Ну что жужутка как живешь знаки препинания
Басни (Крылов И. А., 1825)
Дворовый, верный пёс
Который барскую усердно службу нёс,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он, с умиленья чуть не плачет,
Визжит, вертит хвостом.
«Ну, что́, Жужутка, ка́к живёшь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несёшь?»
«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:
«Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем, и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живёшь?» — «Я», отвечал Барбос,
Хвост плетью спустя и свой повеся нос:
«Живу по-прежнему: терплю и холод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождём;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»
С насмешкой отвечал Жужу:
«На задних лапках я хожу».
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Оглавление
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
23. Басня Крылова Две собаки. Русский язык, литература
Анализ и мораль басни — Две собаки. Русский язык и литература
Басня Две собаки читать текст
Дворовый, верный пес
Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он, с умиленья, чуть не плачет
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
«Ну, что, Жужутка, как живешь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?» —
«На счастье грех роптать,- Жужутка отвечает,-
Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?» — «Я,- отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос,-
Живу по-прежнему: терплю и холод,
И голод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!-
С насмешкой отвечал Жужу.-
На задних лапках я хожу».
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Мораль басни Две собаки
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Две собаки
Ради жизни хорошей многие готовы «ходить на задних лапах». И считают это нормальным.
Анализ басни Две собаки и краткое содержание
Басни Ивана Крылова предназначены для детей, хотя в них и прослеживается политический характер. Одна из его басен «Две собаки» несет мораль, которая хорошо раскрыта в последних строках произведения: если потакать прихотям начальства, либо же выполнять поручения, которые могут быть простыми капризами, то можно заслужить любовь к себе такими поступкам.
В басне «Две собаки» идет речь о двух собаках, живших очень давно вместе на улице, а потом одной из них по счастливой возможности довелось жить в доме. Однажды встретившись, Барбос начал интересоваться у Жучки ее жизнью в хозяйском доме. Она начала говорить о том, как ее любят, с какой она посуды ест, как играется с барином, на каких коврах спит. В свою очередь, она спрашивает о жизни Барбоса, которая представляет собой полную противоположность жизни Жучки. Он по-прежнему охраняет дом, голодает, мокнет под дождем, а иногда и бьют его.
Он в недоумении, почему его действия не приводят к такому же результату, ведь он так старается прислужить, а ее забрали жить в дом, когда она была маленькой и несчастной. Он задает ей вопрос о том, что же она так делает старательно, что сколько привилегий, на который получает ответ о том, что она всего лишь умеет стоять на задних лапах, и за это ее любят.
Иван Крылов — Две собаки (Басня): Стих
Дворовый, верный пес
Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он, с умиленья чуть не плачет,
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
«Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?»
«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:
«Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем, и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?» — «Я», отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос:
«Живу попрежнему: терплю и холод,
И голод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»
С насмешкой отвечал Жужу:
«На задних лапках я хожу».
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Анализ / мораль басни «Две собаки» Крылова
Сюжет «Двух собак» Ивана Андреевича Крылова строится по канве произведения немецкого писателя Христиана Геллерта.
Создание басни относится к 1823 году. К этому времени ее автору 54 года, он многолетний сотрудник Публичной библиотеки, награжден золотой медалью Российской Академии, басни его ушли в народ, и как раз в ту пору шла подготовка и к переводу их на иностранные языки. Размер произведения – разностопный ямб, выгодно оттеняющий смену ритма и интонации. Рифмовка смежная. Два персонажа, комнатная собачка и дворовый пес, беседуют меж собой. Длина строк варьируется, подчеркивая динамизм, создавая дополнительный комический эффект. Барбос и Жужу (имя на французский манер) еще недавно вели схожую жизнь: часто голодали. Значит, Жужу вполне понимает произошедшую с ним перемену (он говорит о себе в мужском роде в финале). В его словах есть и тень самоиронии: на задних лапках я хожу. Собака сделалась философом: на счастье грех роптать. А оно, между прочим, весьма непрочно. Вчерашний любимец за любую провинность или просто так может вновь оказаться не в лучших условиях. «Жужутка» (парентеза): переделка имени уже на русский простонародный манер. Каскад вопросов и три восклицания. Произведение построено на диалоге. «Чем служишь ты?» Жужу расценивает как вопрос «как живешь?» Выслушав ответ, Барбос вновь повторяет тот же вопрос. Именно тогда он и получает хрестоматийный ответ, ставший крылатым выражением. «В случай попал» (пример специфического ударения в слове): обрел покровительство барина. Идиомы: из кожи рвусь, повеся нос. Перечислительные градации. Сравнение: как к родне.
Что ж, нести службу Барбоса болонка и не в силах. Впрочем, и он вряд ли сумеет заменить ее на «мягкой пуховой подушке» (смысловая тавтология, чтобы подчеркнуть изнеженность). Барбос искренне рад за товарища: от умиленья чуть не плачет. И да, он не прочь получить те же почести (хотя и самокритичен: невпопад залаю) – однако не за ходьбу на задних лапах, а за свою сторожевую службу. Мораль писатель приберег на финал. Человеку не должно брать пример с болонки. Честный труд с пользой, даже если и не сопровождается достойной наградой, все же не теряет своей ценности. Нередко артистизм и откровенный подхалимаж приносят больше выгод, однако соблазняться этим не стоит. Следует выбрать жизненный путь сообразно своим способностям.
Впервые «Две собаки» И. Крылова были опубликованы на страницах журнала с витиеватым названием «Соревнователь просвещения и благотворения».
Простое предложение. Знаки препинания (окончание)
I. (Каков?) прозрачен.
Н. ф. — прозрачный.
II. Пост. — качеств.; непост. — кратк. ф., им. п., м. р., ед. ч.
III. Воздух (каков?)
I. (Что делают?) разносятся.
Н. ф. — разноситься.
II. Пост. — несов. вид, II спр.; непост. — изъявит. накл., наст, вр., 3-е л., мн. ч.
III. Голоса (что делают?)
«Ну, что, Жужутка (О), как живёшь?»
«А вы, друзья (О), как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
— Ну что, хавронья (О), ты там видела такого? — свинью спросил пастух.
«Наглец (О), как смеешь ты нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё песком и илом?»
«Ах, душечка (О)! Как хороша!»
«Спой, светик (О), не стыдись! Что, ежели, сестрица (О), при красоте такой и петь Ты мастерица?»
Тренировочные задания
к итоговой проверочной работе по темам
«Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями, однородные члены предложения»
Ф. И. _______________________
Задание №1. Расставь знаки препинания, выдели обращения в предложениях.
Задание №2. Составь предложения, используя вводные конструкции.
Задание №3. Расставь знаки препинания. Определи, чем в предложении являются выделенные слова (членами предложения или вводными конструкциями). Члены предложения подчеркни, а вводные конструкции подпиши.
Ведь кошка говорят попалась в когти льву? (Крылов) Внешний вид человека и его поведение говорят о многом. Решение выполнить все тренировочные задания в период подготовки к проверочной работе будет всегда верно. Коль до когтей у них дойдет то верно льву не быть живому (Крылов). И бурю может быть ты б выдержать могло? (Крылов) Он может быть ученым. А я бы право был гораздо боле рад зерну ячменному… (Крылов) Он имеет на это право и может распоряжаться всем своим имуществом. Иногда кажется человеку что внутри у него тугие струны и звонкие пружинки. Зубами щелкая и ощетиня шерсть глазами кажется хотел бы всех он съесть. (Крылов) (По) моему пути следом шли ребята напевая веселую песню. (По) моему такие зимы были лучшим временем в Сибири. С одной стороны улицы расположена аптека а с другой стороны стоит кинотеатр. С одной стороны предложение поехать на юг весьма заманчиво с другой стороны вызывает опасение из-за обычной в то время года жары. Обидеть можно не только делом но и словом. Так это кум иль сват и словом кто-нибудь из вашего же роду (Крылов)
Задание №4. Составьте небольшой текст (5-6 предложений) на тему «Весенние каникулы», используя не менее 3-х вводных конструкций из группы «Различные чувства».
Задание №5. Расставь знаки препинания, подчеркни междометия одной чертой.
Увы он счастия не ищет и не от счастия бежит. Ай Моська! Знать она сильна что лает на слона! Эй ямщик смотри что там чернеет! О юность бедная моя прости меня. Разбуди меня завтра рано о моя терпеливая мать! Да были люди в наше время. Нет шутки мне нейдут на ум сегодня. Эй вы горе-повара! Ну скушай же ещё тарелочку мой милый! Вот тебе на костюм велик! Батюшки не Иван ли Васильевич к нам приехал! Ах кабы ночь потемнее! Э братишка да ты основательно всё забыл.
Задание №6. Расставь знаки препинания. Объясни, какую роль выполняет слово ДА в каждом предложении (частица, союз, утвердительное слово).
Да знаете ли вы обратную дорогу? Да счастье у кого есть этакий сын. Звучал мне долго голос нежный да снились милые черты. Да были люди в наше время! Да какой вопрос-то? А я бы право был гораздо боле рад зерну ячменному: оно не столь хоть видно да сытно. На взгляд-то он хорош да зелен. Он послушал стихи да записал несколько строк в маленькую книжечку. Да в нашей реке и рыбы-то нет. Да знал я довольно близко вашего брата он был способный и хороший человек. Кто знатен и силен да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он (Крылов).
Задание №7. Подчеркни однородные члены предложения, укажи, какими союзами (обозначь группу) связаны однородные члены. Расставь знаки.
Звезды высоко но не ярко блестели на небе. Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет. Все дни я проводил в одичалом липовом парке или на мельнице-ветрянке. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. Продукты в магазине имеются в разнообразии да цены слишком выросли. Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. Каникулы были короткие зато содержательные. Дни стояли пасмурные однако теплые. Все окна как в барском доме так и в людской отворены настежь. Хотелось не только плакать но и смеяться. Внизу Арагва и Кура обвив каймой из серебра подошвы свежих островов бежали дружно и легко.
Задание №8. Составь предложения, используя составные союзы.
Радостное праздничное лучезарное настроение распирало. По дороге зимней скучной тройка борзая бежит. В нашей конторе находятся старые висячие часы. В углу гостиной стояло большое ореховое бюро. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна. Ровное монотонное бормотанье прерывалось каждые три минуты. Старый черный шелковый платок окутывал огромную шею Дикого Барина. Крупные тяжелые капли висели на глянцевитых ветках кустов. Всё спало крепким неподвижным здоровым сном. Нехлюдов вздыхал крепкий запах молодого березового листа. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме. Мы жили в подвале большого каменного дома. На дворе стояла совершенно черная непроницаемая ночь.
Задание №10. Расставь знаки препинания в каждом предложении, объясни письменно причину расстановки знаков.
Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек. Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный поселок из палаток и самих людей. Он плотничал и стекла вставлял и точил инструменты и слесарил и валенки валял и сапоги чинил. Приметы связаны со всем с росой и туманами с криком птиц и яркостью звездного неба. И рев моторов и гул зениток и гром могучего взрыва всё было неимоверно быстрым гневным. Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных кос. Ни столба ни стога на забора ничего не видно. Челкаш и завидовал и сожалел об этой молодой жизни и подсмеивался над ней и даже огорчался за неё. И отец Мити и дед и прадед все эти люди пахали землю сеяли рожь. Из бездны времени дошли до нас радость и страдания людские смех и слезы любовь и гнев вера и безверие честность и обман красота истин и уродство предрассудков. И башенному стрелку Батурину и механику-водителю Котсрюкову и радисту Орешко всему экипажу нашлось дело. В школе Иван стал учиться ни то ни сё.