Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь

Эссе – «Моё призвание – учитель!»

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

Тема эссе «Моё призвание – учитель» или по – другому, можно сказать «Новый учитель XXI века». Что важнее сейчас в профессии педагог – его знания или его отношение к своей трудной профессии?

Педагог – это одна из древних профессий. Учителем становятся по призванию, этой профессии нельзя научиться. Нельзя заставить любить чужих детей, или они не чужие. Ведь «чужих» детей не бывает, мы несет ответственность за всех. Глядя на эти глаза нужно, что бы загоралась искра «Истинной Любви». Именно через эту Любовь мы передаем знания, которые пригодятся в жизни маленького гражданина «Нового Иерусалима», пусть это будут формулы по химии или теоремы по геометрии, или дата взятия Бастилии…не имеет значение; главное – посеять в сердца НАШИХ ДЕТЕЙ семя добра и справедливости.

Сколько себя помню в детском возрасте, учиться хотелось всегда. Завидовала старшему брату-школьнику, его серьёзному виду и постоянной занятости. Слушала его рассказы о первой учительнице и мечтала попасть к такой же доброй, ласковой, заботливой.

Мне повезло: в моей жизни были такие учителя. Пусть не все, но были.

Авторитет учителя в сельской местности очень долго оставался непоколебимым. Мы росли с сознанием того, что педагогами становятся самые умные и самые хорошие люди на свете, что им открыты все тайны мира, что на любой вопрос они ответят. Такой была моя первая учительница Суханова Валентина Ивановна, кумир моего детства. Ныне заслуженный ветеран педагогического труда.

Я, стараясь ей подражать, завела дома классный журнал, красную ручку и «проверяла» всё, что было написано родителями и братом.

Уроки литературы я просто обожала! Любила эту интеллигентную, спокойную, умную учительницу – Некипелову Нину Иосифовну, которая научила меня понимать, думать, рассуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения.

Вот эта детская влюблённость в профессию и привела меня к учительской доске.

Закончив 11 классов, поступила в Ленинградское педагогическое училище Краснодарского края на учителя начальных классов. Затем заочное отделение Московского Экстерного Гуманитарного Университета в городе Краснодаре – отделение психологии.

Не сразу всё получилось у меня. И подход к детям искала, и с планами чуть ли не до утра вначале сидела, и среди опытных коллег какое-то время себя неуютно чувствовала. Первое время даже боялась в учительскую заходить, вроде бы только сама ученицей была. Но всё у меня получилось, потому что дружный, работоспособный, творческий коллектив педагогов поддержал начинающего учителя. Прошло уже 27 лет, и я ни разу не пожалела о сделанном мной выборе.

Учителем ОПК и ОРКСЭ работаю уже 8 лет. Именно на уроках ОПК происходит привитие нравственности и уважения к прошлому своей страны и своего народа. На мой взгляд, работа по основам православной культуры является неотъемлемой частью всей учебно – воспитательной работы в школе. Здесь обучающиеся, как и на других уроках, получают новые знания, умения, навыки, но, что очень важно, на основе добровольности. Прежде чем вводить курс ОРКСЭ и ОПК, проводится анкетирование родителей и педагогов школы, тестирование учащихся.

В методике обучения использую разнообразные виды уроков:

При подготовке к занятиям особо обращаю внимание детей на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание, Священное предание, опыт отцов Церкви, научные данные и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях духовно – нравственного воспитания подростков. Использую иллюстративный материал для интегрированных уроков

Профессия учителя обязывает меня всегда быть терпеливой, внимательной, активной, позитивной, креативной. Эта должность требует огромных душевных затрат, большой работы над собой, сильного характера и в то же время чуткости. Ведь каждый ребёнок индивидуален, со своим сложным внутренним миром. Моя задача, как учителя, найти подход к каждому, создать условия для развития его личностных качеств. Думаю, у меня это получается. И ученики отвечают мне взаимностью. Многие увлечены моим предметом, нам интересно быть вместе. Воспитываю в детях уважение к опыту, накопленному человечеством, любовь к окружающему миру и жизни. И сама учусь вместе с ними, потому что твёрдо знаю: учитель должен всю жизнь учиться, чтобы не сойти с однажды занятых позиций. Со старым багажом далеко не уедешь! Авторитет надо не только заслужить, но в течение всей жизни поддерживать.

Я стала учителем, потому что всегда этого хотела. Я остаюсь учителем, потому что школьный мир – мой мир, моя судьба и моё ПРИЗВАНИЕ.

Источник

Василий Осипович Ключевский: историк эпохи

Давайте на минуту представим Московский университет в 1880-е годы. Перед нами переполненная студентами аудитория, причём компания собралась очень разнообразная: физики, химики, математики на лекции по… истории России. Студенты-историки, естественно, тоже здесь. Эта лекция непростая, недаром в аудитории стоит полная тишина. Её читает великий русский историк Василий Осипович Ключевский.

Жизнь, семья и творчество

Вначале Ключевский получал духовное образование: закончил духовное училище, поступил в семинарию. Из-за заикания молодой Василий Осипович постоянно находился под угрозой отчисления: дефекты речи очень мешали работе священника или пономаря. Помогли лишь упорный труд и дополнительные занятия.

В 1861 году Ключевский принимает решение, которое радикально меняет всю его жизнь: он уходит с последнего курса семинарии и поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Это решение не было спонтанным. С середины 1850-х годов Василий Осипович увлекался обсуждением исторических статей в кругу своих семинарских друзей и преподавателей, делал первые самостоятельные шаги в изучении прошлого России. Уже будучи студентом исторического факультета, в свободное время он подрабатывал репетитором, чтобы содержать себя и помогать матери и сестрам, которые остались в Пензе.

Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть картинку Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Картинка про Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь

В.О. Ключевский и студентки Высших женских курсов

Четыре года спустя, в 1865 году, Ключевский блестяще защищает диссертацию по теме «Сказания иностранцев о Московском государстве», за что получает звание кандидата университета, почётную награду – золотую медаль, и приглашение остаться на кафедре для «приготовления к профессорскому званию».

Как преподаватель Ключевский смог добиться карьерных высот: защитил магистерскую и докторскую диссертации, получил звание профессора.

Ключевский читал лекции по истории России во многих учебных заведениях Москвы: в Александровском военном училище, на Высших женских курсах, в Московской духовной академии и в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 года он возглавил историческую кафедру Московского университета вместо своего научного руководителя — Сергея Михайловича Соловьева. С 1893 по 1895 год Ключевский преподавал историю сыну императора — Великому князю Георгию Александровичу. В 1900 году профессора избрали членом Академии наук, а с 1904 года Ключевский занялся изданием своего главного научного труда — «Курса российской истории» в пяти частях, над которым работал в течение предыдущих 30 лет.

Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть картинку Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Картинка про Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешьНужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть картинку Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Картинка про Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь

О личной жизни Василия Осиповича известно немного. В 1869 году Ключевский женился на Анисье Бородиной, девушке из духовного сословия. Их брак можно было описать словами «счастье любит тишину». Анисья Михайловна стала самой настоящей хранительницей домашнего очага и заботливой хозяйкой. Вместе со своим мужем они растили единственного сына Бориса. Чета Ключевских провела вместе всю свою жизнь, пока внезапная кончина Анисьи Михайловны от чахотки не разлучила супругов.

Сам Ключевский пережил свою жену на два года, он умер в 1911 году после неудачной операции. Проститься с профессором пришли его студенты, преподаватели учебных заведений, друзья и соратники, и университетская церковь, где отпевали Ключевского, не смогла вместить всех желающих. По некоторым сведениям, траурная процессия насчитывала до пяти тысяч человек.

Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть картинку Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Картинка про Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь

Л.О. Пастернак. Портрет историка Ключевского, 1909 г.

Василий Осипович Ключевский оказал на всю русскую историческую науку второй половины XIX века едва ли не наибольшее влияние из всех своих коллег, а многие из его учеников сами затем стали именитыми историками.

Ключевский предложил исторической науке своего времени множество нового, причем во многих сферах этого знания, например, в источниковедении. Работая над своей диссертацией, Ключевский в качестве исторического источника использовал жития святых. По мере изучения он пришёл к выводу, что этот источник является крайне ненадежным и недостоверным, потому что не позволяет установить детали «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

Ключевский внёс новое слово и в хронологическую периодизацию истории России, предложив в своём пятитомном «Курсе» четыре этапа в развитии нашей страны, вместо устоявшихся в исторической науке трёх.

Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть картинку Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Картинка про Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь

В основу своей классификации Ключевский положил географический, экономический и социальный принципы. В первом периоде, именовавший Днепровской Русью (VIII – XIII века), жизнь сконцентрировалась в нескольких крупных городах, и торговля была основным видом экономической деятельности. В Верхневолжской Руси (XIII – XV века) жизнь отличалась тем, что власть перешла уже к одному князю, а экономика основывалась на земледелии. Далее, по Ключевскому, наступало время Великой Руси (XV – XVII века), когда государством управляли царь и боярская дума. Последним этапом периодизации была история императорской России: правящим сословием в ней стали дворяне, а экономика развивалась за счет земледелия, работы заводов и фабрик.

Василий Осипович хорошо видел недостатки изучения истории России. Многих своих коллег он критиковал за то, что русская историческая наука не соответствует европейской.

«Историческая литература наша уединена от взора общеисторической науки. Историческая работа, какую ведет французская литература, стоит под контролем литературы английской, немецкой, вообще западноевропейской, а на нашу литературу никто не смотрит, результатов её работы никто не проверяет… Причиной этого недостатка служит слабость ответственности, чувствуемой исследователями нашей истории. Они не задаются достаточно серьёзными вопросами, не чувствуя себя достаточно обязанными глубоко разрабатывать её, вообще наклонны успокаиваться на первых результатах, схватывая наиболее доступное, лежащее наверху явлений».

Развивая свою мысль, Ключевский пришёл к выводу, что разделение истории на Отечественную и Зарубежную, а соответственно и раздельное их изучение, является фундаментальной ошибкой. Так же Ключевский понял, что наша отечественная история ещё лежит на полках, или, другими словами, не написана в полной мере.

Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть картинку Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Картинка про Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешьНужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть картинку Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Картинка про Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь

Для своей эпохи Ключевский обладал наиболее продвинутыми теоретико-методологическими взглядами и очень часто обращался к теориям и концепциям западных историков, досконально разбираясь в них и справедливо критикуя. Он внёс значительный вклад в разработку методологии и историографии (истории исторической науки) русской истории.

Источник

Эссе » Что значит быть хорошим педагогом»

Нужно любить то, что преподаёшь,

И любить тех, кому преподаёшь, и

Нести в себе, в своей учительской сути то,

Что хочешь воспитать в своих учениках».

Иногда я задумываюсь: почему я стала учителем начальных классов?

Возможно, это веление свыше, моя судьба?

Моя мама Зобнина Тамара Александровна, 40 лет проработала учителем математики, и труд учителя для меня не был тайною за семью замками.

А может быть просто стечение обстоятельств. Наверное, и то, и другое. Но, несомненно, одно: я благодарна судьбе и тем обстоятельствам, которые привели меня в школу. Тысячелетиями человек бьется, пытаясь найти ответ на вопрос, для чего он пришел в этот мир. Понятно одно: в долгий жизненный путь все мы отправляемся на прекрасном корабле под названием «Школа», чтобы научится любить и быть любимыми, отдавая себя другим, постичь свое высокое назначение.

Нам, учителям, оказана великая честь: мы вечные капитаны этого корабля. А пассажиры, доверившие нам свою жизнь, такие маленькие, хрупкие и беззащитные, нуждающиеся в нашем внимании и заботе в начале своего жизненного путешествия. Дети младшего школьного возраста доверчивы, открыты, легко включают воображение и фантазию в своей школьной жизни. Я думаю, что учитель это должен использовать на уроках. Придумал историю про новую изученную букву, пригласил всех в гости к букве на день рождения. Смотришь, а твои ученики уже и угощения на изученную букву придумали и сказочных героев позвали.

Даже и слова как-то сами прочитались, а уж как все подаркам радовались, которые учитель из волшебного сундучка достал. Детям не интересны «сухие» уроки, они легче учатся в процессе игры, когда получаемые знания окрашены их эмоциями, переживаниями, волнениями. Мастерство учителя – не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и … неудачами.

Я постоянно стремлюсь совершенствовать собственные знания, так как учитель – образец для подражания у своих учеников. Стремлюсь вдохновлять тех представителей моей профессии, которые действительно стараются делать свою работу хорошо, и поддержать тех, кому необходимо больше работать над собой. Открыто обмениваюсь идеями и методами с другими учителями. Искренне радуюсь, когда в отношениях между коллегами появляется чувство товарищества, больше честности, искренней дружбы и юмора. Стараюсь активно участвовать во встречах и круглых столах на моем профессиональном уровне, в составе творческой группы учителей начальных классов каждый год принимаю участие в школьном конкурсе методических идей. У меня есть педагогическая копилка дидактических пособий, открытых уроков и внеклассных мероприятий, новинки педагогической мысли, современные психологические тесты, работы педагогов новаторов. Многие методические пособия изготовлены моими руками: очень люблю мастерить и рисовать. С приходом в нашу жизнь компьютеров стало возможным изготавливать различные карточки, схемы, таблицы, тесты, печатать много индивидуальных заданий, делающих уроки насыщенными, личностно-ориентированными и современными. Не надо бояться неудач, меня они наоборот стимулируют. Ведь не зря же говорят, что на ошибках учатся.

Еще тогда, 20 лет назад, когда я делала свои первые шаги в школе, я решила, что в моей работе первичным должно быть добро. А это значит, я должна быть с детьми доброй, требовательной, но не придирчивой, быть для них и другом и школьной мамой. Есть минуты обид, ошибок, неудач, некрасивых поступков. И я стараюсь разбираться в них и учу этому детей. Пытаюсь убеждать, что плох не сам ученик, а его поступок, важно показать именно ошибку, не затрагивая личность ребенка.

Как писал Я.А. Коменский, «учить всех всему».

Сейчас огромное количество методов и приемов, которые помогают учителю реализовать образовательные и воспитательные цели и задачи.

Каждый свой шаг направляю на то, чтобы обеспечить своим ученикам успех в учёбе, ощущение радости на пути от незнания к знанию.

Китайская пословица гласит:

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь».

Учитель должен искать пути к душе каждого ученика, радоваться успехам пусть и незначительным, а для этого сам учитель должен жить своей работой, постоянно педагогически расти. Школа – это мир вокруг нас.

Познание мира начинается с удивления. Это основной тезис моей педагогической философии / познание через удивление/.

Мне кажется, что будущее за той школой, в которой учитель и ученик совместно ставят проблему и в поиске вместе достигают результата.

И неважно, где эта школа – в новом здании, начинённом техническими новинками, или в глухом селе – главное, чтобы учитель помнил, что перед ним маленький человек! А школа это не подготовка к жизни, а сама жизнь.

В юности я вычитала в одной книге фразу, поразившую меня:

«Господи, дай мне крылья, чтобы взлететь над миром!»

Она потрясла меня тогда, и живёт во мне и теперь. Так вот:

Учитель не имеет права быть бескрылым; его крылья – это творчество,

источник вдохновения – дети, их загоревшиеся глаза. В учителе должна жить радость открытия, даже если эти открытия мы делаем

с периодичностью раз в четыре года (от одного выпуска до другого).

Настоящий учитель сопереживает вместе с учеником его, ученическую,

В нашем учительском труде заложены черты жертвенности. Но не

одержимой, а то, что основано на высоких принципах служения людям,

детям, делу. Если учитель, особенно в младших классах, любит своё дело, то

дети воспринимают конкретный учебный предмет через любовь к учителю.

Часто это происходит на бессознательном уровне, и только позже, при переходе в старшие классы, они начинают различать, где любовь к

учителю, а где – интерес к предмету. Вот этот «бессознательный период»

я использую, чтобы вовремя перевести ученическую любовь к себе как к

личности в русло интереса к учебному предмету. Настоящих учителей в школе видно сразу. И не потому, что над головой сияет нимб, а по особому блеску глаз, по ощутимому всеми чувству его собственного достоинства,

видимого только у человека дела, по той атмосфере доброжелательства, которая порождается ими.

Изначально, в Древней Греции педагогом называли человека, ведущего ребёнка в школу. Вскоре это название закрепилось за домашними учителями и воспитателями детей. То, что педагогами были вначале рабы, меня не смущает – и по сей день, педагог должен в некотором смысле быть рабом детей, подчиняя свою жизнь интересам учеников.

Вот уже 20 лет я работаю учителем начальных классов. Из них пять раз я входила в первый класс, который для каждого человека является великим

началом его будущей активной жизни.

Прав был Гераклит, когда утверждал, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Так и учитель начальных классов. Всякий раз меня ожидали новые поколения учеников. Со своими представлениями о школе, учителе, родителях, об окружающем их мире. Мы для детей – боги, мудрые, не подвластные никакой критике. Идёт спор, что важнее: семья или школа?

Я считаю, что должна победить гуманистическая концепция образования

двадцать первого века: «Ребёнок – центр педагогического мироздания!»

Это основополагающая философская мысль прогрессивных педагогов всех времён и народов (от Я. Коменского, К.Ушинского до Ш.Амонашвили,

В.Шаталова, П.Эрдниева) должна пронизывать всех, кто сопричастен детям, начиная от родителей и заканчивая министрами образования всех уровней.

подвижничества, сопереживания. Я не согласна, что в школе начинает

царствовать технология обучения и воспитания, технология не ради технологии, а как способ сотворчества ребёнка и педагога, способ их совместного труда.

Конечно, на языке официальной педагогики есть определение всему тому, о чём я говорю:

принцип стимулирующего обучения,

личностно – ориентированное образование,

Но всё это теоретические изыскания, которые, на мой взгляд, необходимо

углублять и развивать, так как теоретическое видение может породить множество методических способов их практического воплощения.

Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть картинку Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Картинка про Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь

Математика – наука строгая. Но, играя на уроке, познаёшь ты многое!

Говоря о творческом начале, давайте представим школу, где все учителя

( обязательно все), кроме своих уроков и классного руководства, имеют своё дело, которое является педагогическим хобби. Своё дело учитель делает не ради заработной платы, а ради удовольствия. Это дело не контролирует администрация, не требует поурочного плана и стандартного самоанализа.

Своим делом для учителя может быть клуб, кружок, объединение. Или общество, походы, экскурсии, песни, театр. Занятие спортом, чтение книг и

даже посиделки. И если учителю в своё дело без принуждения удастся привлечь некоторое количество детских сердец, то можно быть уверенным

в педагогическом успехе. Говоря другими словами, чтобы требовать что-то

яркое от учеников, учитель сам должен быть творческой личностью.

И только приводя свои мысли в систему, формулируя свои ощущения и чувства по поводу творчества учителя, пришёл ответ.

Главное назначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми,

заключается в том, чтобы помочь ребёнку пройти трудный путь становления личности. Не сформировать его личность, а создать условия для её реализации, не указать нужный путь к знаниям, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу. Не надо тянуть за руки, а то и за уши на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть эту вершину, подтолкнув снизу, может даже, подставив плечо. Всё это может сделать только человек,

идущий рядом, держащий ребёнка за руку, делящий все радости и невзгоды

долгого пути, человек, вытирающий слёзы и поздравляющий даже с самым маленьким успехом.

«Школа» по-латински означает «лестница», по ступеням которой восходит ученик. Учитель указывает направление, а ученик проходит

свой путь самостоятельно. Потребность детей проявить себя в творчестве очень велика, её удовлетворение даёт им интенсивное ощущение радости жизни. Надо оберегать в каждом ребёнке мечтателя, поэтому я так люблю

уроки изобразительного искусства и художественного труда. Вот где может разыграться и фантазия, и воображение, и практическая смекалка.

Спросите меня еще раз: «Что такое счастье учителя?» А я отвечу:

«Счастье – это когда понимают тебя ученики с полуслова, с полувзгляда,

с полунамёка….» Поэтому в одном из моих стихотворений, иногда пишу,

под настроение, есть такие строки:

Если в школу бежали

Значит, большей награды

Значит, стала «для них я частицей души».

Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Смотреть картинку Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Картинка про Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь. Фото Нужно любить то что преподаешь и тех кому преподаешь

Если посчитать, сколько детей за 20 лет работы в школе я научила читать, писать, считать, думать, любить этот мир, то получается неплохая арифметика. Я для 130 детей стала первой учительницей, отдавая им свои знания, умения, частичку души каждому ребёнку. Думаю, нет смысла навязывать ребенку, какие бы то ни было знания, даже с самыми лучшими намерениями, надо просто сформировать внутреннюю потребность в знаниях или умениях и создать внешние возможности для того, чтобы эти знания или умения найти и освоить для решения собственных задач и проблем личности. В своей работе руководствуюсь правилом: незачем механически загружать память ученика набором сведений – лучше показать, где и как эти сведения можно взять, найти и получить. Еще одно принципиальное отличие современного образования, которое я взяла себе на вооружение – ориентация не на знание, а на приобретение учеником позитивного опыта самостоятельной работы. Я счастлива и оттого, что работаю с прекрасными, талантливыми детьми, у которых сама постоянно учусь, поскольку образовательный процесс всегда осуществляется во взаимодействии, следовательно, и я должна учиться чему-то у своих учеников. Не надо закрывать глаза на проблемы – ведь это критические точки роста. Очень важно, на мой взгляд, как раз увидеть проблему, задуматься над очевидным, привычным – и в силу этого незаметным, невидимым. Поэтому не только слушать, но и слышать; не только смотреть, но и видеть.

Говорят, что не мы выбираем дороги, а они нас. Мысль красивая, но не всегда верная. Во всяком случае, дорогу учителя люди выбирают сами, как это случилось и со мной. В отличие от других она не обещает ничего, кроме того, что ты станешь учителем. Одним из нескольких миллионов. Мало только получить учительский диплом и приобрести определённые навыки преподавательской работы. Надо владеть ещё величайшим из искусств – искусством любить детей. «Любовь, – говорил В.А.Сухомлинский, – это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня – нет и благодарной любви. Учитель прекрасно знает, что результаты его работы часто проявляются в отдалённом будущем. Туда, в будущее время, уходят сегодняшние поколения, а учитель уже встречает «молодняк» и ведет его по дороге к истине. В этой, на первый взгляд, простой учительской эстафете кроется глубокий смысл жизни людей: идти от осознания себя до лучшего применения своих способностей через нравственные искания и жизненные препятствия.

Недаром народная мудрость гласит: «Человеческое счастье состоит из трёх составляющих – это у кого родиться, у кого учиться и с кем жить». Все учителя учат детей и желают им добра, да результаты бывают разные. Добиться хороших результатов, значит, понять, в чём ваше преимущество в педагогическом мастерстве. Значит, и мне, школьному учителю, отведена жизненно важная миссия – сделать моих учеников счастливыми. Пытаюсь формировать у детей желание видеть в первую очередь положительные стороны его личности, не замыкаясь только на учебном процессе. Как говорил Сухомлинский: «В наших детях дремлют задатки талантливых мастеров творческого труда. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит в учителе ту «живую воду», без которой задатки засыхают». Лучше ошибаться, обучаясь, ошибаться в атмосфере добра и радости. Тогда и справиться с трудностями ученикам легче. Пытаюсь учить детей самих анализировать свои ошибки. Глубоко убеждена, что самоконтроль, взаимоконтроль на уроке, с одной стороны, учат ребят слушать и слышать друг друга (это главное человеческое умение), с другой стороны – оградит от повторения ошибок. Стараюсь довести процесс получения знаний до состояния постоянной потребности через самостоятельное обучение.

Чувство радости овладевает мною, когда я вижу, что мои ученики меняются прямо на глазах, они становятся другими, будто у них выросли крылья. Растёт их умственный потенциал, упорство, сообразительность, дружелюбие.

Существует психологический факт, что человек запоминает до 10% того, что слышит, до 50% того, что видит, и до 90% того, что делает. Поэтому в основе всего познания должна лежать активная преобразующая деятельность. Нет деятельности – нет мышления. И дело педагога – умело вовлечь ребят в интеллектуальную деятельность, помочь их взрослению – ставить их познавательному марафону преграды и помогать всем вместе и каждому в отдельности преодолевать их. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым важным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в своё большое предназначение. Каждый из нас, из педагогов, несомненно, талантлив. Только добрый и благородный педагог может повести ученика в мир прекрасного.

И только увлечённый педагог может заинтересовать детей своим делом. Каждый учитель, так мне кажется, должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же все-таки вам больше всего нравится и что лучше всего получается, надо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *