Ну что ж садись светило вид тропа

Глава 22. Метонимия и синекдоха

Иллюстрация из интернета.

Есть ещё две интересные и яркие разновидности метафоры —
метонимия и синекдоха.

Вспомним прочувствованные строки Б.Пастернака:

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

Мы говорим: «читаю Пушкина» (вместо «произведения Пушкина»),
«Бразилия выиграла» (вместо «футбольная команда Бразилии»),
«голова прошла» (вместо «головная боль»).

Из-за непонимания метонимии могут возникнуть смешные ситуации. Однажды человеку поручили сторожить дверь. Он посидел-посидел, потом ему это недоело. Снял он дверь с петель и закрыл её в кладовку, думая, что там её никто не украдёт.
А ведь суть поручения была в другом: охранять дверь значило в данном случае охранять помещение за дверью. Так при формулировании приказа была использована метонимия.

Ещё один пример неумелого использования метонимии. Ученик, посетив музей-заповедник А.С. Пушкина в Михайловском, написал в сочинении:

«Пушкин очень любил Байрона, поэтому и повесил его над диваном».

Вы это представили?! Жутковатая картина!

А речь тем временем шла о портрете английского поэта, который действительно висел в кабинете Пушкина. Но в этом случае метонимия, увы, неуместна.

а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан:
В кабинете Онегина «Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе»
(Вместо слов « янтарная трубка», «фарфоровые и бронзовые изделий»)
***
б) между содержимым и содержащим:
«Ковши круговые, запенясь, шипят» (А.Пушкин)
(Вместо «запенилось вино в ковшах»)
***
«Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!» (И.Крылов)
***
в) между действием и орудием действия:
«Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам. (А.Пушкин)
***
«Перо его местию дышит» (А.К.Толстой)
***
г) между автором и его произведением:
«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» (А.Пушкин)
***
д) между местом и его обитателями:
«Но тих был наш бивак открытый» (М.Лермонтов)
***
е) между одеждой и человеком:
И вокруг такой галдёж –
Ничего не разберёшь!
Мчатся мимо мамы, папы,
Пиджаки, жакеты, шляпы.
(И. Резникова)

***
ж) между внешними признаками и человеком:
«Эй, борода! Уступи место!»
(Вместо «человек с бородой»)
***
з) между внешним признаком и событием:
«Могильной засыплюсь землёю» (А.Пушкин)
(Вместо «умру»)
***
и) между учреждением и сотрудниками:
«Завод принял решение»
*** (Вместо «работники завода»)
к) между человеком и его музыкальным инструментом:
«Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь» (вместо «гармонист»)
(М. Исаковский)
***

Часто метонимия и метафора, встречаются в одном сочетании, например:
«зал кипит». А иногда их бывает трудно отличить.

Помните: метафору можно всегда перефразировать в сравнение с помощью сравнительных союзов (словно, будто, подобно), а с метонимией это невозможно.

А вот предложение «дремлет усталый город» нельзя так трансформировать, ведь нам ясно, что в городе дремлют именно люди, — следовательно, это метонимия.

Виды синекдохи:
а) обозначение части вместо целого:
«Белеет парус одинокий» (М.Лермонтов)
***
б) целого вместо части:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. (С.Орлов)
***
в) единственного числа вместо множественного:

Но вообще, как отмечено в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа», граница между метонимией и синекдохой достаточно условна.

Источник

Метонимия. Синекдоха. Перифраза. Гипербола. Литота.

Выразительные средства лексики.

МЕТОНИМИЯ(metonomadzo – переименовывать) – вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей.

Существует несколько видов метонимии, наиболее употребительны следующие:

1. Употребление слов «аудитория», «класс», «школа», «квартира», «дом», «завод», «город» и т.д. для обозначения людей.

У К.М. Симонова в одном из стихотворений читаем: «И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко». В первом и во втором случае слово зал означает людей, в третьем – «помещение».

2. Упоминание имени автора вместо его произведения.

Читал охотно Апулея (вместо: книгу Апулея «Золотой осел»), А Цицерона не читал. (А. Пушкин)

Я сейчас читаю Гоголя.

3. Материал и изделие из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун).

Спортивные комментаторы часто используют этот приём: «Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам». Или: весь шкаф занят серебром; «не то на серебре, на золоте едал»

СИНЕКДОХА– вид метонимии, употребление одного слова вместо другого при наличии между соответственными понятиями количественногоотношения.

Пример синекдохи из детского стихотворения:

И вокруг такой галдёж –
Ничего не разберёшь
Мчатся мимо мамы, папы,
Пиджаки, жакеты, шляпы.
Из мясного магазина
Прибежала тётя Зина.

Если воспринять этот отрывок в прямом смысле, то получится, что по улице неслись наряду с людьми (мамами, папами, тётей Зиной) ещё и вещи (пиджаки, жилеты, шляпы).

При использовании синекдохи название одежды может в переносном смысле употребляться для обозначения человека, который носит эту одежду.

Наиболее употребительные виды синекдохи:

1. Часть явления называется в значении целого.

Например: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин), т.е. корабли под флагами всех стран.

2. Целое в значении части.

Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:
— Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ?

3. Единственное число в значении общего и даже всеобщего.

Например: Отсель грозить мы будем шведу. (Имеется в виду – шведам)

И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия, солдаты)

4. Замена числа множеством:

Например:
Мильоны вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок)

5. Замена родового понятия видовым.

Например: …Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой. ( Вместо родового, более широкого понятия деньги употреблено видовое, более узкое – копейка, а вместо множественного числа употреблено единственное)

6. Замена видового понятия родовым.

Например: Северная Венеция – Санкт-Петербург, царь зверей – лев, голубая планета — Земля, цветы жизни — дети.

Многие перифразы становятся общеизвестными, популярными, бытуют в нашей речи на уровне оборотов, готовых для определённых случаев жизни.

Например: О Москве мы можем сказать иначе — златоглавая столица, о Петербурге — город на Неве или словами Пушкина — Петра творенье; о животных, используя есенинские строки, — братья наши меньшие; врачей вслед за публицистикой назовём людьми в белых халатах; осень для многих из нас — «Унылая пора! Очей очарованье!»

В перифразе обычно внимание уделяется одному существенному признаку явления, предмета, человека и т.д., а остальные как будто уходят в тень, давая возможность тому, что важно для автора, стать ярче, значительнее.

Разновидностью перифразы являетсяЭВФЕМИЗМ— (от греч. euphemismos — воздержание от неподобающих слов), — слово или выражение, служащее в определённых условиях для замены нежелательных, невежливых, слишком резких высказываний.

Например, высшая мера наказания вместо «смертная казнь», ваш сын — невоспитанный ребёнок вместо «хам и грубиян», они обменялись любезностями (иронич.) вместо «обругали друг друга».

Вот как при помощи эвфемизмов облагораживали свою речь дамы губернского города N в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»:

Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в коем случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намёк на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведёт себя» или что-нибудь вроде этого.

Эвфемизм часто служит средством сатирического изображения. Замена более грубых определений смягченными выражениями здесь не затрагивает сущности явления и даже способствует его подчёркиванию.

Вот пример из притчи Ф.Д. Кривина «Полуправда»:

ГИПЕРБОЛА (греч. — преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление.

Например: Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении (например, «тысячу раз», «целая вечность», «бесценный», у Гоголя про Днепр: «нет реки, равной ему в мире»), но также и в образном выражении. В последнем случае, внешне сближаясь с метафорой, гипербола существенно от нее отличается тем, что направлена она не к обогащению содержания мысли образным ее выражением, но к тому, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли.

Гипербола – один из излюбленных приёмов устного народного творчества.

Например, в былине о Вольге и Микуле крестьянин Микула Селянинович наделён огромной силой: он поднимает одной рукой, отряхивает и бросает под ракитовый куст свою соху, которую не могла сдвинуть с места вся дружина князя:

И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

У героя другой былины Ильи Муромца такой могучий конь, что, отслужив заутреню (утреннюю церковную службу) в Муроме, к обедне (обеденной церковной службе) Илья собирается прискакать на своём коне «в стольный Киев-град». (От Мурома, города во Владимирской области, до Киева не менее тысячи километров по прямой).

Также былине об Илье Муромце есть описание того, как богатырь бьётся в самой гуще вражеского войска:

Как вправо-то махнёт – станет улица,
А налево махнёт – переулочек.

Это гипербола в самом своём чистом виде. Всё, что происходит в наших былинах и сказках, часто принимает гиперболический облик. Конь с богатырём скачет «ниже облака ходячего, выше леса стоячего». Свистнет богатырь – и «леса к земле преклоняются». Народ словно любуется своей силой, и всё в его воображении вырастает до огромных размеров.

В поэтической речи гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п.

Например, у Пушкина:

Да! если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп — я захлебнулся б

В моих подвалах верных»

Особенно богат такими гиперболическими фигурами в нашей литературе стиль Гоголя: «Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание!» («Жизнь»); «Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу» («Вий»).

Используется гипербола для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны.

И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел»

Или у Н.В. Гоголя: «Шаровары, шириной в Черное море»; «Рот величиной в арку Главного штаба».

ЛИТОТА (литотес; др.-греч. — простота, малость, умеренность) — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя.

Литота — сопоставление двух разнородных явлений, основанное на каком-либо признаке, общем им обоим, но представленном в явлении — средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении — объекте сопоставления.

Литота есть в народных и литературных сказках: «Мальчик-с-пальчик», «мужичок-с-ноготок» «девочка-дюймовочка», «избушка на курьих ножках».

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит:
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.
Я гладил все его; как шелковая шерстка.

К литоте часто обращался Н. В. Гоголь. Например в повести «Невский проспект»: «Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить»; «Талии никак не толще бутылочной шейки».

Н. А. Некрасов в «Песне Ерёмушке»: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить».

В поэме «Крестьянские дети» он использовал фольклорное выражение «мужичок с ноготок»:
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

Источник

Средства художественной выразительности

(2 часа)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о стилистических фигурах и тропах при подготовке к ЕГЭ.

Существенное свойство художественной речи – изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средства художественной изобразительности многочисленны и разнообразны. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи. Наша задача сегодня – систематизировать знания о средствах художественной изобразительности, учиться видеть их работу в произведении. Что такое троп и что такое стилистическая фигура (фигура речи), в чем их различие?

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Стилистическая фигура (фигура речи) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Учитель. Итак, за работу. Отгадайте: о чем пойдет речь? Она бывает простая, развернутая, лексическая. Что это?

Учащиеся. Это метафора.

– Что такое метафора?

(В переводе с греческого метафора обозначает перенос. Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).)

– Метафора – это один из наиболее распространенных тропов. Как вы думаете: почему?

(Это объясняется тем, что сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Кроме того, нужно отметить такие особенности метафоры, как компактность и образность. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.)

– Даны примеры: говор волн, стальное перо, стрелка часов, нос корабля, ножка стола, заря жизни, дверная ручка, лист бумаги, град пуль, закат пылает, льется речь. Постарайтесь сгруппировать эти примеры. Сколько групп получилось? Обоснуйте ответ.

(Две группы: 1) стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги; 2) говор волн, нос корабля, ножка стола, заря жизни, град пуль, закат пылает, льется речь. В первой группе примеров метафора лексическая (мертвая, окаменевшая, стертая), во второй – простая. Простая метафора построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Если первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается, не осознается говорящим, то это метафора лексическая.)

– Прочитайте следующее предложение:

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

Никто не станет отрицать, что оно метафорично. Какая метафора в данном предложении? Как она называется?

(Это развернутая метафора.)

– Дайте определение метонимии и синекдохи. Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа.

1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)

2) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)

3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

4) Перо его местию дышит. (А.К. Толстой)

5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)

6) Пуще всего береги копейку. (Н.Гоголь)

7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

8) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

9) Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов)

10) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)

(Метонимия в переводе с греческого означает переименование. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Синекдоха – разновидность метонимии, в переводе с греческого означает соподразумевание. Синекдоха – это перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот.

В примерах 1, 3, 4, 7, 9 – метонимия, в 2, 5, 6, 8, 10 – синекдоха.

В примере 1 наблюдается связь между предметом и материалом, из которого предмет сделан, в примере 3 – между содержимым и содержащим, в (4) – между действием и орудием этого действия, в (7) – между автором и его произведением, в (9) – между местом и людьми, находящимися на этом месте.

В (2) автор употребляет часть вместо целого (флаги в значении «корабли», в (5) – родовое название вместо видового (светило вместо солнце), в (6) – видовое название вместо родового (копейка в значении «деньги»), в (8) – ед. ч. в значении мн. ч., в (10) – мн. ч. в значении ед. ч.)

– Что объединяет следующие примеры?

1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко)

2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)

3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)

4) Волков бояться – в лес не ходить. (Пословица)

5) Люди знали: где-то, очень далеко от них идет война. (В.Ажаев)

(Примеры 2, 4, 5 отражают явления бессоюзия, а 1, 3 – многосоюзия. Бессоюзие имеет другое название – асиндетон. Бессоюзие – это бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием. У многосоюзия другое название – полисиндетон.

Многосоюзие – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно используется для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.)

– Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения? (Учитель читает определение, ученики называют термин.)

Стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но разных по значению. – Парономазия (1).

Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. – Антитеза (2).

Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличье волка, коварство – в виде змеи и т.д. – Аллегория (3).

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Гипербола (4).

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. – Ирония (5).

Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Литота (6).

Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. – Оксюморон (7).

Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. – Олицетворение (персонификация) (8).

Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. – Парафраз и парафраза, перифраз и перифраза (9).

Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. – Параллелизм (10).

Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось не высказанным. – Умолчание (11).

– Установите соответствие данных примеров с приведенными выше определениями.

Туманный Альбион (вместо Англия). – (9)

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (В обращении к ослу.) (И.Крылов) – (5)

Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин) – (11)

О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно? – (8)

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) – (6)

В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) – (4)

Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) – (2)

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица) – (2)

– В соответствии с темой урока приведите лингвистический комментарий следующих примеров:

1) Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.

3) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

4) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

(В начале каждого параллельного ряда во всех примерах повторяются одни и те же элементы. Такая стилистическая фигура называется анафорой, или единоначатием. Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков) – пример 1; морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов) – пример 2; лексической (повторение одних и тех же слов) – пример 3; синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций) – пример 4; строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. ».)

Вопрос об использовании анафоры в прозаической речи вызвал у учащихся затруднение. Для анализа был дан следующий пример:

Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)

(В качестве примера дан период. Период – это сильно распространенное простое предложение или многочленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение. Суть анафоры в периоде заключается в том, что члены периода – повышение и понижение – начинаются одними и теми же словами.)

– Сейчас мы обратимся к примерам, которые позволят понять суть стилистической фигуры, противоположной анафоре.

1) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)

2) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

(Стилистическая фигура, противоположная анафоре, – это эпифора, т.е. повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).)

– Писатели и поэты в своих произведениях широко используют градацию. Ваша задача – вписать в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.

– Определите тип градации в следующих примерах:

1) Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)

2) Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков)

(Примеры 1, 3 – градация восходящая, пример 2 – градация нисходящая.)

– Поговорим об инверсии. Что такое инверсия?

(Это стилистическая фигура. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.)

– Обратимся к конкретным примерам. Найдите инверсию в следующих предложениях.

1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)

2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)

3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М.Салтыков-Щедрин)

4) Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)

(В первом предложении имеет место инверсия главных членов, во втором – инверсия согласованных определений, в третьем – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия обстоятельства меры и степени.)

– Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. Как вы думаете, какой член предложения оказывается в наиболее выигрышном положении? Проанализируйте следующие примеры:

1) Помогла детям чистейшая случайность.

2) Не надеюсь я на его аккуратность.

3) За Отчизну сражались герои-партизаны.

4) Рассказ он написал замечательный.

5) С радостью было воспринято это сообщение.

(В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало, если только это место не является для него обычным, или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. В первом примере инверсировано подлежащее случайность, во втором – сказуемое не надеюсь, в третьем – дополнение за Отчизну, в четвертом – определение замечательный, в пятом – обстоятельство образа действия с радостью.)

– Инверсию каких членов предложения мы наблюдаем в следующих предложениях? (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев)

2) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин)

3) Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)

4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф.Гладков)

5) Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково. (С.Аксаков)

6) Да, мы дружны были очень. (Л.Толстой)

7) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.Тургенев)

– Насколько верно утверждение, что парцелляция и присоединение – это одно и то же, синонимы?

(Верно частично. Присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами. В последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают. Парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения. Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.)

– Дадим определение парцелляции.

(Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.)

– Прочитайте следующие примеры и скажите, есть ли в них присоединение.

1) С девушкой он вскоре поссорился И вот из-за чего. (Гл. Успенский)

2) У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панферов)

3) Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький)

4) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина)

(Нет, во всех примерах мы наблюдаем парцелляцию.)

– Один из частотных тропов – сравнение. Что называется сравнением?

(Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.)

– Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача – определить способы выражения сравнения в данных примерах.

1) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)

2) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)

3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)

4) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Лермонтов)

5) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)

(Сравнение выражено в примере 1 – творительным падежом; в примере 2 – формой сравнительной степени прилагательного; в примерах 3, 4 – оборотами со сравнительными союзами; в примере 5 – лексически, при помощи слова подобна.)

– Какие еще способы выражения сравнения вы знаете?

(Сравнение может быть выражено фразеологическим оборотом; сущ. в им.п. в роли именной части сказуемого или приложения; СПП с придаточным сравнения; наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-. ому, по-. ему, по-. и.)

– Даны два примера. Определите, в чем различие между сравнениями в первом предложении и во втором.

1) Ее уста, как роза, рдеют. (А.Пушкин)

(1 – сравнение простое, предметы сравниваются по одному общему у них признаку; 2 – сравнение развернутое, построено на сопоставлении многих схожих черт.)

– Еще один пример. В чем его особенность?

То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене. («Слово о полку Игореве»)

(Сравнение построено не на сопоставлении двух явлений, а на их противопоставлении. Это сравнение отрицательное.)

– А теперь по характерным признакам постарайтесь угадать, какая стилистическая фигура имеется в виду.

– В переводе с греческого это слово обозначает выпадение, опущение. Пропущенный элемент высказывания легко восстанавливается в данном контексте или ситуации. Писатели и поэты используют эту стилистическую фигуру для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи. Догадались? Правильно, это эллипсис. Подтвердим сказанное примерами.

1) Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой)

2) Шампанского! (А.Чехов)

3) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки. (М.Салтыков-Щедрин)

– Решив задачу «Четвертое лишнее», вы поймете, о каком тропе пойдет речь.

(Лишним является пример 3, в примерах 1, 2, 4 используются эпитеты, в примере 3 эпитет отсутствует.)

– Что называется эпитетом?

(Эпитет – это художественное, образное определение.)

– Необходимо знать о том, что существует расширительное толкование эпитета*, при котором эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол: мороз-воевода, ветер-бродяга, старик океан; гордо реет.

А теперь попробуйте самостоятельно продолжить ряд примеров: красна девица, море синее, солнце красное.

(Речь идет о постоянных эпитетах. Они часто встречаются в народном поэтическом творчестве, переходят из одного произведения в другое. Примеры постоянных эпитетов можно продолжить: добрый молодец, поле чистое, тучи черные, зелена трава и т.д.)

– Скажите, пожалуйста: что можно назвать риторическим, имея в виду тему нашего урока? (Риторическим бывает обращение, вопрос.)

– В чем особенности этих стилистических фигур? (Риторическое обращение состоит в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему. На риторический вопрос не ожидается ответа.)

– В каких из приведенных примеров встречаются риторические обращения?

1) Приятель дорогой, здорово! (И.Крылов)

2) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)

3) Старик! О прежнем позабудь. (М.Лермонтов)

4) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин)

5) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (И.Никитин)

(Риторические обращения встречаются в примерах 2, 4, 5.)

– Сравните два предложения. Какое из них представляет собой риторический вопрос? (Второе.)

1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б.Горбатов)

2) На кого не действует новизна? (А.Чехов)

Обратимся к тексту М.Пришвина «Неведомому другу». Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с последующим анализом.)

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые.

Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички – подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей.

И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

Домашнее задание. Произведите такой же анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения почек».

Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало.

Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зеленая свеча, находит себе такую же свечу, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.

Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в темной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу.

Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.

* С таким расширительным толкованием категорически не согласен автор знаменитого «Поэтического словаря» А.Квятковский. – Прим. ред.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *