Ну что лешка рассказать тебе
Стили речи (характеристика, примеры текстов)
Просмотр содержимого документа
«Стили речи (характеристика, примеры текстов)»
Обмен мыслями, впечатлениями, общение
Сообщение, передача научной информации
Точная передача деловой
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств
Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности
Широкое использование изобразительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Определите стиль речи, укажите характерные черты.
“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
Все кактусы – а разных видов их имеется множество – обладают великолепным набором приспособлений к жизни. И маленькие, и большие, и круглые, как ежи, и те, что похожи на толстые зеленые столбы, – все они даже в самое сухое время до отказа наполнены водой. Животные, чтобы утолить жажду, разбивали бы, разгрызали эти растения-водоёмы, и, кто знает, сохранилось бы тогда хоть малое число их!
Глянцевитая плотная кожица его толстого стебля, как кожица листа, пронизана устьицами, и, как в листе, под ней залегают зеленые зерна хлорофилла. А совсем не нужные этому растению расточители влаги – нежные листья превратились в жесткие колючки-защитники.
Самые большие кактусы похожи на гигантские многорожковые подсвечники – канделябры.
Они поднимаются над сухими холмами на высоту трех-, а то и пятиэтажного дома и хранят в себе до шести тонн воды – две автомобильные цистерны!
Как умудряется растение собирать здесь такое богатство? Ведь и под землей в этих местах не просто добыть влагу: слишком тверда спекшаяся, сцементированная почва, слишком много в ней щебня.
Нет, кактус ищет воду не там. Его неглубокие, но длинные корни раскинулись вширь во все стороны на 20-30 метров. В сухие бездождевые сезоны каждый кактусовый корешок словно бы притаится, замрет, а кончик у него даже совсем отсохнет.
Но вот с громом, с молнией приходит пора дождей – зимних или летних, время стремительных, водопадных ливней, и смотри: корни кактуса воспрянули! Быстро, быстрее, чем хвост ящерицы, отрастают у них отсохшие кончики, и растение начинает жадно, неустанно всасывать свежую воду, пока полностью не зальет свои просторные емкости. А потом огнем гори земля и небо под немилосердным мексиканским солнцем!
Кактусу уже не страшно днем. Чтобы не отдавать ни капли из своих сбережений, он плотно сомкнет устьица. Только ночью он открывает их, вбирая с воздухом необходимый углекислый газ.
Таким способом и еще какими-то пока не совсем ясными науке ухищрениями растению удается необычайно долго сохранять накопленное в дожди богатство.
Почему кактусы выживают в безводных, раскаленных почвах?
Урок по теме «Стили речи»
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:
Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.
Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.
Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.
2. Фронтальный опрос.
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.
3. Проверка д/з:
(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)
Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.
– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
Художественный
(зачем?)
информации
(где?)
деловые бумаги
Доклады учащихся:
Разговорный стиль
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: атмосфера, деликатничать.
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка
Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
– Художественная литература (художественный)
4. Лексическая игра
Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.
Общеупотребительная
Разговорная
– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?
– Проверяем все (самопроверка)
Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)
5. Самостоятельная работа ( в группах)
Инструктаж перед с/р.:7
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 1:
“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.
Задание для группы № 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Задание для группы № 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Задание для группы № 4:
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Задание для группы № 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.
Вопрос к другой группе:
6. Подведение итогов.
Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.
Самопроверка (открывается доска со словами).
7. Домашнее задание.
Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите
данный материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст
(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.
8. Редактирование текста.
Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.
Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.
К какому стилю относится данный текст?
Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.
Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.
(Из тетради по истории ученика 6-го класса).
Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи
г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам
Определить стиль речи (русский язык)
№ 1:
“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.
№ 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
№ 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
№ 4:
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
№ 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
P.S. стилей речи бывает: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Заранее спасибо)
1) Разговорный;
2) Официально-деловой;
3) Научный;
4) Публицистический;
5) Художественный;
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме » Стили речи»
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Горбачёва Любовь Анатольевна
Предмет: русский язык
Тип урока: повторение и обобщение изученного в 5-8 классах
Тема урока : Стили речи.
Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
Развивать логическое и аналитическое мышление.
Развитие мотивации к исследовательской деятельности
Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Знать названия стилей, уметь их различать, определять их жанры, тему, основную мысль текста, его тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Устанавливают причинно-следственные связи. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Организационная структура урока
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые способы деятельности
Приветствие, проверяет готовность к уроку, психологический и эмоциональный настрой на урок. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:
Учитель: Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.
Приветствую учителя, психологически и эмоционально настраиваются на урок
Владеют навыками самоорганизации, организации рабочего места.
-Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит?
— Какие стили вы знаете?
-Составим кластер по теме.
— Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса: С кем? Где? Зачем? Говорим
Зачитывают определение стиля
Называют определение, которое подходит к теме урока (Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
Учащиеся перечисляют стили речи.
Составляют кластер по теме.
Владеют навыками работы со словарной статьёй, осознанного чтения, умеют делать выводы, высказывают свою точку зрения
Систематизация знаний по теме урока
-На эти вопросы ответят выступающие, которые подготовили небольшие доклады про стили речи. Остальные учащиеся заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля.
Доклады учащихся о стилях : научном, официально – деловом, художественном, разговорном, публицистическом.
Учащиеся заполняют таблицу о стилях литературного языка.
Умение слушать, владеют способами конструктивного взаимодействия, ориентируются на слух определять основные признаки стиля и заполнять таблицу.
-Проверьте правильность заполнения таблицы. (Экран).
Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
-Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
-Передача научной информации, термины (научный)
-Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
-Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
-Художественная литература (художественный)
Учащиеся отвечают, определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения, аргументируют свою точку зрения.
Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, ориентируются в учебном материале, адекватно реагируют на оценку сверстников.
Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы(распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях.
(Вершина, преграда, опасаться, изгнать, лик, тревожиться, верх, препятствие, бояться, прогнать, волноваться, лицо, макушка, помеха. Трусить, выставить, психовать, морда)
Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы
можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно
определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
— На что вы будете обращать внимание?(показать на схему): где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Ученики у доски распределяют слова в три колонки: общеупотребительная лексика, разговорная, книжная. Остальные учащиеся выполняют в тетрадях
Работают в группах, отвечают, аргументируя свою точку зрения, используя таблицу. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений. Высказывают своё мнение по вопросам соблюдения стиля, отношения к жаргону, к иноязычным словам. Выразительное чтение текстов.
Ориентируются в учебном материале, применяя знания, умеют слушать, принимают и сохраняют учебные задачи. адекватно реагируют на оценку, владеют навыками самоконтроля.
Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.
Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли- в роли редакторов. Перед вами текст, в
котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не
соответствующие стилю, исправьте текст.
Записывают названия стилей.
Редактируют текст, выразительно его читают, указывают на ошибки.
Ориентируются в учебном материале, применяя знания, адекватно реагируют на оценку, владеют навыками самоконтроля.
Ориентируются в учебном материале, принимают и сохраняют учебные задачи, формулируют свою точку зрения, адекватно реагируют на оценку
Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите данный материал, выполнив упр. 23, п. 3.
Записывают, задают уточняющие вопросы
Тексты для редактирования
К какому стилю относится данный текст? Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.
Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины. (из тетради по истории ученика 6 класса).
Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи
Соколова А.П., живущего по адресу:
Уважаемая, Любовь Георгиевна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам.
А.Соколов. 10 июля 2019г.
Задания для работы в группе.
Задание для группы № 1:
Население — 3032 чел. (2017)
Климат умеренно континентальный, с недолгим летом и холодной зимой.
По данным РАМН, Кологрив отличается ярко выделяющимся пиком «украинских» (украинских или белорусских) фамилий по сравнению с соседними городами.
Экономика города в основном держится на лесных угодьях района.
Задание для группы № 2:
Задание для группы № 3:
Задание для группы № 4:
В лесах на севере Костромской области затерялся небольшой городок Кологрив. Добраться туда нелегко, но оно того стоит: ты попадаешь в другой мир, законсервированный десятки лет назад и сохранивший очарование прошлого. Правда, туристы сюда наведываются нечасто. А на местное население старинный шарм не действует, поэтому кологривцы и уезжают.
Задание для группы № 5: