Нулевой приоритет что такое
WSJF или приоритезация, когда все вокруг — «сложно»
На днях вел сессию приоритезации задач в одном крупном украинском банке. История стара как мир: есть много эпиков, и все «очень важны для нас». Наверное, вы тоже не раз были в такой ситуации, когда сложно объяснить стейкхолдерам, почему нулевой приоритет у 10 задач — не работает.
В этой небольшой заметке расскажу вам, как эту проблему обычно решаю я. Представьте себе очень большую компанию, где неведомое количество стейкхолдеров на один ваш небольшой, но гордый, проект. Допустим, у вас есть 10 фич разной величины и сложности, которые для вашего Product Owner — «все одинаково важны». Давайте поможем ему (или ей) в этом немного разобраться.
Приоритезация. Теория
Мы с вами знаем, что очень плохо иметь 10 «самых приоритетных задач» (это вызывает переключение, пожаротушение, крик “нужно прямо сейчас” и тд). Наша с вами задача — помочь владельцу продукта ОБЪЕКТИВНО выбрать ту одну, над которой наша команда будет трудиться следующей. Для этого я использую WSJF из Scaled Agile Framework (оставим за рамками этой статьи холивар LeSS vs. SAFe).
Что такое WSJF — Weighted Shortest Job First: это многокомпонентная система оценки, на выходе с которой вы получаете приоритезированный список задач, где первая — самая простая в реализации, но при этом и самая ценная с точки зрения бизнеса. Формула проста:
Давайте более детально:
Бизнес (или клиентская) ценность — на сколько эта инициатива принесет пользу для бизнеса или клиента.
Временная критичность — нас сколько нам важно сделать эту задачу сейчас, немедленно, или мы можем подождать. Например, конкурент делает что то похожее и нам нужно быть первыми.
Фактор риска (или возможности) — на сколько эта инициатива уменьшает риск или открывает новые возможности. Например, выполнив эту задачу мы сможем выполнить следующие 10, или эта задача пришла от государственного регулятора.
Сложность работы — на сколько технически сложно реализовать эту инициативу.
И так, самое интересное! Первые три параметра, по отношению к каждому элементу, оценивает бизнес, а последний — ИТ. Но как оценивают?
Оценивание
Оценивание выполняют, используя ряд Фибоначчи, то есть в Story Points (далее просто поинты). Он очень удобен для этого, так как шаг значений увеличивается не линейно, а значит будет сложнее сложить все в одну оценку. Так же чувствуется разброс, например сразу видна разница в бизнес ценности между задачей в 3 поинта и 21.
Итак, нашу группу мы разбиваем на 2 лагеря: бизнес и ИТ. Садим за разные столы, даем в руки Planning Poker карты (или делаем их со стикеров, или используем телефон). Если необходимо, проводим небольшое обучение магии голосования. Скажу честно, можно обойтись и без карт, иногда это быстрее. Так что выбор за вами.
К этому моменту у вас должна быть подготовленная физическая доска. Да, именно физическая, не Jira, и не Version One. Физическая визуализация поможет всем говорить об одной картине на одном языке. Как только вы делаете это онлайн, все видят разное. На доске вертикально — ваши эпики/стори/инициативы, горизонтально — наименование факторов оценки.
Должно выйти что-то такое:
Дальше даем время и просим их оценить каждую задачу в каждой колонке в Story Points по отношению друг к другу. Здесь важно объяснить, что они берут колонку-за-колонкой. То есть, например, выбирают первую колонку Business Value расставляют оценки ко всем задачам в ней, только потом переходят к следующей. Это важно, потому что держит общение в рамках одного параметра.
По мере выполнения задачи просим их выносить оценки на доску.
В скором времени доска примет вот такой вид:
В моем случае я добавил еще один параметр оценивания для ИТ — Зависимости. Таким образом я хотел визуализировать, как некоторые, с виду простые, задачи, на самом деле очень сложны к выполнению из-за обилия вендоров.
Далее, дело за малым — суммируем и считаем баллы.
Победил тот, у кого выше балл 🙂
Что делать, если спорят?
С цифрами сложно спорить, особенно когда сам бизнес ставит оценку. Но если это так, вам стоит вывести разговор в конструктив. Предположим, бизнес хочет делать первой задачу 5ю по списку, в которой много интеграций и зависимостей. Спросите, согласны ли они с оценками на доске? Видят ли они те же риски, что и другие? Понимают ли они объем задач?
В случае сильного сопротивления нужно идти вглубь, то есть погружаюсь в задачу, которую бизнес выбрал, вместе с ними, чтобы расширить контекст. Для этого я использую Impact Mapping. Но об этом уже в следующей статье!
Нулевой приоритет что такое
ВХОЖДЕНИЕ В НУЛЕВОЙ ПРИОРИТЕТ
ГАРМОНИЯ РЕЛИГИИ, НАУКИ И РАЗУМА
Всё есть число, исшедшее из нечисла.
Пифагор
«В начале… было слово…»
Что знаем мы о Тьме.
Овладеть языком мета форм при утраченной преемственности знаний почти невозможно, но выход есть.
В своём выступлении он это и подтвердил:
«Каббала — это метафорически изложенная наука об управлении высшего информационного слоя нашим миром, каждое событие в котором является следствием какого-то сигнала, а задача человека состоит в изучении этого информационного слоя и вхождении в него, чтобы научиться управлять своей судьбой».
Ответы на вечные, сакральные вопросы удаётся получить с помощью «РАМАТРИИ»
— Речевого Анализа Матрицы Языка на основе 33-х буквенного Русского Алфавита.
А если вспомнить изречение Пифагора:
— «ВСЁ есть Число, исшедшее из нечисла…», то и вовсе становится не по себе.
Внешняя Сфера Матрёшки граничит с Лютым Нолём, куда ещё не внедрились тепловые Фолли..Кулы и не породили Пространство колебательных процессов.
Раз..Меры Матрёшки – её Величина… Всё Объемлюща и продолжает уВеличиваться…
ВЕЛИЧИНА и ЧИСЛО… синонимы
Умозрительные, логические формулы позволили приоткрыть тайну по имени ЧИ СЛО, но полной уверенности, что сие есть Истина – нет, поскольку наши формулы не подкреплены Числом. Эта неуверенность исчезает, если в речевом анализе использовать не только логические формулы, но и нумерологические.
В нумерологии образу-слову, соответствует его без образный эквивалент – Число.
Эквиваленты слов находят суммированием порядковых номеров букв.
Эквивалентные слова являются синонимами.
Синонимы раскрывают полноту Слова через достаточное множество образов других слов, приближая слово к мозаичному, матричному, интерференционному, голографическому, многомерному Логосу.
01а 02б 03в 04г 05д 06е 07ё 08ж 09з 10и 11й
12к 13л 14м 15н 16о 17П 18р 19с 20т 21у 22ф
23х 24ц 25ч 26ш 27щ 28ъ 29ы 30ь 31э 32ю 33я
СЛО – сложение кварков в сферический Сгусток с упорядоченной матричной структурой, изгоняющей излишки тепловых частиц в систему внешних, гармоничных матрёшек. Это и есть Всеобъемлющая Матрица Вселенной определяемая как первый
111 СГУСТОК = 111 ПЕРВАЯ ЗВЕЗДА = 111 ГАРМОНИЯ = 111 ВСЕЛЕННАЯ
во Чрево Вечной Тьмы.
В Матрице Вселенной, сгущением трёх кварков, образуются
211 ПРОТОНЫ ВОДОРОДА = 211 ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ для звёзд
102 ПРОТОН есть 102 ЗВЁЗДНЫЙ ГАЗ
68 ГОЛОС =68 LOGOS = 68 HELIUM = 68 ГЕЛИОС = 68 ГЕРБ АРИЕВ = 68 РУСИ
Руси, где проживаем мы и РУСИ, как Всеобъемлющей Суперсистемы Материнского Голоса.
Из истории нумерологии
Издавна метафорические формулы об устройстве Вселенной хранились в виде народных сказаний, передавались из «уст в уста», но их глубинный смысл был доступен лишь посвящённым в тайное, передаваемое по наследству, знание. Если прерывалась наследственная нить посвящения, раскрыть метафорические формулы было почти невозможно.
С изобретением алфавитов, в которых каждой букве, знаку или символу соответствует, кратный единице, порядковый номер и соответствующая звуковая вибрация, появилась возможность через нумерологическую матрицу алфавита восстановить связь Разума с информационными, лингвистическими матрицами Вселенной.
166 НУМЕРОЛОГИЯ = 166 ЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ
Суть Гематрии в том, что по равной сумме порядковых номеров символов в словах толкователи обретают мистическое понимание священных метафорических текстов.
По числовому значению еврейского слова Суллам =130 и числовому значению слова Синай, также = 130, толкователи заключили, что Закон, открытый Моисею на горе Синай, есть Способность человеческого разума к Восхождению и нисхождению.
Ну, думаю – «поди туда, не знаю куда и принеси то, не знаю что».
Два месяца нумерологических исследований, привели к пониманию, что число 17 символизирует мельчайшую частицу материи – Кварк. Когда я радостно сообщил об этом «открытии» заказчику, он как-то растерянно пожал плечами и промолчал. Однако лет через семь тайна числа 17 раскрылась сама собой, достаточно было преобразовать
01А 02Б 03В 04Г 05Д 06Е 07Ё 08Ж 09З 10И 11Й
12К 13Л 14М 15Н 16О 17П 18Р 19С 20Т 21У 22Ф
23Х 24Ц 25Ч 26Ш 27Щ 28Ъ 29Ы 30Ь 31Э 32Ю 33Я
В центре матрицы оказалась буква «П», стоящая под номером «17».
Удивился тому, что симметричные, относительно числа «17» пары чисел:
01+33, 06+28, 11+23, 12+22, и т.д. имеют эзотерическую сумму = 34 = 3+4 = «7».
Число «17» оказалось центром «семеричной симметрии» или Семь..метрии
а его эзотерическая сумма 17=1+7 = «8».
Пермскому живописцу Александру Мельникову удалось ощутить и проявить Душу в тончайшем Образе прекраснейшего женского Лика – Чела Вечности. И совсем не безнравственно, что неоднократно воспроизводимый Образ Души он кому-то дарит или даже продаёт. Лик Вечности на его полотнах постоянно обновляется, обретая Новые, едва уловимые, духовные качества.
333 ИНФОРМАЦИОННАЯ МУТАЦИЯ
111 ВСЕЛЕННАЯ… 111 ГАРМОНИЯ… 111 КОЛЬЦО
проявляются как космический
111 ГОРДИЕВ УЗЕЛ
95 ТРИ КВАРКА… протона хранят в своих гармониках… 95 ДЭ ЭН КА
В гармониках УВЧ хранится волновой ГенОМ… Жизни
Так как же была раскрыта Тайна числа 17…
на оборотной стороне Креста с распятием Христа…?
В Русском Алфавите под номером 17 и буквой П сокрыт Про Тон, перво..вибрация…
БОГ есть Без Образная Гармония тепла Материнской Любви, воплощённая в богочеловеке по имени Иисус Христос и это толкование не вызывает в нас никакого неприятия, ибо и наша
96 ПЛОТЬ есть 96 ЛЮБОВЬ.
Подберём синоним понятию «ЧИСЛО»,
просмотев слова, отразившиеся на число «83».
83 ЧИСЛО = 83 ВЕЛИЧИНА и не просто, а… 83 ВЕЧНАЯ…
83 ЧИСЛО = 83 СОЗВЕЗДИЕ = 83 ИНИЦИАЛ звёзд и звёздных систем
83 ЧИСЛО = 83 ТЕРМИН, термо язык вселенной, породивший термино логию
83 ЧИСЛО = 83 ЯЗЫК
166 ЧИСЛОЯЗЫК есть равно 166 ОБРАТИМОСТЬ
Числа в Язык и Языка в Число 166 НУМЕРОЛОГИЯ
166 НУМЕРОЛОГИЯ
явила всё по-русски, вписав в себя 166 ЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ
Мистический случай произошёл с понятием «РАМАТРИЯ» на одном из форумов в «интернете». Один из участников форума «обрезал» слово «РАМАТРИЯ» до состояния «РАМАТРИ».
Помня, что «Бог говорит с нами языком жизненных обстоятельств», нашёл синоним и, не поверил своим глазам – «обрезанная» до
82 РАМАТРИ раматрия отразилась на понятие 82 НАУКА КАББАЛА.
В «РАМАТРИЮ» гармонично, соответственно собственной карме, вписались:
В соответствии с Законом Времени алгоритм «Разделяй и властвуй», основанный на обряде обрезания для ускоренного развития левополушарного, логического мышления, выполнил своё предназначение.
277 ЗАЗНОБИН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
277 ЧАС ВОЗВРАЩЕНИЯ ХРИСТА в 277 ХРИСТОВО ЦАРСТВО СЛОВ
Его практическая работа с языком и словом это подтверждает.
251 ЕФИМОВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ
125 ХРИСТОС
134 ВЕЧНОСТЬ = 134 ТЬМА БОЖИЯ = 134 БОЖИЯ МАТЬ
235 ПРОЯВЛЕННАЯ ТЬМА = 235 ПРОЯВЛЕННАЯ МАТЬ
Супер Система…! Если хочешь жить…
В Творении Лика Матери участвуй…!
Прекрасные фрагменты снов своих
235 СОЕДИНЯЙ И… ЗДРАВСТВУЙ…!
89 СИСТЕМА = 89 ТРОИЦА…, а
81 СУПЕР = 81 ЧЕЛОВЕК…
81 Я ТАЙНА
257 ВСЕ ЗАМАНЧИВО И ИНТЕРЕСНО
И эти слова отразились на свой числовой эквивалент = 257
Записанное буквами число
315 ДВЕСТИ + ПЯТЬДЕСЯТ СЕМЬ…
через свой числовой эквивалент = 315 есть
315 ВХОЖДЕНИЕ В НУЛЕВОЙ ПРИОРИТЕТ
Вхождение в Нулевой Приоритет заманчиво и интересно тем, что человек входит в собственную сферу интересов Духа и начинает её исследовать с помощью знаний полученных им на основе своей нравственности.
96 ВСЁ ЭТО…
229 ЗАМАНЧИВО И ИНТЕРЕСНО… тем, что
229 ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ есть 229 СФЕРА ИНТЕРЕСОВ ДУХА
229 СФЕРА ИНТЕРЕСОВ ДУХА есть 229 НРАВСТВЕННЫЙ ДИАПАЗОН
200 НРАВСТВЕННОСТЬ
200 ВИБРАЦИИ ДУШИ И ДУХА
200 ВИБРАЦИИ И ТЕЛА И ДУШИ
74 ДИАПАЗОН есть 74 НОЛЬ
Вспомним и уточним изречение Пифагора:
ВСЁ есть Число, исшедшее из не числа…
Среди Чисел не числом является Ноль…
83 ЧИСЛО есть 83 ВЕЛИЧИНА, а
74 НОЛЬ есть 74 НОЛЬ…
Что же такое Ноль и как из него изошло Число и Числа…?
74 НОЛЬ = 74 АСТРО = 74 ТЕРМО = 74 ТОЧКА =
74 ДИАМЕТР = 74 РАДИУС = 74 ВРЕМЯ = 74 НОЛЬ
Анализ и синтез этих нумерологических СинОнимов рождает Синхронный, Онимированный Образ Ноля. Ноль есть проекция на плоскость пульсирующего Сферического Заряда.
66 СФЕРА = 66 ЗАРЯД…
за время равное нолю, сжимается до своего радиуса
и за это же время, равное нолю, до Точки.
Мера Точки столь мала, что мы её перестаём видеть. Однако, с помощью «воображаемого микроскопа» мы «увидим», как Сфера Заряда, за время равное нолю, сжимается до своего радиуса и… Точки. Вновь и вновь, с помощью всё «более и более совершенного микро воображения» мы будем «видеть» беСпредельное и… беЗпредельное сжатие Ноля в Ноль.
беСпредельное и… беЗпредельное…
Разница в фонемах и графемах С и З… т.е.
в частотах звучания и графике изображения этих букв…
С – графема одного полупериода колебания, а
З – графема 2-х полупериодов, но удвоенной частоты…
102 ЧАСТОТА синоним понятия 102 КАЧЕСТВО…,
В человеке качество проявляется нумерологическими синонимами
102 СВЯТОЙ…102 АПОСТОЛ = 204 ИИСУС ХРИСТОС
Отсюда следует, что чем выше частота колебательных процессов, воспринимаемых и излучаемых человеком тем выше и точнее Мера Различения Всего, что Есть I Net…
468 СОСТОЯНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ КОГЕРЕНТНОСТИ
468 ЧАСТОТЫ КРАТНЫЕ ВИБРАЦИЯМ ЧРЕВА МАТЕРИ
468 ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
256 МЕРА РАЗЛИЧЕНИЯ НОЛЯ
256 МИКРОВОЛНА ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА.
96 ВСЁ ЭТО есть 96 ЛЮБОВЬ
468 СОСТОЯНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ КОГЕРЕНТНОСТИ 468 ЧАСТОТЫ КРАТНЫЕ ВИБРАЦИЯМ ЧРЕВА МАТЕРИ 468 ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ |
Насколько правомерны такие утверждения? Ведь, чем выше число тем больше может быть синонимов. |
109 ПРАВО МЕРИЕ… 1+0+9 = 10 = 1+0 = 1
118 УТВЕРЖДЕНИЕ… 1+1+8 = 10 = 1+0 = 1
118 ЗАРЯД ЖИЗНИ = 118 МИКРОВОЛНА
82 ТВЕРДЬ = 82 ПРАОБРАЗ… 8+2 = 10 = 1+0 = 1
82 ЛИК ОБРАЗА и 82 ОБРАЗ ЛИКА = 82 МЕРНЫ
145 УТВЕРЖДЕНИЯ есть 145 ОБРАЗ ФОРМЫ
1+4+5 = 10 = 1+0 = 1
46 ОДИН = 46 КВАРК… 4+6 = 10 = 1+0 = 1
Кварки являются СинОнимами, синхронными онимами, именами, образами друг-друга и когда Мы связываем их в цепочку Образов рождается Онимация по имени 46 МИФ…
Откуда появляются кварки или
как рождается Пи, прочитайте тему –
ТАЙНА ПРОСТЫХ СЛОВ.
И всё-таки, действительно, в старом славянском алфавите были и другие буквы, причём там числовые значения за буквами закреплялись, и, причём не по порядку.
В энциклопедии «КиМ», я нашёл такое соответствие букв и цифр:
Аз 1
Буки –
Веди 2
Глаголь 3
Добро 4
Есть 5
Живете –
Зело 6
Земля 7
Иже 8
И 10
Како 20
Люди 30
Мыслете 40
Наш 50
Он 70
Покой 80
Рцы 100
Слово 200
Твердо 300
Ук 400
Ферт 500
Херъ 600
От 800
Цы 900
Червь 90
Ша –
Ща –
Ер –
Еры –
Ерь –
Ять –
Ю –
Юс малый –
Юс большой –
Кси 60
Пси 700
Фита 9
Ижица –
К примеру, о значении замены:
Техники скоринга и приоритизации бэклогов
Ну что, как там ваши планы на изоляцию? Зимние вещи убрали? Желанные киношки посмотрели? Пылящиеся книжки прочитали? А до полезностей, как всегда, нет времени. Да ладно, не оправдывайтесь — для тех, кто никак не выкроит часок для просмотра видео с нашего канала на Ютубе, мы сделали быстроусвояемую статью. Имейте совесть, всего-то 15 минут вместо 60:)
Ситуация
Когда есть есть бэклог, менеджеру нужно каким-то образом расставлять в нем приоритеты. Скрам говорит, что первыми должны идти самые важные с точки зрения бизнеса задачи. Но тут возникает две проблемы.
Первая — справедливый момент субъективизма: часто приоритеты выставляются так, как владельцу бизнеса взбредет. в голову. Но иногда владелец может сильно «галлюцинировать» и нести откровенную чушь, но при этом быть уверен, что все так и есть.
Вторая проблема: слишком много стейкхолдеров верхнего уровня со стороны бизнеса на больших проектах или в крупных компаниях. У каждого из них могут быть свои противоречивые требования. Если собрать, например, пять топов большой компании и попросить их приоритизировать свои требования, скорее всего, каждый будет утверждать, что его задачи имеют нулевой приоритет, и их нужно делать прямо сейчас.
Хорошие новости — есть несколько методик, которые помогают в этом случае:
Методы приоритизации задач
Как выглядит бэклог?
Бэклог — это таблица. В одной колонке — список чего-либо (какие-то хотелки), есть колонка с оценкой (estimate) и есть колонка с приоритетами. Приоритеты — это какие-то числа, как правило, большие. Большие для того, чтобы между приоритетами оставались «дырки», куда можно добавлять новые задачи (или чтобы легко менять приоритетность).
По классике приоритеты выставляются с точки зрения Business Value (ценности для бизнеса) — того, что для бизнеса нужно в первую очередь, оно и пойдет в работу на первом этапе. Но есть другие способы приоритизации, которые бывают удобнее — особенно, если у вас есть ворох разношерстных задач.
Story Mapping
Допустим, у вас есть очень много задач, они мелкие и вообще без приоритетов и привязки к каким-то группам. Что с ними делать? Разбейте их на Story Mapping. Как это работает:
Шаг 1. Строим последовательность того, как юзеры будут пользоваться вашим продуктом, и какие шаги они будут предпринимать. Простой пример:
Шаг 2. На стикеры выписываем, какие по каждому из этих процессов есть детали — чем ниже висит стикер у каждого этапа, тем ниже у него приоритет.
Результат: весь список задач разбит по шагам пути пользователя, плюс у каждой фичи есть приоритеты (чем ниже фича висит в листе, тем у неё ниже приоритет с точки зрения всего пути пользователя).
Где и как применять
Допустим, у вас действительно набралось очень-очень много задач. Тогда вы выписываете их все на стикеры и делаете Story Mapping. Лучше — в команде.
Другой вариант — у вас идёт брейншторм, вы придумываете, каким дальше будет ваш продукт и какие фичи брать в работу. У команды много идей, какие-то хотелки вам «насыпал» маркетинг — нужно понять, каким образом это всё вообще кластеризовать. Story Mapping особенно хорошо работает в такой ситуации.
Оговорка: этот метод применим именно с точки зрения продуктового менеджмента, когда есть много задач, непонятно, какие из них первыми брать в проработку. Грубо, когда мы только продумываем сам продукт и то, какой функционал он будет включать. Дальше это уже режется на кусочки, из которых можно создавать спринты, и забирается в работу.
Плюсы Story Mapping
Value & Effort (или Lean Prioritization) для идей
Другой хороший метод, который позволяет построить приоритеты на шкале — Value & Effort (или Lean Prioritization).
Шаг 1. Сначала вы берете 2 шкалы:
Тоже можно считать, что это оценка в часах (estimate), как в бэкглоге. Но можно измерять и в Story Point-ах (сравнительная оценка требований относительно друг друга) или в человеко-часах.
Шаг 2. Вы оцениваете все фичи по этим двум параметрам: по значимости и трудоемкости. Есть внешние системы (вроде Hygger или Airfocus Priorities&Roadmaps), которые позволяют в автоматическом режиме раскидать каким-то образом ваши фичи на такой вот доске. Оси при этом идут не от нуля — они подстраиваются под статистические данные, которые у вас получились.
Какие фичи забирать в первую очередь? Самые значимые и лёгкие, которые ближе всего к осям — они и по значимости в топе, и по стоимости адекватные:
Если в первую очередь мы забираем дешевые и хорошие, то потом — дорогие, но крутые:
Следом — все остальные. Фичи, которые слишком дороги и не имеют никакого смысла, вы либо оставляете «на потом», либо выбрасываете.
Где и как применять
При заказной разработке такую штуку имеет смысл проделывать с клиентом, если:
Эта методика не заставляет вас слепо верить алгоритму и брать именно рекомендованные им задачи, но благодаря ей у вас хотя бы будет подсказка, в каком направлении двигаться. Если в систему добавить новых задач, она может перестроиться. Ведь бывает, что вы сильно не уверены в своих оценках, и с течением времени аналитики их уточняют, либо вы сами уточняете оценки трудоемкости у программистов — в этом случае система также может перестраиваться в динамике. За счёт этого у вас будет более адекватная и картина мира.
MoSCoW
Еще один способ категоризации фич по нескольким группам — метод MoSCoW. Внутри — очень простые параметры:
M — Must Have: функционал, без которого вообще нельзя обойтись. Без него вы не сможете выпуститься, ваш продукт не заработает и вообще не будет нужен.
S — Should Have: функционал, который должен быть в проекте, но при прочих равных без него как-то можно обойтись.
C — Could Have: функционал, желательный для релиза.
W — Would Have: наименее практичный функционал — так скажем, «всё остальное».
Допустим, вы разрабатываете автомобиль. Must Have будут колеса, руль, ходовая часть, двигатель. Should Have — освещение ночью, сидения вместо стульев, двери и всё такое прочее. Could Have — автоматическая коробка передач и так далее. Таким же образом можно разобрать любой проект, где Must Have будет эдаким MVP.
Часто бывает, что приоритеты спускают сверху, от бизнеса, и они сконцентрированы на каких-то «хотелках» из Should Have, Could Have, Would Have, забивая на ключевые вещи (Must Have). Обычно мы это наблюдаем, например, на разработке дизайна интернет-магазина или дизайна какого-то проекта, где на систему оплаты доставки или чего-то, что на самом деле генерирует выгоду бизнесу, ставка делается в последнюю очередь. Почему? Потому что работать с Must Have больно и страшно: надо думать о том, как это будет монетизироваться, а в это никто не любит лезть, хотя это и неправильно.
Ещё один способ категоризации фичей, пришедший из маркетинга. Суть простая: есть две оси: «удовлетворенность пользователей» и «функциональность», и есть деление функционала на группы. Для каждой группы фич нужно понять, как меняется удовлетворенность пользователя от добавления этого функционала.
Первая группа — обязательный функционал: тот же Must Have из MoSCoW. Если эти фичи есть — уже хорошо. Об удовлетворенности речи не идёт: без них продукт никому не нужен. Более того, с течением времени функции, которые сначала были «изюминкой» проекта, становятся всё более обязательными. Пример: для серверного ПО канбан-доска когда-то была чем-то эдаким, а сейчас это тот самый мастхэв.
Другая группа — одномерные функции. Это значит, что есть прямая зависимость удовлетворенности пользователя от наличия этой функции. Как только функция появляется, удовлетворенность растет линейно. Если вернуться к примеру с созданием автомобиля, там это может быть климат-контроль.
Третья группа — функции, которые привлекательны. Это то, чего пользователь не ожидал, но когда он увидел хоть какую-то реализацию этого в вашем продукте, он офигел и сказал «о, круто!». Кто летал аэрофлотом, наверняка видел, как детям раздают «взятки», чтобы эмоционально привязать их к бренду.
Подарки для детей на борту «Аэрофлота» — источник
Как только такая функция появляется даже в посредственной реализации, удовлетворенность растет. А чем круче реализация, тем выше стремится график удовлетворенности.
Ещё одна группа — неважные функции. Их можно делать, можно не делать — всем будет безразлично.
Последняя группа — нежелательные функции. Когда их нет — все хорошо, как только они появляются — все становится плохо. Эдакие антифичи 🙂
Этот метод несколько сомнителен, поскольку непонятно, каким образом выбираются приоритеты у фич. По идее, нужно опрашивать пользователей: как они считают, хороша эта фича или не очень, а потом кластеризовать на основе мнения пользователей. При этом, еще и самих пользователей нужно разбивать на целевые группы и смотреть, как каждая функция к какой целевой группе относится.
Люди при опросах часто говорят ерунду и попросту врут. Они могут говорить, что это очень важная фича, но по факту они никогда не заплатят за неё деньги. Более того, если опрашивать пользователей, обратная связь по продукту может быть очень токсичной.
Вы планируете делать следующие релизы и опрашиваете группу людей. Кто-то из них может сказать: «А вот вы там платную функцию сделали, из-за неё продукт стал хуже, фи!» Только потому, что она за деньги, эта функция покажется кому-то ненужной. Хотя для бизнеса это может быть ключевая вещь, которая приносит прибыль.
Поэтому метод Kano — абсолютно из маркетинга, но как долгосрочная стратегия имеет место быть.
Классический метод приоритизации баг-листов
В основе — список приоритетов от 0 до 8:
0 — Критические баги
Когда тестер уткнулся и не может дальше проверять, когда система падает либо что-то ломается — в общем, когда дальше невозможно.
1 — Критичное юзабилити и забытые фичи
Здесь мы применяем в том числе метод покраски бэклога, технического задания, либо прототипа (в зависимости от того, что у нас есть на руках), чтобы определить, не пропустили ли мы что-то.
2 — Некритичные баги
Баги есть, но они не мешают тестировать продукт дальше, либо они позволяют пройти полностью по цепочке либо заказа, либо чего-то еще — то есть, дают полностью проверить наш продукт.
3 — Некритичное юзабилити
8 — Хотелки / не будем делать / на усмотрение менеджера
Да, промежуток между 4 и 8 сделан намеренно — менеджер при необходимости может докидать туда ещё какие-то задачи.
Для баг-листов способ хороший, но у него есть проблема. По большому счету мы в баг-листах оптимизируем метрику «готово — не готово». Объем работ понятен. Но часто встречается, что в некритичное юзабилити пытаются пропихнуть что-то такое, что находится на грани — вроде бы, юзабилити и вроде бы неплохо такое сделать, но по факту оно тянет на какую-то очень серьезную фичу.
Другая проблема — субъективизм тестировщика, который часто приходится перепроверять. Иногда это довольно трудоемкая история, когда вы лично просматриваете все баг-листы: смотрите, чего он там такого понаписал, и принимаете решение, что выкинуть, а что оставить.
Для приоритизации бэклогов такой метод не годится — для них нужны совсем другие критерии.
Оценка задач
Любая приоритизации должна отталкиваться от тех оценок, которые нам дали. Ведь трудоемкость действительно влияет на приоритетность какой-то функции. Но как определить трудоёмкость и в какой момент стоит обсуждать трудозатраты с программистом? Ведь до этого менеджеру всё равно нужно выставить хотя бы примерные оценки.
А если серьезно, обычно есть три варианта.
Приходит какой-то «верховный босс» и говорит, что из бэклога должно быть сделано прямо сейчас, и спускает вам оценки сверху. Это может быть технический директор, который расставляет оценки всех задач и говорит, что какая-то задача делается за столько-то, такая-то за столько-то. Или это можете быть вы сами 🙂
Берутся три оценки по времени: оптимистичная, пессимистичная и реалистичная, и строится график, называемый Гауссианой.
Для расчета наиболее вероятной оценки применяют формулу: (Оптимистичная + (Реалистичная * 3) + Пессимистичная) / 6.
В идеале наиболее вероятная оценка будет чуть дальше, чем реалистичная.
Нюанс в том, что не доказано, что в результате у нас получится нормальное распределение. Например, если взять группу людей и измерить их рост, то получится кривая, как на графике ниже: очень маленьких людей мало, очень высоких людей — тоже мало. И они не входят в норму. Остальные в выделенном диапазоне — и есть нормальное распределение.
Гауссиана подразумевает, что варианты, когда задача выйдет за отметку пессимистичной оценки или вообще никогда не будет сделана, стремительно уменьшаются. Но в ИТ-среде часто бывают задачи, которые, на первый взгляд, сделать «невозможно» — программисты для них требуют поменять постановку либо продолжают доказывать эту невозможность. Другая ситуация — человек оценил задачу в 1 час, потратил всё мыслимое и немыслимое время и пришёл к выводу, что не может сделать эту задачу.
Это наиболее простой и «чистенький» способ получить нормальные оценки, обсудить какие-то фичи, нюансы, детали. Даже на верхнем уровне по бэклогу можно такое проделать.
Минус Planning Poker — это довольно ресурсоемкая операция, поскольку нужно собирать всю команду вместе и читать бэклог. Но если вы применяете методы вроде Story Mapping, вам всё равно нужно собираться командой и делать предварительные оценки (хотя бы в днях, неделях — крупных величинах).
Плюсы Planning Poker
Техники скоринга
Помогают с определением приоритетов задач в бэклоге в условиях неопредленности — когда вы только планируете и оцениваете эффект от внедрения той или иной функции.
ICE Scoring
Аббревиатура состоит из трех параметров:
Чтобы оценить влияние той или иной фичи, стоит учесть несколько критериев:
Может основываться на:
Как измерять уровень уверенности — источник
Для получения ICE нужно умножить эти три параметра — это и будет приоритет на реализацию.
Плюсы: быстро и просто.
Минусы: у метода довольно ограниченная шкала — можно получить много задач высокого приоритета, потому что по ним будут понятны и постановки, сами задачи будут простые и будут казаться важными.
RICE Scoring
Здесь используется 4 параметра:
Функции, которые дают большой охват, в которых мы уверены и которые хорошо влияют на продукт и при этом дешевые по трудозатратам, находятся в топе по приоритетности в бэклоге.
Софт для приоритизации
Есть несколько программ для автоматической приоритизации — например, Hygger. Это система для Product Owner-ов, где есть много разных моделей, которые позволяют «поиграться» задачами.
Как выглядит Hygger изнутри — источник
То же самое проделать в любом гуглдоке: просто добавить три параметра, собрать данные — он посчитает. Это и будут ваши приоритеты. А дальше вы уже сами выбираете, что именно брать в спринт.
Иногда менеджеры для хранения всех тикетов и задач используют Jira. К сожалению, она не очень удобна для приоритизации — заточена на то, что кто-то расставляет приоритеты вручную, просто перетаскивая тикеты вверх-вниз по бэклогу. Это прикольно, если бэклог не на 1000 строк, но в какой-то момент вам станет утомительно делать это руками.
В Jira есть определенные способы классификации задач на эпики, компоненты, релизы, можно какими-то тегами задачи размечать. Есть несколько плагинов для скоринга (Issue Score for Jira, Priority Scoring Calculator), но по функциональности они не очень.
Из более-менее адекватных — внешние системы Hygger и Airfocus. Они интегрируются с Jira, но и стоят примерно столько же, сколько она сама. Поэтому самый простой способ — сделать интеграцию гуглдоков и Jira: выгружать туда бэклоги синхронно и уже там применять свои формулы, как вам нужно.
Как подружить Jira и Google Docs для приоритизации
Кроме приоритетов всегда есть проблема, как распределить по времени реализацию тех или иных задач. Когда есть только приоритеты, нет гарантии, что мы получим связанную систему (например, вы запланировали сделать корзину, а оказалось, что каталога еще нет). Поэтому помимо приоритетов также стоит использовать диаграммы Гантта, чтобы чтобы посмотреть связи в системе, насколько она корректно работает по компонентам и насколько оптимально вы распределяете ресурсы команды по времени.
В Jira, к сожалению, из «коробки» эта опция не очень хорошо реализована, поэтому тоже могут пригодиться несколько плагинов:
Как итог
Мы не избавляемся от субъективности — она остается на всех уровнях. В тот момент, когда мы говорим «это важная функция» или «это неважная функция» и когда мы даем какие-то оценки, субъективность сохраняется. Но благодаря перечисленным методам мы можем разбить эту субъективность на компоненты: по крайней мере, картинка будет более ясная.
Если вы используете такой параметр как «уверенность в оценке», вы можете с течением времени эту уверенность «докрутить». Например, у вас есть хорошая функция, которая и влияет на продукт позитивно, и дешевая, и охват дает большой, но уверенность в ней низкая. Проверьте её через метрики, аналитику, запрос экспертов, вопросы программистам — и уточните.
Для оценок хорош Planning Poker, плюс мы посмотрели несколько методик для категоризации задач. Если у вас идёт стратегическая сессия с клиентом, попробуйте Story Mapping со стикерами и распределением их по шагам пользователя. На внутренних продуктах тот же метод поможет выбрать функции, которые стоит взять в следующие релизы. Для бэклогов лучше остальных подходит RICE Scoring, чтобы оценить, какие задачи куда пойдут.
Но помните, что конечное решение — всегда за менеджером, а полученные с помощью методов циферки только задают направление.
До встречи в новых видео на нашем YouTube-канале!