О чем эта петербургская повесть
«Медный всадник» (А. Пушкин)
Цитата: «Люблю тебя, Петра творенье. ».
История создания
В основе произведения — подлинная история наводнения, которое произошло в Петербурге осенью 1824 г.
Образ ожившего памятника, по всей видимости, взят из городских легенд. По одной из них, Александр I собирался вывезти Медного всадника из Петербурга. Но один из придворных остановил императора, рассказав свой сон. В этом сне Медный всадник скакал по петербургским улицам, укорял императора за беспорядки, но обещал, что пока он (Медный всадник) в Петербурге, ничего плохого не случится.
Возможно также, что Пушкин использовал в своём материале идею ожившего памятника из «Дон Жуана».
Проблематика:
Медный всадник (памятник Петру I) работы Этьена Мориса Фальконе на самом деле сделан из бронзы.
Откуда же название — «Медный всадник»? Разумеется, Пушкин сознательно пошёл на искажение фактов. Медь имеет красноватый оттенок, что придаёт «кровавость» образу императора. Кроме того, медь лишена благородства бронзы — это простой металл.
Евгений и его маленький бунт ничем не мешают ходу истории, но этот герой по замыслу Пушкина погибнет под копытами абсолютизма. Власть, безразличная к человеку в решении задач государственной важности, становится кровавой и лишается благородства.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: «Медный всадник» принято называть поэмой, хотя сам Пушкин дал этому произведению подзаголовок «Петербургская повесть». При этом исследователи отмечают жанровую неоднородность «Медного всадника»: как и в «Капитанской дочке», в этой поэме Пушкин органично переплёл семейный быт с историей.
Время и место действия: Действие происходит в 1824 г. в Петербурге.
Действующие лица
Краткое содержание
В начале поэмы Пётр I стоит на берегу Невы и думает о городе, который построит здесь. Город этот призван стать окном в Европу, чем-то принципиально новым и прекрасным.
Сто лет спустя леса и болота исчезают, и их сменяет красивый город Петербург.
Ноябрь выдался холодным, влажным. Бедный чиновник Евгений возвращается в своё скромное жилище в небогатом районе, ложится спать, но не может уснуть. Он скучает по своей невесте Параше, которую ещё несколько дней не сможет увидеть: идут дожди, и с Невы сняли мосты. Евгений размышляет, как женится и будет жить с супругой счастливо. Эти мысли радуют его: Евгений успокаивается и засыпает.
На следующий день происходит катастрофа. Нева вышла из берегов и затопила Петербург. Люди оценивают это как Божью кару.
Евгений, мокрый, потерявший шляпу, сидит на мраморной статуе льва возле крыльца богатого дома и смотрит на противоположный берег Невы. Там его любимая со своей матушкой. Что с ними? Евгений как будто зачарован. За ним высится памятник Петру I — Медный всадник.
Наконец стихия утихла, и Евгений отправляется на лодке на другой берег Невы. Он спешит к невесте, но не может узнать привычных улиц: всё изуродовано наводнением, вокруг — тела мёртвых. А дома его любимой попросту нет: он смыт водой. Евгений потрясён: он сходит с ума и хохочет.
На следующий день город уже приведён в порядок, жизнь восстановлена. Но жизнь Евгения разрушена. Он всё время слышит шум бури, бродит по улицам месяцами, спит на пристани, питается чем бог пошлёт. Дети бросают в него камнями, кучеры гоняют плетью, но Евгений ничего не чувствует.
Когда наступает осень, Евгений вдруг живо вспоминает ужасные события прошлого года. Он бродит и обнаруживает дом с мраморными изваяниями львов. Евгению неожиданно всё становится понятно. В гневе и волнении он грозит памятнику Петру I. И тогда Евгению кажется, что памятник глядит на него. Он убегает, слыша за собой топот медных копыт: Евгений думает, что памятник гонится за ним. Всю ночь Евгений убегал от памятника. С того времени, если вдруг Евгений оказывался на площади, он всегда снимал картуз, чтобы продемонстрировать изваянию уважение.
К маленькому островку на взморье иногда причаливают рыбаки. Они-то и обнаружили смытый при наводнении пустой домик, а у его порога — труп Евгения. Рыбаки хоронят страдальца.
Экранизация
«Осень» (СССР, 1982; мультфильм).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кому адресованы строки «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид»? Поясните.
Ответ. Городу Петербургу. «Петра творенье» — потому что город возвели в соответствии с распоряжением императора Петра Великого.
Что представляет собой Медный всадник?
Ответ. Памятник Петру I, который стоит на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Название памятник получил благодаря поэме А. С. Пушкина (на самом деле он изготовлен из бронзы). Медный всадник стал важным элементом так называемого «петербургского текста» (см. романы Ф. М. Достоевского «Подросток», Андрея Белого «Петербург»).
Как называется троп, в котором для обозначения целого явления применяется название его части («Все флаги в гости будут к нам»)?
Петербургские повести
Микропересказ : Цикл показывает все стороны жизни Петербурга, его великолепие, за которым скрывается нищета. В повестях цикла рассматривается проблема «маленького человека», нищего и всеми унижаемого.
Невский проспект
Петербург. Двое приятелей, художник и поручик, пришли на Невский проспект, чтобы пофлиртовать с девушками.
Поручик Пирогов отправился за хорошенькой блондинкой, которая оказалась немкой и женой немца-жестянщика. Пирогов заказал у жестянщика шпоры, принялся наведываться в мастерскую и ухлёстывать за блондинкой.
Немка оказалась очень глупа и не поняла, чего хочет от неё поручик. Тогда Пирогов постарался застать блондинку одну и начал распускать руки. За этим его застукал жестянщик с приятелями и сильно избил. Помятый Пирогов хотел пожаловаться на них генералу, но потом передумал и с лёгким сердцем отправился на вечеринку.
Однажды утром за завтраком цирюльник обнаружил в свежеиспечённом хлебе нос майора Ковалёва, которого брил дважды в неделю. Испуганный цирюльник попытался выбросить нос в Неву и был арестован квартальным надзирателем.
Тем же утром майор Ковалёв обнаружил, что его нос пропал. Майор решил заявить о пропаже носа и отправился к начальнику петербуржской полиции. По дороге он увидел свой нос в мундире высокопоставленного чиновника. Ковалёв попытался вразумить его и вернуть на законное место, но нос притворился, что ничего не понял, и снова удрал от Ковалёва.
Все старания Ковалёва вернуть нос ни к чему не привели. В конце концов, нос ему вернул квартальный надзиратель, арестовавший цирюльника. Нос ещё долго не хотел прирастать на место, а тем временем эта странная история разошлась по всему Петербургу.
Портрет
Молодой и талантливый художник Чартков купил в дешёвой лавке портрет старика со страшными, словно живыми глазами. В портрете обнаружился тайник с золотыми монетами. Вместо того чтобы употребить найденное богатство на совершенствование своего мастерства, Чартков стал модным портретистом.
Много лет он рисовал шаблонные портреты людей из петербуржского высшего света, пока, наконец, не обнаружил, что утратил свой талант и мастерство. Чартков начал завидовать талантливым художникам, скупать и уничтожать их картины, на что потратил все накопленные богатства. Зависть свела Чарткова с ума, и он умер от припадков бешенства и скоротечной чахотки.
Впоследствии выяснилось, что талантливый художник-самоучка написал этот портрет с богатого ростовщика, деньги которого делали людей завистливыми, жадными, ревнивыми. Когда ростовщик умер, его душа переселилась в портрет, который негативно влиял на всех владельцев, сводя их с ума.
Записки сумасшедшего
Мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщев работал в некоем департаменте и ездил домой к директору чинить для него перья, чем очень гордился. Поприщев был влюблён в хорошенькую дочь начальника Софи и верил, что и девушка к нему неравнодушна. К тому же он был честолюбив и мечтал дослужиться до генерала.
Однажды Поприщев узнал, что Софи влюблена не в него, а в красавца камер-юнкера. Из-за неудовлетворённых мечтаний и амбиций душевное здоровье Поприщего начало ухудшаться. Сначала ему казалось, что он понимает разговоры собак, а потом он вообразил себя королём Испании.
В конце концов, Поприщев попал в приют для сумасшедших, где ему обрили голову и подвергли мучительным пыткам. Несчастный безумец не понимал, где находится, и считал, что попал в лапы испанской инквизиции.
Шинель
Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный и всеми унижаемый чиновник лет пятидесяти, обнаружил, что его ветхая шинель протёрлась на плечах и совсем не греет. Починить шинель оказалось невозможно — сукно стало таким редким, что заплатки на нём не держались.
Башмачкин начал копить на новую шинель. Возможность осуществить мечту сделала его живее и твёрже характером. Через полгода нужная сумма была накоплена и шинель сшита, но Башмачкин не проносил её и суток. Возвращаясь домой поздно вечером, он наткнулся на грабителей, которые сняли с него шинель.
В полиции с этим делом разбираться не стали. Башмачкин обратился к значительному лицу, но тот тоже не стал слушать, наорал на несчастного и выгнал его.
По дороге домой Башмачкин попал в метель, застудился и умер. В виде ожившего мертвеца он стал появляться на том месте, где его ограбили, и снимать с людей шинели. Наконец, он снял шинель со значительного лица, удовлетворился ею и больше на улицах Петербурга не появлялся.
Кроме этих повестей к циклу иногда относят и два «не петербургских» произведения: «Коляска» и «Рим»
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Медный всадник
«Медный всадник» — стихотворное произведение А. С. Пушкина, поэма в двух частях с (не считая введения), самоопределяемая как петербургская повесть.
Является одним из самых успешных произведений Пушкина и считается одним из самых влиятельных произведений в русской литературе. Благодаря его влиянию Памятник Петру I в Петербурге стали называть не иначе как Медный всадник.
Это, одновременно, и ода Санкт-Петербургу и его создателю Петру I, и попытка определить место простого человека в истории. Создание поэмы относится к 1833 году и пребыванию поэта в имении Болдино.
Содержание
Сюжет
В величественном городе Санкт-Петербурге, построенным Петром I, живёт молодой ничтожный чиновник, типичный обыватель, мечтающий жениться на своей возлюбленной и прожить с ней простую жизнь. Однако, в его планы вмешивается природное бедствие — наводнение 1824-го года, в котором его возлюбленная как и многие петербуржцы погибает. Молодой человек винит во всём Петра I, столь неудачно выбравшего место для строительства своего детища, ему начинает мерещиться, что посвящённый ему памятник сходит с постамента и гонится за ним. Потерявший рассудок молодой человек погибает.
Проблематика
Произведение противопоставляет интересы обычного обывателя и цивилизации, государства и его частного гражданина. История главного героя поднимает тему «маленького человека» с его мещанским счастьем и бессилием перед волей государства. С другой стороны он становится всего лишь жертвой противостояния между Петром Великим и природными стихиями.
Сосредотачиваясь на неразрешимой проблеме отношений личности и власти, поэма не перестаёт быть актуальной во все времена: какой бы ни была государственная власть она всегда содержит тенденцию к подавлению личности, но несмотря на это государство просто необходимо чтобы защищать эту самую личность от произвола.
Также затрагивается тема потери человеком своих корней, тема памяти истории своих предков: по убеждению Пушкина, уважение дворянства к памяти предков есть залог его независимости в отношении властей, поэтому неудивительно, что ничтожество главного героя он передаёт через незнания им своей истории.
Однако уже к концу произведения герой обретает человеческую гордость, становится личностью, способной противопоставить себя бездушному истукану, воплощающему царскую волю и суровую историческую необходимость.
Художественные особенности
Сущность поставленной автором историко-философской проблемы составляется из ряда чередующихся контрастов, проходящих через всю поэму.
Таким образом контраст это основной приём поэмы, автор постоянно противопоставляет:
Форма поэмы представляет собой необычное смешение жанров: места, посвященные Петру, написаны в торжественном, одическом стиле 18-го века, а строки посвящённые Евгению прозаичны и слегка комичны. Смесь жанров подкрепляется самим подзаголовком: «петербургская повесть». Метрически, вся поэма написана с использованием четырехстопным ямбом, однако текст имеет различную схему рифмы и строфы различной длины.
«Петербургские повести»
«Петербургские повести» — общее название сборника повестей Н.В. Гоголя, написанных в 1830-40 гг.
Содержание сборника «Петербургские повести»
В сборник входят следующие повести: «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего».
История создания сборника «Петербургские повести»
Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в такой сборник, название цикла появилось позднее, уже после смерти автора. Повести были написаны в разное время и публиковались по отдельности. Так «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголь создал в 1833-1834 гг. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», который вышел в печать в 1835 году. Туда же были включены и «Записки сумасшедшего», которые в то время публиковались под название «Клочки из записок сумасшедшего».
Повесть «Нос» была создана в 1832-33 гг., но первая публикация состоялась лишь в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал «Московский наблюдатель», куда Николай Васильевич пришел сначала, отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».
Созданию «Шинели» Н. Гоголь посвятил несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор назвал ее «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».
К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные повести, у некоторых поменял заголовки и уже в обновленном виде включил их в третий том своего первого Собрания сочинений. К ним же он добавил повести «Коляска» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Повести».
Впервые название «Петербургские повести» появилось у известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович оформлял «Материалы для биографии Гоголя» и одну из частей этого труда так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это словосочетание тот час же прижилось и стало активно употребляться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений великого классика были выпущены отдельным сборником под привычным нам сегодня названием «Петербургские повести».
Главные герои
Петербург
Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.
Колокольня Владимирского собора
Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города.
Маленький человек
И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.
В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью…
Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест Гоголя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной.
Краткое содержание
«Невский проспект»
История о бедном художнике Пискареве. Однажды, художник вместе с другом прогуливался по Невскому и увидел привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая с ней познакомиться, но вскоре понял, что попал в публичный дом, а понравившаяся ему барышня – жрица любви, хотя ей всего 17 лет. Поняв это, художник поскорее ретировался. Разочарованный он вернулся домой и в эту же ночь увидел возлюбленную во сне. Там она была совсем иной: они вместе попали на бал, где девушка объяснила, что все, что он видел – неправда и она должна открыть Пискареву тайну…
«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)
Его товарищ же Пирогов, который в тот же день решил приударить за блондинкой, получил тумаков от мужа той самой блондинки, но решил не расстраиваться по этому поводу и в этот же вечер прекрасно провел время за танцами.
«Портрет»
К молодому и бедному художнику Чарткову попадет необычный мужской портрет. Картина привлекла его тем, что глаза мужчины выглядят как будто живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чартков видит сон, где старик с портрета трясет перед ним деньгами и художник выкрадывает один сверток, а утром он обнаруживает такой же сверток в раме картины и с помощью этих денег расплачивается с долгами за квартиру.
Явление старика Чарткову на иллюстрации Алексея Кравченко
С этих пор начинается совсем другая жизнь: у Чарткова нет проблем с деньгами, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидуя «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако повесть на этом не заканчивается. Читателю раскрывается история появления того самого портрета, который испортил жизнь Чарткова. И без нечистой силы здесь не обошлось…
«Нос»
Сюжет повести весьма нетривиален: однажды коллежский асессор Ковалев теряет нос, а его цирюльник этот нос находит. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой свой нос безуспешно ищет, а второй – столь же безуспешно избавляется от него.
На первый взгляд, это произведение может показаться лишь забавной фантазией. Но если прочесть послание автора между строк, то становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам как внешний образ, под которым нет особого содержания, идет впереди самого человека. А сам герой, неожиданно потеряв свой имидж, не может даже на службу идти, так как без внешней оболочки он – никто. Гоголь высмеивает общество, где чины ценятся выше личности.
«Шинель»
Герой этой повести, наверное, и есть самый яркий и типичный образчик «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин служит титулярным советником в Петербурге. Это очень старательный честный человек, но так как в его обязанности только и входит, что переписывать бумаги, на службе его особо не уважают и постоянно подтрунивают, на что он только и может, что восклицать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Однажды Башмачкин замечает, что его шинель совсем прохудилась и начинает копить на новую.
Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»
Так как жалование у него маленькое, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы скопить нужную сумму. Когда же ему это удается и он, наконец, отшивает себе новую шинель, ее в первый же вечер у него крадут. Пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному лицу», но тот не стал даже слушать мелкого чиновника, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. А на улицах столицы с тех пор появилось привидение, которое снимало шинели с богатых и высокопоставленных людей.
«Записки сумасшедшего»
Повесть представляет собой выдержки из дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина, который так был озабочен поиском своего поприща и тем, что занимает низкое положение в обществе, что на этом фоне получил нервное расстройство и попал в психиатрическую лечебницу. По записям героя читатель может наблюдать за тем, как болезнь прогрессирует: если изначально в них есть некая логика и изложение реальных событий, то ближе к концу появляются даты из будущего и совершенно фантастические события.
«Петербургские повести» — краткое содержание цикла повестей Н. В. Гоголя
Описание книги для читательского дневника
Краткие сведения о произведении
В некоторых из этих повестей описаны поистине фантастические происшествия, случившиеся в Петербурге, где, казалось бы, жизнь течёт по навек установленному порядку.
Главные герои
Повесть «Невский проспект»
Повесть «Нос»
Повесть «Портрет»
Повесть «Шинель»
Повесть «Записки сумасшедшего»
Темы и идея произведения
Основная тема цикла повестей «Петербургские повести» — нелёгкая судьба «маленького человека» в большом городе. Также раскрыты следующие темы: чинопочитание, одиночество, соблазн деньгами.
Основная мысль (идея) цикла повестей «Петербургские повести»: в обществе, где люди делятся на богатых и бедных, на власть имущих и на беззащитных, трудно оставаться самодостаточной, независимой личностью.
Повесть «Невский проспект». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)
Художник Пискарёв и его приятель поручик Пирогов, прогуливаясь по Невскому проспекту, увидели двух хорошеньких девушек. Художник пошёл за брюнеткой, чтобы узнать, где живёт эта девушка, поразившая его красотой. А поручик стал догонять блондинку.
Прекрасная брюнетка дала знак Пирогову идти за ней и привела его в квартиру, где было несколько женщин. Художник понял, что это гнездо разврата и бросился вон.
Во сне он увидел, что незнакомка блистает в светском обществе. С той поры по-настоящему Пискарёв жил только во сне, где видел, будто эта красавица стала его женой.
Художник решил спасти незнакомку из гнезда разврата. Придя туда, он предложил девушке стать его женой и трудиться, чтобы иметь средства на жизнь. Но красавица презирала труд и не желала заниматься рукоделием и шитьём. Разочаровавшись в любимой, художник пришёл домой и перерезал себе горло.
Далее повествуется о любовном приключении поручика Пирогова. Преследуемая им блондинка была женой жестянщика Шиллера. Узнав от неё, что по воскресеньям её мужа дома не бывает, поручик в воскресный день пришёл к ней и предложил потанцевать. Хотя вернувшийся муж блондинки и двое его приятелей побили Пирогова, он провёл остаток дня очень приятно, посетив светский вечер, где с успехом танцевал мазурку.
Более подробно о повести «Невский проспект» можно прочитать здесь.
Повесть «Нос». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)
Однажды цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в хлебе, испечённом его женой, нос. Он признал в нём нос коллежского асессора Ковалёва, которого обычно брил по средам и воскресеньям. Цирюльник, опасаясь, что полицейские найдут нос Ковалёва у него, бросил эту опасную находку в реку.
Платон Кузьмич Ковалёв, проснувшись, не заметил исчезновение своего носа. Только взглянув в зеркало, он обнаружил на месте носа гладкое место.
Удручённый чиновник направился к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже. По дороге он заметил, что из кареты выскочил и вошёл в один дом господин в мундире и при шпаге. С ужасом Ковалёв узнал в нём собственный нос, который, судя по шляпе, был статским советником. Когда этот господин вышел из дома и уехал в карете, Ковалёв что есть духу помчался за каретой.
В Казанском соборе нос стал молиться. Ковалёв робко стал просить его вернуться на своё место. Нос заявил, что не понимает, что нужно от него, и, когда Ковалёв отвлёкся, господин воспользовался этим и ускользнул.
Не удалось Ковалёву получить помощь ни в редакции газеты (там отказались дать объявление о пропаже носа), ни у частного пристава (тот заявил, что нос не оторвут у честного человека).
Вернул Ковалёву нос полицейский, сообщив, что его поймали с фальшивым паспортом по дороге в Ригу. Ковалёв не смог прилепить нос на его место, у доктора тоже это не получилось, но однажды нос оказался там, где ему следует быть, и его хозяин снова стал доволен собою и зажил, как прежде.
Более подробно о повести «Нос» можно прочитать здесь.
Повесть «Портрет». Краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)
Бедный молодой художник Чартков в лавочке купил портрет старика. Глаза изображённого старика были словно живые. Художник во сне увидел, что старик вылез из рамы, вынул из мешка свёртки с надписью «100 червонцев», затем снова сложил их в мешок и вернулся на место.
Утром хозяин квартиры привёл к Чарткову квартального надзирателя, так как художник не платил за квартиру. Надзиратель предложил Чарткову дать хозяину вместо денег этот портрет, взял его, нечаянно надавил на раму, и оттуда выпал свёрток с надписью «100 червонцев». Чартков так быстро и ловко поднял его, что полицейский не заметил упавший свёрток.
Художник на эти деньги смог нанять богатую квартиру, скоро стал модным живописцем, но однажды, увидев прекрасную картину своего прежнего приятеля, понял, что свой талант растратил. Он стал рассматривать свои прежние картины, случайно наткнулся на купленный когда-то портрет и испугался страшных глаз старика. С того дня он стал, завидуя талантливым живописцам, покупать их картины и уничтожать эти прекрасные произведения. В конце концов, Чартков сошёл с ума и умер.
Далее повествуется о том, как появился портрет старика.
У одного художника старый ростовщик заказал свой портрет, тот начал его писать, а на следующий день узнал, что заказчик умер.
С той поры в душе художника поселилась тревога и зависть, а в его картине, которую заказала церковь, у всех изображённых людей были страшные глаза ростовщика. Художник решил сжечь портрет старика, но его товарищ попросил отдать портрет ему, и после этого художник стал спокойнее и добрее.
А приятель, ставший обладателем портрета, стал беспокойным, тревожным, но когда он отдал портрет другому человеку, к нему вернулось спокойствие. С той поры стал портрет переходить к разным людям.
Художник, написавший его, постригся в монахи, стал отшельником и написал прекрасную картину для церкви. Своему сыну он завещал, чтобы хранил свою душу чистой, а если увидит где-нибудь портрет ростовщика, уничтожил его.
Сын увидел этот портрет на аукционе, рассказал историю его создания и заявил, что имеет на него права больше других покупателей. Но, пока все слушали историю о портрете, его кто-то украл.
Более подробно о повести «Портрет» можно прочитать здесь.
Повесть «Шинель». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)
Повествование ведётся от первого лица, в намеренно косноязычной сказовой манере, которая сочетается с патетическими монологами автора. Сюжет повести очень прост — это рассказ о жизни «маленького человека», бедного мелкого чиновника.
Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин служил в департаменте, получал очень маленькое жалование, но работу свою любил. Работа же заключалась в переписывании деловых бумаг.
Шинель чиновника была так стара, что портной не стал её чинить, а посоветовал купить новую. В жизни Башмачкина появляется мечта — новая шинель, и ради её осуществления он начинает экономить деньги. Когда, наконец, шинель была сшита, Акакий Акакиевич был совершенно счастлив.
В этот день сослуживцы пригласили его вместе с ними отпраздновать именины одного из них. Когда вечером Башмачкин возвращался домой, с него грабители сняли шинель.
Несчастный чиновник заявил частному приставу о грабеже, но это оказалось бесполезно. Тогда сослуживцы посоветовали ему обратиться к «значительному лицу», но оно накричало на Акакия Акакиевича так, что он ничего уже не помнил от страха. Был сильный мороз, и Башмачкин, идя от «значительного лица», простудился, ведь старая шинель уже не защищала от холода. Бедный чиновник, удручённый своим горем, выздороветь не смог и умер.
С той поры в Петербурге появились слухи о мертвеце, который по ночам снимает с людей шинели. Эти грабежи прекратились только после того, как мертвец сорвал генеральскую шинель с «одного значительного лица». «Дух» мёртвого Башмачкина успокоился, видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».
Более подробно о повести «Шинель» можно прочитать здесь.
Повесть «Записки сумасшедшего». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)
42-летний мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин ведёт дневник. Записи начинаются с 3 октября, после 8 декабря даты проставлены очень странные, например, «январь того же года, случившийся после февраля».
Из записей героя читатель узнаёт, чем он занимается на службе: работает с бумагами (пересматривает их и сверяет), а по средам сидит в кабинете директора департамента, чинит ему перья и выполняет различные мелкие директорские поручения.
Придя домой, Аксентий Иванович часто, лёжа на кровати, предаётся мечтам и различным рассуждениям. Иногда он переписывает себе сентиментальные стихи, любит читать в газетах о светских балах и смотреть водевили в театре.
Аксентий Иванович городится своим благородным происхождением, но удручён тем, что беден и что имеет низкий чин титулярного советника. Поприщин презирает лакеев и хочет быть поближе к высокопоставленным особам.
Однажды он решил захватить письма Меджи, собачки директорской дочери, написанные другой собачке, Фидель (об их переписке он узнал из их разговора на прогулке). Из этих писем чиновник хотел узнать о жизни дочки директора, в которую был влюблён.
Проникнув в квартиру, где жила собачка Фидель, он похитил связку маленьких бумаг. В письмах Меджи к Фидель Аксентий Иванович прочёл, что дочка директора Софи любит камер-юнкера Теплова и что ей смешон чиновник, который чинит перья для её отца. Взбешённый Поприщин изорвал в клочки эти письма.
Прочтя в газете, что в Испании упразднили престол, Аксентий Иванович понял, что он — испанский король. Он перестал ходить на службу, ожидал депутатов из Испании, а свои дневниковые записи стал датировать очень странно. Попав в сумасшедший дом, чиновник решил, что это Испания и удивлялся испанским обычаям, по которым короля обрили налысо, били палкой и лили ему на голову воду.
Более подробно о повести «Записки сумасшедшего» можно прочитать здесь.