Нуклеарная неполная расширенная что объединяет
Обществознание 9 класс, школьный этап (1 этап), 2018-2019 учебный год
Содержание
Задание 1
Установите истинность или ложность суждений. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу.
1.1. Политика – это сфера жизни общества, возникающая вокруг властных отношений.
1.2. Деятельность политических партий на территории Российской Федерации регламентируется исключительно Федеральным законом «О политических партиях».
1.3. Для существования социального института в первую очередь необходима социальная группа, потребность которой он будет удовлетворять.
1.4. В России церковный брак имеет такие же юридические последствия, как и брак, который заключён в органе ЗАГС.
1.5. Люди, едущие в одном вагоне метро, могут быть рассмотрены как социальная группа.
1.6. Норма обязательного резервирования – это доля депозитов банка, которые он обязан хранить в Центральном банке Российской Федерации.
1.7. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
1.8. Аристотель рассматривал демократию как несправедливую форму правления.
1.9. Индивидуальность – это набор уникальных характеристик каждого индивида.
1.10. Рост цен на резину приведёт к смещению кривой спроса автомобильных шин влево.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 1.10 |
да | нет | да | нет | нет | да | да | да | да | нет |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Нуклеарная, неполная, расширенная.
Ответ: типы семьи.
Максимум за задание – 2 балла.
Задание 3
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Председатель Центрального банка, генеральный прокурор, председатель Счётной палаты, уполномоченный по правам человека.
Ответ: должности, назначение на которые находится в ведении Государственной Думы, лишнее – генеральный прокурор.
2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.
Максимум за задание – 3 балла.
Задание 4
Перед Вами три матрёшки: большая, средняя и маленькая. В одной из них спрятана самая маленькая матрёшка. На каждой из трёх матрёшек надписи. По крайней мере две из них ложные.
Какую матрёшку нужно открыть, чтобы найти самую маленькую матрёшку?
Приведите цепочку рассуждений.
Решение: надписи на большой и средней матрёшках противоположны, следовательно, одна из них должна быть истинной. Поскольку истинно всего одно из трёх утверждений, то надпись на средней матрешке ложна. Следовательно, самая маленькая матрёшка находится в средней матрёшке.
Любое схожее полное и логически согласованное решение засчитывать как правильное.
Правильный ответ – 2 балла (ответ без решения не оценивается).
Полное и логически согласованное решение – 4 балла.
Неполное, но логически согласованное решение – 2 балла.
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 5
Роман Кузнецов, когда ему исполнилось 16 лет, вступил в брак с Натальей Кучеровой. На момент вступления в брак Роман находился на попечительстве своей тёти Елены Михайловны. Остаётся ли Роман на попечительстве Елены Михайловны после вступления в брак? Свой ответ обоснуйте с указанием нормативного акта, который регулирует данную ситуацию.
Ответ: указание статей нормативных правовых актов не требуется от участников. Нет. 1 балл (ответ без обоснования не оценивается)
По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак, приобретает полную гражданскую дееспособность. 2 балла
Гражданский кодекс РФ – 2 балла
В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного. 2 балла
Максимум за задание – 7 баллов.
Задание 6
На заводах Сказочной страны могут производить либо мётлы, либо веники. Каждый из этих товаров используется потребителями исключительно для полётов. Как повлияет рост издержек производства веников на равновесную цену и равновесное количество на рынке мётел? Свой ответ обоснуйте. Спрос и предложение на обоих рынках – линейные функции.
Решение: рост издержек производства веников приведёт к сокращению их предложения, что вызовет рост цены веников. 2 балла
Рост цены товара-заменителя вызовет рост спроса на рынке мётел. 2 балла
В результате на рынке мётел увеличатся равновесные цена и количество. 2 балла
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 7
Ознакомьтесь с данными социологического опроса и выполните задания.
Роль армии в нашей стране в разные времена была различной. В одни периоды она была ключевым институтом государства, влияла на ситуацию во всех сферах, в другие – наоборот, её роль была второстепенной. А какую роль армия играет сейчас? (закрытый вопрос, один ответ, %) | |||||
2018 | Неполное среднее образование | Среднее образо вание | Среднее специаль ное образова ние | Неокон ченное высшее, высшее образование | |
Армия сегодня – прежде всего инструмент защиты государства от внешних угроз, она не оказывает влияния на ситуацию в других сферах государства и общества | 24 | 29 | 25 | 27 | 21 |
Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает некоторое влияние и на развитие экономики, общества, но это влияние незначительное | 14 | 8 | 10 | 11 | 18 |
Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает значительное влияние и на развитие экономики и общества | 25 | 11 | 18 | 22 | 32 |
Армия сегодня играет ключевую роль в развитии всех сфер жизни страны | 28 | 36 | 35 | 32 | 22 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 16 | 12 | 8 | 7 |
С каким мнением о сегодняшней боеспособности Российской армии Вы бы согласились?* (закрытый вопрос, один ответ, %) | |||
2015 г. | 2017 г. | 2018 г. | |
Российские Вооружённые Силы – самые эффективные и боеспособные в мире | 32 | 36 | 31 |
Российская армия находится на уровне лучших армий мира | 49 | 47 | 52 |
Нынешние Вооружённые Силы несколько отстают от лучших армий мира | 12 | 10 | 8 |
Боеспособность Российской армии на очень низком уровне | 3 | 2 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 5 | 7 |
Индекс боеспособности | 66 | 71 | 73 |
*Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведён 17–18 февраля 2018 г.
7.1. Какую роль, по мнению россиян, играет армия в жизни государства? Приведите три положения. Подтвердите свой ответ данными опроса.
7.2. Какая группа населения более других уверена, что армия играет ключевую роль в развитии страны? Подтвердите свой ответ данными опроса. Предположите, есть ли зависимость между образованием и мнением о роли армии. Чем можно объяснить данное предположение?
7.3. Как изменился индекс боеспособности за последние годы? Предположите, чем это может быть вызвано. Подтвердите свой ответ данными опроса.
Ответы:
7.1. Могут быть названы следующие положения:
– Армия прежде всего инструмент защиты государства от внешних угроз, она не оказывает влияния на ситуацию в других сферах государства и общества (24 %).
– Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает незначительное влияние и на развитие экономики, общества (14 %).
– Армия наряду с защитой государства от внешней угрозы оказывает значительное влияние и на развитие экономики и общества (25 %).
– Армия играет ключевую роль в развитии всех сфер жизни страны (28 %).
По 2 балла за каждую названную роль с подтверждением данными опроса.
Ответ без подтверждения данными опроса не оценивается.
Всего 6 баллов.
7.2. Люди с неполным средним образованием – 36 % против 28 % в целом по стране. Такая зависимость есть. Это может быть вызвано недостаточным уровнем знаний о функционировании экономики и различных её сфер (неполученными знаниями).
1 балл за названную группу.
1 балл за подтверждение.
1 балл за предположение о существовании зависимости.
2 балла за объяснение.
Всего 5 баллов.
7.3. Показатель вырос с 66 до 73. Это может быть вызвано участием вооружённых Сил России в сирийском конфликте. Также могут быть названы причины: разработка нового вооружения, активное освещение тематики армии в СМИ.
1 балл за определение роста.
1 балл за подтверждение.
2 балла за предположение.
Всего 4 балла.
Максимум за задание – 15 баллов.
Задание 8
Представлены изображения малых социальных групп, которые иллюстрируют разновидности одного социального института. Назовите этот институт. Разбейте изображения на три группы в соответствии с разновидностями этого института, исходя из того, что на иллюстрации дан исчерпывающий состав участников каждой малой группы. Назовите эти разновидности. Запишите буквенные обозначения иллюстраций рядом с названиями разновидностей.
Ответ:
Расширенная (традиционная, патриархальная): БГ.
1 балл за верно названный институт.
По 1 баллу за каждую названную группу.
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 9
Прочитайте текст и выполните задания. В этике существует позиция, сторонники которой утверждают, что, поскольку мораль относительна, она является иллюзорной. Между моральными нормами разных стран, разных религий и исторических периодов имеются значительные различия. Это наводит на мысль, что моральные нормы просто выражают разные образы жизни и что ни один образ жизни в моральном отношении не превосходит другой. Человек придерживается моногамии не потому, что считает моногамию морально достойной, а просто потому, что живёт в моногамном обществе. То же самое касается полигамии.
Против этой точки зрения можно привести три возражения.
Во-первых, можно утверждать, что различия во мнениях о морали ничего не доказывают. В конце концов, разные учёные строят разные теории о происхождении вселенной или причине СПИДа, однако мы не заключаем отсюда, что научные истины суть дело вкуса; мы не думаем, что наука есть всецело дело мнения.
Во-вторых, можно было бы утверждать, что думать, будто люди всегда принимают образ жизни страны, в которой живут, просто неверно. Рабы в рабовладельческом обществе не всегда принимают образ жизни, диктуемый их рабским положением. Женщины не всегда безоговорочно одобряют полигамный образ жизни или вообще положение женщин в обществе. Граждане, живущие при диктатуре, своими действиями показывают (когда отсутствует тотальное подавление), что считают диктатуру моральным злом в объективном смысле, а не просто «по их мнению». Люди, живущие в условиях жестокой диктатуры, очень часто не готовы удовлетвориться простым «фу».
Третье и, пожалуй, наиболее конструктивное возражение состоит в том, что различия между моральными нормами несущественны. Можно сказать, что все моральные нормы основываются на одинаковых принципах очень общего характера. Именно эти принципы и выражают истинно объективную мораль. Разный климат, разное отношение к работе и т. д. порождают видимые различия моральных норм, но на глубинном уровне человечество сообща придерживается истинно объективной совокупности моральных принципов. К сожалению, это конструктивное утверждение можно доказать или опровергнуть только на основании огромной массы антропологических и исторических данных. Поскольку сегодня такая информация недоступна, мы вынуждены смириться с бездоказательностью этого возражения. Оно может быть и истинным, и ложным. Как знать?
Однако даже если бы все люди во все времена действительно придерживались неизменного минимума основных моральных принципов, отсюда не следовало бы, что мораль не есть иллюзия. Некоторые иллюзии распространены чрезвычайно широко, и мораль вполне может быть одной из них. Это показывает, что «число голов» сторонников и противников не может доказать ложность тезиса об иллюзорности морали, а значит, не может доказать и его истинность.
9.1. В чём, по мнению автора, состоит тезис об относительности морали?
9.2. Автор утверждает, что «различия между моральными нормами несущественны» и «на глубинном уровне человечество сообща придерживается истинно объективной совокупности моральных принципов». Приведите три примера моральных норм, показывающих, что существуют таковые принципы.
9.3. Почему, несмотря на все аргументы, автор утверждает, что мораль всё же может быть иллюзией? Приведите три аргумента, обосновывающие опасность утверждения о том, что нормы морали иллюзорны.
Ответы:
9.1. «моральные нормы просто выражают разные образы жизни и что ни один образ жизни в моральном отношении не превосходит другой».
2 балла за верно названный тезис.
Могут быть приведены иные уместные примеры.
По 3 балла за каждый приведённый пример.
Всего 9 баллов.
9.3. Мораль может быть иллюзорна потому, что люди могут коллективно заблуждаться и верить в то, чего объективно не существует.
Могут быть приведены иные аргументы.
3 балла за ответ на вопрос.
По 3 балла за каждый приведённый аргумент. Всего 9 баллов.
Всего 12 баллов.
Максимум за задание – 23 балла.
Задание 10
Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – пояснить проблему, которую затронул автор, сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
Критерии оценивания сочинения-эссе
3.1. внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
3.2. опора на научные теории, владение понятиями курса;
3.3. опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
3.4. примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
До 4 баллов за каждый критерий.
Максимум за задание – 28 баллов.
Всего за работу – 110 баллов.
Типология семьи. Формы брачных отношений
Семья представляет собой основанную на совместной деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей. Так же семья определяется как малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство, имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.
Нуклеарная и расширенная семья
На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.
Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.
Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.
Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.
Формы брака
Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.
Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.
С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.
Выделяют следующие формы брака:
Различают три формы полигамии:
На протяжении всей истории общество создает рамки на процесс выбора брачного партнера. Так, различают экзогамию и эндогамию:
Альтернативные формы семейно-брачных отношений
В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.
Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.
Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.
Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.
Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.
Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:
Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.
В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:
Традиционная, патриархальная и нуклеарная семья: признаки и характеристики
Что такое семья? Функции семьи
Патриархальная и партнерская семья: определение и признаки
По распределению обязанностей семьи можно разделить на патриархальные, матриархальные и партнерские.
Иногда этим же термином обозначают большую многополенную семью (см. ниже).
Старший мужчина материально обеспечивает семью, родственники экономически зависят от него
Мужские и женские обязанности четко разделены: женщине предписано воспитывать детей и вести домашнее хозяйство
Мужчина несет ответственность за жену и детей, их поступки
Коллективистская (партнерская) семья означает, что супруги выполняют обязанности совместно или по очереди, делят права и ответственность. Оба супруга обладают экономической независимостью.
Признаки партнерской семьи (семьи демократического типа)
Равные возможности супругов
Экономическая самостоятельность и независимость супругов
Отношения основаны на уважении и доверии
Распределение ответственности: проблемы обсуждаются, важные решения принимаются сообща
Справедливое разделение домашней работы и родительских обязанностей
Уважение к частной жизни членов семьи
Традиционная и нуклеарная семья: определение и признаки
Нуклеарную семью противопоставляют расширенной (сложной) семье традиционного типа.
Сложная семья уступает место нуклеарной при переходе от традиционного общества к индустриальному. В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке.
Найдите в списке характеристики патриархальной семьи. Правильные ответы на задания из ЕГЭ
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать разницу между патриархальной и партнерской, нуклеарной и расширенной семьей. Для примера разберем задания из тестов прошлых лет по этой теме.
Задание 1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156
Задание 2. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная
2) партнерская
3) традиционная
4) многопоколенная
5) демократическая
6) моногамная
Правильный ответ: 34
Задание 3. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая
2) патриархальная
3) партнерская
4) нуклеарная
5) моногамная
Правильный ответ: 1345
Задание 4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жесткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156