Новая атлантида о чем

Эмпиризм Френсиса Бэкона. Френсис Бэкон «Новая Атлантида»

Новая атлантида о чем. Смотреть фото Новая атлантида о чем. Смотреть картинку Новая атлантида о чем. Картинка про Новая атлантида о чем. Фото Новая атлантида о чем Новая атлантида о чем. Смотреть фото Новая атлантида о чем. Смотреть картинку Новая атлантида о чем. Картинка про Новая атлантида о чем. Фото Новая атлантида о чем Новая атлантида о чем. Смотреть фото Новая атлантида о чем. Смотреть картинку Новая атлантида о чем. Картинка про Новая атлантида о чем. Фото Новая атлантида о чем Новая атлантида о чем. Смотреть фото Новая атлантида о чем. Смотреть картинку Новая атлантида о чем. Картинка про Новая атлантида о чем. Фото Новая атлантида о чем

Новая атлантида о чем. Смотреть фото Новая атлантида о чем. Смотреть картинку Новая атлантида о чем. Картинка про Новая атлантида о чем. Фото Новая атлантида о чем

Новая атлантида о чем. Смотреть фото Новая атлантида о чем. Смотреть картинку Новая атлантида о чем. Картинка про Новая атлантида о чем. Фото Новая атлантида о чем

Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных. Первые, плодоносные – это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку; вторые, светоносные – те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на рациональную, силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образовываются недостаточно обоснованно. В своей критике теории логики античности Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия – результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знания, Бэкон считал, что главное – это умение правильно образовывать эти понятия, так как образованные поспешно, случайно они не будут прочным фундаментом дальнейших теоретических построений.

Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, можно считать совершенствование методов обобщения, т. е. создание им новой концепции индукции. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный» [2] .

Несмотря на то, что проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими философами, однако у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции, распространенной в то время и основанной на простом перечислении, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, – главная причина ошибок, суеверий, предрассудков. В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит сбор фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования – таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.

Новая атлантида о чем. Смотреть фото Новая атлантида о чем. Смотреть картинку Новая атлантида о чем. Картинка про Новая атлантида о чем. Фото Новая атлантида о чем

Главным стержнем своего метода Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов, при этом призывал не толковать его односторонне. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. При этом он осуждал грубых эмпириков (имея в виду алхимиков), которые, подобно муравью, собирают все, что им попадается на пути, а также тех умозрительных догматиков (имея в виду схоластов), которые, как паук, ткут паутину знания из себя, из своего чистого разума.

Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра.

Идолы рода – это ошибки, обусловленные наследственной природой человека, человеческого рода. Мышление человека имеет свои недостатки, так как уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде. Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в телеологическом приписывании природе конечных целей, которые ей не свойственны.
К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. В качестве доказательства он указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются круговыми, что необоснованно.

Идолы пещеры – это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений, особенностей мышления. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому.

Идолы площади – это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова – только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Вот и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.

Идолы театра – это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду схоластику, слепая вера в которую оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, – это своего рода «философский театр».

Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки, должен, по его мнению, применяться при исследовании внутренних форм, присущих материи, являющихся материальной сущностью определенного вида движения как свойства предмета. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить от предмета все случайное. Это исключение случайного, разумеется мыслительный процесс, абстрагирование. Формы, по Бэкону, – это формы «простых природ» или свойств, которые изучают физики. Простые природы – это такие свойства, как горячее, влажное, холодное, тяжелое и т. д. Они подобны «алфавиту природы», из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как на «законы», т. е. детерминанты и элементы фундаментальных структур мира.

Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных вещей. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному толкованию формы у греков, так как для Бэкона форма – это своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.

В теории познания для Бэкона главное – исследовать причины явлений. Причины могут быть разными – или действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми занимается метафизика.

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века
вплоть до XIX в.
Однако Бэкон в своих исследованиях не уделял должного внимания роли гипотезы в развитии знания, несмотря на то, что в те времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный метод осмысления опыта, при котором выдвигается то или иное предположение, гипотеза, а из нее уже выводятся различные следствия. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом случае ведущая роль отводится математике, которой Бэкон не владел в достаточной степени, да математическое естествознание в то время только формировалось.

2) Роман «Новая Атлантида»

В произведении можно заметить тему Бога и веры, что играет у Бэкона отнюдь не второстепенную роль. Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал, что «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии».

Фрэнсис Бэкон был проникнут мыслью о том, что развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. При почти несомненном атеизме он писал о предстоящих великих открытиях с приподнятым энтузиазмом религиозного пророка и относился к судьбе науки, как к своеобразной святыне. В своей неоконченной философской утопии «Новая Атлантида» Бэкон рисует счастливую, комфортную жизнь мудрого, небольшого народа островитян, которые систематически применяют в «доме Соломона» все ранее сделанные открытия для новых изобретений. У обитателей «Новой Атлантиды» есть паровая машина, воздушный шар, микрофон, телефон и даже вечный двигатель. Самыми яркими красками Бэкон изображает, как всё это улучшает, украшает и удлиняет человеческую жизнь. Мысль о возможных вредных последствиях «прогресса» даже не приходит ему в голову.

Источник

АвторФренсис БэконСтранаОбъединенное КоролевствоЯзыканглийскийЖанрУтопический романИздательне указан издатель

СОДЕРЖАНИЕ

История публикации

Краткое содержание сюжета

Описываются многие аспекты общества и истории острова, такие как христианская религия, которая, как сообщается, зародилась здесь как копия Библии и письмо апостола Святого Варфоломея, чудесным образом прибывшее туда через несколько лет после Вознесение Иисуса; культурный праздник в честь учреждения семьи под названием «Праздник семьи»; коллегия мудрецов, Дом Саломона, «самое око царства», по приказу которого «Бог неба и земли удостоил благодати познать дела Творения и их секреты», а также «чтобы» различать божественные чудеса, творения природы, произведения искусства, обман и иллюзии всех видов «; и ряд инструментов, процессов и методов научных исследований, которые использовались на острове Домом Саломона.

Жители Бенсалема характеризуются высокими моральными качествами и честностью, поскольку ни одно должностное лицо не принимает никаких платежей от частных лиц. По словам одного из жителей острова, людей также называют целомудренными и благочестивыми:

Но послушайте меня сейчас, и я расскажу вам то, что знаю. Вы поймете, что нет на небесах столь целомудренного народа, как Бенсалем; так же и без всякого загрязнения или нечистоты. Это дева мира. Я помню, что читал в одной из ваших европейских книг о святом отшельнике среди вас, который желал увидеть Дух блудодеяния; и явился ему маленький мерзкий, уродливый Эфиоп. Но если бы он желал увидеть Дух целомудрия Бенсалема, он явился бы ему в подобии прекрасных прекрасных херувимов. Ибо среди смертных нет ничего более справедливого и достойного восхищения, чем целомудренные умы этого народа. Поэтому знайте, что с ними нет ни тушеного мяса, ни распутных домов, ни куртизанок, ни чего-либо в этом роде.

В последней трети книги Глава Дома Саломона приводит одного из европейских посетителей, чтобы показать ему всю научную основу Дома Саломона, где проводятся эксперименты по методу Бэкона для понимания и покорения природы и применения собранных знаний. к улучшению общества. А именно: 1) конец их основания; 2) подготовка к работе; 3) несколько должностей и функций, на которые возложены их товарищи; 4), а также обряды и обряды, которые они соблюдают.

Он изобразил видение будущего человеческих открытий и знаний. План и организация его идеального колледжа, «Дома Саломона», предполагали современный исследовательский университет как в прикладной, так и в чистой науке.

Описывая несколько должностей и функций, на которые возложены члены Дома Саломона, глава колледжа сказал:

«Для различных должностей и должностей наших товарищей у нас есть двенадцать, которые отправляются в зарубежные страны под именами других народов (для наших собственных мы скрываем), которые приносят нам книги и рефераты, а также образцы экспериментов всех других частей. Их мы называем торговцами светом.

«У нас есть трое, которые собирают эксперименты, которые есть во всех книгах. Мы называем их хищниками.

«У нас есть три, в которых собраны эксперименты всех механических искусств, а также гуманитарных наук, а также практик, не связанных с искусством. Их мы называем загадочными людьми.

«У нас есть трое, которые пробуют новые эксперименты, которые сами считают хорошими. Их мы называем пионерами или шахтерами.

«У нас есть три, которые объединяют эксперименты первых четырех в заголовки и таблицы, чтобы лучше понять, как извлечь из них наблюдения и аксиомы. Мы называем их компиляторами.

«У нас есть трое, которые склоняются, исследуя эксперименты своих собратьев и размышляя о том, как извлечь из них вещи, полезные и практичные для жизни и познания человека, а также для работы, а также для простой демонстрации причин, средств естественного гадания, а также легкое и ясное открытие достоинств и частей тела. Их мы называем приданым или благотворителями.

«Затем, после разнообразных встреч и консультаций со всем нашим числом, для рассмотрения прежних трудов и коллекций, у нас есть трое, которые заботятся о них, чтобы направлять новые эксперименты более высокого света, более проникающие в природу, чем предыдущие. Мы называем это лампами.

«У нас есть еще три человека, которые проводят эксперименты и сообщают о них. Мы называем это инокуляторами.

«Наконец, у нас есть три, которые превращают предыдущие открытия в результате экспериментов в более масштабные наблюдения, аксиомы и афоризмы. Их мы называем толкователями природы ».

Описывая таинства и обряды, соблюдаемые учеными Дома Саломона, его глава сказал:

У нас есть определенные гимны и службы, которые мы произносим ежедневно, о Господе и благодарении Богу за Его чудесные дела; и некоторые формы молитвы, молящие Его помощи и благословения для освещения наших трудов и превращения их в добрые и святые цели.

И, наконец, продемонстрировав всю научную основу Дома Саломона, он разрешил европейскому гостю опубликовать его:

И когда он сказал это, он встал; и я, как меня учили, встал на колени, и он положил свою правую руку мне на голову, и сказал: «Да благословит тебя Бог, сын мой; и Бог благословит эту связь, которую я установил. Я разрешаю тебе опубликовать ее для блага других народов; ибо мы здесь на лоне Бога, в земле неизвестной».

Название «Бенсалем»

Таким образом, это имя можно интерпретировать как означающее «Сын целостности».

Интерпретации

Обращение Бенсалема в христианство

В начале истории губернатор Дома незнакомцев рассказывает о невероятных обстоятельствах, которые привели к появлению христианства на острове:

«Примерно через двадцать лет после вознесения нашего Спасителя это сбылось [ок. 50 г. н.э.], что жители Ренфузы (город на восточном побережье нашего острова, в пределах видимости, ночь была пасмурной и спокойной) видели там, как будто он находился в какой-то миле в море, большой столб света ; не острый, но в форме колонны или цилиндра, поднимающегося из моря, великого пути к небу; и на вершине его был виден большой световой крест, более яркий и сияющий, чем тело столба. На это столь странное зрелище жители города быстро собрались на песках, чтобы изумляться; и поэтому после этого они сели в несколько небольших лодок, чтобы приблизиться к этому чудесному зрелищу. Но когда лодки подошли ближе, чем на шестьдесят ярдов от столба, они обнаружили, что все связаны, и не могли идти дальше, хотя могли двинуться в обход, но не могли приблизиться; так как лодки стояли все, как в театре, созерцая этот свет, как небесное знамение. Так случилось, что в одной из лодок был один из мудрецов Общества Дома Саломона (этот дом или колледж, мои добрые братья, является самим оком этого королевства), который некоторое время внимательно и благоговейно наблюдал и созерцал этот столб и крест, пали ему на лицо; а затем встал на колени и, подняв руки к небу, произнес следующие молитвы:

«Когда он помолился, он вскоре обнаружил лодку, в которой находился подвижной и не связанной; тогда как все остальное оставалось по-прежнему быстрым; и, взяв это за уверенность в том, что ему разрешено приблизиться, он заставил лодку плавно и бесшумно плыть к столбу; но прежде, чем он подошел к нему, столб и крест света распались и как бы бросились на небосвод из множества звезд, которые также вскоре исчезли, и не осталось ничего, что можно было увидеть, кроме небольшого ковчега. или сундук из кедра, сухой и совсем не мокрый от воды, хоть и плавал; и на его переднем конце, который был к нему, росла небольшая зеленая ветвь пальмы; и когда мудрец со всем благоговением взял ее в свою лодку, она открылась сама собой, и в ней нашли книгу и письмо, написанные на тонком пергаменте и завернутые в льняные ткани. Книга содержала все канонические книги Ветхого и Нового Завета, в зависимости от того, как они у вас есть (поскольку мы хорошо знаем, что получают церкви с вами), и сам Апокалипсис; и некоторые другие книги Нового Завета, которые в то время еще не были написаны, тем не менее, были в книге. А что касается буквы, это было в следующих словах:

«Я, Варфоломей, слуга Всевышнего и апостол Иисуса Христа, был предупрежден ангелом, явившимся мне в видении славы, что я должен предать этот ковчег морским наводнениям. Поэтому я свидетельствую и объявите тому народу, где Бог повелит, чтобы этот ковчег прибыл на землю, что в тот же день пришло им спасение, мир и добрая воля от Отца и Господа Иисуса ».

Позже Отец Дома Саломона раскрывает умение учреждения создавать иллюзии света:

«Мы также представляем все умножения света, которые мы переносим на большие расстояния, и делаем их настолько резкими, чтобы различать маленькие точки и линии. Также все цвета света: все иллюзии и обман зрения в цифрах, величинах, движениях, цветах. ; все демонстрации теней. Мы находим также различные, еще неизвестные вам, средства получения света, исходящие от различных тел «.

Он также хвастается своей способностью творить чудеса:

«И, конечно, вы легко поверите, что мы, обладающие столькими поистине естественными вещами, вызывающими восхищение, могли бы в мире подробностей обмануть чувства, если бы мы замаскировали эти вещи и постараемся сделать их еще более чудесными».

Ренакер указывает на латинский перевод второго отрывка (который был опубликован как часть Operum moralium et civilium tomus в 1638 году Уильямом Роули, помощником Бэкона, секретарем и капелланом, который также стоял за публикацией Новой Атлантиды в 1626 году), является более сильным. и буквально переводится как «мы могли бы навязать человеческим чувствам бесконечное количество вещей, если бы мы хотели представить эти вещи как чудо и превознести их». Хотя это было прочитано как предположение Бэкона, что эта история, если не само «чудо», была изобретением, исходящим из Дома Саломона, это, возможно, не является надежным выводом. Актуальность брата из дома Саломона для истории обращения острова в христианство является скорее признаком того, что само учреждение достигло точки в своих знаниях, на основании которой можно определить, является ли событие естественным или нет. Именно это знание (и его скромное применение) позволяет передать само откровение.

Умение создавать иллюзии в сочетании с невероятной историей происхождения христианства Бенсалема заставляет думать, что Бэкон намекал, что световое шоу (или, по крайней мере, история его возникновения) было изобретением Дома Саломона.

Кто правит Бенсалемом?

Отец Дома Саломона сообщает, что члены этого учреждения сами решают, какое из своих открытий хранить в секрете, даже от государства:

«И мы делаем то же самое: у нас есть консультации, какие из изобретений и опытов, которые мы обнаружили, будут опубликованы, а какие нет; и мы все даем клятву хранить тайну за сокрытие тех, которые мы считаем нужным хранить в тайне; хотя некоторые из них мы раскрываем когда-нибудь государству, а некоторые нет «.

Это может означать, что государство не обладает монополией на власть и что Дом Саломона должен в некотором смысле превосходить государство.

Социальный ритуал бенсалемитов

В то время как Бэкон, кажется, озабочен Домом Саломона, часть повествования описывает социальные обычаи бенсалемитов, особенно те, которые окружают ухаживания и семейную жизнь. Примером этих ритуалов являются бассейны Адама и Евы. Сюда суженые отправляют суррогатов, чтобы они понаблюдали за купанием других, чтобы выявить какие-либо уродства. Здесь Бэкон ссылается на «Утопию» сэра Томаса Мора (1516 г.), где Мор описывает похожий ритуал. Однако кардинальное различие скорее в том, чем суррогаты, молодая пара наблюдает за другими обнаженными. Персонаж Бэкона, Джоабин, отмечает это различие: «Я читал в книге одного из ваших людей из Притворного Содружества, где супружеской паре разрешается до заключения контракта видеть друг друга обнаженными».

Молитвы

У нас есть определенные гимны и службы, которые мы произносим ежедневно, о Господе и благодарении Богу за Его чудесные дела; и некоторые формы молитвы, молящие Его помощи и благословения для освещения наших трудов и превращения их в добрые и святые цели.

Влияния

Новая атлантида о чем. Смотреть фото Новая атлантида о чем. Смотреть картинку Новая атлантида о чем. Картинка про Новая атлантида о чем. Фото Новая атлантида о чем

Источник

Границы утопии. Вариация третья. Фрэнсис Бэкон

Английский государственный деятель с несколько скандальной репутацией, философ-материалист, ярый сторонник и пропагандист опытного знания более всего в России известен по русскому переводу его основополагающего афоризма – «Knowledge itself is power». Хоть это вошло во многие сборники мудрых мыслей, как «знание – сила», очевидно, что Бэкон думал шире, энциклопедичнее, подразумевал своим лозунгом гораздо больше, чем те, кто потом его использовал в более практичных целях, как флаг. По его глубокому убеждению знание – есть прежде всего научное знание, полученное прежде всего опытным путем. Любое другое знание он воспринимал, как недоразумение. А то, что невозможно было доказать апостериори, как бы и не существовало. Оставшийся потомкам афоризм являлся для автора его не крылатой фразой, а лозунгом, программой, которой он следовал и в теории ( философские труды), и на практике (в пропаганде именно такого вида научного знания).

Способом раскрытия его позиция стало и литературное произведение – «Новая Атлантида», в котором Бэкон показывает, что наука требует буквально всестороннего и методичного обучения. Пожалуй, именно «Новая Атлантида» оказалась не менее известным созданием Бэкона, чем его бессмертный и многозначный вывод в лаконичной форме..

Несмотря на то, что «Новая Атлантида», как литературное произведение, не было завершено автором, в нем есть главное, что мог и хотел сказать Фрэнсис Бэкон про достижения жителей острова Бенсалем. Его в духе известного диалога Платона автор утопического повествования именует Атлантидой.

Если говорить о личных впечатлениях, рассказчик здесь описывает подробно два здания, в которых бывал за время нахождения на острове торжества науки и техники. Это – Дом чужестранцев и Дворец, в котором произошла встреча путешественника и одного из отцов Дома Соломона.

Дом чужестранцев – просторное двухэтажное здание для приема и размещение на продолжительное время достаточно редких приезжих, посещавших остров. Здесь имелся зал для встречи с представителями местной власти – наверху, а внизу – спальни для путешественников и больничные палаты для тех, кому после долгого пути требовалась медицинская помощь. Дворец, в котором повествователь общался с представителем научной элиты острова, описан скупо, поскольку главное здесь – монолог ученого о том, что построено было на Бенсалеме для научных целей. Практически этот подробный отчет и стал своеобразным устным путеводителем по месту бытования ученых мужей и их сограждан.

Отец Дома Соломона, названного в память о библейском мудреце, перечисляет дома света, звука, механики, профилактории, производства, аптеки и галереи. Практически перед нами дан проект комплекса зданий под учреждения научного профиля – все сказанное Бэконом практически полностью осуществлено оказалось в последующие столетия.

Отец Дома Соломона рассказывает страннику и о двух галереях, которые являются прообразом музеев научно-технического толка. В одной галерее выставлены образцы изобретений, которые по мнению отцов Дома Соломона ( читай, академиков) имеют общественный интерес. В другой галерее установлены скульптуры самых выдающихся изобретателей разных времен и стран. Таким образом, научная деятельность затерянного в океане острова оказывается включенной в мировой процесс познания природы и места человека в нем.

Логично, что именно «Новая Атлантида» завершает триптих первоначальных книг утопического содержания, став на перспективу руководством к действию. И не утратила подобного значения до сих пор, поскольку в ней высказывались предложения четкие, востребованные и по сути своей – креативные в контексте научной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *