Нормативные акты о труде союза сср что это

Трудовое право в СССР во второй половине XXв. Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970г. и Кодекс законов о труде РСФСР 1971г.

Он был утвержден Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. и вступил в силу с 1 января 1971 г. В части, не противоречившей ТК РФ, Основы действовали до 30 июля 2006 г. Основы состояли из 15 глав и 107 статей. В Основах законодательства о труде был заложен принцип разграничения компетенции союза и союзных республик в области правового регулирования труда рабочих и служащих.

Большинство вопросов было отнесено к ведению Союза ССР либо к совместному ведению союзных и республиканских органов.

В ведении союзных республик оставался весьма узкий круг вопросов: случаи применения сверхурочных работ, случаи привлечения к работе в выходные дни и сроки выплаты заработной платы.

На базе союзных Основ позднее были подготовлены республиканские кодексы о труде, в том числе и КЗоТ РСФСР.

Он был утвержден Указом Верховного Совета РСФСР 1 декабря 1971 г. и вступил в силу с 1 апреля 1972 г. (этот КЗоТ был предшественником современного ТК РФ и действовал до его вступления в силу, то есть до 1 февраля 2002 г.).

Структура КЗоТ была похожей на структуру союзных Основ (18 глав, 256 статей), Нововведением являлась только последняя глава XVIII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Как и другие кодифицированные акты послевоенной эпохи, Основы 1970 г. и КЗоТ РСФСР 1971 г. носили классовый характер, базировались на коммунистической идеологии. В начале этих законов была размещена преамбула. Так, в преамбуле Основ акцентировалось внимание на том, что «в социалистическом обществе,

КЗоТ РСФСР 1971 г. расширил юридические гарантии работникам, установив ряд новых правил:

— гарантии при приеме на работу

— гарантии от незаконных удержаний из заработной платы

— были установлены последствия незаконного увольнения работников

— повышена ответственность работодателей за незаконное увольнение и перевод работников.

— По свидетельству современных исследователей КЗоТ 1971 г. «устанавливал достаточно высокий уровень гарантий для работников, и степень их социальной защищенности была гораздо выше, чем в настоящее время». Например, срок испытания при приеме на работу в соответствии со ст. 22 КЗоТ 1971 г. составлял не более одной недели для рабочих, двух недель – для служащих, кроме ответственных работников,

— По КЗоТ 1971 г. увольнение рабочего или служащего по инициативе администрации предприятия (прогул, сокращение штатов, несоответствие занимаемой должности и т. п.) допускалось только при получении согласия со стороны профсоюза. В настоящее время такое согласие для увольнения работника не требуется.

— Согласно КЗоТ РСФСР 1971 г. стороной трудовых отношений от лица работодателя, в отличие от КЗоТ 1922 г. и действующего ТК РФ, могли выступать лишь юридические лица (предприятие, учреждение либо организация). Тем самым законодателем подчеркивалась невозможность в условиях социализма установления трудовых отношений с работодателем-физическим лицом.

— Работник в любое время мог расторгнуть трудовой договор с работодателем, только если он был заключен на неопределенный срок. Срочный же трудовой договор работник мог расторгнуть только при наличии уважительных причин (болезнь или инвалидность, препятствующие выполнению работы по договору, нарушения администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам). Позднее была усложнена возможность для работника уволиться и при наличии бессрочного трудового договора – срок предупреждения об увольнении был

вначале увеличен до одного месяца, а затем и вовсе до двух месяцев. Следует отметить, что в советском трудовом законодательстве, в отличие от действующего в настоящее время, отсутствовали основания для заключения срочного трудового договора, что позволяло работодателю широко прибегать к его использованию на практике.

Другие нормативные акты:

После принятия КЗоТ РСФСР 1971 г. в сфере труда были приняты важные нормативные акты, развивавшие положения Кодекса. К их числу, в частности, относились утвержденные Указами Президиума Верховного Совета СССР: Положение о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (от 27 сентября 1971 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (от 20 мая 1974 г.), Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению,

— Позднее важные права в сфере труда были закреплены в Конституции СССР 1977 г. Основной закон расширил содержание права на труд, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Также в нем содержались и положения об обязанности каждого гражданина добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Конституция закрепляла следующие права граждан в области социально-трудовых отношений: на отдых, на охрану здоровья, здоровые и безопасные условия труда, на объединение в профсоюзы, на участие в управлении производством, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

— Среди трудоправовых актов следует также выделить принятый 17 июня 1983 г. Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями,

В советском трудовом законодательстве второй половины ХХ в. имели место и недостатки, основная часть которых являлась наследием довоенной эпохи. Так, советское государство (как работодатель-монополист) устанавливало унифицированные для всех предприятий правила, непосредственно вмешиваясь в организацию труда и заработной платы. Примером этому служит такое «советское изобретение», как схемы должностных окладов, обязательные для всех организаций, независимо от месторасположения, отрасли, рентабельности, значимости для народного хозяйства и других факторов. Заработная плата работников на территории всего СССР определялась на основании этих схем.

В СССР в рассматриваемую эпоху проводилась политика полной занятости населения, поэтому право на труд сопровождалось обязанностью трудиться. В связи с этим государством активно применялось внеэкономическое принуждение к труду в отношении граждан, не желавших работать в общественном производстве (их называли тунеядцами). В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими

антиобщественный, паразитический образ жизни», такие граждане должны были подвергаться приводу в органы внутренних дел для официального предостережения о привлечении в административном порядке к труду на предприятиях (стройках), расположенных в районе их постоянного места жительства или в других местностях в пределах данной области. Лица, уклонявшиеся от работы после сделанного им официального предостережения, привлекались в административном порядке к труду на указанных объектах. А лица, злостно уклонявшиеся от выполнения решения исполкома советов о трудоустройстве, привлекались к уголовной ответственности по ст. 209-1 УК РСФСР 1960 г. («тунеядство»), санкция которой предусматривала лишение свободы на срок до одного года. После отмены в 1975 г. ст. 209-1 УК РСФСР уклонение от общественно полезного труда стало наказываться по ст. 209,

В 1969 г. на III Всесоюзном съезде колхозников был принят новый Примерный устав колхоза. На основе Примерного устава в колхозах должны были приниматься свои внутренние уставы. Этим актом были расширены права колхозников в распределении доходов, в планировании деятельности колхоза, закреплялся новый принцип оплаты труда членов колхозов – ежемесячное авансирование колхозников в счет окончательного распределения доходов, производившегося в конце хозяйственного года. Также в Примерном уставе закреплялось право членов колхозов на государственное пенсионное обеспечение по старости и на иные социальные выплаты

Источник

Правительства Хабаровского края

Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть фото Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть картинку Нормативные акты о труде союза сср что это. Картинка про Нормативные акты о труде союза сср что это. Фото Нормативные акты о труде союза сср что это

Утвержден перечень нормативных правовых актов РСФСР и Союза ССР, которые продолжают действовать после 01.01.2021

14.01.2021 Высокая важность

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 утвержден перечень нормативных правовых актов РСФСР и Союза ССР, соблюдение которых после 01.01.2021 является обязательным и будет учитываться при осуществлении государственного контроля (надзора)

Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть фото Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть картинку Нормативные акты о труде союза сср что это. Картинка про Нормативные акты о труде союза сср что это. Фото Нормативные акты о труде союза сср что это

Напомним, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации поручено определить перечень видов государственного контроля (надзора), согласно которому признаются утратившими силу нормативные правовые акты РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), и перечень нормативных правовых актов РСФСР и Союза ССР, которые продолжают действовать.

Согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467, в 2021 году продолжат действовать 1275 нормативных правовых актов РСФСР и Союза ССР в различных сферах государственного надзора, в том числе в сфере федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (пункты 826 – 956), в том числе нормативные правовые акты:

Источник

Нормативные акты о труде союза сср что это

(с изменениями на 22 мая 1990 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 6 октября 2006 года
на основании Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1973 года N 4629-VIII (Ведомости Верховного Совета СССР, N 33, 1973) (введен в действие с 1 декабря 1973 года);

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 года N 9814-X (Ведомости Верховного Совета СССР, N 33, 1983) (введен в действие с 1 сентября 1983 года);

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1986 года N 4679-XI (Ведомости Верховного Совета СССР, N 22, 1986) (введен в действие с 1 июля 1986 года);

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 года N 4719-XI (Ведомости Верховного Совета СССР, N 22, 1986) (введен в действие с 1 июля 1986 года);

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 (Ведомости Съезда НД СССР и ВС СССР, N 23, 1990).

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик

Статья 1. Утвердить Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и ввести их в действие с 1 января 1971 года.

Статья 2. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР установить порядок введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и привести законодательство Союза ССР в соответствие с Основами.

Статья 3. Поручить Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

ОСНОВЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ТРУДЕ

(с изменениями на 22 мая 1990 года)

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила строй эксплуатации и угнетения. Впервые после столетий подневольного труда на эксплуататоров трудящиеся получили возможность работать на себя, на свое общество.

Социалистический общественный строй создает материальную и моральную заинтересованность людей в лучших результатах труда, в непрерывном развитии и совершенствовании общественного производства. Рост социалистического производства обеспечивает прочную базу для неуклонного повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа. Советское государство совершенствует формы материального и морального стимулирования труда и всемерно содействует развитию массового социалистического соревнования трудящихся и движения за коммунистический труд.

В СССР научно-технический прогресс сочетается с полной занятостью населения и используется для коренного облегчения труда, сокращения рабочей недели, ликвидации тяжелого физического и всякого неквалифицированного труда. С развитием научно-технического прогресса постепенно происходит процесс органического соединения умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Осуществляемое в широких масштабах бесплатное специальное и профессионально-техническое образование гарантирует свободный выбор рода работы и профессии с учетом интересов общества.

Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляют одну из главных забот Советского государства.

В соответствии с Конституцией СССР гражданам обеспечивается равноправие в области труда, независимо от национальности и расы. Женщине в СССР предоставлены равные с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых и социальное обеспечение.

Трудовые права граждан охраняются законом. Защита трудовых прав осуществляется государственными органами, а также профессиональными союзами и другими общественными организациями.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи советского законодательства о труде

Законодательство о труде устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав рабочих и служащих.

Статья 2. Основные трудовые права и обязанности рабочих и служащих

Статья 3. Регулирование труда членов колхозов
и иных кооперативных организаций

Труд членов колхозов и иных кооперативных организаций регулируется их уставами, принимаемыми на основе и в соответствии с Примерным уставом колхоза, Примерным уставом кооператива, а также законодательством Союза ССР и союзных республик, относящимся к колхозам и иным кооперативным организациям.

Статья 4. Законодательство Союза ССР и союзных республик о труде

Законодательство Союза ССР и союзных республик о труде состоит из настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними иных актов трудового законодательства Союза ССР, кодексов законов о труде и других актов трудового законодательства союзных республик.

Регулирование труда рабочих и служащих по вопросам, предусмотренным настоящими Основами, осуществляется:

законодательством Союза ССР;

законодательством Союза ССР и союзных республик;

законодательством союзных республик.

Разграничение компетенции Союза ССР и союзных республик в области регулирования труда рабочих и служащих производится по правилам статьи 107 и других статей настоящих Основ.

Вопросы труда рабочих и служащих, не предусмотренные настоящими Основами, регулируются законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 5. Недействительность условий договоров о труде,
ухудшающих положение рабочих и служащих

Условия договоров о труде, ухудшающие положение рабочих и служащих по сравнению с законодательством Союза ССР и союзных республик о труде, являются недействительными.

Администрация предприятия, учреждения, организации совместно с советом трудового коллектива и профсоюзным комитетом вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников коллектива или отдельных категорий рабочих и служащих

Глава II. Коллективный договор

Статья 6. Заключение коллективного договора и его действие

Коллективный договор заключается профсоюзным комитетом предприятия, организации от имени трудового коллектива с администрацией предприятия, организации.

Коллективный договор распространяется на всех рабочих и служащих предприятия, организации, независимо от того, состоят ли они членами профессионального союза.

Разногласия между администрацией предприятия, организации и профсоюзным комитетом, возникшие при заключении и изменении коллективного договора, разрешаются с участием представителей администрации, трудового коллектива и профсоюзного комитета вышестоящими хозяйственными и профсоюзными органами (часть дополнительно включена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 года N 8430-XI).

Статья 7. Содержание коллективного договора

Коллективным договором устанавливаются взаимные обязательства администрации и коллектива рабочих и служащих по выполнению производственных планов, совершенствованию организации производства и труда, внедрению новой техники и повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости продукции, развитию социалистического соревнования, укреплению производственной и трудовой дисциплины, повышению квалификации и подготовке кадров непосредственно на производстве.

В коллективном договоре могут содержаться и другие положения, касающиеся экономического и социального развития предприятия, организации (часть дополнительно включена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 года N 8430-XI).

Глава III. Трудовой договор

Статья 8. Стороны и содержание трудового договора

Трудовой договор есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Статья 9. Гарантии при приеме на работу

Запрещается необоснованный отказ в приеме на работу.

В соответствии с Конституцией СССР какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности и отношения к религии не допускается.

Статья 10. Срок трудового договора

Трудовые договоры заключаются:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более трех лет;

3) на время выполнения определенной работы.

Статья 11. Испытание при приеме на работу

При заключении трудового договора может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия рабочего или служащего поручаемой ему работе.

Статья 12. Запрещение требовать выполнения работы,
не обусловленной трудовым договорам

Администрация не вправе требовать от рабочего или служащего выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Источник

Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть фото Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть картинку Нормативные акты о труде союза сср что это. Картинка про Нормативные акты о труде союза сср что это. Фото Нормативные акты о труде союза сср что это Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть фото Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть картинку Нормативные акты о труде союза сср что это. Картинка про Нормативные акты о труде союза сср что это. Фото Нормативные акты о труде союза сср что это

Например, сохранится документ, запрещающий юношам до 18 лет работать на лесоповале. Соответствующее постановление было принято Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам еще в 1980 году. Оно закрывает для подростков двери шахт и в целом подробно перечисляет, что нельзя делать несовершеннолетним. Рано им стоять у доменной печи. Категорически запрещено разделывать вручную карамельные массы. И т.п.

Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть фото Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть картинку Нормативные акты о труде союза сср что это. Картинка про Нормативные акты о труде союза сср что это. Фото Нормативные акты о труде союза сср что это

Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть фото Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть картинку Нормативные акты о труде союза сср что это. Картинка про Нормативные акты о труде союза сср что это. Фото Нормативные акты о труде союза сср что это

Напомним, уже давно министерство юстиции ведет масштабную работу по инкорпорации советских нормативно-правовых актов. В рамках регуляторной гильотины было решено ускорить процесс. В течение короткого срока были отменены несколько тысяч актов советского времени.

Однако в ходе работы выяснилось, что отправить в историю разом все советское законодательство пока невозможно. Поэтому на недавнем заседании подкомиссии по совершенствованию надзорных функций при правительственной комиссии по проведению административной реформы был рассмотрен проект с компромиссным решением.

По его словам, в ходе масштабной работы по ревизии актов советского времени выяснилось, что многие нормы не утратили актуальности.

Действует и наставление по организации международных перевозок в гражданской авиации, утвержденное в 1982 году.

Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть фото Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть картинку Нормативные акты о труде союза сср что это. Картинка про Нормативные акты о труде союза сср что это. Фото Нормативные акты о труде союза сср что это

Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть фото Нормативные акты о труде союза сср что это. Смотреть картинку Нормативные акты о труде союза сср что это. Картинка про Нормативные акты о труде союза сср что это. Фото Нормативные акты о труде союза сср что это

Что касается непосредственно снижения нагрузки на бизнес, то, по его словам, работа в этом направлении ведется достаточно жесткая.

В свою очередь, адвокат Алексей Сикайло подчеркнул, что юридическая техника и правовой язык нормативных актов советского периода были достаточно глубокими, продуманными и выверенными.

Источник

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к ст. 5 TК РФ

4. В пределах своих полномочий нормативные правовые акты в сфере труда принимают федеральные органы исполнительной власти (Минздравсоцразвития, Минюст, Минобороны, МВД, МЧС России и др.), действующие в соответствии с положениями.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ, а положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, утверждаются Правительством РФ.

5. Собственное правовое регулирование в сфере труда в пределах своей компетенции могут осуществлять также субъекты РФ (см. комментарий к ст. 6 ТК).

6. В пределах своей компетенции акты в сфере труда могут принимать и органы местного самоуправления (см. ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822).

7. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ. Организация и ведение такого регистра осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ (см. ст. 43.1 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

8. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. N 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4301).

9. В системе источников трудового права особое место занимают локальные нормативные акты, действующие только у данного работодателя и принимаемые непосредственно работодателем, в том числе с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с этим органом (см. комментарий к ст. ст. 8, 372 ТК).

10. В качестве источников трудового права выступают коллективные договоры и соглашения, т.е. нормативные соглашения различного уровня, принимаемые по договоренности работников и работодателей в рамках социального партнерства (см. комментарий к разделу II ТК).

11. Перечень всех источников трудового права, данный в ч. 1 ст. 5 ТК, построен на строгом иерархическом соответствии их друг другу по принципу юридической силы каждого из таких актов.

12. Ряд ученых-трудовиков считают судебную практику источником трудового права. Однако Конституция РФ не относит судебную власть к органам, осуществляющим нормотворчество, в силу чего судебная практика не названа в ст. 5 ТК в числе источников трудового права.

13. В то же время судебная практика имеет большое значение в практике регулирования отношений сферы трудового права: акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, восполняя пробелы и неясности в трудовом законодательстве РФ, способствуют правильному и единообразному применению его норм, не создавая в то же время новых актов и норм.

14. Содержащийся в ст. 5 ТК перечень источников трудового права не является исчерпывающим: согласно ст. 423 ТК на территории РФ в части, не противоречащей ТК, действуют и применяются законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР (см. комментарий к ст. 423 ТК).

Судебная практика по статье 5 TК РФ

Как следует из п. «к» ч. 1 ст. 72, п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 5, 11 ТК РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые субъектами Российской Федерации законы и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут и не должны противоречить названному Кодексу, федеральным законам и иным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти; в случае такого противоречия применяется Кодекс или иной федеральный закон.

Так, в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить данному Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента РФ.
В силу ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Эта норма не противоречит ст. ст. 5 и 70 Трудового кодекса РФ, в связи с чем нельзя согласиться с утверждением в кассационном протесте об ущемлении прав руководителя государственного органа.
Неправильного применения норм материального права, на которое имеется ссылка в кассационном протесте прокурора, судом не допущено.

Граждане М.Т., М.Л., М.Ф., являющиеся работниками различных муниципальных образовательных учреждений города Камбарка Удмуртской Республики, обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании Закона Удмуртской Республики N 35-РЗ от 30.06.2005 в части абзаца 2 статьи 6 недействующим и не подлежащим применению, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемый Закон нарушает ст. ст. 5, 6 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, Правительство Российской Федерации, как действовавшее во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом (статья 114, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации), вправе было своим Постановлением повысить с 1 января 2005 года в 1,2 раза размеры тарифных ставок (окладов); при этом оно не нарушило предписание части четвертой статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить этому Кодексу и иным федеральным законам.

Статьей 5 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 2, 3, 5 Трудового кодекса РФ и нарушают его право на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также выбирать род занятий и профессию.
В суде представитель заявителя Фоминых Е.Ю. поддержала жалобу и пояснила, что оспариваемая норма противоречит также общепризнанным нормам международного права.

Депутат Брянской областной Думы П. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующим этого положения с момента принятия, сославшись на его противоречие части 1 и части 9 статьи 5, части 1 и части 4 статьи 6, части 2 статьи 77, пункту 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

С. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, просил признать недействующим в части Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 г. 214-3 N 433-III (в ред. от 1 ноября 2006 г. 388-3 N 789-III) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)», сославшись на его противоречие ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. ст. 50, 52, 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *