О чем думал автор вспоминая весенний остров
Задача «Затеси»
Задача «Затеси»
гимназия «Универс» №1, г. Красноярск
Общая характеристика задачи
Программа: по литературе для основной школы.
Задача построена на основе художественных текстов, представляющих по жанру лирико-философские миниатюры. Чтение таких текстов требует умения выявлять философский подтекст произведения. Сложность работы с подобными текстами заключается в том, что подростки, как правило, выделяют в произведении событийную сторону и не умеют «вычитывать» за событиями авторский замысел, не понимают скрытого в тексте обобщения. В учебных пособиях по литературе для основной школы подобные тексты и задания к ним отсутствуют.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
· поиск точной информации в художественном тексте;
· выявление авторской позиции, выраженной в тексте неявно;
· реконструкция авторского замысла;
· умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта и знаний из других предметных областей.
Источник: Затеси. – Красноярск, 1987.
Время работы с задачей – два урока. Работа может выполняться поэтапно: первый урок – работа с текстом «Весенний остров», второй урок – с текстом «И прахом своим», с двумя текстами.
Перед вами короткие рассказы русского писателя Виктора Петровича Астафьева (1924 – 2001), автора таких известных произведений, как «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Печальный детектив» и других. Внимательно прочитайте рассказы и ответьте на вопросы.
Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.
Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал и ездил по чужим краям. Зачем?
Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину ее.
Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал. Вахтенный матрос хотел прогнать меня с палубы, но посмотрел на меня, постоял рядом и ушел.
Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья, на пески и прибрежный камешник.
И кончится так и не начавшаяся ночь.
Утром-то, на самом взлете его, я увидел впереди остров. На острове перевалка мигала еще красным огнем. В середине острова навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес.
Берега яркие, в сочной зелени – так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут.
– Весна на острове! Весна.
Я побежал на корму парохода, я торопился. Остров все удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!
Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали.
Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но весеннего больше не попадалось. Тот остров оставался долго под водою, и когда обсохли его берега, – всюду уже было лето и все отцвело, а он не мог без весны – и забушевал, зацвел яркой радугой среди реки, и ничто не могло сдержать торжества природы. Она радовалась, буйствовала, не соблюдая никаких сроков.
Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете – неважно. Главное, что она приходит.
Задание 1. Путешествие автора происходит на Севере России. Что в тексте говорит об этом?
Задание 2. В какое время года происходят события, описанные в рассказе? Выберите правильный ответ. Опираясь на текст, объясните свой выбор.
Задание 3. Герой рассказа не спал всю ночь, потому что он:
A. Ждал встречи с весенним островом.
B. Хотел полюбоваться восходом солнца.
C. Был взволнован встречей с родной землей.
Выберите ответ, который кажется вам неправильным, и объясните свой выбор.
Задание 4. Найдите и подчеркните в тексте ответ на вопрос: почему весна на остров пришла с опозданием?
Задание 5. Выпишите из текста (или подчеркните в нем) описание весны в Сибири.
Задание 6. Опираясь на текст, объясните, почему решил написать про весенний остров.
В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уж и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! – таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти, но нельзя выжить.
Я сел возле пенька курить и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»
Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, – я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.
Задание 7. Озаглавьте текст.
Задание 8. Вот два разных мнения людей, прочитавших рассказ.
Первый говорит: «Елочка погибнет».
Второй говорит: «Елочка выживет».
Опираясь на текст, приведите аргументы, которыми участники спора могли бы подтвердить свою точку зрения.
Задание 9. Чья точка зрения совпадает с авторской?
Задание 10. Астафьев решил написать про елочку? Выберите наиболее убедительное, на ваш взгляд, объяснение.
A. Она была очень красивая.
B. Она символизировала погибших на войне молодых ребят.
C. Она поразила его тем, что выросла на пне.
Задание 11. Среди названий, приведенных ниже, есть название, данное рассказу автором. Как вы думаете, какое? Объясните, почему вы так думаете.
A. «Таков закон жизни»
Задание 12. У вас есть возможность изменить данное вами в начале работы название (см. задание 1). Воспользуетесь вы этой возможностью? Если да, то объясните, почему. Запишите новое название.
Задание 13. Рассказы, которые вы прочитали, входят в книгу под названием «Затеси». в предисловии к книге так объясняет значение этого слова: «А затесь – сама по себе вещь древняя и всем ведомая – это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога…» Попробуйте объяснить, почему рассказ «Весенний остров» входит в книгу с таким названием.
Задание 14. Перед вами фрагменты разных текстов. Один из них принадлежит и взят из книги «Затеси», другой – писателю (книга «Лесная капель»). Какой из них, на ваш взгляд, написан Астафьевым? Объясните, почему вы так думаете.
Текст 2. «Опять ясный день с солнечным морозом, и ручьи по колеям на дороге, и жаркий час на сугробах в лесах, заваленных снегом.
Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. Нашел обнажение воды из-под снега возле берез и это снимал, как начало весны года. Ночью мороз был так силен, что наст не везде проваливался, зато уж как провалишься, так здорово достается. Сейчас можно поутру забраться по насту глубоко в лес, и в полдень, когда разогреет, там в лесу и останешься, не вылезешь и будешь ждать ночного мороза, пока не намостит».
Задание 15. Афоризм (гр. aphorismos) – законченная мысль, выраженная сжато и емко, изречение. С афоризмами вы знакомились, читая комедию «Горе от ума», роман «Евгений Онегин». (Помните? «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», «Любви все возрасты покорны» и т. д.) Есть ли в текстах афоризмы или афористические выражения? Если вы считаете, что есть, выпишите их.
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: интерпретационная.
Тип текста: художественный, сплошной, составной.
Уровень сложности: высокий.
Содержание и структура задачи: задача построена по принципу «от простого к сложному». Первые задания рассчитаны на понимание на уровне содержания, на поиск информации, далее идут более сложные задания, требующие понимания на уровне подтекста, реконструкции авторского замысла и интерпретации текста, завершают задачу задания самого высокого уровня сложности, среди них задания, требующие рефлексии на форму текста. Комментарий к каждому заданию в листе ответов позволяет увидеть этот принцип более наглядно. Подобранные тексты также отвечают этому принципу: текст «Весенний остров» более простой, авторская позиция выражена в нем достаточно прозрачно, текст «И прахом своим» более сложен для понимания и выявления авторской позиции.
Задания также составлены таким образом, чтобы решение последующего задания опиралось на решение предыдущего. Так, например, составлен блок заданий к тексту «И прахом своим»: задание 12 можно выполнить лишь при выполнении предшествующих 7–11. Тот же принцип действует и в заданиях к обоим текстам.
Блок заданий в целом направлен также на овладение разными способами чтения (подробным, просмотровым, выборочным).
Лист ответов и рекомендации к оцениванию
Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации, работа с деталью, привлечение дополнительных знаний, аргументация.
1 балл – в ответе содержатся ссылки на летнюю белую ночь, которая бывает только на севере. Возможно цитирование: «Я… вдыхал прохладу белой, тихой ночи», «И кончится так и не начавшаяся ночь».
0 баллов – другие ответы.
Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации, аргументация.
1 балл – ответ Б: «Летом». В ответе содержатся ссылки на летнюю ночь, возможно цитирование «Всюду уже было лето и все отцвело». Ответ свидетельствует о понимании того, что весна была только на острове и пришла туда с опозданием.
0 баллов – дан ответ Б, но нет объяснения. Другие ответы.
Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации, аргументация, перестраивание вопроса для удобства решения задачи.
2 балла – в ответе приводится понимание того, что встреча с весенним островом происходит неожиданно, случайно, автор не мог знать о ней, поэтому ответ А является неверным.
1 баллов – ответ А. Нет объяснения.
0 балл – другие ответы. Ученик не обнаруживает понимания текста.
Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации, вычленение ее в тексте, аргументация.
1 балл – в ответе содержится следующее объяснение: остров был затоплен, поэтому весеннее цветение началось на нем с опозданием, когда «ушла» вода.
Вариант 4:ученик отмечает в предпоследнем абзаце строку 3: «Тот остров оставался долго под водою». Или строки 3–4.
0 баллов – в ответе содержится другое объяснение.
Вариант 4: ученик отмечает не только строки 3–4, но и другие, весь абзац. Дает избыточную информацию.
Деятельность: Поиск точной информации, вычленение ее в тексте.
1 балл – ученик обнаруживает умение работать с информацией, подчеркивает в тексте в 8 абзаце предложение «Берега… цветы Сибири» (строки 1-3). Возможно дополнение: в абзаце 9 предложение «Цветут колокольчики… дикий мак» (строки 3-4).
0 баллов – ученик подчеркивает весь абзац 8, другие абзацы.
Деятельность: Понимание на уровне подтекста, реконструкция авторского замысла, интерпретация текста, аргументация.
2 балла – ученик объясняет решение автора тем, что остров не только удивительное явление природы, но и образ (символ, знак) судьбы человека, юности, счастья. «Судьба» острова сравнивается с судьбой человека.
1 балл – ученик объясняет выбор автора тем, что весенний остров поразил Астафьева как удивительное явление природы, чудо. Весенний остров запомнился красотой и т. п. Остров выделялся среди других островов своей необычностью.
0 баллов – общий ответ. Например: Астафьев любит природу, свой край. Возможна подмена ответа. Например: весна похожа на юность.
Деятельность: Понимание, сворачивание текста.
Задание оценивается вместе с заданием 5.
Деятельность: Понимание, рефлексия и оценка разных читательских позиций, поиск информации.
1 балл – аргументация недостаточная.
0 баллов – в ответе содержится неверная аргументация. Например, ученик пишет, что жить елочке в «деревянной рубашке пня» невозможно. При аргументации искажается смысл текста, значение написанного подменяется другим значением, не свойственным тексту.
