Няма того что раньше было песняры
Коллективы
Справка
Музыканты
Дискография
Песни
Концерты
Фотогалерея
Публикации
Новости
Форум
Парад ансамблей
Добавлено: 15.04.2021
Автор редакции: Олег Верещагин
Авторы: Eugene
Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.
Вераніка
Другое название: Вероника
Язык текста: белорусский
музыка: И. Лученок
слова: М. Богданович (Максим Богданович) (1913)
соло: Л. Борткевич (1975)
соло: И. Пеня (1991)
соло: В. Косенко (2000)
соло: В. Скорожонок (2004)
аранжировка: В. Мулявин (1975)
аранжировка: А. Виславский (1989)
аранжировка: Н. Неронский (1989)
Список альбомов, в которых встречается песня:
Щелчок по названию группы откроет список песен группы.
Щелчок по названию альбома откроет информацию об альбоме.
Щелчок по музыканту откроет информацию о музыканте.
Текст песни
Iзноў пабачыў я сялібы,
Дзе леты першыя прайшлi:
Там сцены мохам параслi,
Вясёлкай адлiвалi шыбы.
Усё ў пылу. I стала мне
Так сумна, сумна ў цішыне.
Я ў сад пайшоў – там глуха, дзiка,
Усё травою парасло.
Няма таго, што раньш было…
Няма таго, што раньш было,
I толькi надпiс «Веранiка»…
I толькi надпiс «Веранiка»,
На лiпе ўрэзаны ў кары,
Казаў вачам аб тэй пары.
Расці, ўзмацовывайся, дрэва,
Як манумент жывы, ўставай
I к небу надпiс падымай,
I к небу надпiс «Веранiка».
Чым болi сходзiць дзён, начэй,
Тым iмя мiлае вышэй.
Няма таго, што раньш было…
Няма таго, што раньш было,
I толькi надпiс «Веранiка»…
I толькi надпiс «Веранiка».
Чым болi сходзiць дзён, начэй,
Тым iмя мiлае вышэй…
Няма таго, што раньш было…
Няма таго, што раньш было,
I толькi надпiс «Веранiка»…
I толькi надпiс «Веранiка».
Чым болi сходзiць дзён, начэй,
Тым iмя мiлае вышэй…
Веранiка.
Чым болi сходзiць дзён, начэй,
Тым iмя мiлае вышэй…
Веранiка.
Чым болi сходзiць дзён, начэй,
Тым iмя мiлае вышэй…
Веранiка.
Текст песни Белорусские песняры — Няма таго што раньш было
Оригинальный текст и слова песни Няма таго што раньш было:
Лученок, Агранович, «Песняры»
Ізнов пабачив я сяліби,
Дє лєти пєршия прайшлі:
Там стєни мохам параслі,
Вясєлкай адлівалі шиби.
Усє в пилу, і стала мнє
Так сумна, сумна в тішинє…
Я в сад пайшов — там глуха, діка,
Усє травою парасло.
Няма таго, што раньш било,
І толькі надпіс «Вєраніка»,
На ліпє врєзаний в кари,
Казав вачам аб тей пари!
Расті, взмяцовивайся, древа,
Як манумєнт живий, вставай,
І к нєбу надпіс падимай,
І к нєбу надпіс — «Вєраніка»!
Чим болєй сходіть дєн, начей,
Тим імя мілає вишей!
Я снова вижу край далекий,
Где годы первые прошли:
Там стены мохом поросли,
Остыли радуги на стеклах.
И всё в пыли, и стало мне
Так грустно, грустно в тишине…
Я вышел в сад — там глухо, дико,
Травою давней поросло.
И нет того, что отцвело,
И только надпись «Вероника»,
Как будто в сердце, на коре
Мне говорит о той поре!
Расти, мой сад, зеленым вечно,
Как монумент живой, вставай,
И в небо надпись поднимай,
И в небо надпись — «Вероника»!
Чем больше дней от нас уйдет,
Тем выше имени полет!
Перевод на русский или английский язык текста песни — Няма таго што раньш было исполнителя Белорусские песняры:
Luchenok, Agranovich, & quot; Pesnyary & quot;
Іznov pabachiv I syalіbi,
Dє lєti pєrshiya prayshlі:
There stєni Moham paraslі,
Vyasєlkay adlіvalі Sibi.
Usє a saw, i became mnє
So PRSPs, PRSPs in tіshinє …
I payshov garden — there was deaf, dіka,
Usє paraslo grass.
Nyama TAGO INTO EARLY beater,
Tolkі nadpіs the I & quot; & quot ;, Vєranіka
On lіpє vrєzany in curry,
Vacham children seemed ab bet!
Rastі, vzmyatsovivaysya, tree,
Yak manumєnt zhivy, get up,
I to nєbu nadpіs padimay,
I to nєbu nadpіs — & quot; & quot ;! Vєranіka
Chim bolєy skhodіt dєn, nachey,
Tim іmya mіlaє vishey!
Again I see the edge of a distant,
Where the first years of the past:
There walls are covered with moss,
Cooled rainbow on the glasses.
And all in the dust, and I was
So sad, sad silence …
I went into the garden — there is a dull, wild,
Herbs old overgrown.
And there is the fact that bloomed,
And only the inscription & quot; & quot ;, Veronica
As if in your heart, on the bark
Tells me that stage!
Rusty, my garden, green forever,
As a living monument, get up,
And the sky sign ups,
And the sky inscription — & quot; & quot ;! Veronica
The more of us will take days,
The higher the name of the flight!
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Няма таго што раньш было, просим сообщить об этом в комментариях.
Няма того что раньше было песняры
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КИОСК «СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА и ДРУГОЕ» запись закреплена
Наталия Иакимова
«. В начале сентября исполнилось 50 лет с момента создания легендарного вокально-инструментального ансамбля «Песняры», который Александра Пахмутова назвала украшением XX века»
50-летие «ПЕСНЯРОВ» отмечают на ВДНХ
Любительские фотографии, редкие пластинки, концертные афиши…Все материалы предоставлены поклонниками и фан-клубами легендарного коллектива, который стал одним из музыкальных символов советской эпохи. На выставке можно проследить всю историю ансамбля под руководством Мулявина от первого названия «Лявоны», которое просуществовало всего год, до «Песняров», которые в 70-80-е были очень популярны в СССР, увидеть первый виниловый альбом 1971 года, экспортные варианты фирмы «Мелодия», афиши, которые фанаты группы снимали прямо с концертных тумб, а также дружеский шарж на «Песняров», нарисованный известными белорусскими художниками Цеслером и Войченко.
На выставке представлены и несколько мало известных альбомов. Такие как «Через всю войну», где под музыку Мулявина «Песняры» исполняли песни на стихи поэтов-фронтовиков, и альбом в честь Олимпиады-80 в Москве, где ансамбль был почетным гостем культурной программы спортивного первенства.
ВЫСТАВКА ЗАВЕРШИТСЯ 8 ДЕКАБРЯ
В начале сентября исполнилось 50 лет с момента создания легендарного вокально-инструментального ансамбля «Песняры», который Александра Пахмутова назвала украшением XX века.
Однако в разгуле тотальной «музыкальной гопотеки» на канале Россия1 с трансляцией «треша и угара» фестиваля «Новая волна» из Сочи, а также фестиваля «Жара» на Первом канале, это событие, которое никак нельзя отнести в разряд рядовых, осталось совсем не вспомянутым, даже на канале «Культура».
Легендарность «Песняров» — ничуть не преувеличенная, не высосанная из пальца, а самая-самая подлинная. Популярность группы в 1970-е была гремящей. Бодрый хит 1971-го «Касiў Ясь канюшiну» лидера-песняра Владимира Мулявина не покидал радио- и телепрограмм, срывая всяческую косность и окаменение своими не требующими перевода невероятным задором, юмором, посвистом и фолк-роковой стилистикой. Через пять лет столь же неотменимо зазвучала вездесущая «Вологда-гда-гда», которую ансамбль почти случайно исполнил в 1976-м на юбилейном концерте Михаила Матусовского (музыка Бориса Мокроусова, солист Анатолий Кашепаров).
Феномен «Песняров» заслуживает пристального внимания. «“Песняры” сломали традицию, ввели народную песню, эту чуть ли не чумазую простолюдинку, в новом для нее убранстве в те залы, куда ее раньше если и пускали, то изуродованную гримом до неузнаваемости и с черного хода», — заметил один неравнодушный человек.
И это сказано точно:
«Сегодня, через полвека, можно без сомнений сказать, что у “Песняров” получилось то, что не удавалось ни одному народному хору или этнографическому коллективу. Несмотря на пропасть между классической и массовой культурой, “Песняры” смогли пронести давние традиции в современность — но не сохраняя их неизменными, а бесконечно развивая и создавая новые».
В 1977-м я, почти восемнадцатилетний, выстояв большую очередь за билетом, попал на вожделенный концерт «Песняров» в родном Белгороде. Душа попросила продолжения, и на следующий день я чудом просочился через подземные коммуникации Дворца культуры завода «Энергомаш», чтобы снова слушать любимый коллектив. Однако бдительные дружинники вывели меня из зала на первых же минутах концерта: я стоял у стены, сесть из-за аншлага было негде, препираться во время пения кумиров — невозможно. Через два года в Харькове, студентом, я повел ватагу сокурсников на «Песняров» во Дворец спорта — где было 10 тысяч мест, но билеты тоже доставались с трудом.
Мы помним лирический триптих немалой глубины, своего рода три составные части песняровского выдающегося мелоса, — «Александрыну», «Алесю», «Веронику». Мое благоговение перед красотой и высотой этих трех произведений с тех пор скорее упрочилось. Это просто какая-то космическая красота, явленная нам в фирменном песняровском многоголосии (иногда восьми-!). Оторваться или проигнорировать — было решительно невозможно.
Музыку к «Александрыне» (1971) написал Мулявин, взяв слова народного поэта Белорусской СССР Петруся Бровки. Вообще, «Песняры» сделали всему СССР культурную прививку не только в виде белорусского фолка, но и белорусской авторской поэзии.
Второй шедевр в приведенной мной тройке вершин принадлежит композиторскому гению Игоря Лученка — «Алеся» (1972), на слова народного поэта Белорусской СССР Аркадия Кулешова.
Пайшла, ніколі ўжо не вернешся, Алеся.
Бывай смуглявая, каханая, бывай.
Стаю на ростанях былых, а з паднябесся
Самотным жаўранкам звініць і плача май.
Тот же неповторимый мелодист Лученок выдаст в 1975-м с «Песнярами» хит хитов «Вераніка (Вероника)» на стихотворение 1913 года Максима Богдановича:
Чым болi сходзiць дзен, начэй,
Тым iмя мiлае вышэй…
Няма таго, што раньш было…
Няма таго, што раньш было,
I толькi надпiс «Веранiка»…
I толькi надпiс «Веранiка».
Это были звездные соло Леонида Борткевича, с уходом которого «Песняры», прямо скажем, станут потом «совсем не те» (им исполнено процентов восемьдесят сочинений репертуара ансамбля), несмотря на то, что и Мулявин пока еще будет оставаться у руля, и молодой солист Владимир Дайнеко вольется в состав, подхватив из уст Борткевича пахмутовско-добронравовскую «Беловежскую пущу». (Споют «Песняры» и прекрасную «Белоруссию» тех же выдающихся авторов).
Кстати, из Лученка «Песняры» исполнят два десятка песен, среди которых отметим «Добры вечар, дзяўчыначка», «Песню памяти Виктора Хары», «Каханне», «Хатынь», «Спадчына».
То пение Борткевича я любил беззаветно, но не менее сильное впечатление производил на меня Мулявин. Прежде всего, каким-то запредельным исполнением своего шедевра 1974-го года «Завушницы» («Сережки»), на стихи Народного поэта Белорусской ССР Максима Танка. (Не забудем и «За полчаса до весны», и «Наши любимые»).
Отличия «Песняров» были, по словам старшей дочери руководителя ансамбля Марины Мулявиной, «в мелодии, музыке, в многоголосье, в текстах и, конечно, в подаче. Ведь даже если чисто визуально сравнить “Землян”, “Самоцветы”, “Пламя”, “Лейся, песня”, то “Песняры” будут всегда отличаться — манерой не только исполнения, но и пребывания на сцене, манерой поведения. А чего стоили одни костюмы! Как и говорил папа, “Песняры” — это не просто название, это образ мышления». Да, это сценическая культура, достоинство, самоценность, известная сдержанность при высочайшей эмоциональности.
* * *
Скажем несколько слов об этом фантастическом посланце, Владимире Георгиевиче Мулявине, справедливо удостоенном звания народного артиста СССР (единственный среди артистов ВИА!), уже на излете страны, в 1991 г. А через 10 лет ему была вручена высшая белорусская награда — орден Франциска Скорины.
Родился будущий главный «песняр» 12 января 1941 г. в Свердловске в рабочей семье. С 12-ти лет играл на гитаре. После семилетки поступил там же в музучилище, дважды был отчислен, не закончил, работал в музыкальных коллективах разных регионов Советского Союза. С Белоруссией его жизнь филармонически, а затем судьбоносно связалась в 1963-м. Потом были годы упорного музыкального труда, всесоюзная популярность, которую не с чем даже сравнить, сумасшедшие рекорды по количеству выпущенных «золотых» дисков, победы на фестивалях на Родине и за рубежом. Был даже неосуществившийся проект совместной с Владимиром Высоцким рок-оперы «Тиль Уленшпигель»…
Мулявин был во многом выходящ из рамок. В Союз композиторов СССР был принят без высшего (и даже среднего специального!) музыкального образования. Трагически потерял старшего брата, тоже «песняра». Женат был трижды, в последнем браке — на минской актрисе Светлане Пенкиной, запомнившейся зрителям по 13-серийной экранизации «Хождение по мукам» (1977).
Следует зафиксировать этот феномен: русский молодой музыкант Владимир Мулявин смог собрать, сплотить и взрастить белорусский национальный коллектив, причем на основе многонационального славянского состава.
Мы помним славные имена первопроходцев (название «Песняры» кто-то из них изыскал в стихах белорусских классиков). Исходную «великую» четверку, познакомившись в 1965 году на службе в рядах Советской армии, вместе с Мулявиным составили Леонид Тышко, Владислав Мисевич и Валерий Яшкин.
Считают, что секрет взрывной популярности «Песняров» в том, что они особым образом соединили рок-ритмику с белорусским фольклором. То есть Мулявин всем своим дарованием уловил и ретранслировал некий уникальный мелический код эпохи.
«Сделать это было невероятно трудно уже просто потому, что народная песня северо-запада СССР подчиняется не музыкальному ритму, а ритму дыхания, — утверждает автор ресурса «Украина.ру» Ольга Андреева. — Строчка в песне тянется до тех пор, пока дыхание не иссякнет. Вписать ее в четко ритмизированную роковую аранжировку очень трудно. Но ребята начали работать, и делали это до кровавого пота и хрипоты. Первые годы существования группы ушли на решение сложнейших музыкальных проблем, поиск собственного неповторимого голоса».
Тогда они еще назывались “Лявоны”, что означает “хорошие парни”. 1 сентября 1969 г. художественный совет Белорусской филармонии присвоил коллективу статус вокально-инструментального ансамбля.
Исследовательница также напоминает: «Общесоюзная слава пришла к молодым “Песнярам” в 1970 году в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Претендентов на победу собралось со всего Союза аж 500 человек. Проблема была в том, что жанр вокально-инструментального ансамбля еще не был утвержден официально, и “Песняры” проходили по конкурсным спискам как вокалисты. Когда ребята грянули песню “Хатынь”, зал буквально парализовало, а когда исполнение закончилось, зал стоя скандировал “Браво! Песняры!”. Председатель жюри тут же высказалась в том смысле, что эта песня — событие, “выходящее за рамки конкурса”. «Песняры» тогда получили второй приз, то есть фактически победили, ибо первое место не занял никто».
Так белорусское стало общерусским, всесоюзным, а после поездки ансамбля в Восточную Германию, Польшу, Чехословакию, США — вышло за пределы СССР.
В Штатах в декабре 1976-го «Песняры», исполнив «Ой, рана на Івана», «Хлопец пашаньку пахае», «Перапёлачка» и другие свои хиты, потрясли в том числе поклонников «Битлз», «Лед зеппелин», «Дип пёрпл».
… АМЕРИКАНСКАЯ ПРЕССА НАЗВАЛА «ПЕСНЯРОВ» ГРУППОЙ, КОТОРАЯ ЗАСЛУЖИЛА, ЧТОБЫ ЕЙ АПЛОДИРОВАЛИ СТОЯ…
Критик прав: «Песняры» в истории российского, да и мирового рока стали, пожалуй, единственным примером того, как можно завоевать внимание и уважение аудитории всех возрастов.
* * *
В какой-то момент вокальные и музыкальные чаяния группы перестали вмещаться в собственно песенный жанр. Мулявин начал ставить и мини-спектакли, и крупноформные. В частности, «Песнь о доле» и «Курган» по произведениям Янки Купалы. Тут-то и произошел слом отношения публики к кумирам. Автор музыки к «Кургану» выдающийся мелодист Игорь Лученок оценил ситуацию очень чутко: «Крупная форма была совершенно не нужна для такого коллектива, как “Песняры”. Привыкшая к ним публика не восприняла поэму-легенду, а для ансамбля это стало началом творческого кризиса». …
КАК МИНИСТР МУЛЯВИНУ ПЕТЬ НЕ РАЗРЕШИЛ. Эту историю рассказал ИОСИФ КОБЗОН, когда беседовали о бездейственности в России так называемого «Закона о фонограмме»:
«В Белоруссии этот закон уже применяется давно. У меня был случай. Годовщина была такого известного белорусского деятеля Петра Мироновича Машерова. И мы давали концерт.
Я приехал в Минск. Ко мне зашли за кулисы Лученок и Мулявин, народный артист Советского Союза, легенда белорусской эстрады. И они с Лученком мне говорят, поговорите с министром культуры, он не разрешает петь.
Это был не коммерческий концерт. Это был вечер памяти, посвященный Петру Машерову. Я подхожу к министру, он сидел в ложе. Я говорю, ну, как же так, ну, Мулявин сам, без оркестра, без ансамбля, но хочет поклониться памяти Петра Мироновича. Почему вы ему не разрешаете под фонограмму?
Он говорит: Иосиф Давыдович, я сам являюсь поклонником творчества Владимира Мулявина. Но закон есть закон. Закон применителен ко всем исполнителям, поэтому я не разрешу.
Я вышел из положения: когда выступал на сцене, я пригласил из зала Мулявина. И мы с ним вместе спели песню Пахмутовой».
*** *** ***
… Вскоре распался СССР, годы настали тяжкие, мрачные, как сказал бы сатирик, «время было жуткое, атмосфера была мерзопакостная». Прославленный коллектив начал рассыпаться, артисты уходить, руководитель «спасаться от депрессии алкоголем». В 1998 г. произошло беспрецедентное, доселе невозможное: на место Мулявина руководством филармонии был назначен Владислав Мисевич — друг, коллега, один из отцов-основоположников коллектива. Мулявин обратился к президенту А. Лукашенко и в итоге собрал новый состав «Песняров». Притом что «старики» не рассыпались, а учредили группу «Белорусские песняры».
… После кончины Мулявина «размножение» «Песняров», как уверяют, продолжилось. Сейчас известны и гастролируют как минимум пять (!) групп, в названии которых используется слово «песняры» и которые исполняют изначальные хиты прославленного советского ВИА. И хотя в них поют, наверное, небесталанные артисты, я не слежу за их действиями. Видел на афишах, на каких-то телеканалах, в ютьюбе, с грустным содроганием. Правда, уверяют также, что в последние годы их творчество «переживает что-то вроде ренессанса», востребовано у старших возрастных ностальгирующих групп. Ну, лишь бы слушателям в радость.
«Все говорят спасибо папе, — утверждает Марина Мулявина, — и я ему говорю спасибо за то, что куча людей имеет возможность работать и кормить свою семью. Но, конечно, это не та подача, это совершенно не то. И если внимательно послушать диск, то вы поймете, в чем же уникальность папиных “Песняров”, отличие от всех остальных. Феномен тех “Песняров” неповторим».
А сын Валерий Мулявин говорит так: «В адрес БГА “Песняры” иногда высказывают претензию, что музыканты не то что на одной сцене не стояли, а даже не видели живым моего отца. У меня иное отношение. Рад, что молодые ребята поют песни отца, а значит, они продолжают жить. Я реалист, и понимаю, что не все тинейджеры будут искать в интернете записи “Песняров” 1970–1980-х годов. А придут на концерт нынешних “Песняров”, таких же молодых ребят, и услышат папины песни».
Что и кто нынче услышит, можно лишь гадать, но ясно одно:
ТО, САМОЕ ЗВЕЗДНОЕ, ПЕНИЕ «ПЕСНЯРОВ» ЗАПИСАНО НА НЕБЕСАХ.