О чем черный человек есенина
Анализ поэмы «Черный человек» (С. Есенин)
Автор: Guru · Опубликовано 23.08.2017 · Обновлено 08.10.2017
История создания
Работать над данной поэмой Есенин начал еще в 1923 году, но она, по словам его современников, вышла слишком большой и мрачной. Что подвигло автора сократить ее, остается загадкой, но даже в упрощенном варианте произведение потрясает своей депрессивностью и глубиной страдания. История создания поэмы «Чёрный человек» тесно переплетается с ее сюжетом. Тогда у поэта уже были проблемы с алкоголем, они тоже нашли свое отражение в тексте. Его близкие всерьез беспокоились о нем, ведь с каждым днем внутренний разлад становился очевиднее, работы – мрачнее, а сам творец вел себя все более нервно и беспокойно.
Работа над созданием произведения началась еще во время американских гастролей, после которых в жизни поэта началась не прекращающаяся черная полоса. Он ощущал, что новая власть ему чужда, что советская Россия в нем не нуждается, что все ждут, когда тонкий лиризм его поэзии сменит революционные марши. Кроме того, было горькое послевкусие от разрыва с Айседорой Дункан. Все эти события и настроения легли в основу поэмы. В 1925 году «Черный человек» был закончен, а в журнале «Новый мир» за январь 1926 года был впервые опубликован.
Жанр, размер и композиция
Творение является обращением, посланием лирического героя к другу, которому он с самого начала сообщает о том, что «очень болен». В этой же форме написаны монологи мужчины в черном, в которых он обращается к автору письма. Таким методом Есенин показывает отношение к жизни двух персонажей. Композиция в поэме «Черный человек» диалогична, напоминает пьесу — представляет собой разговор двух действующих лиц, в котором вкраплены ремарки поэта, указывающие на то, что должно происходить на сцене во время беседы. Также есть пролог и эпилог: вступление (обращение к другу) и заключение (исчезновение гостя и развенчание миража). Основная часть делится на два действия.
Театральная композиция не типична для подобного рода произведений, ведь жанр, избранный Есениным, — лироэпическая поэма. Она показывает не только внутреннее состояние рассказчика, но и живописует его историю, то есть появляется вполне конкретный сюжет.
Произведение написано с помощью тонической системой стихосложения, основанной на равном числе ударений в строке. Размер поэмы «Черный человек» – дольники.
Проблематика
В чем смысл?
Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки. А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.
Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце, не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.
Средства выразительности
Поэт активно пользуется такими средствами художественной выразительности, как метафоры: «Осыпает мозги алкоголь». Так он изображает осень собственной жизни, увядание и умерщвление тела и души. Небезучастным остается и суицидальное сравнение, как будто автор и тогда уже думал о повешении:
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги маячить больше невмочь
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах
Эпитеты, навевающие тоску и страх, тоже в изобилии представлены в произведении: «зловещая птица», «изломанные и лживые жесты». Также не обошлось без олицетворений, которые трактуют природу в унисон мрачному мировосприятию поэта: «деревянные всадники», «Что ты, ночь, наковеркала?». Кроме того, в глаза бросаются жаргонизмы, которые придают повествованию драматизма и откровенности: «жулик», «морда», «прохвост» и т.д.
Но королями средств художественной выразительности в поэме «Черный человек» являются повторения, причем не только лексические, но и композиционные (первая и вторая части начинаются со слов «друг мой, друг мой…»). Например: «слушай, слушай», «черный человек, черный человек» и т. д.
Черный человек — реквием Есенина
Поэма стала самым беспощадным самообличением в русской литературе. Многие сравнивают это творение с «Реквиемом» Моцарта, последним произведением великого композитора, в котором он выразил бездну своего отчаяния. Также поступил и Есенин в «Черном человеке», поэтому книга так привлекает его биографов.
В каждой строке ощущается неизбежность происходящего, с самого начала он говорит о своем плохом самочувствии, причем не физическом, а душевном. В конце нам открывается тайна: мужчина в угольных перчатках и есть лирический герой. Он осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на людях, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик. Гордость не позволяла жаловаться и искать снисхождения. Рассказчик тщательно скрывал драму своей души, никто ему не помог с ней справиться, и вот теперь ему даже не хватает сил попросить дружеского участия, он так и не закончил свое послание, ведь фантомы одолевают его. «Самое величайшее в мире искусство» обернулось величайшим в мире страданием, которое он смог выплеснуть только посмертно.
Анализ поэмы «Черный человек» (С. А. Есенин)
Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца. Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности. Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.
История создания
1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год. В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.
Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен.
Считать, что «Черный человек» — предсмертная исповедь поэта, как видите, ошибочно. Есенин как минимум два года жил в том мраке, что описан в произведении.
Жанр, направление, размер
Жанр: лироэпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь налицо трагический внутренний конфликт, разрывающий лирического героя на части. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене. Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе все три рода литературы: эпос (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходит), лирика (это произведение в стихах), драма (ее черты описаны выше).
Размер стихотворения: дольник
Композиция
Поэме присуща театральная композиция, где сразу две сюжетные линии представлены в виде диалогов. Начинается поэма в виде разговора с воображаемым (а может быть и нет) другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога. Поэтому так любят читать поэму со сцены. Достаточно надеть на руку черную перчатку, и лирический герой превращается в черного человека (кстати, в хронике Есенина есть стихотворение, озаглавленное «Человек в черной перчатке»). В этом и состоят особенности композиции.
Поэма имеет 3 смысловые части.
Смысл названия
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий
Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)
Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.
Одно из первых упоминаний черного человека в коннотации некой человеческой тени в русской литературе, встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу. У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.
Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.
Образы и символы
В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — черный, которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать, как духа или видение.
Есенин=лирический герой=черный человек?
Консервативные литературоведы за такое высказывание нас по головке не погладят. Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако, стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт. И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани. Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним. Поэтому обрушим на себя гнев литературоведов и приравняем лирического героя к автору.
Мысль о том, что Есенин страдал раздвоением личности, что позволит нам считать лирического героя и черного человека одним целым, чуть более спорная. Тут возможны несколько раскладов. Первое, черный человек действительно альтер эго поэта, его второе я, и этот разрыв надвое так разрушает поэта. Второй вариант: черный человек — иллюзия воспаленного сознания, вызванная постоянной бессонницей («Так ненужно и глупо страдал бессонницей”) и алкоголем («Осыпает мозги алкоголь»).
Дмитрий Быков, настаивая на биполярности личности, говорит о постепенном распаде ее, что проявляется даже грамматически: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что такое шея ноги? Непонятно. Чёрный человек как вторая личность Есенина, его чёрная, разрушающая часть, злобно нашёптывающая на ухо, что все его искусство ничего не значит, а единственное, что осталось в поэте — похоть и «дохлая лирика».
Темы и проблемы
Проблематика произведения весьма богата, здесь каждый найдет для себя злободневный вопрос.
Экзистенциальное одиночество. Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними. Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге, до которого тщится достучаться. А, может, и не тщится, ведь на призыв почему-то приходит именно черный человек. В этом и заключается трагизм поэмы.
Двойничество. Измученное сознание поэта порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это не звучало, пытается помочь другому. Черный бросает лирическому герою вызов. Ошибочно дихотомически делить двух героев на добро/зло, делая при этом чёрного человека дьяволом. В чем он виноват? Почему он отрицательный герой? Он вскрывает пороки своего собеседника, выводит наружу всю его грязь. Он скорее помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь. Работать над этим или нет. Может, это и есть тот самый единственно возможный друг, который отозвался на призыв.
Тема душевной болезни. Лирический герой действительно болен, и это не фигура речи. Он не может спать, не может существовать – чёрный человек перечеркивает все то светлое, что осталось в жизни поэта. Он оскверняет любовь, творчество, искусство, то, во что автор ещё верит. Тут очень ярко выражена психологическая симптоматика.
Постоянное притворство, игра на публику. Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.
Пограничное состояние. Герой находится на грани – скоро то, что кроется под его черепной коробкой, сведёт его с ума. И именно в этот момент на него нисходит озарение, он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.
Разочарование. Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».
Основная идея
Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно. Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком». Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.
Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой. Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.
Средства выразительности
Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
№324 Жизнь 15.9.18
Лук. 12:51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
Ин. 13:21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Ин. 1:4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Ин. 5:24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Иак. 4:14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
Жизнь это движение. Поэтому учение сравнивает её со светом, его нельзя остановить пока горит источник. Речь идет о движении, которое не испытывает спящий человек, пребывая во тьме. Такое движение возникает под воздействием чередования чего-то нового, новизна требуется и плотским и духовным людям. Доступ к получению особенно ценной, Божественной (вечной) жизни лежит через познание очень важного откровения о человеке, о том, каким он был создан. Бог сотворил нас господином с двумя помощниками, внутренним и внешним человеками. Внутренний, познавая тайны Бога, создан как наш праведный правитель, а внешний, как исполнитель хождения. Когда человек познал грех, толпа стала забывать о своем внутреннем человеке, полагаясь на знания и опыт, добытые в мире своим внешнем человеком. Христос был послан Отцом, чтобы исправить положение, как Спаситель, способный разбудить Своим учением внутреннего человека, заново уча нас забытому мышлению. Вот о каком разделении идет речь выше, в Лук. 12:51. 2Кор. 4:16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. (17) Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, (18) когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. Помощники приносят своему господину на выбор ту жизнь, которая возникает в каждом из них.
Анализ стихотворения «Чёрный человек» Есенина
Всего получено оценок: 122.
Всего получено оценок: 122.
Поэма “Чёрный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал её давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Чёрный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.
История создания – поэма была задумана поэтом ещё во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.
Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.
Композиция – поэма построена на диалогах и больше напоминает пьесу.
Жанр – лироэпическая поэма.
Стихотворный размер – дольник.
Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “на шее ноги
маячить… невмочь”.
Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.
Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.
Сравнения – “голова моя машет ушами, как крыльями птица”.
История создания
Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился ещё в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжёлый для восприятия. Есенин решил сократить поэму, но депрессивность и глубина страдания, воплощённые в поэтической форме, всё равно поражают.
По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у неё просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные ещё в Америке, и значительно сократить произведение.
Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждёт от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжёлый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Чёрного человека”, который был завершён в 1925 году.
Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.
Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает своё ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит этот человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви: кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.
“Чёрный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нём ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом поэма является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.
Композиция
Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал драматическую композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким чёрным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.
В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой приём, как вступление – в нём Есенин обращается к другу.
Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму. С одной стороны, в нём описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, в ней есть сюжет, который можно отследить. Есенин использует в поэме тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать своё настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.
Средства выразительности
Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.
Сергей Есенин «Черный человек». Анализ произведения
Меню статьи:
Текст поэмы
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…
«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай! —
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. —
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…
Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…
История создания
Поэму «Черный человек» Есенин писал два года, об этом рассказал муж сестры поэта В. Наседкин, который был также поэтом. Есенин начал работу над своим произведением в 1922 году во время поездки в Америку и связи с Айседорой Дункан.
В своем стихотворении “Белая береза” Есенин описывает заснеженную березу. Он любуется ею и изображает, словно живую, одухотворенную. Предлагаем читателям ознакомитья с описанием этого произведения
Первый вариант был закончен в 1923 году в феврале. Есенину в это время было только 28 лет, но бурная жизнь и душевная неприкаянность разрывали душу поэта. Поэма была настолько депрессивно-зловещей, что жена Софья Есенина-Толстая, женщина с которой поэт жил после Дункан, выслушав, сказала о своих переживаниях: «Казалось, разорвется сердце”.
Но, спустя некоторое время, Сергей Александрович довольно сильно сократил свое творение, изменил его. И все же поэма остается очень тяжелой и трагичной.
Автор работал над своим творением до конца 1925 года. Он многое убрал из поэмы, частично изменил ее. Те, кто слышал первый вариант, говорили, что он был намного более трагическим, тяжелым и страшным. Никто не знает почему автор не сохранил черновой вариант своего произведения? И все же поэма до сих пор нагоняет грустные мысли, поражает глубиной страдания.
Опубликовали поэму уже после самоубийства Есенина в январе 1926 года в журнале «Новый мир».
Тема стиха
Базовая тема произведения – разочарование лирического героя в жизни и в себе. Поэт смотрит на себя и свою жизнь со стороны, посредством гостя в черном, и эта картина совсем его не радует. Оглядываясь на мечты и надежды молодого деревенского парня, поехавшего в город за мечтой, поэт отдает себе отчет в том, что не выдержал искушений большого города. Лирический герой разочарован в любви и той женщине, что сейчас рядом с ним, а также в своих чувствах к ней.
Есенин понимает, что избрал не правильный путь в жизни, прожигая отпущенное ему время меняя, женщин, просиживая в кабаках в алкогольном угаре. Даже оценку талантав своих тяжелых размышлениях, поэт сводит к тому, чтобы добиться внимания очередной женщины.
Конечно, нельзя верить всем словам человека, находящегося в глубокой депрессии, потому что ему все видится в черном цвете. Сначала человек «раздувает костер» грустных мыслей, но потом уныние, депрессия превращается в пожар, который порабощает мысли и волю человека, обесценивая даже реально прекрасные вещи его жизни. Нельзя верить мыслям, посещающим человека во время депрессии. Но автор верит всему, что приходит в его сознание и погружается в уныние все сильнее, пока не погибнет.
Стих написан именно в этот период жизни, когда поэт приближался к печальному концу. Подобные тяжелые и безрадостные мысли привели его на край пропасти, с которой он сорвался вниз.
Поэма «Черный человек» – это грустный анализ прожитого, попытка облегчить душу как на исповеди, перечислив все совершенные в жизни грехи.
Композиция
Поэма больше напоминает пьесу. В ней есть пролог, основная часть, состоящая из двух действий и эпилог. Также мы видим вступление. Автор обращается к другу и рассказывает ему историю своих нежелательных и тяжелых ночных встреч.
Далее поэт описывает действия своей постановки, диалог с неприятным посетителем, рассказ черного человека. Лирический герой ведет беседу с навязчивым нежелательным ночным гостем. Тот рассказывает о жизни мечтательного деревенского мальчика, который не справился со своей жизнью и стал совсем не таким, каким хотел когда-то в детстве. Этот человек не щадит чувства хозяина комнаты, нещадно бьет его словами и постыдными фактами его биографии.
В есенинском произведении под названием «Русь советская» отразилась тоска по родной деревне, той, какой она была в прошлом. Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с описанием этого произведния, чтобы сделать правильные выводы: о чем конкретно хотел сказать автор.
В конце произведения, когда оказывается, что никакого гостя не было и мрачным посетителем был он сам, картина становится еще страшнее. Альтер эго поэта – его совесть и память ведет на суд и не щадит. Внутренняя оценка всей жизни, взгляд «со стороны», но не милосердный взгляд, а самый строгий, даже жестокий.
В поэме общаются лирический герой и незваный гость, а сам поэт вставляет лишь короткие фразы «от автора», как в полноценной пьесе. И лишь к концу читателю становится ясно, что лирический герой общается со своим «альтер эго», со своим «вторым я».
Главный герой
Лирический герой данного произведения – два собеседника, которые в конце поэмы оказываются одним человеком. Первый взывает к неведомому другу и сообщает о своей серьезной болезни. Он не знает ее истиной причины и только предполагает. Он думает, что алкоголь явился причиной болезни, но не уверен в этом.
Посылая мольбу в воздух, герой получает странного помощника и собеседника – черного человека, который выворачивает всю его жизнь наизнанку.
Можно было бы воспринимать необычного собеседника как помощника, если бы он перечислялне только падения героя, но и его взлеты. Ведь напоминанием неудач и предательства самого себя, человека можно только глубже вогнать в депрессию, добить.
Черный собеседник не лжет. Но он окрашивает все события в темные тона. Он пропускает умение поэта увидеть и донести слушателям красоту этого мира, но говорит, что все поэты пишут свои произведения лишь для того, чтобы добиться очередной женщины.
Черный человек по достоинству оценивает умение героя казаться улыбчивым и простым, умение играть и быть авантюристом высшей марки. Не быть, хорошим человеком, а лишь казаться им. Он не показывает выхода из сложившейся ситуации, загоняя героя дальше в тупик.
И все же, можно рассматривать ночного собеседника лирического героя как помощника, к зову которого он не прислушался. Ведь если бы герой услышал своего посетителя и изменил свою жизнь, то не закончил бы ее в тридцать лет. Но реакция лирического героя – отторжение.
«Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…»
Неизвестно, были ли эти видения последствием алкоголя или напротив, поэт пытался «залить» муки совести и страх перед будущим и собственную неуверенность, теперь уже не скажет никто. Но факты – упрямая вещь.
Душевный надрыв талантливого поэта и чрезмерное увлечение алкоголем прочно связаны.
Мистические образы в произведении
Необычный собеседник лирического героя – черный человек в цилиндре – циник, просматривающий жизнь героя и ставящий «неуд» всей его жизни. Многие предполагают, что поэт действительно страдал раздвоением личности, кто-то считает, что это лишь литературный образ. И все же этот «второй собеседник» очень ярко и живо описан в произведении. Возможно, он даже более контрастно изображен, чем сам лирический герой.
«…Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица…»
Образ души как птицы привычен. Его можно назвать «избитым». Но поэт сумел подать его в очень необычной форме.
«…Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь…».
Над данным образом не только литературоведы, но и психологи ломают голову не один десяток лет. В сознании поэта осталась лишь возможность передвигаться (ноги), смотреть и наблюдать за окружающим (шея) и способность осмысливать все, что он видит (голова). Поэт не ощущает себя живым. Ведь издревле живот на Руси воспринимался как образ жизни «Не щадя живота своего»… и т.д. В данном образе произведения отсутствует живот полностью. Поэт попал в искаженную реальность «голова моя машет ушами как крыльями птица». Он может только двигаться, наблюдать и описывать. Поэт показывает полную невозможность что-либо изменить в своей жизни и собственное нежелание терпеть все, что происходит «… больше невмочь…».
Образ деревьев как деревянных всадников создает тревожную атмосферу описываемой встрече.
«…И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду…»
«…Деревянные всадники
Сеют копытливый стук…»
Словно мистические деревянные всадники прибыли на встречу вместе с черным человеком, чтобы запугать хозяина дома, заставить его вздрогнуть.
Психологический портрет героя произведения
Можно отметить, как автор отказывается принимать свою жизнь такой как она есть. Он отстраняется от того, что делал.
«…Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх…»
Несмотря на то, что поэт знает и говорит о том, что «…Что много мук
Принося изломанные И лживые жесты…» он все же продолжает отрицать и отказывается принимать свое прошлое, чтобы иметь силы все исправить и изменить. Ведь автору только двадцать восемь лет и у него множество возможностей изменить жизнь и начать делать добро, чтобы ощутить вкус и радость жизни. Но для этого необходимо сначала принять и осмыслить свое прошлое. Но герой не желает этого делать. Выслушав своего черного собеседника, он бьет ему тростью в переносицу.
Незваный гость напоминает о мечтах юности, но очень низко оценивает страну в которой живет поэт
«…Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов…»
Несмотря на то, что революция действительно подняла наверх самых жестоких, но не самых разумных людей, все же каждый человек выбирает свой круг общения, создает таким образом свой мир. Герой рассказывает о мире, который создал вокруг себя.
Отказываясь менять круг общения и себя самого, свой характер и стиль жизни, автор остается в полном одиночестве.
«…Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду…»
Черный посетитель даже бессонницу героя обесценивает, по ходу приравнивая самого героя к подлецам.
«…Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей…»
Непрошенный собеседник не имеет целью помочь герою выбраться из тяжелой ситуации или изменить жизнь. Он лишь глубже «закапывает» его в безысходность. И в данном случае правда становится злом, потому что правда без любви – это жестокость.
Трагизм ситуации становится еще более глубоким, когда выясняется, что лирический герой сражался с самим собой. Что он один в своей комнате.
Талантливые люди часто страдают неуверенностью, но Есенин жил во время мирового разочарования и саморазрушения, революций и кризисов. Его состояние было усугублено кризисом среднего возраста, когда сила стремлений юности закончилась, а спокойствие и уверенность зрелости еще не пришла.
Из сохранившихся строк черновика произведения, видно, что автор надеется, что если не обращать внимания на ночные кошмары, то они исчезнут, растворятся.
«Друг мой, друг мой,
Я знаю, что это бред.
Боль пройдет,
Бред погаснет, забудется.
Но лишь только от месяца
Брызнет серебряный свет,
Мне другое синеет,
Другое в тумане мне чудится»
Надежда на это тщетна. Без осмысления, проработки и изменения жизни, ночные кошмары только усилились, приведя поэта к трагическому финалу.
Душевная болезнь автора становится очевидной. Депрессия как трясина затягивает его, но он не сопротивляется, собственным гневом и отрицанием помогая депрессии добить себя.
Главная идея стиха
Основная цель автора – донести до читателя, показать надлом собственной души, разочарование в жизни страх смерти и давящее одиночество. Показать, как сложно изображать простого весельчака, счастливого и простодушного балагура, когда в душе уже руины. Показать, что творится там, «за кулисами» обаятельной улыбки.
В поэме переосмысление жизни, грустное подведение итогов.
Автор произведения сам указывает на его автобиографичность.
«…Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою…»
Поэтому образ лирического героя в произведении можно рассматривать как образ самого автора.
Поэт слишком увлекся погоней за соблазнами этого мира, что привело к ранней усталости и к ощущению ее бессмысленности. Есенин не сумел обозначить цели для своей жизни, достойные вечности, и пользовался не самыми чистыми средствами к достижению своих целей. Это все привело к трагическому финалу – осознанию бессмысленности и пустоты того, к чему он стремился.
Встреча с «прескверным» гостем раскрывает все «канализационные колодцы» души поэта, не указывая пути к очищению и избавлению.
Герой произведения не спорит, что вел неверную жизнь, но не готов раскаяться перед Творцом и изменить ее.
Раскаяние без обращения от прежних дел к новым, добрым делам не дает силы, не рождает новую жизнь. Только стремление все исправить рождает в душе человека новый потенциал. Но в произведении автор лишь спорит со своим оппонентом, пытаясь дождаться утра и забыть о ночном кошмаре. Но кошмар возвращается на следующую ночь.
Основная тема поэмы – медленное умирание души героя, ее разрушение. Болезнь медленно губит душу героя, возвращая его в кошмар из ночи в ночь. Он пытается разобраться в темных уголках своей души, но не готов идти до конца – до реальных изменений поступков и взглядов на жизнь.
Герой пытается делиться своими переживаниями с близкими людьми, ждет от них помощи. Но ту помощь, которую видит автор, он не готов принять и остается в своей болезни. В этот период жизни многие пытались помочь Есенину, но не смогли.
Основной сюжет поэмы – разговор с «черным человеком», повествующим герою о его собственной жизни. Рассказ не нравится герою, сильно раздражает его и в конце произведения герой выражает свое отношение к сказанному ударом трости в переносицу собеседника.
Произведение можно назвать лироэпической поэмой. Поэт дает описание эмоционального состояния героя. С другой стороны поэма рассказывает о жизни героя. В ней есть сюжет, который свободно отслеживается.
Есенин пользуется тонической системой стихосложения – дольником. Этой системой поэт ярко передает свое душевное переживание – усталость от жизни, невозможность видеть себя в зеркале, обиду и злость на самого себя за прожженные годы жизни.
Также очевидна драма. Произведение свободно можно сыграть со сцены. Поэтому смело можно сказать, что поэма сочетает в себе эпос и драму (линейная композиция, ясные герои с характерными чертами времени, когда событие происходит). Очевидно, что произведение – лирика, ведь оно написано в стихах и в нем видны лирические описания природы и событий.
Направление произведения не так просто определить, но по времени создания и новаторству его можно назвать модернистским произведением, сочетающим в себе оттенки романтизма, мистического реализма, а также экзистенциализма.
У читателя не возникает сомнения в существовании героя, но его видение вышло за рамки реальности. В рассказе посетителя много грубых и неприятных подробностей из жизни Есенина, указывающих также на мистический реализм поэмы.
Описание пейзажей, изображающих чувства героя, указывает на романтизм.
Средства выразительности
Поэт употребляет удивительно много средств для выражения своих чувств и мыслей:
В самом начале произведения есть обращение «Друг мой», которое вводит читателя в узкий круг доверенных лиц, которым поэт желает раскрыть свою душу. С первых строк герой, не щадя себя, признается, что очень болен и рассказывает о ночных посещениях черного человека. Он честно говорит, что причиной болезни может оказаться чрезмерное употребление алкоголя, а также не возражает, что был распущенным и часто прибегал к самообману. В этой исповеди отсутствует картинность, герой не играет на публику, отчего вызывает искреннее сочувствие читателя.
Метафора«Голова моя машет ушами, как крыльями птица», и «ей на шее ноги маячить больше невмочь» наводит на мысль о суицидальных мыслях героя.Рефрен«чёрный человек» нагнетает мрачную обстановку и готовит к появлению нежелательного гостя. И вот он появляется, садится на кровать. Здесь автор употребляет целую россыпь тяжелых и неприятных слов: «мерзкой», «гнусавя», «усопшим» «тоска», «страх»
Повторы в тексте встречаются для создания и усиления атмосферы. «Друг мой, друг мой» – передает грусть героя, который обращается к читателю. Неоднократное употребление слов «черный человек, черный…» передает мрачность обстановки, нагнетание страха и мрака. В тексте слово «черный» употребляется 14 раз.
Анафора на слово «черный» используется для создания гнетущей остановки и тягостное ожидание того, что еще предстоит.
Поэт употребляет сравнения«Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Есенин удивительно элегантно признается в собственном алкоголизме.
Художественное сравнение «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» дает понять, что герой уже мертв или близок к тому.
Метафорические олицетворения: фраза, которая многие годы занимает умы исследователей и психологов «Голова моя машет ушами, как крыльями птица. Ей на шее ногиМаячить больше невмочь». Яркость пейзажа создана метафорами«И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки»читалась бы очень легко и мило, если бы перед ней не было метафоры: «снег до дьявола чист». Метафора зеркала, которое разбил тростью герой является аллегориейокончанияжизни, разбитых надежд и мечты. Поэта угнетает пошлость жизни и собственная ненужность на земле.
Также пример олицетворения, которых немало в произведении: «месяц умер, синеет рассвет», “Что ты, ночь, наковеркала?”
Эпитетов в поэме очень много. Автор использует их для нагнетания тягостной и страшной реальности в которой герой оказался. Некоторые выражения без контекста можно было считать «положительно заряженными», но не в этой атмосфере. «Мерзкая книга», «зловещая птица», «веселые прялки», «неловкие души» и т.д
Композиционные и лексические повторения создают горькую и безрадостную картину, написанную талантом Есенина. Не зря жена поэта сказала, что поэма «разрывает сердце»… На эту цель – описать душевные страдания, направлены не только средства выразительности, но и размер стиха.
Отзывы критиков
«Писать надобно как можно проще. Это трудней» — говорил Есенин А.К. Воронскому.
«Его «простое» мастерство было высоким. Поэтический лексикон Есенина с первого взгляда незатейлив и даже беден, но проследите, что он делает в своих стихах с черемухой, с садом, с березкой: они у него всегда наши, родные и всегда выглядят по-иному. Даже избитое, шаблонное и трафаретное освежалось у него напором чувств и подкупающей искренностью».
Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком.