Нормандский формат что это такое

Что такое Нормандский формат и почему он не работает?

«Нормандский формат» или «Нормандская четверка» – это международная группа, созданная для урегулирования конфликта на востоке Украины. В ее состав входят руководители четырех государств: Франции, Германии, России и Украины.

Почему формат называют «нормандским»?

Первая встреча лидеров четырех государств состоялась 6 июня 2014 года. Тогдашний президент Франции Олланд пригласил лидеров Украины, России, а также канцлера Германии принять участие в праздновании годовщины высадки союзных войск в Нормандии.

Во время этого мероприятия состоялись прямые переговоры между президентами Украины и России относительно ситуации на Донбассе. По месту проведения первой встречи формат и получил свое название.

История «четверки»

Нормандский формат что это такое. Смотреть фото Нормандский формат что это такое. Смотреть картинку Нормандский формат что это такое. Картинка про Нормандский формат что это такое. Фото Нормандский формат что это такое

Встречи в «нормандском» формате проводятся на уровне глав дипломатических ведомств, руководителей правительств, а также на наивысшем уровне – когда встречаются главы государств. Кроме того, представители «четверки» регулярно обсуждают текущие вопросы в телефонном режиме.

С момента создания формата состоялись десятки встреч между министрами иностранных дел стран-участниц. Главы государств встречались гораздо реже, последнее их общение состоялось в Париже, в конце 2019 года.

Сейчас идет подготовка к новому саммиту, но его точная дата пока неизвестна.

Самой продолжительной встречей «четверки» считаются переговоры в феврале 2015 года. Они проходили в столице Белоруссии, и их итогом стало подписание «Минска-2».

В октябре 2015 года стороны пришли к общему мнению, что выполнить «Минск-2» за год не получится, поэтому соглашение продлили еще на год.

Следующую встречу на высшем уровне отменили из-за задержания украинской диверсионной группы в Крыму. Киев отрицал свою причастность к произошедшему, а в Москве делали сверхжесткие заявления.

В октябре 2016 года участники формата встретились в Берлине – главным итогом саммита стало определение трех участков разведения войск. Однако реализовано оно так и не было. Встреча в Аахене проходила уже без Путина.

Нормандский формат что это такое. Смотреть фото Нормандский формат что это такое. Смотреть картинку Нормандский формат что это такое. Картинка про Нормандский формат что это такое. Фото Нормандский формат что это такое

В мае 2019 года президентом Украины был избран Владимир Зеленский, что породило определенные надежды относительно будущих переговоров по Донбассу. Тем более, что новый украинский лидер шел на выборы с обещанием закончить войну.

Сразу после смены власти в Киеве российско-украинские контакты заметно активизировались. Помощники президентов приступили к подготовке следующего саммита. Он состоялся в декабре 2019 года в Париже. Встрече предшествовали сложные переговоры, обмен пленными, разведение войск. Украине пришлось пойти на выполнение части российских условий, касающихся Минских соглашений.

Несмотря на это, никаких прорывных решений в Париже так и не было принято. По сути, стороны в очередной раз договорились договариваться дальше.

Почему формат не работает?

Если проходят регулярные встречи «четверки», причем часть из них происходит на уровне глав государств, то почему конфликт на Донбассе до сих пор не урегулирован, и там продолжают гибнуть люди?

Проблема здесь не в самом формате, а в позициях сторон конфликта, которые можно назвать противоположными. Россия и Украина по-разному трактуют Минские соглашения, которые являются краеугольным камнем процесса урегулирования.

«Минск-1», как и «Минск-2» являются безусловной дипломатической победой России. Подписание этих соглашений – прямой результат военных поражений украинской армии в 2014 и 2015 годах. Если будет реализована их российская формулировка, то Москва получит в составе Украины полностью подконтрольный ей анклав, который Киеву придется еще и содержать за собственные деньги. Появление такой территории неминуемо приведет к дестабилизации обстановки внутри Украины, что вполне устраивает нынешнее российское руководство.

В Москве желают, чтобы ДНР и ЛНР получили право накладывать вето на любые внешнеполитические решения Киева, что закроет Украине путь в ЕС и НАТО. Причем Россия требует, чтобы все это было закреплено в украинской Конституции.

Нормандский формат что это такое. Смотреть фото Нормандский формат что это такое. Смотреть картинку Нормандский формат что это такое. Картинка про Нормандский формат что это такое. Фото Нормандский формат что это такое

Украинское руководство прекрасно понимает, что реализация Минских соглашений в московской интерпретации – это путь к полной потере суверенитета и распаду страны. Поэтому и выполнять их не торопятся.

Есть еще и позиция Вашингтона, который формально хоть и не входит в состав «Нормандской четверки», но является ключевым игроком в урегулировании данного конфликта. Вряд ли американцев сильно заботит дальнейшая судьба Украины, но они очевидно заинтересованы в дальнейшем ослаблении Кремля.

Непризнанные территории с момента их образования находятся на полном содержании Москвы. Ежегодно оно обходится российскому бюджету в 2-3 млрд долларов. На Россию наложены жесткие санкции, которые уже давно не кажутся смешными. А есть еще и имиджевые потери, которые несет нынешняя катастрофическая экономическая и социальная ситуация в ОРДЛО. Для Кремля Донбасс – это тот самый чемодан без ручки, который нести неудобно, но и выбросить жалко.

С другой стороны, Донбасс в его нынешнем положении абсолютно не нужен Киеву. Сегодня это регион с «убитой» промышленностью и инфраструктурой, из которого разбегается население. У Украины попросту нет ресурсов – ни экономических, ни политических – чтобы принять и «переварить» его. Естественно, что ни один украинский политик официально не заявит об отказе от Донбасса, но и возвращать его в Киеве особо спешить не будут.

Учитывая противоречия между ключевыми участниками переговоров, неудивительно, что любые переговорные площадки не работают, а конфликт приобретает статус многолетнего. Нынешняя ситуация на Донбассе все больше напоминает Нагорный Карабах – там противостояние длится уже более двадцати лет.

Источник

О чем «нормандская четверка» договорилась и не договорилась в Париже

Нормандский формат что это такое. Смотреть фото Нормандский формат что это такое. Смотреть картинку Нормандский формат что это такое. Картинка про Нормандский формат что это такое. Фото Нормандский формат что это такое

О чем удалось договориться

Формальные итоги длившегося 9 декабря более семи часов саммита в «нормандском формате» в Париже подведены в кратком коммюнике и на длительной пресс-конференции. Лидеры России, Украины, Франции и Германии договорились о следующем.

Нормандский формат что это такое. Смотреть фото Нормандский формат что это такое. Смотреть картинку Нормандский формат что это такое. Картинка про Нормандский формат что это такое. Фото Нормандский формат что это такое

Какие противоречия снять не удалось

Нормандский формат что это такое. Смотреть фото Нормандский формат что это такое. Смотреть картинку Нормандский формат что это такое. Картинка про Нормандский формат что это такое. Фото Нормандский формат что это такое

Зеленский ответил, что не допустит федерализации Украины, а именно так оценивают в Киеве реализацию закона об особом статусе, ведь он позволил бы создать в Донбассе отличные от других украинских регионов формы власти — собственный порядок избрания глав и собственные правоохранительные органы. Как сообщил близкий к помощнику российского президента Владиславу Суркову политолог Алексей Чеснаков, украинская делегация отказывалась фиксировать необходимость признания особого статуса на постоянной основе в коммюнике, на что Сурков пригрозил приостановить участие российской делегации в переговорах.

Можно ли считать саммит успешным

Учитывая всего две твердые договоренности — о новом саммите и об обмене удерживаемыми лицами, эксперты называют важнейшим достижением само проведение встречи. Со времени предыдущей прошло три года — она состоялась в октябре 2016 года в Берлине.

«Главный итог — возобновление работы формата, а в содержательной части главное — это то, что минские соглашения остаются базисом для урегулирования конфликта», — заявил замдиректора Института политической конъюнктуры Олег Игнатов. Насчет спорных вопросов все остались при своих, констатировал он. Украинская сторона, по мнению эксперта, излишне завышала ожидания, пыталась убедить, что у нее есть возможность склонить Россию к изменению минских соглашений, но этого не случилось.

Встреча в Париже не принесла сенсаций или крупных достижений, но сам факт активизации диалога дает надежду на прогресс, сказал РБК генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. «Еще до саммита было понятно, что никто из его участников не мог позволить себе провала, но в то же время не был готов к прорывам», — отметил эксперт.

Возможно ли ускорение мирного урегулирования

Чтобы нынешний саммит состоялся, сторонам пришлось выполнить ряд давно планировавшихся, но не выполнявшихся договоренностей, среди которых согласование «формулы Штайнмайера» и разведение сил на трех участках. Для следующего саммита «домашнего задания» нет, сказал на пресс-конференции Зеленский. Таким образом, нет и формальной причины исполнять достигнутые в Париже договоренности. Зафиксированные разногласия разрешить будет трудно. Украина и Россия по-разному понимают, в какие украинские документы должна быть вписана «формула Штайнмайера», — Киев считает, что можно ограничиться законом об особом статусе, а Москва настаивает на изменении в Конституции, напоминает Игнатов.

«Полностью пресечь нарушения перемирия в Донбассе вряд ли удастся. Конфликт приобрел собственную инерцию и динамику, переломить которые довольно трудно», — пояснил Кортунов. В то же время, при условии наличия политической воли, со временем подвижки в мирном процессе могут быть достигнуты, выразил надежду аналитик. Зеленский готов двигаться к урегулированию, но на собственных условиях, а это вряд ли будет поддержано другими участниками, указывает Игнатов.

Намерение обменяться пленными, вероятно, будет реализовано, однако к заявлениям о скором прекращении огня стоит относиться осторожно, считает директор исследовательской программы по восточному соседству ЕС и по России Финского института международных отношений Аркадий Мошес. «К этому нас приучили последние пять лет, когда подобные договоренности не всегда выполнялись», — пояснил он РБК. Конкретные инициативы свидетельствуют о попытках уменьшить масштабы конфликта в Донбассе и улучшить гуманитарную ситуацию за счет маленьких шагов, уточнил Мошес.

Почему на Украине довольны итогами встречи

Представитель оппозиционной украинской партии «Европейская солидарность» Александр Черненко оценивает итоги переговоров «со сдержанным позитивом». «Мы [оппозиция] ожидали худшего. Опасались, что Зеленский зайдет дальше в плане уступок Путину. Но опасения не оправдались, так что это парадоксальный случай, когда нереализовавшийся худший сценарий уже оценивается как успех», — заявил он РБК.

Оппозицию настораживали некоторые заявления из офиса президента Украины, в частности слова его помощника Андрея Ермака о том, что возможны изменения в Конституции Украины; были опасения, что последуют решения закупить российский газ на невыгодных для Украины условиях. Созванный лидерами оппозиции митинг у офиса президента закончился наутро после переговоров в Париже.

Можно сказать, что Зеленский успокоил общество, считает социолог, глава фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина. На вопрос, каким образом можно достичь мира с Россией, 70% граждан Украины ответили, что только путем переговоров, 17% — военным путем, ссылается она на результаты опроса, обнародованного фондом 6 декабря. Из этих 70% только 14% согласны на мир любой ценой, а остальные 58% считают, что компромиссы нужны, но не все, продолжает социолог.

«Те компромиссы, которые не принял Зеленский в Париже, — это как раз те «красные линии», которые были определены в обществе как неприемлемые: выборы на неконтролируемой Украиной территории, полная безоговорочная амнистия и формирование местной полиции на спорных территориях из исключительно местных кадров. Это воспринимается как узаконивание боевиков», — утверждает эксперт.

Источник

История переговоров в «нормандском формате»

Нормандский формат что это такое. Смотреть фото Нормандский формат что это такое. Смотреть картинку Нормандский формат что это такое. Картинка про Нормандский формат что это такое. Фото Нормандский формат что это такое

Встречами в «нормандском формате» принято называть переговоры лидеров России, Украины, Германии и Франции, а также представителей МИД этих стран, в ходе которых обсуждаются вопросы урегулирования украинского кризиса.

Встречи в «нормандском формате» на высшем уровне проводились четыре раза, на уровне глав МИД — девять раз.
Формат «нормандской четверки» сформировался после встречи во Франции летом 2014 года.

6 июня в Нормандии на торжествах по случаю 70-летия высадки войск союзников прошел ряд встреч с участием президентов России, Франции, Германии и Украины.

Президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель выступили инициаторами встречи президента РФ Владимира Путина и президента Украины Петра Порошенко. Беседа длилась 15 минут и носила закрытый характер.

Главы государств высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке страны, а также боевых действий с обеих сторон: и украинскими вооруженными силами, и приверженцами федерализации Украины.

Следующей встречей в «нормандском формате» стали переговоры министров иностранных дел России, Германии, Украины и Франции Сергея Лаврова, Франка-Вальтера Штанмайера, Павла Климкина и Лорана Фабиуса 2 июля 2014 года в Берлине. Главы МИД России, Германии, Франции и Украины провели двухчасовые переговоры, их основным итогом стала выработка совместной декларации, в которой стороны подтвердили обязательство достичь мира на Украине.

Вторая встреча на уровне министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины прошла 17 августа 2014 года в Берлине. Обсуждались вопросы, связанные с международными усилиями по содействию урегулированию внутриукраинского кризиса. В ходе переговоров «нормандская четверка» пришла к консенсусу по доставке гуманитарного конвоя на юго-восток Украины.

12 января 2015 года в Берлине состоялись переговоры в «нормандском формате» на уровне глав МИД. В итоговом заявлении министры подтвердили приверженность мирному урегулированию кризиса, основой для которого являются минские договоренности. Министры также призвали контактную группу по Украине встретиться в ближайшее время, чтобы продолжить работу по реализации минских договоренностей.

Очередное заседание «нормандской четверки» на уровне глав МИД прошло в Берлине 21 января 2015 года. Главным итогом встречи, которая продлилась около трех часов, стал призыв министров прекратить военные действия и отозвать тяжелое вооружение в соответствии с линией, оговоренной в приложении к минскому меморандуму от 12 сентября 2014 года. Встреча глав внешнеполитических ведомств России, Украины, Германии и Франции прошла на фоне резкой эскалации конфликта в Донбассе, где Вооруженные силы Украины с новой силой возобновили спецоперацию.

11-12 февраля 2015 года в Минске состоялась встреча в «нормандском формате» на высшем уровне. Переговоры лидеров России, Франции, Германии и Украины продолжались около 16 часов. Практическим итогом переговоров в Минске стали два документа.

Первый — Комплекс мер, направленных на имплементацию минских договоренностей, — приняла контактная группа по урегулированию ситуации на Украине. Помимо собственно прекращения огня и отвода всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния для создания зоны безопасности от 50 до 140 километров, минский документ подразумевает проведение конституционной реформы на Украине, в том числе с целью децентрализации, установление особого статуса в отдельных районах Луганской и Донецкой областей, обмен пленными. Вторым документом стала Декларация в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятая лидерами «нормандской четверки».

24 февраля 2015 года главы МИД стран «нормандской четверки» — Франции, Германии, России и Украины — обсудили в Париже выполнение минских договоренностей от 12 февраля. Встреча продолжалась около трех часов. Никаких документов по ее итогам подписано не было. В итоговом коммюнике участники переговоров призвали к строгому соблюдению всех положений минских соглашений, включающих режим прекращения огня и отвод тяжелого вооружения. Вместе с тем главы МИД «нормандской четверки» призвали «к усилению специальной миссии наблюдателей ОБСЕ и увеличению ее мандата с точки зрения персонала, оборудования и дополнительного финансирования».

23 июня 2015 года переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» прошли в Париже. Встреча прошла за закрытыми дверями и длилась более четырех часов. Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров по итогам встречи заявил, что все стороны высказали приверженность «Минску-2» и отметили, что альтернативы ему пока нет. Официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» были противоречивыми и полными расхождений между представителями России и Украины в том, как конкретно воплощать в жизнь договоренности Минска.

12 сентября 2015 года седьмая встреча глав МИД стран «нормандского формата» прошла в Берлине. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер после окончания встречи заявил, что по некоторым вопросам участники переговоров в «нормандском формате» значительно продвинулись вперед, в частности, по вопросам обеспечения безопасности на востоке Украины. Участники переговоров выступили за укрепление и продолжение режима прекращения огня в Донбассе. Министры иностранных дел стран «нормандского формата» выступили за разработку в окончательном виде договоренностей об отводе вооружений калибром менее 100 миллиметров в Донбассе. По итогам переговоров министры согласились преодолеть разночтения в трактовке минских договоренностей в части местных выборов в Донбассе.

2 октября 2015 года в Париже в Елисейском дворце состоялась встреча президента России Владимира Путина, федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и президента Украины Петра Порошенко по урегулированию ситуации на Украине. В узком формате лидеры «нормандской четверки» общались примерно в течение часа, после чего переговоры продолжились в расширенном составе. В общей сложности лидеры четырех стран беседовали 4 часа 50 минут — в три раза меньше, чем на предыдущих переговорах.

6 ноября 2015 года в Германии прошла встреча в «нормандском формате» на уровне министров иностранных дел. Встреча стала восьмой по счету в рамках процесса урегулирования, на вилле МИД ФРГ в предместье Мюнхена глава немецкого ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер принимал коллег из России, Франции и Украины. По словам хозяина встречи Штайнмайера, участники переговоров основное время работы посвятили вопросам безопасности, в частности условиям сохранения режима прекращения огня. Было решено согласовать отвод тяжелого вооружения до конца года, а также решено до конца ноября представить дорожную карту по разминированию территории Донбасса. Участники встречи традиционно уделили большое внимание гуманитарным аспектам украинского кризиса. Стороны договорились, что выборы в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках пройдут в 2016 году и в полном соответствии с минскими договоренностями и законодательством Украины.

13 февраля 2016 года в Мюнхене (Германия) прошла очередная встреча «нормандской четверки» на уровне министров. Россию представлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Германию — глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, Украину — министр иностранных дел Павел Климкин. Францию в связи с отставкой главы МИД Лорана Фабиуса представлял политдиректор французского МИД Николя де Ривьер. По итогам встречи глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что в ходе встречи обращалось внимание на необходимость воздействия на обе стороны, Киев и Донбасс, в плане более строгого выполнения договоренностей о прекращении огня. Особое внимание стороны уделили политическому блоку проблем. Также Россия обратила внимание германских и французских партнеров на блокирование Киевом участия представителей Луганской и Донецкой провозглашенных республик в совместном центре контроля и координации по вопросам прекращения огня и наблюдения за нарушениями.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин по итогам встречи заявил, что переговоры глав МИД в «нормандском формате» стали подготовительными для дальнейших встреч и не завершились конкретными результатами. По словам главы украинского МИД, переговоры стали «подготовительными» из-за отсутствия на них действующего министра иностранных дел Франции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Дипломатический самострел. Как Россия добивает «нормандский формат»

Нормандский формат что это такое. Смотреть фото Нормандский формат что это такое. Смотреть картинку Нормандский формат что это такое. Картинка про Нормандский формат что это такое. Фото Нормандский формат что это такое

Нормандский формат что это такое. Смотреть фото Нормандский формат что это такое. Смотреть картинку Нормандский формат что это такое. Картинка про Нормандский формат что это такое. Фото Нормандский формат что это такое

17 ноября на сайте МИД России появилось сообщение для СМИ «О публикации дипломатической переписки Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с главами внешнеполитических ведомств Германии и Франции Х. Маасом и Ж.-И. Ле Дрианом».

В нём было сказано, что «позиция России, её роль во внутриукраинском урегулировании и подходы к проведению возможной министерской встречи в „нормандском формате“ подвергаются искажению», поэтому «чтобы предотвратить дальнейшие спекуляции, МИД России решил предать гласности первоисточники и опубликовать дипломатическую переписку Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с главами внешнеполитических ведомств Германии и Франции». В указанном сообщении стояла ссылка на переписку внешнеполитических ведомств России, Франции и Германии на 28-ми страницах.

Первым в пакете документов оказалось письмо МИД России от 29 октября 2021 года, адресованное главам внешнеполитических ведомств Германии и Франции. В нём российские дипломаты подтвердили «важность продолжения» «совместных посреднических усилий в рамках „нормандского формата“ по содействию урегулирования конфликта на востоке Украины», и отметили, что «возможная встреча» «должна быть хорошо подготовлена, включая заблаговременную разработку обстоятельного совместного итогового заявления с конкретными рекомендациями Украине и отдельным районам Донецкой и Луганской областей как сторонам конфликта». В качестве приложения к письму шёл проект «совместного заявления министров иностранных дел государств-участников „нормандского формата“ по итогам встречи» (очевидно, речь идёт о запланированной на 11 ноября встрече, которая так и не состоялась – прим. авт.).

Стоит отдельно отметить, что отсылки Москвы к «посредническим усилиям» и «сторонам конфликта» неслучайны. Россия отрицает очевидное и настаивает на том, что является посредником, а не стороной конфликта, хотя на международной арене давно расставлены точки над «і». Но, как известно, России решения международных организаций не писаны, если писаны — то не читаны, если читаны — то не поняты, если поняты — то не так.

«Военная активность России в Украине и вокруг неё, вместе с всё более враждебной риторикой Кремля в течение предыдущих месяцев, необоснованна и опасно провокационна. Главное препятствие миру — Россия. Это конфликт, который начала Россия, и сейчас она несёт полную ответственность за его завершение», – такое заявление сделала 11 ноября временно поверенная в делах США при ОБСЕ Кортни Остриен на заседании Постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Она отметила, что США призывают «Россию прекратить свою агрессию, соблюдать режим прекращения огня, выполнять свои Минские обязательства и вывести свои силы с суверенной территории Украины».

30 января 2021 года ПАСЕ приняла резолюцию, в которой назвала Россию «стороной Минских договорённостей». «Российская Федерация должна полностью выполнить Минские договорённости, стороной которых является РФ, прекратить военное вмешательство, а также поддержку нелегальных вооружённых формирований в восточной Украине», – кроме прочего, сказано в документе. 26 марта 2021 года 47 государств-членов ООН по случаю седьмой годовщины принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Территориальная целостность Украины» также признали РФ стороной, а не посредником конфликта. «Мы подтверждаем свою поддержку усилиями „нормандского формата“ и твёрдую приверженность мирному решению конфликта на востоке Украины, в соответствии с Минскими договорённостями и с полным уважением к суверенитету и территориальной целостности Украины. Россия является стороной конфликта на востоке Украины, а не посредником», – сказано в совместном заявлении.

Тем временем Москва оказывает давление на Францию и Германию, чтобы заставить их признать оккупационные администрации ОРДЛО стороной конфликта, а также возложить вину за невыполнение Минских соглашений на Украину. Но, как справедливо заметили во французском и немецком внешнеполитических ведомствах, в российском проекте совместного заявления «нашло отражение большое количество оценок, с которыми Германия и Франция не могут согласиться: в частности, тезисы о „внутриукраинском конфликте“ или посреднической роли России наряду с ОБСЕ в Трёхсторонней Контактной группе», «в тексте также содержатся положения, которые, несомненно, не найдут поддержки среди стран „нормандского формата“, в т.ч. „налаживание прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском“». Тем самым Париж и Берлин в который раз подтвердили свою проукраинскую позицию в отношении роли России в военном конфликте и его урегулировании.

Судя по тексту проекта совместного заявления в российской редакции, цель Москвы — уничтожить «нормандский формат». В пользу этой версии говорит сам факт публикации в открытом доступе дипломатической переписки. Москва подтвердила незаинтересованность в «нормандском формате», но пытается отвести от себя обвинения в срыве встречи глав МИД стран, которая была запланирована в ноябре 2021 года. Россия хочет уйти от ответственности, как за миграционный кризис на белорусско-польской границе, так и за военный конфликт на Донбассе, договариваясь напрямую с Францией и Германией: в первом случае без участия Польши, во втором — Украины. При этом пытается убедить Берлин и Париж в том, что необходимо вести прямые переговоры с нелегитимным Лукашенко, а Киеву – с оккупационными администрациями ОРДЛО.

«Россия своими действиями просто добивает „нормандский формат“, демонстрирует, что она не заинтересована в его развитии. И, безусловно, подрывает остатки доверия к себе. Могу сказать одно: мы договорились с немецким и французским коллегами, что не подарим России роскошь уничтожить „нормандский формат“ чужими руками. Мы будем работать над привлечением РФ к переговорному процессу, дипломатическими усилиями по урегулированию этого конфликта», – сказал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. По его словам, публикация конфиденциальных документов усложнит работу, но она продолжится, так как Украина заинтересована в мире, справедливых решениях и безопасности.

На публикацию отреагировали немецкие и французские дипломаты. «Мы приняли к сведению решение министра иностранных дел России Лаврова обнародовать нашу переписку. Мы считаем такой подход противоречащим дипломатическим правилам и обычаям. Германия и Франция в течение нескольких месяцев работали над продолжением переговоров и реализацией конкретной повестки дня для мира на основе Минских соглашений, выдвинув несколько конкретных предложений для встречи министров в „нормандском формате“», – в частности, сказано в заявлении внешнеполитического ведомства Франции. Официальный Париж призвал Россию «вернуться за стол переговоров и продолжить обсуждения в утверждённых форматах и в соответствии с согласованными принципами».

«Публикация корреспонденции не сильно удивила меня, поскольку я читаю много моих писем в прессе, в этой связи никому ничего скрывать, – прокомментировала исполняющая обязанности канцлера Германии Ангела Меркель. – Я просила российского президента, чтобы до тех пор, пока я остаюсь канцлером, такая встреча состоялась, я даже желала встречи на уровне лидеров, но, к сожалению, этого не произошло, и поэтому я выражаю большое сожаление». По её словам, «публикация переписки здесь ничего не меняет» и «такая встреча должна была состояться».

Постоянные нарушения режима прекращения огня на Донбассе, перемещение войск к границе с Украиной, газовый шантаж Европы, искусственно созданный миграционный кризис на белорусско-польской границе, обнародование дипломатической конфиденциальной переписки глав внешнеполитических ведомств России, Германии и Франции свидетельствуют о продолжении использования Москвой гибридных методов для подрыва международного мира и безопасности, а также нежелании выполнять взятые на себя обязательства в рамках Минских соглашений и «нормандского формата». Закончится этот процесс одним: окончательной изоляцией России на международной арене.

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *