Нрк что это в школе

Авторская программа «Внедрение национально-регионального компонента на уроках окружающего мира»

. Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно.
Н. Сладков

На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.

Данная авторская программа разработана на основе материала учебника Н.Ф. Виноградовой “Окружающий мир” для 2, 3, 4 классов. При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.

Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики Татарстан и Бавлинского района, растительным и животным миром РТ, Красной книгой РТ и Бавлинского района, с реками Республики, природными памятниками нашего края и т.д.

Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология.

В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи. При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, РТ; Красную книгу РТ и Бавлинского района.

Основные цели программы:

Использование НРК на уроках способствует:

Учащиеся будут знать:

Учащиеся будут уметь:

Учащиеся будут воспитывать в себе:

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента во 2 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 2 класс часть 1, 2

Всего по программе 68 часов, из них НРК 7-8 часов или 10-15 минут на каждом уроке.

Тема урока по программе

1.Что такое здоровье? Можно ли изменить себя, чтобы меньше болеть?

2.Физическая культура

Известные спортсмены Татарстана, Бавлинского района.

Посещение квартиры-музея чемпиона мира по лёгкой атлетике В. Р. Матвеева.

Урок-встреча с тренерами спорткомплекса города.

Кто живёт рядом с тобой.

2.Чем семья занимается в свободное время.

Исследовательская работа совместно с родителями: “Сколько поколений живёт в твоей семье?” (составление генеологического древа семьи.)

Традиции татарского народа. Национальные праздники: Сабантуй, Навруз.

Семейный праздник: “Папа, мама, я – спортивная семья”

1.Родина – что это значит?

2.Чем знаменит твой родной край.

4.Знаменитые города России.

5.Как трудятся россияне.

6.Россия-многонациональная страна.

Татарстан на карте России.

Бавлинский район на карте Татарстана.

Улицы, по которым я хожу.

Знаменитые города: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск.

Крупные предприятия республики. Что выпускают, где находятся.

Чем занимаются люди на селе.

Где работают родители.

Урок-экскурсия на хлебозавод (в пекарню), в пожарную часть ПЧ-14, в районный краеведческий музей.

Национальный состав Татастана.

Урок-выставка “Бабушкин сундук.” (национальные костюмы)

1.Царство живой природы.

3.Лес и его обитатели.

4.Водоём и его обитатели.

5. Природа и человек.

Урок-экскурсия к речке “Бавлинка”. Наблюдение за живой природой.

Животный и растительный мир Татарстана.

Разнообразие животного и растительного мира.

Урок-экскурсия в краеведческий музей в отдел “Живая природа”

Красная книга растений и животных Татарстана и Бавлинского района.

Урок-викторина “Жители наших лесов”.

Работа с картой РТ. Знакомство с названиями

водоёмов РТ. Значение и охрана водоёмов. (Куйбышевское, Заинское, Нижнекамское, Карабашское водохранилища.)

Урок-экскурсия к родникам города Бавлы.

Урок-экскурсия в лес с целью ознакомления учащихся с проблемами защиты окружающей среды.

Решение логических задач по экологии.

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 3 класс

Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)

Тема урока по программе

Где и когда ты живёшь?

Солнце – источник тепла.

Природные зоны России.

Работа с картой Татарстана. (Найти и показать на карте территорию Татарстана, города Бавлы, некоторые равнины, реки.) Реки РТ.

Характеристика климатического пояса РТ.

Исследовательская работа “Сезонные изменения в природе города Бавлы.”

(метод сравнения и сопоставления) Заполнение календаря погоды.

Урок-экскурсия на родники города. Изучение и сравнение состава воды на родниках.

Анализ почвенной карты РТ и Бавлинского района.

Урок-практикум по карте. Характеристика природных зон Татарстана.

Растительный мир Земли.

Животный мир Земли.

Какие растения живут на Земле.

Растения нашей местности, нуждающиеся в защите. Отрицательное влияние людей на природу. Сбор материала для гербария.

Грибы нашей местности. (использование ИКТ-презентация)

Какие рыбы встречаются в наших реках, водоёмах.

( окунь, судак, налим, ёрш, щука, сазан, карп, карась, сом, форель) (использование ИКТ)

Оседлые (глухарь, воробей, сова. ), кочующие (вороны, синицы, сорока, дятлы. ), перелётные (ласточка, лебедь,…) (использование ИКТ)

Человек в разные исторические времена.

Как называли нашу страну в разные времена.

Какими людьми были наши предки славяне.

Делу время – потехе час.

О чём могут рассказать вещи. По одёжке встречают.

История образования РТ.

Исследовательская работа: “Значение моего имени”

Какими людьми были наши предки татары.

(Обратить внимание на такие качества как трудолюбие,чистоплотность, гостеприимство, умение защитить свою Родину…)

Татарские национальные праздники и игры.

Исследовательская работа “Игры наших бабушек”.

Татарская национальная одежда.

Урок-выставка по теме “Татарская национальная кухня.” (совместно с родителями)

Труд людей в разные исторические времена.

О фабриках и заводах.

Фабрики и заводы Татарстана. Урок-экскурсия на нефтяной кабельный завод по производству электрокабелей.

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 4 класс часть 1, 2

Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)

Тема урока по программе

От рождения до старости. (развитие человека)

Исследовательская работа: “Долгожители в моём роду.”

Человек и общество, в котором он живёт.

1.Как человек открывал новые земли.

3.Человек и культура.

4.Человек – защитник своего Отечества.

5.Гражданин и государство.

Урок-экскурсия в краеведческий музей города. “История нашего города.”

Первая школа города. (Экскурсия в МОУ СОШ №1)

Современная школы. (Экскурсия в МОУ СОШ№7)

Университеты, институты, техникумы РТ.

Памятники архитектуры РТ.

Урок-экскурсия. “Аллея Победы” нашего города.

Национальная одежда татарского народа. Знаменитые композиторы, поэты, писатели, художники РТ и Бавлинского района.

Встреча с участниками локальных войн. (Афганистан, Чечня.)

Повторение: государственная символика и государственные праздники РТ и города.

Глава администрации Бавлинского района.

Игровое занятие. Урок-диспут “Чтобы я сделал для города и района, если бы я был главой администрации”.

Источник

Использование национально-регионального компонента на уроках в начальной школе

Нрк что это в школе. Смотреть фото Нрк что это в школе. Смотреть картинку Нрк что это в школе. Картинка про Нрк что это в школе. Фото Нрк что это в школе

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Начальная школа-начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Дети любознательны, им всё интересно, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю, прививать через изучение краеведения на уроках и во внеурочное время.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но их объединяет ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребёнка.

Важная составляющая краеведения –поисково-исследовательская деятельность учащихся.

Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:

Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д.

Ещё великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому важно включать на уроках отрывки из художественной литературы осетинских поэтов и писателей, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края.

Использование национально-регионального компонента на уроках математики

На уроках математики я использую задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Большое количество разнообразных задач с использованием краеведческого материала составляем с ребятами при изучении единиц массы, времени, длины, площади.

При составлении задач необходимо выполнять следующие требования:

Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителя подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематические ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру региона, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику нашей республики: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих на территории РСО-Алания, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Имеют важное место на уроках русского языка и литературного чтения осетинские пословицы и поговорки. Очень интересно проходит защита проектов по пословицам и поговоркам. Например:

Использование национально-регионального компонента на уроках чтения, окружающего мира.

Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.

Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно.
Н. Сладков

Литературное богатство входит в мир и душу ребёнка и остаётся там жить. В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Работа над проектом: «Их именами названы улицы города.»

Часто проходят конкурсы чтецов произведений о родном крае.

Использование НРК на уроках способствует:

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

Учащиеся будут уметь:

Учащиеся будут воспитывать в себе:

Средства обучения, которые оказывают помощь в повышении эффективности изучения национально регионального компонента на уроках

Достаточно ли учебника и слова учителя для максимального эффективного усвоения учебного материала?

Психологической особенностью младших школьников является преобладание наглядно-образного мышления, в этом возрасте сильна роль наглядно-действенного мышления и только формируются навыки абстрагирования, невысока произвольность (волевая устойчивость) внимания (5-10 минут), способность произвольного запоминания. Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.

В третьем и четвёртом классах знания о нашем крае углубляются через введение курса Л.А. Бобылёвой «Республика Северная Осетия-Алания. Природоведение. Экология. Охрана природы».

Содержание учебного пособия значительно расширяет представление учащихся о природе родного края и мерах по её охране. Система упражнений и задания для работы с контурными картами развивает у школьников интерес к краеведческим заданиям, формируют навыки чтения географической карты.

На уроках и во внеурочное время мы с учениками рассматриваем такие темы, как:

Представляя материалы национально-регионального компонента на уроках, мы часто упоминаем географические понятия – названия городов, посёлков, рек нашей республики. На карте нашей республики много интересных названий (Ардон, Фиагдон, Дзуарикау и др.) Попробуй придумать свою легенду, как возникли эти слова. Можно обратиться к взрослым.

Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашей республики. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата. Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.

Организация занятий по краеведению, его интеграция с предметами школьной программы позволяет не только в некотором смысле решить проблему ограниченного кругозора детей, привить им навыки самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. Дети постепенно начинают осознавать необходимость изучения культуры, истории своей малой родины и проявляют к этому интерес.

Я думаю, что краеведческая работа на уроках и во внеурочное время сделают эмоции и симпатии детей союзниками учителя при организации учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи краеведческой работы:

Я думаю, что краеведческая работа с моими ребятами не пройдёт даром и они вырастут людьми, любящими родною Аланию.

Источник

Региональный компонент в структуре начального школьного образования

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Региональный компонент в структуре начального школьного образования

Введение в 1992 г. национально-региональ-ного компонента (НРК) школьного образо-вания потребовало интенсивной разработ-ки его содержания и соответствующих ме-тодов его освоения.

В 90-е годы ХХв. представители педаго-гической науки и школьной практики опре-деляли пути регионализации образования. Появился ряд научных исследований в об-ласти педагогики, психологии, методики, рас-сматривающих проблемы реализации потен-циальных возможностей НРК в содержании обучения, воспитания, развития учащихся.

Кафедрой педагогики Северодвинского филиала Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова также было начато исследование, которое решало вопрос об оптимальном сочетании феде-рального и регионального компонентов об-

разования в контексте программ начальной школы.

Обращение к истории педагогики поз-воляет сделать вывод, что проблема эта не столь нова, как может показаться на первый взгляд, и привлекала внимание педагогов с незапамятных времен, однако подходы к ее решению были не всегда однозначными.

В далеком прошлом (XVI–XVIII вв.) в качестве локальных сведений в обучении привлекались объекты ближайшего окру-жения, доступные непосредственному наб-людению. Так, Я.А. Коменский, протестуя против обычного в его время словесно-схо-ластического метода преподавания, требо-вал, чтобы познание начиналось с вещей и явлений, окружающих ребенка.

Известный в истории педагогики факт возрастания интереса к познанию своей

программы стал сектор начального обуче-ния НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (С.М. Языков, М.С. Василье-ва, В.И. Кустарева, Н.Н. Светловская, A.M. Пышкало и др.).

Определялись основные требования к отбору учебных материалов о республике (крае) и др., т.е. решалось, как, в каком объ-еме, в какой форме и последовательности целесообразно использовать местный мате-риал в учебном процессе начальной школы (И.Н. Руссу, А.Н. Никифоров, Э.И. Нико-лаева, И.С. Николаев и др.)1.

Все исследования по данной проблеме оказались эффективными и на долгие годы (вплоть до 90-х годов) определили принци-пы обучения в начальных классах на основе связи союзной и республиканской идеи. Этот подход реализовывался в практике школьного обучения2. Был сделан чрезвы-чайно важный вывод: региональный (или республиканский) компонент образования наполняется конкретным содержанием в случае целенаправленного изучения той территории, которая определена как род-ной край (республика или регион).

События 90-х годов пробудили интерес к вопросам национальной культуры, педа-гогики, национального самосознания. От-радно отметить, что и в это непростое время педагогическая наука продолжала поиски: именно в эти годы велась разработка основ региональной концепции и технологии ре-гионализации образования. В регионе Ар-хангельского Севера под руководством профессора Т.С. Буториной проводились комплексные исследования, которые поз-волили сделать вывод о том, что этнокуль-турный компонент, органически встроен-ный в содержание образования, позволяет соотнести процесс обучения с этнопсихи-ческими особенностями учащихся, создает благоприятные условия для развития у школьников познавательных процессов, восприятия, памяти, мышления.

Сегодняшние позиции в отношении ре-гионального компонента определяют идео-логию современного базисного учебного

плана образовательной школы Российской Федерации. Новая Россия, как и ушедший в прошлое Советский Союз, остается мно-гонациональным государством с множест-вом регионов, для которых характерно раз-нообразие типов школ, этнокультурных и региональных моделей образования.

Именно поэтому современная структу-ра содержания образования представлена двумя уровнями: федеральным и нацио-нально-региональным. Федеральный уро-вень призван обеспечить единое образова-тельное пространство России. Он опреде-ляет стартовые возможности получения об-разования. Национально-региональный компонент вариативен и определяет регио-нальные проявления тех сущностей, кото-рые раскрываются в инвариантном содер-жании. Оставаясь составной частью содер-жания школьного образования, он обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о свое-образии родного края, самобытности на-родной культуры, что способствует станов-лению личности, небезразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом.

Проведенные исследования и опыт ра-боты школ Архангельской области показа-ли, что структура современного содержа-ния образования позволяет разрабатывать региональный компонент в соответствии с федеральными требованиями, избегая под-хода, от которого в свое время предостере-гал П.П. Блонский. Ученый говорил о недо-пустимости подготовки учеников «с огра-ниченным горизонтом», мысль которых сильно привязана к своему уголку. Он на-зывал такое обучение «улицеведением». Это было сказано давно, но и сегодня про-слеживается тенденция локализации обра-зования, широкого использования местно-го материала, который подчас заслоняет со-бой содержание инвариантной части базис-ного плана, замыкая процесс обучения в уз-кие рамки края (региона).

Исследование позволило определить конкретные пути введения региональных

1 Актуаль 2 Николае

чения. Ч. I, II ные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М., 1977.

ва Э.И. и др. Мой Узбекистан: Материалы для чтения в нач. классах с рус. языком обу-. Ташкент, 1995, 1996.

учебных материалов в учебный процесс на-чальных классов.

Один из путей предполагает обяза-тельное включение регионального содер-жания в базовое путем «диффузии» и рав-номерного распределения его по учебным предметам. При таком построении прог-рамм региональный материал использует-ся для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. В про-цессе обучения реализуется принцип «от общего к частному, от частного к общему и затем к выводам и обобщениям».

Изучение учебного материала с опорой на специфику среды обитания, обычаев, традиций своего региона повышает эффек-тивность учебно-воспитательного процесса.

Другой путь — введение в учебный процесс регионального содержания в до-полнительные часы, которые предусматри-ваются учебным планом. Вопросы регио-нального компонента в этом случае рас-сматриваются в русле общего содержания и распределяются по разным темам. В этом случае появляется необходимость обоб-щать и систематизировать полученные зна-ния на обобщающих уроках.

Возможен третий путь — введение региональных материалов в учебный про-цесс на интегрированных уроках. В этом случае предусматривается соединение мно-гочисленных разрозненных знаний о своем регионе из отдельных школьных предметов. Каждый из обозначенных путей может быть взят на вооружение учителем. Это подтверждают исследования доцентов уни-верситета И.Ф. Поляковой, Е.В. Михайленко, И.П. Панфиловой и др., а также практиче-

ский опыт учителей начальных классов. Сегодня преподаватели кафедры, аспи-

ранты, студенты продолжают исследова-тельскую работу в направлении приобще-ния детей к наследию Русского Севера, о котором академик С.Д. Лихачев сказал:

«Русский Север! Мне трудно выразить словами восхищение этим краем, мое пре-клонение перед ним. » И далее: «. Самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, — это то, что он самый русский. Он не только душев-но русский — он русский тем, что сыграл вы-дающуюся роль в русской культуре. Он спас

от забвения русские былины, русские ста-ринные обычаи, русскую великую лириче-скую стихию — песенную, словесную, рус-ские трудовые традиции — крестьянские, ре-месленные, мореходные. Отсюда вышли за-мечательные землепроходцы, полярники и беспримерные на стойкость воины»1.

Земля Поморья прославлена именами М. Ломоносова, Н. Рубцова, Ф. Абрамова, С. Писахова, Б. Шергина, В. Пикуля и мно-гих, многих других. Введение детей в реги-ональную культуру — одно из условий пат-риотического воспитания школьников, важная задача начальной школы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *