О чем договорились в минске сегодня
Россия опубликовала переписку по Минским соглашениям, которые Киев сознательно заводит в тупик
Украина, которую НАТО использует, стремясь продвинуться к нашим границам, все отчетливее демонстрирует полный отказ от выполнения Минских соглашений. В этом Киеву потакают сами же европейские гаранты мирного плана. И что это действительно так — стало ясно из опубликованной нашим МИД переписки Сергея Лаврова с коллегами из Франции и Германии.
Шаг чрезвычайный, но вынужденный. Партнеры, кстати, были о нем поставлены в известность. Документы отражают саму суть саботажа. Ну а Киев издает законы, которые окончательно заводят урегулирование в тупик.
Обычно дипломатическая переписка дело сугубо тайное. Коль скоро ее публикуют, значит, там содержится нечто действительно экстраординарное, о чем критически важно знать обществу. В данном случае мы, похоже, имеем дело с экстраординарной наглостью. Когда наши партнеры по нормандскому формату не просто саботируют мирный процесс — еще и обвиняют в саботаже нас.
«Мы все люди. Можно сказать — достали», — сказал Сергей Лавров.
Вкратце: Россию винят в отказе провести министерскую встречу 11 ноября, хотя Сергей Лавров изначально предупреждал партнеров, что этот день у нашей делегации занят. При этом Париж и Берлин «завернули» российские предложения, и вот с какой формулировкой:
«В Вашем проекте нашло отражение большое количество оценок, с которыми Германия и Франция не могут согласиться: в частности, тезисы о «внутриукраинском» конфликте или посреднической роли России наряду с ОБСЕ в Трехсторонней Контактной группе. В тексте также содержатся положения, которые, несомненно, не найдут поддержки среди стран «нормандского формата», в т.ч. «налаживание прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском».
Что, конечно, странно. Когда Минские соглашения подписывали, речь шла о том, что они как раз про прямой диалог Киева с народными республиками.
«Что касается опубликованной переписки. Думаю, она достаточно красноречиво излагает суть вопроса. Именно суть того саботажа, последовательно осуществляемого украинским режимом в отношении Минских соглашений. Они не хотят выполнять Минск, а хотят его переписать», — пояснил Сергей Лавров.
«Нас все пытаются подвигнуть к исполнению Минских соглашений, а часто и обвиняют в том, что мы не исполняем. Но когда мы задаем вопрос нашим партнерам, в том числе, по Нормандскому формату, а что конкретно не исполняет Россия по Минским соглашениям, и что, по вашему мнению, по Минским соглашениям Россия должна была бы сделать? Ответа нет. Они прямо так: мы не можем сформулировать. Я не шучу, вот именно такой диалог», — рассказал президент.
Еще бы они могли сформулировать. Для понимания: в тексте Минских соглашений слово «Россия» употребляется только в контексте российско-украинской границы и приграничных территорий. Никаких требований к нашей стране не выдвигается. Какие-либо иные трактовки, как говорится, в пользу бедных.
Нет сомнений: все читали что подписывали. А происходящее сейчас — это демонстративный отказ от своих подписей. Собственно, Зеленский еще два года назад сказал, что Минские соглашения не являются для него чем-то обязательным. Оказывается, так можно в мировой политике. Люди, от которых по долгу службы зависит судьба мирного процесса, всячески его срывали — а сколько наговорили за осень.
«Господин Лавров, я передаю вам привет — мы снялись с крючка Минских соглашений. И вам, Владимир Владимирович, тоже привет», — заявил спикер Трехсторонней контактной группы Алексей Арестович.
Благодаря публикации российского МИД мы точно знаем, почему так осмелел Киев. Похоронить Минский формат — напомним, одобренный Совбезом ООН, — разрешили европейские гаранты Минского формата.
На кураже от такой вседозволенности украинский кабмин разработал и планирует утвердить в Раде закон «Об основах государственной политики переходного периода». Это, по сути, анти-Минск.
Надо полагать, жителям Донецкой и Луганской народных республик, а также российского Крыма интересно узнать, какие планы на них строит Киев согласно новому закону.
Например, статья 9 отменяет амнистию (это прямое нарушение пункта 5 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, документа, известного как «Минск-2»).
Согласно статье 10 законопроекта, Донбасс ждет люстрация с целью недопущения к власти тех, кого Киев сочтет сепаратистами (это идет вразрез с пунктом 9 Комплекса мер, где говорится, что суверенитет над Донбассом Киев восстановит после того, как его жители сами изберут местную власть).
Вот еще: статья 21 киевского закона предполагает реструктуризацию долгов по пенсиям и социальным выплатам. Что-то подсказывает, что реструктурировать будут не в сторону увеличения. Между тем, восьмой пункт «Минска-2» требует от Украины обеспечить соцвыплаты в полном объеме.
Список можно продолжать. И вот этот документ, перечеркивающий все существующие договоренности, одобряет Европа?
«В Германии, Франции и Украине уже ушли от власти те политики, которые подписывали Минские соглашения. Только российская сторона по большому счету помнит, о чем договаривались. В Германии, Франции и Украине это не так, и для них эти соглашения неудобны, поскольку они в той или иной мере восстанавливают, как считают там, российское влияние в Украине», — анализирует политолог Руслан Бортник.
Чтобы восстановить свое влияние, Киев готовит промывку мозгов. Новый закон требует создать «музей российской оккупации» с филиалами в Донецке, Луганске, Симферополе и Севастополе. Снести старые памятники, заменив их мемориалами в честь так называемых «героев антитеррористической операции». Запретить российскую символику и повсеместно внедрять украинский язык вкупе с патриотическим — ну, как его видит Киев — воспитанием. Короче говоря, законопроект легализует насильственную украинизацию не только Донбасса, но и Крыма.
«Не дай бог, дети начнут играть со спичками. Горячие головы в Киеве, они никуда не исчезли, собственно, абсолютно. Ну, считают, что вот теперь на смену секты «Свидетелей Джевелинов» появилась секта «Свидетелей Байрактаров»: вот, у нас появилось Вундерваффе, с помощью которого мы им покажем», — говорит политолог Андрей Золотарев.
«Вояж министра обороны США, за ним министра обороны Великобритании по Украине, где было прямо сказано о развитии военной структуры Украины, и даже создание военно-морских баз даже в Азовском море. Мы должны понять, что есть Минское соглашение, есть альтернатива ему — война широкомасштабная», — говорит политолог Владимир Корнилов.
О том, что разумной альтернативы «Минску» нет, говорили на неделе Сергей Лавров и Анн Линде, действующий председатель ОБСЕ. Ее миссия, согласно Минским соглашениям, следит за мирным процессом в Донбассе. Процессом, который Киев, с одобрения кураторов, так стремится сорвать.
«Мы не будем закрывать глаза на те грубейшие провокации, которые повседневно мы наблюдаем со стороны членов НАТО и все чаще и чаще со стороны Евросоюза, в том числе в его попытке подыгрывать милитаристам на Украине», — заявил глава МИД России.
Пока все как в кривом зеркале: Зеленский ищет на границе несуществующие российские войска, в Вашингтоне готовят санкции на случай вторжения России на Украину, а польский премьер едет в Прибалтику отражать угрозу с востока, как выразился его пресс-секретарь.
В Минске состоялись переговоры трехсторонней контактной группы по урегулированию в Донбассе
Впервые за долгое время обнадеживающие новости пришли после встречи Контактной группы в Минске. Разведение сторон, прекращение огня, обмен пленными — точно неизвестно, когда все это сдвинется с места. Но тут важнее, что это вообще обсуждается снова.
Подальше от прессы. Камеры за забором. Место переговоров в Минске изменилось. Не «Президент-отель», как прежде, а Дом приемов главы Белоруссии. Трехсторонняя контактная группа по урегулированию конфликта в Донбассе сегодня собралась впервые после смены власти на Украине.
Сложнейшие переговоры. Да еще и на фоне внесенного в Верховную раду законопроекта о конфискации имущества у жителей Донбасса, которые получат российские паспорта. Обсуждался ли этот законопроект во время переговоров — не ясно. Прежде всего говорили и об обмене пленными, но пока без конкретных дат, снятии блокады Донбасса и о прекращении огня.
«Подгруппа по безопасности обсуждала перспективы возобновления режима прекращения огня. Стороны также высказали мнение о необходимости 10 июня начать разведение сил и средств на согласованном участке в станице Луганской. Это было бы настоящим прогрессом. Гуманитарная подгруппа продолжила дискуссию по обмену пленными. Также при участии представителей МККК состоялась подробная дискуссия по поиску лиц, пропавших без вести», — сказал представитель ОБСЕ в Контактной группе Мартин Сайдик.
Делегацию из Киева возглавил Леонид Кучма. В Контактной группе он был с самого начала. Покинул ее в сентябре прошлого года.
«Я не могу сказать, что завтра будет принципиальное решение, но я четко знаю, что эти вопросы начнут решаться», — сказал он.
У представителей Донбасса после переговоров оптимизм, но сдержанный. Это касается и прекращения огня и обмена пленными.
«Вопрос обмена сейчас зависит только от желания украинской стороны продвигаться вперед. И надеемся, что со сменой политруководства будет перспектива выйти на согласование каких-то действий в этом направлении», — сказал представитель Луганской народной республики на переговорах в Минске, министр иностранных дел Владислав Дейнего.
Как отметили представители Донбасса, у киевских представителей изменилась как минимум риторика: без резкости и уже привычной мантры «Россия — агрессор». Чего не скажешь о переговорах Зеленского в Брюсселе.
«Банальный плагиат! Новый президент Зеленский украл целый абзац из выступления Петра Порошенко на съезде партии «Европейская солидарность». Приятно, что Владимир прислушивается к Петру Порошенко. Но, кроме корректора, стоит нанять и спичрайтера», — написал Святослав Цеголко.
Выступление Туска на плагиат, конечно, никто не проверял. Но ощущение, что все это уже неоднократно где-то звучало, не покидало.
«Европа не может быть в безопасности без безопасности на Украине. Проще говоря, не может быть Европы без Украины. Украина может рассчитывать на ЕС, как и всегда. Мы являемся и останемся вашим лучшим другом и верным союзником», — заявил Дональд Туск.
«Украина должна продолжать свой курс в ЕС, европейская интеграции – это гарантия независимости украинского государства и гарантия процветания украинского народа», — сказал Владимир Зеленский.
Символическое рукопожатие после пресс-подхода. И дальше, кажется, не менее символичный конфуз: Зеленский предлагает Туску идти в одну сторону, председатель Европейского совета — указывает в другую. Словно не по пути.
Начал же сегодняшнее утро в Брюсселе президент Украины перед камерами в спортзале. Активно крутил педали, стоя на месте. В общем-то, это все, что можно сказать о поездке Зеленского в Брюссель. Политологи подчеркивают: все встречи были больше похожи на ритуал. Закончил же свою поездку в Бельгию Владимир Зеленский на территории США — отужинал в американском посольстве.
Итоги встречи президентов России и Белоруссии закреплены правительствами обеих стран
Переговоры президентов России и Белоруссии в Кремле затянулись накануне до позднего вечера. Это уже пятая встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко в этом году. На итоговой пресс-конференции президенты заявили о согласовании 28 отраслевых союзных программ. Их реализация выведет наши страны на новый, более высокий уровень интеграции.
— В.Путин: Предусматривается подписание договора об общих принципах взимания косвенных налогов, осуществление валютного регулирования, интеграции национальных платежных систем и создание общего платежного пространства в рамках Союзного государства. Предусмотрено заключение договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов, а также договора о едином рынке электроэнергии. Будут выработаны и единые подходы к законодательству в области трудовых отношений, охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми. Что важнее всего, значительную выгоду от интеграции, надеемся, будет ощущать простые граждане двух стран. Россиянам и белорусам будут гарантированы равные права и возможности в экономической и социальной сферах, и самое главное — будут созданы все необходимые условия для реального повышения уровня жизни и благосостояния наших граждан.
— А.Лукашенко: Хочу спросить у критиков нашей интеграции в России хочу поинтересоваться: и где вы видите здесь гирю на ноге Российской Федерации? Ничего плохого для народов Беларуси и России в этих программах нет и быть не могло, все нацелено, как было сказано президентом России, на рост благосостояния наших народов.
Удалось найти компромисс и по болезненной для Белоруссии теме — стоимости энергоносителей. По словам Владимира Путина, цена на газ для наших соседей останется неизменной и в будущем году — 128,5 долларов за тысячу кубометров. Хотя на европейском рынке цены сейчас в разы больше.
— В.Путин: На свободном рынке в Европе, 650 долларов за тысячу кубов. Но это умники еще в прошлом составе Еврокомиссии придумали рыночное ценообразование на газ – вот результат вам. А у нас-то подход другой. У нас тоже рыночное ценообразование, эта цена привязана к цене на нефть. Никто ее не регулирует, рынок регулирует. Но колебания идут гораздо более мягко, а здесь в ПХГ не закачали нужный объем до 27 миллиардов, у них там дырка получается, не хватает, и еще кое-какие проблемы, всплеск деловой активности – и все, цена на газ начала обгонять цену на нефть и на нефтепродукты. Видите, как скакнула. А по долгосрочным контрактам и по нашему принципу ценообразования «Газпром» не продает по такой цене. И те, кто согласился заключать с нами в Европе долгосрочные контракты, сейчас могут только руки потирать и ликовать, иначе пришлось бы платить по 650. А «Газпром» в ту же Германию продает по 220. Вот в чем все дело. Выгодно всем. Ну так вот в свое время напридумывали в Еврокомиссии, теперь пожалуйте бриться, получили искомый результат.
Уже этим утром стратегические решения на высшем уровне детально обсуждали в Минске. Михаил Мишустин и его белорусский коллега Роман Головченко подписали совместное заявление и программу действий по реализации договоренностей по интеграции. Выгода для обеих сторон очевидна.
— М.Мишустин: У российского бизнеса появится возможность нарастить деловую активность в Белоруссии. Запустить новые совместные предприятия, увеличить экспорт. Белорусская сторона получит доступ к российским государственным закупкам, мерам поддержки, субсидиям, а также расширит рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, сможет в упрощенном порядке привлекать российские инвестиции и средства институтов развития.
Стороны договорились и об отмене роуминга на территории Союзного государства. К общему знаменателю будет приведена и денежно-кредитная политика. Соответствующее межбанковское соглашение в стадии подготовки. Будет разработан договор и о принципах налогообложения.
— А.Оверчук: Это такие очень серьезные практические шаги, которые позволят нам гармонизировать и синхронизировать наши экономические системы, тем самым открыв совершенно новые, уникальные возможности для людей, которые занимаются бизнесом, для предпринимателей, для предприятий наших государств.
Сейчас зарегистрировано почти две с половиной тысячи совместных предприятий. На нашу страну приходится половина белорусского экспорта. По итогам первого полугодия товарооборот превысил прошлогодний почти на 35%. Дальнейшая интеграция должна привести к существенному экономическому росту.
— Р.Головченко: По нашим оценкам, только прямой эффект от реализации интеграционного пакета для Беларуси прогнозируется в росте ВВП примерно на 1 млрд долларов США, не считая те дополнительные возможности белорусского бизнеса на российском рынке, которые будут созданы в ходе реализации мероприятий союзных программ.
— М.Решетников: Что это для россиян? Для россиян это расширение доступа белорусской продукции на российский рынок. Это действительно конкуренция. Усиление конкуренции, а значит, это давление на цены и сдерживание цен. Это увеличение наших интеграционных кооперационных поставок.
— Наталия Юрьева: Вы затронули темы интеграции экономической, а какие перспективы интеграции политической?
— В.Путин: Мы исходим из того, что сначала нужно создать, несмотря на все благородство этой цели, – политическая интеграция – экономический базис, экономическую основу, фундамент для того, чтобы двигаться дальше, в том числе и на политическом треке. Мы этих вопросов пока не обсуждали. Повторяю еще раз: полагаем, что прежде всего нужно заняться экономикой, а все потом естественным образом будет требовать дополнительного регулирования, в том числе, может быть, и на уровне союзного парламента – я не исключаю, что такой может быть создан. Но для этого нужно, что называется, подрасти.
— А.Лукашенко: За нами не заржавеет, как в России и в Белоруссии говорят. Главное, чтобы этого хотели народы. Поэтому я поддерживаю тезис президента о том, что придет время, созреете – за нами дело не станет.
Стороны намерены развивать сотрудничество и в науке, культуре, здравоохранении, а также в сфере транспорта. До ковидных ограничений каждую неделю между Россией и Белоруссией совершалось более 200 авиарейсов. Сейчас — 36. После снятия ограничений на авиасообщение по инициативе нашей стране их объем может восстановиться уже в ближайшее время. Развитие интеграции приведет к росту деловой активности.
После одобрения документов о реализации союзных программ Советом министров Союзного государства они будут представлены на утверждение Высшего государственного совета, его возглавляют президенты России и Белоруссии. Ожидается, что заседание состоится до конца этого года.
Что ждать от новогоднего российско-белорусского саммита?
А. Лукашенко, посещая 15 декабря 2021 года город Витебск, заявил: «Моя задача — не допустить войны…». Жаль, что белорусский руководитель не указал методы и приемы, которые позволят ему решать проблемы войны и мира. Причем, не очень понятно, в каких масштабах А. Лукашенко готов взять на себя ответственность за сохранение мира – межстрановых, региональных или глобальных.
Кто-то скажет, что у А. Лукашенко есть опыт миротворца, так как единственный документ, призванный урегулировать украинский кризис, был подписан в феврале 2015 года в Минске. Отсюда и активно распространяемый несколько лет В. Макеем концепт «Беларусь – донор региональной безопасности».
Однако, имея шесть лет у себя, в рамках Минских соглашений, переговорную «площадку», А. Лукашенко никак себя не проявил в качестве модератора диалога, что сам и признал, выступая 11 февраля текущего года с докладом на Всебелорусском народном собрании: «Чего только стоит пятилетняя работа трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на юго-востоке Украины. Да, многое не сделали, но, как раньше, люди тысячами не гибнут. Война приостановлена. Да, это в основном не наша заслуга, но и наша капля, наша доля в прекращении этой бойни есть.
Международный феномен
А. Лукашенко, в силу собственных представлений о системе международных отношений, а также об основных факторах, влияющих на политическую ситуацию в Восточной Европе, представляет из себя своеобразный феномен. Находясь больше четверти века во главе среднего по размерам европейского государства и располагая все эти годы колоссальной политической, экономической и военной поддержкой со стороны России, А. Лукашенко так и не смог стать субъектом даже региональной политики.
Давайте перечислим «друзей» А. Лукашенко, которых он принимал в Минске или ездил к ним в гости (Россию не трогаем, так как не может быть дружба между кредитором и должником). Сейчас среди друзей А. Лукашенко можно назвать президента Таджикистана Э. Рахмона и, только в определенной степени, президента Азербайджана И. Алиева, который понимает токсичность современного Минска. Между прочим, А. Лукашенко считается другом семьи главы Азербайджана. Пожалуй, всё!
Кто-то скажет, что у А. Лукашенко в друзьях председатель КНР Си Цзиньпин, но это не так. Лидер Китая дружелюбен со всеми, но с августа 2020 года мы слышим о «великой дружбе» Китая и Беларуси только со слов А. Лукашенко. Пекин первым признал итоги голосования в версии белорусского ЦИКа (Россия признала второй) и исчез из белорусского кризиса, что понятно. Там, где «пахнет» санкциями, Китая не будет.
Был еще друг Уго Чавес, который даже приезжал в Минск, где поразил женскую часть белорусского истеблишмента каким-то латино-ядерным темпераментом, на фоне которого А. Лукашенко выглядел усталым стариком-колхозником. Но Чавес умер, а с его приемником А. Лукашенко не сошелся, так как Минск отказался вернуть (скорее уклонился) нефтяной долг. До настоящего времени уже В. Шейман, от лица А. Лукашенко, пытается урегулировать финансовые проблемы между Минском и Каракасом, но пока безрезультатно.
Были еще «друзья», которые уже вышли в политический «тираж» — П. Порошенко, с которым у А. Лукашенко не было секретов, что понятно – два олигарха прекрасно понимали друг друга. Другом белорусского руководителя считался и военный преступник М. Саакашвили – организатор убийства более сорока российских миротворцев. А. Лукашенко в июле 2010 года встречался с М. Саакашвили в тогда еще украинском Крыму. Эта встреча была уже после августовской войны 2008 года. А 8 апреля 2019 года А. Лукашенко признал дружбу с экс-президентом Грузии: «Но я вам скажу от жизни: у нас с Порошенко был когда-то общий друг — это Михаил Саакашвили». Как говорится, «таких друзей иметь — врагов не надо…»
Несколько визитов в Минск осуществил и экс-президент Молдовы Игорь Додон, который в своей внутренней и внешней политике зарекомендовал себя ловким демагогом, в чем был очень похож на А. Лукашенко, что в итоге привело И. Додона к поражению на очередных выборах.
За два месяца до президентских выборов 2020 года в Минске А. Лукашенко принимал премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, но дружба между ними как-то не заладилась, хотя белорусский руководитель исправно шлет в Будапешт поздравительные телеграммы. В Европе у А. Лукашенко нет ни одного «друга».
Но есть один очень активный и значимый персонаж современной мировой политики, который очень нужен А. Лукашенко – это президент Турции Р. Эрдоган. В ноябре 2016 года, когда А. Лукашенко был все-таки относительно легитимен, президент Турции посетил Минск и даже открыл в белорусской столице Соборную мечеть, что пригодилось в период миграционного кризиса. Стоит отметить, что А. Лукашенко в тот период был очень обнадежен перспективами развития отношений с Анкарой, рассчитывая в контактах с Эрдоганом обойти В. Путина.
Но сказать, что после 2016 года в белорусско-турецких отношениях начался экономический и политический бум, нельзя. Турция стала надежным партнером белорусского контрабандного терминала и неоднократно, когда Россия перекрывала доступ на свой рынок турецких томатов, направляла свой плодовоовощной товар с белорусского направления. В феврале 2019 году на российско-белорусской границе были перехвачены две или три фуры с «белорусскими» грунтовыми (!) и очень спелыми томатами. Таких случаев было великое множество.
В 2019 году А. Лукашенко посетил Анкару, где его встретил кортеж из конной кавалерии. Этот сюжет надолго прописался на белорусском экране, но потом пришел 2020 год и только в мае 2021 года между двумя президентами состоялся телефонный разговор. На этом турецкий «вектор» белорусской внешней политики застопорился, хотя один «узелок» белорусско-турецких отношений, с учетом коммуникаций между Минском и Баку, мог бы проявиться по вопросу о Нагорном Карабахе. Но, видимо в Минске не нашли политическую формулу взаимоотношений с Арменией.
Что ждать от новогоднего российско-белорусского саммита?
Напомним одно из самых проверенных правил диалога между Москвой и Минском: «Лукашенко прилетает в Россию только за деньгами». Так что и в ближайшие дни А. Лукашенко явится на кремлевскую елку за новогодними миллиардами долларов.
Но деньги надо отрабатывать. Что будет в портфеле А. Лукашенко? Снова картошка и сало?
Миграционный кризис, который развернул белорусский руководитель, едва не закончился на границах НАТО кровавым конфликтом с участием России. С учетом того, что Россия находится в крайне сложных отношениях с Евросоюзом и на первоначальном этапе Москва с большим сочувствием относилась к натиску мигрантов из РБ на европейские границы, но Россия не была заказчиком этой «гибридной» миграционной войны. В итоге А. Лукашенко остался один на один со своими беженцами.
Обещания А. Лукашенко прибыть в Крым, включая Севастополь, и на месте признать полуостров частью России выглядят крайне неубедительно. Белорусский руководитель шагу не ступит в сторону России без предоплаты. Причем совершенно необязательно, что, получив деньги, А. Лукашенко выполнит обещанное. Такого рода «векселями» переполнен не только процесс российско-белорусской интеграции, но и союзные отношения в рамках Союзного государства. Цена признания Крыма может очень удивить Кремль.
Единственное, что мог бы выложить А. Лукашенко на стол перед В. Путиным и реально за это просить финансовой поддержки – список союзных программ, полностью согласованных 4 ноября текущего года и прошедших так называемую «гармонизацию». Однако до настоящего момента ни одна из 28 программ не только не «гармонизирована», но союзные программы даже не опубликованы.
Тем не менее, в белорусском Совмине плодят какие-то планы «стабилизации» белорусской экономики за счет российского бюджета, высчитывая до рубля, сколько Минску «должна компенсировать» Россия. Причем, напомним, что аппетиты Минска на российский бюджет поистине космические. Однако далеко не факт, что эти финансовые запросы Москва удовлетворит.
Что, как говорится, в «сухом остатке»? Конституционный референдум. Но об этом стоит поговорить отдельно.