Новая голландия что это такое в питере
Остров Новая Голландия
Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге является единственным из 42 островов города, созданный людьми. Более 150 лет доступ на остров был закрыт, но сейчас он стал местом проведения фестивалей культуры и искусства, различных мероприятий и интересных событий.
Новая Голландия — это популярная зона отдыха горожан и туристов. В солнечные дни здесь приятно просто полежать на травке. В отличие от других парков в центре города это не только разрешено, но и приветствуется.
Гостей Новой Голландии ждет множество развлечений на любой вкус:
Выставка «Голландские музейные плакаты из собрания Владимира Кричевского 1985–1997»
Здесь предлагается кухня различных кулинарных школ и стран мира (русская, средиземноморская и американская, еврейская и мексиканская, восточная и азиатская). Посещение ресторанов, разумеется, платное, но цены вполне разумные.
Двор «Бутылки» Новой Голландии отдан летним ресторанам
В летний период рестораны и кафе выставляют уличные террасы, которые в отличие от большинства улиц центра находятся вдалеке от шумных дорог.
Вы можете отведать бюргеры (Ferma Burger) или сэндвичи (кафе «Дикman’s Deli»), пиццу в пиццерии Camorra Isola. В Surf Coffee вас угостят чашечкой кофе. Есть здесь и рюмочная, предлагающая большой выбор настоек и фирменные пельмени.
Теперь Новая Голландия открыта для гостей круглый год. Зимой поверх газона будет залит каток с музыкальным, световым оформлением и своей программой мероприятий.
Как добраться до Новой Голландии в Санкт-Петербурге, ближайшее метро
Остров Новая Голландия находится в Адмиралтейском районе на довольно большом удалении от станций метро. Ближайшие из них — «Адмиралтейская» и станции на Сенной площади («Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская»). От этих станций до Новой Голландии идти пешком около получаса.
Также можно доехать:
Вход на остров осуществляется через 2-й мост Круштейна, который находится напротив дома 31 по набережной Адмиралтейского канала. Проход осуществляется только через металлоискатели, поэтому не рекомендуется брать с собой большие сумки.
Новая Голландия находится в историческом районе Старая Коломна, который расположен несколько в стороне от основных туристических троп, но здесь очень много интересных достопримечательностей, посещение которых можно совместить. В частности рядом расположены:
Вид на дворец Бобринских с территории Новой Голландии
Маршрут: «Остров Новая Голландия» — 10 интересных мест (самая полезная информация)
Остров Новая Голландия обладает притягательной силой. Долгое время его территория со своей удивительной историей и архитектурно-индустриальной красотой была закрыта для публичного посещения. Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, один из старейших, если даже не самый старый в России.
Площадь острова — 7,8 га. Сегодня здесь ведутся реконструкционные работы. Но часть территории доступна для прогулок, куда мы вас и приглашаем на этот раз. Начнём с названия и истории острова, чтобы было легче понять, почему тут такие достопримечательности, непохожие на многие другие в Санкт-Петербурге.
Во многих городах сохранились старинные промышленные здания. Большинство из них были построены в конце XIX — начале XX вв. Долгое время они использовались по своему прямому назначению: в них располагались производственные цехи, склады. В наши дни необходимость в них отпала: производства либо закрылись, либо переносятся на современные площади.
Перед архитекторами и дизайнерами во всех подобных случаях стоит непростая задача: вдохнуть новую жизнь в старые стены. Безусловно, это вызов. А Новая Голландия со своей славной историей — вызов вдвойне.
История названия острова
Новая Голландия — это 2 рукотворных острова в дельте Невы. В 1719 году между Невой и рекой Мойкой были прорыты два канала для нужд судостроителей. Так, появились 2 канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия острова принадлежит, по всем версиям истерических экспертов, самому Петру I.
С самого начала Голландией в Санкт-Петербурге называлась местность вокруг Адмиралтейства. В период возведения города на Неве Петр I приглашал голландских кораблестроителей. Царь почитал голландцев за больших мастеров-корабелов. Они работали на верфях, расположенных на левом берегу Невы.
Тогда обстановка, где работали приглашенные Петром Великим голландские судостроители, иностранная речь, каналы с подъемными мостами, настолько напоминала государю иностранный порт, в частности голландский, что с его лёгкой руки этот край стали величать Голландией. Местность вокруг Адмиралтейства была реально обустроена по образцу голландских верфей.
Появление Новой Голландии неразрывно связано с историей Адмиралтейства, где находились склады корабельного леса. После того, как были прорыты 2 канала, образовался остров, куда и перенесли впоследствии все склады. Этот остров получил название «Новая Голландия». Так, это название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами.
История острова Новая Голландия
История Новой Голландии берёт свое начало с основания Петром I Санкт-Петербурга. Одновременно с возведением города началось создание Северного флота. В 1704 году на левом берегу Невы были заложены верфь и здание Адмиралтейства.
Для удобства строительства кораблей и доставки на верфь материалов и леса на Адмиралтейской стороне прорывались каналы: Крюков и Адмиралтейский каналы, соединившие реки: Неву и Мойку. Образовавшийся остров стали называть Новой Голландией.
Остров Новая Голландия сформировался в 30-е годы XVIII в. В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Путешественник Карл Рейнгольд Берк так описывал увиденный в 1730-х годах остров:
Напротив канала у упомянутых пеньковых и такелажных складов расположена Новая Голландия, то есть амбары для дубового корабельного леса — как начерно обтесанного, так и в больших бревнах и досках. Амбары эти — деревянные, но все стены сделаны решетчатыми, чтобы воздух хорошо проветривал помещения и высушивал доски. Зимой и в сырую погоду все эти отверстия закрывают, опустив парусину.
Тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов.
К началу 1750-х годов деревянные склады Новой Голландии сильно обветшали, и Адмиралтейств-коллегия приняла решение вырубить рощу на острове, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воздуха в сараях. К тому времени на посту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Коробова сменил его ученик Савва Чевакинский.
Также со временем времени места стало не хватать и было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. Архитектору было предписано создать склады:
…таким же образом расположенных, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски эленгами.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён по проекту и в формах раннего классицизма в 1765—1780 гг. Складской комплекс на острове строился по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя. Таким способом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки.
Архитектор Савва Чевакинский создал чертеж острова, выполненный в суровом крепостном стиле. В 1788 году, когда прекратили строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили по его проекту.
Этот мастер создал знаменитую классицистическую арку, переброшенную через канал, соединяющий внутренний бассейн «Ковш» с Мойкой. Арка Новой Голландии была построена в 1779—1787 гг. Она являет собой редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита. Из его блоков сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент. Всё вместе придают этому сооружению гармонию и монументальность. Высота арки — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним м.
Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот разработал проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса. Благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова.
Проекты двух мастеров были переработаны и воплощены в жизнь инженером Иоганном Герардом. Он занимался кропотливой переработкой проекта и внёс большое количество конструктивных поправок. Строительство велось бурными темпами, в самый активный период на острове работало около 500 рабочих.
Особенно трудоемким стал процесс возведения портала. Колонны выкладывали из гранитных блоков, каждый из которых весил около 4 тонн, для приготовления цементного раствора для этих колонн машинных дел мастер Кузьма Петров даже изобрел специальную мельницу. Строительство арки затянулось на семь лет и было завершено только в 1777 году. Однако в 1782 году порталу потребовалась реконструкция и переборка антаблемента, которая закончилась к 1784 году. В целом проект так и не был осуществлен до конца: помешали войны с Турцией и Швецией, которые велись в 1788–1789 годах.
Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, по Крюкову каналу, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Однако складские помещения активно использовались, а сам комплекс зданий, декорированный Деламотом, воплощенный Герардом и его преемником Михайлой Ветошниковым, стал одним из лучших образцов раннего классического стиля в российской архитектуре. Строительство было завершено к концу XVIII в.
В 1820-е годы на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы по проекту А. Е. Штауберта. Сам автор называл постройку арестантской башне. В народе же сооружение прозвали «Бутылкой». Откуда пошло народное изречение «не лезь в бутылку», т.е. не иди на что-то такое, за что могут поместить в тюрьму.
Рядом с Бутылкой в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина на месте старой кузни, заложенной еще Петром I, выстроили кирпичную кузницу. В 1894 году на острове возвели бассейн, где в начале XX века русский кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля, проводил свои опыты.
Во время Первой мировой войны в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба. В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на её территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. Однако еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр.
Новая Голландия в Питере. Что это и стоит ли посещать
Новая Голландия — новая достопримечательность Питера, которую почему-то рекомендуют посетить путеводители. По сути, Новая Голландия — это небольшой остров в центре Санкт-Петербурга с парком и ресторанами в отреставрированных домах. Стоит ли приезжать в это место туристам?
New Holland Saint Petersburg
Что за место Новая Голландия в Санкт-Петербурге
Остров появился в 1719 году, еще при Петре 1, когда проложили 2 судоходных канала между Невой и Мойкой. Тогда остров и получил такое название, так как район поблизости в те времена называли Голландией.
Все это время остров был технический и использовался для нужд судостроения. Здесь были склады и в какое-то время даже тюрьма в кольцеобразном здании, прозванным «Бутылка». Подробнее про историю Новой Голландии можно почитать на Википедии.
В середине 2000-х остров решили преобразить. Только в 2016 году остров наконец-то открыли в таком виде, как сейчас. Но реконструкция продолжается до сих пор. Мы посетили эту достопримечательность Петербурга.
Давайте посмотрим, как сейчас выглядит Новая Голландия в Питере, есть ли тут что-то интересное и стоит ли вообще приезжать сюда туристам.
Прогулка в парке Новая Голландия в Петербурге
Попасть в Новую Голландию можно по мосту с набережной Адмиралтейского канала. Мост с набережной Крюкова канала закрыт. На входе охрана, маски надевать не заставляют.
Новая Голландия в Петербурге — это небольшой современный ухоженный парк с ландшафтным дизайном. Что здесь есть:
Мы погуляли по парку минут 10. Он совсем небольшой и смотреть здесь оказалось особо нечего. Обычный парк, только стильный и ухоженный. Много скамеек, есть где посидеть в тени.
Зашли в «Бутылку». Здесь несколько тесных кафешек, цены как везде. Посидеть внутри не захотелось, маленькие помещения и много народу. Прогулка по Новой Голландии заняла в общей сложности минут 30. Ходили не спеша, все фоткали.
Бутылка внутри
Стоит ли посетить Новую Голландию в Питере
Туристам здесь делать абсолютно нечего.
Посидеть на скамейке, посмотреть отреставрированные кирпичные дома (сейчас это называют стиль лофт), увидеть каркас корабля, пройти через небольшой «сад трав»… Каких-то интересных мест для фото тоже не заметили.
Не думаю, что это заинтересует искушенного путешественника.
Новая Голландия в городе на Неве в этом плане чем-то напомнила парк Зарядье в Москве. Тоже было много шуму из ничего. Туристы приходят и не понимают, а что тут делать-то? Но в отличие от Зарядья, здесь есть нормальные кафешки и можно даже пиво попить.
Это отличное место для встречи с друзьями, свидания, прогулки с детьми. В солнечную погоду можно лечь на травке позагорать. Или просто устроить небольшой пикник. Посетить рестораны.
Если вы в Питере на выходные и времени немного, то Новую Голландию можно смело пропускать. Приезжать сюда туристам стоит только если вы хотите увидеть, как отдыхают местные жители. Или вы уже все посмотрели.
В других странах и городах нам бывает интересно приобщиться к местной жизни, как вы знаете. Не пожалели, что сходили. Хотя, конечно, нотка разочарования у меня присутствовала, так как ожидал большего. Все из-за неоправдавшихся ожиданий. Я почему-то думал, что здесь будет уличная еда, сувениры ручной работы и прочий стрит-арт.
Рукотворный остров Новая Голландия
Рукотворный остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге — это уникальный культурный парк, где любят отдыхать жители и гости города. История острова началась в XVIII веке. С тех пор Новая Голландия превратилась в современный проект, где каждый найдет себе занятие по душе.
Остров Новая Голландия на панораме Google:
Цель проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация» превратить памятник архитектуры в удобное место отдыха. Команда проекта предлагает насыщенную культурными событиями афишу. На территории острова регулярно проходят концерты, спектакли, выставки, спортивные мероприятия, лекции, семинары, вечеринки и многое другое.
История создания
Свое название остров получил еще в XVIII веке, когда император Петр I активно занимался развитием кораблестроения. Для работы на верфях были приглашены мастера из Голландии, которые создали обстановку, очень напоминающую иностранный порт. К 30-м годам XVIII века Новая Голландия сформировалась как остров (были обустроены каналы Крюков и Адмиралтейский), после чего здесь стали появляться сперва деревянные, а потом и каменные постройки для хранения корабельного леса.
Над проектом острова трудились несколько архитекторов, особый вклад в разработку внесли архитекторы Савва Чевакинский, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот и Иоганн Герард, который доработал проекты своих предшественников и воплотил большую их часть. Окончательный план застройки Новой Голландии в Санкт-Петербурге был утвержден в 1767 году. На возведение знаменитой арки ушло семь лет, работы были завершены лишь в 1777 году. Строительство других объектов велось долгие годы, но до конца проект так и не был реализован (не построены вторая арка и часть зданий).
В XIX веке на Новой Голландии стали появляться постройки, не относящиеся к кораблестроению. Самое знаменитое из них — морская тюрьма «Бутылка», построенная по проекту архитектора Александра Штауберта. При участии русского ученого Дмитрия Менделеева на острове были построены лаборатория по разработке бездымного пороха и опытовый бассейн.
В ХХ веке на территории Новой Голландии начала работать радиостанция. В годы Великой Отечественной войны остров сильно пострадал от обстрелов и хотя после был восстановлен, к концу столетия снова пришел в упадок.
Идея дать острову новую жизнь принадлежала архитектору Вениамину Фабрицкому, который призывал использовать Новую Голландию как памятник архитектуры для культурных целей еще в 1977 году. Однако, реконструкция была начата лишь в начале ХХI века.
В ходе многочисленных конкурсов, в ноябре 2010 года, тендер на реставрацию острова выиграла компания ООО «Новая Голландия Девелопмент». Программа обновления и реорганизации, проведенная с 2011 по 2013 годы, была основана на исследованиях аудитории объекта, по результатам которых, были получены восторженные отзывы о новом парке. В 2016 году первый этап реставрации был завершен и парковая зона Новой Голландии начала работать круглый год.
Новая Голландия: история и мифы рукотворного острова
Дельта Невы, где расположен Санкт-Петербург, представляет собой множество островов, разделенных протоками, впадающими в Большую Неву речками и искусственными каналами. Поэтому сколько на территории города островов, сказать сложно. Лет 150 назад их было более сотни, а сейчас по разным данным насчитывается от 33 до 42.
Наряду с естественными островами, имелись и искусственные, образовавшиеся после прокладки каналов. В настоящее время единственный рукотворный остров – Новая Голландия – считается одним из самых загадочных мест в Петербурге.
Рождение Новой Голландии
Если посмотреть на карту города, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделенных Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии, хотя она-то как раз, скорее всего, случайность.
В 1719 году бригада подрядчика Семена Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В настоящее время Крюков канал длиннее, но участок от Мойки до Фонтанки появился в 30-х годах XIX века, а в 40-х засыпали часть от Адмиралтейского канала до Невы.
В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.
Петру I это место напоминало Голландию, и рукотворный остров получил соответствующее название. Первоначально здесь располагались не только склады и мастерские, но и место отдыха государя. По его приказу в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья.
В 1721 году согласно указу Петра I на острове был основан военный порт, первый России. Позднее появились две протоки (от Мойки и от Крюкова канала), заканчивающиеся в «Ковше» — центральном пруду Новой Голландии. Долгое время попасть внутрь острова можно было только по этим водным магистралям, и простых обывателей туда не пускали. Вот и распространялись по городу различные, порой невероятные слухи о тайнах, скрытых за высокими кирпичными стенами пакгаузов.
Архитектура рукотворного острова
Впрочем, при Петре I все постройки Новой Голландии были деревянными, а кирпичные здания здесь начали возводить в середине XVIII века, тогда же появился и канал, разделивший остров на две части.
Новые склады, взамен обветшавших, построили по проекту Саввы Ивановича Чевакинского из красного кирпича без традиционной для того времени отделки штукатуркой. Это придало зданиям мрачный и таинственный вид, что еще больше усилило загадочность острова.
Новая Голландия всегда была территорией военных, даже тюрьма, построенная на острове в 1829 году, принадлежала Военному ведомству. Круглое строение сначала именовали «Башней», а затем за ним закрепилось название «Бутылка».
Среди мрачных и даже зловещих архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой сделал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады.
Мистически и романтически настроенные жители Санкт-Петербурга в это и не верили.
Тайна Новой Голландии
Слухи и мифы о Новой Голландии ходили в Петербурге самые разнообразные, причем в равной степени и во времена Российской империи, и в период Советского Союза. Мрачные кирпичные стены острова не могли не хранить зловещие тайны, которые так хотелось узнать. Именно недоступность, закрытость территории чаще всего и рождает легенды.
Довольно долго считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, и даже на некоторых кирпичах нанесены знаки этого тайного общества. Ну а рассказы о масонах, как правило, сопровождаются слухами о спрятанных сокровищах. Казалось совершенно очевидным, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так.
Начиная с 90-х годов прошлого века на остров мог попасть любой желающий, и молодежь, обожающая всякие тайны и старые развалины, там бывала нередко. Однако город неохотно отказывался от одной из своих тайн.
Поэтому, когда в 2000 году Новая Голландия была «открыта» официально в связи с организованной там выставкой современного искусства, многие горожане были разочарованы, увидев только старые здания и склады на фоне зеленой лужайки.
В настоящее время существует проект реконструкции Новой Голландии, подготовленный британским архитектором Норманом Фостером. На территории острова предполагается сохранить все исторические здания, но сделать их культурными объектами. Например, в помещении бывшей Морской тюрьмы оборудовать один из залов Петербургской Филармонии.