Нормандский формат переговоров что это

Саботаж или новая возможность: стоит ли расширять Нормандский формат за счет США

Россия, Европа и Украина обсуждают возможность включения США в Нормандский формат. У этой перспективы есть как свои плюсы, так и минусы – причем для всех участников переговорного процесса.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Перезапуск?

Большое видится на расстоянии. Это расхожее выражение вполне можно применить к итогам видео-саммита Владимира Путина и Джозефа Байдена. Сама встреча проходила в закрытом режиме и об ее конкретных итогах прессе не сообщалось, однако было очевидно, что пресса о них узнает спустя дни и даже недели после саммита – когда договоренности начнут реализовываться.

Судя по всему, одной из договоренностей стала возможность подключения США к Нормандскому формату – четверке стран (Россия, Франция, Германия и Украина), целью которых является урегулирование ситуации на востоке Незалежной. Об этом подключении сейчас говорят в России, Америке, на Украине, а также в Европе. Правда, не все говорят с радостью.

Так, Германия и Франция настороженно относятся к перспективам расширения Нормандского формата за счет США. Причин этому несколько, но главная – это вопрос субъектности. Берлин и Париж рассматривают Украину как «европейское дело», своего рода лидерский кейс обеих стран в Евросоюзе. Поэтому не хотели бы запускать в него Соединенные Штаты.

Так, украинская сторона постоянно саботирует заключенные договоренности. Киев не собирается ни выполнять Минские соглашения, ни деэскалировать ситуацию на юго-востоке страны. Возникает впечатление, что киевскому руководству вполне комфортно дальше существовать в условиях перманентной напряженности с Москвой и гражданского конфликта на Украине. В ответ российские чиновники говорят, что не видят смысла в новых встречах в рамках Нормандского формата – по крайней мере, до того момента, пока Киев не начнет выполнять то, о чем с ним договариваются.

Собственно, в Берлине признают наличие проблемы. Новый канцлер Германии Олаф Шольц заявил о готовности «возродить Нормандский формат», поскольку «в прошлые годы развитие было не таким, как нам бы хотелось». Однако «не таким» оно было в том числе и потому, что Берлин с Парижем занимали крайне пассивную позицию. Они не хотели принуждать Киев к выполнению Минских соглашений и договоренностей, достигнутых в ходе Нормандских встреч. Не хотели – а, может, просто не могли. В итоге ощущающий собственную безнаказанность Киев регулярно оскорбляет и даже строит Германию (в частности, через эскапады посла Украины в ФРГ), а Берлин в ответ даже не повышает голос, не говоря уже о высылке посла. Вместо этого Германия продолжает следовать классовой солидарности и придерживаться украинских внешнеполитических мифов (в частности, о готовности Москвы вот-вот ввести войска на Украину).

Мотивы и возможности

Однако перед подключением США к Нормандскому формату нужно понять два важных момента: цель Вашингтона на этих переговорах и его возможности на них. Реальные возможности, а не мифические.

С точки зрения цели американцы могут саботировать Минские соглашения. Если они рассматривают Россию как врага (а об этом говорят все американские СМИ и конгрессмены), то Вашингтон вполне может науськивать Киев на продолжение провокаций на Донбассе, а также противостоять любым попыткам Москвы и, возможно, Европы привнести хоть толику конструктива в Нормандский формат.

Однако, с другой стороны, целью Соединенных Штатов действительно может стать деэскалация ситуации на Донбассе. Не от большой любви к России, а исходя из национальных интересов США. Америке не нужно возобновление боевых действий, поскольку оно приведет либо к войне с РФ (если американских солдат все-таки отправят на Украину вопреки ранее сделанному обещанию Байдена), либо к падению престижа США (поскольку союзники по всему миру увидят, что Америка не защищает своих союзников). Кроме того, США не нужна и чрезмерная эскалация, поскольку она потребует большего американского участия в украинских делах и отвлечет Вашингтон от концентрации ресурсов на противостояние Пекину. Поэтому США могут вразумить украинское руководство и принудить его к прекращению провокаций.

Так стоит ли этот формат его расширять, если США в нем в лучшем случае будут пятым колесом?

Источник

Что такое Нормандский формат и почему он не работает?

«Нормандский формат» или «Нормандская четверка» – это международная группа, созданная для урегулирования конфликта на востоке Украины. В ее состав входят руководители четырех государств: Франции, Германии, России и Украины.

Почему формат называют «нормандским»?

Первая встреча лидеров четырех государств состоялась 6 июня 2014 года. Тогдашний президент Франции Олланд пригласил лидеров Украины, России, а также канцлера Германии принять участие в праздновании годовщины высадки союзных войск в Нормандии.

Во время этого мероприятия состоялись прямые переговоры между президентами Украины и России относительно ситуации на Донбассе. По месту проведения первой встречи формат и получил свое название.

История «четверки»

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Встречи в «нормандском» формате проводятся на уровне глав дипломатических ведомств, руководителей правительств, а также на наивысшем уровне – когда встречаются главы государств. Кроме того, представители «четверки» регулярно обсуждают текущие вопросы в телефонном режиме.

С момента создания формата состоялись десятки встреч между министрами иностранных дел стран-участниц. Главы государств встречались гораздо реже, последнее их общение состоялось в Париже, в конце 2019 года.

Сейчас идет подготовка к новому саммиту, но его точная дата пока неизвестна.

Самой продолжительной встречей «четверки» считаются переговоры в феврале 2015 года. Они проходили в столице Белоруссии, и их итогом стало подписание «Минска-2».

В октябре 2015 года стороны пришли к общему мнению, что выполнить «Минск-2» за год не получится, поэтому соглашение продлили еще на год.

Следующую встречу на высшем уровне отменили из-за задержания украинской диверсионной группы в Крыму. Киев отрицал свою причастность к произошедшему, а в Москве делали сверхжесткие заявления.

В октябре 2016 года участники формата встретились в Берлине – главным итогом саммита стало определение трех участков разведения войск. Однако реализовано оно так и не было. Встреча в Аахене проходила уже без Путина.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

В мае 2019 года президентом Украины был избран Владимир Зеленский, что породило определенные надежды относительно будущих переговоров по Донбассу. Тем более, что новый украинский лидер шел на выборы с обещанием закончить войну.

Сразу после смены власти в Киеве российско-украинские контакты заметно активизировались. Помощники президентов приступили к подготовке следующего саммита. Он состоялся в декабре 2019 года в Париже. Встрече предшествовали сложные переговоры, обмен пленными, разведение войск. Украине пришлось пойти на выполнение части российских условий, касающихся Минских соглашений.

Несмотря на это, никаких прорывных решений в Париже так и не было принято. По сути, стороны в очередной раз договорились договариваться дальше.

Почему формат не работает?

Если проходят регулярные встречи «четверки», причем часть из них происходит на уровне глав государств, то почему конфликт на Донбассе до сих пор не урегулирован, и там продолжают гибнуть люди?

Проблема здесь не в самом формате, а в позициях сторон конфликта, которые можно назвать противоположными. Россия и Украина по-разному трактуют Минские соглашения, которые являются краеугольным камнем процесса урегулирования.

«Минск-1», как и «Минск-2» являются безусловной дипломатической победой России. Подписание этих соглашений – прямой результат военных поражений украинской армии в 2014 и 2015 годах. Если будет реализована их российская формулировка, то Москва получит в составе Украины полностью подконтрольный ей анклав, который Киеву придется еще и содержать за собственные деньги. Появление такой территории неминуемо приведет к дестабилизации обстановки внутри Украины, что вполне устраивает нынешнее российское руководство.

В Москве желают, чтобы ДНР и ЛНР получили право накладывать вето на любые внешнеполитические решения Киева, что закроет Украине путь в ЕС и НАТО. Причем Россия требует, чтобы все это было закреплено в украинской Конституции.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Украинское руководство прекрасно понимает, что реализация Минских соглашений в московской интерпретации – это путь к полной потере суверенитета и распаду страны. Поэтому и выполнять их не торопятся.

Есть еще и позиция Вашингтона, который формально хоть и не входит в состав «Нормандской четверки», но является ключевым игроком в урегулировании данного конфликта. Вряд ли американцев сильно заботит дальнейшая судьба Украины, но они очевидно заинтересованы в дальнейшем ослаблении Кремля.

Непризнанные территории с момента их образования находятся на полном содержании Москвы. Ежегодно оно обходится российскому бюджету в 2-3 млрд долларов. На Россию наложены жесткие санкции, которые уже давно не кажутся смешными. А есть еще и имиджевые потери, которые несет нынешняя катастрофическая экономическая и социальная ситуация в ОРДЛО. Для Кремля Донбасс – это тот самый чемодан без ручки, который нести неудобно, но и выбросить жалко.

С другой стороны, Донбасс в его нынешнем положении абсолютно не нужен Киеву. Сегодня это регион с «убитой» промышленностью и инфраструктурой, из которого разбегается население. У Украины попросту нет ресурсов – ни экономических, ни политических – чтобы принять и «переварить» его. Естественно, что ни один украинский политик официально не заявит об отказе от Донбасса, но и возвращать его в Киеве особо спешить не будут.

Учитывая противоречия между ключевыми участниками переговоров, неудивительно, что любые переговорные площадки не работают, а конфликт приобретает статус многолетнего. Нынешняя ситуация на Донбассе все больше напоминает Нагорный Карабах – там противостояние длится уже более двадцати лет.

Источник

История переговоров в «нормандском формате»

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Встречами в «нормандском формате» принято называть переговоры лидеров России, Украины, Германии и Франции, а также представителей МИД этих стран, в ходе которых обсуждаются вопросы урегулирования украинского кризиса.

Встречи в «нормандском формате» на высшем уровне проводились четыре раза, на уровне глав МИД — девять раз.
Формат «нормандской четверки» сформировался после встречи во Франции летом 2014 года.

6 июня в Нормандии на торжествах по случаю 70-летия высадки войск союзников прошел ряд встреч с участием президентов России, Франции, Германии и Украины.

Президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель выступили инициаторами встречи президента РФ Владимира Путина и президента Украины Петра Порошенко. Беседа длилась 15 минут и носила закрытый характер.

Главы государств высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке страны, а также боевых действий с обеих сторон: и украинскими вооруженными силами, и приверженцами федерализации Украины.

Следующей встречей в «нормандском формате» стали переговоры министров иностранных дел России, Германии, Украины и Франции Сергея Лаврова, Франка-Вальтера Штанмайера, Павла Климкина и Лорана Фабиуса 2 июля 2014 года в Берлине. Главы МИД России, Германии, Франции и Украины провели двухчасовые переговоры, их основным итогом стала выработка совместной декларации, в которой стороны подтвердили обязательство достичь мира на Украине.

Вторая встреча на уровне министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины прошла 17 августа 2014 года в Берлине. Обсуждались вопросы, связанные с международными усилиями по содействию урегулированию внутриукраинского кризиса. В ходе переговоров «нормандская четверка» пришла к консенсусу по доставке гуманитарного конвоя на юго-восток Украины.

12 января 2015 года в Берлине состоялись переговоры в «нормандском формате» на уровне глав МИД. В итоговом заявлении министры подтвердили приверженность мирному урегулированию кризиса, основой для которого являются минские договоренности. Министры также призвали контактную группу по Украине встретиться в ближайшее время, чтобы продолжить работу по реализации минских договоренностей.

Очередное заседание «нормандской четверки» на уровне глав МИД прошло в Берлине 21 января 2015 года. Главным итогом встречи, которая продлилась около трех часов, стал призыв министров прекратить военные действия и отозвать тяжелое вооружение в соответствии с линией, оговоренной в приложении к минскому меморандуму от 12 сентября 2014 года. Встреча глав внешнеполитических ведомств России, Украины, Германии и Франции прошла на фоне резкой эскалации конфликта в Донбассе, где Вооруженные силы Украины с новой силой возобновили спецоперацию.

11-12 февраля 2015 года в Минске состоялась встреча в «нормандском формате» на высшем уровне. Переговоры лидеров России, Франции, Германии и Украины продолжались около 16 часов. Практическим итогом переговоров в Минске стали два документа.

Первый — Комплекс мер, направленных на имплементацию минских договоренностей, — приняла контактная группа по урегулированию ситуации на Украине. Помимо собственно прекращения огня и отвода всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния для создания зоны безопасности от 50 до 140 километров, минский документ подразумевает проведение конституционной реформы на Украине, в том числе с целью децентрализации, установление особого статуса в отдельных районах Луганской и Донецкой областей, обмен пленными. Вторым документом стала Декларация в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятая лидерами «нормандской четверки».

24 февраля 2015 года главы МИД стран «нормандской четверки» — Франции, Германии, России и Украины — обсудили в Париже выполнение минских договоренностей от 12 февраля. Встреча продолжалась около трех часов. Никаких документов по ее итогам подписано не было. В итоговом коммюнике участники переговоров призвали к строгому соблюдению всех положений минских соглашений, включающих режим прекращения огня и отвод тяжелого вооружения. Вместе с тем главы МИД «нормандской четверки» призвали «к усилению специальной миссии наблюдателей ОБСЕ и увеличению ее мандата с точки зрения персонала, оборудования и дополнительного финансирования».

23 июня 2015 года переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» прошли в Париже. Встреча прошла за закрытыми дверями и длилась более четырех часов. Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров по итогам встречи заявил, что все стороны высказали приверженность «Минску-2» и отметили, что альтернативы ему пока нет. Официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» были противоречивыми и полными расхождений между представителями России и Украины в том, как конкретно воплощать в жизнь договоренности Минска.

12 сентября 2015 года седьмая встреча глав МИД стран «нормандского формата» прошла в Берлине. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер после окончания встречи заявил, что по некоторым вопросам участники переговоров в «нормандском формате» значительно продвинулись вперед, в частности, по вопросам обеспечения безопасности на востоке Украины. Участники переговоров выступили за укрепление и продолжение режима прекращения огня в Донбассе. Министры иностранных дел стран «нормандского формата» выступили за разработку в окончательном виде договоренностей об отводе вооружений калибром менее 100 миллиметров в Донбассе. По итогам переговоров министры согласились преодолеть разночтения в трактовке минских договоренностей в части местных выборов в Донбассе.

2 октября 2015 года в Париже в Елисейском дворце состоялась встреча президента России Владимира Путина, федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и президента Украины Петра Порошенко по урегулированию ситуации на Украине. В узком формате лидеры «нормандской четверки» общались примерно в течение часа, после чего переговоры продолжились в расширенном составе. В общей сложности лидеры четырех стран беседовали 4 часа 50 минут — в три раза меньше, чем на предыдущих переговорах.

6 ноября 2015 года в Германии прошла встреча в «нормандском формате» на уровне министров иностранных дел. Встреча стала восьмой по счету в рамках процесса урегулирования, на вилле МИД ФРГ в предместье Мюнхена глава немецкого ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер принимал коллег из России, Франции и Украины. По словам хозяина встречи Штайнмайера, участники переговоров основное время работы посвятили вопросам безопасности, в частности условиям сохранения режима прекращения огня. Было решено согласовать отвод тяжелого вооружения до конца года, а также решено до конца ноября представить дорожную карту по разминированию территории Донбасса. Участники встречи традиционно уделили большое внимание гуманитарным аспектам украинского кризиса. Стороны договорились, что выборы в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках пройдут в 2016 году и в полном соответствии с минскими договоренностями и законодательством Украины.

13 февраля 2016 года в Мюнхене (Германия) прошла очередная встреча «нормандской четверки» на уровне министров. Россию представлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Германию — глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, Украину — министр иностранных дел Павел Климкин. Францию в связи с отставкой главы МИД Лорана Фабиуса представлял политдиректор французского МИД Николя де Ривьер. По итогам встречи глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что в ходе встречи обращалось внимание на необходимость воздействия на обе стороны, Киев и Донбасс, в плане более строгого выполнения договоренностей о прекращении огня. Особое внимание стороны уделили политическому блоку проблем. Также Россия обратила внимание германских и французских партнеров на блокирование Киевом участия представителей Луганской и Донецкой провозглашенных республик в совместном центре контроля и координации по вопросам прекращения огня и наблюдения за нарушениями.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин по итогам встречи заявил, что переговоры глав МИД в «нормандском формате» стали подготовительными для дальнейших встреч и не завершились конкретными результатами. По словам главы украинского МИД, переговоры стали «подготовительными» из-за отсутствия на них действующего министра иностранных дел Франции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

О чем «нормандская четверка» договорилась и не договорилась в Париже

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

О чем удалось договориться

Формальные итоги длившегося 9 декабря более семи часов саммита в «нормандском формате» в Париже подведены в кратком коммюнике и на длительной пресс-конференции. Лидеры России, Украины, Франции и Германии договорились о следующем.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Какие противоречия снять не удалось

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Зеленский ответил, что не допустит федерализации Украины, а именно так оценивают в Киеве реализацию закона об особом статусе, ведь он позволил бы создать в Донбассе отличные от других украинских регионов формы власти — собственный порядок избрания глав и собственные правоохранительные органы. Как сообщил близкий к помощнику российского президента Владиславу Суркову политолог Алексей Чеснаков, украинская делегация отказывалась фиксировать необходимость признания особого статуса на постоянной основе в коммюнике, на что Сурков пригрозил приостановить участие российской делегации в переговорах.

Можно ли считать саммит успешным

Учитывая всего две твердые договоренности — о новом саммите и об обмене удерживаемыми лицами, эксперты называют важнейшим достижением само проведение встречи. Со времени предыдущей прошло три года — она состоялась в октябре 2016 года в Берлине.

«Главный итог — возобновление работы формата, а в содержательной части главное — это то, что минские соглашения остаются базисом для урегулирования конфликта», — заявил замдиректора Института политической конъюнктуры Олег Игнатов. Насчет спорных вопросов все остались при своих, констатировал он. Украинская сторона, по мнению эксперта, излишне завышала ожидания, пыталась убедить, что у нее есть возможность склонить Россию к изменению минских соглашений, но этого не случилось.

Встреча в Париже не принесла сенсаций или крупных достижений, но сам факт активизации диалога дает надежду на прогресс, сказал РБК генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. «Еще до саммита было понятно, что никто из его участников не мог позволить себе провала, но в то же время не был готов к прорывам», — отметил эксперт.

Возможно ли ускорение мирного урегулирования

Чтобы нынешний саммит состоялся, сторонам пришлось выполнить ряд давно планировавшихся, но не выполнявшихся договоренностей, среди которых согласование «формулы Штайнмайера» и разведение сил на трех участках. Для следующего саммита «домашнего задания» нет, сказал на пресс-конференции Зеленский. Таким образом, нет и формальной причины исполнять достигнутые в Париже договоренности. Зафиксированные разногласия разрешить будет трудно. Украина и Россия по-разному понимают, в какие украинские документы должна быть вписана «формула Штайнмайера», — Киев считает, что можно ограничиться законом об особом статусе, а Москва настаивает на изменении в Конституции, напоминает Игнатов.

«Полностью пресечь нарушения перемирия в Донбассе вряд ли удастся. Конфликт приобрел собственную инерцию и динамику, переломить которые довольно трудно», — пояснил Кортунов. В то же время, при условии наличия политической воли, со временем подвижки в мирном процессе могут быть достигнуты, выразил надежду аналитик. Зеленский готов двигаться к урегулированию, но на собственных условиях, а это вряд ли будет поддержано другими участниками, указывает Игнатов.

Намерение обменяться пленными, вероятно, будет реализовано, однако к заявлениям о скором прекращении огня стоит относиться осторожно, считает директор исследовательской программы по восточному соседству ЕС и по России Финского института международных отношений Аркадий Мошес. «К этому нас приучили последние пять лет, когда подобные договоренности не всегда выполнялись», — пояснил он РБК. Конкретные инициативы свидетельствуют о попытках уменьшить масштабы конфликта в Донбассе и улучшить гуманитарную ситуацию за счет маленьких шагов, уточнил Мошес.

Почему на Украине довольны итогами встречи

Представитель оппозиционной украинской партии «Европейская солидарность» Александр Черненко оценивает итоги переговоров «со сдержанным позитивом». «Мы [оппозиция] ожидали худшего. Опасались, что Зеленский зайдет дальше в плане уступок Путину. Но опасения не оправдались, так что это парадоксальный случай, когда нереализовавшийся худший сценарий уже оценивается как успех», — заявил он РБК.

Оппозицию настораживали некоторые заявления из офиса президента Украины, в частности слова его помощника Андрея Ермака о том, что возможны изменения в Конституции Украины; были опасения, что последуют решения закупить российский газ на невыгодных для Украины условиях. Созванный лидерами оппозиции митинг у офиса президента закончился наутро после переговоров в Париже.

Можно сказать, что Зеленский успокоил общество, считает социолог, глава фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина. На вопрос, каким образом можно достичь мира с Россией, 70% граждан Украины ответили, что только путем переговоров, 17% — военным путем, ссылается она на результаты опроса, обнародованного фондом 6 декабря. Из этих 70% только 14% согласны на мир любой ценой, а остальные 58% считают, что компромиссы нужны, но не все, продолжает социолог.

«Те компромиссы, которые не принял Зеленский в Париже, — это как раз те «красные линии», которые были определены в обществе как неприемлемые: выборы на неконтролируемой Украиной территории, полная безоговорочная амнистия и формирование местной полиции на спорных территориях из исключительно местных кадров. Это воспринимается как узаконивание боевиков», — утверждает эксперт.

Источник

Формат и содержание: что изменилось за год после нормандского саммита

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Ситуация с политическим урегулированием в Донбассе стала хуже, чем была до встречи лидеров нормандского формата в декабре 2019 года. По крайней мере, так в беседе с «Известиями» обстановку в регионе оценили представители самопровозглашенной ЛНР. Спустя год после саммита переговоры по урегулированию кризиса зашли в тупик. Германия, Россия, Украина и Франция говорят о приверженности Минским соглашениям, однако смотрят на их реализацию по-разному. Киев неофициально настаивает на их изменении, Москва заявляет о необходимости строгого выполнения договоренностей, а Берлин и Париж держатся чуть поодаль, но — с симпатиями на украинской стороне. «Известия» разбирались, почему ситуация в Донбассе так и не изменилась за прошедший год.

Медленнее, чем планировали

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Заряд договоренностей нормандского саммита сохранялся до марта 2020 года. К этому времени участники Трехсторонней контактной группы (ТКГ) договорились создать консультативный совет в составе политической подгруппы, который должен был стать площадкой для прямого диалога между Киевом и самопровозглашенными республиками. Однако эта идея вызвала сопротивление в Киеве (прямые контакты там воспринимают как фактическое признание республик), и в итоге от нее отказались. Дальнейшие заседания ТКГ, проходившие каждые две недели, заканчивались безрезультатно.

— Общая логика урегулирования базируется на этапности: сначала безопасность, затем политика, потом гуманитарные вопросы. На сегодня режим прекращения огня — главное достижение. И то этот пункт сейчас под вопросом — режим будет закончен, как только очередная провокация со стороны Украины будет настолько сильна, что мы не сможем не ответить, — сказал «Известиям» представитель ЛНР в политической подгруппе, советник главы республики Родион Мирошник. — Парижские договоренности предполагают политическое урегулирование. По этому вопросу не просто ничего не сделано — Украина приняла ряд законодательных актов, которые напрямую противоречат Минским соглашениям. Таким образом, в вопросах политического урегулирования ситуация стала даже хуже, чем до Парижского саммита.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Президент Украины Владимир Зеленский прибывает на встречу лидеров нормандского формата, Париж, 9 декабря 2019 года

Родион Мирошник говорит о законе Верховной рады о местных выборах, которые прошли на Украине 25 октября 2020 года. Назначая их дату в июле, парламент постановил, что в неподконтрольном Донбассе они проводиться не будут. Киев настаивает на том, что голосование в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) возможно только после передачи ему контроля над границей — и это прямо противоположно «формуле Штайнмайера».

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Первый за почти пять лет саммит нормандского формата прошел в Париже 9 декабря 2019 года. Тогда лидеры Германии, России, Украины и Франции подтвердили свою приверженность Минским соглашениям и договорились о следующем:

1. Прекратить огонь на востоке Украины до конца 2019 года.

2. Расширить мандат наблюдательной миссии ОБСЕ — она должна работать круглосуточно и иметь доступ ко всей территории Украины.

3. Провести до конца года обмен удерживаемых лиц по принципу «всех установленных на всех установленных».

4. К апрелю 2020 года добиться разведения сил в трех новых пунктах в Донбассе.

5. Интегрировать в украинское законодательство «формулу Штайнмайера» (сначала предоставление Донбассу особого статуса, затем проведение там местных выборов и лишь потом передача Киеву контроля над границей с Россией).

6. Через четыре месяца провести еще один саммит «нормандской четверки».

На сегодняшний момент реализованы первый и третий пункты. Да и то частично и позже обозначенных сроков. Так, первый за два года обмен пленными прошел в декабре 2019 года (Киев передал 124 человек, ДНР и ЛНР — 76), второй — в меньших объемах — в апреле 2020-го. Меры по прекращению огня вступили в силу 27 июля.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Минские соглашения (Минск-2) были приняты в столице Белоруссии 12 февраля 2015 года. Их согласовали лидеры нормандского формата — Германии, России, Украины и Франции — и подписали представители Контактной группы, куда входят Россия, Украина, ОБСЕ и непризнанные ДНР и ЛНР (ОРДЛО). Этот пакет в резолюции №2202 одобрил Совет безопасности ООН.

Комплекс мер включает 13 пунктов:

1. Прекращение огня в ОРДЛО.

2. Отвод тяжелых вооружений для создания зоны безопасности шириной 50 км.

3. Мониторинг и верификация первых двух пунктов со стороны ОБСЕ.

4. После их реализации диалог о местных выборах и режиме управления в ОРДЛО.

5. Помилование и амнистия в ОРДЛО.

6. Обмен пленными по принципу «всех на всех».

7. Предоставление гуманитарной помощи.

8. Восстановление социально-экономических связей в рамках правового поля Украины.

9. После местных выборов переход контроля над восточной границей к Киеву.

10. Вывод иностранных войск под наблюдением ОБСЕ.

11. Конституционная реформа на Украине с децентрализацией и закреплением особого статуса ОРДЛО.

12. Обсуждение местных выборов в Трехсторонней контактной группе (Украина — ДНР — ЛНР), их должны провести под надзором ОБСЕ.

13. Создание в ТКГ рабочих групп по различным аспектам соглашений.

На сегодня реализованы пункты №1, 2, 3 и 13.

Разные взгляды

Проблема заключается в том, что все стороны нормандского процесса подходят к Минским соглашениям по-разному.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Так, Украина выступает с подчас противоречивыми заявлениями. Бывший президент страны, глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук в беседе с ТАСС рассказал, что в 2021 году Киев намерен предложить конкретные действия по урегулированию, которые «будут базироваться прежде всего на нормандском формате». Политик подчеркнул, что от Минских соглашений Украина «ни в коем случае» не откажется. Вместе с тем еще в сентябре в интервью «Радио НВ» он заявил, что, когда документ подписывался, «было понятно, что они не будут выполнены».

— Согласно международным договоренностям, такие соглашения не могут быть отменены одной стороной. [Нужно] искать выход через нормандский формат, — подытожил тогда Леонид Кравчук.

В МИД Украины на запрос «Известий», считает ли Киев необходимым переписать Минские соглашения, не ответили.

— Украинская сторона говорит о выполнении соглашений, но настаивает на том, чтобы переписать их так, как было бы удобнее для нее. Для нас такой вариант неприемлем хотя бы потому, что соглашения были утверждены резолюцией Совбеза ООН, — сказал Родион Мирошник. — Украинская сторона имитирует их выполнение, чтобы избежать международного давления. Наша позиция такова: либо Киев выполняет Минские соглашения, либо он официально от них отказывается.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Шлагбаум на автомобильной дороге у пропускного пункта Александровка на территории ДНР у линии соприкосновения в Донбассе

В ноябре Киев представил План совместных шагов для ТКГ — в нем речь идет о полном прекращении конфликта и демилитаризации ОРДЛО в начале 2021 года при передаче контроля над границей Украине, чтобы создать условия для проведения там местных выборов 31 марта 2021 года.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Россия украинский подход резко критикует. В частности, План совместных шагов в Москве назвали попыткой переписать Минские соглашения, которая «ставит под вопрос все перспективы урегулирования». Как сказал 19 ноября зампостпреда РФ при ОБСЕ Владимир Жеглов, этот документ «предполагает, по сути, принуждение отдельных районов Донбасса к капитуляции» через «установление военного контроля над его территорией без каких-либо политических гарантий населению».

— От команды Владимира Зеленского требуются не просто заявления о приверженности политико-дипломатическому разрешению кризиса на востоке страны, а конкретные практические шаги. Все элементы успеха хорошо известны — это субстантивный диалог Киева с представителями Донбасса в Контактной группе по всем аспектам урегулирования, — подчеркнул дипломат.

Германия и Франция в своей риторике в большей степени поддерживают Украину. Например, говоря об имплементации «формулы Штайнмайера», собеседник «Известий» во французских дипломатических кругах обратил внимание на то, что, дабы «избежать правового вакуума», Киев 12 декабря 2019 года в очередной раз продлил закон «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО» (сейчас идет разговор о том, чтобы продлить его на 2021 год). Тем самым Украина «продемонстрировала свою приверженность полному выполнению Минских соглашений», сказал источник.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Берлин и Париж, как и другие участники процесса, подчеркивают свою приверженность Минским соглашениям.

— Франция наряду с Германией продолжает прилагать усилия в рамках нормандского формата, с тем чтобы привлечь стороны к выполнению обязательств, взятых на Парижском саммите, в целях достижения прогресса на пути установления справедливого и прочного мира на востоке Украины, — подытожил французский собеседник «Известий».

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Не было бы «Счастья»

Одним из недавних эпизодов, обостривших ситуацию, стали дискуссии вокруг открытия двух новых пунктов перехода через линию соприкосновения — «Золотое» и «Счастье». Оно планировалось 10 ноября, однако было сорвано. Версии о том, кто в этом виноват, разные. Как заявил «Известиям» источник в германских дипломатических кругах, «пока Украина выполняла свои обязательства, сепаратисты не выполняли свои и держали пропускные пункты закрытыми». А официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 17 ноября сообщила​​, что Киев открыл пункты, зная о технической неготовности к этому ДНР и ЛНР.

— По Украине у нас колоссальные претензии к нашим германским и французским коллегам. Прятаться за пять принципов ЕС, гласящих, что «с Россией всё будет хорошо, как только она выполнит Минские договоренности», граничит с дипломатической и политической нечистоплотностью, — заявил 12 ноября в интервью российским и иностранным СМИ глава МИД РФ Сергей Лавров. — Заявления украинских властей должны получить какую-то реакцию со стороны как минимум Парижа и Берлина — соавторов Минских договоренностей в рамках нормандского формата.

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Контрольный пункт въезда-выезда «Луганск-Счастье» у линии соприкосновения в Донбассе

Нормандский формат переговоров что это. Смотреть фото Нормандский формат переговоров что это. Смотреть картинку Нормандский формат переговоров что это. Картинка про Нормандский формат переговоров что это. Фото Нормандский формат переговоров что это

Пока Германия и Франция не повлияют на Украину, в Москве будут считать, что они «потакают разрушению» Минского процесса, подытожил министр.

— Российские претензии к Германии и Франции вполне обоснованны. Берлин и Париж взяли на себя в этом процессе функции посредников, а на деле — поддерживают Украину при любых обстоятельствах, — сказал «Известиям» глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Такой подход лишает переговорный процесс смысла.

По оценке эксперта, продлевать нормандский формат стоит только в том случае, если Германия и Франция скорректируют свою позицию в пользу большей нейтральности. В противном случае этот процесс распадется, движение в этом направлении началось, сказал Михаил Погребинский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *