Новая модель высшего образования включает в себя что
В вузе можно будет получить сразу несколько специальностей за один срок обучения
Правительство внесло на рассмотрение Государственной думы законопроект о совершенствовании применения профстандартов в сфере высшего профессионального образования. По сути, Правительство предложило изменить подход к организации обучения в российской высшей школе.
Предложенные изменения открывают дорогу индивидуальным образовательным траекториям и модели «2 + 2». Она предполагает, что после двух лет учебы в бакалавриате или специалитете студент может выбрать углубленное изучение своей специальности или кардинально сменить направление. Сейчас высшее образование получают по схеме «4 + 2» (бакалавриат + магистратура) и менять направление подготовки можно только после четырех лет учебы в бакалавриате.
Возможность перехода высшего образования на новую систему «2 + 2 + 2» озвучил президент в послании Федеральному собранию в январе 2020 года. По результатам заседания Президиума Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию был составлен перечень президентских поручений от 28.03.2020, в котором тоже говорится о возможности дать студентам право выбирать направление профессиональной подготовки после первых двух лет учебы.
Чтобы сделать возможным получение сразу несколько квалификаций и дать студентам право формировать индивидуальную образовательную траекторию, Правительство предложило:
После нововведений «жесткий каркас» программы заменит «модульный конструктор», а собирать его будут студенты сами, выбирая, что изучать в дополнение к основному курсу.
На практике это все означает, что, теперь можно будет получать диплом, в котором сделают запись сразу с несколькими квалификациями. Например, раньше выпускник, журфака уходил из вуза с дипломом, в котором была запись «журналист по специальности „газетное дело”», что означало следующее: молодой специалист получил квалификацию газетного журналиста. Выпускники того же факультета журналистики, но рекламного отделения, получали диплом, в котором указывалась специальность «реклама». С принятием законопроекта ситуация изменится, и выпускник сможет получить диплом одновременно с квалификацией и журналиста-газетчика, и рекламщика, и пиарщика, и телевизионщика.
Элементы такой траектории образования уже используют некоторые российские вузы:
Вообще же, такой подход хорошо зарекомендовал себя в высшем образовании развитых стран. В США 365 университетов учат студентов по схеме «2 + 2 + 2», а больше тысячи вузов пользуются элементами этой системы. В Соединенном Королевстве 15 % программ высшей школы строятся по принципу свободной траектории. В Европе с конца 90-х интерес к такой системе получения высшего образования вырос в пять раз. Практикуют ее университеты развивающихся высокими темпами азиатских стран.
Дополнение от 10 марта 2021 года: Госдума поддержала в первом чтении проект поправок об изменении подхода к утверждению ФГОС ВО, предложенный правительством.
Учиться по-новому Тюменский государственный университет полностью перешел на новую модель образования
Классическая модель высшего образования в последние годы становится неконкурентоспособной. От классического дипломного образования мировые вузы давно перешли к индивидуальным программам, концентрируя свое внимание на каждом студенте. О том, как за последние три года изменился образовательный процесс в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) и что такое принцип индивидуальных образовательных траекторий, — в материале «Ленты.ру».
Лучшие мировые вузы борются друг с другом не только за лучших преподавателей, но и студентов, которые стали мобильны, и по большому счету для них не играет роли, в каком городе или даже стране учиться. На первое место выходит качество образования, навыки и умения, которые сделают их конкурентоспособными на рынке труда после окончания высшего учебного заведения. И это мировой тренд последних нескольких лет.
Образовательная труба
Существующая до сих пор система образования российских университетов является лишь немного измененной моделью подготовки кадров в СССР. Эксперты называют ее «образовательной трубой», то есть предопределенной последовательностью курсов, которые в обязательном порядке должен изучить студент. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу для гармонизации с европейским пространством высшего образования, но фактически ничего не изменилось. Только для видимости реформ появились бакалавриат и магистратура.
Если в СССР была необходимость бесперебойного снабжения высококвалифицированными специалистами заводов и фабрик, новых производств, то сейчас задача усложнилась: необходима подготовка людей, которые способны самоопределяться на рынке. Но реализовать это в старой модели невозможно.
«В России вузов, которые начали работать по новой модели, не так много, для среднего высшего учебного заведения это фантастика, но местами подход к образовательному процессу начал меняться, — говорит научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Евгеньевич Волков. — Происходит это в Уральском федеральном университете (Екатеринбург — прим. «Ленты.ру»), в университете ИТМО (Санкт-Петербург — прим. «Ленты.ру»), Высшей школе экономики и частично в Московском физико-техническом институте».
По словам Андрея Волкова, самым смелым в инициативе трансформации образовательного процесса оказался Тюменский государственный университет. «Они пошли на эксперимент, позволяющий подобрать индивидуальную программу обучения для каждого студента», — отметил эксперт. «Персонализация образования — ключевой тренд в образовании по всему миру, — констатирует президент Университета Лотарингии, член международного совета ТюмГУ Пьер Мюценхардт. — Все чаще в крупнейших университетах мира используется принцип индивидуальных образовательных траекторий, и то, что происходит сейчас в ТюмГУ, очень правильно».
Трансформация. Начало
Тюменский государственный университет ведет свою историю с 1930 года, когда в городе появился педагогический институт. А официальное звание университета он получил в 1973 году после разделения биолого-географического факультета на два самостоятельных факультета.
Сегодня ТюмГУ стал центром образования, науки, культуры крупнейшего региона страны. В 2013 году институт возглавил выпускник этого университета, первый проректор Валерий Фальков. «Мы понимали, что задача университета заключается в подготовке студента к будущей жизни в условиях сегодняшней неопределенности. А для этого надо научить его действовать, выбирать и самостоятельно принимать решения. У каждого студента своя образовательная цель, свои способности, поэтому следует предоставить ему возможность самостоятельно формировать под себя образование, — говорит Валерий Фальков. — Если посмотреть на российские университеты, в особенности на региональные, то в их основании лежит учебный процесс и только потом уже исследовательская деятельность, но эти стереотипы пора менять».
В жесткой конкурентной борьбе в октябре 2015 года ТюмГУ заслужил право войти в президентский образовательный Проект 5-100, задача которого повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. «Мы представили достаточно реалистичную и вместе с этим амбициозную программу развития, в том числе поставили задачу трансформировать университет, повысить качество образования, побороться за сильного абитуриента, — вспоминает в интервью «Ленте.ру» Валерий Фальков. — В итоге пришли к выводу, что первым шагом должна стать работа над учебным процессом. Уже тогда было ясно, что индивидуализация — это мощный образовательный тренд, и приняли за основу этот формат обучения». По его словам, у каждого студента своя образовательная цель и свои способности, поэтому следует предоставить возможность каждому студенту формировать под себя свое образование.
Набор студентов по новой образовательной модели начался в 2017 году. Тогда около тысячи первокурсников бакалавриата четырех институтов ТюмГУ стали обучаться на принципах индивидуальной траектории.
В сентябре 2019 года первокурсники всех институтов ТюмГУ, а это более трех тысяч студентов, начали обучение по новой модели. «Экспериментировали, что-то меняли, добавляли, убирали, рискнули и полностью перешли на новую модель образования по принципу индивидуальных образовательных траекторий, — вспоминает ректор. — Это произошло с опережением на год плана по Проекту 5-100, так как был высокий запрос от студентов других институтов». Сегодня у ТюмГУ 39 направлений подготовки, 4,4 тысячи из 12 тысяч студентов учатся по новым программам, обучают их 559 преподавателей.
Новая модель
Индивидуализация образования по своей сути не является чем-то совсем новым. Еще во времена первых европейских университетов образование понималось как индивидуальный путь, в котором человек сам делает выбор и несет ответственность за него. Все изменила индустриализация, когда многие университеты пробовали примерять на себя принцип «фабричной подготовки». И сейчас мировое высшее образование постепенно возвращается к своим истокам.
Студенты, обучающиеся по новой образовательной модели, могут самостоятельно формировать свой собственный индивидуальный учебный план за счет выбора учебных курсов более чем из 200 элективов наряду с изучением обязательных дисциплин. Это подразумевает, что в рамках индивидуальных образовательных траекторий не существует типовых учебных планов и академических групп. Группы слушателей формируются отдельно на каждый курс или его часть.
Образовательное пространство ТюмГУ включает в себя четыре элемента. Первый и главный — «Ядро», которое формирует общекультурные компетенции, является основой идентичности студентов университета. Второй модуль — «Основной». Это комплекс дисциплин по направлению профессиональной подготовки. Диплом государственного образца выдается в соответствии именно с этим модулем. Далее идет дополнительный профессиональный модуль «Вторичный», являющийся еще одной квалификацией будущего выпускника. Студент может выбрать его со второго курса. И последний, четвертый модуль — «Избирательный» — вариативный модуль, включающий в себя дисциплины из неосновных предметных областей, которые студент может выбрать самостоятельно. С введением ИОТ центральной фигурой образовательного процесса становится студент, который формирует запрос на свое образование.
Подводить итоги перехода на новый формат обучения, даже предварительные, пока преждевременно. «Результат будет определяться по востребованности выпускника на рынке труда, а наши студенты учатся еще на третьем курсе, — отмечает Валерий Фальков. — Пока мы получаем отзывы работодателей от прохождения практики. Они говорят, что ребята стали более самостоятельны, инициативнее, а уровень их знаний, по крайней мере, не ниже тех, кто учился по предыдущим программам».
Новая схема высшего образования «2+2+2»: чего ждать и к чему готовиться
Эксперимент должен стартовать через год в нескольких региональных вузах. Новая схема создаст хорошие предпосылки для личностного развития наиболее инициативных и одарённых студентов, позволяя купировать несовершенства предуниверситетского периода в среднем образовании.
Опция выбора профессиональной специализации после второго курса обучения фактически означает переформатирование ставшей уже привычной схемы «4+2» (бакалавриат + магистратура) в «2+2+2». Этот сценарий отличается большей гибкостью и снимает один из барьеров для самых перспективных студентов. У них появляется возможность составлять программу обучения, исходя из индивидуальных потребностей и предпочтений.
На первом этапе (первые два года) появится больше возможностей для самоопределения и получения более широкого образования, на втором и третьем — больше возможностей не только для углубления в выбранном профессиональном профиле, но и для освоения дисциплин из смежных или даже независимых профессиональных областей.
Так, жёсткий «каркас» заменяется «модульным конструктором», который учащиеся могут самостоятельно собрать, разумеется, при поддержке опытных наставников и тьюторов. Это в первую очередь актуально для мотивированных, но не определившихся в профессиональном плане абитуриентов, которые хотели бы максимально адаптировать учебный план к своим особенностям.
Было бы неверно рассматривать предстоящую реформу исключительно в контексте высшей школы. Предпосылки для неё должны закладываться ещё на финальной стадии среднего образования. Существует как минимум три блока проблем, которые становятся препятствиями на этом пути.
1. Сосредоточенность на ЕГЭ
Зачастую образовательный процесс в двух старших классах сводится к тому, чтобы подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ. По сути, это подмена содержательной задачи — развития навыков и знаний, необходимых для дальнейшей жизни — сугубо формальной. Причём на неё расходуются все резервы времени. Такая ограниченность отрицательно сказывается на качестве образования и восприятия самой школьной программы.
2. Авторитарная инерция
В российской школе до сих пор не приветствуется даже конструктивная дискуссия между преподавателем и учениками. Последние не мотивированы самостоятельно ставить и задавать вопросы, аргументированно отстаивать своё мнение, проявлять инициативу. Образовательная модель во многом строится на трансляции готовых знаний, которые затем необходимо воспроизвести на экзаменах. Открыто выражаемая самостоятельность в суждениях воспринимается как дисциплинарный недостаток.
3. Чрезмерный уровень родительского контроля
Руководствуясь, безусловно, лучшими побуждениями, родители стремятся максимально загрузить учеников дополнительными занятиями — кружками, секциями, студиями, репетиторскими курсами — порой игнорируя пожелания и наклонности ребёнка. Так, столь важная часть жизни, как обучение проходит без учёта его мнения. В результате, многие ученики теряют мотивацию к учёбе, видя в ней лишь навязанную родителями рутину.
Куда поступают выпускники с самыми высокими баллами ЕГЭ
В то же время опыт индивидуальной работы даже с теми, у кого более чем посредственная успеваемость, показывает, что эти дети вполне могут ярко проявить себя — если предоставить им больше свободы в выборе занятия, привлечь к интересным и значимым проектам, позволить выступить с собственными инициативами.
Над устранением или смягчением этих факторов сегодня работают только отдельные педагоги. Вместе с тем, это должно стать частью повестки дня всех школьных управленцев (директоров и их ближайших сотрудников). Только в этом случае возможно будет в полной мере реализовать позитивный импульс, заложенный в инициативе президента.
Предлагаемая президентом инновация представляет собой трансфер в российскую образовательную практику подхода, который хорошо себя зарекомендовал в наиболее развитых странах, традиционно выигрывающих в конкуренции за самых талантливых студентов.
365 американских университетов применяют схему «2+2+2», втрое больше внедряют её отдельные элементы
В Соединенном Королевстве она охватывает порядка 14% образовательных программ в высшей школе. В целом по Европе востребованность указанной схемы за последние 30 лет выросла в пять раз. В азиатских странах, отличающихся самыми высокими темпами экономического развития, также уделяется большое внимание «2+2+2».
Активация подобного сценария в российских вузах, безусловно, будет способствовать усилению их конкурентоспособности. С одной стороны, это удержит в стране, по крайней мере, часть одарённых студентов с высоким потенциалом профессиональной самореализации. С другой — привлечёт многих учащихся из-за рубежа, которых заинтересует возможность получить качественное образование в рамках индивидуализированного и гибкого формата.
В то же время применительно к российским реалиям реформа будет по-настоящему эффективной только при условии решения блока описанных выше проблем, с которыми сталкиваются школьники старших классов.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (kaneda313)
Мишустин объявил о реформе системы высшего образования
В России внесут серьезные изменения в программу сетевого обучения в вузах
По итогам поездки в Университет им. Канта в Калининграде премьер-министр Михаил Мишустин принял решение внести изменения в нормативы использования сетевых программ в вузах. Иными словами, теперь диплом выпускника станет куда весомей, в нем появится больше информации о программе обучения студента.
Фото: Наталия Губернаторова
Во время визита в Балтийский федеральный университет (им. Канта) студентка этого вуза Анна Бугаева спросила руководителя кабмина о том, почему, фактически обучаясь в трех вузах, она получит диплом с указанием только одного университета. И практика в ведущих научных лабораториях ей тоже не зачтется в итоговой аттестации. А поскольку сетевое обучение набирает силу в системе высшего и среднего образования, Михаил Мишустин поручил Минобрнауки «навести нормативный порядок в сфере вузовского образования в части использования сетевых программ» до апреля 2022 года. Речь идет не только о дальнейшем внедрении сетевых программ – такой план уже утвержден по поручению президента. Но отныне — и о возможности для студентов получать диплом с указанием всех вузов, которые принимали участие в сетевой программе.
Сетевые программы – недавно принятая модель образования. Суть ее в том, что вузы заключают соглашение друг с другом об обмене знаниями и студентами, обычно в «сеть» объединяются от двух до пяти университетов. Студентам при этом можно «добирать» предметы и компетенции в других вузах, а также пользоваться лабораторными и проектными мощностями не только родных универов, но и их компаний-партнеров. Это хорошая возможность расширить качество и спектр своих знаний, особенно в пандемию, когда большинство вузов функционируют дистанционно. Сетевые программы действительно новое слово в обучении, и Россия идет в ногу со всем миром.
— Еще в 1990-х гг. профессор Гарварда Эрик Мазур разработал методику обучения Peer instruction, – рассказывает преподаватель физики в частной школе Павел Вермер. – И хотя изначально этот метод был направлен на обучение взрослых, подходит он и студентам, и старшеклассникам. Суть в том, что обучение становится интерактивным, коммуникативным, в нем есть элемент соревновательности и много самообразования. Это семинары, обсуждения, проекты, «мгновенное тестирование» и прочее. Сетевая модель расширяет эту модель, выходя за рамки одного учебного заведения. Конечно, это актуальнее всего для вузов сегодня, потому что современный магистр или бакалавр должен знать и уметь очень много.
Похожие методы сотрудничества уже давно практикуют МГУ, ВШЭ, РАНХиГС и др. Причем «дружат» и обмениваются студентами они не только друг с другом, но и с ведущими университетами мира уровня того же Гарварда, Кембриджа и Сорбонны. Но сейчас речь о том, чтобы ввести сетевые взаимодействия в систему по всей стране. В этом году сетевые программы внедрили у себя 9 университетов и один колледж. В «сеть» объединились Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Дальневосточный федеральный университет по программам «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов» (бакалавриат) и программам «Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники» и нескольким другим (магистратура). Кроме корабелов объединились ракетчики: программа «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» соединила Амурский госуниверситет с Московским авиационным институтом (МАИ). Также в МАИ совместно с Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления будет осуществляться подготовка студентов по специальности «Самолето- и вертолетостроение».
Пока вузы только нащупывают наиболее эффективные механизмы взаимодействия. Например, одно из самых крупных на сегодняшний день сетевых объединений вузов: Казанский федеральный университет, Северный Арктический федеральный, Северо-Кавказский и Балтийский университеты разработали разные методы такого сотрудничества. Не только горизонтальные, с обменом студентов, но и партнерские, когда вузы меняются своими программами и наработками. И есть еще модель ресурсного центра, в которой один вуз выступает базой, ядром для сотрудничества, а другие интегрируются в университет, обладающий наибольшим материальным и кадровым потенциалом. На пути многих начинаний стоят устаревшие нормативы обучения (ФГОСы). Поэтому сейчас, когда сетевое обучение уже существует, очень важно обновить и нормативную базу, в частности стандарты формирования дипломов в бакалавриате и магистратуре. Пока что у нас действует правило «один вуз – один диплом», и оно должно поменяться.
Бакалавриат и магистратура скоро кардинально изменятся
Высшее образование станет конкурентоспособным, если перейдет на систему «2 + 2 + 2»
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко предлагает в очередной раз перестроить систему вузовской подготовки кадров. Фото агентства «Москва»
Систему высшего образования придется существенно перестроить в ближайшие 5–10 лет, отказавшись от традиционных бакалавриата и магистратуры. Такие изменения анонсировали помощник президента РФ Андрей Фурсенко и президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов.
«Мы должны будем еще раз начать перестраивать существенно систему высшего образования, обеспечив большую дробность», – уверен Андрей Фурсенко. По его словам, подготовить человека за шесть лет под выполнение какой-то конкретной задачи не всегда эффективное решение. За шесть лет ситуация может поменяться не один раз. Сегодня, по словам помощника президента, актуален подход, когда система высшей школы рассматриваться не как «4 плюс 2» (четыре года бакалавриата и два года магистратуры), а как «2 плюс 2 плюс 2». То есть два года – это тот период, когда человек получает фундаментальные знания. Следующие два года – обучение по конкретному направлению. И последние два года дают возможность резко изменить направление обучения.
Ярослав Кузьминов тоже видит систему высшего образования иначе, нежели она есть сейчас. Тезисно он изложил этот план на международном молодежном форуме. По его словам, образование формирует человеческий капитал. А человеческий капитал можно измерить, это же все-таки «капитал». Капитал, формируемый образованием, это есть не что иное, как «превышение средней зарплаты после вуза над средней зарплатой человека сразу после школы», так называемая образовательная премия. В нашей стране она после университетского образования составляет 60%, после техникума – 10%. А программа подготовки рабочих в колледже вообще «отрицательная», то есть она дает человеку меньше, чем если бы человек вообще нигде не учился, кроме школы. В других странах уже при получении среднего образования преимущество составляет 20–30% премии.
Кузьминов рассказал, чего можно ожидать, по его мнению, от трансформации, которую сейчас переживает человечество. Через 10 лет с 90-процентной вероятностью водитель, охранник, технический переводчик и две трети продавцов будут заменены цифровыми сервисами. А ведь это коснется двух самых массовых профессий в нашей стране (водитель персонального автомобиля и продавец – по 7 млн человек). Второй момент, у нас сожмутся отрасли, производящие металл, резину, кирпичи и т.д. Все это произойдет во многом потому, что новые технологии, которые основаны в большинстве своем на цифре, гораздо более экономны в отношении материалов.
Какой будет реакция специальных программ на подобное быстрое движение? В первую очередь это коснется бакалавриата. Он все меньше и меньше будет вести соискателя к конкретной квалификации. Единственным исключением является прикладной бакалавриат. Здесь первые два года – общее образование, а потом – профессиональное. (Об этом, собственно, и говорит Андрей Фурсенко.)
А вот бакалавриат академический становится все более оторванным от конкретной профессии. Человек получает не профессию, а скорее специфическое «стекло», через которое смотрит на действительность, образно замечает Ярослав Кузьминов. Это стекло может называться «историк», «математик», «искусствовед» т.д. Профессиональная квалификация сдвигается на уровень магистратуры. При этом, по Кузьминову, появляется новый трек – Master of science – с жесткими профессиональными навыками. Жестко профессиональная магистратура возможна в четверти или же трети случаев от общего числа выпускников бакалавриата.
Кроме того, идет процесс распада традиционных форм организации методик высшего образования, считает Кузьминов. На половину лекций сегодня приходят только 7% студентов. Распространена практика изучения предметов «для галочки». Именно поэтому сейчас студенты начинают выбирать индивидуализацию образовательных траекторий.
Онлайн-обучение ведет к расширению аудитории преподавателей, которая доступна студенту, где бы он ни был. В США онлайн-курсы предлагают Стэнфорд, Массачусетский технологический институт, Гарвард. И это только вершина айсберга. У нас же онлайн производит топ-10 и внедряет у себя топ-10. Ситуация парадоксальная. Почему так происходит – понятно. Пока большинство студентов считает, что, внедряя онлайн-курсы, университеты оказываются «второсортными вузами». Между тем в Европе не используют программы онлайн-обучения только 11% вузов. У нас же, наоборот, замечает Ярослав Кузьминов, участвует примерно столько же.
Что необходимо сделать, чтобы поднять качество и престиж онлайн-образования в России? Первое – повысить функциональность существующих технологических платформ – то, что позволит вузам делать онлайн-курсы с обратной связью, со встроенным искусственным интеллектом. Второе условие – развитие нормативной базы: онлайн и в чистом формате, и в смешанном должен быть абсолютно естественным вариантом, который предусмотрен российскими нормативами. И, наконец, необходимо создание новых организационных и финансовых механизмов, пересмотр структуры нормативного финансирования.
Сумма экономии от использования онлайн-курсов составляет от 50 до 250%. Это очень существенный показатель. Но надо создать экономические модели и показать университетам, что это хорошо работает. В нашей системе это одна из главных проблем.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.