О чем басни сумарокова
Сумароков. Две басни
Две басни А.Сумарокова «Конь и осёл».
Первый профессиональный литератор
В 2017 году исполнилось 300 лет Александру Петровичу Сумарокову. Сумароков в восемнадцатом веке имел славу одного из главных российских литераторов, причём есть мнение, что он первым в России сделал литературу своей профессией. Это был поэт, драматург, литературный критик, издавал одно время журнал. Несколько лет состоял директором Российского театра.
Сумароков родился в 1717 году 14 (25) ноября в городе Вильманстранде Российской империи в родовитой дворянской семье. Сейчас этот город называется Лаппеэнранта и входит в состав Финляндии. Александр Петрович был военным, потом стал заниматься гражданской службой. Имел высшие государственные награды. Умер он 1 [12] октября 1777 года в Москве.
Сумароков писал и оды – торжественные стихотворения, посвящённые какому-то герою или событию, и сатиры, и песни, и грустные элегии, и короткие насмешливые стихотворения. Он создавал трагедии и комедии для театра. Долго знаменитой была его трагедия «Димитрий Самозванец».
Сумароков как баснописец
Как и Крылов, он в своё время прославился в качестве разностороннего автора, но в наше время из его творчества интересными для нас будут, наверное, только басни.
Сумароков также много создал басен, пожалуй, ещё больше, чем Крылов. По подсчётам известного учёного Д. Благого – 378. В некоторых его баснях присутствуют те же темы и герои, что и в баснях Крылова, потому что часть произведений у того и другого являются вольными переводами или изложениями басен знаменитого французского баснописца Лафонтена.
Сумароков называл часто свои басни притчами. Притчи – это произведения, содержащие нравоучения, поучения, как нужно правильно себя вести в жизни, чего не нужно делать.
Для примера приведу начало его басни «Красильщик и угольщик»:
Худых людей знакомства убегай
И сердце к чистоте единой прилагай.
От них ты можешь очерниться
И вечно оскверниться
От их бесед.
«Худые люди» здесь имеются в виду «плохие». Автор советует избегать общения с дурными, испорченными людьми.
Рассмотрим две басни с одинаковым названием «Конь и осёл». У более поздних авторов названия животных – героев басен приведены с прописной (большой) буквы, здесь же они даны со строчной (маленькой) буквы.
В баснях используются аллегории. Аллегория – это художественное средство, которое выражает что-нибудь отвлечённое, мысли, идеи через конкретное понятие или предмет. В баснях животные выражают собой человеческие качества – пороки или достоинства.
В баснях обычно Осёл выражает собой глупость, упрямство. Тут ему не повезло.
1-ая басня.
«Конь и осёл» («Конь гордый на пути украшен серебром…»)
Конь гордый на пути украшен серебром,
Как рыцарь некакой встречается с ослом,
Который отягчен насилу взносит ногу,
Кричит издалека, чтоб дал ему дорогу;
Осел дорогу дал, и место уступил,
Которо гордый конь хотя не откупил.
Поранили коня в войне: он прежню негу,
И спесь свою забыл; впрегли его в телегу,
Когда он под седлом не мог уже служить,
И начали навоз на рыцаре возить.
Он встретился опять, да только ходом новым,
С смиренным и еще с ослом тогда здоровым.
Где, спрашивал осел, ты ныне спесь девал?
Я помню как на нас на бедных ты плевал.
Ах! он ответствовал, как я мерзил тобою,
Я вижу ныне то вседневно над собою. (1)
Б) Перемена в жизни коня.
— Как изменилась жизнь коня?
— Коня ранили, и он забыл свою спесь и «прежню негу». Его заставили на телеге возить навоз.
В) Вторая встреча коня с ослом.
— Какими при новой встрече предстают осёл и конь?
— Осёл появляется «смиренным» и «здоровым».
— Он спрашивает коня «где он спесь девал»?
— Осёл интересуется, куда делось высокомерие коня.
— А конь отвечает, что к нему относятся сейчас так же, как раньше он относился к ослу: презрительно, заносчиво, с высокомерием.
В этой басне мораль не высказана. Она подразумевается.
2-я басня
А теперь прочитаем вторую басню, где также дана встреча коня и осла.
Конь и осёл (Конь некогда скакав, копыто повредил…)
Конь некогда скакав, копыто повредил,
И ногу так разбередил,
Что он от язвы той хромает,
И уж едва, едва копыто подымает;
Хромал больной, хромал и на корачки сел:
Больному говорит сему коню осел:
Теперь тебе вить лихо;
А естьли бы ходил и ты, как я, так тихо:
От боли б тишина всегда была покров,
И был бы ты здоров:
Почто скакать нахально?
Смотри ты, сколь мое смирение похвально.
А я скажу на место сей хвалы:
В морях ужасные валы,
И страх во флоте;
Но страха никогда не видано в болоте.
Чем конь во второй басне отличается от коня во второй?
— Во второй басне конь не высокомерный. Он просто скакал, пока не повредил копыто. Потом стал больным, не мог даже двигаться.
— Что говорит осёл?
— Он говорит, что если бы конь не скакал, а ходил тихо, медленно, то не поранился бы. Осёл приводит в пример себя.
Выражение «от боли б тишина всегда была покров» означает, что осторожность позволяет избежать боли, нездоровья. Высказана ли мораль в этой басне?
— Да, она имеется в конце стихотворения.
Что любопытного мы замечаем и в первой, и во второй басне?
Смирение смирению – рознь. В первой басне Осёл просто интересуется, почему Конь изменился. А во второй Осёл хвалится, приводит в пример своё поведение.
Во втором произведении уже осёл проявляет высокомерие к коню.
Героя второй басни можно назвать хвастуном и любителем назиданий.
Кто же из героев претерпевает неприятные перемены в жизни?
— Конь из первой басни и Конь из второй басни.
— И в первом, и во втором произведениях с ослом не происходит никаких происшествий.
Мораль второй басни выражена в виде неожиданного обобщающего сравнения. Оно на первый взгляд не имеет отношения к содержанию произведения. Но на самом деле выражает его смысл. Служба во флоте тяжела, но чрезвычайно интересна. Моряки рискуют жизнью, испытывают сильные чувства, в том числе страх, который преодолевают.
Выражение «Но страха никогда не видано в болоте» запоминается своей чёткостью, выразительностью. «Болото» здесь – аллегория жизни размеренной, без сильных чувств, эмоций, без стремления исполнить яркую мечту, стать лучше.
Это не значит, что стремление к спокойной жизни – обязательно плохо. У каждого человека свой темперамент, свой характер. Это означает, что не нужно проявлять те качества, которые проявляют герои рассмотренных нами басен Сумарокова: Конь в начале первой басни и Осёл во второй басне. Какие именно?
— Не нужно проявлять самодовольство и высокомерие к другим людям.
Тема произведений общая: «Осуждение А. Сумароковым зазнайства, спеси, высокомерия, надменности в двух баснях с одним названием «Конь и осёл».
Сумароков в этих баснях-притчах ярко показал, что высокомерие недопустимо, оно вредит другим людям и тому, кто его проявляет. Вспомним начало его басни «Красильщик и угольщик», где автор советует:
Худых людей знакомства убегай
И сердце к чистоте единой прилагай.
Совет этот не устарел в наше время. И творчество Александра Петровича Сумарокова заслуживает внимания.
1. Источник: 2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1984
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Спб., 1863-1909.)
4. Источник:
О чем басни сумарокова
Автор: Ермакова Анастасия Сергеевна
Организация: МБОУ «Белореченская СОШ»
Населенный пункт: Иркутская область, Усольский район, р.п. Белореченский
Цели: кратко познакомить с историей жанра басни, с биографией А. П. Сумарокова; показать значение его басен; выявить жанровые признаки басни; развивать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: знание понятий басня, мораль, эзопов язык, основных вех биографии А. П. Сумарокова; понимание значения творчества баснописца, развитие читательской грамотности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Жанр, о котором мы будем сегодня говорить, появился в далекой древности, более 20 веков назад. Речь идет о басне – одном из старейших и в то же время нестареющих, вечных литературных жанров.
Создателем басни считается Эзоп, древнегреческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. В XVII веке в Европе вспыхнул интерес к античной культуре, и басня обрела вторую жизнь.
Немного позже басня появилась и в России, когда были сделаны первые переводы басен, известных как «эзоповы». С этого времени басня начинает завоевывать прочные позиции в русской литературе.
2. Работа по статье «Андрей Петрович Сумароков» (распечатана на каждого ученика)
Детство и юность
Александр Петрович появился на свет 14 (25) ноября 1717 года в Вильманстранде в семье обедневших дворян. Но, несмотря на сложное финансовое положение, Сумароковы стремились обеспечить своим отпрыскам достойное образование в соответствии с традициями.
В детстве Александр занимался дома с гувернёрами. В те годы в знатных семействах было престижно отдавать сыновей на военную службу. Когда Александру исполнилось 15 лет, он со своим младшим братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.
Это учебное заведение специализировалось на подготовке военных кадров, придворных и гражданских служащих. Здесь Александр получил прекрасное разностороннее образование. Во время обучения он не на шутку увлекся литературой, начал писать стихи и песни, подражая французским авторам.
Начало творческого пути
После окончания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Александр Сумароков мог начать блестящую военную карьеру, однако он решил пойти по иному пути. В возрасте 23 лет Александр Петрович поступил на работу служащим в канцелярию графа Миниха. Проявив свои выдающиеся способности, он стал быстро продвигаться по служебной лестнице.
Несмотря на блестящие перспективы на государственной службе, Сумароков понял, что самым важным делом в его жизни является литература.
В самом начале творческого пути Сумароков избрал жанр любовных песен, которые как нельзя лучше раскрывали его душевное состояние.
Драматургия
Любовная лирика Сумарокова пришлась по вкусу пресыщенной столичной публике. Но настоящую славу ему принесла стихотворная драма «Хорев», которая была поставлена в 1747 году. Далее последовали новые пьесы, которые закрепили успех Сумарокова.
Театр полностью завладел Александром Петровичем, который стал одним из самых популярных и востребованных драматургов в Российской империи.
Сумароков, биография которого тесно связана с театром, также известен как автор нескольких сотен басен, в которых тонко высмеивал пороки человечества. В 1759 году он стал издавать собственный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором публиковал свои стихи, притчи и басни.
Последние годы жизни
Несмотря на признание при жизни, покровительство влиятельных вельмож и близость ко двору, Александр Петрович чувствовал себя глубоко несчастным человеком. Он считал, что его талант не оценен в полной мере и к нему не проявляют должного внимания.
Скончался Александр Петрович 1 (12) октября 1777 года.
Задание по тексту. (Преобразуем данный текст в нелинейный.)
1. Прочитайте внимательно статью о писателе.
2. Заполните недостающие факты, опираясь на биографическую статью.
3. Рассмотрите кластер, который у вас получился.
4. Расскажите о жизни и творчестве Андрея Петровича Сумарокова.
3. Актуализация знаний.
Сумароков обращался к жанру басни на протяжении всей своей творческой жизни и создал 374 басни. Свои басни он называл притчами.
Вспомните, что мы узнали о жанре басни.
Рассмотрите облако слов и запишите в тетради особенности басен, о которых мы говорили с вами на предыдущем уроке.
1. Родоначальником басни был древнегреческий мудрец Эзоп.
2. В басне высмеиваются пороки: жадность, глупость, излишняя доверчивость, наивность.
3. Героями басен чаще всего являются животные.
4. Используется иносказание.
5. В конце басни помещена мораль – поучение.
4. Работа с басней «Кокушка» А. П. Сумарокова.
А. П. Сумароков использовал в своих баснях народные выражения, пословицы и поговорки, обличал ненавистные ему пороки. Сегодня мы познакомимся с басней «Кокушка».
(Выразительное чтение басни, работа по вопросам на стр. 36)
— Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача. Каким термином можно определить такой разговор? (диалог)
— Почему Кокушка просит прилетевшего из города Грача рассказать, что говорят люди о «песнях наших»? О чьих песнях на самом деле хочет услышать от Грача Кокушка? (на самом деле Кокушку интересует мнение только о ней самой. Вопросы о соловье и жаворонке являются предисловием к вопросам о собственной персоне.)
— Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает? (потому что они действительно талантливы, их пение приятно слушать.)
— Как характеризуют Кокушку слова, завершающие басню? (Кокушка себялюбива, оценка её способностей завышена.)
— О каких людях идёт речь в басне? (о бездарных людей, стремящихся любой ценой проявить себя несмотря на отсутствие таланта)
— Какой человеческий порок осуждает баснописец? (бездарность, незаслуженно высокое мнение о себе и своих способностях, достижениях)
— Выведена ли в басне мораль? Попробуйте сформулировать ее сами.
Вывод: в басне «Кокушка» высмеиваются люди, которые ничего из себя не представляют, являются бездарными, но при этом у них слишком высокое мнение о себе, высмеиваются люди, которые занимаются саморекламой. И в наше время эта басня актуальна.
III. Закрепление изученного
– Какова основная цель басни? (Высмеивание человеческих пороков.)
– Назовите характерные черты жанра басни. ( В басне высмеиваются пороки: жадность, глупость, излишняя доверчивость, наивность. Героями басен чаще всего являются животные. Используется иносказание. Чаще всего в конце басни помещена мораль – поучение.)
IV. Подведение итогов урока.
Для чего авторы используют жанр басни?
Нужно ли читать басни? Почему?
Домашнее задание:
1. Выразительно читать басню.
2. Сделать иллюстрацию к басне.
БАСНИ И САТИРЫ СУМАРОКОВА
ЛИРИКА
ТВОРЧЕСТВО А.П.СУМАРОКОВА
Широкую популярность Сумарокову принесла его любовная лирика. И здесь поэт в ряде случаев выступал подлинным новатором. Любовная лирика, появившаяся еще в петровскую эпоху, стала уже модной частью нового быта, особенно в среде светского общества. И Сумароков ответил на эту потребность удачнее своих предшественников – безымянных «поэтов» первых десятилетий XVIII века и Кантемира с Тредиаковским. Любовная лирика Сумарокова создавалась им чаще всего в жанрах песни, эклоги, идиллии и элегии. Здесь еще много условного и несовершенного. Условен «пейзаж» вводной части эклог, условно-схематичны сами «пастухи и пастушки», поверяющие тайну своей любви. Но не фривольные зарисовки были конечной целью поэта. Этой целью была попытка воссоздания «златого века дней», той «пасторальной утопии», которая должна была увести и поэта и его читателя из мира прозы, мира страшных и безобразных сцен действительности, «из душного, чумного» города («Эмиллия»). Более успешными были выступления Сумарокова в жанре песен, где ему нередко удавалось выйти за рамки образно-языковой системы, определенной классицистической регламентацией. В его произведениях выражалась целая гамма человеческих переживаний – неразделенной и торжествующей любви, тоски, разлуки, ревности. При этом Сумароков в равной степени мог выступить как от лица мужчины, так и женщины («Тщетно я скрываю», «Не грусти, мой свет. Мне грустно и самой»). Достаточно тонко для своего времени передает Сумароков психологию полюбившей девушки и стыдливо старающейся скрыть свое чувство от «хищника» ее «вольности» («Тщетно я скрываю»). Сумароков смог подметить также неосознанное еще полностью ощущение зарождающейся любви. Подлинная поэзия и истинная грусть звучат в признании женщины, выданной замуж за старого ревнивого мужа и разлученной со своим возлюбленным («Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой»). Противник ханжеской морали и «светского» лицемерия, Сумароков с неподдельным сочувствием выразил трагедию женщины, вынужденной «к сокрытию стыда девичества» и лишить жизни еще неродившегося внебрачного «младенчика» (сонет «О существа состав, без образа смешенный»). В некоторых произведениях отражены раздумья о кратковременности человеческой жизни и тленности земного существования («На суету человека», «Ода на суету мира»), страх перед смертью («Плачу и рыдаю», «Часы»). Порой возникает образ человека одинокого и гонимого, нигде не находящего покоя и тщетно взывающего к заступничеству всевышнего («Противу злодеев», «На морских берегах я сижу», «На отчаяние»).
Подобные мотивы в лирике Сумарокова не случайны. Его энергичная борьба с общественными пороками не давала желанного результата, а усиление самодержавного деспотизма и обострение классовой борьбы заставляли поэта усомниться в возможности сословной гармонии в дворянском государстве. Он начинает искать некое «среднее» решение обострившихся непримиримых противоречий. Миру зла и насилия противопоставляется красота «добродетели» и не столько в гражданско-государственном ее значении, сколько в смысле требования внутреннего, морального самосовершенствования человека, умеренности его желаний, сдерживания своих страстей в соединении с разумным пользованием естественными радостями жизни. В этом отношении наиболее характерной является «Ода о добродетели».
Сатирико-обличительная направленность творчества Сумарокова в целом наиболее ярко проявилась в собственно стаирических жанрах: в стихотворных сатирах, сатирических хорах, баснях, эпиграммах, пародиях.
Наибольшей популярностью пользовались его басни, которые он писал в течение всей своей творческой жизни (400 басен) и выступил подлинным новатором. Он придал басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил в них против многих общественных пороков и людских недостатков. Социальной заостренностью отличаются басни «Безногий солдат», «Терпение». В первой басне утверждает, что только трудовому люду свойственны сочувствие и сострадание к обездоленным. Солдат, которому в войне «отшибли ноги», покидает монастырь, где с ним строго обходились, и отправляется просить милостыню, и только работник, который целый день копал землю, «что выработал он, все отдал то ему».
Басня «Терпение» направлена против жестоких и жадных помещиков, моривших голодом своих крепостных. Сумароков отмечает, что любому «терпению» есть предел.
Несколько басен были откликом на политические события. В басне «Война Орлов» описано соперничество братьев Орловых в борьбе за место екатериниского фаворита. Концовка басни «Мид» направлена против Екатерины. Осмеивал Сумароков и литературных противников: Тредиаковского («Жуки и пчелы», «Сова и Рифмач»), Ломоносова («Обезьяна-стиховторец», «Осел во львиной коже»), М.Чулкова («Парисов суд»).
Немало басен посвящено осмеянию взяточничества приказных, жульничества откупщиков, мотовства и низкопоклонства дворян. В некоторых баснях Сумарокову удалось зарисовать живописные, колоритные картинки из народной, деревенской жизни («Две прохожие», «Деревенские бабы»).
Наибольшим достижением сатирического творчества Сумарокова следует признать его «Хор ко превратному свету». Почти все социальные язвы современной ему русской действительности подверглись обличению в этом хоре. Синица, прилетевшая «из-за полночного моря, из-за холодна океана», рассказывает, какие существуют порядки в заморской стране. И все, что об этом узнает читатель, оказывается полнейшим контрастом положению дел в Российском государстве. Здесь обличается злоупотребление крепостным правом в России. Люди «за морем» преисполнены чувством гражданского долга, глубокого уважения к родному языку и национальным обычаям, чиновники там честные, откупы «за морем» не в моде, наука там – лучшее достоинство, учатся там и «девки», плохих стихов поэты не пишут, жители отличаются высокими моральными качествами в быту, пьяные по улицам не ходят. «Хор» был адресован не только дворянскому, но и широкому демократическому зрителю-слушателю.
Поэзия А.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
Поэтическое творчество Сумарокова чрезвычайно разнообразно. Он писал оды, сатиры, эклоги, элегии, эпистолы, эпиграммы. У современников особенной популярностью пользовались его притчи и любовные песни.
Сумарокову принадлежат десять сатир. Лучшая из них — «О благородстве» — близка по содержанию к сатире Кантемира «Филарет и Евгений», но отличается от нее лаконизмом и гражданской страстностью. Тема произведения — истинное и мнимое благородство. Дворянину Сумарокову больно и стыдно за собратьев по сословию, которые, пользуясь выгодами своего положения, забыли об обязанностях. Подлинное благородство — в полезных для общества делах. В других своих сатирах Сумароков высмеивает бездарных, но амбициозных писателей («О худых рифмотворцах»), невежественных и корыстолюбивых судейских чиновников («О худых судьях»), дворян-галломанов, уродующих русскую речь («О французском языке»). Большая часть сатир Сумарокова написана александрийскими стихами в форме монолога, насыщенного риторическими вопросами, обращениями, восклицаниями.
Особое место среди сатирических произведений Сумарокова занимает «Хор ко превратному свету». Слово «превратный» означает здесь «иной», «другой», «противоположный». «Хор» был заказан Сумарокову в 1762 г. для публичного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации в Москве Екатерины II. По замыслу устроителей маскарада в нем должны были высмеиваться пороки предшествующего царствования. Но Сумароков нарушил предложенные ему границы и заговорил об общих недостатках русского общества. «Хор» начинается с рассказа «синицы», прилетевшей из-за «полночного» моря, об идеальных порядках, которые она видела в чужом («превратном») царстве и которые резко отличаются от всего того, что она встречает у себя на родине. Само «превратное» царство имеет у Сумарокова утопический, умозрительный характер. Но этот чисто сатирический прием помогает ему обличать взяточничество, неправосудие подьячих, пренебрежение дворян к наукам, увлечение всем «чужестранным». «Хор» написан безрифменными стихами, без соблюдения стоп, в нем — явная ориентация на народное творчество.
Раздел любовной поэзии в творчестве Сумарокова представлен эклогами и песнями. Эклоги его, как правило, созданы по одному ж тому же плану. Сначала возникает пейзажная картина: луг, роща, ручей или река; герои и героини — идиллические пастухи и пастушки с античными именами Дамон, Клариса и т. п. Изображаются их любовные томления, жалобы, признания. Завершаются эклога счастливой развязкой эротического, подчас довольно откровенного, характера.
Большим успехом у современников пользовались песни Сумарокова, особенно любовные. Всего им было написано свыше 150 песен. Чувства, выраженные в них, чрезвычайно разнообразны, но чаще всего передают страдания, муки любви. Здесь и горечь неразделенной страсти, и ревность, и тоска, вызванная разлукой с любимым человеком. Любовная лирика Сумарокова полностью освобождена от всякого рода реалий. Мы не знаем ни имени героев, ни их общественного положения, ни места, где они живут, ни причин, вызвавших их разлуку. Чувства, отрешенные от быта и социальных отношений героев, выражают общечеловеческие переживания. В этом одна из черт «классицистичности» поэзии Сумарокова. Некоторые из песен стилизованы в духе фольклорной поэзии, отличаются исключительным ритмическим богатством. Сумароков писал их двусложными и трехсложными размерами и даже дольниками. Столь же разнообразен их строфический рисунок. О популярности песен Сумарокова свидетельствует включение многих из них в печатные и рукописные песенники XVIII в., часто без имени автора.
Сумароковым написаны первые в русской литературе элегии. Этот жанр был известен еще в античной поэзии, а позже стал общеевропейским достоянием. Содержанием элегий обычно были грустные размышления, вызванные несчастной любовью: разлукой с любимым человеком, изменой и т. п. Позже, особенно в XIX в., элегии наполнились философскими и гражданскими темами. В XVIII в. элегии, как правило, писались александрийскими стихами. В творчестве Сумарокова использование этого жанра в известной степени было подготовлено его же трагедиями, где монологи героев часто представляли собой своего рода маленькие элегии. Наиболее традиционны в поэзии Сумарокова элегии с любовной тематикой. Своеобразный цикл образуют элегии, связанные с театральной деятельностью автора.
Притчи А.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
Притчами (короткий назидательный рассказ) писатель называл свои басни. Сумарокова можно считать основателем басенного жанра в русской литературе. Он обращался к нему на протяжении всей своей творческой жизни и создал 374 басни. Современники высоко отзывались о них. Притчи Сумарокова отражают самые разнообразные стороны русской жизни того времени. По тематике их можно разделить на три основные группы.
Первая посвящена сугубо литературным вопросам. Здесь выводятся невежественные, бездарные поэты, нагло вторгающиеся в литературу, писатели, засоряющие язык иностранными словами, а также личные противники Сумарокова на поэтическом поприще — Тредиаковский и Ломоносов. Ко второй группе следует отнести притчи морально-бытового характера. В них осуждаются дикие развлечения, повальное пьянство, бессердечие и ханжество, чванство своим богатством и ряд других явлений, связанных с невежеством и грубыми нравами разных слоев общества. Третью группу составляют притчи социально-политического характера, в которых обличаются деспотизм и бездарность правителей, хитрость и лицемерие придворных, праздность и паразитизм дворян, дворянское высокомерие, алчность и крючкотворство чиновников. Сам Сумароков, видимо, не очень верил в дидактические, «исправительные» возможности сатирических произведений. Поэтому большая часть басен Сумарокова имеет не столько нравоучительный, сколько обличительный характер.
В своих притчах, относящихся, по поэтической градации классицистов, к низким жанрам, Сумароков ориентировался на русский фольклор — на сказку, пословицу, анекдот с их грубоватым юмором и живописным разговорным языком. Сумароков огрубляет язык своих басен. В самом подборе вульгарных слов он видит одно из средств унизить, высмеять отвергаемые им явления частной и общественной жизни. Эта черта резко отличает притчи Сумарокова от галантных, рафинированных басен Лафонтена. В области басен Сумароков — один из предшественников Крылова.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.