О чем афоризмы житейской мудрости

12 цитат из книги Артура Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости»

Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) — выдающийся немецкий философ, один из крупнейших представителей иррационализма. Его главным трудом стал трактат «Мир как воля и представление», в котором он провел метафизический анализ воли человека. Это сочинение оказало огромное влияние на Фридриха Ницше, Льва Толстого, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и многих других мыслителей XIX и XX веков.

Но самой популярной его работой считается книга «Афоризмы житейской мудрости». В этом своеобразном «учебнике жизни» Шопенгауэр отошел от свойственного ему пессимизма и взглянул на существование человека с позиций эпикуреизма.

Мы выбрали 12 цитат из этой книги:

Иногда нам кажется, что мы тоскуем по какому-нибудь отдаленному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. Так обманывает нас время под маской пространства.

Богатство подобно соленой воде, чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. Это относится и к славе.

«Нормальный», средний человек вынужден искать жизненных наслаждений вне себя: в имуществе, чине, жене и детях, друзьях, в обществе и т. п., и на них воздвигать свое счастье, поэтому счастье рушится, если он их теряет или в них обманывается. Его положение можно выразить формулой: центр его тяжести — вне его. Поэтому его желания и капризы постоянно меняются, если позволяют средства — он то покупает дачу, лошадей, то устраивает празднества и поездки, вообще ведет широкую жизнь. Удовольствия он ищет во всем окружающем, вовне, подобно больному, надеющемуся в бульоне и лекарствах найти здоровье, истинный источник которого — его жизненная сила.

Спокойный, веселый темперамент, являющийся следствием хорошего здоровья и сильного организма, ясный, живой, проницательный и правильно мыслящий ум, сдержанная воля и с тем вместе чистая совесть — вот блага, которых заменить не смогут никакие чины и сокровища.

Любой ум останется незамеченным тем, кто сам его не имеет.

Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает, а следовательно, от свойств его мозга: сообразно с последним мир оказывается то бедным, скучным и пошлым, то наоборот, богатым, полным интереса и величия.

Восклицать с энтузиазмом: «честь выше жизни», значит в сущности утверждать: «наша жизнь и довольство — ничто, суть в том, что думают о нас другие».

Умный человек в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении, тогда как даже беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок и увеселений не оградит тупицу от терзающей его скуки.

Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных замечаний: обидеть человека — легко, исправить же его — трудно, если не невозможно.

Люди, живущие стремлениями и надеждами, т. е. будущим, смотрящие всегда вперед и с нетерпением спешащие навстречу грядущим событиям, будто эти события принесут им истинное счастье, и пропускающие тем временем настоящее, не успев им насладиться, эти люди, несмотря на написанную на их лицах серьезность, подобны тем ослам, которых в Италии заставляют идти быстрее, привешивая к концу палки, укрепленной на их голове, охапку сена, которую они видят близко перед собою и вот-вот надеются достать.

Самая дешевая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться; ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется кроме него еще многими миллионами людей. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости.

Источник

Афоризмы житейской мудрости Шопенгауэра — мои мысли о великой книге о жизни

16.01.2015 Елена Саморазвитие 28 комментариев

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

Добрый день, дорогие читатели и подписчики блога, недавно я прочитала интересную книгу Артура Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости Шопенгауэра», которая тронула меня до глубины души и я решила поделиться мыслями с вами об этой книге.

Выбором именно этого произведения из предложенного списка обязана многочисленным положительным отзывам о силе мастерства автора, о его своеобразном восприятии жизни.

Афоризмы житейской мудрости Шопенгауэра

М. Эминеску отдавал последние деньги за труды Шопенгауэра, его идеями пропитаны стихотворения А. Фета, портрет философа был единственным в кабинете Льва Толстого – все это не могло не пробудить моего интереса к Артуру Шопенгауэру. Его слава, ничуть не померкнув, прошла сквозь десятилетия: труды не оставляют равнодушными современных читателей, афоризмы можно встретить в любой социальной сети (чем не главный показатель актуальности его произведений в современном мире!?).

А. Шопенгауэра характеризуют, как философа несколько ироничного, пессимистичного, в тоже время его называют бонмотистом. Именно проявления этих его человеческих качеств я ожидала, начиная читать «Афоризмы житейской мудрости». О том, насколько мои ожидания оправдались, пойдет речь в данной статье.

«Афоризмы житейской мудрости» — это, по-моему, сборник базовых знаний, с которыми, по истечению времени, именно в такой или приближенной форме придется столкнуться всем, в той или иной степени. Книга не является сборником афоризмов, как можно подумать по названию. Но, когда читаешь, понимаешь, что практически любое предложение можно выдернуть из контекста и оно, непременно, будет афоризмом. Это как раз тот случай, когда название обманчиво. Шопенгауэр со свойственной философам поучительностью, невольно убеждает нас, что не стоит доверять первому впечатлению.

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

Книга небольшая по объему, состоит из шести глав, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку, но при этом является неотъемлемой частью всего произведения.

Главы:
I. Основное деление
II. О том, что такое человек
III. О том, что человек имеет
IV. О том, что представляет собой человек
V. Поучения и правила
VI. О различии возрастов

Житейская мудрость по Шопенгауэру – это искусство провести жизнь по возможности счастливо и легко. Философ делится с читателями своими представлениями об одиночестве, о влиянии чужого мнения, о долге, о воспитании.

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

Шопенгауэр пытается понять, почему, находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах. Чем обусловлены такие существенные различия в судьбах людей? Благодаря каким ключевым критериям формируются эти самые судьбы? Какая роль отведена человеку в формировании своего собственного счастья? Этим и многим другим вопросам уделяет свое внимание в данном трактате мыслитель.

Базируясь на умозаключения Аристотеля о делении человеческих благ на: духовные, телесные, и внешние, философ формирует свои критерии. По мнению Шопенгауэра, различия в судьбе людей сводятся к трем основным категориям (Глава1) :
I. Что такое человек
II. Что человек имеет
III. Что представляет собой человек

Автор уделяет большое внимание рассмотрению взаимодействия внешнего мира с внутренним миром человека. Философ приходит к заключению, что внешний мир — это всего лишь отражение внутреннего мира человека:

«Мир, в котором живет человек, зависит, прежде всего, от того, как его данный человек понимает, а следовательно, от свойств его мозга: сообразно с последним мир оказывается то бедным, скучным и пошлым, то наоборот, богатым, полным интереса и величия…»

«Меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания…»

Нельзя не согласиться с этим. Отсюда следует вывод, что «наша личность — первое условие счастья». У человека можно отобрать все материальные блага, можно отнять близких людей, но никому и никогда не удастся лишить личность индивидуальности, собственных мыслей и чувств. Следовательно, категория «Что такое человек» — базовая, являющаяся неизменным критерием счастья или же напротив — несчастья индивидуума.

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

Какие именно качества человеческого характера более всех способствуют счастью? Шопенгауэр утверждает, что непосредственнее всего способствует счастью веселый нрав. Только человек положительно настроенный, радующийся каждой «мелочи» жизни, воспринимающий новый день как новую возможность, как «маленькую жизнь»(см.эпиграф), способен поистине Жить, а не влачить жалкое существование.

“…веселость приносит нам непосредственную, прямую выгоду. Только она является наличной монетой счастья, все другое — кредитные билеты. Непосредственно давая нам счастье в настоящем, она является высшим благом для существ, действительность коих осуществляется в неделимом настоящем между двумя бесконечностями времени…”

«Веселость» же, в свою очередь, тесно связана с состоянием здоровья человека, ведь только человек здоровый душой и телом способен испытывать положительные эмоции. Мыслитель полагает, что вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. С этим не поспоришь. По крайней мере, на моём жизненном пути не встречались люди, страдающие от какого-либо заболевания, но при этом испытывающие чувство радости сродни здоровому человеку.

Как не существует старости без молодости, богача без бедняка, движения без покоя, так и не бывает «друзей» счастья без «врагов». К «врагам» человеческого счастья Шопенгауэр относит горе и скуку. Причем автор придерживается мнения, что враги существуют как у счастья богатого человека, так и у бедного в равной степени, правда отличаются они по своим особенностям:

«…С внешней стороны нужда и лишения порождают горе, а изобилие и обеспеченность — скуку. Сообразно с этим низшие классы находятся в постоянной борьбе с нуждою, т. е. с горем, а класс богатых, «приличных» людей — в непрерывной, часто поистине отчаянной борьбе со скукой…»

Единственным, что может противостоять скуке и горю, является богатство духа. Это лишний раз подтверждает тот факт, что счастье зависит от личности человека. Духовно богатая личность будет философски относиться к перипетиям судьбы, что, несомненно, положительно повлияет на ход событий и психологическое состояние персоны. Шопенгауэр предостерегает нас об опасности стать человеком без духовных потребностей — филистером, апофеозом бытия которого являются «шампанское и устрицы». По сути это пустая личность, преданная рутине.

Существование человека нераздельно связано с большим количеством потребностей, которые он на протяжении всей жизни пытается изо всех сил удовлетворить. У каждого, естественно, свой список потребностей, но существуют общие для всех людей. Одной из таких общих потребностей являются деньги:

Безусловно, доля правды в этом есть, тем не менее, я не могу полностью согласиться с этим утверждением философа, потому что убеждена, что деньги не способны удовлетворить все потребности, как утверждает Шопенгауэр. По-моему, они важны только до тех пор, пока потребности мирские превалируют над духовными. Однако, все мы люди, а, значит, в нас природой заложен инстинкт самосохранение, который, как мне кажется, и является тем ручьём (не единственным, конечно), питающим реку мирских требований. Соответственно, мирское в большинстве случаев будет доминировать над духовным, потому философ в чем-то прав. Впрочем, неважно богатый ты или бедный, что лишний раз доказывает известное французское, выражение: «После игры фигуры короля и пешки складывают в одну шахматную коробку».

Еще один важный фактор, влияющий на человека — это мнение других о нас. Шопенгауэр подчеркивает тот факт, что мнение окружающих зачастую воспринимается очень серьезно, порой даже глубоко ранит слишком хрупкую по природе своей человеческую душу. На самом же деле чужое мнение — это пустой звук, фальшивая нота, сыгранная неумелым мастером на струнах нашего сердца. Соглашусь с Шопенгауэром в том, что придание чрезмерной ценности мнению других — всеобщий предрассудок и половина переживаний, огорчений случается только из-за суждений других людей:

«Во всём, что мы делаем и допускаем, мы едва ли не прежде всего другого принимаем в расчёт чужое мнение, и заботой о нём можно при ближайшем рассмотрении объяснить чуть ли не половину всех печалей и тревог, какие мы когда-либо испытывали…»

Слишком все просто выходит: хочешь быть счастливым — абстрагируйся от внешнего мира, ведь «на этом свете очень и очень много поистине скверного, но самое скверное в нём — это общество». Общество, по мнению Шопенгауэра, состоит преимущественно из невежд и тупиц. Оно не может благоприятно воздействовать на человека. Я уже готова была мысленно поспорить с великим Шопенгауэром, приводя как аргумент то, что каждый отдельный человек должник общества за свое умственное развитие. Как мне кажется, именно обществу мы обязаны тем, кем являемся, обязаны за те выводы, которые мы делаем о нас самих. Все познается в сравнении. Мы не могли бы понять, что что-то является злом, если бы не были осведомлены что есть добро, как не могли бы понять кто мы есть, будучи оторванными от людей.

Однако, спорить опять бессмысленно, так как далее философ поясняет, что он не настаивает на полной изоляции от общества:

«… я посоветую… привыкнуть быть и в обществе в известной мере одиноким, следовательно, не высказывать всего что думаешь, и с другой стороны не очень доверять тому, что скажут люди, не ждать от них многого ни в моральном, ни в умственном отношении и выработать в себе то равнодушие к их мнениям, при котором только и может создаться истинная терпимость…»

Тогда человек, хотя и будет среди людей, но, все же, не будет принадлежать к их обществу, а это, как полагает Шопенгауэр, оградит его «от слишком близкого соприкосновения с ними, а, следовательно, и от осквернения и вреда…». Автор выражает идею, что мы должны принять одиночество — иначе говоря, принять себя, так как, находясь в одиночестве, мы все же не одни – мы наедине с самими собой.

Поистине кладом житейской мудрости является предпоследняя глава произведения, где автор подводит итог всему сказанному.

Глава «Поучения и правила» разделена на:
А. Правила общие
Б. Поведение по отношению к самим себе
В. О нашем поведении по отношению к другим
Г. Наше отношение к общему ходу мировых событий и к судьбе

Она включает в себя в общем 53 ценнейших совета, с которыми должен ознакомиться каждый, на мой взгляд. Пусть некоторые из них могут показаться довольно спорными, все же, польза от них будет существенной, так как ознакомление с ними позволит с несколько другого ракурса взглянуть на жизнь и место человека в ней.

Наиболее запомнившееся мне высказывание включено в пункт номер 13. Именно его я выбрала эпиграфом к данной статье. Какое лаконичное по форме, но ёмкое по глубинному смыслу выражение! Пришла к мнению, что если б люди относились к каждому дню как к «маленькой жизни», нас, поистине, можно было бы назвать счастливыми существами. Просто не было бы у людей времени злиться, расстраиваться по пустякам. Единственным желанием было бы познавать мир вокруг, стремиться открыть все многообразие оттенков человеческого существования до наступления так называемой «маленькой смерти». По сути дела, даже без того, чтоб люди воспринимали каждый день как «маленькую жизнь» он таковым является. Прошлого уже не существует, будущее лишь мираж – мы живем только здесь и сейчас, в эту самую минуту – настоящее и есть жизнь, а не весь временной отрезок, именуемый таковой. Мы не знаем, какой день окажется последним — может именно этот, потому, на мой взгляд, нельзя не согласиться с данной мыслью автора и не применить ее на практике.

В целом, от прочтения произведения «Афоризмы житейской мудрости», у меня остались приятные впечатления. Несмотря на довольно сложную манеру автора излагать свои мысли, а именно использование длинных связанных предложений, идеи его, хочется надеяться, истолковала я верно. Хотя, на то оно и философское произведение, чтоб каждый под прочитанным понимал что-то свое, пусть даже не совсем в точности соответствующее задумке автора. Стоит отметить структурированность текста, что мне, как читателю, облегчило задачу.

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

Трактат обнаружил много противоречий в моей душе, что-то даже открыл взору впервые. При прочтении книги меняется ощущение себя, своей значимости, своего отношения к различным проблемам. «Афоризмы житейской мудрости» по праву можно назвать кладезю мудрости. Произведение может быть использовано как настольная книга для интеллектуального времяпрепровождения. Все неравнодушные к философии найдут в ней массу полезного и интересного материала для собственных размышлений. Разумеется, книга содержит и спорные моменты, что на самом деле замечательно. Было бы странно, если б абсолютно все было доступно и не вызывало некоторых вопросов. Артур Шопенгауэр настраивает читателя на стремление к человеческой мудрости, учит искусству философского отношения к жизни, можно даже сказать, что в некотором смысле пропагандирует идею мизантропизма. Я не разочаровалась прочитав книгу, а самое главное — не жалею о потраченном времени, ибо убеждена, что потрачено оно не даром. Нашла то, что искала – ярко выраженный пессимизм, остроумие, новые идеи для размышления.

Шопенгауэр написал в «Афоризмах…»:

«Жизнь подобна вышитому куску материи, лицевую сторону коего человек видит в первую половину своей жизни, а изнанку – во второй. Изнанка не так красива, зато поучительна, так как на ней можно проследить сплетение нитей…»

Думаю, чтение данного произведения способно в молодом возрасте приоткрыть эту изнанку вышитого куска материи и может позволить взглянуть глазами Шопенгауэра на волшебное сплетение нитей, стоит лишь изъявить желание.

Источник

Афоризмы житейской мудрости … Артур Шопенгауэр, 1851 год

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

Очень давно в поле моего внимания попала довольно интересная книга под названием «Афоризмы житейской мудрости», которая произвела на меня неизгладимое впечатление.

Во-первых потому что книга принадлежала одному из самых известных философов-иррационалистов, труды которого оказали огромное влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, а также Льва Толстого, а во-вторых книга «великого пессимиста» была написана настолько простым и понятным языком, что знания которые изложены в этом труде можно с легкостью применять и в повседневной жизни современного человека.

И так перед вами великий немецкий филосов — Артур Шопенгауэр и его труд «Parerga und Paralipomena», в составе которого были опубликованы «Афоризмы житейской мудрости» 1851 года, с которыми я вас и хочу познакомить:

— Спокойный, веселый темперамент, являющийся следствием хорошего здоровья и сильного организма, ясный, живой, проницательный и правильно мыслящий ум, сдержанная воля и с тем вместе чистая совесть — вот блага, которых заменить не смогут никакие чины и сокровища.

Умный человек в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении, тогда как даже беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок и увеселений не оградит тупицу от терзающей его скуки.

— Человек с хорошим, ровным, сдержанным характером даже в тяжелых условиях может чувствовать себя удовлетворенным, чего не достигнуть человеку алчному, завистливому и злому, как бы богат он ни был.

Одни и те же внешние события влияют на каждого совершенно различно; находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах.

Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает,а следовательно, от свойств его мозга: сообразно с последним мир оказывается то бедным, скучным и пошлым, то наоборот, богатым, полным интереса и величия.

Глупец всегда останется глупцом, и тупица — тупицей, будь они хоть в раю и окружены гуриями.

Здоровье перевешивает все внешние блага настолько, что здоровый нищий счастливее больного короля. Спокойный, веселый темперамент, являющийся следствием хорошего здоровья и сильного организма, ясный, живой, проницательный и правильно мыслящий ум, сдержанная воля и с тем вместе чистая совесть — вот блага, которых заменить не смогут никакие чины и сокровища.

Источником всех наших наслаждений являемся мы сами; это относится и к физическим, а тем паче и к духовным наслаждениям.

Если человек молод, красив, богат и уважаем, то, чтобы судить о его счастье, надо еще знать, весел ли он; тогда как если он весел, то безразлично, стар он или молод, прям или горбат, богат или беден — он счастлив.

Движение сущность жизни.

Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных замечаний: обидеть человека — легко, исправить же его — трудно, если не невозможно.

— Самых угрюмых, сердитых людей можно посредством вежливости и любезности сделать сговорчивыми и веселыми.

Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом.

Умные речи и замечания, имеют смысл лишь в умном обществе, в обычном же их прямо-таки ненавидят: чтобы понравиться в таком обществе, надо быть пошлым и ограниченным, а потому, вступая в него, приходится отрекаться от 3/4 своего «я», дабы сравняться с другими.

Общество возлагает на нас обязанность бесконечного терпения к глупости, к извращенности и безумию.

— Люди, живущие стремлениями и надеждами, т. е. будущим, смотрящие всегда вперед и с нетерпением спешащие навстречу грядущим событиям, будто эти события принесут им истинное счастье — и пропускающие тем временем настоящее, не успев им насладиться, это люди, несмотря на написанную на их лицах серьезность, подобны тем ослам, которых в Италии заставляют идти быстрее, привешивая к концу палки, укрепленной на их голове, охапку сена, которую они видят близко перед собою и вот-вот надеются достать.

Крупные достоинства пробуждают обычно глухую злобу в ничтожных людях.

У толпы есть глаза и уши, но крайне мало рассудка и столько же памяти.

Очень часто и, по-видимому, справедливо утверждают, что весьма ограниченный в умственном отношении человек, в сущности — самый счастливый, хотя никто и не позавидует такому счастью.

В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа.

Никто не может долго притворяется; всякий притворяющийся скоро выкажет свою истинную натуру.

Из людей счастлив будет тот, в ком много внутренних сокровищ, и кто для развлечения требует извне лишь немного или ничего.

Источник счастья берет свое начало в самом человеке.

— Зависть людей показывает насколько они себя чувствуют несчастными.

Если бы у большинства людей добро преобладало над злом, тогда было бы разумнее полагаться не на их страх, а на справедливость, честность, благородность, родство, верность, любовь или жалость, но так как на деле бывает обратное, то разумнее поступать наоборот.

Вообще разумно было почаще говорить себе: «изменить это я не могу, остается извлекать из этого пользу».

Источник

Философия и афоризмы Артура Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр известен как крупный представитель философского течения под названием «иррационализм». Его работы, особенно по изучению воли людей, повлияли на таких крупных философов, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. В своем труде «Афоризмы житейской мудрости» он объясняет природу тех или иных чувств и учит правильно строить жизнь. Философия Шопенгауэра многогранна и отражает дух эпохи.

Биография

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

Немецкий мыслитель появился на свет 22 февраля 1788 года. Отец Артура был коммерсантом, а мать занималась писательством. С самого детства Артуру была предоставлена возможность посвящать всего себя учебе. Уже в 9-летнем возрасте он учился в Гавре, затем – в Рунге, а в 15-летнем возрасте уехал получать образование в Англию. В это же время он много путешествует по Европе.

Будучи небедным молодым человеком, Шопенгауэр мог себе позволить долгие поиски призвания. Так, он два года провел в Геттингенском университете, учась на врача, а затем перевелся в Берлинский университет, чтобы изучать философию. Его особенно привлекали работы Шеллинга по изучению силы воли, а также исследования Локка. Он с большой тщательностью постигал учения Канта и Платона. Окончив учебу в 1813 году, он сразу же начинает писать главное произведение в своей жизни.

Отношения с родителями у Артура были напряженными. Отец долгое время тяготился семейных отношений и в конце концов бросил семью, после чего, спустя некоторое время, наложил на себя руки. А мать была слишком жизнерадостной, что чересчур резонировало с пессимистичной натурой будущего философа. Поэтому в 1814 году он принял решение жить отдельно от матери. Именно в этот период он вел наиболее активную социальную жизнь и обзавелся контактами в светских кругах.

Биография мыслителя завершилась 21 сентября 1860 года, когда его жизнь оборвалась.

Цитаты и афоризмы

«Афоризмы житейской мудрости» — книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».

Книга делится на пять разделов, кратко описать которые можно так:

Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире. Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.

Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.

Книга содержит множество интересных афоризмов и изречений, раскрывающих суть мудрости и глубокое понимание счастья, даже если оно сопряжено с лишениями и самоограничением. Наиболее важные из них – следующие:

Счастливая жизнь невозможна без умения находить общий язык с другими людьми и устанавливать гармоничные отношения.

Философия Шопенгауэра

Первые четыре года после окончания университета Артур Шопенгауэр работал над своим первым философским трудом под названием «Мир как воля и представление». Однако книга не вызвала бурного отклика у публики. Чтобы продолжить свою деятельность в качестве философа, Артур устраивается на работу в Берлинский университет в качестве преподавателя. Однако и здесь его таланты оказались незамеченными, поэтому он решил переехать в Испанию. После этого он перебрался во Франкфурт-на-Майне.

Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте. Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.

Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:

Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.

Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.

О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть фото О чем афоризмы житейской мудрости. Смотреть картинку О чем афоризмы житейской мудрости. Картинка про О чем афоризмы житейской мудрости. Фото О чем афоризмы житейской мудрости

Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.

Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия. Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман. Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».

В знак признания его влияния на германскую и мировую философию, в 1895 году Шопенгауэру установили памятник во Франкфурте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *