Ноныча не то что давеча
Нонеча не то что давеча
Вот время современное
Жил дед,да бабка с внученькой
И пенсией довольные
И жизнью и людьми
Бывало всяко. только вот
На «лишнюю копеечку»
Дед шиковал и «Мальборо»
За баней он курил.
Вот всходы появилися
Зелёные да ровные,
Наш дед табакотёрку
Сумел наладить сам.
Ждёт с нетерпеньем осень он
Уже мечты нескромные-
Сосед мой самогоночку
Махнёт на самосад.
Вдруг деда как ударило
Ведь не табак,а репка,
Ядреная такая,
Поперла из земли!
Что за намёк, откуда?
Задумался дед крепко.
Бросать курить,знать надо.
Заботушки пришли.
Пришла на помощь бабка,
А прочие-ни с места!
Такое время. лихо
Работать на земле.
Да все ещё с претензией-
Ты сеял-ты и дёргай!
Тебя мы не просили,
Да ты пока в седле.
Красавица же внучка
Сказала с выкрутасом-
Нужна мне ваша репка
Пойду,куплю хотдог!
А мышь умчалась в норку,
А кот,мяукнув басом,
Улегся на лужайке
И стал чесать живот.
Мы, дед,не травоядные
Зови козла бодачего
И хрюшку с поросятами!
А нас уж, извини!
Сказала бабка деду-
Гони ты их в три шеи,
Пускай живут,где хочут!
Бездельники они!
Тут все заголосили-
Из-за какой-то репки!
Ты дед,нас выгоняешь?
Нужна тебе она.
Махнул наш дед рукою
Ну ладно уж,живите.
И правда,в огороде
Ботаника одна!
Нонче и надысь. Охота на слова
25 июля 2020 года, через 40 лет после смерти Владимира Высоцкого решил я пересмотреть телефильм с его участием «Место встречи изменить нельзя». Мне и раньше приходилось слышать, но только сейчас обратил внимание в первой серии на показания одного из свидетелей. Фёдор Петрович Липатников уточнил, что он различает понятия НОНЧЕ и НАДЫСЬ. Сегодня эти слова не употребляются, в орфографические словари русского языка они не внесены. А значение их можно посмотреть в словарях XIX века. Словарь Владимира Даля в этом плане подходит лучше всего.
НОНЕ, нонче, нонича, ноничка, ноньчека, ноньмо нареч. ныне, нын, нынче, нынеча, ныньма; теперь, в настоящее время; в наше время; в этом году; сегодня. Ноне время тяжелое, не то, что при дедах. Ныне господь дал урожай. Заходи-ка нынче ко мне. Я нынче что-то во сне видел. Ныне да завтра, да так все и проводит. Не таранти дорогой, ноне год не такой. Чей день завтра, а наш ноне. Одно нынче лучше двух завтра. Ныне Тита — много пито: завтра Карпа — нет ни капли! Спасибо на любви, сват: а ныне отдавать девки не хотим (отказ). Ныне полковник, завтра покойник. Нонешний, нынешний, теперешний, настоящий, насущный, пасущий. Нынешний день мне нездоровится. Нынешнее лето было плохое, т. е. прошлое, последнее; нынешняя зима будет морозна, предстоящая. Толковый словарь живого великорусского языка
НАДЫСЬ, надыся нареч. нанды ниж.-мак. нагдысь, нады ряз. намедни, намеднись, онагодни, онагоднись, оногдась, ономнясь, на днях, на сих днях, говор. о прошлом. Толковый словарь живого великорусского языка
Нонче и надысь мы можем заменить словами сегодня и вчера, позавчера, на днях.
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—неизвестно
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Нонича не то, что давеча
Совсем недавно, исторически «вчера вечером» простое упоминание об интеллигенции и вообще «людях культурных» тянуло за собой ряд примерно таких образов:
Картинка полностью ниже и кликабельна, позаимствована у denis-strebkov:
Это, повторюсь, было общим местом: как-никак, а некоторую нехваткость-нехищность-непрактичность-неупакованность претендент на интеллигентность должен был демонстрировать. Что, замечу, нищете не равнялось, но – «неотмирности», это как писала одна критикесса «высокая способность ощутить свой уют неуютом», или как о том же Шевчук пел – «при деньгах, а всё же нищий». Плюс ко всяким «законам джунглей» интеллигент должен был испытывать идиосинкразию, не обязательно из протеста против несправедливости, можно из соображений брезгливости, например. В общем, хоть чуть-чуть, а быть кем-то вроде «Николеньки-астрофизика», иначе какой же он…
Как и для чего это внедрялось (если внедрялось), как и кем эксплуатировалось – вопрос занятный, но я сейчас совсем не об этом.
Были потом всякие ужимки и прыжки у людей к госпропаганде эрэфской причастных, типо «я сам нищий, но голосую за Чубайса и за вашу и нашу свободу», «этих жалеть нельзя, потому что будет фашизм и прогрессу с гуманизмом помеха, а этих нужно», но базовая конструкция пока не менялась.
Итак, есть шлейф коннотаций-ассоциаций, который прирос к определённому слову, казалось бы, намертво, и без него оно и не оно, а скорее свой собственный антоним. И вроде бы жить этому слову и жить с этим «хвостом» десятилетиями (это как минимум), может, и эволюционируя, но потихоньку.
Десяток лет отделяет нас от «если такой умный, почему такой бедный» и уже совсем другие песни:
Это всё, повторюсь, не про «социально-политическое», а исключительно про слова. Вот так через десять-двадцать лет кто-то скажет мне: «это стол – его едят», а возразить будет нечего, сместились, знаете ли, значения, и стол действительно еда такая, а сидят теперя за, к примеру, бефстрогановом.
Чуть помедленнее бы, конвенциональность понятий напрочь теряется…
НОНЕЧА НЕ ТО ЧТО ДАВЕЧА
Некоторое количество очень важных моментов в приготовлении еды по семейным рецептам, которые мне хотелось бы пояснить развернуто.
Но возвращаемся к банальному приготовлению пищи. Начнем с котлет вчерашних. Вот девочка пишет, что мама её учила 20 минут котлеты жарить. Я учу — десять. И правы и я и мама. Но в разное время. Надо понимать, что ещё десяток лет назад, кусок свежего мяса в магазине мог купить не каждый. А между фаршем из заморозки и свежесмолотым из свежего же мяса, холодильника не видавшего, разница огромная. Это практически два разных продукта, и время приготовления у них разное.
В одной кулинарии, где я помогала поваров учить, хозяин, золотой парень, нашел фермеров, которые ему свежее мясо каждый раз поставляли. Знаете что завпроизводством с этим мясом делала? Она его брала побольше про запас и замораживала. Все холодильники были им забиты. То есть, да, запас дело хорошее. Но нафига переплачивать за свежайшее мясо, чтобы потом превращать его в ледяной кусок, и уравнивать с завозным забугорным. Я вот логики в этом поступке не вижу.
Не успеваете переработать — заказывайте меньше. Не получается меньше заказывать — делайте больше полуфабрикатов сразу, добавьте в ассортимент гуляшную нарезку, тот же фарш на развес. Или в лучшем случае, разделайте правильно — что-то в отбивные, что-то сразу в котлеты, что-то в нарезку. И замораживайте полуфабрикатами. И тогда, если уж заморозка неизбежна, то это будет одна единственная заморозка. А не две-три. Потому что некоторые умельцы так и херачат, сначала мясо заморозят, потом разморозят его, фарш накрутят и обратно в морозилку. И после вторичной дефростации (не путать с дефлорацией) этО начинают перерабатывать в котлеты и прочие пельмени-голубцы. А мы потом покупаем этО и думаем: «какое же гавно на вкус!».
Если вы замороженное мясо в магазине покупаете, то не давайте ему растаять, а корректно из одной морозилки в другую переместите. Если это свежее мясо, но вы его прямо сейчас готовить не планируете — то лучше разделайте его сразу (нарезка-фарш) и тогда уже ориентируйтесь по срокам хранения. День-два и в холодильнике пролежит без ущерба. Дольше — в морозилке. Тогда, если вы берете мясо не на один раз, а с запасом, то перед заморозкой разделите его на части, на порции (ну ориентируясь сколько порций вы готовите за раз — две, четыре и т.д.). Чтобы лишний раз не размораживать.
А такое полуфабрикатно-порционное деление вам сэкономит массу времени и сил потом.
Теперь о самой заморозке продуктов. Вы же понимаете, что за последние 20 лет способы и технологии заморозки продуктов сильно изменились. Кардинально!
Вот рыбу раньше замораживали в основном на месте вылова. Прямо на плавзаводах. Они все были старее мамонтов и сейчас уже переботаны на металлолом где нибудь в Муданьзяни. И о глубокой заморозке, о шоковой, тогда и слыхом не слыхали. А она, современная эта заморозка, помогает качество продукта сохранить. То есть на пальцах объясняю — раньше рыбу в брикеты складывали и одним куском замораживали просто на холоде. В обычной морозилке. И везли её по разному, и хранили не всегда с соблюдением требований. А обычная морозилка продукт сушит. Вот всю ту влагу, что изначально в свежей рыбе содержится, она не сохраняет. Растаяла рыба — и вся влажность естественная вместе с ней утекла. А шоковая заморозка она наоборот дополнительно насыщает продукт влагой. И температура самой заморозки ниже, чем раньше старое оборудование могло себе позволить.
То есть в современном мире, правильно хранившаяся, правильно замороженная, не подвергавшаяся неоднократной дефростации (разморозке) рыба по качествам ничуть не уступает свежей.
А вот филе рыбы, сейчас делают в ледяной глазури. То есть замораживают в такой ледяной оболочке. Запечатывают льдом.
Потому что мясо рыбы без кости и кожи — оно самом по себе суше. Обычно весь жир именно под кожей, у плавников и брюшка. Разделали рыбу — и жир удалился. Такую рыбу тем более сохранять надо особенно тщательнее. Поэтому наши жалобы на то, что полкило глазури от общего веса водой стекло — они из серии «жемчуг мелок».
И ещё о рыбе — раньше на тех же плавзаводах, её обрабатывали в лучшем случае — голову и кишки долой. А сейчас новые пароходы, с новейшим импортным оборудованием. Там каждую филешку на просвет просматривают, сортируют. Там же и замораживают и глазируют. Да, пресловутый человеческий фактор никто не отменял, и может по дороге к вашему магазину рефрижератор сломаться, а «деньги уплочены» и «не пропадать же добру». Но у вас глаза есть? Вот и смотрите в магазине что покупаете. Если глазурь нарушена (ну видно же всегда что уже раз «поплыло») или тушка заветренная, а она такой быть из заморозки не должна — не покупайте и всё.
И вот теперь переходим к корректировке фамильных рецептов. Если наша бабушка добывала условно свежий минтай в гастрономе, то он как правило был очень сухой. И готовить его стоило с подстраховкой — прожарить подольше, чтобы уж наверняка, и водички подлить и потомить под крышкой — чтобы хоть как-то эту резину размягчить.
С мясом — тоже самое.
Если вы в качестве продуктов, которые сегодня покупаете уверены — то вам свежие котлеты или треску долго готовить не надо. От долгой готовки вкусные рыба и мясо становятся безвкусными.
Вангую появление комментов про паразитов. Они, паразитологи, всегда прибегают)) Не обращаем внимания. Там какой-то особый глист в мозгах паранойю провоцирует. Это не наша песня.
И вот теперь плавно от глистов перейдем к крупам. (да, я тоже ржу от фразы)
«Я ещё кашу рисовую в одеяло укутываю, чтобы доходила, меня так мама научила».
Я думаю, что мне встречи со шведскими психиатрами было бы не миновать, вздумай я тащить кастрюлю с едой под подушку. И почему-то вспоминается Гурченко, помните, когда она к Басилашвили на зону на свиданку приехала?
Так вот про крупы. Они раньше в мешках по 50 кило в магазины поступали. Завмаги брали с запасом их. Помним какие были времена? В магазинах их «отвешивали» из мешков. И хранились такие крупы годами. И условия хранения — сухой склад, иногда без отопления, иногда с отоплением (и трубу могло прорвать, поэтому потом мешки тащили на солнышко сушиться). И для такой крупы непредсказуемой, все эти многоступенчатые рецептуры были в то время вполне оправданы.
А сейчас тот же рис продается сорока сортов в пачках по 900 граммов. И он свежий. Понимаете разницу? Некоторые сорта даже «этого года», а некоторые и промывать не надо.
А вспомните гречку, которую перебирали часами? И спросите себя, когда вы в последний раз покупали гречку, которую нужно было сортировать по зернышку?
Не, ну конечно, нет препятствий патриотам. Если человеку нравится убиваться на кухне, то он и манку может по зернышку на свет просматривать. И тефтельки на сковороде сначала обжаривать, потом сорок минут в духовке подлив водички, потом ещё в соусе часа полтора. Потом в аптеку за таблетками от изжоги. Зато фамильный рецепт соблюден.А то что это невкусно — так вряд ли кто из ваших близких вам в глаза скажет. Мать-то семь часов на кухне изъебывалась, как можно обидеть труженицу?
В старых рецептах часто в тесто водку добавляли. Вот я вам правду скажу — сейчас это пустой перевод продукта. Лучше внутрь, полезнее. В тесте водка никакой особой хрупкости не добавляет. Просто эти рецепты из тех времен, когда рафинированного масла не было. Нерафинированное при жарке во фритюре сильно впитывалось в тесто. А водка как-бы этот процесс приостанавливала. На рафинированном масле мы опыты ставили с водкой и без. Разницы никакой.А в те годы, когда я на подсолнечном масле, из большой молочной фляги, сотни пирожков жарила (опускаешь пироги во фритюр и стоишь дуешь на масло, потому что пена прет как из пожарного шланга, не видать нифига, а так сдул пену с пирожка и видно что пора переворачивать, две сотни пирожков обдуешь за смену — пришел в каюту и рухнул без сил) проверить действительно ли работает водка в тесте у меня не было возможности. Да меня бы убили за перевод ценнейшего продукта))))
В общем вы понимаете, что буквально все старые рецепты прописаны под то время, под те продукты, под те плиты и холодильники? И что сейчас их просто необходимо корректировать под нынешние реалии? И вкусовые рецепторы у нашего поколения ох как сильно изменились.
Сейчас и сахар не такой сладкий, и соль не такая соленая. Потому что их уже производят по другому, другими технологиями и на другом оборудовании.
А ещё о плитах (всё, закругляюсь, остапа понесло). У меня тут несколько раз спросили, почему у меня в рецептах на Креветке, температура 180-200 градусов, а время приготовления больше, чем во многих рецептах с сайта нынешнего. Поясняю — там у меня была, в основном, старая газовая плита (и духовка) в съемной хате. А её как не раскочегаривай, она выше головы не прыгала, то есть температура там выше 200 градусов не поднималась. Приходилось приспосабливаться под то что есть.
Нонеча это вам не давича. Монолог.
ДАВЕЧА — ЭТА ВАМ НЕ НОНИЧА
— Старая! Ты чаво прижукла тама на пячи? Слухаишь аль нет?
С печи невнятно что-то буркнули.
— Слухаишь! Ну, лады. Чаво я ноня вспомнил-та? Святки! Када малЫми мы былИ, чуишь? Ноня тож страшЫя дни идуть, да всё уж ня то, што ранея было.
Пред Рождеством-та, помню, в самай канун, ничаво ни ели, как жа, пост, с послабленьем всё жа, однако ждали все перваю звязду.
Нас в сямье-та восьмеро было, детишкав, мал-мала меньше. Самай малой в зыбке ляжал, яму-та дюжа хорошо, маманя хлебнай жваник в тряпицу закуляхтаить, он и смокчить яво, мусолить. Другим, тем, что хнычуть сидять, исть просють, маманя по горбушечки аржанова хлебца сунить, оне и радыя, жують, примолкнуть на время. Бабане старенькой, той на печь гляди подасть поисть чаво поснинькава. Рыбку-та можна в етат пост съисть, ну уж опосля, а то косточкаю подавиться. Ёй разбирать надоть. Маманя сама-та всё молится и тятенька тож. Свечки горять, лампадка уголок с иконками освещаить скупо тах-та. Лепота! В дому полумрак, прибрато, благостно, умильно. На стене ходунцы ёкають, кошка на ляжанке мурчить, душе дюжа любо бывало. Оконца крохотныя спроть нонишних, все во льдю, в узорье диковиннам. За стенкою избы корова вздыхаить. Куры, слышна ворохаются, чавой-та делють. А мы, робяты годов десяти, пятнадцати, шашнадцати, мы-та исть ня просим. Што не понимаим штоля? Тярпению имеем, большуны уж. СтрашЫя дни, вяликия идуть. Должон младенец Иисус на свет явиться. Как жа, иначе не можна, грех. Да ты слухаишь, аль дрыхнишь?
На печи закашляли, завозились.
Ага, стал быть чуешь мене. Во-о-о-та! Подбягим, корец водицы выхлябаим и опять на лавку в рядок сядим, звязду поджидаим. А у мамки-та в пячи всяво напасено. Тыкла с мёдам, лапша с курёнком сварёна, пЕчево всяческоя. Сгибень с картошечкай, лучком, гречневик и пирожки с сушёнай чарникаю да малинаю, летом в лесе сбирали вдоволь. Грибочки солёныя и много чаво скуснава в досталь. Дух идёть, прям башку сносить, терпяжу нету. Мы подбяжим к пячи, там чугунки на таганцах стоять, сковородки на загнетке, да на припечке под рушничком-та коя-чаво, да в устье, поглубжея задвинуто, чтоба не простыло, заслонкою зачиняно от соблазну, поди. Приоткроим чуток каку-та крыжичку, нюхнём, втяним носом дух скуснай и подержим в носе, будта и поели. И опять на лавку, поманеньку выдыхаим. Маманя бранить нас, но без зла, так, для порядку, для острастки, штоба не баловали.
— Эй,- скажить,- баламуты, всё вынюхаитя, а нам-та посля как жа исть, без духу скуснава?
Тута хто-та из нас не выдержить, к примеру, сяструха, вскочить, в обчии валенки встрянить, шалю накинить и из избы. На приступочках постоить, на небу поглядить. Нету! Пока што нету звязды!
Возвярнётся, вздохнёть. Сидим мы, от нетерпения ялозиим, ногами сучим, болтаим имя, дажа дражница, аль пхаца, аль счикотаться — нету антиресу. Какой антирес, када в пузе урчить у всех. Потом брательник старшой, аль я тожа, подхватимси, ноги в валенки, кожушки накиним и вон с избы. А небушко, она как прям назло, чернющая. Какоя тама звязда, заволокло, темень непроглядная.
Да ты дрыхнишь штоль, а? Эт я чаво жа, сам с собою разоряюся здеся? А, старыя?
С печки послышался невнятный ответ, пёрханье, возня.
— Слухаишь? Ну-ну! Помнишь, так жа в кажнай избе былО, пред Святками-та, и у вас поди в дому, так вить?
Вот уж када маманя выйдить на двор сама, посля возвярнётся, да ничаво не скажить, тока возьмёть и на стол груду ложек высыпить. А оне осиновыя, звонкия. Прозвенять, будта бы позовуть исть. От тута все повскакваим и шамаром на лавки к столу враз переместимси. Стало быть увидала звязду маманя. Прочтём, пропоём все, в голос, молитву. Можно разговляться, правда пока тока сочивом, голодною кутьёю, да взваром и то дело. Никто жа боженьку гнявить не станить, оскоромиться в пост, грех. Это уж из церквы придём, уторком, навярнём по-всамделешному. А сочиво она скусная, помню. Распарена пашаница с мёдом, да сушены летом ягоды разныя, яблыки, дули, сливы, тож парены, мягонькия. Скусна, ум отъишь! А взвар ароматнай, сладинькай.
Сочельник и нонича идёть, да не то уж! Вот жа память детства, до слёз прям.
Вытер рукавом увлажнённые глаза, вздохнул с улыбкой.
Вдруг услышим, спярва тихенько так, потом громчея — звон колокольнай над деревенькай нашай поплыл. Народ в храм призываить, на службу праздничнаю. Стало быть точна вифлиемская звязда на небо вышла. Скоренько нарядилися и чинно, по протоптанной в снегу тропочке, гуськом, за папаней и маманей потянулися в церкву. А уторком-та хрестославы с мяшком придуть, песни грать под окошками будуть, да и мы побягим тож. Первай-та мужик в избу должон взайтить, помнишь, чай? Он добро принясёть людям, а яму накладуть разного всякого наготовлёнава. Да-а-а! Вот уж обжираловка бывала! Тута уж пузо от другого болить — объелися всяческим скоромным, разговелись на славу!
А таперя чаво жа? Консамольцы караулять у церквы, стоять, семки лузгають, поджидають. Заприметють вьюношу аль девку, враз на карандаш возьмуть, посля будить им чих-пых. В церкву не ходитя, посты не блюдитя, боженьке не молитеся. Страмота, право слово! Аль мы ня русскай люд, аль какия бусурмане?
Вона иду сёдни, дявчонка в куфаичке, в краснам платочке стоить у плятня, плачить.
— Чаво?- спрашиваю,- хто забижаить? Сказываить мене, мол, стара баушка умолила-упросила в церкву яё отвесть, исповедаться да причаститься, чуить што вскорости помрёть, у самой уж силов нету, не дойдёть дажа с клюкою. Так чаво думаишь? Записали её, дявчонку ту и разбирали на собрании, чуть с консамолу не выперли за ето. Как можна тах-та?
И куды котимси? Н-е-ет! Нонича не то, что давеча, совсем не то!
Вот вить, хитрюга какая! Дрыхнить! Я с ёй беседую значить, мурчить в ответ, а сама спить похрапываить, носам присвистываить, ротам пузыри пущаить, старая моя бабка. Умаялася сердешная.
Пойду лягу и я, ночь-та уж на утро повярнула, можит всхрапну маненько. Бяссонница, язви яё! О-хо-хо!
Южно-великорусский тамбовский говор:
Семки лузгать — семечки грызть.
Ходунцы ёкають — часы-ходики стучат.
Назола — надоеда, докука.
Оскоромиться — съесть в пост мясную и молочную пищу.
Разговляться — в первый раз после поста вкушать скоромную пищу.