Деятельность: Реконструкция авторского замысла.
1 балл – точка зрения второго совпадает с авторской.
0 баллов – другой ответ.
Деятельность: Реконструкция авторского замысла, интерпретация текста.
2 балла – ответ D или ответы C и D вместе. Ответ свидетельствует о понимании замысла автора.
1 балл – ответ В. Ответ свидетельствует о поверхностном понимании замысла.
0 баллов – ответы А и Б. Свидетельствует о непонимании.
Деятельность: Понимание на уровне подтекста, реконструкция авторского замысла, интерпретация текста, обоснование собственной позиции.
2 балла – ответ В («И прахом своим»). Ученик понимает, что в названии заключена философская идея произведения: гибель молодых ребят на войне не была напрасной, своей смертью («и прахом своим») они отстояли будущее. Важно, чтобы ученик увидел и отметил именно связь между войной и миром (ключевую для в целом и для данного текста в частности), а не только общую закономерность сменяемости жизни и смерти.
1 балл – ответ А («Таков закон жизни»). Ученик видит общую связь между поколениями: родители заботятся о детях, дети приходят на смену родителям и т. п.
0 баллов – другие ответы с любым обоснованием.
Деятельность: Использование результатов решения предшествующих заданий, рефлексия на собственную деятельность, обоснование собственной позиции.
2 балла – собственное название свидетельствует о глубоком понимании замысла автора. Поскольку предыдущие задания способствуют формированию такого понимания, ценным будет, если ученик даст новое название, более подходящее, чем данное в начале работы с задачей (см. задание 1). Например: первое название «Родительская любовь», второе – «Смерть ради жизни». Ученик объясняет, почему он изменил название.
1 балл – собственное название свидетельствует о недостаточно глубоком понимании авторского замысла.
0 баллов – поверхностное понимание, непонимание. Отсутствие рефлексии.
Деятельность: Интерпретация текста, реконструкция авторского замысла, реконструкция вопроса, сопоставление текстов.
2 балла – ученик понимает переносное значение слова «затесь» – зарубка на память, особенная мета в жизни, в череде впечатлений, в судьбе писателя и т. д. Сравнивает творческий путь с дорогой, тропой, «затесями» на этом пути становятся неожиданные встречи (подобные встрече с весенним островом или с елочкой, растущей на пне) и раздумья, рожденные ими.
1 балл – ученик указывает на сходство весеннего острова посреди реки (елочки в лесу) с затесью на тропе. Говорит о встрече автора с островом (с елочкой) как об открытии. В ответе нет обобщения.
0 баллов – другие объяснения, свидетельствующие о непонимании текста, содержащегося в вопросе, и авторского замысла.
Деятельность: Сопоставление текстов, рефлексия на содержание и форму текста, аргументация, многократное возвращение к условию задачи.
1 балл – ученик верно указывает текст, но затрудняется в объяснении.
0 баллов – ученик неверно указывает текст.
Деятельность: Рефлексия на форму текста, поиск информации, работа с составным текстом.
0 баллов – перечень афористических выражений неполный.
[1] Прах – 1. Мелкие сухие частицы земли, чего-нибудь высохшего, распавшегося. 2. То, что ничтожно, недолговечно. 3. То, что осталось от тела умершего.
Весенний остров
Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.
Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко срывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал и ездил по чужим краям. Зачем?
Пароход шёл по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину её.
Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал. Вахтенный матрос хотел прогнать меня с палубы, но посмотрел на меня, постоял рядом и ушёл.
Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнёт туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья, на пески и прибрежный камешник.
И кончится так и не начавшаяся ночь.
Утром-то, на самом взлёте его, я увидел впереди остров. На острове перевалка мигала еще красным огнём. В середине острова навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес.
Берега яркие, в сочной зелени — так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут.
— Весна на острове! Весна.
Я побежал на корму парохода, я торопился. Остров все удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!
Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали.
Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но весеннего больше не попадалось. Тот остров оставался долго под водою, и когда обсохли его берега, — всюду уже было лето и всё отцвело, а он не мог без весны — и забушевал, зацвел яркой радугой среди реки, и ничто не могло сдержать торжества природы. Она радовалась, буйствовала, не соблюдая никаких сроков.
Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете — неважно. Главное, что она приходит.
Комментарий В.А.Гапеенко:
Виктор Петрович Астафьев стихов не писал. Известен лишь один написанный им романс «Ах осень, осень…», положенный на музыку композитором Владимиром Пороцким.
Но насколько поэтично написана эта прозаическая затесь. Так и кажется, стоишь на палубе идущего на Север теплохода рядом с писателем, вслушиваешься в его неторопливую речь (а мне всегда слышится его голос при прочтении) и закрываешь глаза, чтобы представить картину.
Рассказ написан в 1964 году, часто публиковался в детских сборниках. Может это и правильно, воля писателя. Но только у прочитавшего затесь взрослого защемит сердце не просто от красоты увиденного, но и от уже утраченного, к чему никогда больше не вернёшься.