О чем дорама игра в кальмара
«Игра в кальмара» — южнокорейский веб-сериал в жанре выживания, приключенческого боевика, триллера и драмы. Режиссером и автором сценария стал Хван Дон Хек. Сериал состоит из девяти эпизодов, а премьера Squid Game состоялась 17 сентября 2021 года на платформе Netflix.
1. Люди в розовых костюмах выбрали красный конверт в игре в сотки.
Многие теории об игре в кальмаров происходят из того, как люди оказываются вовлеченными в игру. Одна убедительная теория связана с игрой в сотки. Сон Ги Хуна просят сыграть в метро в первом эпизоде.
Зрители будут помнить, что Сон Ги Хун выигрывал 10 000 вон (звучит много, но это эквивалентно примерно 6,20 фунтам стерлингов в британских деньгах) каждый раз, когда ему удавалось перевернуть конверт своего противника. Если его противнику удается перевернуть конверт Сон Ги Хуна, тот получает пощечину.
Незнакомец просит Сон Ги Хуна выбрать между красным или синим конвертом для игры, и Сон Ги Хун выбирает синий. Когда он прибывает на соревнование позже в игре в качестве участника, он одет в синий спортивный костюм.
Некоторые теоретизируют, что те, кто выбирает красный конверт, вместо этого становятся охранниками в масках – надзирателями в розовых костюмах, которые наблюдают за соревнованиями и помогают «устранять» участников.
2. Красная прическа Сона в конце сезона имеет более глубокий смысл
В финальном эпизоде Сон Ки Хун красит волосы в красный цвет после победы в играх и получения призовых денег. Хотя это может быть просто кинематографическим решением показать, что некогда приветливый и беззаботный персонаж теперь изменился, увидев, как умирает так много людей, в том числе его друзья, другие считают, что это предзнаменование; Сон Ки Хун выбрал «красный» и вернется в качестве охранника в маске, чтобы снять игры изнутри. Это немного натянуто, но мы заканчиваем серию с Сон Ки Хуном, решившим выследить того, кто все еще позволяет играм продолжаться, – так что, возможно, те, кто предлагает эту теорию, что–то задумали.
3. О Иль Нам – отец главного героя
У Сон Ги Хуна есть взаимосвязь со стариком О Иль Намом или участником «001», но некоторые указывают на то, что дружба пары проистекает из семейных уз. В конце концов, мы видим Сон Ки Хуна дома со своей матерью, но о его отце вообще не упоминается и не обсуждается.
В повествовании есть подсказки, связанные с тем, что эта пара связана – сцена, в которой Сон Ки Хун попросил у невозмутимых охранников шоколадное молоко, увидел, как О Иль Нам усмехнулся, что его сын “похож» на него. В другой сцене пара обсуждает сходство декораций одной из игр с их взрослением, что снова заставляет многих предположить, что старик был отцом Сон Ки Хуна.
Поворот шоу, который показывает, что О Иль Нам был VIP-игроком, который помогал создавать проблемы, заставил многих утверждать, что весь турнир был придуман О Иль Намом, чтобы найти своего потерянного сына, особенно когда он дает Сон Ки Хуну свою куртку “для защиты” в играх и добавляет, что с ним было «весело играть». Являются ли турниры всего лишь уловкой для отца и сына, чтобы повеселиться в детстве, чего они никогда не могли?
4. Игры подстраивались для защиты О Иль Нама
С самого начала О Иль нам выделяется по сравнению с другими участниками. Он значительно старше окружающих, у него нет предыстории, и он удивительно умен для человека, который довольно серьезно болен.
Но есть более весомые свидетельства того, что участник «001» был более глубоко вовлечен в конкурс. Многие зрители отмечали, с каким энтузиазмом О Иль Нам относится к каждой из игр, несмотря на его явные недостатки – вскоре выясняется, что это так, потому что он действительно помогал выбирать каждый раунд.
Если вы внимательно посмотрите, довольно жизнерадостный О Иль Нам, который радостно бросается вперед, несмотря на то, что наблюдает, как сотни людей расстреливают, едва просматривается в игре «Тише едешь – дальше будешь».
5. Люди в розовых костюмах – победители прошлых игр
Другая теория о личности тех, кто работает над играми, заключается в том, что охранники в красном на самом деле все предыдущие победители из старых игр. Это не невозможно, учитывая, что Фронтмен – Ин Хо, пропавший брат детектива Чжуна Хо.
Как мы видели, победители каждой игры выигрывают значительную сумму наличных денег, но некоторые из этих участников уже задолжали миллионы вон, и раздача огромных пачек банкнот азартным игрокам только заставит их еще больше предаваться своим порокам.
Возможно, когда победители возвращаются во внешний мир, они опрометчиво тратят все свои призовые деньги и снова оказываются в долгах?
О Иль Нам явно может следить за игроками – мы видим, как он «находит» Сон Ки Хуна, когда игры впервые отменяются. Так что, возможно, он сможет отследить победителей – и даст им еще один шанс выплатить свой долг, работая охранниками в течение определенного периода времени.
Это также объяснило бы, почему набираются прошлые победители; охранники изображаются бессердечными и хладнокровными, и ничто не может сделать кого-то настолько жестоким, чем наблюдать и убивать других игроков в погоне за деньгами.
Но мы должны рассмотреть подростка, который, как выяснилось, был охранником в третьем эпизоде. Мог ли он действительно выиграть предыдущий турнир? Или есть еще более мрачные обстоятельства вокруг игр, которые мы даже не можем понять?
6. Люди в розовых костюмах – те, которые отказались играть после первой игры
После того, как игры отменяются после первого голосования, большинство игроков возвращаются к игре, поскольку все они все больше отчаянно нуждаются в деньгах. Но 14 из 201 игрока решили не возвращаться, потому что не хотели подвергать свою жизнь риску. Справедливо.
Мы видим, как Фронтмен говорит другим охранникам присматривать за теми, кто не вернулся, – но что он мог иметь в виду? Одна из теорий состоит в том, что этим 14 людям будет предоставлена возможность оплатить свои долги в качестве рабочего на игре.
Работники, по большей части, защищены от вреда, если они соблюдают правила. Это также послужило бы верным способом предотвратить утечку их знаний об играх во внешний мир.
Если мы посмотрим на 14 участников, которые не вернулись в эту игру, наряду с бывшими участниками, которые не вернулись в предыдущие годы, это будет означать, что вокруг бродит более 100 игроков, что аналогично количеству вооруженных охранников.
7. Некоторые смерти можно было предсказать
Мы уже можем догадаться о судьбе некоторых из наших выдающихся игроков в играх, просто взглянув на то, как они вели себя во внешнем мире, поскольку многие их действия поэтически указывают на то, как они все умирают.
Давайте посмотрим на Сан Ву: он убивает себя в конце игр и планировал сделать это до того, как его снова втянули в соревнование во втором эпизоде.
В другом месте гангстер Чан Док умер после падения в игре «Стеклянный мост», и именно так он убежал от тех, кто преследовал его.
Северокорейской перебежчице Сае Бек перерезали горло в финальной игре, и именно так она угрожала своему мошеннику во внешнем мире.
8. Отчим дочери Сона замешан в игре
Эта теория может быть притянута за уши, но некоторые зрители считают, что новый муж бывшей жены Сон Ки Хуна участвует в играх. Почему? Ну, есть несколько подсказок.
У этого человека явно нет недостатка в деньгах, он легко отдает деньги на операцию матери Сона, но в нем также есть подлая и мстительная черта, поскольку он настаивает на том, чтобы тот навсегда ушел из их жизни.
Ясно, что тот, кто отвечает за игры, может говорить по-английски, так как мы слышим, как они с кем-то разговаривают, и, поскольку семья переезжает в Америку на работу, скорее всего, он свободно говорит. Мог ли он действительно быть вдохновителем или, по крайней мере, причастен к этому? Это маловероятно, но игра с кальмарами показала, что все возможно.
9. О Иль Нам специально проиграл в четвертой игре
Более того, он точно не собирался в ней участвовать. На это указывает несколько фактов:
О Иль Нам до последнего не вставал с кровати, ссылаясь на болезнь. Вероятнее всего, он специально намочил штаны водой из бутылки. Ночью ему намочили тряпку водой из бутылки, которую поставили рядом с ним. Утром бутылка была пустая.
Так как участников был нечетное количество, а игрокам нужно было разделиться на пары, старик сразу сел в укромное место, чтобы его никто не заметил и не выбрал в качестве напарника. Однако, у него ничего не вышло. Сон Ки Хун протянул ему руку – этот жест означал выбор напарника.
Затем он специально дал себя обмануть Сону, чтобы тот выиграл в камушки. Именно на следующую игру (Стеклянный мостик) приезжают VIP-клиенты. Наверняка, этот момент О Иль Нам пропустить никак не мог.
Какие теории вы еще знаете? Пишите в комментариях!
О чем дорама игра в кальмара
«Игра в кальмара» (Ojingeo geim) вышла 17 сентября 2021 года. По сюжету, на протяжении восьми эпизодов герои должны состязаться в разных детских играх. Проигравших убивают на месте, а единственный выживший победитель получит от организаторов 45,6 миллиардов вон (больше 2,8 миллиарда рублей).
По предварительным прогнозам, «Игра в кальмара» обгоняет по популярности даже рекордсменов Netflix — «Ведьмака», «Бриджертонов», «Люпена». Проект стал вирусным в Сети сразу по двум причинам. Во-первых, Netflix удачно рекламировал сериал с помощью пугающей трёхметровой куклы, которая заставляла прохожих на Филлипинах и в Сеуле играть в игру Red Light, Green Light (на русский локализована как «Тише едешь — дальше будешь»). А испытания из самой Игры стали массово повторять в TikTok и других соцсетях.
Режиссёр и сценарист шоу Хван Дон-хёк получил известность среди азиатской аудитории после мюзикла «Мисс Бабуля» (2014), который позже был адаптирован в семи других странах; издание Variety называет его одним из самых успешных фильмов в истории кино Южной Кореи. До мюзикла Дон-хёк снимал картины на серьёзные социальные темы, включая драму «Суровое испытание» (2011) о жертвах сексуального насилия в школе.
Дон-хёк считает, что зрителю понравились простота повествования и персонажи, которым легко сочувствовать; об этом он рассказал в интервью Variety. Шоу он называет аллегорией на современное капиталистическое общество. Писать второй сезон «Игры в кальмара» Дон-хёк пока не планирует.
Причины посмотреть «Игру в кальмара»
1) Концепция
«Игра в кальмара» строится по принципу high concept — в основе лежит одна простая идея, которую легко описать как продюсеру, так и простому зрителю. Авторы задаются вопросом: что, если бы отчаявшимся, погрязшим в долгах людям предложили большую сумму денег за игру на выживание?
Смертельные игры появлялись в разных произведениях, от классики ужасов до категории Young Adult. Обычно они бывают последствием или условием существования тоталитарного режима: в «Долгой прогулке» Кинга власти США заставляют подростков идти по дороге, расстреливая всех, кто остановится (аллегория на войну во Вьетнаме); в книжной серии «Голодные игры» от Сьюзен Коллинз выдуманное государство Панем держит людей в страхе, заставляя детей из разных районов (дистриктов) сражаться насмерть.
Но в «Игре в кальмара» нет тоталитарного государства, заставляющего людей рисковать жизнью, как в вышеперечисленных примерах. На участие в Игре людей толкает суровая реальность. Распорядители перечисляют их немыслимые долги, зрителям постоянно показывают бедные интерьеры квартир, скудную еду, общую стеснённость, в которой живут корейцы; для главного героя Сон Ки Хуна поход за жареной курицей считается достойным подарком на день рождения дочери. Страх перед кредиторами и желание наконец пожить в своё удовольствие здесь ощутимы, понятны и даже узнаваемы.
В подборке аниме-сериалов от «Канобу» можно почитать о «Кайдзи», истории азартного игрока, который пытается отыграться и погасить свои долги, ставя на кон части тела или жизнь. Эта идея наиболее близка к «Игре в кальмара». Но в новом сериале Netflix она ещё причудливее: в качестве испытаний участникам предлагают детские игры («Тише едешь — дальше будешь», «Сахарные соты», перетягивание каната и т.д.), знакомые большинству корейцев с пелёнок. Невинность и простота этих соревнований делает происходящее более кошмарным.
2) Общий стиль
Фанаты шоу в США уже начали массово скупать костюмы, похожие на одежду героев. Это объяснимо: игра в сериале визуально продумана до мельчайших деталей. Игроки, надзиратели и даже неожиданные гости (ближе к финалу шоу) носят специальную форму, все интерьеры минималистичны и стерильны, без единого лишнего предмета.
Авторы «Игры в кальмара» соблюдают единство стиля до такой степени, что даже приглашение на саму Игру и гробы, в которых вывозят трупы проигравших, выглядят одинаково — черная коробка с красивым розовым бантом на крышке. Всё связанное с организацией Игры помечено геометрическими фигурами (кругом, треугольником или квадратом), которые несложно заметить даже в титрах.
Больше всего в «Игре в кальмара» запоминается цвет. Вне Игры всё выглядит точь-в-точь как в нашумевших «Паразитах» Пон Чжун Хо — много тёплого жёлтого в домах, холодные и безжизненные офисные здания, отказывающие в кредитах банки и метро. Зато почти все испытания расцвечены неестественно ярко — розовым, голубым, жёлтым и зелёным, напоминая не то детский сад, не то магазины сладостей. Для каждого этапа построены уникальные декорации: огромная детская площадка, платформы над пропастью, волейбольное поле, стеклянный мост и прочие.
У «Игры в кальмара» отличный саундтрек: продолжая тему детских игр, местами он как будто написан для диснеевского мультфильма, а не для кровавого сериала о выживании. А каждое испытание начинается с помпезной мелодии «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса; организаторы Игры вообще питают слабость к классической музыке, поэтому она часто звучит в сериале.
3) Проработанность персонажей
Большая часть героев «Игры в кальмара» — люди, которые сами загнали себя в безвыходную ситуацию и вызывают смешанные чувства. Один из центральных персонажей, Сон Ки Хун, должен оплатить лечение матери с диабетом, но погряз в долгах. По идее, его подвела собственная слабость и любовь к азартным играм.
Поступки Сон Ки Хуна в процессе Игры делают его гораздо лучшим человеком по сравнению с тем, каким он был в начале сериала. Его друг детства и сосед Чхо Сан Воо, напротив, учился в Сеульском национальном университете и был гордостью пожилой матери, он умён, сообразителен и немало помогает своим товарищам по Игре. Но позже зрители узнают причину его долга — Сан Воо проигрался на бирже, воровал деньги у клиентов и должен выплатить 6 миллионов вон.
С каждой серией зрители узнают всё больше жутких деталей из прошлого героев, раскрывающих их с новой стороны. И в то же время то, что они делали за пределами Игры, не имеет значения. Важно, как этот весьма стандартный для фильмов и сериалов о выживании набор персонажей — смертельно больной и заведомо слабый, но мудрый человек; однозначно злой бандит; женщина в трудной жизненной ситуации; умник; смельчак с добрым сердцем — ведёт себя во время испытаний.
Авторы «Игры в кальмара» талантливо переплетают отношения персонажей, складывают их сильные и слабые стороны, придают им качества и добавляют детали, усиливающие каждую серию. Даже самые сильные герои сериала под давлением обстоятельств ломаются, добрые — ожесточаются, а безразличные проникаются горем других. Например, трогательна история молодой беженки из Северной Кореи, игрока под номером 067, которая изначально старается ни к кому не привязываться и ни с кем не дружить. Она до конца хранит свои тайны, чтобы раскрыть их только избранным персонажам — и в особенно тяжёлых сценах.
4) Сюжет, держащий в напряжении
Даже достаточно предсказуемые сюжетные повороты исполнены в сериале отлично. От игры на выживание логично ждать нестандартного, нечестного поведения героев — предательств, обмана, сокрытия информации и даже убийства ради победы. Но для этих плот-твистов используются самые неожиданные герои. При этом ни один сюжетный ход не вызывает вопросов к логике и правдоподобности происходящего (кроме спорного финального твиста).
Не всё действие «Игры в кальмара» сосредоточено на прохождении испытаний участниками. У сериала есть достойный побочный сюжет с участием полицейского. Молодой офицер Хван Чун Хо проникает в Игру под видом надзирателя, чтобы найти пропавшего брата. Так что в довесок к тому, что видят Игроки, зрители могут проследить и за другой стороной — стороной организаторов. Впрочем, даже надзиратели в этом шоу не могут чувствовать себя в безопасности.
5) Кровожадность авторов
По уровню насилия «Игра в кальмара» ненамного отстаёт от культовой японской «Королевской битвы» 2000 года – ещё одного фильма о смертельной игре на выживание.
Первое испытание оставляет из 400 с лишним участников всего половину — остальных расстреливают во время игры в «Тише едешь — дальше будешь». Во время испытания им запрещено двигаться, поэтому людям приходится стоять и просто смотреть на то, как у их ног умирают менее сдержанные сотоварищи. Бойня может развернуться в любой момент: на испытании, во время отбоя ночью или в закоулках здания, где проходит Игра.
При этом не стоит ждать от авторов сериала поблажек или возможности обмануть правила — как, например, участники «Голодных игр» обхитрили создателей игры в первой книге и фильме. Иногда Игрокам помогает находчивость, но чаще всего правила соблюдаются безукоризненно. Поэтому не стоит привязываться к персонажам слишком сильно — каждый из них с одинаковой вероятностью может погибнуть.
Объяснение концовки сериала «Игра в кальмара»
«Игра в кальмара» — южнокорейский веб-сериал в жанре выживания, приключенческого боевика, триллера и драмы. Режиссером и автором сценария стал Хван Дон Хек. Сериал состоит из девяти эпизодов, а премьера Squid Game состоялась 17 сентября 2021 года на платформе Netflix.
Концовка
После победы ведущий отвозит Сона домой. Его выкидывают на улице и кладут в рот банковскую карту – именно там лежат деньги. Пароль от банковской карты – его порядковый номер в игре – 0456. Далее он идет к ближайшему банкомату, где снимает 10 тысяч вон и видит остаток на счете – 45 миллиардов 599 миллионов 990 тысяч вон. По дороге он покупает рыбу у матери Чо и пытается дать 10 тысяч вон, но та отказывается. Затем Сон возвращается домой и видит лежащую на полу мать. Она не дышит и не подает признаков жизни.
На протяжении года Сон живет такой же жизнью как и раньше: занимает деньги, бедствует и не работает. В один из дней он сидит на берегу, и к нему подходит женщина и очень просит купить цветок. Сон покупает розу на последние наличные деньги и находит там карточку со знакомым логотипом, на которой написано место и время встречи.
Сон отправляется к этому небоскребу, поднимается на седьмой этаж и видит О Иль Нама – того самого старика под номером «001». Оказывается, что он – создатель этой игры!
Далее О Иль Нам рассказывает, что сделал эту игру для развлечения, а сам вступил в игру потому, что хотел вспомнить перед смертью, как ему было весело в детстве, играя в эти игры. О Иль Нам сохранил жизнь Сону потому, что с ним было весело играть и благодаря ему он вспомнил вещи из прошлого, о которых давно забыл. После этих слов старик умирает.
Затем Сон вспоминает про обещание перед Кан, меняет внешность и забирает ее брата Чхоля. Он отдает его под опеку матери Чо, оставив огромный чемодан с деньгами – там ровно половина выигрыша.
Сон решает улететь в США, чтобы вернуть дочь. В метро он видит, как тот же самый мужчина играет с очередным незнакомцем в сотки и пытается догнать его, чтобы задать несколько вопросов, но тот уезжает.
Он отбирает визитку у незнакомца и по дороге на самолет звонит на номер. Ему предлагается сыграть в игру, и происходит диалог:
Разговор кончается, Сон разворачивается и уходит. Конец сезона.
Вывод
Второму сезону, определенно, быть! Режиссер Хван Дон Хек изначально вообще не рассчитывал, что его проекту удастся стать настолько популярным, вследствие чего о продолжении он даже не помышлял. Теперь ситуация настолько изменилась, что он готов раскрыть новую часть своей истории.
Осталось слишком много вопросов, на которые зритель не узнал ответа.
А чего ждете вы от второго сезона «Игры в кальмара»?
Зеркало больного социума, источник любви: в чем феномен «Игры в кальмара»
Удручающая история шоураннера Хван Дон Хека об участниках игры на выживание, которые рискуют своей жизнью, чтобы выиграть приз в 45,6 млрд вон, успела возглавить первые строчки по просмотрам во всех странах с доступом к Netflix, обвалить трафик местному телекоммуникационному гиганту и стать глобальным интернет-феноменом.
Количество тематического контента, который ежедневно выдают социальные сети, соизмеримо разве что с синдромом «Игры престолов», и то, учитывая, что сейчас именно TikTok служит главным законодателем трендов, ударная волна от южнокорейского взрыва накрыла нас куда сильнее.
На первый взгляд, проект не предвещал особого успеха. Сюжетов про игры на выживание мы повидали на своем веку уже достаточно, а жонглированием яркими цветами в кадре уже никого не удивить. Пока глотаешь серию за серией, невольно ловишь себя на мысли, что где-то ты все это уже видел. Только ленивый не провел параллели с триллером «Бумажный дом», аниме «Кайдзи» и научной фантастикой «Алиса в пограничье», но почему-то именно «Кальмару» удалось завоевать народную любовь, которая, возможно, не случилась бы, не сними Пон Чжун Хо своих «Паразитов» двумя годами раньше.
Если бы «Игра в кальмара» была западным сериалом, то его структуру нетрудно было бы предугадать: герои участвуют в конкурсах, и постепенно, через их воспоминания, которые зачастую нас мало интересуют, мы узнаем, что привело их сюда. Но в «Кальмаре» сюжетный поворот происходит намного раньше: персонажи, с которыми мы не успели познакомиться, голосуют за выход из садистского лабиринта уже в первой серии. Благодаря этому короткому пребыванию на воле мы не только узнаем историю каждого героя в отличном от привычного повествования ключе, но и понимаем, почему участники игры не пытаются бежать от опасности. Мы легко проецируем на себя практически любое действие главных героев, потому что знакомы с долговыми обязательствами, стрессовой работой и стремлением к абстрактному счастью, которое (парадокс) недостижимо в таких условиях.
Сериал запросто мог бы и провалиться из-за своей «кровавой» концепции, если бы не его гуманный аспект. Главные герои обладают противозаконным обаянием и правдоподобием: будь то амбициозный банкир Чхо Сан Воо, поставивший все на крупное финансовое пари, или интригующая карманница Кан Сэ Бек, чья безжалостность оправдана бегством из Северной Кореи и желанием вывезти свою семью на выигранные деньги.
Чтобы разобраться, за счет чего еще сериал обрел такую популярность, нужно глубже погрузиться в социальные проблемы, которые он освещает.
Притча о капиталистической эксплуатации
Несмотря на то, что такой стремительный рост в Корее повысил общий уровень жизни, многие люди все равно остались в печальном положении. Например, сейчас Южная Корея входит в пятерку стран по уровню относительной бедности, а зажавшая ее в тиски пандемия и вовсе плющит национальную экономику. Показатель самоубийств в Южной Корее — один из самых высоких в мире, эта проблема особенно актуальна для пожилых людей, почти половина которых живет за чертой бедности.
Молодежь также не может похвастаться особыми успехами. Обязательный призыв в армию, общественное давление, в основе которого лежит идея демонстрации своего успеха (в сериале неоднократно подчеркивается, как все восхищаются тем, что Чхо Сан Воо, игрок № 218, — одаренный студент, закончивший Сеульский университет) и ошеломляющая безработица (по состоянию на 2020 год уровень безработицы среди молодежи составлял 22%). Молодые корейцы даже придумали термин для этого общества ограниченных возможностей — «ад Чосон», сатирически ссылаясь на жестко иерархическую династию Чосон, которую современная Корея должна была оставить позади.
В то время как миллионы простых корейцев борются за выживание, верхушка страны держит экономику в железной хватке. Она функционирует за счет чеболей — корпоративных конгломератов, принадлежащих горстке богатых и влиятельных семей. Когда-то чеболей восхваляли за то, что они вывели нацию из нищеты, теперь они олицетворяют монопольный капитализм в стране, захваченной коррупцией. В число таких крупнейших представителей Южной Кореи входит компания Samsung. Ее генеральный директор Ли Чжэ Ен досрочно вышел из тюрьмы в августе 2021 года, отбыв только половину двухлетнего срока за взяточничество. Обосновывая его освобождение, правительство Кореи сослалось на важность Ли для экономики.
Эту концепцию в сериале воплощают VIP-гости — группа сверхбогатых представителей мировой элиты, которая делает ставки на игроков, с удовольствием наблюдая за тем, как они ценой своей жизни пытаются добраться до призовых денег. Точно так же главный герой Ги Хун когда-то оставлял свои деньги на скачках. Отличие лишь в том, что его азарт держался на потребности заработать, а азарт богачей «Игры в кальмара» — на потребности развлечься. Бедные люди охотно участвуют в предлагаемых извращениях, потому что им внушили, что без денег они не могут существовать. Механизм дегуманизации, о котором трубит шоу, вызывает ужас — ведь не игра разрушает человечество: разрушение уже давно осуществляется нами собственноручно.
Инородное тело
Тема классового неравенства сильно отозвалась в зрительских сердцах. Оттого символично, что в 2009 году создателю сериала Хван Дон Хеку отказали с этой идеей практически все студии, после чего он забросил сценарий и продал свой ноутбук из-за нехватки денег.
Сперва создается впечатление, что Сон Ги Хун, чья зависимость от азартных игр и безработица оставили его с нулевым балансом, сам виноват в своем плачевном положении. По мере развития сюжета выясняется, что первоначальные финансовые проблемы Ги Хуна связаны с потерей работы за десять лет до этого.
Дон Хек объяснял, что его герой — собирательный образ организаторов забастовки на заводе Ssangyong Motors в 2009 году (в сериале Ги Хун работал на Dragon Motors), которую подавили силами полиции. Из флешбэков мы узнаем, что после увольнения Ги Хун и его товарищи по профсоюзу забаррикадировались на ночь на складе. Полиция выломала двери и принялась избивать бастующих. На глазах Ги Хуна погиб его сослуживец. В ту ночь он пропустил рождение своей дочери.
В истории Южной Кореи борьба властей с профсоюзными организациями случалась неоднократно. В сентябре президент Корейской конфедерации профсоюзов (KCTU) был арестован под предлогом нарушения правил безопасности COVID-19 на рабочем митинге в Сеуле. По всей вероятности, он подстрекал профсоюзных лидеров, что обеспокоило правительство. Янг Куюнг Со стал тринадцатым по счету президентом KCTU, которого посадили в тюрьму.
Если в полнометражных «Паразитах» требовались определенные усилия, чтобы распределить все метафоры о колоссальной пропасти между богатыми и бедными, то малый экран «Игры в кальмара» рисует все гораздо прозаичнее: в жизни нет никаких победителей — есть только люди, которые продвигаются вперед исключительно по головам других. Режиссер сериала в одном из интервью сказал, что хотел показать уровень нечеловеческой конкуренции и борьбы, которую ежедневно ведут люди, оставшиеся без какой-либо социальной и финансовой поддержки. Если человек человеку волк, то в первую очередь это социум доводит его до ручки.
Потребность в надежде
При всей мрачности «Игра в кальмара» — смелая и амбициозная история, временами трогательная, временами пугающая. Сильная тем, что не пускается в антиутопические фантазии (как «Голодные игры»), а размышляет о реальности и ее сложной «ужасности». Тем не менее она не превращается в яростный крик — скорее в проникновенную меланхолию, которую можно побороть только верой в светлые времена.
В заключительной игре с Ги Хуном престарелый игрок О Иль Нам делает ставку на то, спасет ли кто-нибудь бездомного, замерзающего на дороге до 12 часов ночи. Утверждая обратное, он хочет доказать Хуну, что люди не заслуживают доверия. Незадолго до полуночи бездомного спасает полиция, которую вызвал прохожий, и Ги Хун снова побеждает, убеждаясь в том, что доброе сердце сильнее смерти и человеческой подлости.
Апогей корейской культуры
Популярность корейского контента во всем мире растет, и все же продолжительное лидерство азиатского фильма или сериала в США или Европе выглядит необычно. Например, корейский фильм «Космические чистильщики» после выхода занимал первое место в мире в категории фильмов в течение трех дней, но не недель, как в случае с «Игрой в кальмара». Очевидно, что влияние корейской культуры, музыки и кинематографа в последнее время стало слишком заметным, чтобы его игнорировать.
На курсы корейского языка в Москве буквально не пробиться, локальные косметические бренды моментально сметают с полок магазинов, трэвел-видео на YouTube наперебой взывают человечество очнуться и признать, что именно Южная Корея, а вовсе не Япония, — страна победившего футуризма.
В то же время кейпоп-группа BTS полным составом выступает в ООН с благодарственной речью человечеству за борьбу с последствиями COVID; термин «дорама» (корейские мыльные оперы) постепенно входит в повседневную речь западного зрителя, доселе знакомого только с мелодрамами; фанаты кейпопа обрели такую мощь, что способны подпортить репутацию видного американского телеведущего.
Возможно, такое постепенное погружение европейского общества в тему Южной Кореи перерастет в любовь к восточной культуре, которая, в конечном счете, мало чем отличается от нашей.