О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Источник

5 показателей, что статья «зайдет» читателюРЕД.

Какими основными качествами должен обладать текст, чтобы читатель захотел добавить его в закладки, начал доверять автору или бренду, предоставившему контент. Выводы из опыта работы редактора Pressfeed.

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

От издания к изданию, а значит — от аудитории к аудитории, особенности и правила подготовки материалов, конечно, меняются. Но в целом, скомпилировав мой личный опыт и опыт коллег, с которыми я обсуждал этот вопрос, можно выделить пять общих закономерностей.

Можно применять их, например, в корпоративном блоге или гостевых публикациях, и уже на их основе составлять тонкости восприятия конкретно своего читателя. Кстати, будет не лишним буквально завести отдельный документ — «Как писать для нашей ЦА» или «Редполитика», называйте как хотите, главное, чтоб работало.

1. Новизна и актуальность

Самая классная статья всегда сообщает нечто новое для читателя. Причем нечто новое — совсем не обязательно новость — как формат в привычном для СМИ понимании. Это не обязательно какое-то событие мирового масштаба. Это может быть, например, субъективно новый опыт, рассказ изнутри о каких-то областях, которые окажутся новыми для читателей.

Вместе с тем, основной месседж статьи должен быть актуальным, своевременным. Пусть звучит это очень абстрактно, но на деле означает, что контент-маркетинг просто обязан быть на «гребне волны», автору придётся следить за трендами в бизнесе, в своей и смежных отраслях. Необходимо понимать какие вопросы на повестке сейчас, а в идеале — какие поднимутся завтра, послезавтра, через месяц. Это сложно и приходит только с практикой.

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

Кстати, именно поэтому UGC-редакторы так любят тексты, написанные не райтерами, а самими бизнесменами.

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

Нам важно, чтобы колонки писали настоящие профессионалы в своих отраслях. Мы стараемся оградить читателей от статей, представляющих собой нарезки цитат мыслителей из интернета. Поэтому каждого эксперта тщательно проверяем.

Собственно, как этого добиться? Например, с помощью заголовка и лида — очевидный способ:

Ковид сегодня не выносит в заголовок только ленивый
Скриншот vc.ru

2. Вовлечение

Это то, ради чего в принципе мы идём в контент-маркетинг, но как добиться того, чтобы читатели взахлёб погружались в материал, ставили лайки и добавляли материал в закладки? Это вопрос не на одну книгу. Но, опять же, есть базовые методы, которые помогут начать:

Хорошая статья вступает с читателем в диалог, задаёт ему вопрос или побуждает к действию. Текст может объяснять его боль, напоминать о чем-то волнующем или заставлять задуматься о важном. Если это реализовано, читатель — ваш.

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

3. Читабельность

В этот термин я закладываю очень широкое понятие, которое в упрощённом виде можно свести к тому, насколько легко и быстро текст воспринимается представителем целевой аудитории.

При более детальном рассмотрении сюда включаем:

Чтобы повысить читабельность своих текстов, необходимо две вещи: изучать матчасть и практиковаться.

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

В матчасть включаем книги по структуре языка — от «Слово живое и мёртвое» Норы Галь до чего-то более современного, например, «Автор, ножницы, бумага: Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков» Николая Кононова. Можно даже Ильяхова. Главное — не воспринимать ни один источник как догму. Всё таки язык — явление действительно живое, развивающееся, а в каждом конкретном случае (читай: для каждой конкретной аудитории) нужен свой подход.

Выработать его и помогает практика. Чтобы написать статью для VC.RU, «РБК Pro» или любого другого бизнес-издания, размещающего UGC, не нужен литературный дар. Нужна практика в своей отрасли, понимание вопроса и умение связать пять слов в предложение. Составьте пару сотен таких предложений в понятный текст без лишней воды и покажите редактору. Если ваша тема актуальна и интересна (смотри предыдущие два пункта) — вам помогут.

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

Эксперты предлагают хорошую фактуру, имеют личный опыт, идеально знают свою тему, не присылают откровенно рекламные статьи. С другой стороны, многие не понимают, как должен выглядеть текст в СМИ. Пишут официальным языком, сложными фразами, без структуры, материал получается нечитабельным. Здесь главное, чтобы эксперт адекватно реагировал на правки — канцеляризмы мы можем убрать и сами, если по смыслу все грамотно. Ну а если эксперт дает подходящую фактуру и еще умеет писать — то он попадает в группу наших постоянных авторов.

Вот несколько базовых правил повышения читабельности статьи:

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

Пример полного отсутствия структуры в тексте

4. Полезность

Текст должен быть полезен в первую очередь для читателя. Даже простейшая страница «О компании» должна давать посетителю пользу. Если такой пользы нет — текст вредит бизнесу. Нужно просто принять это как данность, даже если маркетологи и SEOшники в один голос утверждают обратное. Хотя такое сегодня вряд ли возможно. Даже поисковые роботы давно научились отличать связный текст от пустого набора ключевиков.

О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Смотреть картинку О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Картинка про О чем должен узнать читатель прочитав тему работы. Фото О чем должен узнать читатель прочитав тему работы

Цель Rusbase — быть медиа, которое решает задачи предпринимателей. Для нас важно, чтобы материалы, которые мы выпускаем, были практически ценными. Чтобы предприниматель, который зашел на Rusbase, мог решить конкретный вопрос с помощью нашего материала. Поэтому любая тема, прежде чем пойти в работу, должна пережить «проверку на полезность».

Какие атрибуты должны быть у полезного текста?

Если у владельца бизнеса или топ-менеджера нет времени, желания, возможности заниматься этим, рекомендую с особым вниманием подойти к процессу выбора «своего» копирайтера и построению процесса его работы. Он буквально должен говорить на одном языке с бизнесом. Он должен иметь возможность (и желание) вникать во все процессы компании, чтобы рассказывать о них так, как если бы это он их отстроил.

5. Доступность

Именно техническую доступность можно смело выделить одним из основных показателей, причём в некоторых случаях едва ли не самым важным. Косяки вёрстки, физическая невозможность прочесть часть текста или просмотреть прикрепленные медиа сразу же оттолкнёт от материала самого верного читателя.

Текст должен быть размещён на странице с адаптивной вёрсткой, возможно с подключенным движком AMP от Google. Все медиа и эмбеды перед публикацией стоит лишний раз перепроверить — оптимизированы ли гифки, доступен ли просмотр вставленного с Youtube видео на вашем сайте (и в важных для вас регионах), не выходят ли за рамки мобильных устройств иллюстрации.

Малейшие баги отрицательно сказываются на показателе «отказов». Поэтому просто создать блог и добиться успеха в контент-маркетинге не выйдет. Потребуется регулярная техническая поддержка и доработка.

Источник

Читательские действия и умения

Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия:

Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.

В отличие от концепции читательской грамотности в исследовании PISA, в отечественной концепции выделено 4 группы читательских действий: к трем зафиксированным в PISA (находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста) добавлена четвертая группа читательских действий, связанная с использованием прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач. Необходимость выделения данной группы связана с тем, что при увеличении объема работы с информационными текстами, основная цель чтения которых и заключается в получении информации для её использования, более востребованными становятся именно читательские умения, обеспечивающие связь полученной информации с жизнью читателя. При чтении художественных текстов данные читательские действия также актуальны. Далее представлено общее описание четырёх групп читательских действий с последующим перечислением конкретных читательских умений, отнесенных к каждой группе. Описание первых трёх групп основывается на подходах, представленных в работе Г.А. Цукерман.

Читательские умения

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста

Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы предполагают только указание на то, где может быть найдена запрашиваемая информация. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объёмом сообщения, а также тем, содержится ли в вопросе косвенное указание на возможное место локализации искомой информации. Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.

Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также должно быть указано – что (какую именно информацию) требуется найти. Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определённого вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Ещё раз подчеркнём – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Более трудными будут вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации. Например, два понятия надо отнести к общей категории или, напротив, различить между двумя сходными понятиями, относящимися к разным категориям. Разные уровни читательской опытности могут быть измерены за счёт систематического варьирования элементов вопроса, которые определяют его сложность.

В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.

Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте делать умозаключения о предшествующем событии.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных) текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п. И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.

В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. Объединение единиц текста в целое инициирует новый акт толкования этой более крупной единицы, которая в свою очередь ждет связи с другими единицами текста. Только на основе постоянного чередования связывания и истолкования содержащихся в тексте единиц информации читатель может построить более глубокое, полное и детализированное понимание прочитанного. Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики – например, чтобы учесть способ организации информации в тексте, определить намерения автора, понять значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки.

Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниями для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.

Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко в вопросе не содержится дополнительная информация, но читатель сам, на основе собственного опыта, понимает необходимость привлечения дополнительных знаний. Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу формы текста в целом и уместности отдельных его элементов для реализации авторского замысла. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали. Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, использовав конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или, например, его отношение к герою повествования.

Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.

Читательские действия, связанные с использованием информации из текста

Данная группа читательских действий предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Кроме того, данная группа предполагает активную работу читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов эксперимента на основе информации текста.

Каждая из групп, характеристика которых была дана выше, состоит из конкретных умений. В предлагаемой концепции оценивания читательской грамотности используется следующая классификация.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий

1. Находить и извлекать информацию

1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

1.3. Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста

3.4. Оценивать полноту, достоверность информации

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста

4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Существует несколько классификаций читательских умений. Кроме уже рассмотренной возможно познакомиться с классификацией описанной в материалах исследования Г. С. Ковалевой и Э. А. Красновского

Читательские умения:

• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

• рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *