О чем дым тургенева

Краткое содержание Дым Тургенева

Основные действия романа происходят в популярном немецком курорте в городе Баден-Баден, в самый разгар курортного сезона. Русское общество резко выделяется на фоне других отдыхающих.

Собравшееся общество представляло собой группу генералов-аристократов, они обсуждали отмену крепостного права и другие законы. Веселились, курили, много пили, часто осуждали и сплетничали, говорили много, часто не понимали настоящего значения сказанного. В сатирической манере автором показаны тупость, убожество и бессмысленное желание власти.

Основой романа является любовный треугольник Литвинов, Ирина и Татьяна. В начале романа Татьяна невеста Литвинова, но на курорте он встречает свою первую любовь, Ирину. Сначала главный герой, честно намерен сдержать слово и женится на Татьяне. Но Ирина даёт ложную Надежду, сначала просто кокетничает, позже соблазняет, убеждая, что бросит мужа и сбежит с Литвиновым. Он, переполнен нежными чувствами и надеждой соединиться со своей любовью, верит и подготавливает всё необходимое к отъезду. Бросает Татьяну, разбивая ей сердце, она спешно уезжает с курорта, и пропадает из вида на некоторое время. Ирина не держит слово и уезжает с мужем, опять наносит тяжелую моральную травму Литвинову и разрушает жизнь Татьяны. Ирина продолжает свою бурную жизнь, в ненавистном кругу общения, без которого не может жить.

Литвинов разбитый и униженный возвращается домой, в глубинку. Проходит некоторое время и он находит примирение с Татьяной и вскоре жениться на ней.

Этот роман учит читателей быть здравомыслящими и не поддаваться искушениям, иначе жизнь может превратиться в дым! Важно здраво оценивать ситуацию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Дым. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Шеф член-корреспондентов Голицын взбудоражил своей новостью сотрудников лаборатории номер два. Он отдал распоряжение о назначении Сергея Крылова на должность начальника лаборатории.

Герои сказки «Дети в рощи» Ушинского сестра и брат. Они ученики. Дорога в школу проходит возле рощи. Детям не захотелось идти на занятия, так как гораздо веселее играть с лесными жителями в тени деревьев.

Вильям Легран, претерпев череду неудач и потеряв свое наследство, переезжает жить на Сэлливанов остров, известный своей загадочностью и пустынностью. Там он обустраивает свое жилище, вдали от цивилизации, в самой глубине острова

Повесть начинается в доме у князей Приклонских. Пожилая княгиня с дочерью Марусей пытаются уговорить молодого князя, Егора, брата Маруси, перестать проматывать последние деньги семьи

«День рождения Мурзилки»- это пьеса, состоящая из двух сцен. В первой сцене рассказывается про детей, которых пригласили на день рождения известного журнала. А во второй как приглашённые приходят на день рождения «Мурзилки»

Источник

«Дым», анализ романа Тургенева

История создания

Роман Тургенева «Дым» был написан за 6 месяцев и опубликован в журнале «Русский вестник» № 3 за 1867 г. Отдельное издание романа вышло в 1868 г.

Замысел романа возник у Тургенева гораздо раньше и связан с историко-философскими и социально-политическими дискуссиями Тургенева с Герценом, Огарёвым и Бакуниным в Лондоне 1862 г.

Почти все герои имеют прототипов, чьи фамилии иногда даже созвучны (Губарёв – Огарёв).

Тургенев предостерегал читателей от отождествления героев с современниками. Прототип Ирины – княжна А.С.Долгорукова, фаворитка Александра ІІ. Но сам Тургенев утверждал, что Ирина в романе не соответствует прототипу: «Я не копирую действительные эпизоды или живые личности, но эти сцены и личности дают мне живой материал для художественных построений».

В Татьяне узнавали Ольгу Александровну Тургеневу, троюродную племянницу Тургенева, в которую тот был одно время влюблён и даже собирался жениться.

Название «Дым» было не единственным, Тургенев считал его неудачным. У него был второй вариант – «Две жизни», но главный редактор «Русского вестника» Катков предпочёл «Дым».

Литературное направление и жанр

Проблематика

Наиболее важной проблемой Тургенев как западник считал проблему усвоения русским обществом лучших достижений западноевропейской цивилизации. Она поднимается в высказываниях Потугина в ответ на вопрос Литвинова, какие заимствования с Запада полезны для России. Также Потугин говорит о необходимости служить цивилизации.

Тургенев считал, что политическая мысль в России ещё не оформилась, политическая и экономическая судьба России тоже не определена. Он подвергал сатирическому осмеянию две группы политических спорщиков. Во-первых, это Губарёв и его окружение, которых Тургенев изображает как мнимых последователей идей Герцена (преклонения перед русским народом).

Более едкой сатире подвергаются представители дворянского общества от высших до низших его сфер. Это группа генералов, представители высшей знати и либералы, которые сближались с реакционными кругами.

Герои повести

Ирина

Ирина совсем не похожа на традиционную «тургеневскую девушку». Тургенев наделяет её исключительной красотой. Особо писатель подчеркивает глаза, подобные глазам египетских богинь.

Ирина родилась в аристократической дворянской семье Осининых. Бедность этой многодетной семьи была унизительна, Ирина как будто от самого рождения имела право на богатство, роскошь, поклонение. Она презирает свою бедность, после посещения бала это презрение оформляется в ней как страсть к богатству. Скрытая страсть – её особенность. С юности в ней заметны лукавство и тщеславие, своеволие и опасная для окружающих страстность. Её цель – завладеть понравившимся мужчиной.

Став женой аристократа, Ирина испытывает двойственные чувства: с одной стороны, она понимает, что общество аристократов ничтожно, с другой – не способна вырваться из него, оставить его. После разрыва с Литвиновым её отношение к своему кругу не меняется: она насмехается над теми, у кого подмечает мелкие или смешные черты характера, и даже «безжалостно клеймит» их.

Ирина в глубине души понимает, что не способна изменить свою жизнь, читатель догадывается, что она неискренна с Литвиновым, хотя и любит его страстно. Ирина разбивает Литвинову сердце, предает его дважды.

Литвинов

В начале романа Литвинову около 30 лет. Внешность его приятная, но ничем не примечательная. Литвинов – сын чиновника из купеческого рода и дворянки. Он 4 года провёл за границей, учась агрономии и технологии, чтобы привести в порядок своё запущенное отцом после смерти матери имение. В Баден-Бадене он ждёт свою невесту и троюродную сестру Татьяну. Судьба Литвинова определена, он спокоен и прост, пока не встречает юношескую любовь Ирину.

Подчёркивается стихийность его чувств к Ирине, подобных болезни или наваждению. Так случилось с ним и при первой встрече, и через 10 лет. Это не мешает ему быть решительным в отношениях при разрыве: «Кончать, так кончать».

Литвинов не имеет политических убеждений. Он вообще считает, что русским рано иметь политические убеждения. Несмотря на это, он возражает генералу, что назад вернуться невозможно и волю у народа отнять нельзя.

Татьяна

Эта героиня напоминает пушкинскую Татьяну и невольно ассоциируется с ней у читателя. Она наделена лучшими чертами женской героини: чиста, умна и проницательна, добра и искренна. Литвинов заставляет её страдать, но она обрывает все отношения, не представляя замужества без любви. Татьяна уезжает в своё поместье, где они с тётушкой, убеждённой демократкой, посвящают свои жизни служению народу, открывают школу.

Больше двух лет прошло, пока Литвинов решился приехать к Татьяне и был прощён.

Потугин

У Потугина нет прототипа, но у него говорящая фамилия. Этот герой предпринимает тщетные потуги к изменению ситуации. Потугин – разночинец, выходец из духовной среды.

В этом герое скрыта авторская западническая позиция демократической части общества. Потугин высказывает также западнические идеи Белинского, учеником которого считал себя Тургенев: о пользе заимствований у Запада, о том, что образованные люди должны нести народу цивилизацию. Потугин считает, что самобытность и роль в истории русского народа сильно преувеличены.

Надворный советник Потугин – единственный, к чьему мнению прислушивается Литвинов. Он же предостерегает Литвинова от незавидной роли любовника Ирины. Темная история Потугина о том, как он покрыл грех значительного лица и женился на едва знакомой ему женщине по просьбе Ирины и любя её, вставлена Тургеневым в текст романа после журнальной публикации. Потугин помогает Литвинову не дать разбить Ирине ещё одну жизнь, как она разбила жизнь самого Потугина.

Представители высшей знати и губарёвского окружения

Основной приём изображения этих групп – сатира и зарисовка с натуры, что несвойственно Тургеневу как писателю.

Генералы говорят об исторических судьбах поместного дворянства и дворянских имений, крестьянской реформе, демократии. Ирина наблюдает за спорами свысока.

Муж Ирины – изысканный щёголь и сноб, он знает о её измене с Литвиновым и не против неё, если бы. Литвинов был аристократом.

Сюжет и композиция

Основная сюжетная линия сосредоточена вокруг отношений Литвинова и Ирины.

На эту канву нанизываются политические и экономические споры о судьбах России, образы представителей знати, дворян, разночинцев. В начале романа монологов разных героев больше, сюжет развивается вяло. Некоторые современники шутили, что засыпали за чтением. Но Тургенев довольно органично соединил сюжет и внесюжетные элементы, многочисленные рассуждения.

Среди композиционных приёмов – ретроспективный рассказ о первой любви Литвинова и Ирины, вспыхнувшей за 10 лет до основных событий, вставной эпизод о тёмном деле, связанном с несостоявшейся женитьбой Потугина на Эльзе Бельской и оформлением опеки над её ребёнком.

Особенности стиля

В романе «Дым» нет типичного тургеневского героя (подобного Базарову). Свои общественно-политические идеи Тургенев «дарит» Потугину, уставшему от жизни и разочарованному. Главный герой Литвинов не склонен к общественной деятельности, далёк от политики и мечтает о тихой жизни в поместье.

Роман как бы распадается на сатирические сцены, памфлеты (изображение определённых групп русских) и собственно сюжет, который мог бы уместиться в небольшой повести. Почти щедринская сатира не была свойственна Тургеневу в предыдущих произведениях.

До романа «Дым» Тургенев не писал с натуры. Именно так он изобразил в романе сцену пикника у Баденского замка, вечер у Ратмировой, беседу у Губарёва.

Образ дыма – это метафора современной героям жизни. Призрачные, обволакивающие, неясные идеи, постоянно меняющие свою форму. А по содержанию – тот же дым. Этот почти финальный эпизод возвращения Литвинова на родину проясняет деятельную вялость героев, поступки которых Литвинов воспринимает как ненужную игру. Не дымом в финале оказывается рассудочная любовь Литвинова к Татьяне и народническая общественная деятельность на благо крестьян.

Источник

АвторИван ТургеневОригинальное названиеДымСтранаРоссияЯзыкрусскийЖанрПолитический романИздательВпервые опубликовано в « Русском вестнике».

СОДЕРЖАНИЕ

Предпосылки и критический прием

Сюжет

Теперь история возвращается примерно на десять лет назад, чтобы рассказать историю юных Григория Литвинова и Ирины Осининой. Знакомые в Москве, двое влюбляются, едва выходя из детства, и обещают друг другу себя. В отличие от Литвинова, Ирина происходит из благородной семьи с долгой родословной, хотя в последнее время почти полностью обнищала. Однажды семья Осининых из-за их знати приглашена на бал, который устраивает император во время своего визита в Москву. Ирина соглашается пойти, хотя она умоляет Литвинова не ехать самому, и Литвинов соглашается с ее желанием, хотя он приносит ей букет гелиотропов. Красота Ирины произвела впечатление на придворном балу, и уже на следующий день придворный камергер граф Райзенбах, родственник Осининых и богатый человек с высокими связями, решает усыновить свою племянницу Ирину и привести ее к себе в Санкт-Петербург. Петербург. Ирина убита горем, но уступает желаниям родителей стать его приемной племянницей и наследницей. Это означает, что Литвинов уходит, и она пишет ему о разрыве их отношений. Вскоре после этого ее увозят в Санкт-Петербург, в ее новый дом.

История возвращается в Баден. Литвинов взволнованно задается вопросом, не Ирина ли оставила ему цветы. На следующее утро Литвинов решает сбежать из Бадена и русской толпы, поднявшись в одиночку по холмам вокруг старого городского замка. Остановившись позже в старом замке, чтобы освежиться, он встречает прибытие большой русской свиты, явно состоящей из русской знати самого высокого ранга, многие в военной форме. Среди них Литвинову звонит молодая женщина, и он вскоре узнает в ней Ирину, свою бывшую любовь. Десять лет, прошедших с их последней встречи в Москве, привели ее к полному расцвету, и он поражен ее зрелой красотой. Литвинову знакомят ее муж, генерал Валериан Владимирович Ратмиров, приветливый человек, который, как вскоре становится ясно, придерживается очень консервативных взглядов, желая повернуть время вспять всех реформ, которые произошли в России. Как «сын плебея» Литвинов чувствует себя неуместным среди этих аристократов, отталкиваемый их манерами и мнениями. Он прощается с Ириной, и она убеждает его приехать к ней в Баден.

О чем дым тургенева. Смотреть фото О чем дым тургенева. Смотреть картинку О чем дым тургенева. Картинка про О чем дым тургенева. Фото О чем дым тургенева

Тем временем из Дрездена прилетают Татьяна с тетей. Отстраненное отношение Литвинова к Татьяне заставляет его невесту подозревать, что что-то не так. Когда пара проходит мимо Ирины на улице и Ирина бросает на них взгляд, подозрения Татьяны усиливаются. В тот вечер Литвинов не остался с невестой и ее тётей, а пошел к Ирине, которая его вызвала. Ирина говорит ему, что он ничем не обязан ей и что он должен чувствовать себя полностью свободным. На обратном пути в комнаты Татьяны Литвинов встречает Потугина, который достаточно настойчив, чтобы предупредить Литвинова, чтобы тот опасался его любви к Ирине и не причинял Татьяне боли. Литвинов чувствует себя оскорбленным этой самонадеянностью со стороны Потугина, но тот уверяет его, что говорит на собственном опыте, потому что он тоже был разрушен своей любовью к Ирине, хотя любовью, которой никогда не было и никогда не будет.

Затем история возвращается к восьми годам ранее, чтобы связать историю Потугина с Ириной. В то время он еще работал государственным служащим и посетил загородную усадьбу графа Райзенбаха, опекуна юной Ирины, под Санкт-Петербургом. Позже Ирина, поняв, что старший Потугин влюбился в нее, использует этот рычаг, чтобы добиться от Потугина большой благосклонности. Близкая подруга Ирины Элиза Бельски, сирота, но наследница богатого поместья, оказалась на грани разорения (хотя в романе не сказано, что это беременность вне брака). За крупную сумму денег, но прежде всего по желанию Ирины, Потугин согласился тайно жениться на Элизе. Позже Элиза родила ребенка, дочь, которую затем удочерила Потугин, прежде чем отравиться. С тех пор Потугин идет в шлейф Ратмировых, преданный Ирине.

Вернувшись в гостиницу, Литвинов проводит вечер с Татьяной и ее тетей. Теперь он говорит Татьяне, что у него есть кое-что важное, что он должен сказать ей на следующий день. Татьяна предчувствует, что это может быть. На следующее утро обезумевший Литвинов пытается сообщить Татьяне о ситуации, но это, скорее, Татьяна, которая догадывается, что он влюбился в ту другую женщину, которую они видели на улице. Вскоре после этого Татьяна бесцеремонно уезжает обратно в Дрезден с тетей, не оставив Литвинову прощальной записки. Тем временем Литвинов пишет Ирине письмо, в котором рассказывает о своем разрыве и убеждает ее бежать с ним, только если ее воля достаточно сильна, чтобы выдержать такую ​​жизнь. Если нет, он уйдет. Ирина договаривается, чтобы он снова приехал к ней, когда ее муж отсутствует, и она подтверждает свое обязательство следовать за ним, хотя все ее финансы находятся в руках мужа. В конце концов, однако, Ирина пишет Литвинову, говоря ему, что, несмотря на ее любовь, она недостаточно сильна, чтобы отказаться от своей нынешней жизни, и печально заявляет, что не может сбежать с ним. Литвинов убит горем и уезжает из Бадена на поезде обратно в Россию. По пути он размышляет об изменчивости и кажущейся бессмысленности всех вещей, которые имеют постоянство дыма, выпускаемого поездом.

Вернувшись в Россию, Литвинов возвращается в свое имение как раз вовремя, чтобы увидеть, как скончался его престарелый отец. На своей земле Литвинов постепенно выздоравливает и даже постепенно начинает применять некоторые методы землепользования и ведения сельского хозяйства, которым он научился в Европе. Однажды он узнает от родственника в гостях, что Татьяна живет недалеко от Капитолиной в собственном имении. Он пишет Татьяне, спрашивая, может ли он навестить ее однажды, и она отвечает утвердительно, показывая Литвинову, что простила его. Литвинов тратит мало времени и отправляется в свою деревню. На промежуточной станции по пути он встречает никого, кроме Губарева и его брата. Они раскрывают свое истинное лицо, высмеивая крестьянство и низко обращаясь с Бамбаевым, который из-за разоренных финансов был вынужден стать слугой Губаревых. Придя к Татьяне, Литвинов падает к ее ногам и целует подол платья. Здесь рассказчик оставляет рассказ с пометкой, что читатели могут сами угадать конец.

Как и почти во всех своих романах, Тургенев затем кратко рассказывает, что стало с некоторыми другими персонажами. Ирина в родстве старше, но все еще прекрасна, а молодые люди все еще влюбляются в ее «иронический интеллект». Ее муж неуклонно растет в мире. Что касается Потугина, то маленькая девочка, которую он удочерил, умерла, но он все еще следует в поезде Ирины.

Основные персонажи (в порядке появления в романе)

О чем дым тургенева. Смотреть фото О чем дым тургенева. Смотреть картинку О чем дым тургенева. Картинка про О чем дым тургенева. Фото О чем дым тургенева

Известные цитаты

«… Пусть дюжина русских встретится вместе, и тут же возникнет вопрос… о значении и будущем России, причем в столь общих чертах, начиная с создания, без фактов и выводов».

«Je ne suis jamais plus sérieux, madame, que quand je dis des bêtises».

Источник

О чем дым тургенева

Жизнь Баден-Бадена, модного германского курорта, 10 августа 1862 г. мало чем отличалась от жизни в другие дни сезона. Публика была весёлой и пёстрой. Впрочем, наших соотечественников выделить в ней не составляло труда, особенно возле «русского дерева».

Именно здесь, у кофейни Вебера, обнаружил Литвинова его московский знакомый Бамбаев, громко и на «ты» окликнувший его. С ним был Ворошилов, молодой человек с серьёзным лицом. Бамбаев сразу предложил отобедать, если у Григория Михайловича найдутся деньги заплатить за него.

После обеда он потащил Литвинова в гостиницу к Губареву («это он, тот самый»). Сходившая по гостиничной лестнице высокая, стройная дама в шляпе с тёмной вуалью обернулась на Литвинова, вспыхнула, провожая глазами, потом побледнела.

Через некоторое время рядом оказался тот молчаливый человек, что сидел в углу у Губарева. Представился: Потугин Созонт Иванович, надворный советник. И поинтересовался, как понравилось Вавилонское столпотворение. Сойдутся десять русских — мигом всплывёт вопрос о значении, о будущем России, да все в самых общих чертах, бездоказательно. Достаётся и гнилому Западу. Только бьёт он нас по всем пунктам, хоть и гнилой. И заметьте: ругаем и презираем, а только его мнением и дорожим.

Тайна несомненного влияния Губарева — воля, а перед ней мы пасуем. Нам всюду нужен барин. Видят люди: большого мнения о себе человек, приказывает. Стало быть, прав и надо слушаться. Все унывают, повесивши нос ходят, и в то же время живут надеждой. Все, мол, непременно будет. Будет, а в наличности ничего нет. В десять веков ничего не выработали, но. будет. Потерпите. А пойдёт все от мужика. Так и стоят друг перед другом: образованный кланяется мужику (вылечи душу), а тот — образованному (научи: пропадаю от темноты). И оба ни с места, А пора бы давно перенять, что другие придумали лучше нас.

Литвинов возразил на это, что нельзя перенимать, не сообразуясь с народными особенностями. Но Созонта Ивановича сбить непросто: вы только предлагайте пищу добрую, а народный желудок переварит по-своему. Петр I наводнил нашу речь чужими словами. Сперва вышло чудовищно, а потом понятия привились и усвоились, чужие формы испарились. То же будет и в других сферах. Бояться за свою самостоятельность могут только слабые народы. Да, Потугин западник и предан цивилизации. Это слово и чисто, и понятно, и свято, а народность, слава — кровью пахнут! Родину же он любит и. ненавидит. Однако скоро поедет домой: хороша садовая земля, да не расти на ней морошке.

Расставаясь, Литвинов спросил у Потугина его адрес. Оказалось, к нему нельзя: он не один. Нет, не с женой. (Литвинов понимающе потупил глаза.) Да нет, не то: ей всего шесть лет, она сирота, дочь одной дамы.

В гостинице Литвинов обнаружил у себя большой букет гелиотропов. Слуга сказал, что принесла их высокая и прекрасно одетая дама. «Неужели ОНА?» Это восклицание относилось вовсе не к его невесте Татьяне, которую Литвинов ждал в Бадене вместе с её тётушкой. Он понял, что это Ирина, старшая дочь обедневших князей Осининых. В пору их знакомства это была семнадцатилетняя красавица с изысканно правильными чертами лица, дивными глазами и густыми белокурыми волосами. Литвинов влюбился в неё, но долго не мог преодолеть её враждебность. Потом в один день все изменилось, и они уже строили планы на будущее: трудиться, читать, но главное — путешествовать. УВЫ, ничему не суждено было осуществиться.

Той зимой двор посетил Москву. Предстоял бал в Дворянском собрании. Осинин счёл необходимым вывезти Ирину. Она, однако, воспротивилась. Литвинов же высказался в пользу его намерения. Она согласилась, но запретила ему быть на балу и добавила: «Я поеду, но помните, вы сами этого желали». Придя с букетом гелиотропов перед её отъездом на бал, он был поражён её красотой и величественной осанкой («что значит порода!»). Триумф Ирины на балу был полным и ошеломляющим. На неё обратила внимание важная особа. Этим сразу решил воспользоваться родственник Осининых граф Рей-зенбах, важный сановник и царедворец. Он взял её в Петербург, поселив в своём доме, сделал наследницей.

Литвинов бросил университет, уехал к отцу в деревню, пристрастился к хозяйству и отправился за границу учиться агрономии. Через четыре года мы и застали его в Бадене на пути в Россию.

На другое утро Литвинов набрёл на пикник молодых генералов. «Григорий Михайлыч, вы не узнаете меня?» — донеслось из группы веселящихся. Он узнал Ирину. Теперь это была вполне расцветшая женщина, напоминающая римских богинь. Но глаза остались прежними. Она познакомила его с мужем — генералом Валерианом Владимировичем Ратмировым. Прерванный разговор возобновился: мы, крупные землевладельцы, разорены, унижены, надо воротиться назад; думаете, сладка народу эта воля? «А вы попытайтесь отнять у него эту волю. » — не выдержал Литвинов. Однако говоривший продолжал: а самоуправление, разве кто его просит? УЖ лучше по-старому. Вверьтесь аристократии, не позволяйте умничать черни.

Литвинову все более дикими казались речи, все более чужими люди, И в этот мир попала Ирина!

Вечером он получил письмо от невесты. Татьяна с тётушкой задерживаются и прибудут дней через шесть.

Наутро в номер постучал Потугин: он от Ирины Павловны, она хотела бы возобновить знакомство. Г-жа Ратмирова встретила их с явным удовольствием. Когда Потугин оставил их, без предисловий предложила забыть причинённое зло и сделаться друзьями. В глазах её стояли слезы. Он заверил, что радуется её счастью. Поблагодарив, она захотела услышать, как он жил эти годы. Литвинов исполнил её желание. Визит длился уже более двух часов, как вдруг вернулся Валериан Владимирович. Он не выказал неудовольствия, но скрыть некоторую озабоченность не сумел. Прощаясь, Ирина упрекнула: а главное вы утаили — говорят, вы женитесь.

Литвинов был недоволен собой: он ждёт невесту, и не следовало бы ему бежать по первому зову женщины, которую он не может не презирать. Ноги его больше у неё не будет. Поэтому, встретившись с ней, он сделал вид, что не заметил её. Однако часа через два на аллее, ведущей в гостиницу, вновь увидел Ирину. «Зачем вы избегаете меня?» В голосе её было что-то скорбное. Литвинов откровенно сказал, что их дороги так далеко разошлись, что понять им друг друга невозможно. Её завидное положение в свете. Нет, Григорий Михайлович ошибается. Несколько дней назад он сам видел образчики этих мёртвых кукол, из которых состоит её нынешнее общество. Она виновата перед ним, но ещё больше перед самой собою, она милостыни просит. Будем друзьями или хотя бы хорошими знакомыми. И она протянула руку: обещайте. Литвинов пообещал.

По дороге в гостиницу ему повстречался Потугин, но на занимавшие его вопросы о г-же Ратмировой ответил только, что горда как бес и испорчена до мозга костей, но не без хороших качеств.

Когда Литвинов вернулся к себе, кельнер принёс записку. Ирина сообщала, что у неё будут гости, и приглашала поглядеть поближе на тех, среди кого она теперь живёт. Комичного, пошлого, глупого и напыщенного Литвинов нашёл в гостях ещё больше, чем в предыдущий раз. Только теперь, почти как у Губарева, поднялся несуразный гвалт, не было разве пива да табачного дыма. И. бросающееся в глаза невежество.

После ухода гостей Ратмиров позволил себе пройтись насчёт нового Иринина знакомца: его молчаливости, очевидных республиканских пристрастий и т. п. и насчёт того, что он, видно, очень её занимает. Великолепное презрение умной женщины и уничтожающий смех были ответом. Обида въелась в сердце генерала, тупо и зверски забродили глаза. Это выражение походило на то, когда ещё в начале карьеры он засекал бунтовавших белорусских мужиков (с этого начался его взлёт).

У себя в номере Литвинов вынул портрет Татьяны, долго смотрел на лицо, выражавшее доброту, кротость и ум, и наконец прошептал: «Все кончено». Только сейчас он понял, что никогда не переставал любить Ирину. Но, промучившись без сна всю ночь, он решил проститься с ней и уехать навстречу Татьяне: надо долг исполнить, а потом хоть умри.

В утренней блузе с широкими открытыми рукавами Ирина была очаровательна. Вместо слов прощания Литвинов заговорил о своей любви и о решении уехать. Она сочла это разумным, однако взяла с него слово не уезжать, не попрощавшись с нею. Через несколько часов он вернулся выполнить своё обещание и застал её в той же позе и на том же месте. Когда он едет? В семь, сегодня. Она одобряет его стремление скорее покончить, потому что медлить нельзя. Она любит его. С этими словами она удалилась в свой кабинет. Литвинов было последовал за ней, но тут послышался голос Ратмирова.

У себя в номере он остался наедине с невесёлыми думами. Вдруг в четверть седьмого дверь отворилась. Это была Ирина. Вечерний поезд ушёл без Литвинова, а утром он получил записку: «. Я не хочу стеснять твою свободу, но если нужно, я все брошу и пойду за тобой. »

С этого момента исчезли спокойствие и самоуважение, а с прибытием невесты и её тётушки Капитолины Марковны ужас и безобразие его положения сделались для него ещё нестерпимее. Свидания с Ириной продолжались, и чуткая Татьяна не могла не заметить перемены в своём женихе. Она сама взяла на себя труд объясниться с ним. Держалась с достоинством и настоящим стоицизмом. Состоялся и откровенный разговор с Потугиным, попытавшимся предостеречь его. Сам Созонт Иванович давно разрушен, уничтожен любовью к Ирине Павловне (это ждёт и Литвинова). Бельскую он почти не знал, и ребёнок не его, он просто взял все на себя, потому что это было нужно Ирине. Страшная, тёмная история. И ещё: Татьяна Петровна — золотое сердце, ангельская душа, и завидна доля того, кто станет её мужем.

С Ириной тоже все было непросто. Оставить свой круг она не в силах, но и жить в нем не может и просит не покидать её. Ну, а любовь втроём неприемлема для Григория Михайловича: все или ничего.

И вот он уже у вагона, минута — и все останется позади. «Григорий!» — послышался за спиной голос Ирины. Литвинов едва не бросился к ней. Уже из окна вагона показал на место рядом с собой. Пока она колебалась, раздался гудок и поезд тронулся. Литвинов ехал в Россию. Белые клубы пара и тёмные — дыма неслись мимо окон. Он следил за ними, и дымом казалось ему все: и собственная жизнь, и жизнь России. Куда подует ветер, туда и понесёт её.

Дома он взялся за хозяйство, кое-в чем тут успел, расплатился с отцовскими долгами. Однажды заехал к нему его дядя и рассказал о Татьяне. Литвинов написал ей и получил в ответ дружелюбное письмо, заканчивающееся приглашением. Через две недели он отправился в путь.

Увидев его, Татьяна подала ему руку, но он не взял её, а упал перед ней на колени. Она попыталась поднять его. «Не мешай ему, Таня, — сказала стоявшая тут же Капитолина Марковна, — повинную голову принёс».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *