О чем бывают пословицы 3 класс литературное чтение
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Пословицы и поговорки
Автор работы: Кравцова Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ Кашарской СОШ Кашары, Ростовской области
Описание: Урок разработан для детей 3 класса. Материал может быть полезен педагогам, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования.
III. Постановка учебной задачи. Совместное открытие знаний.
— В пословицах и поговорках выражен народный опыт, наблюдения. Пословицы – крылатая мудрость народа. Но чем отличаются пословицы от поговорок?
1. Работа в парах.
-Прочитайте, что говорит народ о пословицах и поговорках. Попробуйте в парах обсудить данную проблему.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Пословица всем делам помощница.
Пословица – мудрость народа.
У каждого Егорки свои поговорки.
Из поговорки слова не выкинешь.
Дети работают. Затем учитель выслушивает мнение всех желающих.
2 группа
Придумайте и расскажите историю, отображающую смысл ироничной пословицы «От доброго слова язык не отсохнет».
3 группа:
Нарисуйте картину, отображающую смысл пословицы «Друзья познаются в беде».
4 группа.
На листах пословицы разных народов. Необходимо из книги выбрать русскую пословицу, которая подходит по смыслу к данной.
«Один утренний час лучше двух вечерних» (Английская пословица)
«Утро вечера мудренее» (Русская пословица)
«Летом не соберешь, зимой не найдешь» (Кабардинская пословица)
«Летом пролежишь, так зимой с сумою побежишь» (Русская пословица)
«Учиться и в шестьдесят лет не поздно» (Японская пословица)
«Учиться никогда не поздно» (Русская пословица)
Самостоятельная работа по группам.
4. Проверка групповой работы.
Презентация на тему Пословицы 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
ФОЛЬКЛОР ПОСЛОВИЦЫ СКАЗКИ ПОТЕШКИ ЗАГАДКИ НЕБЫЛИЦЫ ПЕСНИ СКОРОГОВОРКИ БЫЛИНЫ ЗАКЛИЧКИ считалки
Цель: узнать, что такое пословица, зачем они сочинялись, какие бывают пословицы
Без соли, без хлеба вылетит – не поймаешь. Семь раз отмерь- а человек умом. Слово не воробей: и рубля не бывает. Близок локоток, а два лучше. Без копейки один раз отрежь. Ум хорошо, худая беседа. Красна птица пером, да не укусишь.
Семь пятниц на неделе… Ищи ветра в поле… Моя хата с краю… Свет не без добрых людей… Что в лоб, что полбу… Язык без костей… Поговорка – это краткое мудрое изречение, но в отличие от поговорки не даёт советов
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: узнать, что такое пословица, зачем они сочинялись,какие бывают пословицы.
Ожидаемые результаты: развитие навыков работы с художественным текстом, внимание к подтексту и авторству, обогащение речи учащихся, формирование нравственных понятий.
1. речевая разминка
2. Постановка темы и целей
4. Подведение итогов
Номер материала: ДБ-067346
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы»
Тема урока: Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы.
Цели урока:
А. Обучающие: Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре.
Б. Развивающие: Развитие логического мышления и познавательной активности.
В. Воспитательные: Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.
Задачи урока:
1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки и пословицы.
2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3. Прививать интерес к народным загадкам, пословицам.
Место урока в серии других уроков: Урок из раздела «Устное народное творчество».
Тип урока: Урок изучающего чтения.
Оснащение урока: Реквизит для инсценировки- костюмы Бабы Яги, Емели, Хозяйки, самовар, метла, балалайка, ключ, клубок с пряжей; аудиокассета с музыкой «Вместе весело шагать»; компакт диск с иллюстрациями отгадок, с видами загадок, с темами пословиц.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент
— Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес?
— А зачем? (Ответы детей.)
— Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок»
II. Повторение жанров произведений фольклора
— Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». На предыдущих занятиях мы с вами уже использовали один лепесток. Кто помнит, как он назывался? (Былины.)
— Правильно. Давайте, ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка. (По мере повторения лепесточки переворачиваются.)
— Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.)
— Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Отрываем лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь.
III. Работа над понятием «Загадка»
1. Остановка «Царство Бабы-Яги»
Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Неожиданно появляется Баба-Яга.
Яга. Кто нарушил мой покой? Что вы тут делаете? Ходите, шумите, мне, Яге, спать мешаете!
Учитель. Это ребята в сказочный лес за народной мудростью отправились. Не подскажите ли, куда нам следует идти?
Яга. Не только не подскажу, но и отсюда никуда не отпущу! Здесь при мне и останетесь!
Учитель. Нет уж, Баба-Яга, ты нам не мешай, отпирай ворота, мы и сами дорогу найдём!
Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто мои загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!
Загадки:
1) Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес)
2) Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна)
3) Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина)
4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.)
Гость гостил,
Золотой мост мостил-
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
Лежит брус во всю Русь.
Если бы руки да ноги, то бы встал
Да до неба достал. (Дорога)
По мере отгадывания загадок просматриваются иллюстрации с диска.
Учитель. Ну что, Баба-Яга, отгадали мы твои загадки. Можем теперь идти?
Яга. Э-э-э, нет! Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.
Учитель. Что ж, ребята, разберёмся, что такое «загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.
2) Работа с учебником
— Чтение сильным учеником понятия «загадка» на с. 21.
— Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание.
IV. Наблюдение над разнообразием загадок
— Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.
1) Виды загадок
Баба-Яга. Ну ладно, так и быть. Расскажу вам, какие загадки бывают.
— Просмотр по порядку слайдов с видами загадок и чтение их в учебнике.
Загадки- описание свойств, признаков предмета
Загадки- противопоставления
Загадки- вопросы
Загадки- сравнения
Загадки- описания действий предмета
Чтение загадок в учебнике (с.22-23) и их отгадывание.
Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.
V. Физкультминутка
Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь».Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».
VI. Работа в тетради
Остановка «Емелина печка»
Звучит русская народная музыка, появляется Емеля.
Учитель. Ребята! Узнаёте этого героя?
Работа в тетради (с. 11)
1) Соответствие
— Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.
2) «Соберите загадку». Напишите отгадку
3) Точное слово
— Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.
Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.
VII. Работа с пословицами
— Отрываем, ребята, следующий лепесток и продолжаем путешествие.
Звучит музыка. Дети совершают движение «по кругу».
1) Работа с понятием «пословица»
Остановка «Избушка лесника». Сидит Хозяйка, вяжет.
Хозяйка. Здравствуйте, ребята! Слышала, слышала! Вы по сказочному лесу путешествуете, мудрость народную ищите.
Учитель. Верно, хозяюшка! Не подскажите, правильно ли мы идём?
Хозяюшка. Идёте верно. Только устали наверно. Присаживайтесь, отдохните, да о пословицах поговорите.
Учитель. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет. одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.
— Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословиц делается пауза, а важные слова выделяются голосом.
— Обратите внимание: они напечатаны жирным шрифтом.
2) Наблюдение над разнообразием пословиц.
Работа с учебником. (с. 26-27)
— Чтение пословиц самостоятельно.
— Выделение тем пословиц.
О Родине
О труде
О человеке
О природе
О смелости
О знании и учении
О книге
О дружбе
Чтение вслух понравившихся пословиц и объяснение смысла.
3) Работа в тетради (с. 12)
Соответствие.
— Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.
Собери пословицы.
Проверь себя.
VIII. Домашнее задание
Выучить наизусть 5 понравившихся загадок и пословиц.
IX. Итог урока
Хозяйка. Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой. Вот вам волшебный клубочек. Он вам укажет дорогу.
Учитель. Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каких двух видах фольклора мы сегодня узнали подробнее?
Творческий проект на тему: Мир пословиц и поговорок. 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Работу выполнили: обучающиеся 3 класса «В» Руководитель: Явойш Т.Ю.. Творческий проект на тему: Мир пословиц и поговорок. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ» Рудня,2017
Пословица – краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть богатство языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи, а сама о себе говорит: «Пословица не даром молвится». В.И. Даль
А воз и ныне там… Дело не движется, если его не умеют организовывать. Пословица родилась и вошла в разговорный русский язык после опубликования И.А.Крыловым басни «Лебедь, Щука и Рак»
А все – таки она вертится! Выражается уверенность в существовании того или иного явления. Приписывается великому итальянскому астроному 17 века Галилео Галилею.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Для достижения цели следует приложить немало усилий.
В гостях хорошо, а дома лучше! Человек всегда стремился в родные места, к привычному образу жизни. Вдали от Родины человек всегда вспоминает свой дом и родные места и стремится вернуться туда. Это чувство называется ностальгией.
В тесноте, да не в обиде. В стесненных условиях не должно быть места обидам и ссорам.
Все хорошо, что хорошо кончается. Трудности и невзгоды забываются, если дело завершается успешно.
Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Человек должен смирить свою гордость и пойти на уступки, если того требуют обстоятельства.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Если делать несколько дел одновременно, ни в одном не получишь хороших результатов.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь! Прежде, чем что – либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось сожалеть о сказанном.
Старый друг лучше новых двух. Один человек, проверенный в деле, лучше многих случайных друзей.
У семи нянек дитё без глазу. Мало будет толку, когда много людей берется за одно дело и при этом каждый надеется на другого.
Ученье свет – неученье тьма. Знания, приобретенные во время учебы, помогают решать сложные задачи, незнание делает человека беспомощным.
Утро вечера мудренее. Говорится, когда важное решение хотят отложить до следующего дня, в надежде, что утром, на свежую голову, придут нужные мысли.
Цыплят по осени считают. О результатах проведенной работы можно судить только по ее окончании.
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Перед тем, как что – либо сделать, надо все тщательно обдумать. Каждый поступок, малейшее движение оставляют след.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями. Для человека друзья почти такая же опора в жизни, как и корни для дерева.
Счастье и труд рядом живут. Если человек будет много трудиться, то в жизни у него обязательно все будет хорошо.
Источники информации: Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. http://1sent.best-party.ru/partner/data/userfiles/users/admin/Image/18(3).jpg http://lib.ru/TALES/NAUMOW/utro-2.jpg http://valenik.ru/vsesvit/vidvs/1/12/1250.jpg http://www.undhaus.ru/upload/Levoe_menu/tools_1.gif http://cs407923.vk.me/v407923477/11e1/SD5T9yGhslA.jpg https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSHoFI_usPwVfwrGoCtV7k_Yfmyvl9y0qZatcTsbblBtKPU309z
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-713783
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ», 3 класс
Тема: «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
• Обобщить знания учащихся о народных пословицах. Развивать интерес к изучению этой темы.
• Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
• Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,
• Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Оборудование:
плакат с пословицами, карточки с пословицами у каждой группы, книги с пословицами, ТСО.
— Ну, что, ребятки, прозвенел и смолк звонок,
А, мы будем начинать урок.
2. Речевая разминка.
Интересно нам читать,
-К чему нас призывают эти слова?
— Что мы будем делать сегодня с вами на уроке?
-Тему урока подскажут предложения. На доске:
— Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?
(Пословицы.)
— Правильно, и тема нашего урока: «Пословицы и поговорки».
-Пословицы и поговорки относятся к устному народному творчеству, т.е. они появились тогда, когда люди еще не умели писать.
-Что же такое ПОСЛОВИЦА?
— Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.
-Что же такое ПОГОВОРКА?
«Кот наплакал», «Капля в море», «Ноги сами бегут»
Выручай товарища в еде.
У каждой вещи свое тесто.
Добрые дома человека красят.
Береги месть с молоду.
4. Вспомните пословицы с цифрой 7:
Когда много уехало, а его не стали ждать. (Семеро одного не ждут.)
Прежде, чем резать, хорошо подумай. (Семь раз примерь, один раз отрежь. )
Работать так, что вода польется по шее. (Работать до седьмого пота)
5. Вспомните другие пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
(Семеро по лавкам.
За семь вёрст киселя хлебать.
Седьмая вода на киселе.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Ум хорошо, а два лучше.)
6. Иллюстрация к сказке «Лиса и Журавль»
-Какой пословицей заканчивается сказка?
7. Найди вторую половину пословицы:
Работа в группах
(Дети получают карточки с разрозненными пословицами)
Красота сердца не помогает
Торопливость делу торопись делом
Кто много читает, а от ели шишки
От яблони- яблочко, дороже красоты лица
8. Отгадай пословицу
Работа в группах
(Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы)
1 гр. Коса – камень. ( Нашла коса на камень. )
Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
2 гр. Шило – мешок. ( Шила в мешке не утаишь.)
Язык – дело. ( Не спеши языком, торопись делом.)
3гр. Дело – мастер. ( Дело мастера боится. )
Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень – портит.)
Длинная она, ленивая швея.
Какова она, такова на ней и рубаха.
Солнце красит землю, а человека он.
Делу время, а ей час.
-Для чего человек придумал пословицы?
-Какую пословицу вы могли бы сказать
-человеку, который предал своего друга?
-человеку, который попросту тратит время?
-Я думаю, пословица будет вашей спутницей в жизни. Ваша речь будет яркой, краткой, ясной, выразительной, многозначной.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тест по литературному произведению «Моисей»
Технологическая карта по литературному чтению на тему «Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок»»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «Басни»
ФОС по литературному чтению 3 класс Школа России
План-конспект урока по чтению на тему «Друзья» (2 класс коррекционной школы 8 вид)
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Список литературы на лето после 2 класса. УМК «Школа России»
Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400505 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.