Нрс в гражданской обороне что это
Гражданская оборона: основные понятия и задачи
Гражданская оборона это:
система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основные понятия:
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
Задачи гражданской обороны
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
История гражданской обороны
В ходе Первой мировой войны, в 1915 году, создаётся специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных действий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха.
После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду.
30 ноября 1914 года командующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит приказом № 90 объявил специальную инструкцию, в соответствии с которой впервые была организована оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман.
8 декабря 1914 года «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.
Под руководством генерал-майора Г.В. Бурмана объединялись действия «лётчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника». Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах противника была развёрнута сеть наблюдательных постов. На позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены изготовленные по специальному заказу на Путиловском заводе артиллерийские орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам.
Из состава Гатчинской авиационной школы были отобраны экипажи, подготовленные к борьбе с летательными аппаратами противника.
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»
МЧС России, совместно с заинтересованными структурами, проведена большаяРАБОТА по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала. Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Пожарно-спасательные подразделения ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности.
В Основе госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.
Данный документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.
Порядок расчета количества персонала на предприятиях в военное время
Сотрудники компании ООО «Спецпроект Групп» предоставляют полный комплекс услуг по разработке МОБП и мероприятий гражданской обороны. Вся проектная документация разрабатывается нами в соответствии с нормами СНиП и другими законодательными актами. Мы оказываем помощь в решении вопросов индивидуальной разработки спец разделов всем предприятиям вне зависимости от формы собственности. Практический опыт наших сотрудников позволяет нам приниматься за решение задач любой сложности. Хорошая осведомленность в сфере мероприятий ГО и полный комплект документов позволят вам грамотно организовать работу на вашем предприятии даже в военное время.
Что требуется, чтобы рассчитать наибольшую рабочую смену (НРС)?
Порядок функционирования трудовых ресурсов в военное время предусматривает определенные ограничения по количеству задействованных сотрудников. Для того чтобы избежать излишней паники при наступлении чрезвычайной ситуации руководители предприятий и начальники штабов ГО должны:
Формулы для расчета НРС в военное время
Формула для расчета наибольшей рабочей смены может варьироваться в зависимости от наличия или отсутствия штатного расписания. Если на предприятии имеется штатное расписание, то она принимает следующий вид:
НРС = (Прс + Пддс + По + Групр/бр) : S + Побс,
где Прс – количество рабочих, а также служащих и руководителей, входящих в состав смены;
Пддс – количество дежурной бригады;
По – вахтовые работники (охранники, сторожа и т.д.);
Групр/бр – руководящий состав;
S – количество рабочих дней (смен);
Побс – персонал, задействованный для обслуживания смены.
Если предприятие функционирует без утвержденного штатного расписания, формула примет следующий вид:
К вышеизложенным обозначениям добавляется несколько новых, расшифровка которых приводится ниже:
Пвс – общее число рабочих, служащих, руководителей, закрепленных за данной сменой;
Пвсрф – количество работников, призванных в армию;
Пзам – количество новых работников, прошедших профессиональную подготовку и способных заменить убывших на военную службу.
При этом приведенная методика должна быть дополнена следующими расчетами для определения:
Квалифицированная помощь
Сотрудники ООО «Спецпроект Групп» помогут вам выполнить этот и другие виды расчетов, необходимых в процессе разработки разделов ИТМ. Также мы занимаемся разработкой мероприятий по охране окружающей среды для объектов строительства. Сроки проведения работ оговариваются индивидуально и зависят от характеристик проектируемого объекта. Стоимость наших услуг включает не только разработку мероприятий, но и их согласование в контролирующих инстанциях.
Каким организациям необходимо создание защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО)?
для НРС, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
для работников максимальной по численности, работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.
Противорадиационные укрытия создаются для НРС, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Укрытия создаются для НРС, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);
для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне»
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482, N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4192, N 52 (ч. 1), ст. 6992; 2013, N 27, ст. 3450, N 52 (ч. 1), ст. 6969) приказываю:
Утвердить прилагаемый Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36034
Типовой порядок
создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
(утв. приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701)
2. НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» могут создавать, содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение N 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).
6. Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
определяют организации, создающие НФГО;
организуют создание и подготовку НФГО;
осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
7. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»*(2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России и его территориальные органы), осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны, в том числе осуществляет координацию деятельности, методическое руководство созданием, обеспечением готовности и применением НФГО.
8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
определяют организации, создающие НФГО;
организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;
организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;
осуществляют обучение личного состава НФГО;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
10. НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.
12. Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(3) и от 27 апреля 2000 г. N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»*(4).
14. Подготовка и обучение личного состава НФГО осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»*(5) и от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(6), а также нормативными и методическими документами организаций, создающих НФГО.
ГАРАНТ:
См. примерную программу курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в области гражданской обороны, утвержденную МЧС России 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-26-11
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2641; 2009, N 17, ст. 2093; 2010, N 19, ст. 2316.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 47, ст. 5334.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1991; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3056; 2012, N 1, ст. 154.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2006, N 34, ст. 3689; 2008, N 43, ст. 4948.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3064; 2010, N 38, ст. 4825.
Приложение N 1
к Типовому порядку создания нештатных
формирований по обеспечению выполнения
мероприятий по гражданской обороне,
утв. приказом МЧС России
от 18 декабря 2014 г. N 701
Примерный перечень
создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
1. Примерный перечень
создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
Рекомендуемая численность личного состава, чел.
Команда по ремонту и восстановлению дорог и мостов
Аварийно-технические команды по электросетям, по газовым сетям, по водопроводным сетям, по теплосетям
Команда охраны общественного порядка
Команда защиты и эвакуации материальных и культурных ценностей*
Команды защиты растений, животных
Команда для перевозки грузов, населения
Подвижные пункты питания, продовольственного (вещевого) снабжения
Группа по обслуживанию защитных сооружений
Станции специальной обработки транспорта, одежды
Пункт санитарной обработки
Подвижные ремонтно-восстановительные группы по ремонту автомобильной, инженерной и другой техники
Вопросы по гражданской обороне, часто задаваемые Начальнику Главного управления МЧС России по г. Москве
1. Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
В соответствии с п. 2 Правил отнесения организаций к категории по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804) отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:
— организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;
— организации, имеющие мобилизационные задания (заказы);
— организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
— организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016
№ 804 и на основании Методических рекомендаций по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденных заместителем Министра МЧС России А.П. Чуприяном 11.11.2016
№ 2-4-71-69-11.
На основании п. 5 Правил отнесения организаций к категории по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804) организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпораций и государственные компаний по согласованию с МЧС России утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и направляют в месячный срок выписки из перечня организаций отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти организации.
2. Порядок подготовки рабочих и служащих в организациях
Организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.
Осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации.
Создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
Разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
Организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы.
Планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.
Основание:
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000
№ 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2017
№ 470 «Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС» МЧС России от 22.02.2017 № 2-4-71-8-14.
3. Порядок подготовки работников по вопросам ГОЧС в организациях
Программа вводного инструктажа по ГО и ЧС разрабатывается лицом, назначенным для проведения вводного инструктажа, и утверждается руководителем организации.
На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку. Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.
Лица, назначенные для проведения вводного инструктажа и курсового обучения работающего населения по ГО и защите от ЧС, в обязательном порядке должны быть обучены на курсах ГО муниципальных образований, учебно-методических центрах ГО и ЧС субъектов Российской Федерации или в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС.
Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:
а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников
б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников
Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с нормами, предусмотренными в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
4. Порядок уточнения организаций, находящихся в зонах возможных опасностей на территории города Москвы
В соответствии с новыми подходами в области эвакуации и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2016 № 61 «О внесении изменений в правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» эвакуация населения, материальных и культурных ценностей города Москвы проводится из зон возможных опасностей: химического, биологического заражения, радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления, сильного разрушения.
По вышеперечисленным вопросам необходимо обращаться в территориальные управления по АО Главного управления МЧС России по г. Москве.