Нурджулар что это такое

Турецкая секта «охмуряет» россиян

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

Международное религиозное общество «Нурджулар» было создано в Турции в начале XX века, вскоре после Первой мировой войны. Основатель общества — мулла, курд по национальности Саид Нурси. При жизни он имел достаточное количество последователей, одобрявших его призыв к радикальному исламу, установлению норм шариата и созданию ради этой цели законспирированных ученических религиозных ячеек. Но турецким властям такой фанатизм Нурси не пришелся по нраву, Саид быстро оказался вне закона, почти четверть века провел в тюрьмах и ссылках, и в конце концов умер в марте 1960 года.

Тем не менее, после его смерти турецкий парламент реабилитировал литературное наследие создателя секты. После этого его сочинения стали издаваться в официальных турецких издательствах, появились переводы на другие языки, а движение сторонников Нурси было легализовано. Правда, это не мешает турецким властям время от времени прятать за решетку отдельных особо рьяных последователей основателя.

Надо признать, что нурсисты нередко дают для этого повод. Не мудрствуя лукаво и не сильно отходя от традиций подобных сект, они повсюду призывают свергать светские правительства и заменять их шариатским правлением. В планы нурсистов входит подготовка людей, которые в будущем должны занять ключевые посты в экономике, науке и управленческих структурах разных стран. «Нурджулар» широко распространяет свои сети на всем постсоветском пространстве, культивируя под прикрытием благотворительных фондов, культурных центров и учебных заведений идеи «обновленного» панисламизма.

Сегодня наиболее мощным в организационном и финансовом плане ответвлением «Нурджулар» является организация «Фетуллахчилар». Ее лидер — Фетхуллах Гюлен, бывший имам мечети города Измир. В 1971 году Гюлен, будучи проповедником, был осужден на три года тюрьмы турецкими властями за деятельность возглавляемого им ордена нурджистов. Целью этого объединения было создание в Турции государства, основывающегося на религии, что вовсе не пришлось по нраву официальной Анкаре.

Немало вопросов вызывает то, кто такой Гюлен. По всей видимости, это не просто сумасшедший сектант, свихнутый на идеях всемирного исламского владычества. По данным ряда бывших высокопоставленных сотрудников турецких спецслужб, руководитель секты — давний и активный агент ЦРУ. Экс-руководитель бюро турецкой разведки в Стамбуле Нури Гундус уверяет: Гюлен не только учит своих адептов радикальному исламу, он еще и собирает информацию для американцев, в частности, в отношении различных исламистских течений в Афганистане, Пакистане и Иране.

Кроме того, Гюлен занят внедрением своей агентуры влияния в республиках Центральной Азии. По данным Гундуса, под «крышей» офисов и колледжей секты в Киргизстане и Узбекистане в разный период времени работало около 130 сотрудников американской разведки.

В таком случае становится ясно, зачем общество «Нурджулар» появилось в России. Цель нурсистов едина и довольно незамысловата — создание лоббистских структур и приход к власти, не только в тюркоязычных и мусульманских странах, но и на территории РФ. Особый упор члены секты делают на образовательные учреждения: именно через них вовлекаются новые члены, которым обещается сладкая жизнь.

В России секта обосновалась в середине девяностых годов. За неполные 15 лет ей удалось открыть на территории нашей страны более 30 спецшкол, одно университетское отделение, три языковых курса при различных институтах. В дальнейшем они были закрыты или перепрофилированы Минобрнауки РФ по причине их несоответствия системе образования России.

В гюленовских школах и университетах учащиеся, как правило, находятся на полном пансионе, пять раз в неделю слушают лекции по вопросам истории и божественного предназначения пантюркизма. Наиболее прилежные студенты получают направление на учебу в Турцию для более фундаментального освоения пантюркистской теории и практики. Самым одаренным из них предлагается улучшение жилищных условий, помощь в поступлении в престижные учебные заведения Турции, Англии, Франции, Германии и США, а как закончат учиться — хорошая работа в крупных турецких фирмах, компаниях и представительствах по месту проживания каждого кандидата.

По некоторым данным, после того как в России начали закрывать подконтрольные секте учебные заведения, действующий премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган лично связывался с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и просил его не закрывать их. Если это правда, то звучит это довольно странно, учитывая, что секта находится на весьма сомнительном положении в самой Турции. Поведение турецкого руководства в данном случае — спихивание проблемы с больной головы на здоровую. А точнее, попытка заразить здоровую голову собственной болезнью.

Читайте также: Почему народ попадает в секты?

Но пока что этого явно недостаточно. Несмотря на все принятые меры, ядовитые семена, посеянные активистами «Нурджулар», продолжают давать всходы в разных уголках России. Совсем недавно уже в Кургане изъяли их пропагандистскую литературу.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

«Нурджулар». Почему в Татарстане сажают тех, кто знакомится с учением Саида Нурси

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

В Казани на прошлой неделе начался процесс над двумя молодыми людьми, которых обвиняют в том, что они состоят в организации «Нурджулар». Почти каждый месяц в России сажают или штрафуют членов этого религиозного сообщества, запрещенного в стране еще десять лет назад. Кто такие сторонники «Нурджулар», представляют ли они опасность и почему некоторые ученые вовсе считают, что такая организация не существует — в материале «Idel.Реалии».

КТО ТАКИЕ «НУРДЖУЛАР»?

«Нурджулар» — турецкое религиозное сообщество, которое распространяет идеи ислама суннитского направления. Оно образовалось после Первой мировой войны на основе толкования учений турецкого теолога курдского происхождения Саида Нурси (1876-1960 г.г.)​. В основном сообщество представлено в Турции, но есть последователи и в других странах.

Отметим, что современники и исследователи позиционировали учение Нурси как толерантное. Он проповедовал идеи братства, милосердия, призывал к сдержанности в соблюдении шариата и выступал против установления в Турции воинствующего атеистического строя.

ГОНИМЫ В ТУРЦИИ?

После прихода к власти Кемаля Ататюрка в Турции запретили любую религиозную деятельность. Запрещено было и учение Саида Нурси, а самого теолога отправили в тюрьму. За несколько десятков лет он несколько раз оказывался под арестом, на него были совершены покушения, но суд его зачастую оправдывал.

До 50-х годов прошлого века труды Нурси изучали подпольно, как и любую другую религиозную литературу в Турции. Однако уже через несколько лет парламент страны легализовал движение последователей теолога. В 1960 году Нурси умер, а его преемником стали считать другого известного проповедника Фетхуллаха Гюлена и его движение «Хизмет».

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

24 февраля 1993 года Великое национальное Собрание Турции приняло указ: «Вернуть честь и достоинство Бадиуззаману Саиду Нурси, который испытал много издевательств и несправедливости, а также книгам «Рисале-и Нур», и принести от нашего имени и от имени турецкой нации извинения за причиненный вред».

6 ноября 2014 года книги Саида Нурси официально были взяты под защиту Турецкого государства.

ГЮЛЕН ИЛИ НУРСИ — КТО ГЛАВНЫЙ?

Формально Нурси, но после его смерти его идеи якобы продолжил Гюлен. Ближайшее же окружение Нурси и его ученики неоднократно заявляли, что учение Гюлена не имеет ничего общего с Нурси и не является его продолжением.

ГЮЛЕН… ЧТО-ТО ЗНАКОМОЕ.

Да, вероятно, вы могли слышать о нем во время попытки госпереворота в Турции.

7 декабря 2013 года в Турции была проведена антикоррупционная операция — «Большая взятка», организованная Управлением по борьбе с финансовыми преступлениями. В ходе операции были проведены обыски по 28 стамбульским адресам. Были задержаны 52 человека, среди которых сыновья главы МВД Турции, министра экономики и министра по делам окружающей среды и градостроительства. Обвинения в коррупции и взяточничестве были выдвинуты против ближайшего окружения Эрдогана.

Сразу после этих событий Эрдоган и Гюлен, до этого поддерживающие друг друга, рассорились. Через некоторое время окружение Эрдогана заявило, что «гюленовцы» зашли слишком далеко: создали параллельное государство внутри страны, внедрили своих людей во все министерства и органы безопасности, захватили СМИ. Отметим, что Гюлен уже с 1999 года проживает в США.

Эрдоган в итоге обвинил Гюлена в попытке государственного переворота в 2013 году. 19 декабря 2014 года стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена и попросил Интерпол объявить его в международный розыск, но властям Турции было отказано.

В ТУРЦИИ ПОНЯТНО. А В РОССИИ ОНИ ЗАПРЕЩЕНЫ?

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

В марте 2005 года в Татарстане возбудили уголовное дело в отношении организации по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), однако уже в 2006 году расследование приостановили, как как не смогли найти виновных.

В августе 2005-го УФСБ по республике Татарстан заявило о ликвидации ячейки «Нурджулар». В квартирах сторонников нашли литературу радикального толка; о каких именно книгах идет речь, «Idel.Реалии» выяснить не удалось. Главным идеологом секты в Татарстане был назван гражданин Турции Аджар Тахсин, которого выдворили из России как незаконного мигранта.

В 2006 году прокуратура Татарстана обратилась в Коптевский районный суд Москвы и добилась признания книг Саида Нурси экстремистской литературой. Вместе с тем Ленинский районный суд Оренбурга признал книги Гюлена «Сомнения, порожденные веком» (I том), «Критерии или огни в пути», «Пророк Мухаммад — венец рода человеческого» (I и II том) и «Жизнь и исламская вера» экстремистскими и включил их в Федеральный список экстремистских материалов.

Прокурор привел мнения экспертов — четырех психологов и психиатра. Эксперты обнаружили, что в вышеупомянутых текстах предпринята попытка оказать подсознательное влияние на читателя для формирования иррациональных ценностей и взглядов. 4 августа 2006 года Совет муфтиев России представил альтернативное заключение группы экспертов, состоящей из доктора теологических наук и доктора наук в области религиозной философии. Эксперты обнаружили, что в данных книгах Саид Нурси объясняет основы исламской доктрины и представляет толкование к Корану. «Книги не содержат каких-либо экстремистских высказываний и не призывают к насилию или религиозной вражде», — говорилось в экспертизе.

Мобильное приложение Idel.Реалии

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

Несмотря на то, что ряд теологов, муфтиев и экспертов заявляли, что книги не представляют никакой угрозы, 21 мая 2007 года Коптевский районный суд признал книги под авторством Саида Нурси экстремистским материалом.

В 2008 году Верховный суд РФ, удовлетворив ходатайство Генеральной прокуратуры, признал экстремистской деятельность религиозной организации «Нурджулар» и запретил ее на территории России. Суд отклонил мнения специалистов, представленные заявителями, установив, что только эксперты в области психологии, социальной психологии и лингвистики являются компетентными в установлении смысла оспариваемых текстов.

А ЧТО ОНИ ДЕЛАЛИ В РОССИИ?

В России «Нурджулар» обосновались в середине девяностых годов. За эти годы сообществу удалось открыть на территории России более 30 спецшкол и несколько отделений и курсов при университетах. В дальнейшем они были закрыты или перепрофилированы Минобрнауки РФ по причине их несоответствия системе образования России.

Большое количество таких заведений были созданы как раз в Татарстане российско-турецкими фондами и коммерческими организациями. В 2007 году все татаро-турецкие лицеи стали проверять Минобразования и прокуратура РТ. Они выявили целый ряд нарушений, обвинили лицеи в идеологической обработке детей и заявили, что был нарушен порядок найма на работу иностранных граждан — граждан Турции. В итоге за каждого преподавателя лицей заплатил 250 тысяч рублей штрафа, а 44 учителя из Турции покинули Россию.

Первые подобные лицеи в Татарстане были открыты в 1992 году. Всего их в республике было семь; три из них в Казани. Лицеисты изучали сразу четыре языка — русский, татарский, английский и турецкий. Уровень образования в них был одним из лучших в РТ, что сразу сделало лицеи самыми престижными учебными заведениями в регионе.

В РОССИИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, САЖАЮТ МНОГИХ ИХ СТОРОННИКОВ?

Точно неизвестно, но если основываться на данных СМИ, то да. Такие дела есть в Новосибирске, Башкортостане, Туле, Дагестане и других регионах России.

ИХ СУДЯТ, НО КТО-ТО СЧИТАЕТ, ЧТО ОНИ НЕ ОПАСНЫ?

Более того, кто-то считает, что это даже не организация. По данным правозащитного центра «Сова», в России общество «Нурджулар» как организация не действует. «В стране имеются лишь отдельные последователи объединения, подвергающиеся преследованию лишь за изучение трудов Нурси», — считают там.

«Нур» — это крайне широкое понятие, которое обычно включает в себя всех, кто читает, от руки переписывает, распространяет, ссылается или высказывает другое позитивное отношение к книгам из «Рисале-и Нур». В Турции это примерно половина населения. Как таковой организации «Нурджулар» не существует, Саид Нурси не создавал орден, секту или что-то подобное», — сказано на сайте.

Экс-уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин направлял обращение в Коптевский районный суд Москвы (который и признал позже книги экстремистскими), в котором отнес книги Саида Нурси к «религиозно-назидательной литературе», и приложил мнение своего аппарата, согласно которому «в книгах и брошюрах нет какого-либо противопоставления граждан по признаку их мировоззренческого выбора (религиозного или нерелигиозного) и уж тем более — призывов к религиозной вражде и нетерпимости».

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

Хизб ут-Тахрир: как Россия борется с религиозными утопистами

По мнению ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина, нигде в трудах Саида Нурси нет ни единого упоминания ни про пантюркизм, ни про панисламизм. «Ставить его в один ряд с различными экстремистами было бы не просто проявлением невежества, но и непониманием того, что религиозные деятели такого плана сегодня наоборот востребованы. Поскольку они призывали к решению проблем мирным путем и нравственному совершенствованию», — сообщил он в интервью информационно-аналитическому порталу «Голос Ислама».

Международные организации — в том числе Комиссия США по свободе вероисповедания и ЕСПЧ — просили Россию пересмотреть решения о признании «Нурджулар» и книг Нурси экстремистскими.

28 августа 2018 года Европейский суд по правам человека вынес решение, касающееся признания экстремистскими в России сочинений Саида Нурси. Жалоба была подана неким Ибрагимом Ибрагимовым и еще двумя заявителями. Суд отметил, что при запрете книг не были предоставлены никакие свидетельства тому, что их распространение привело к какой-либо религиозной напряженности или другим негативным последствиям, а тем более к насилию.

ЕСПЧ решил, что в российском судопроизводстве были нарушены правила проведения экспертизы, согласно которым эксперты не должны отвечать на юридические вопросы. Европейский суд пришёл к выводу: рассматривая дела о признании книг Нурси экстремистскими и их запрете, российские суды не привели достаточных и относимых к делу оснований. ЕСПЧ присудил 7500 евро в качестве компенсации морального вреда Ибрагимову.

9 октября продолжится процесс над двумя жителями Казани Вахитовым и Музафаровым. Завтра опросят свидетелей по делу.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

карина джамал

Журналист «Idel.Реалии». Пишет о событиях в Татарстане и Удмуртии. Занимается расследованиями, посвященными коррупционным преступлениям.

Источник

Габдрахман Наумов и «Нурджулар». Почему приговор удивил исламоведов

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

Время от времени в республиканских и федеральных СМИ появляются публикации об очередном аресте в Татарстане участников движения «Таблиг» (религиозная организация «Таблиги Джамаат» была признана в России экстремистской и запрещена в 2009 году) или «Нурджулар» (признана в России экстремистской и запрещена в 2008 году). Это вызывает очередную волну обвинений в «неправомерном антиэкстремизме» в адрес судебной системы и силовиков от лица международных и российских правозащитных и религиозных организаций, журналистов и экспертов. Казанский исламовед, кандидат филологических наук Резеда Сафиуллина-Ибрагимова поделилась результатами полевых исследований, проведенных в 2016-2021 годах, данными печатных и электронных СМИ и научными исследованиями, имеющими отношение к обсуждаемым вопросам.

2 ноября решением Приволжского районного суда Казани экс-преподаватель Российского исламского института, бывший имам Габдрахман Наумов был приговорен к шести с половиной годам колонии.

Мы с ним преподавали в одном вузе на разных кафедрах, и, пересекаясь в коридорах института, на мой вопрос «Как дела?» всегда следовал его неизменный «Альхамдулилля!» (Хвала Аллаху!). Спокойный, немногословный, с задумчивым взглядом, всегда в аккуратном темном костюме. Выпускник Казанского медресе «Мухаммадия», факультета исламского права университета аль-Ахзар в Каире (Египет), а затем и Российского исламского института в Казани, член Совета улемов ДУМ РФ, работал имам-хатыбом мечети «Булгар» в Казани, руководил группами паломников в Мекку и Медину по программе ДУМ Татарстана.

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

Шесть с половиной лет. За что отправили в колонию бывшего имама Габдрахмана Наумова

Мне приходилось обращаться к нему за консультациями по тем или иным вопросам исламского права. Вдруг в одно время я перестала встречать его в коридорах Российского исламского университета, а вскоре узнала, что он был уволен. С июля 2019 года он был назначен имамом казанского прихода «Аль-Иман». Через некоторое время стало известно, что в марте 2020 года ему предъявили обвинение по статье 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации») в отношении Наумова возбудили уголовное дело за создание ячейки запрещенного в РФ объединения «Нурджулар» с проведением «тайных агитационных собраний» и «агитационных занятий».

СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СУФИЗМА НЕ ИЗУЧЕНЫ

«Нурджулар» или «нурсисты» так называют последователей турецкого богослова курдского происхождения Саида Нурси (1876-1960), автора комментариев Корана, «Рисале и Нур». После смерти Нурси его ближайшими учениками в городах Турции были организованы курсы по изучению собрания его сочинений, которые переписывались от руки.

В научной литературе уделено значительное внимание теоретическим аспектам изучения западных суфийских и «неосуфийских» общин и рассмотрению различных форм их бытования. Тем не менее до настоящего времени как среди западных, так и отечественных исследователей не было выработано единой, общепринятой трактовки этого понятия, и правомерность его использования до сегодняшнего дня вызывает у многих сомнения. Развитие и диапазон суфийских взглядов на Западе был подвергнут исследователями различным классификациям. Зачастую вне этих классификаций остались турецкие джамааты, развивающие образовательные проекты по всему миру, к которым Г.Джонкер (1) применяет термин «светские суфийские общины» («sufic lay communities»).

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

«Нурджулар». Почему в Татарстане сажают тех, кто знакомится с учением Саида Нурси

Также их относят к «посттарикатским» общественно-политическим движениям. Наряду с тем, что предлагаемые западными исследователями концептуальные объяснения и схемы могут служить важным инструментом исследования этих религиозных движений, все же большую роль играет специфика региона. Использующие новые формы работы в социальной, информационной и политической сферах «пацифистско-неосуфийские» (2), «просуфийские» (3) или «посттарикатские» (17) движения такие, как «Таблиг», «Нурджулар», «Хизмет» в основном привлекают внимание исследователей, пишущих в русле сектоборствующей парадигмы. Например, Р. Сулейманов, В.Иванов, В.Цибенко, Я.Амелина и др. Работ же, посвященных современным трансформациям суфизма, которые могли быть в Татарстане, практически нет.

Исследователь из Кыргызстана К.К. Маликов относит последователей Саида Нурси к пацифистско-неосуфийским течениям (2). Также их можно отнести к транснациональным неосуфийским братствам и исламским движениям, в которых заимствованные из традиционных суфийских тарикатов особенности структуры, системы практик и идейной сферы сочетаются со способами ведения деятельности, характерными для западных НРД (3) (новые религиозные движения «Idel.Реалии»).

Не ограничивающееся традиционными культовыми практиками и использующее новые формы работы в социальной, информационной и политической сферах это движение не раз становилось объектом исследовательского внимания. Как отмечает религиовед Вероника Цибенко (Иванова), в книгах Саида Нурси «последовательно проводится ряд идей, ведущих к трансформации личности; отрешение от окружающего мира, вверение себя общине и служение её интересам, вплоть до растворения личности, полной потери индивидуальности и критического мышления, готовность принять тюремное заключение или мученическую смерть» (4). Смею предположить, что формированию перечня религиозных течений, которые впоследствии признаются экстремистскими, как это и произошло с нурсистами, способствуют и подобные экспертные оценки.

УДИВЛЕНИЕ, ВОЗМУЩЕНИЕ И НАДЕЖДА

Полтора года назад новость об аресте Габдрахмана Наумова вызвала удивление. Никто не верил в то, что этот спокойный, интеллигентный преподаватель вуза может быть организатором экстремистского сообщества. В защиту Наумова выступил Совет улемов при Духовном управлении мусульман РФ. Суду представили характеристику на Наумова из Российского исламского института.

— Когда он работал у нас, никаких претензий к нему не было. Подготовка у него была хорошая. Спокойный, тихий. Ничего такого за ним никогда не наблюдалось, — сказал в беседе с корреспондентом газеты «Коммерсант-Казань» ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. Он выразил надежду, что дело разрешится правовым путем: «ДУМ РФ необходимо добиться исключения книг Саида Нурси из списка запрещенных, если в совете улемов считают допустимым их изучение»(5).

Многие известные исламские религиозные деятели России выступили в защиту Наумова, в том числе и имам-хатыб московской мечети на Поклонной горе, член Совета улемов ДУМ РФ Шамиль Аляутдинов. Он заявил, что больше не знает религиозных деятелей и проповедников, обладающих таким богословским образованием, умеющих говорить без акцента как на татарском, так и на русском языках. По словам Аляутдинова, «арест одного из лучших кадров на постсоветском пространстве — это позор для Татарстана» и напоминает репрессии, которые были развернуты против религиозных деятелей в нашей стране в 20-30-е годы ХХ столетия (6).

Тем не менее 2 ноября 2021 года Габдрахмана Наумова приговорили к шести с половиной годам колонии. Он был не первым в этом списке.

ИГНОРИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ ЭКСПЕРТОВ

Впервые в Татарстане уголовное дело против «Нурджулар» возбудили в марте 2005 года по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). В декабре 2005 года жители Татарстана обратились с открытым письмом к председателю Госсовета РТ Фариду Мухаметшину, в котором выразили протест против необоснованного преследования мусульман, изучающих книги Саида Нурси. Письмо получило широкое распространение в СМИ и мусульманской среде (7).

Нурджулар что это такое. Смотреть фото Нурджулар что это такое. Смотреть картинку Нурджулар что это такое. Картинка про Нурджулар что это такое. Фото Нурджулар что это такое

Адвокат просит Верховный суд Татарстана отменить приговор бывшему имаму Габдрахману Наумову и оправдать его

Если до 2021 года под запретом были лишь переводы трудов Саида Нурси, то после обращения прокуратуры Татарстана в Набережночелнинский городской суд с административным исковым заявлением, который в общей сложности касался 163 изданий (9), начались преследования тех, что читает книги Саида Нурси на языке оригинала.

Так, к примеру, 25 января 2021 года состоялся суд над пожилыми женщинами, читавшими книги Нурси в оригинале и на турецком (османском) языке, который похож на старотатарский язык. На сайте golosislama.com сообщалось: «Татарские бабушки из Яр Чаллы (Яр Чаллы — татарское и турецкое название города Набережные Челны — «Idel.Реалии») стали известны в Турции после проведенных в марте прошлого года обысков. В связи с завтрашним судом в России сегодня в Турции десятки тысяч мусульман рассылают в соцсетях призывы молиться о благополучном исходе решения суда для мусульман России, читаются молитвы, зикры и Коран, совершаются дополнительные намазы» (10).

Вопрос о неправомерном преследовании участников этого мирного мусульманского сообщества и запрете книг Саида Нурси в России неоднократно поднимался правозащитными и религиозными организациями, журналистами и экспертами. В марте 2012 года эта проблема стала предметом обсуждения в Парламентской Ассамблее Совета Европы (11). В 2018 году Европейский суд по правам человека установил, что Россия нарушила Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, запретив 15 переводов Саида Нурси на русский язык (10).

По мнению ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина, в трудах Саида Нурси не содержится идей ни пантюркизма, ни панисламизма, в которых его обвиняют: «Ставить его в один ряд с различными экстремистами было бы не просто проявлением невежества, но и непониманием того, что религиозные деятели такого плана сегодня наоборот востребованы. Поскольку они призывали к решению проблем мирным путем и нравственному совершенствованию» (12).

Заслуживает внимания и то, что бывший первым заместителем муфтия Татарстана, известный богослов и историк Валиулла Якупов, будучи убежденным сторонником запрета определенной литературы, в свое время высказывал сомнения в отношении правомерности запрета книг Саида Нурси (13).

Тем не менее сектоведами настойчиво продвигается идея об экстремистском характере этого движения. Наиболее мощным в организационном и финансовом плане ответвлением считается сетевая структура, называемая «Джамаат Гюлена» или «Фетхуллачылар», по имени основателя Фетхуллаха Гюлена (род. в 1941 г.). Этот турецкий проповедник, проживающий в США, куратор образовательных программ и эффективный менеджер в 2009 году был признан Американским центром стратегических исследований Джорджтаунского университета одним из 20 самых влиятельных религиозных деятелей мира.

Отличительной чертой движения Гюлена «Хизмет» является сочетание образовательных программ с бизнес-проектами. На постсоветском пространстве движением Гюлена было открыто большое количество учебных заведений, что расценивается рядом экспертов как «долгосрочные инвестиции в перспективную молодежь, стремясь формировать взгляды будущей элиты» с планами «подготовки людей, которые в будущем должны занять ключевые посты в экономике, науке и госаппарате» (14).

Со стороны ряда политиков, исследователей и журналистов высказывались подозрения, что в программе этих учреждений насаждают протюркские и религиозные идеи, которые могут поставить под угрозу светские режимы (15). Выпускников так называемых турецких лицеев обвиняли в том, что они используют свои должности в правительстве и других ключевых учреждениях для усиления роли ислама в политической жизни (16).

ЧЕМ КАЗАНЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

По мнению западных исследователей, для таких «посттарикатских движений», как нурджулар» характерны адаптация традиционных социокультурных и религиозных моделей (17).

В частности М.Хермансен относит их к «гибридным» сообществам, контекстуализирующим суфийские традиции в западной социокультурной среде (18; 19). В условиях же Республики Татарстан эти транснациональные и трансрегиональные движения в большей степени опираются на нормативную исламскую традицию и практики и в меньшей степени подвержены различным интерпретациям.

Плюрализм исламского вероучения дает возможность проявить свои индивидуальные предпочтения многим неофитам и мусульманам «со стажем». В результате знакомства с представителями суфийского движения в Татарстане мы пришли к выводу, что — в отличие от столицы страны или Санкт-Петербурга и других регионов — нашей республике не характерно многообразие полулегально действующих экзотических ответвлений суфийских тарикатов (20).

Наличие же последователей транснациональных неосуфийских движений не приводит к возникновению громких конфликтов, вылившихся в публичную сферу. За исключением того, что время от времени в республиканских и федеральных СМИ появлялись публикации об очередном аресте в Татарстане участников движения «Таблиг» или «Нурджулар», вызывая очередную волну обвинений в «неправомерном антиэкстремизме» в адрес судебной системы и силовых структур от лица международных и российских правозащитных и религиозных организаций, журналистов и экспертов.

Литература и источники

Резеда Сафиуллина-Ибрагимова

Кандидат филологических наук, исламовед

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *