новгород софийский собор двери

Софийский Собор в Великом Новгороде: про древние графити и старинные ворота

Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.

Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двериВеликий новгород софийский собор фото

На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Второй Мировой войны

Голубь на крыше собора

На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.

Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.

В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.

В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двериТеперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было

Граффити на стенах

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Магдебургские врата

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Фрески, которым 900 лет

Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двериОдин из ангелов на барабане. Фотографию второй фрески найти не удалось

От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.

Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Чудотворные Иконы

В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.

Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.

Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двериикона Софии Премудрости Божией новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор дверииконы Божией Матери «Тихвинская» новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двериикона «Знамение»

Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.

Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.

София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.

Мощи святых

По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.

В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.

Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.

Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.

В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.

С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Интересные факты о храме

Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.

Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.

Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Когда лучше приходить и когда в храм не попасть

График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.

Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

Источник

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двериarchitectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Магдебургские врата Святой Софии

МАГДЕБУРГСКИЕ ВРАТА СВЯТОЙ СОФИИ

В самый главный собор Новгорода, расположенный в сердце средневекого города, в его Детинце, Софийский (как известно, одной из клятв новгородцев били слова о готовности умереть за Святую Софию), ведут три входа. В настоящее время посетители собора попадают в него через северный вход (совершенно ничем не примечательные двери). Но главный вход в собор, что совершенно естественно, поскольку алтарная часть ориентирована на восток, находится на его западной стороне.
Этот вход с конца XII века украшают изумительные по красоте бронзовые врата, которые открываются только в исключительных случаях.

Общий вид Магдебургских врат:

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

История появления этих врат, которые хочется рассматривать до бесконечности, необычайно туманна и запутанна. Достаточно сказать о том, что большинство современных новгородцев, как видно, не слишком искушенных в истории (спасибо ЕГЭ?), искренне уверены в том, что они были вывезены из Константинополя ни кем иным как самим Ярославом Мудрым (к этому князю в Новгороде вообще, как мы заметили, особое отношение и в популярности с ним может конкурировать разве что Александр Невский). Разумеется, ничего общего с Ярославом Мудрым эти врата не имеют, да и их происхождение вовсе не византийское.

Весьма популярна также версия о том, что врата были вывезены Владимиром Крестителем из Корсуни (или из Константинополя) в 988 году. Она появилась еще в середине XV века, и долгое время врата наименовались Корсунскими.

Но вероятнее всего, эти врата были изготовлены западноевропейскими мастерами из немецкого (саксонского, или точнее, анхальт-саксонского) Магдебурга в середине XII века по заказу епископа одного из древнейших польских городов Плоцка, которого звали Александр (его изображение, кстати, есть на одной из створ врат, ниже левой ручки в виде львиной головы, в окружении диаконов):

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Польские исследователи полагают, что врата до Плоцка не доехали, так как их по дороге из Магдебурга перехватили шведы, умыкнувшие их и переправившие в тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну. Именно поэтому врата имеют еще три названия, наряду с Корсунскими их называют также Магдебугскими, Плоцкими и Сигтунскими.

Между тем, в Сигтуне они задержались ненадолго. В августе 1187 года новгородцы совершили набег на шведскую столицу, взяли ее, и в качестве одного из трофеев вывезли оттуда эти великолепные врата, украсившие собор Святой Софии.

Западный портал Софийского собора:

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Не возьмусь утверждать, что вышеизложенная версия является достоверной на все 100%, но она, по крайней мере, намного более правдоподобна, нежели легенды о корсунском или константинопольском происхождении врат, хотя бы потому, что совершенно очевиден не православный, а католический характер рельефных изображений, которыми они покрыты.
Так или иначе, но мы можем любоваться настоящим произведением искусства романского стиля, при этом не воспринимающимся чем-то чужеродным во внешнем облике собора Святой Софии.

На сорока восьми бронзовых пластинах проилюстрированны сюжеты из Ветхого и Нового Заветов: рождение Евы из ребра Адама, Адам и Ева в райском саду, Рождество Христово, Сретение, Распятие, Вознесение и многие другие.

Верхняя часть обеих створ врат с отдельными фрагментами:

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Средняя часть врат с отдельными фрагментами:

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Нижная часть правой створы врат:

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Вообще, очень интересно не только рассматривать рельефы врат, но читать надписи на бронзовых пластинах, тем более, что они читаются довольно легко, как сделанные на латыни, так и на старославянском (хорошо, что не скорописью :)).

Напоследок небольшой лайфхак.
Если вы хотите спокойно рассмотреть Магдебургские врата, то советую вам посетить новгородский Детинец не в выходные дни, а в будни и как можно пораньше (тем более, что Кремль открыт с 6 часов утра для свободного и бесплатного доступа всех желающих). Иначе вам придется толкаться среди множества туристов, стремящихся запечатлеть себя любимых на фоне врат, а также экскурсионных групп, прибывающих одна за другой, обязательно останавливающихся по воле гидов перед западным порталом собора и закрывающих весь обзор.

Источник

Что спасло ворота Софийского собора от СС и судьбы Янтарной комнаты

На протяжении почти тысячи лет главным храмом Великого Новгорода является Софийский собор, построенный греческими мастерами в 1045 — 1050 гг. Это самый древний христианский храм современной России. Поистине мировую известность приобрели бронзовые роман­ские двери главного — западного портала собора.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери
Софийский собор в Великом Новгороде. Фотография 1900 года

До сих пор остались не выявленными реальные исторические обстоятельства, при которых эти врата попали в Новгород. Следует признать, что само появление этого выдающегося произведения средневекового искусства в Новгороде вызывает оживленные дискуссии среди историков. Врата эти, по мнению некоторых польских историков, находились в одном из древних городов Польши — Плоцке и были подарены Новгороду, чтобы склонить новгородцев к католицизму. Другая распространённая версия заключается в том, что они являются военным трофеем.

Врата дважды пытались вывезти из Новгорода: в начале XVII века шведы (город был оккупирован с 1611 по 1617 год) и в середине XX века нацисты (город был оккупирован с 1941 по 1944 год).

В начале XVII века город находился под шведской оккупацией. В этой скандинавской стране ещё в средние века была распространена легенда о том, что главные наружные врата Со­фийского собора в Новгороде были военной добычей новгородцев, совер­шивших в 1187 году набег на шведский город Сигтуну.

Об этом вскоре узнал шведский король Густав II Адольф. С большим интересом относившийся к шведским древностям, он приказал своему полководцу Якобу Делагарди, находившемуся тогда в Новгороде, доставить врата в Стокгольм. Однако Делагарди по ряду причин решил не выполнять это распоряжение своего короля.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

В своем письме в 1616 году он сообщил из оккупированного шведами Новгорода в Стокгольм государственному канцлеру Оксенштиерне следующее:

«Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата… служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата».

Из этого письма видно, что Делагарди рассуждает весьма прагматично. Будущее Новгорода и новгородской земли было ещё на тот момент неясно. Шведам требовалась лояльность со стороны местного населения. Для того чтобы не вызывать у новгородцев раздражения, не вступать в конфликт с православным духовенством, шведский полководец, провозглашённый новгородским воеводой, не стал выполнять повеление короля. Хотя, как видно из приведённого письма, он не отрицает тот факт, что врата Софийского собора могут иметь шведское происхождение.

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Второй раз реальная угроза потери врат возникла в 1940 году. Параллельно с разработкой германским генеральным штабом плана «Барбаросса» немецкие дипломаты получили задание выявить «следы немецкой культуры на Востоке». Летом 1940 года сотрудник дипломатического представительства III Рейха в течение нескольких часов фотографировал древние врата. Этому были весьма рады сопровождавшие его чекисты, опасавшиеся, что их подопечный заинтересуется чем-то более важным с военной точки зрения, например, речным портом.

В самом начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, Новгород был оккупирован германскими войсками. В городе начали свою работу сотрудники оперативного штаба «Рейхсляйтер Розенберг». Одной из задач, поставленных перед ними, было «взятие под контроль свидетельств германо-немецкого влияния на культуру местных народов и выявление элементов индо-германского происхождения в духе того или иного народа». Для немецких солдат была выпущена брошюра «Новгород — восточный столп Ганзы».

Не зная о том, что врата из Софийского собора были вывезены в советский тыл, Абвер образовал специальную группу под командованием своего опытного агента Зинина. Одной из основных задач, поставленных перед ним германским руководством, был поиск этого выдающегося средневекового шедевра.

Нацисты активно охотились за произведениями искусства, которые имели, по их мнению, «германское происхождение». Иногда определение того или иного объекта как «гер­манского» требовало некоторых ухищрений. Член СС Краут, до нападения Германии на Советский Союз «работавший» в Польше, 18 июля 1941 г. пи­сал в штаб СС о том, что он «надеется на возможность привезти до­мой изумительные, высотой в одиннадцать футов бронзовые двери древнего новгородского собора. Как предполагается, они были сде­ланы в XII столетии магдебургским художником для собора польского города Плоцка».

новгород софийский собор двери. Смотреть фото новгород софийский собор двери. Смотреть картинку новгород софийский собор двери. Картинка про новгород софийский собор двери. Фото новгород софийский собор двери

Теперь же этот город, согласно утверждению Краута, «был городом, входившим в германский рейх».

Далее этот искусствовед из СС сообщал своим сослуживцам о том, что «после сложных перипетий двери в 1187 г. прибыли в Новгород». Он также предостерегал своих коллег, чтобы их не ввёл в заблуждение тот факт, что в Новгороде эти двери называли Корсунскими воротами, «что, маскируя их гер­манское происхождение, создаёт впечатление, будто перед нами древ­негреческая работа крымского происхождения».

Краута постигло сильное разочарование, когда позднее он обнаружил, что двери ещё раньше «утащили» русские. К сожалению, следует отметить, что быстрое продвижение вермахта к Новгороду в начале войны не дало возможности провести эвакуацию всех софийских вещей. Успели эвакуировать лишь ценнейшее собрание предметов древней ризницы, а также врата, которые были вывезены на Урал. Всё остальное вещевое убранство: иконостасы, иконы, паникадила, резные места — оказались в руках врага. Можно посчитать почти чудом тот факт, что в условиях крайней неразберихи с эвакуацией музейных экспонатов из Новгорода в июле-августе 1941 года врата из Софийского собора удалось вывезти в глубокий тыл. А ведь на их поиск гитлеровцами были брошены немалые силы!

Если бы не подвиг новгородских музейных работников, кто знает, быть может, они разделили бы трагическую судьбу Янтарной комнаты.

После окончания войны они вновь вернулись в Новгород и с тех самых пор город не покидали. В начале 1950-х гг. их вновь уста­новили на западном портале Софийского собора.

Источник

Новгород софийский собор двери

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

Источник: Трифонова А.Н. Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде. В кн.: Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. Вып. 9 (1995). Новгород, 1995. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде

Восточную часть южной — Мартирьевской — паперти Новгородской Софии занимает придел Рождества Богоматери, созданный в середине XI в. в процессе строительства Собора1. При входе в придел висят двухстворчатые двери. Их деревянная основа, относящаяся к концу XIX в.2, украшена древней бронзовой облицовкой, которая состоит из следующих частей.

На створках дверей — по три прямоугольные филенки. Всю плоскость филенок занимают литые накладные детали: плоские шестиконечные кресты, помещенные под полуциркульные арочки, которые опираются на топкие витые колонки. Перекладины крестов узкие, слегка расширяющиеся на концах. Горизонтальные перекладины высоко подняты. Нижняя перекладина — со «слезками». От основания крестов отходят симметричные побеги стебля с отростками. В парных кругообразных завитках стебля — ажурные трехлепестковые цветы. Кресты обезображены креплениями в виде шурупов с круглыми шайбами, которые появились в период реставрации памятника конца XIX в. и в более позднее время. В древности кресты крепились к филенкам при помощи заклепок, не видимых с лицевой стороны3.

Филенки заглублены по отношению к полям. Скосы полей оформлены полуваликом с уступом. Поля широкие, крепятся к основе болтами с массивными литыми «головками» в виде выпуклых восьмилепестковых розеток4. На полях выгравированы и прочеканены растительные орнаменты. Основной мотив узора — побеги цветов типа «тюльпана» в картушах овальной и многолопастной формы. Встречаются крупные и мелкие многолепестковые розетки. На центральных вертикальных полях дверные ручки, представляющие собой небольшие безгривые львиные маски с кольцами, выполненные в технике литья5.

Впервые двери придела Рождества Богоматери упоминаются в описях Софийского собора XVIII в., где они именуются Корсунскими6. В соборной описи 1803 г. они обозначены как «немецкие» («двери медные литые с крестами немецкой работы»)7. Изменение названия дверей на рубеже XVIII—XIX вв., очевидно, было связано с изданием в 1784 г. третьей части «Истории Российской» В. Н. Татищева. В ней автор приводит сообщение из не дошедшего до нас источника о появлении в 1336 г. в Софии «медных» дверей, которые архиепископ Василий «привезше из Немец, купи ценою великою»8.

Бронзовые врата, исполненные в немецком городе Магдебурге в XII в., издавна украшают центральный — западный — портал собора. Длительное время они также носили название Корсунских. Созданная в середине XV в. в кругу7 новгородского архиепископа Евфимия легенда, утверждающая, что это греческая реликвия, которую привез на Русь великий князь Владимир, в течение нескольких веков безоговорочно принималась на веру, несмотря на присутствие иа дверях латинских надписей9. Однако в 1823 г. вышел в свет труд Ф. Аделунга, где были обстоятельно изложены многочисленные свидетельства романского происхождения западных врат Софии10. В результате стало очевидным, что известие «Истории» В. Н. Татищева относится именно к ним, а отнюдь не к дверям Рождественского придела.

Последние именуются в работе Ф. Аделунга Шведскими, или Сигтунскими. По этому поводу приводится предание о вратах шведской столицы Сигтуны, вывезенных будто бы в Новгород в 1187 г. в качестве военного трофея. Материалы, приведенные Ф. Аделунгом, позволяют судить о том, что предание было почерпнуто им из шведских источников, а утверждение о давности его бытования в Новгороде не имело оснований». И все-таки с легкой руки немецкого исследователя название «Сигтунские врата» надолго закрепилось за дверями с изображениями процветших крестов12.

Справедливости ради надо отметить, что сам Ф. Аделунг сомневался в исторической достоверности «сигтунской» легенды13. Признавая сходство крестов новгородских дверей с декором византийских врат 1070 г. из церкви Сан Паоло Фуори ле мура в Риме, он все-таки считал, что двери Софийского собора «принадлежат к новейшему времени», о чем, по его мнению, свидетельствует гравированный орнамент полей14.

Свои сомнения по поводу правильности названия «Сигтунские врата» высказывал и Н. П. Кондаков. Он писал, что двери с крестами «должно считать» подлинно Корсунскими вратами, так как они «по характеру орнаментации и техники, действительно, тождественны с византийскими вратами Равелло, Салерно, Амальфи в Италии»15.

О византийском происхождении дверей Рождественского придела неоднократно писали впоследствии16. С. А. Беляев выдвинул гипотезу о том, что двери были изготовлены византийскими мастерами во второй половине VIII — первой половине IX в. и потому действительно могли быть привезены из Корсуни17. К «корсунской» версии происхождения врат склонялись Т. В. Николаева и А. Л. Якобсон, датировавшие памятник X в.18 Однако А. Л. Якобсон полагал, что древнейшим дверям Софии принадлежат только филенки с крестами, поля же с гравированным орнаментом появились в XVI в.19

Г. Н. Бочаров, неоднократно писавший о дверях Софии20, также не исключает возможности изготовления филенок и полей врат в разное время, причем поля он относит ко второй половине XVI—первой половине XVII вв. По поводу филенок с крестами он пишет, что «самую близкую аналогию корсунским вратам дает посадничья печать середины — второй половины XII в. с изображением Прокопия на одной стороне и процветшего креста на другой» из Новгорода21. По мнению автора, двери были исполнены в мастерской новгородского архиепископа Нифонта в период с 1144 по 1151 г.22

А. В. Банк указала на недостаточность аргументации Г. Н. Бочарова в пользу новгородского происхождения памятника и датировки его серединой XII в. Она отметила, что разновидность крестов дверей Софии встречается па византийских моливдовулах более раннего времени. Проводя сравнение с итальянскими дверями константинопольской работы второй половины XI в., она однако не пришла к определенным выводам о времени и месте создания новгородского памятника23.

И. А. Стерлигова относит древнейшие части бронзовых дверей ко времени возведения Софийского собора при новгородском князе Владимире или же обновления Софии после ее разграбления полоцким войском в 1066 г. Она подчеркивает, что кресты дверей действительно имеют наиболее близкие аналогии в изображениях на константинопольских вратах церкви Сан Паоло в Риме (1070 г.) и на византийских свинцовых печатях XI столетия24. Эта точка зрения представляется мне наиболее убедительной, так как определяет место бронзовых дверей в кругу близких им по стилю произведений искусства, составлявших первоначальное драгоценное убранство Новгородской Софии25.

По всей видимости, С. А. Беляев и Г. Н. Бочаров правы, считая, что в древности двери, украшенные крестами (далее я буду называть их Корсунскими, как это принято в современной литературе), висели на главном — западном — портале Софии. Однако оба автора исходят из ошибочной предпосылки о том, что на протяжении многовековой истории Корсунских дверей их структура и размеры оставались неизменными

Исследования дверей, проведенные в 1980 г. сотрудниками Всесоюзного (ныне Всероссийского) научно-исследовательского института реставрации, выявили значительные различия сплавов, из которых изготовлены кресты и пластины рамы». Это подтверждает предположение о том, что соборным дверям XI в. принадлежит только декор филенок. Сейчас он находится на вратах более позднего времени, имеющих иные размеры и структуру по сравнению с древнейшими западными дверями Софии.

В 1962 г. Г. М. Штендер обнаружил северную притолоку западного портала XI в., который соединял Софийский собор с его полуоткрытой папертью28. В результате была ориентировочно определена ширина дверного проема, растесанного в конце XVII в. При центричном. расположении входа она составляла около 220 см29. Если, как и сейчас, западный вход в собор был смещен к югу30, ширина древнего портала равнялась 230 см. Высота портала была не менее 350 см, о чем можно судить по размеру Магдебургских дверей, установленных в нем в XIV в.31 Таким образом, древний западный портал Софии значительно превосходил по своим параметрам Корсунские двери, имеющие размеры 250X158 см (вместе с деревянной основой конца XIX в. 270X180 см).

Ориентировочно определив размеры соборных дверей XI в. (350X220—230 см), можно сделать некоторые предположения по поводу их структуры. Параметры их филенок были заданы формой арок и вписанных в них крестов и потому при реконструкции дверей скорее всего остались прежними (55X39 см). Если первоначально на дверях было всего шесть филенок (по три на каждой створке), поля, ширина которых на Корсунских вратах составляет 22,5 см, должны были бы быть гораздо шире, что представляется маловероятным. Искомый размер врат получается при размещении на плоскости двух створок двадцати филенок — пяти по вертикали, четырех по горизонтали, при ширине полей около 10 см. Замечу, что многочастная структура, большое количество филенок, обрамленных узкими полями, — характерная черта византийских бронзовых дверей XI — начала XII вв., с которыми обычно сравнивают Корсунские врата.

Она присуща и всем средневековым бронзовым дверям русских храмов, за исключением новгородских и так называемых Тверских врат.32 Преобладание декора филенок, обрамленных узкими полями, отличает четырехчастные двери VII в. экзонартекса Софии Константинопольской, орнаментика которых послужила образцом для дверей Новгородской Софии.33

Дата реконструкции дверей Софийского собора, при которой кресты XI в. были перенесены на новую основу, устанавливается достаточно точно при рассмотрении следующих обстоятельств. Как показала Т. В. Николаева, по своей структуре Корсунские врата практически тождественны Тверским дверям середины XIV в., находящимся в Троицком (Покровском) соборе Александровской слободы; эти два памятника имеют абсолютно одинаковые львиные маски-рукояти и розетки-болты, крепящие пластины рамы к основе.34 К рукоятям дверей типологически близки безгривые, трактованные предельно условно львиные маски врат, исполненных в 1336 г. по заказу архиепископа Василия для Рождественского придела Софии.35

Связь Тверских врат с новгородскими памятниками — факт очевидный. Однако, вслед за Н. Малицким,36 Т. В. Николаева и А. В. Рыпдина разрабатывают гипотезу о том, что в Александровской слободе оказались двери Спасо-Пре-ображенского собора Твери, созданные в 1344—1345 гг. или в 1357 г.37 Как всякая гипотеза, основанная на прочтении кратких летописных текстов и толковании глухих местных преданий, она не может считаться безусловно доказанной. Тем более, что приведенные в работах Т. В. Николаевой и А. В. Рындимой аналогии единственному изображению Тверских врат — гравированной «Троице», хотя и обосновывают датировку памятника серединой XIV в., не обнаруживают специфически «тверских» черт в его иконографии и стилистике.

Сходство конструкции и деталей Тверских и Корсунских врат Т. В. Николаева объясняла сознательным копированием тверскими мастерами древнего памятника с использованием его точных обмеров. # думаю, что дело обстояло иначе. Тверские двери создавались одновременно с реконструкцией Корсунских врат и также предназначались для Софийского собора. Хочу обратить внимание на убедительное сравнение «Троицы» Тверских врат с алтарной фреской новгородской церкви Успения на Волотовом поле. Оно принадлежит Л. И. Лифшицу, который датирует фреску 1352 г. — временем построения Успенского храма38. Л. И. Лифшиц считает, что врата были исполнены новгородскими мастерами не позднее середины XIV в.

В отличие от Корсунских, Тверские врата сохранили свою древнюю дубовую основу. Судя по ее размерам — 35QX170 см — в XIV в. те и другие двери имели четырех-филенчатые створки прямоугольной формы.40 Все говорит о том, что двери были сделаны парными и предназначались для симметричных входов — тех, что соединяли собор с северной и южной галереями. Создание Корсунских и Тверских врат, на мой взгляд, было связано с изготовлением в 1336 г. дверей Рождественского придела и с приобретением в этом или в последующие годы правления владыки Василия (умер в 1352 г.) немецких бронзовых дверей XII в.: они были помещены в западном портале собора, там, где раньше висели двери XI в.41 Отметим, что во времена архиепископа Василия все «медные» двери собора были наружными, так как галереи Софии оставались полуоткрытыми. В них вели сквозные арки, расположенные на концах центрального креста храма.42

В 1450 г. при архиепископе Евфимии II арочные проемы западной — Корсунской — паперти были заложены. Немецкие двери, отреставрированные мастером Аврамом и переименованные в Корсунские, были перенесены в новый западный портал.43 Трое других врат оставались на своих местах до 1570 г., когда Васильевские и Тверские двери были вывезены по приказу Ивана IV в Александровскую слободу.4′ Однако еще раньше их переделали: их верх был сделан закругленным, а в декор были внесены изменения.

Состав реставрационных дополнений Васильевских врат определил В. Н. Лазарев. Большую часть новых пластин: полукруглый верх с изображениями «Моления Анны», «Введения во храм», «Рождества Богоматери», «Моления Иоакима», клейма «Сошествие святого Духа» и «Единоборство Давида с Голиафом», изображение «Гурия, Самона и Авива» на центральном валу — В. Н. Лазарев отнес к деятельности новгородского архиепископа Макария (1526—1542) и связал с перенесением дверей в придел Гурия, Самона и Авива; образ Иоанна Предтечи над тремя святыми, «Богоматерь», «Матфея», «Козьму» и «Лавра» на медальонах, верхнее поле и медальоны в нижних регистрах — к 1570 г.; орнаментированные притолоки дверей и их навершие — к XVII в.45 Т. В. Николаева заметила, что «Иоанн Предтеча» и «Гурий, Самон и Авив» представлены на одной пластине. Она считала, что Васильевские врата были «поновлены» Макарием в 1530 г. в связи с рождением Ивана IV и перемещением врат в соборный придел трех святых.46 Сразу оговорюсь, что придел Гурия, Самона и Авива, примыкающий к юго-западному углу собора, очень мал. В начале XVII в. в нем находились только царские двери и один местный образ, а для ведения службы «и сосуды, и книги, и ризы» приносили из Софии48 Двери 1336 г., почти равные по высоте — 335 см — входным соборным дверям, не могли поместиться в его дверном проеме.

По всей видимости, реконструкцию дверей следует связать с ремонтом Мартирьевской паперти, поднятием ее полов и перестройкой порталов. По расположению каменных надгробных плит В. Л. Янин определил, что в XVI в. полы в паперти поднимались дважды: после 1510 г. на 34 см и в середине — второй половине столетия — на ПО см.49 Последняя дата уточняется сообщением об устройстве в 1560 г. южных дверей Софии («резных злаченых со святыми»), что не противоречит датировке кладки наружного портала Мартирьевской паперти.50 Форма портала Рождественского придела, увенчанного стрельчатой аркой, также соответствует этому времени.

Ремонту южной паперти предшествовала перестройка в 1558 г. соседнего с ней придела Иоакима и Анны и создание для него нового иконостаса, украшенного серебряными басменными окладами.51 Изображения на пластинах Васильевских врат имеют прямые аналогии в живописи иконостаса: в иконографии «Рождества Богоматери» и «Введения во храм» из праздничного ряда, в манере «письма», где главную роль играет легкий виртуозный рисунок, а образы, отличающиеся особым изяществом, наполнены тихой грустью.52 Орнаментика навершия и притолок врат, левого поля правой створки близка к узорам басмы царских дверей и местной иконы «Троица». Узор «репьев» оклада «Троицы» повторен в медальонах нижних регистров Васильевских дверей.

В 1560 г. в Софийском соборе было сооружено повое владычное место, украшенное живописью, орнаментальной резьбой и рельефами с изображениями святых. Графика рельефов, исполненных мастером Евтропием Степановым, находит параллели в иконных образах полукруглого верха Васильевских врат, орнаменты навершия врат и верхнего поля их створок — в декоре карнизов, столбцов и стенок святительского трона, а также в орнаментальной резьбе раки архиепископа Иоанна, установленной в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи годом ранее.53 Иконография «Рождества Богоматери» «златых» дверей была повторена в центральном клейме большой житийной иконы Рождественского собора Антониева монастыря. Басма этой иконы, датированной второй половиной XVI в., имеет аналогии в декоре навершия и притолок Васильевских дверей.54

Таким образом, все поздние элементы врат 1336 г. были исполнены в процессе реконструкции памятника, осуществленной при проведении архиепископом Пименом в конце 1550-х — начале 1560-х гг. ремонта и «обновления» интерьера Софии.

Закругленная форма верха Тверских дверей (верхний ярус Корсунских врат не сохранился) свидетельствует о том, что южный и северный порталы собора были также перестроены, а их входные двери реконструированы. К этому времени относится гравированный орнамент полей Корсунских врат. А. Л. Якобсон указал на его сходство с декором деревянных резных изделий XVI в., в том числе святительского места 1560 г.»‘ Не меньший интерес, на мой взгляд, представляет орнамент, украшающий резную коробку с надписью 1560 г. из Новгородского музея.56 В отличие от аналогий, приведенных А. Л. Якобсоном, он содержит такой же мотив «тюльпана», как и на бронзовых дверях. Широкое распространение в русском искусстве этот мотив получает только в конце XVI—XVII вв.

И, наконец, в последней четверти XVII в. Корсунские врата приобретают привычный для пас облик. В 1688 г. митрополит Корнилий начинает капитальный ремонт Софийского собора, длившийся несколько лет.57 «Светлости ради» стены, отделявшие собор от его галерей, во время ремонта были растесаны, и широкие арки объединили основной объем храма с пространством притворов. Соответственно были уничтожены внутренние порталы собора.53 В одном из них (северном или южном) висели Корсунские двери, которые по окончании работ (после 1692 г.) были перенесены в придел Рождества Богоматери.

Летопись сообщает, что при Корнилии в соборе и его приделах был поднят «мост».53 Поднятие пола привело к уменьшению высоты дверного проема Рождественского придела, который, судя по размерам Васильевских врат, и до этого был несколько меньше соборных входов. Вот почему Корсунские двери были сделаны трехъярусными. Перемонтировка бронзовой облицовки врат в последней четверти XVII в. и во время замены их деревянной основы в конце XIX столетия являются причиной того разнобоя в декоре Памятника, который особенно заметен в несоответствии друг другу пластин с гравированным орнаментом XVI в.

1 Штендер Г. М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 30—54 (особенно 39—40).

2 НГОМЗ. Архив. № 1544—П; Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. Разработка методических рекомендаций по реставрации и реставрация. Корсунских врат. М, 1982. Л. 16. О замене деревянной основы дверей Софии во время реставрации конца XIX в. см.: Конкордин А. Описание новгородского Софийского собора. Новгород. 1901. С. 84. Примечание 251.

3 НГОМЗ. Архив. № 1544-П. Л. 9—10.

4 Некоторые розетки являются реставрационными дополнениями разного времени. См: НГОМЗ. Архив. № 1544-П. Л. 20—21.

5 О технике, в которой исполнены детали врат, см.: НГОМЗ. Архив. № 1544-П. Л. 4, 9-14.

6 Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII—начала XIX вв. М, Л., 1988. С. 105.

7 НГОМЗ. Отдел письменных источников. № 11389. Л. 36. 8 Татищев В. Н- История Российская. Кн. IV. СПб. 1784. С. 134. Изд. 2-е: Т. V. М.; Л., 1965. С. 88.

9 Трифонова А. Н. Русские рельефы западных дверей Софийского собора в Новгороде // Декоративно-прикладное искусство Новгорода Великого. Художественный металл XI—XV вв. М., 1995. С. 259—267.

10 На русский язык работа Ф. Аделунга переведена в 1834 г. См.: Аделунг Ф. Корсунские врата, находящиеся в Новгородском Софийском соборе. М., 1834.

11 Там же. С. 111, 147—161.

12 См.: НГОМЗ. ОПИ. № 11337. Дело о ремонте Софийского собора. 1830-е гг. Л.; 805 об. (1835 г.); № 11391. Опись Софийского собора. 1850 г. Л. 24; Соловьев П. Описание Новгородского Софийского собора. СПб., 1858. С. 129—139; Макарий, архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. II. М., 1860. С. 275—276; Конкордин А. Описание. С. 5, 83—93; Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород., 1910. С. 34; Уваров А. С. Двери бронзовые, византийские и русские // Сборник мелких трудов. Т. 1. М., 1910. С. 65.

13 Аделунг Ф. Корсунские врата. С. 160.

14 Там же. С. 149, 160.

15 Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 5. СПб., 1897. С. 33. Рис. 25 См. также: Вып. 6. СПб., 1899. С. 111—112. Рис. 132.

16 Муравьев Н. В. Новгород Великий. Исторический очерк и путеводитель. Л., 1927. С. 14; Каргер М. К. Новгород. Л.; М., 1970. С. 85, 86; Никитина Ю. И. Софийский собор. Л., 1980. С. 22; Новгород. Текст В. Л. Янина. М., 1991. С. 79. Илл. на с. 78. Ю. И. Никитина и В. Л. Янин датируют памятник XI в.

17 Беляев С. А. Корсунские двери новгородского Софийского собора // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 300—310 239 «

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *