется, насколько мелки интересы секретаря и как он зависим от мнения вышестоящих.
Чацкий оскорблен выбором Софьи: «С такими чувствами, с такой душою
Любим. Обманщица смеялась надо мною!»
Слуги суетятся, готовя дом к приему гостей. Сообщают о приезде Натальи Дмитриевны с супругом.
Чацкий и Наталья Дмитриевна обмениваются комплиментами, женщина представляет «прелестного мужа», который чуть не стал комендантом Москвы.
Платон Михайлович, муж Натальи Дмитриевны – давний приятель Чацкого. Он изменился после женитьбы. Теперь он полностью под опекой жены, которая бережет его от всего: от сквозняка, от скачек, от деревенской жизни, от службы. От этого он захирел. Чацкий пытается расшевелить его воспоминаниями о прошлом.
Князья Тугоуховские, приехавшие на вечер, обсуждают Чацкого. Выяснив, что он не богат, теряют к нему интерес как к потенциальному жениху их дочерей.
Молодая графиня Хрюмина интересуется у Чацкого, не женился ли он, путешествуя за границей. Чацкий отшучивается.
Входят гости, включая Загорецкого – человека с сомнительной репутацией, которого то хвалят, то ругают, но все принимают. Загорецкий отдает Софье билеты на спектакль, на который трудно попасть.
Старая графиня Хлестова жалуется, что ей тяжело посещать званые вечера. Она хвалится тем, что Загорецкий достал ей в служанки чернокожую девушку. Старушка считает его услужливым, но мошенником.
Хозяин дома приветствует своего приятеля Скалозуба.
Фамусов знакомит Скалозуба с Хлестовой, что не нравится старушке. Молчалин сглаживает неприятный для нее момент: любезно подает карту и хвалит собачку.
Чацкий с иронией хвалит услужливость Молчалина, который становится похожим на Загорецкого. Софья видит за этим злой характер Чацкого.
Софья в беседе с господином N вскользь замечает, что у Чацкого есть признаки сумасшествия. Девушка осознает, что сейчас эта новость разлетится среди гостей.
Господа N и D обсуждают новость о сумасшествии Александра Андреевича и собираются расспросить других об этом.
Загорецкий тут же сочиняет, что Чацкий якобы сидел в сумасшедшем доме, а сейчас отпущен.
Графиня-внучка подтверждает: ей тоже показалось, что Чацкий повредился рассудком.
Внучка хочет передать новость бабушке, но у той заложило уши.
Услужливый Загорецкий готов растолковать старушке новость, но бросает эту затею. Но та услышала, что речь о Чацком.
Глухая старушка-графиня пытается выведать о Чацком у такого же глухого Тугоуховского. Она приходит к выводу, что Чацкий – злодей, и его надо посадить в тюрьму.
Гости подхватывают мысль о сумасшествии Чацкого, тут же перевирая его реплики и находя в них доказательство. Даже Платон Михайлович предпочитает верить большинству, а не себе. Фамусов находит и причину недуга: «По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз».
Подоспели сплетни, что Чацкий чрезмерно пил, но главная причина безумия – от книг и образования.
В гостиную входит Чацкий, еще не знающий, что он «сумасшедший».
Пока он с грустью рассуждает о Москве, которая поклоняется всему иностранному, теряя своеобразие и пренебрегая своим народом, все расходятся.
Внучка Хрюмина ворчит, что у Фамусовых собирается скучная публика. Она и бабушка уезжают.
Платон Михайлович жалуется, что ему скучно на балу, но он вынужден это терпеть из-за жены. Мужчина сожалеет о женитьбе.
Чацкий приходит к выводу, что его ожидания от встречи с бывшим кругом знакомых не оправдались. Он ни в ком не нашел ни участия, ни искренности.
В дверях Чацкий сталкивается с давним знакомым, Репетиловым. Тот весь вечер провел в Английском клубе на секретном собрании, зовёт туда же Чацкого. Репетилов превозносит ум Чацкого, а о себе говорит в уничижительном тоне, ругая себя за пристрастие к светским развлечениям.
Чацкий уходит в комнату для швейцаров. Репетилов переключается на нового собеседника, зовёт Скалозуба в гости. Также он жалуется на женитьбу, от которой не получил никакой выгоды, несмотря на старания.
Теперь Репетилов беседует с Загорецким. Тот делится новостями о сумасшествии Чацкого, но Репетилов отказывается верить.
В холл спускается большая часть гостей. Загорецкий просит всех подтвердить, что Чацкий безумен. Все княжеское семейство, Хлестова, Молчалин уверяют, что это правда. Репетилов решает поверить большинству.
Репетилов жалеет Чацкого, а Хлестова уверена, что его можно вылечить.
Никто не откликнулся на приглашение Репетилова, поэтому он в одиночестве покидает дом Фамусова.
Чацкий, переждав отъезд гостей, выходит в холл. Он удивлен, что о нем говорили с такой злостью. Со второго этажа раздается голос Софьи, зовущей Молчалина. Чацкий решает понаблюдать за происходящим, спрятавшись за колонну.
Лиза отправлена барышней секретно разбудить Молчалина. Софье померещился Чацкий, но служанка уверена, что тот уже уехал домой.
Молчалин снова признается Лизе в страсти, сетуя, что не чувствует того же к Софье. Лиза пытается образумить Молчалина.
Софья, услышав гадкие подробности, выходит из укрытия. Молчалин бросается на колени, пытается оправдать все неудачной шуткой, но Софья уже не верит и велит ему покинуть дом.
Появление Чацкого шокирует всех присутствующих, Молчалин сбегает к себе.
Чацкий раздавлен тем, что Софья предпочла ему такого низкого малодушного человека. Но Софья также в отчаянии от раскрывшегося обмана.
Внезапно врывается Фамусов. Отец корит дочь: сначала назвала Чацкого сумасшедшим, а сейчас тайком с ним встречается. Так Чацкий понимает, что автор сплетен – сама Софья.
Отец шумит и грозится запереть дочь в провинции у тетки.
Чацкий укоряет Софью за то, что она играла его чувствами: «Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?»
Чацкий покидает дом Фамусова и Москву.
Фамусов, не понявший ничего из горестной речи Чацкого, лишний раз убеждается, что тот сошел с ума.
Приехавший из-за границы Чацкий видит, как устаревшие взгляды и ценности тянут назад российское общество. Все прогрессивное отвергается, книги и образование считаются опасными, любые новые мысли расшатывают сложившиеся традиции. «Фамусовское общество» оказывает влияние и на все молодое поколение. Молчалин выслуживается и угождает начальству, Чацкому навязывается мысль «поучиться у отцов» и заняться гонкой за богатством, титулами и покровительством высоких особ. Показательно, что единственного, кому видны изъяны общества, объявляют сумасшедшим. Чацкий одинок в своих взглядах, социум не готов принять его прогрессивные идеи. Поэтому герой снова покидает московский свет и уезжает за границу.
Письменный анализ 7-10 явлений, 1 действие (Грибоедов А. С.)
1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? Как ведёт себя Чацкий в диалоге с Софьей? Хочет ли он кого-либо обидеть на самом деле?
Чацкий много путешествовал и учился. Он вернулся в Москву, потому что истосковался по отечеству, каким бы отталкивающим своими нравами оно не было. В доме Фамусова он провёл большую часть своего детства и отрочества:
Чацкий влюблён в Софью, дочь Фамусова, ещё с того времени.
Он спешил в их дом именно к девушке, веря, что её чувства к нему по-прежнему взаимны:
Чацкий возбуждён и воодушевлён долгожданной встречей, он гораздо более многословен, чем Софья. Он открыто показывает все свои душевные порывы (“с жаром целует руку”), очень доверительно вспоминает их старых общих знакомых, над которыми раньше они подшучивали вместе. Он ожидал снова встретить свою единомышленницу, понимающую проблемы Московского общества и также, как и он, относящуюся к этим порокам с лёгкой добродушной насмешкой. Чацкий никого не хотел обидеть:
Его слова кажутся Софье колкими и обидными только потому, что она изменилась, стала больше умом и сердцем принадлежать обществу Фамусова, разделять его взгляды. Особенно резкой её реакция стала, когда Чацкий в разговоре задел Молчалина — нынешнего возлюбленного Софьи.
2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?
Софья отвечает Чацкому холодно и односложно, держится с ним “ в строгом чине”. Она не испытывает такой же радости и воодушевления от встречи с ним, какую испытывает Чацкий. Их прошлые чувства Софья называет дружескими, ребячеством. За время странствований Александра она влюбилась в Молчалина. Она с некоторым осуждением относится к Чацкому, его манере речи и общения: он способен только всех смешить, он высокомерен и горд, его скука от московских нравов непонятна Софье. В их разговоре с Лизой (5-ое явление) чувствуется скрытая обида на молодого человека:
3. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова? Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он чужой?
Чацкий приехал неожиданно для всех обитателей Фамусовского дома: “Ну выкинул ты штуку! Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков”. Он пока не понимает, что стал чужим в этом родном с детства доме: он всему рад, общается и шутит как ни в чём не бывало, восхищается похорошевшей Софьей. Он тосковал по родным краям и людям: “Жить с ними надоест, и в ком не сыщещь пятен? Когда ж пространствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!”, но не ожидал, что странствия сделают его чужеродным и опасным для устоев московского света.
4. Что значит реплика Софьи: “Ах, батюшка, сон в руку”? Фразеологизм “сон в руку” используют, когда происходящие в реальности события похожи на события, произошедшие во сне. Реплика Софьи отсылает нас к её сну накануне, в котором Фамусов мучил милого ей человека, разлучал её с ним. Софья произносит эту фразу, чтобы отвести подозрения отца от Молчалина: он будет устраивать больше препятствий Чацкому, нежели настоящему возлюбленному Софьи.
Письменная работа по 1 действию пьесы «Горе от ума»
1. Итак, возникает ли конфликтная ситуация в I действии? Если возникает, то какой это конфликт: любовный, общественный, морально-нравственный?
2. Какова же роль I действия комедии “Горе от ума”?
Первое действие представляет собой экспозицию комедии “Горе от ума”. Сначала читателю показывают картину размеренной жизни Софьи, Фамусова и других обитателей их дома до приезда Чацкого. Мы знакомимся с характерами героев, историю их отношений друг с другом и с Чацким. Многое в Фамусовском доме строится на лжи: дочь скрывают от отца любовь к человеку без высокого чина и встречи с ним, Лиза покрывает свою барыню, Фамусов скрывает от дочери своё увлечение молоденькой служанкой, Молчалин обманывает своего покровителя (да и перед Софьей его совесть не чиста, как мы узнаем впоследствии).
В первом действии читатель узнаёт, что Софья тоже была неравнодушна к Чацкому, но если ей было достаточно любви, то молодой человек стремился к знаниям и переменам, из-за чего покинул возлюбленную. Пространство и время комедии как бы обретает трёхмерность и объём: мы видим, что причины конфликтов (любовного и, впоследствии, социального) лежат гораздо глубже плоскости настоящего.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Литературное произведение — «сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент». Драматическое произведение «живет» благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя.
На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Но вот, что интересно во втором действии очень много монологов. Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами. Перед эпизодом, который я анализирую — монолог Фамусова, он раздражен приездом Чацкого.
Раньше он называл его «сорванец», от него никогда не знаешь чего ждать. В предыдущем явлении Фамусов пытался упорядочить свою жизнь и как-то успокоить ее, перелистывая календарь, на страницах которого жизнь протекает между рождением, едой и смертью. Успокоив себя таким образом Фамусов встречает Чацкого даже гостеприимно «А! Александ Андреич, просим.
Садитесь-ка». Однако Чацкий чуткий и проницательный человек, он сразу чувствует настроение Фамусова «Вы что-то невеселый стали», — говорит он ему. Фамусов продолжает делать вид, что он гостеприимный хозяин и рад Чацкому. Фамусов успокаивается после реплики Чацкого о сватовстве «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?».
Он понимает, что на сию секунду он хозяин положения и начинает наступать, назидая Чацкого. Фамусов чувствует, что имеет право учить Чацкого. «Сказал бы я во-первых: не блажи. Имением, брат, не управляй оплошно, а главное, подит-ка послужи».Фамусов не просто учит, а выдвигает два условия: «подит-ка послужи», «не будь гордецом». Монолог Фамусова — пример наступательной речи. Он не вспоминает «былое, доброе время».
Он навязывает Чацкому свой образ жизни. «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы как делали отцы? Учились бы, на старших глядя». Предложения в монологе исключительно восклицательные и риторические вопросы, то есть Фамусов не ожидает ответа от своего собеседника.
Чацкий начинает обороняться, но достаточно спокойно, но при этом выражает, с точки зрения Фамусова, вредные революционные идеи. Он защищается от того образа жизни, который собой олицетворяет Фамусов. Он не желает «гнуть шею», «брать лбом», «плести лесть кружев», «надевать личину усердия к царю» и «жертвовать затылком», чацкий защищается от морали, которая ему навязана, он не проповедует революцию, и вообще не хочет быть в мире с Фамусовым: «Длить споры не мое желанье», Чацкий не собирается «оскорблять ушей» отца Софьи. В этом явлении тот Чацкий, которого не видят в комедии, его реплики это всего лишь следствие молодого и пылкого нрава. У него нет другого выхода, он просто не может молчать.
Чацкий пожил в другой обстановке, с другими людьми, с другими мыслями, он не наивный человек и прекрасно понимает, что Фамусова не переделать, он лишь дает понять, что имеет другие взгляды. Однако, это явление знакомит читателя с наивным Чацким, который считает, что «век минувший уже отжил», «нынче смех страшит…» Этот эпизод помогает читателю по-настоящему понять характер Чацкого и идею комедии.
Диалог Фамусова с Чацким
Всякая комедия, как вид драматического произведения, предназначена для постановки на сцене. Следовательно, чтобы понять комедию лучше, чтобы разобраться в ее ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить себе все лица, все диалоги и положения в соответствии с условиями сцены, в соответствии с развивающимся на сцене драматическим действием.
Читая комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», мы видим стройную систему развивающихся по единому внутреннему плану комических и не комических событий, в которых и через
которые выступают перед нами общественные нравы, общественная жизнь, господствующие идеи и самые разнообразные жизненные типы.
Чтобы понять, в чем заключается сущность конфликта между Чацким и Фамусовым, следует обратиться ко второму явлению второго действия. Именно здесь между Чацким и Фамусовым завязывается диалог, исполненный большого драматического напряжения. Сталкиваются герои, думающие о разном и по-разному. В начале разговора Чацкий говорит о Софье и только о Софье:
Уж Софье Павловне какой
Не приключилось ли печали?
У вас в лице, в движеньях суета.
Фамусов, имеющий свои
планы относительно Софьи и боящийся Чацкого как возможного претендента на ее руку, о Софье с Чацким как раз меньше всего желает говорить. Он старается увести от этой темы:
Ах! батюшка, нашел загадку,
Не весел я. В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку!
Чацкий точно не понимает Фамусова или не хочет понять. Мысль о Софье у влюбленного Чацкого — навязчивая идея. Он снова ведет речь о ней:
Никто не приглашает вас;
Я только что спросил два слова
Об Софье Павловне: быть может, нездорова?
Упорство Чацкого в избранной им теме приводит Фамусова в сильнейшее раздражение и гнев:
Тьфу, господи прости! пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
То Софьи Павловны на свете нет пригоже,
То Софья Павловна больна.
Скажи, тебе понравилась она?
Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?
Постепенно диалог между Чацким и Фамусовым становится все более острым. Словесная дуэль вокруг Софьи перерастает в столкновение воззрений, идей, нравственных понятий. Столкновение на личной почве делается по своему характеру столкновением политическим и мировоззренческим. Но резкая печать личного остается на этом споре и тогда, когда он становится совсем не личным. Тема Софьи отнюдь не исчезает вовсе: она уходит только в глубочайший подтекст. Именно этим объясняется предельная горячность спора и крайняя запальчивость спорящих.
Споря с Чацким, защищая свой взгляд на вещи и свои идеалы, Фамусов еще больше, чем в сцене с Петрушкой, высказывает всю ретроградность и своих взглядов, и своих идеалов. Его рассказ о Максиме Петровиче, который «на золоте едал» и, когда было нужно, перед императрицей «отважно жертвовал затылком», открывает для Чацкого возможность страстной отповеди, позволяет ему проявить всю силу и остроту ума:
Свежо предание, а верится с трудом.
Чацкий открыто издевается над идеалами Фамусова:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…
Слова Чацкого о смехе Фамусов, должно быть, принимает особенно близко к сердцу. Смех действительно страшит его больше всего. Недаром, когда Чацкий начинает иронизировать над ним и над его идеалами, гнев и раздражение Фамусова переходят всякие границы. Все, что он теперь говорит, он говорит вне прямой зависимости от слов Чацкого:
Ах! боже мой! он карбонари!
Что говорит! и говорит, как пишет!
Он вольность хочет проповедать!
Да он властей не признает!
В кульминационный момент сцены Фамусов совсем уже перестает слушать что-либо. Грибоедов это оговаривает специальной ремаркой. Ремарка дается тогда, когда слуга объявляет о приходе Скалозуба, ведь это Скалозуба прочит Фамусов в женихи своей дочери, это его он поджидал с радостью и нетерпением. Но когда тот явился, он «ничего не видит и не слышит».
Важное место во втором явлении II действия занимает монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний» и «век минувший». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова, — это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может. Конечно, Чацкий молод, горяч и увлекается тем, о чем говорит. Наивность Чацкого не в том, что он пространно объясняется с Фамусовым, пытаясь убедить его в верности своих мыслей, а прежде всего в том, что он считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо.
Как опровержение этой иллюзии Чацкого появляется Скалозуб. Он немногим старше Чацкого, но является ярым защитником «века минувшего». Чацкий, слыша, что его «жалеют» союзники в споре Фамусов и Скалозуб, не может сдержать негодования. Монолог «А судьи кто?…» рожден протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба! Сдержанность оставляет героя, и он открыто вступает в конфронтацию с людьми, которые являются «столпами» общества, резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».
Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого» подражанья иностранцам. Намекая на французов-иностранцев, живших в богатых дворянских домах, он говорит:
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Обрушиваясь на «отцов отечества», которых следует принять за образцы, Чацкий критикует крепостнические порядки, которые способствуют безнаказанности правящих кругов: обмен и продажу крепостных слуг, бесчеловечное отношение к крепостным детям. Отстаивая свободу мыслей и мнений, Чацкий признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.
Таким образом, вслушиваясь в диалог двух героев: Фамусова и Чацкого, мы видим конфликт двух поколений. Фамусову, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий, передовой человек «века нынешнего». Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, умного, проницательного, с высокими идейными убеждениями, с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого, крушением его надежд на личное счастье. Оценивая роль Чацкого в комедии «Горе от ума», И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «…Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участия», то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увозя с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацкого — терзаний от всего: от «ума», а еще более от «оскорбленного чувства».