Новодевичий монастырь что это
Новодевичий монастырь: там, где Москва простилась со святыней
Приблизительное время чтения: 4 мин.
История создания Новодевичьей обители началась, собственно, еще за десять лет до ее основания. В 1514 году, в связи с крупным военным успехом – взятием города Смоленска в очередной кампании – великий князь Московский Василий III дал обет основать в честь этого значимого события монастырь.
Новодевичий монастырь.
Ночной вид (вид с северо-востока), 1848
И вот, спустя десятилетие, в 1524 году был основан Новодевичий женский монастырь. Монастырь был основан именно на том месте, где в 1456 году москвичи попрощались со Смоленской иконой Божией Матери, которую они возвращали назад Смоленску (до этого икона несколько десятилетий пробыла в Москве). Так как монастырь основывался в честь взятия Смоленска, то и место выбрали символичное. На память об этом событии в обитель был перенесен список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.
Одной из отличительных особенностей обители стало то, что здесь часто постригали в монахини представительниц знатных боярских родов. Иногда такие постриги совершались явно против воли постригаемых. Так, например, в 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, который был сыном Ивана IV Грозного, его супруга царица Ирина приняла здесь постриг с именем Александры.
21 февраля 1598 года к монастырю пришли москвичи – просить на царство Бориса Годунова. А в самом начале Смутного времени, в 1610 году, когда род Годуновых был по-сути уничтожен, в монастырь была поселена инокиня Ольга – многострадальная дочь Бориса Годунова Ксения. На ее долю выпало расплачиваться за годы правления своего отца.
Наполеон. Жак Луи Давид, XVII век
В 1812 году монастырь посетил Наполеон. С французами связан один важный момент в истории обители. Перед своим уходом из Москвы они заминировали ее наряду с другими зданиями. Возможно, нам было бы не суждено увидеть обитель в целости, если бы не подвиг одной из насельниц. Монастырская казначея монахиня Сарра успела затушить фитили, которые вели к бочкам с пороховыми зарядами. Так монастырь был спасен от варварского разрушения.
Пятиглавый Смоленский собор является сердцем Новодевичьей обители – он был построен в 1524-1525 годах. После завершения строительства собор был украшен уникальными фресками, которые на сегодняшний момент составляют одно из ярких свидетельств таланта храмовых иконописцев XVI века. Уже к XVII веку оформился основной архитектурный ансамбль монастыря. Как ни странно, все основные постройки обители были возведены под руководством царевны Софьи, которой впоследствии пришлось провести здесь остаток жизни. Например, в 1690 году была построена колокольня, чуть ранее, в 1685-1687 годах — трапезная монастыря с Успенской церковью. Также при царевне Софье были возведены две надвратные церкви — Покрова Богородицы и в честь Преображения Господня.
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь в Москве
Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь — знаменитый православный женский монастырь, расположенный в Москве, в Хамовниках на Девичьем поле.
Комплекс зданий Новодевичьего монастыря представлен восемью храмами и шестью жилыми и хозяйственными постройками, которые хорошо сохранились за долгое время.
Сегодня общая протяженность территория Новодевичьего монастыря составляет около 900 метров.
Храмы Новодевичьего монастыря
Центральным зданием Новодевичьего монастыря является древний Смоленский собор, построенный в XVI веке. Сегодня собор увенчан пятью куполами, а в интерьере присутствует оригинальная фресковая живопись. Позже, в XVII веке, во время правления царевны Софьи Алексеевны все здания монастыря были укреплены и расширены.
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь обнесен толстой крепостной стеной с двенадцатью башнями, украшенными декоративными элементами, благодаря которым их можно отнести к архитектурному стилю нарышкинское барокко.
В ансамбль Новодевичьего монастыря входят:
История
Существует несколько версий, почему местность в Москве, где расположен Новодевичий монастырь, названа Девичьим полем. Возможно, это связано с угоном в полон русских девушек татаро-монгольскими воинами. Новодевичьим монастырь стал именоваться из-за того, что в Кремле уже существовал в то время Стародевичий Вознесенский монастырь.
Отец Ивана Грозного великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь в честь значительного военно-политического события — возвращения Смоленской земли, завоеванного литовцами.
Несколько сотен килограммов серебра ушло на строительство деревянной обители, чье возведение началось в 1524 году. Имена архитекторов до сих пор точно не установлены. Первой игуменьей стала суздальская монахиня Елена Девочкина, ее могила сохранилась у стен Смоленского собора и является местом паломничества.
При Иване Грозном обитель приобрела статус придворной, туда отправлялись на проживание царские родственницы. Ирина Годунова, жена почившего царя Федора Иоанновича, добровольно постриглась в монахини и некоторое время продолжала государственную деятельность в стенах монастыря.
Борис Годунов, брат Ирины и новый русский царь, кардинально перестроил монастырь, превратив его из деревянного в настоящую твердыню из камня с крепостной стеной длиной около километра. Это оказалось очень своевременно, так монастырь стал оборонительным сооружением на юге Москвы в Смутное время.
При новой династии Романовых Новодевичий монастырь восстановили после разрушительных битв во время интервенции. Царевна Софья Алексеевна применила все свои организаторские таланты для реорганизации обители в новом стиле московского барокко. Появилось обилие декора зданий, многоярусная колокольня, две надвратные церкви, трапезная, новый Успенский храм и другие строения.
Там же, в Новодевичьем монастыре, Софья была насильно пострижена под духовным именем Сусанны, когда к власти пришел ее брат Петр I Алексеевич. К тому же в эту обитель позднее отправили его первую жену Евдокию Лопухину. Вместе с именитыми инокинями в монастырь поступали драгоценности в качестве пожертвования. Напрудная башня, в которой обитала Софья Алексеевна, в народе до сих пор считается исполняющей желания. На ее стенах можно встретить разнообразные надписи с просьбами от мирян, которые обращаются к святой Софье, хотя царевну не канонизировали.
В начале XVIII века в стенах Новодевичьего монастыря обрели дом девочки-сироты, которые обучались рукоделию и, в частности, плетению брабантских кружев.
При советской власти монастырь был закрыт и преобразован в «Музей раскрепощения женщины», затем в филиал Исторического музея, а часть здания была отдана под социальные нужды.
Современное состояние
В 2004 году весь ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь очень популярен среди туристов, приехавших в Москву.
В настоящее время в Новодевичьем монастыре продолжают жить и трудиться монахини. Есть мастерские с традиционными церковными ремеслами: иконописным, золотошвейным и швейным. Монастырь является также филиалом Государственного исторического музея и церковным музеем Московской епархии РПЦ. В церковном музее можно ознакомиться со множеством фотографий, документов, икон и других объектов, связанных с личностями и историей монастыря.
Иконы Новодевичьего монастыря
В Новодевичьем монастыре хранятся знаменитые православные святыни: ковчеги с частицами мощей разных святых, частица мощей и икона святого Николая, множество древних икон XV–XVII веков.
В Успенском храме Новодевичьего монастыря хранится Иверская икона Божьей матери — точный список с афонского образа. По легенде, сама Богородица явилась монахам, которые задержались на переправе через Дунай, и поспособствовала их дальнейшему пути в Россию. Иверская икона прибыла в Москву 26 октября 1648 года, в честь этого события установлено ежегодное празднование.
Царевна Софья Алексеевна приняла монашество в Новодевичьем монастыре и перевезла сюда Иверскую икону, которой владела по праву наследования. Эту икону лишь однажды вывозили за пределы Москвы — в 1812 году во время Отечественной войны. Ныне Иверская икона Богоматери постоянно пребывает в Успенском соборе Новодевичьего монастыря и является чудодейственной для верующих, избавляя от недугов, скорбей и печалей.
Еще одна чудотворная икона, хранящаяся в Новодевичьем монастыре, — Смоленская Богородица, названная в честь города, где она пребывала много веков. В XIII веке во время татаро-монгольского нашествия Смоленская икона Божьей Матери помогла горожанам Смоленска выстоять в битве с захватчиками. Эта икона привозилась в Москву, где великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь на том месте, где москвичи провожали икону обратно в Смоленск, оставив в столице копию.
Расписание богослужений в Новодевичьем монастыре
Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм.
Сегодня службы в монастыре проходят в будние, выходные и праздничные дни, проводятся исповеди и крещения по записи.
Расписание богослужений обновляется дважды в месяц, на официальном сайте можно ознакомиться с грядущими службами.
Новодевичье кладбище
Отдельно стоит отметить кладбище Новодевичьего монастыря, которое изначально служило местом захоронения обитательниц монастыря, а с XVIII века — и московских дворян. В начале XX века стал острым вопрос о свободных местах для могил, поэтому за оборонительной стеной монастыря власти выделили территорию под Новодевичье кладбище, ставшим в середине XX века престижнейшим местом для захоронения выдающихся партийных деятелей, военных и других знаменитых личностей СССР.
Более престижным местом для захоронения, чем Новодевичье кладбище, было, пожалуй, только место у Кремлевской стены.
Среди знаменитостей, чей прах похоронен на Новодевичьем кладбище: Александра Коллонтай, Никита Хрущев, Андрей Громыко, Виктор Черномырдин, Владимир Вернадский, Лев Ландау, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Михаил Булгаков, Николай Гоголь, Исаак Левитан, Юрий Никулин, Людмила Зыкина и многие другие.
Новодевичье кладбище зачислено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО, количество захоронений на его территории приблизительно оценивается в 26000.
Экскурсии в Новодевичьем монастыре в Москве
По Новодевичьему монастырю проводят разного рода экскурсии: индвидуальные, групповые, школьные, для иностранцев. Обычно экскурсанты собираются около станции метро «Спортивная», идут по маршруту через монастырь с осмотром самых выдающихся зданий, а заканчивают прогулку на Новодевичьем кладбище после посещения мест упокоения знаменитостей.
Туристы узнают не только легенды и факты о Новодевичьем монастыре и некрополе, но и исторические сведения о Москве и России прошлых времен.
Самостоятельная прогулка по территории монастыря не потребует денег, однако посещение музея обойдется в 300 рублей взрослому посетителю и в 100 рублей школьнику, студенту очной формы с предъявлением документа и пенсионеру.
Любительская видео-и фотосъемка стоят 200 и 100 рублей соответственно.
Как доехать
Добраться до монастыря можно самостоятельно — на метро, автобусах или машине-либо с организованными экскурсиями.
Метро до Новодевичьего монастыря
Самый простой способ добраться до Новодевичьего монастыря — доехать на метро до станции «Спортивная» по красной ветке. Чуть дальше от монастыря находится станция «Воробьевы горы» той же красной Сокольнической линии метро, а также станция «Смоленская» синей Арбатско-Покровской ветки. От метро можно ехать далее на наземном транспорте.
Наземный транспорт
От станции «Спортивная» вы можете пересесть на автобус, а также дойти пешком до монастыря примерно за 10 минут по ул. 10-летия Октября до Лужнецкого проезда.
От «Воробьевых гор» спускайтесь по Лужнецкому мосту, поворачивайте налево и идите в сторону метро «Лужники» и станции «Спортивная», затем по вышеописанному пути до Новодевичьего монастыря. Автобусом добраться будет гораздо быстрее, почти полчаса.
От станции метро «Смоленская» также ходят автобусы по Смоленскому бульвару и Большой Пироговской улице.
На машине
Путь из центра Москвы должен занять около получаса, но следует учитывать, что в этом районе оживленное движение, и высока вероятность пробок.
Такси
Поездки по Москве вы можете совершать с помощью такси-приложений: Яндекс.Такси, Максим, Uber и других.
Видео о Московском Новодевичьем монастыре
Панорама Новодевичьего монастыря
Новодевичий монастырь
Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.
А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.
С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, – и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.
Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.
И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».
Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.
Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.
История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.
В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа – в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи – стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, – «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.
Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра – город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии – из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра – и сводная сестра, и первая супруга – погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи – Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.
И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.
А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.
Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.
При монастыре существовал тайный подземный ход – «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.
Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.
Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории.
Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда – вполне московский курорт.