Нью йорк в честь чего назван
Нью йорк в честь чего назван
Нью-Йорк сегодня, безусловно, является одним из самых привлекательных городов мира, куда съезжаются люди с разных уголков планеты. Это финансовый, торговый, политический, а также культурный центр, поэтому его значение, как для Соединенных Штатов Америки, так и для всего мира колоссально. Какой же исторический путь проделал этот замечательный город и как достиг своего величия?
До европейцев территорию Нью-Йорка, как и многих других современных городов Америки, занимали индейцы, в частности племена Манахаттоу и Канарси. После открытия Христофором Колумбом Америки интерес к этому континенту рос стремительно. Уже в 1524 году гавани Нью-Йорка достиг итальянец Джованни да Верразано, которого принято считать первооткрывателем этой местности. Однако инициативу по изучению данной территории взяла в свои руки Голландская Ост-Индийская компания, и в 1609 году англичанин Генри Хадсон (Гудзон), работающий на нее, проплыл по реке, в настоящее время названной его именем, и открыл остров Манхэттен. Спустя 16 лет, в 1625 году голландцами было основано их первое поселение в Америке, на юге Манхэттена, там они возвели форт, который назвали форт Амстердам. Однако через год произошло нечто весьма необычное: голландцы не завоевали, а выкупили у индейцев всю территорию современного Манхэттена, после чего территория значительно расширилась и была переименовала в Новый Амстердам. Тогда же голландцы завезли туда первых рабов-африканцев.
На тот момент главным источников доходов поселенцев Нового Амстердама являлась продажа бобровых шкурок, из которых в Европе делали шапки. Согласно некоторым версиям, добывать бобровые шкурки поселенцев научили индейцы, также эти шкурки зачастую индейцы обменивали на что-либо. В 1636 году поселенцы выкупили у них территорию современного Бруклина, а в 1641 году голландец Бронк выкупил и часть земли, известной сейчас как район Бронкс.
В 1653 году Новый Амстердам получает статус города, после чего там возводится стена для защиты от нападений британцев (сейчас на месте этой стены находится самая известная улица Нью-Йорка – Уолл-Стрит). Однако это укрепление не помогло голландцам защитить свои владения и в 1664 году англичане все-таки завоевали их. Голландцы не стали даже сопротивляться, а просто сдались британским войскам. Губернатором стал Ричард Николс, именно он и переименовал Новый Амстердам в Нью-Йорк в честь британского герцога Йоркского, организовавшего эту победоносную экспедицию. В 1673 году голландцам снова удалось вернуть себе Нью-Йорк, но всего лишь на год, так как город был вновь отвоеван Англией.
Управление англичанами не принесло практически никакой пользы развитию города, оно, наоборот, существенно затормозилось. Введение огромных налогов и законов английским парламентом вызывало раздражение нью-йоркцев. Так, поднятие налогов на чай взбудоражило жителей Нью-Йорка, и в 1774 году в городе произошло аналогичное бостонскому «нью-йоркское чаепитие».
После начала Войны за независимость к берегам Нью-Йорка подошла 32-тысячная английская армия; она завоевала и удерживала власть над городом вплоть до окончания войны. Джордж Вашингтон, не имея возможности продолжать сопротивление, вынужден был бежать вместе со своим отрядом. Есть сведения, что британцы использовали город как концлагерь для попавших в плен американцев, тысячи из которых погибли по причине невыносимых условий. После подписания Парижского мира и получения Америкой независимости, 25 ноября 1783 года американцы вернулись в Нью-Йорк, и этот день долгое время праздновался там и вошел в историю как «День эвакуации».
В 1788 году Нью-Йорк стал первой столицей США, однако продолжалось это весьма недолго, так как уже в 1790 году столица была перенесена в Филадельфию. Все же за 2 года в этом славном городе успело произойти знаменательное событие: именно в Нью-Йорке была организована торжественная инаугурация первого американского президента Джорджа Вашингтона.
В середине 19 века Нью-Йорк стал коммерческой столицей США, а также самым крупным городом в Америке, обогнав даже Филадельфию. Во время Гражданской войны население города раскололось на тех, кто поддерживал Конфедерацию, а кто – Союз. Дело в том, что Нью-Йорк имел прочные торговые связи с югом и портить их, а тем более терять, желания не имел. Эти противоречия привели к массовым беспорядкам и мятежам, в ходе которых погибли люди.
По окончанию Гражданской войны в Нью-Йорк начали съезжаться эмигранты со всего света, эта эпоха вошла в историю как «миграционный бум». С 1892 года и до середины 20 века через остров Эллис, куда сначала попадали все эмигранты, прошло около 17 миллионов человек!
Также в конце 19 века началось строительство небоскребов, которые по праву считаются символом Нью-Йорка и в наши дни, хотя небоскребы сейчас строятся по всему миру. Tower Building– первый небоскреб в городе был построен в 1889 году, а вслед за ним появились такие всем известные здания, как Chrysler Building и Empire State Building. Последними небоскребами, возведенными в Нью-Йорке, были Башни-близнецы Всемирного Торгового Центра, которые были разрушены в результате террористических атак 2001 года. Сейчас на месте ВТЦ строится Башня Свободы, она планируется как одно из самых высоких зданий мира. Постройка будет завершена по предварительным данным к концу 2013 года.
В 1898 году все пять округов объединяются под единым городским управлением. Сегодня районы Нью-Йорка географически практически совпадают с границами округов того времени.
В 20 веке город стал значимым промышленным и финансовым центром. Более того, в Нью-Йорке была построена штаб-квартира ООН, что придавало городу особую значимость. В 60-70-80-е годы происходит миграция городских жителей в пригороды, появляется так называемая «одноэтажная Америка», а также происходит формирование значительного среднего класса, которые и по сей день играет в США большую роль. Также конец 20 века известен для Нью-Йорка и негативно: количество преступлений возросло в разы, город стал одним из самых криминальных в мире, однако постепенно уровень преступности снизился, и сейчас в Нью-Йорке стало гораздо спокойнее, нежели еще 20 лет назад.
Такова история Нью-Йорка, одного из самых необычных и интересных городов мира. Уверена, его история всегда будет интересовать разных людей, а жизнь в Нью-Йорке будет полна событиями, имеющими значение для всей планеты. Роберт Де Ниро как-то сказал в одном из своих интервью: «Я часто езжу в Париж, Лондон, Рим. Но всегда повторяю: нет города лучше, чем Нью-Йорк. Он – невероятный и захватывающий!».
История Нью-Йорка
Считается, что первые люди появились на территории современного Нью-Йорка более 11 тысяч лет назад. Вероятней всего они не обитали постоянно в этих местах, а только охотились. Примерно 3 тысячи лет назад территории заселили племена индейцев, которые уже не покидали данный регион. Тихий и размеренный этап истории Нью-Йорка продолжался до 1524 года, когда в гавань Нью-Йорка прибыл Джованни Верразана. Он не проплывал дальше места, где в настоящее время находится мост, носящий его имя. Но именно с его плавания начался этап европейских открытий и заселения данных мест.
Экспедиция Генри Хадсона «Встреча с индейцами»
В 1625 году несколько голландских семей отправились на остров Манхэттен и основали поселение. Для защиты от индейцев и других европейских стран в поселении был возведен форт Амстердам. Но с ростом колонии название Форт Амстердам со временем сменили на Новый Амстердам. В 1626 г. произошло эпохальное событие, когда Питер Минуит купил у индейцев территорию современного Манхэттена. Общая стоимость сделки оценивается в 24$? именно на такую сумму Минуит передал индейцам одежду, металлические предметы и разнообразные побрякушки. многие упоминают данную сделку как образец коммерческой проницательности, забывая упомянуть о том, что индейцы банально не понимали, что передают права на землю. В том же 1626 в Новый Амстердам завезли первых чернокожих африканских рабов.
Одно из первых изображений Нового Амстердама
Первоначально единственным источником дохода для поселенцев стала торговля бобровыми шкурами. В Нидерландах из них делали шапки, сами шкуры выменивались у индейцев. к 1628 году в Новом Амстердаме проживало 270 жителей. В дальнейшие десятилетия в колонию потянулись поселенцы из самых разных мест. В 1639 к северу от Манхэттена переселился датчанин Йоханнес Бронк, в честь которого назван современный район Нью-Йорка Бронкс. В 1654 году 23 еврейских беженца из Бразилии основали в будущем Нью-Йорке Шеарит Израэль. В 1657 году в колонию прибыли английские квакеры.
Торговля с индейцами в Новом Амстердами
Под британским правлением развитие города затормозилось. Неудивительно, что горожане стремились получить как можно больше независимости. Воспользовавшись революцией в Англии 1688 года, в мае 1689 торговец немецкого происхождения Джейкоб Лейслер захватил форт Джордж (бывший форт Амстердам) и управлял Нью-Йорком почти два года. В 1690 году он даже пытался захватить Канаду, но был арестован англичанами и в мае 1691 повешен.
Нью-Йорк в конце 19 века
Правление англичан в 1700-е вызывало все большее раздражение у ньюйоркцев. Так в 1764 г. английский парламент принимает Сахарный акт, по которому в Нью-Йорке увеличивались налоги на торговлю сахаром и патокой. В 1765 вступил в силу Закон о гербовом сборе, вызвавший бурю недовольства в североамериканских колониях. Протестуя, в октябре 1765 ньюйоркцы созывают конгресс и оспаривают права парламента собирать налоги с колоний без их согласия. В 1766 напряжение ненадолго ослабло, когда после серии протестов английский парламент понизил налоги на сахар и патоку а также отозвал закон о гербовом сборе. Но спокойствие длилось недолго. В 1767 году в парламенте принимаются новые законы о пошлинах для ввозимых в колонии товаров, в результате в городе происходят серии стычек с солдатами. Поднятие налогов на чай повлекло за собой знаменитое Бостонское чаепитие в 1773 году. Аналогичный протест случился и в Нью-Йорке в апреле 1774 и вошел в историю как Нью-Йоркское чаепитие.
Раскрашенное фото Нью-Йорка, начало 1900 год
После начала войны за независимость к Нью-Йорку подошли 500 английских кораблей с 32-тысячной армией под командованием генерала Уильяма Хоу. Американские войска под командованием Вашингтона сопротивлялись но не смогли удержать город. Англичане завладели Нью-Йорком и удерживали его до окончания войны. За время военных действий город использовался как концентрационный лагерь для плененных американских солдат. 11 тысяч из них умерли из-за ужасных условий. За время войны десятки тысяч горожан покинули город, который также дважды пострадал от пожаров.поражение англичан в войне привело к подписанию Парижского мирного договора 3 сентября 1783, согласно которому Америка признавалась независимой от Англии. Но днем окончания английской оккупации считается 25 ноября 1783, когда американские войска вошли в город.
Нью-Йорк, начало 20-го века
После открытия в 1825 году канала Эри, соединяющего Нью-Йорк по реке Гудзон с Великими озерами, город стал коммерческой столицей США. Развитию Нью-Йорка не помешали ни война с англичанами 1812-1815, ни Гражданская война в США. Ньюйоркцы не стремились принимать большое участие в гражданской войне и ответили на призыв мятежом, в результате которого погибли более 100 человек. После Гражданской войны город переживал миграционный бум. Как считается между 1880 и 1919 через Нью-Йорк в США прибыли 17 миллионов человек, многие из них влились в ряды горожан.
Знаменитые исторические фото Нью-Йорка первой половины 20-го века
В настоящее время Нью-Йорк, пережив шок террористической атаки, активно возрождается и развивается. Нью-Йорк никогда не спит, это самый своеобразный город в мире с бурным прошлым и многообещающим будущим.
На колоризированном фото убрать людей с проезжей части, заменить лошадей на автомобили, и не сразу поймешь, что фотографии почти 120 лет.
После последнего абзаца стало понятно, что статья написана не в эти дни. История города интересна.
Расстановка сил США на Перл-Харборе
Автор: Борис Плавник.
Впрочем, сейчас я бы хотел подробно разобрать кое-что другое. Бытует мнение, что якобы в гавани находилось старьё, которое не жалко и которым можно пожертвовать без каких-либо издержек. Так что сегодня мы посмотрим, какие именно корабли подверглись атаке в Перл-Харборе 7 декабря 1941-го года, какие они получили повреждения, и как это отразилось на общем раскладе сил на Тихоокеанском ТВД.
Изначально тезис может показаться логичным: если кораблям по 20+ лет, то они дико устарели, особой ценности не представляют и всё такое. Если что, то более осязаемые танки за это время прошли путь от Т-18 до Т-34. Земля и небо! Тем не менее, с кораблями, и особенно с линкорами, это не работает.
Небольшое отступление: как нам сейчас известно, линкоры во Второй мировой играли очень второстепенные роли, притом на Тихом океане это особенно усугублялось. Первую же скрипку взяли авианосцы. Тем не менее, 80 лет назад общие соображения были иными. Пусть адмиралы и видели подъём плоскопалубных, но всё ещё полагали, что линкорному мордобою будет отведена весьма значительная роль, и поэтому имели большие планы на этих гигантов. Переломный момент наступит году в 42-43-ем, когда в США сначала аннулируют заказ на новейшую серию линкоров, а потом отменят все строящиеся в пользу авианосцев. Но это потом.
Сейчас же, в 41-ом, морские вооружения достаточно серьёзно связаны Вашингтонским военно-морским соглашением, притом линкоров это касается особенно сильно. По ряду причин страны-участницы этого договора, в основном, придерживались, как минимум до 37-го года.
Самое важное в данном контексте ограничение – это так называемые «линкорные каникулы», которые запрещали закладку новых линкоров в течение 15 лет с подписания договора. То есть начинать строить что-то новое можно только в 37-ом году. Из чего следует, что самые современные и мощные линкоры – это те, что были построены прям перед конференцией, или их достройка на ней была выторгована. Это японские «Нагато» (две штуки), американские «Колорадо» (три штуки) и британские «Нельсоны» (тоже две штуки). Последние нас не интересуют, поэтому сосредоточимся на США и Японии.
Корабли новее были заложены в последнем квартале 1937-го года. В США ими стали два линкора типа «Северная Каролина», которые вступили в состав флота весной 41-го года. Тип ещё новее, «Южная Дакота», вступит в строй весной-летом 42-го.
То есть на конец 41-го США имеют 2 (два) новейших корабля, а дальше – «старички» «Колорадо» и корабли ещё старее. При этом в Японии пост-вашингтонских кораблей в строю ещё нет – «Нагато» является флагманом японского императорского флота.
На инфографике ниже я примерно сопоставил кэпитал шипы Японии и США. Год – вступление в строй первого корабля серии. Пунктиром отделены корабли более-менее сопоставимых проектов. Да, с рядом оговорок, и всё такое, но для данного контекста пойдёт. Также там указаны корабли, потерянные в Перл-Харборе.
Отдельно стоит держать в уме то, что вашингтонское соглашение устанавливало отношение флотов США и Японии как 5:3. Вполне адекватно, учитывая экономическую мощь США и то, что у Америки, в случае чего, два изолированных ТВД в виде Тихого и Атлантического океанов, и флот надо как-то делить между ними. Возможно не 50/50, но и явно не «все корабли на Японию».
Тем не менее, 7 декабря 41-го года на Гавайях находилась ровно половина линкоров ВМС США. И все они получили повреждения различной степени тяжести.
При этом, что самых старых кораблей – «Нью-Йорков» – что самых новых – «Северных Каролин» – там не было. Давайте посмотрим на них, от старых к новым. Нумерация кораблей идёт по порядку, от ВВ-34 («Нью-Йорк») до ВВ-48 («Вест Вирджиния») за вычетом номера 47, плюс две штуки «Северная Каролина», которые ВВ-55 и 56.
«Невада», ВВ-36, тип «Невада»
«Оклахома», ВВ-37, тип «Невада».
Систершип предыдущего. Получил девять торпед в бочину, перевернулся, затонул. В конце 43-го корабль подняли, но после осмотра решили не восстанавливать, ибо повреждения оказались слишком тяжёлые.
«Пенсильвания», ВВ-38, тип «Пенсильвания»
«Аризона», ВВ-39, тип «Пенсильвания»
МайклБэй.жпг. Корабль получил четыре бронебойные бомбы почти по 800 кг каждая, при взрыве одной из них сдетонировали носовые погреба главного калибра, после чего корабль утонул. При осмотре поднимать побоялись, опасаясь того, что линкор может ещё поломаться в процессе. Так что с него сняли всё, что можно (в основном вооружение), и превратили в мемориал.
«Теннесси», ВВ-43, тип «Теннесси»
Две бомбы, лёгкие повреждения. Корабль освободили от утонувшей рядом «Вест Вирджинии» (об этом линкоре позже), и 20-го декабря вернулся в строй, как и «Пенсильвания».
«Калифорния», ВВ-44, тип «Теннесси»
«Мэриленд», ВВ-46, тип «Колорадо»
Две бомбы, минимальные повреждения. Вернулся в строй 20 декабря, третьим за компанию с ВВ-39 и 44.
«Вест Вирджиния», ВВ-48, тип «Колорадо»
Новейший линкор ВМС США из находившихся в Перл-Харборе, и самый последний, построенный в рамках вашингтонского соглашения. Новее него только две свежепостроенные «Северные Каролины». Во время атаки получил 7 торпед и две тяжёлые бомбы. Корабль спасли от переворота своевременным контрзатоплением, однако он принял столько воды, что всё равно утонул. Линкор подняли со дна уже в мае 42-го года, но полноценно вернуться в строй он смог только в сентябре 44-го.
«Теннесси» и потопленная «Вест Вирджиния». Фото сделано 10 декабря, и на втором уже видны какие-то бытовки.
Отдельно стоит упомянуть «Юту». Это по-настоящему старьё, линкор типа «Флорида», который был выведен из состава флота в 30-х и переделан в учебное судно. Тем не менее, внешне он всё ещё походил на «нормальный корабль», и несколько японских экипажей его проатаковали. Получив всего две торпеды, «Юта» перевернулась. Попытки поднять корабль ничем хорошим не закончились, и сегодня это тоже мемориал.
Также было потоплено и повреждено несколько эсминцев, пару лёгких крейсеров и ещё всякого по мелочи, но это не имеет особого значения. Таких кораблей много, американская промышленность клепала их как горячие пирожки, и их вывод из строя действительно ничего не решал.
Так что вернёмся к нашим линкорам. Из восьми линкоров 3 (три) получили лёгкие повреждения и вернулись в строй через две недели, 5 (пять) были потоплены. Из этих пяти один корабль вернулся в строй через 10 месяцев, один – через 2 года, ещё один – почти через три. Последние два были полностью уничтожены. Дно в Перл-Харборе всего в нескольких метрах под осадкой линкоров, и именно это позволило как аккуратненько лечь потопленным кораблям на дно, так и быстро поднять их и снова ввести в строй.
Что касается «старины» кораблей, то они размазаны почти равномерно по существующим тогда в ВМС США типам. При этом два корабля, «Вест Вирджиния» и «Мэрилэнд», примерно соответствовали японским в тот момент современнейшем линкорам, «Нагато» и «Муцу». И из этих двоих один («Вест Вирджиния») был потоплен и смог вернуться в строй почти через три года.
Стоит сделать отступление, что японцы не имели полной информации о том, что находилось в гавани в тот день, плюс какой корабль где конкретно стоит. Они атаковали самые большие корыта, где-то японцам повезло больше, где-то – меньше. Имей японские адмиралы все карты на руках, то, возможно, смогли бы оказаться ещё эффективнее. Но даже так урон оказался впечатляющий.
Как изменился расклад сил? Стратегически США отбросили все сдерживающие факторы и развернули свою экономику на максимум, да ещё с полной поддержкой населения. Но это даст плоды чуть позже, а прямо сейчас надо что-то делать с просевшим флотом. 6 декабря расклад сил был с небольшим перевесом в пользу США, а через день чисто по линкорам всё стало совсем печально. Сразу началась переброска кораблей с Атлантики на Тихий океан, но не всё так просто.
Как-то так. К чему я так подробно расписываю номера линкоров? Чтобы вам было просто соотнести, что именно находилось на Гавайях на момент атаки (по отношению к остальному флоту), что было потоплено, и чем заткнули дырку в первые месяцы войны. При этом со дна Перл-Харбора всё быстро подняли и максимально оперативно ввели в строй. И не как старый хлам, а как вполне боеспособные и полезные боевые единицы, которые с честью дослужили до конца войны. Вроде как из этого должно быть очевидно, что на момент атаки на Перл-Харбор там находился вполне боеспособный и мощный флот, который никак не мог быть разменной монетой по состоянию на декабрь 1941-го года. Через пару лет ситуация сильно поменяется, но 7-го декабря ВМС США были сильно отброшены назад.
«Невада» на дне морском. Благо, оно было совсем близко.
Автор: Борис Плавник.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Нью-Йорк
Содержание
История города Нью-Йорка
На территории, которую сегодня занимает город Нью-Йорк, задолго до появления здесь европейцев жили индейские племена Манахаттоу и Канарси. Это подтверждают находки наконечников стрел и других артефактов в районах города, не застроенных зданиями, например, Инвуд-Хилл-Парк и Риверсайд-Парк. Европейские поселения начались с 1626 года с основания голландского поселения Новый Амстердам (Nieuw Amsterdam) на южной окраине Манхэттена. В 1664 году английские корабли захватили город, не встретив сопротивления со стороны губернатора Стёйвесанта, и он был переименован в Нью-Йорк (англ. Новый Йорк), в честь инициатора этой вылазки — герцога Йоркского. По результатам Второй англо-голландской войны в 1667 году голландцы официально передали Нью-Йорк англичанам в обмен на колонию Суринам.
В начале Войны за Независимость современная территория города являлась ареной важных сражений. В результате Бруклинской битвы в Бруклине начался большой пожар, в котором сгорела большая часть города, и до конца войны он попал в руки Великобритании, пока американцы вновь не завладели им в 1783 году. Этот день, под названием «День Эвакуации» (англичан), долго праздновался в Нью-Йорке.
В течение XIX века население города стремительно росло благодаря бурному притоку большого количества иммигрантов. В 1811 году был разработан дальновидный генеральный план развития города, по которому сеть улиц была расширена, охватив весь Манхэттен. К 1835 году Нью-Йорк обогнал по количеству населения Филадельфию, став самым большим городом Соединённых Штатов.
Во время Гражданской войны прочные торговые связи города с Югом, а также его растущее иммигрантское население привели к расколу между сторонниками Союза и сторонниками Конфедерации, который достиг высшего накала в «Призывных Мятежах» — самых крупных гражданских беспорядках в американской истории.
После войны темп иммиграции из Европы сильно возрос, и Нью-Йорк стал первой остановкой для миллионов людей, прибывающих в Соединённые Штаты в поисках новой, лучшей жизни.
В 1859 году в статье «Население, преступность и пауперизм», опубликованной в американской газете «Нью-Йорк дейли трибюн», Карл Маркс писал:
Должно быть, есть что-то гнилое в самой сердцевине такой социальной системы, которая увеличивает свое богатство, но при этом не уменьшает нищету, и в которой преступность растет даже быстрее, чем численность населения.
Особенно резко высказалась газета «Геральд Трибюн» в отношении преступности в Нью-Йорке.
В войне против преступности нация терпит самое тяжелое поражение. Статистика показывает, что число граждан, убитых и раненных преступниками, уже превосходит потери США в первой мировой войне, причем число это увеличивается с каждым днем.
В 1898 году город Нью-Йорк приобрёл сегодняшние границы: прежде он состоял из Манхэттена и Бронкса, присоединённого к городу с севера, от округа Уэстчестер (западный Бронкс в 1874 году, остальная территория — в 1895 году). В 1898 г., согласно новому законопроекту, была создана новая муниципальная единица, первоначально названная Большой Нью-Йорк. Новый город был разделен на пять районов. Районы Манхэттен и Бронкс расширили свои границы и покрывали теперь территорию первоначального города и всю остальную часть округа Нью-Йорк. Район Бруклин состоял из города Бруклин и нескольких муниципалитетов в восточной части округа Кингс. Район Куинс был основан в западной части округа Куинс и покрывал несколько небольших городков и поселков, включая Лонг-Айленд-Сити, Асторию и Флашинг. Район Статен-Айленд полностью вместил округ Ричмонд. Все бывшие городские органы управления внутри этих районов были упразднены. Год спустя территория округа Куинс, которая не попала в пределы района Куинс, стала округом Нассо (Nassau). [4] В 1914 году законодательные власти штата создали округ Бронкс, а округ Нью-Йорк сократился до размеров одного Манхэттена. Сегодня границы пяти районов Нью-Йорка в основном совпадают с границами соответствующих округов.
В первой половине XX века город стал мировым центром промышленности, торговли и связи. В 1904 году начала действовать первая компания метро Интерборо Рэпид Трэнзит. В 1930-x гг. очертания Нью-Йорка взмыли ввысь с постройкой нескольких самых высоких небоскрёбов мира.
После Второй мировой войны Нью-Йорк стал неоспоримым мировым городом-лидером. Строительство штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке символизировало уникальное политическое значение города.
Одновременно с этим происходил переезд части населения в пригороды, что привело к медленному снижению численности населения. Впоследствии изменения в промышленности и торговле и рост преступности вовлекли в 1970-х годах Нью-Йорк в социальный и экономический кризис.
Первое, что нас поразило в Нью-Йорке, — это его «голос»: душераздирающий вопль сирен полицейских автомобилей, встревоженный лай собак и будоражащий перезвон медных колоколов на пожарных машинах, непрекращающийся рокот моторов, шелест шин, стук голосов и свистков, которыми швейцары многочисленных гостиниц вызывают такси. (см. книга «18000 километров по Соединенным Штатам Америки», А. Овденко, 1972 г., стр. 3)
1980-е годы были периодом умеренного роста, сменившегося большим бумом 1990-х. Смягчение расовой напряженности, значительное падение уровня преступности, рост иммиграции обновили город, и население Нью-Йорка впервые в его истории превысило 8 миллионов жителей. В конце 1990-х город много получил от успехов индустрии финансового сервиса в период бума «доткомов». Это стало одним из факторов роста цен на недвижимость в городе.
Террористические акты 11 сентября 2001 года затронули и Вашингтон, но Нью-Йорк пострадал больше всего вследствие атак на Всемирный торговый центр и плотного едкого дыма, который продолжал валить из его развалин в течение нескольких месяцев после падения «Башен-Близнецов» и пожара. Несмотря на это, расчистка центра взрыва была окончена быстрее, чем планировалось, и с тех пор город воспрянул и выдвинул новые планы для разрушенной территории. Башня Свободы, которую строят на месте Всемирного торгового центра, должна стать одним из самых высоких небоскрёбов в мире (1776 футов или 532,8 м) к запланированному завершению её строительства в 2013 году.
29 октября 2012 года на Нью-Йорк обрушился мощный ураган Сэнди и вызвал штормовой прилив, приведший к затоплению множества улиц и подземных тоннелей (включая метро). В результате урагана без электричества остались многие районы и пригороды Нью-Йорка. [5]
Панорамы
География и климат
География
Согласно последним геологическим исследованиям американских учёных, проведенным в 2008 году, в 40 километрах к северу от города пересекаются два геологических разлома, что делает вероятными землетрясения магнитудой до 7 баллов. Причём место пересечения располагается рядом с АЭС. Поэтому будут разработаны дополнительные меры защиты зданий и атомной электростанции.
Климат
Зимой в Нью-Йорке температура в среднем между −2 °C и +5 °C, с нередкими отклонениями от нормы. Почти каждой зимой выпадает снег, в среднем 60 см за год. Весна мягкая, с температурой от 7 °C до 16 °C. Летом в Нью-Йорке сравнительно жарко, средняя температура от 19 °C до 28 °C, имеются периоды высокой влажности воздуха. Часто температура превышает 32 °C, а изредка достигает 38 °C жары и выше. Осень в Нью-Йорке приятная, с температурой от 10 °C до 18 °C. Однако нью-йоркская погода весьма непредсказуема и время от времени удивляет нью-йоркцев мягкой, почти бесснежной зимой или довольно ощутимой прохладой летом. Бывало, что ещё в апреле случалась сильная метель, которая покрывала Нью-Йорк толстым слоем снега. Иногда температура может резко колебаться ото дня ко дню. Путешественникам рекомендуется следить за прогнозом погоды и иметь несколько видов одежды поздней осенью и ранней весной (то есть в ноябре, марте, апреле).
Климат Нью-Йорка | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 22,2 | 23,9 | 30,0 | 35,6 | 37,2 | 38,3 | 41,1 | 40,0 | 38,9 | 34,4 | 28,9 | 23,9 | 41,1 |
Средний максимум, °C | 3,5 | 5,3 | 9,8 | 16,2 | 21,6 | 26,3 | 28,9 | 28,1 | 24,0 | 17,7 | 12,1 | 6,1 | 16,6 |
Средняя температура, °C | 0,3 | 1,8 | 5,8 | 11,7 | 16,9 | 21,9 | 24,7 | 24,0 | 20,0 | 13,8 | 8,7 | 3,1 | 12,7 |
Средний минимум, °C | −2,8 | −1,7 | 1,8 | 7,1 | 12,2 | 17,6 | 20,4 | 19,9 | 16,0 | 10,0 | 5,3 | 0,0 | 8,8 |
Абсолютный минимум, °C | −21,1 | −26,1 | −15 | −11,1 | 0,0 | 6,7 | 11,1 | 10,0 | 3,9 | −2,2 | −11,1 | −25 | −26,1 |
Норма осадков, мм | 104,9 | 80 | 111 | 108,7 | 119,1 | 97,5 | 117,3 | 107,2 | 107,4 | 97,8 | 110,7 | 100,3 | 1262,1 |
Источник: NOAA Погода и климат |
Население
В прошлом подавляющее население города составляли переселенцы из Европы: в середине XIX в. — преимущественно ирландцы и немцы, к началу XX в. — евреи и итальянцы. В 1940 г. примерно 94 % населения неофициальной столицы США составляли белые. Однако этнический облик стремительно менялся по мере переселения белых в пригороды. Это явление, получившее название «субурбанизация», впервые в массовом масштабе проявилось именно в Нью-Йорке. В пределах городской черты уезжавших замещали представители других рас. За последние десятилетия Нью-Йорк принял немало выходцев из Азии, особенно китайцев, индийцев и пакистанцев, а также уроженцев из многих стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
В результате мощных притоков иммиграции Нью-Йорк одним из первых среди американских городов — в середине 80-х гг. XX в. — утратил белое большинство и стал вотчиной латиноамериканцев и афроамериканцев. К настоящему времени Ричмонд — единственный район с преобладанием белого населения. А территория города уже давно представляет собой мозаику «филиалов Гарлема», «маленьких Италий», «Чайнатаунов», еврейских «ист-сайдов», «латинских кварталов» и т. д. Подлинные масштабы переселенческих процессов позволяет оценить, наверное, единственный в некотором роде Музей иммиграции на Эллис-Айленде. Он основан на месте, где до 1954 г. существовал главный и печально знаменитый пункт по приему переселенцев, через который прошло более 20 млн будущих граждан США.
Иммиграция — ключевой фактор стремительного роста населения города. В 70-х годах XIX в. число жителей исторического ядра — графства Нью-Йорк перевалило за миллион, к моменту образования в 1896 г. единого Нью-Йорк-Сити превысило 3,4 млн. В 2000 году в Нью-Йорке проживало 8 008 278 человек, 3 021 588 домохозяйств и 1 852 233 семей. Плотность населения — 10 194,2/км². В городе 3 200 912 жилищных единиц, со средней плотностью 4074,6/км². Расовый состав города: 44,66 % белых, 26,59 % чёрных, 0,52 % коренных американцев (индейцев), 9,83 % азиатов, 0,07 % тихоокеанцев, 13,42 % других рас, и 4,92 % людей, причисляющих себя к двум или более расам. 26,98 % населения — латиноамериканцы, независимо от расы.
Среди 3 021 588 домохозяйств, в 29,7 % есть дети моложе 18 лет; 37,2 % состоят из супружеских пар, живущих вместе; в 19,1 % глава домохозяйства — женщина без мужа; 38,7 % домохозяйств — не семьи. 31,9 % всех домохозяйств состоят из самостоятельных личностей, и в 9,9 % живёт один человек возрастом 65 лет или старше. Средний размер домохозяйства 2,59, а средний размер семьи 3,32 человека.
По возрасту, население города разбивается следующим образом: 24,2 % моложе 18 лет, 10,0 % от 18 до 24, 32,9 % от 25 до 44, 21,2 % от 45 до 64, и 11,7 % возрастом 65 лет и старше. Медианный возраст 34 года. На каждые 100 женщин приходится 90,0 мужчин. На каждые 100 женщин возрастом 18 лет и больше, приходится 85,9 мужчин.
Религия
Храмы Нью-Йорка
Православные храмы
Армянская Апостольская Церковь
Экономика
Первоначально Нью-Йорк был центром американской кинематографии, но затем уступил эту роль Голливуду, однако и сейчас в Нью-Йорке продолжают производить некоторые фильмы и телепередачи. Нью-Йорк является столицей моды США, здесь находятся штаб-квартиры многих модельеров. В Нью-Йорке находится множество издательств, и здесь часто впервые печатаются новые книги. Значительное развитие получила туристическая индустрия.
Транспорт и инфраструктура
Транспорт
К общественному транспорту Нью-Йорка относятся метро (помимо городского метрополитена существует также обособленная наземная метролиния на Статен-Айленде, а также — подземка, связывающая Манхеттен с прилегающими населёнными пунктами Нью-Джерси), автобусы, такси, канатная дорога связывающая Манхеттен с островом Рузвельта, автоматизированное мини-метро обслуживающее аэропорт им. Кеннеди, а также — паром связывающий Манхеттен со Статен-Айлендом. Имеется также пригородное железнодорожное сообщение связывающее Нью-Йорк с Лонг-Айлендом, штатами Нью-Джерси и Коннектикут, а также — близлежащими населёнными пунктами штата Нью-Йорк. Большинство этих систем находится в ведении регионального управления MTA (The Metropolitan Transportation Authority). Нью-джерсийская транспортная корпорация — NJ Transit — распоряжается железнодорожными и автобусными маршрутами обслуживающими Нью-Джерси. Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси (The Port Authority of NY & NJ) обслуживает транс-гудзонскую подземку «Path» (Port Authority Trans Hudson), мини-метро «Airtrain» в аэропорту им. Кеннеди и одноимённый монорельс в аэропорту Ньюарк, а также — нью-йоркский автовокзал.
В отличие от других крупных городов США, общественный транспорт — самый популярный способ передвижения. Так, в 2005 году 54,6 % жителей Нью-Йорка добирались до работы, используя общественный транспорт. Примерно каждый третий пользователь общественного транспорта в США и две трети пользователей железной дороги живёт в Нью-Йорке и его пригородах. Это сильно отличает его от остальной части страны, где около 90 % жителей пригородов используют собственные автомобили для передвижения к рабочему месту. Нью-Йорк — единственный город в Соединённых Штатах, где больше чем в половине домохозяйств нет автомобиля (при этом в Манхэттене аналогичный показатель превышает 75 %, а в целом по стране процент подобных домохозяйств составляет всего 8 %). Согласно Бюро переписи США, жители Нью-Йорка в среднем тратят 38,4 минуты в день для того, чтобы добраться до своей работы.
Городской транспорт
Метрополитен
Метрополитен Нью-Йорка включает в себя 468 станций на 26 маршрутах, имеет общую длину в 1355 км и является самым протяжённым в мире по общей длине маршрутов (метро, самое длинное по линиям — Шанхайское). Метро охватывает 4 из 5 городских районов (Манхэттен, Бруклин, Куинс и Бронкс). Оно традиционно именуется subway (подземка), хотя 40 % путей и треть станций находятся на поверхности и расположены на уровне земли или на эстакадах.
Первая линия городской надземки в Нью-Йорке была открыта в 1868 году частной компанией BRT (Brooklyn Rapid Transit, позже BMT, Brooklyn-Manhattan Transit). Большинство надземных линий того времени в настоящее время снесены, лишь некоторые из них были реконструированы и вошли в состав нынешней метросистемы. Первая же подземная линия метро была открыта 27 октября 1904 года компанией IRT (Interborough Rapid Transit). До 1932 года метрополитен находился в частном владении и принадлежал двум компаниям: BMT и IRT. Затем к ним добавилась муниципальная компания IND, которая в 1940 году скупила обе частные и объединила городской метрополитен в единый хозяйственный комплекс. В настоящее время управляющая метрополитеном компания — МТА — также управляет и сетью городских автобусных маршрутов.
За исключением пяти станций, метрополитен работает круглосуточно, перевозя около четырёх миллионов человек в сутки.
В настоящее время началась разработка проекта по переводу нью-йоркского метрополитена на автоматическое управление.
Стоимость проезда по состоянию на июль 2011 г. следующая.
Автобус
Нью-Йорк имеет развитую сеть автобусных маршрутов, которая ежедневно перевозит более 2 миллионов пассажиров. Автобусная сеть Нью-Йорка включает более 200 местных (курсирующих исключительно по своему району) и 30 скоростных (межрайонных) маршрутов, на которых работает более 5900 автобусов. Каждый местный маршрут имеет номер и буквенный префикс, обозначающий район, который он обслуживает (B — Бруклин, Bx — Бронкс, M — Манхэттен, Q — Куинс, S — Статен-Айленд), а скоростные маршруты обозначены префиксом X.
Городской поезд Статен-Айленда
Не связанная с метро и пригородными поездами, линия городского поезда на Статен-Айленде (англ. Staten Island Railway ) имеет поезда, аналогичные метрополитеновским, и действует под управлением той же компании MTA. Рассматриваются проекты по преобразованию действующих и заброшенных железнодорожных линий острова в две линии лёгкого метро.
Канатная дорога
В 1976 году была запущена канатная дорога, соединяющая Манхэттен и остров Рузвельта (англ. Roosevelt Island Tramway ). Дорога имеет длину 940 м и две станции и управляется компанией MTA.
Мини-метро-аэроэкспресс
Самая новая в городском транспорте, система автоматических поездов («peoplemover»-пиплмувер) аэроэкспрессов («airtrain») действует с 2003 года, связывает аэропорт имени Джона Кеннеди с линиями метро и пригородных поездов, имеет 3 маршрута на линии длиной 13 км и управляется Портовым Управлением Нью-Йорка и Нью-Джерси (The Port Authority of NY and NJ), в ведении которого находятся Нью-Йоркские аэропорты и ряд других транспортных объектов в регионе.
Такси
Традиционно жёлтые и многочисленные нью-йоркские такси пользуются очень большой популярностью.
Паром
Несмотря на наличие объездных тоннелей и мостов через другие районы, действует бесплатный паром между Манхэттеном и Статен-Айлендом.
Транспорт в регионе
Пригородное железнодорожное сообщение
В ведении МТА находятся две крупнейшие в стране пригородные железнодорожные системы — лонг-айлендская (The Long Island Rail Road — LIRR) и севернорегиональная (Metro North Railroad — MNR). LIRR связывает город с Лонг-Айлендом, о чём свидетельствует её название. MNR обслуживает северные пригороды Нью-Йорка и штат Коннектикут. LIRR является одной из немногих в стране железных дорог, сохранивших своё историческое название, под которым она когда-то функционирвала как часть Пенсильванской железной дороги (Pennsylvania Railroad). Маршруты ныне являющиеся частью MNR в прошлом принадлежали Нью-Йоркской Центральной дороге (New York Central). Транспортное управление Нью-Джерси (NJ Transit) обслуживает маршруты связывающие город Нью-Йорк с разными точками этого соседнего штата. Эти маршруты тоже когда-то были частью Пенсильванской дороги.
Пригородные автобусы
Единой системы пригородных автобусных маршрутов в Нью-Йорке нет. Автобусное сообщение в разных пригородах Нью-Йорка осуществляется разными фирмами и отличается друг от друга.
До 2011 года МТА обслуживало сеть автобусных маршрутов в пределах лонг-айлендского графства Нассау (и связывающие его с нью-йоркским Куинсом) под маркой «Long Island Bus». В 2011 году власти графства приняли решение отказаться от услуг МТА и передать автобусную систему под контроль всемирно известной французской компании Veolia Transportation, американский филиал которой базируется в штате Иллинойс. Система получила новое название — Nassau Inter County Express (или, cокращённо, NICE).
В графстве Вестчестер (находящемся к северу от города) местные маршруты осуществляет компания Bee Line. Она же связывает Вестчестер с нью-йоркским Бронксом.
NJ Transit помимо железнодорожных перевозок также обладает крупной сетью автобусных маршрутов по всему Нью-Джерси. Автобусные маршруты NJ Transit подразделяются на местные (курсирующие на относительно небольшое расстояние, главным образом в урбанизинованной местности) и экспрессы (покрывающие более далёкие расстояния). С автовокзала Port Authority отправляются обе разновидности нью-джерсийских автобусов.
Кроме того, cуществует немало частных компаний, связывающих Нью-Йорк с разными пригородами, как правило на более далёком расстоянии.
Междугородный транспорт
Авиасообщение
Непосредственно в Нью-Йорке имеется два аэропорта, используемых для пассажирских перевозок. Они расположены в районе Куинс на Лонг-Айленде. Один из них — аэропорт им. Кеннеди (JFK) — на юго-восточной окраине Куинса, второй — аэропорт LaGuardia (LGA) — на северной, причем оба у атлантических вод.
Аэропорт Кеннеди — важнейший и крупнейший аэропорт в Нью-Йорке. Он стоит на первом месте в стране по количеству международных авиарейсов
Аэропорт Ла Гардия не оборудован для принятия пассажиров международных авиарейсов и, следовательно, используется преимущественно для рейсов в пределах США, а также — для канадских рейсов, пограничный досмотр которых осуществляется властями США в канадских аэропортах. Назван аэропорт в честь известного в США человека — мэра Нью-Йорка Фиорелло Ла Гардия.
Ещё один международный аэропорт — Ньюарк (EWR) — расположен в соседнем Нью-Джерси. Географически он находится даже ближе к Манхеттену чем два других аэропорта. Однако, в отличие от JFK и LGA, из EWR в Манхеттен можно добраться лишь на пригородном транспорте.
Железная дорога
Пассажирское железнодорожное сообщение в США (за исключением пригородного) осуществляется фирмой Амтрак. В Нью-Йорке пунктом отправления и прибытия поездов Амтрака является Пенсильванский вокзал («Penn Station»). Так называемый Северо-восточный Коридор (Northeast Corridor) является самой загруженной и самой скоростной железнодорожной магистралью в стране. С 2000 года по нему курсируют скоростные поезда «Aсела», которые хоть и уступают по скорости своим западноевропейским и азиатским собратьям, но всё-таки предоставляют надёжную альтернативу воздушному транспорту. Несмотря на относительно высокую стоимость билетов (по сравнению с междугородними автобусами), количество пассажиров на поездах, связывающих Нью-Йорк с Бостоном и Вашингтоном — как на «Аселе», так и на обычных, — продолжает расти. Прежде всего, разумеется, это деловые люди, готовые заплатить более высокую цену за более надёжное и пунктуальное обслуживание.
Помимо Северо-восточного Коридора, с Пенсильванского вокзала также отправляются поезда дальнего следования, связывающие Нью-Йорк с такими городами, как Питтсбург, Чикаго, Майами, Новый Орлеан, Монреаль, Торонто и, разумеется, многие другие города, находящиеся по пути следования этих поездов. В Чикаго осуществляется пересадка на поезда в западные регионы США.
Помимо Пенсильванского вокзала (исторически принадлежавшего одноимённой дороге), имеется также центральный вокзал (Grand Central Terminal), являющийся крупнейшим в мире по числу платформ и путей. Исторически он принадлежал Нью-Йоркской Центральное дороге (New York Central). До 1991 года поезда Амтрака, связывающие Нью-Йорк с Ниагарой и Торонто, прибывали и отправлялись с Grand Central. Однако с восстановлением соответствующего соединительного перегона Амтрак покинул Grand Central и сосредоточил все свои нью-йоркские маршруты на Пенсильванском вокзале. С тех пор Grand Central обслуживается лишь Metro North. В настоящее время идёт строительство тоннельных перегонов, которые свяжут Grand Central с LIRR.
Автобусы
Междугородные автобусы отправляются из Нью-Йорка во многие города на Восточном побережье (и за его пределами) и традиционно являются самым дешёвым способом проезда по стране. До недавнего времени подавляющее большинство междугородних автобусных перевозок по США осуществлялось компанией «Грейхаунд». В настоящее время, однако, количество междугородних автобусных перевозчиков значительно возросло. Очень популярны на Восточном побережье так называемые Чайнатауновские автобусные компании (например Fung Wah, курсирующая между Нью-Йорком и Бостоном). Не менее популярными являются компании MegaBus и BoltBus. В настоящее время власти Нью-Йорка занимаются поиском возможности добиться более организованного и безопасного процесса посадки и высадки пассажиров междугородних автобусов, многие из которых принимают пассажиров прямо на улице, по причине ограниченной пропускной способности автовокзала Port Authority.
Наблюдаемый в последнее время рост количества междугородних автобусных перевозчиков связан с ростом количества их пассажиров, одной из причин которого явились низкие цены на билеты. Однако рост числа пассажиров на автобусах вовсе не убавляет от также растущего числа пассажиров на поездах. Те, для кого важно сэкономить деньги, предпочитают автобус несмотря на его подверженность пробкам, в то время как те, для кого важно вовремя и с комфортом прибыть в пункт назначения, предпочтут поезд несмотря на более высокую стоимость билета.
Сооружения инфраструктуры
Расположенный на отдельных островах и полуостровах, город знаменит и располагает большим количеством мостов и тоннелей. Смежные части города между собой, а также с примыкающими городами Джерси-сити, Ньюарк и др. одновременно соединены, как правило, несколькими мостами и тоннелями.
Мосты
Наиболее знамениты мосты Бруклинский, Вильямсбургский, Манхэттенский и Верразано, одни из самых крупных в мире висячих мостов.
Тоннели
Самый известный из городских и первый в мире из подводных автотоннелей, Гудзонов тоннель и другие тоннели соединяют Манхэттен с другими частями города (кроме Статен-айленда).
Туризм
Главными достопримечательностями являются Эмпайр-стейт-билдинг, остров Эллис, театры Бродвея, музеи, такие как музей Метрополитен, и другие достопримечательности, включая Центральный Парк, Рокфеллер-центр, Таймс-сквер, Бронкский зоопарк, Ботанический сад Нью-Йорка, Пятая и Медисон-авеню, а также такие события, как Парад Хэллоуин в Гринвич-Виллидж, Кинофестиваль Трайбека. Статуя Свободы — главная достопримечательность и один из самых известных символов Соединенных Штатов.
Культура
Нью-Йорк — центр культуры и информации. Здесь находятся штаб-квартиры главных телевизионных компаний США — CBS и NBC, действуют более 100 зарегистрированных радиостанций, вещающих в средневолновом и ультракоротком диапазонах, печатаются наиболее массовые журналы («Ньюсуик», «Тайм», «Форчун») и газеты с международной репутацией: The New York Times, Daily News, New York Post и рупор американского бизнеса The Wall Street Journal, имеющий самый большой в США тираж. В городе выходят газеты более чем на 40 языках.
Средства массовой информации ежедневно разносят вести о бесконечной череде событий в разнообразной и бурно протекающей культурной жизни Нью-Йорка. О новинках всемирно известного Бродвея, располагающего 38 сценическими площадками и являющегося бесспорным театральным законодателем всей страны. О достижениях отечественного и зарубежного кинематографа, образцы которого демонстрируются примерно в 400 кинотеатрах — от исполинского Радио-Сити мюзик-холла на 6,2 тыс. мест до совсем крошечных зальчиков. О программах концертов и выступлениях знаменитостей, экстравагантных шоу и иного рода зрелищных мероприятиях, в том числе во всемирно известной «Метрополитен-опера» и концертных залах Алис Талли-холл, Карнеги-холл, славящегося своей великолепной акустикой, Нью-Йорк Сити-сентер.
Нью-Йорк является одним из городов, наиболее часто упоминаемых в художественных произведениях.
Музеи Нью-Йорка
Архитектура
Нью-Йорк — город сравнительно молодой (ему менее 400 лет), и его планировка не отягощена многовековыми наслоениями исторических и архитектурных эпох. Первые два века его истории оставили свой след лишь на южной оконечности Манхэттена, примерно на площади, соответствующей нынешнему Финансовому округу (около одного квадратного километра). В середине XVII века территория Нового Амстердама была ещё меньше: северная граница города проходила по деревянной стене (вдоль нынешней Уолл-стрит) и ограничивала территорию примерно в 22 га. Направления улиц пролегали вдоль побережья Гудзона и Ист-Ривер.
Дальнейшая застройка города складывалась поначалу нерегулярно. Градостроительного плана развития Нью-Йорка в современном понимании не было. Район Гринвич-Виллидж начал застраиваться в западно-восточном направлении. В 1811 году двухпалатный законодательный орган штата Нью-Йорк принял т. н. «комиссионный» план застройки и продажи земли на территории штата от современной 14-й стрит до северной оконечности Манхэттена.
План предусматривал строго ортогональную ориентацию улиц по всей незастроенной территории острова. Таким образом, город не получал одного ярко выраженного центра. Хотя план подвергался критике за монотонность, дальнейшее развитие урбанистики подтвердило его правильность: автомобильное движение по равномерно распределённым улицам значительно менее подвержено пробкам, чем в старых европейских городах радиально-кольцевой структуры.
Улицы, параллельные Гудзону, получили название «авеню» (от первой до двенадцатой с востока на запад и дополнительно от A до D в районе Ист-Виллидж — «алфавитном районе»), поперечные нумеровались цифрами и назывались «стрит». Весь город оказался разбит на кварталы площадью около 2 га. Планировалось создать 16 продольных авеню и 155 поперечных улиц. В 1853 году между 5-й и 8-й авеню (от 59-й до 110-й улицы) было выделено место для Центрального парка. Некоторые улицы получили впоследствии собственные имена (Парк-авеню, Вест-энд и др.). Другие улицы были проложены дополнительно (Медисон-авеню, Лексингтон-авеню).
В настоящее время архитектура города имеет две мощные доминанты, подчеркнутые обилием небоскрёбов: Финансовый округ и Средний Манхэттен. Часть города западнее 5-й авеню называется западной, остальная — восточной. Поперечные улицы имеют, таким образом, различное наименование в разных частях города, например, 42-я Западная и 42-я Восточная улицы.
Основу современной архитектуры Нью-Йорка составляют небоскрёбы, то есть здания высотой свыше 150 м. Хотя первые небоскрёбы появились в Чикаго, а сейчас распространены во всём мире, архитектурный облик Нью-Йорка по праву ассоциируется со сверхвысотным строительством. В городе построено свыше 5500 высотных зданий, из них 50 имеют высоту свыше 200 м. По количеству таких зданий Нью-Йорк уступает только Гонконгу. Развитию высотного строительства способствовала замкнутость территории (центр города стоит на острове), высокая цена земли, а также наличие прочных скальных пород, выходящих практически на поверхность (например, в Центральном парке).
Из-за необходимости естественного освещения небоскрёбы всё же не стоят «плечом к плечу», а чередуются с менее высокими зданиями. Несмотря на вынужденное сходство, высотные здания Нью-Йорка довольно разнообразны по архитектуре. Большинство небоскрёбов имеют собственные имена. Так, одно из первых офисных высотных зданий на Бродвее, получившее имя «Боулинг Грин» (Bowling Green Offices), построили для судоходных компаний в 1898 году английские архитекторы братья Уильям Джеймс и Джордж Эшдаун Одсли. 17-этажное здание было выполнено в лаконичном стиле греческого возрождения, с использованием классических ордеров.
В 1907 году практически на берегу реки Гудзон архитектор Касс Гилберт (1859—1934) построил здание высотой 99 м, предназначенное также для судоходных компаний. Четкое членение верхней части фасада колоннами и пирамидальное завершение крыши придает зданию некоторое сходство с Вестминстерским Биг-Беном. В настоящее время здание носит название Уэст Стрит Билдинг (West Street Building).
Офисное здание Вулворт (Woolworth) высотой 241 м, построенное в 1913 году тем же Кассом Гилбертом, задумано в неоготическом стиле. Как и большинство зданий в городе, оно имеет мощный стальной каркас. Здание облицовано глазурованными керамическими плитками (т. н. «архитектурная терракота»), имитирующими резьбу по камню. Небоскрёб увенчан крышей с медным покрытием, ставшим от времени зеленоватым.
Одним из красивейших зданий города является 319-метровый Крайслер-билдинг, построенный в 1930 году архитектором Уильямом ван Эленом для штаб-квартиры одноимённой автомобильной компании. Это было первое в мире здание, превысившее высоту 1000 футов. Проект, выполненный в пост-модернистском стиле Арт-деко, запоминается навершием с огромными дугами стального цвета, символизирующими колёса автомобиля.
Высочайшее здание Нью-Йорка — 102-этажный небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг высотой 382 м (449 м со шпилем). Это здание было построено в Манхэттене в 1931 году [22] вторым по высоте в США и десятым по высоте в мире. Также он был высочайшим зданием планеты до 1972 года. Большая часть небоскрёбов в Нью-Йорке — сосредоточена в Манхэттене, хотя свои высотки есть и в других районах.
Спорт
Американский футбол
Баскетбол
Бейсбол
Футбол
Хоккей
Теннис
Преступность
Нью-Йорк в культуре
Нью-Йорк в кинематографе
Города-побратимы
Список городов-побратимов Нью-Йорка [27] :
Города-партнёры
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
ПолезноеСмотреть что такое «Нью-Йорк» в других словарях:Нью-Йорк — город в штате Нью Йорк; США. Основан голл. переселенцами в 1626 г. и назван Новый Амстердам в честь главного города их родины. В 1664 г. захвачен англичанами и переименован в Нью Йорк (New York) новый Йорк в честь герцога Йоркского, будущего… … Географическая энциклопедия Нью-Йорк — Нью Йорк. Статуя Свободы. Вид сверху. НЬЮ ЙОРК, город в США. Свыше 7 млн. жителей, с пригородами 16,2 млн. жителей. Главный порт страны в устье реки Гудзон (грузооборот около 180 млн. т в год). Международный аэропорт. Метрополитен. Главные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь Нью-Йорк — (New York), город в США, в устье р. Гудзон, на севере Атлантического побережья; один из крупнейших городов и портов мира, главный промышленный, финансово деловой и культурный центр США. Включает 5 административных районов: Манхаттан (на… … Художественная энциклопедия НЬЮ-ЙОРК — город на северо востоке США, шт. Нью Йорк, в устье р. Гудзон. 7,3 млн. жителей (1990), в агломерации Большой Нью Йорк. 17,6 млн. жителей. Крупнейший порт страны (грузооборот 180 млн. т в год). Международный аэропорт им. Дж. Кеннеди. Крупнейший… … Большой Энциклопедический словарь Нью-Йорк — I (New York), штат на северо востоке США. 137,3 тыс. км2. Население 18,2 млн. человек (1996). Административный центр Олбани. II город на северо востоке США, штат Нью Йорк, в устье р. Гудзон. 7,3 млн. жителей (1994), в агломерации Большой Нью… … Энциклопедический словарь Нью-Йорк — (New York), штат США, на С. В. граничит с Канадой. Его история началась в 1609 г., когда французы первыми из европейцев проплыли на КХ по оз. Шамплен, а англичане (на службе у голландцев) поднялись вверх по р. Гудзон. Голландцы построили пушную… … Всемирная история нью-йорк — город контрастов, новый амстердам Словарь русских синонимов. нью йорк сущ., кол во синонимов: 5 • город (2765) • … Словарь синонимов НЬЮ-ЙОРК — (New York) штат на северо востоке США. 128,4 тыс. км². Население 18,2 млн. человек. (1993). Адм. ц. Олбани … Большой Энциклопедический словарь Нью-Йорк — (New York) самый населенный и значительный г. Сев. Амер.Союза и Нового Света вообще, после Лондона 1 й торговый центр в мире,лежит под 40 … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
|
---|