Нонконформизм что это в живописи
Нонконформизм в искусстве
Нонконформизм (лат. non conformis — не подобный, не сообразный) — стиль художника, скульптора, писателя, деятеля искусств придерживаться только своих взглядов и установок, которые противоречат установившимся в обществе и в данной среде мнениям и взглядам. То есть, нонконформизм идёт вразрез с существующими жанрами, стилями, методами, способами, вкусами, предпочтениями, которые являются наиболее популярными в обществе данного времени. Нонконформизм можно даже назвать своего рода революцией одного человека или группы людей против установившегося в искусстве главенствующего стиля. Также нонконформизм можно назвать стремлением художника быть не как все, неприятием популярных правил и законов, инакомыслием, протестом, который возводится в самостоятельный жанр.
Нонконформизм в искусстве всегда является явлением положительным, хоть некоторые и считают многие его проявления негативным влиянием, иногда даже влиянием разлагающим великое наследие. Художники (в широком смысле слова), которые активно продвигают новые точки зрения, вносят новые веяния во всё искусство, не дают ему застояться, окружить себя стенами, зайти в тупик. Нонконформизм это, своего рода, постоянный поиск новых путей развития. Если конформисты всегда пытаются быть как все, быть одобренными обществом, ищут поддержки у большинства и работают для всех, то конформисты с приставкой «нон» пытаются выйти за рамки принятых норм изображения, подачи, поведения и даже морали. В результате этого, у нонконформистов зачастую бывает больше противников, чем друзей, больше врагов, чем соратников. Иногда нонконформисты работают в одиночку или в числе небольшой группы людей. Однако, как бы то ни было, практически всё, что есть в современном искусстве некогда было нонконформизмом, революцией, которая осуждалась и отвергалась обществом, а сегодня является достоянием человеческого общества.
Для оформления сайта, а также для работы с фотошопом вам обязательно понадобятся качественные обои бесшовные. Большой выбор обоев самых разнообразных рисунков и узоров вы сможете найти на сайте Free Texture.
Нонконформизм. «История русского искусства в 15 картинах»
Оригинал взят у philologist в Нонконформизм. «История русского искусства в 15 картинах»
1 сентября 2012 года в возрасте 75 лет ушел из жизни выдающийся художник-нонконформист, один из наиболее известных представителей советского неофициального искусства Дмитрий Плавинский. В память о нем «Голос России» представляет новую главу «Истории русского искусства в 15 картинах»
Нонконформизм. Под этим названием принято объединять представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве Советского Союза 1950-1980-х годов, которые не вписывались в рамки социалистического реализма – единственного официально разрешенного направления в искусстве.
Художники-нонконформисты были фактически вытеснены из публичной художественной жизни страны: государство делало вид, что их просто не существует. Союз художников не признавал их искусства, они были лишены возможности показывать свои произведения в выставочных залах, критики не писали о них, музейные работники не посещали их мастерских.
1. Дмитрий Плавинский «Ракушка», 1978
«Творение мысли и рук человеческих рано или поздно поглощается вечной стихией природы: Атлантида — океаном, храмы Египта — песком пустыни, Кносский дворец и лабиринт — вулканической лавой, пирамиды ацтеков — лианами джунглей. Для меня наибольший интерес представляет не расцвет той или иной цивилизации, а ее гибель и момент зарождения следующей…»
Дмитрий Плавинский, художник
2. Оскар Рабин «Натюрморт с рыбой и газетой «Правда»», 1968
«Чем дальше, тем острее я чувствовал, что не могу обходиться без живописи, для меня не было ничего прекраснее судьбы художника. Однако, рассматривая картины официальных советских художников, я совершенно неосознанно ощущал, что никогда так писать не смогу. И вовсе не потому, что они мне не нравились – я восхищался мастерством, порою откровенно завидовал – но в целом они не трогали, оставляли равнодушным. Чего-то главного для меня в них недоставало».
Оскар Рабин, художник
3. Лев Кропивницкий «Женщина и жуки» 1966
«Абстрактная живопись дает возможность максимально приблизиться к реальности, проникнуть в суть вещей, постичь все то важное, что не воспринимается нашими пятью чувствами. Я ощутил современность как совокупность драматических свершений, психологических напряженностей, интеллектуальных перенасыщенностей. Я старался и стараюсь, исходя из пережитого и перечувствованного, создать живописную форму, соответствующую духу времени и психологии века.»
Лев Кропивницкий, художник.
4. Дмитрий Краснопевцев «Трубы», 1963
Дмитрий Краснопевцев, художник.
5. Владимир Немухин «Незаконченный пасьянс», 1966
«Инвентарь элементов изобразительного языка состоит в первую очередь из предметов. Они были и прежде – деревья, банки, коробки, газеты, т.е. как бы простые, узнаваемые объекты. В конце 50-х годов всё это перешло в абстракцию, и вскоре сама эта абстрактная форма меня стала утомлять. Вот то состояние, которое возобновляет интерес к предмету, и он в свою очередь отвечает взаимностью. Я считаю, что предмет очень важен для видения, потому что через него просматривается само видение».
«В 58-м году я начал делать свои первые абстрактные работы. Что такое абстрактное искусство? Оно давало возможность порвать сразу со всей этой советской действительностью. Ты становился другим человеком. Абстракция это, с одной стороны, как бы искусство подсознания, а с другой — новое видение. Искусство обязано быть видением, а не рассуждением».
Владимир Немухин, художник.
6. Николай Вечтомов «Дорога», 1983
«Моя жизнь – это создание собственного художественного пространства, которое я всё время стремился обогатить и для этого многое пробовал. Я понял, что каждый из нас всегда наедине с катаклизмами ХХ века.»
«Мы живем в темноте и уже свыклись с ней, вполне различаем предметы. И все же свет мы черпаем оттуда, из сияния закатного Космоса, он-то и дает нам энергию видения. Поэтому для меня важны не предметы, а их отражения, ибо в них таится дыхание чужеродной стихии.»
Николай Вечтомов, художник.
7. Анатолий Зверев Женский портрет. 1966
«Анатолий Зверев – один из самых выдающихся русских портретистов, рождавшихся на этой земле, которому удавалось выразить трепетный динамизм момента и мистическую внутреннюю энергию людей, портреты которых он писал. Зверев – один из самых экспрессивных и спонтанных художников нашего времени. Его манера настолько индивидуальна, что в каждой его картине можно немедленно узнать почерк автора. Несколькими штрихами он достигает огромности драматического эффекта, спонтанности и мгновенности. Художнику удается передать чувство непосредственной связи между ним и его моделью.»
Владимир Длуги, художник.
«Зверев – первый русский экспрессионист XX века и посредник между ранним и поздним авангардом в русском искусстве. Я считаю этого замечательного художника одним из самых талантливых в советской России.»
Григорий Костаки, коллекционер.
8. Владимир Янкилевский «Пророк», 1970-е
«Нонконформизм» – это конститутивный признак настоящего искусства, так как противостоит банальности и штампу конформизма, давая новую информацию и создавая новое видение мира. Судьба подлинного художника часто бывает трагична, независимо от того, в каком социуме он живет. Это нормально, так как судьба художника – это судьба его прозрения, его высказывания о мире, которое ломает устоявшиеся стереотипы восприятия и мышления, создаваемые «массовой культурой» и интеллектуальным снобизмом. Быть творцом и быть «в свое время» канонизированным «героем» социума, суперстаром – это почти непреодолимый парадокс. Попытки его преодоления – путь к карьере конформиста.»
Владимир Янкилевский, художник.
9. Лидия Мастеркова «Композиция», 1967
«Все время с неослабленной силой в ее абстрактных композициях то горят, то сверкают, то мерцают притухающим огнем волшебные краски. Кажется, она подходит все время с разных сторон к магической поверхности полотна. Иногда жизнерадостная яркость пламенеющих звучаний, извивающихся и несущихся ввысь странных очертаний заставляет вспомнить органные аккорды Баха, а иногда зеленовато-серые, сплетенные плоскости, ассоциирующиеся с биологическими формами, связываются с «Сотворением мира» Мийо. Рисунком Мастеркова говорит многое. Он организует пятна на плоскости и характер красочных акцентов. Он своеобразен и очень выражает автора.»
Лев Кропивницкий, художник.
10. Владимир Яковлев «Кошка с птицей», 1981
«Искусство – это средство преодоления смерти.»
Владимир Яковлев, художник.
Илья Кабаков, художник.
11. Эрнст Неизвестный «Сердце Христа», 1973-1975
«Я делю художественную деятельность (и писательскую, и музыкальную, и изобразительную) на два типа: на стремление к шедевру и стремление к потоку. Стремление к шедевру, это когда перед художником стоит определенная концепция прекрасного, которую он хочет воплотить, создать законченный, емкий шедевр. Стремление к потоку — это экзистенциальная потребность в творчестве, когда оно становится аналогичным дыханию, биению сердца, работе всей личности. Для художников потока искусство есть овеществленная экзистенция, в каждую секунду двигающаяся, возникающая и умирающая. И когда я хочу построить свое «Древо жизни», я полностью сознаю почти что клиническую, патологическую невозможность этого замысла. Но он мне нужен для того, чтобы работать. И множественность меня не пугает, потому что она скреплена математическим единством, она самозамкнута. Все это — попытка совместить несколько начал, попытка совместить вечные основы искусства и временное его содержание. Низменное, жалкое, ничтожное соединяется постоянно и вечно в вере, чтобы стать благородным, величественным, осмысленным».
Эрнст Неизвестный, художник.
12. Эдуард Штейнберг «Композиция с рыбой», 1967
«Не могу сказать, что я на каком-то верном пути. Но что такое истина? Это слово, изображение. Вот есть у Камю замечательный «Миф о Сизифе», когда художник тащит на гору камень, а потом он падает вниз, он опять поднимает его, опять тащит – вот приблизительно маятник моей жизни».
«Я практически ничего нового не открыл, я только дал русскому авангарду другой ракурс. Какой? Скорее религиозный. Свои пространственные геометрические структуры я основываю на старой катакомбной стенописи и, конечно, на иконописи».
Эдуард Штейнберг, художник.
13. Михаил Рогинский «Красная дверь». 1965
«Я заставлял себя воссоздавать реальность, исходя из своего представления о ней. Этим я занимаюсь до сих пор».
Михаил Рогинский, художник.
Андрей Ерофеев, куратор, искусствовед
14. Олег Целков «Голгофа» 1977
«Мне совершенно не нужно выставляться сейчас. Вот через полвека мне будет крайне интересно показать свои работы. Сегодня я окружен такими же дураками, как я сам. Они понимают не больше меня. Люди пишут, чтобы что-то осмыслить. Рукой художника движет не стремление выставиться, а желание рассказать о пережитом. Когда картина написана, дальше я над ней уже не властен. Она может остаться живой или погибнуть. Мои картины – это мое письмо в бутылке, брошенной в море. Может, эту бутылку никто никогда не поймает, и она разобьется о скалу».
Олег Целков, художник.
15. Юло Соостер «Красное яйцо», 1964
«В его взгляде на природу нет ни непосредственности, ни удивления, ни любования. Это скорее взгляд ученого, стремящегося проникнуть в тайну вещей. Художник как бы ищет некую идеальную формулу природы, ее центричности, формулу столь же законченную и столь же сложную, как форма яйца».
Нонконформизм
Нонконформизм – в советском изобразительном искусстве понятие, определяющее художников 1950-1980-х гг., не признанных официальной советской властью и ставших по политическим и идеологическим убеждениям в оппозицию государственной доктрине в сфере культуры. Художники-нонконформисты не имели либо вовсе возможности выставляться на публичных выставочных площадках страны, либо, подвергаясь жесткой цензуре и критике, быстро выводились в круг андеграундной подпольной среды с характерными квартирными выставками, так называемыми «квартирниками».
В 1990-х годах многие образцы «неофициального искусства» вошли в фонд и экспозицию ГТГ, Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), и в частных галереях
Нонконформизм в общем смысле – это отрицание общепринятых принципов и основ. Например, Джордано Бруно можно назвать нонконформистом, потому что в своих открытиях он опережал время и был отвергнут обществом.
Нонконформизм как направление в изобразительном искусстве сформировался в СССР 50-80 годов. Фактически, это было подпольным, неофициальным течением. Советская власть не признавала художников-оппозиционеров, а их работы подвергались жесткой цензуре.
Создатели нонконформизма не придерживались предписанной программы социалистического реализма, сформулированной на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. Поначалу художники не представляли конкретное официальное движение, их стиль, идеология и мировоззрение разнились. Искусство не было выражением политического несогласия, мастеров объединяла вера в свободу творческого индивидуального самовыражения. Такой подход не был запрещен, пока это касалось частных лиц, однако, когда это было показано публично, начались репрессии и преследования. Такое положение дел заставляло художников-нонконформистов работать в одиночестве и без официального признания.
Большинство бывших нонконформистов стали основоположниками значимых художественных тенденций второй половины 20 века и получили мировое признание. В их числе Оскар Рабин, Лев Кропивницкий, Илья Кабаков, Лидия Мастеркова. Раньше их выставки можно было организовать только в рамках «квартирника», которые изредка разрастались в фестивали. Это влияло и на форму произведений: создавались картины небольшого размера (а если большого, то имитирующее жэковские стенды), специфика условий существования поспособствовала появлению жанра альбома. А сегодня работы нонконформистов демонстрируют в Третьяковской галерее, картины бьют рекорды продаж на аукционах.
Особенности направления
В отличие от официального, одобренного властями искусства, нонконформизм был гимном свободе и уникальности каждого отдельно взятого человека. Идеалистическая основа течения – личные представления художника о прекрасном. В этом был бунтарский протест против мира, в котором нужно шагать строем и быть стандартизированным винтиком системы. Для нонконформизма характерны:
· разрушение канонов прошлого;
· изображение тонких, глубоких чувств и эмоций, попытки показать всю многогранность человеческих страстей;
· сложность ассоциаций и метафор;
· попытки выйти за рамки принятых норм изображения, подачи и даже морали.
Нонконформизм называют «советским андеграундом» и наследником русского авангарда. Российские теоретики культуры считают, что одним из первых, кто употребил термин «нонконформизм» стал Александр Глезер, коллекционер. Это случилось в 1977 году в парижском альманахе «Аполлон-77».
Впоследствии оборот концепта становится все активнее. С ним ассоциируют всю неофициальную линию в советском искусстве. Свободолюбие, эксперименты, протест – все это резко контрастировало с официально «разрешенным» творчеством.
Стоит отметить, что 1977 год нельзя назвать точкой отсчета протестной культуры. Здесь не может быть какого-нибудь категоричного датирования, поскольку история диссидентского движения в СССР начинается гораздо раньше. Художник Алек Рапопорт отмечает, что «нонконформизм существовал всегда в СССР. Если при Сталине это был вопрос стиля и тематики, то сегодняшний нонконформизм – это вопрос сотрудничества или несотрудничества с властями, которые как огня боятся любых неуправляемых процессов».
Нонконформизм в советском искусстве неотъемлемо связан с интересом к достижениям эпохи авангарда 1910-20-х гг. и последовательным восприятием его идей, поэтому в литераторе имеет часто определение «второй русский авангард». Советский нонконформизм включает несколько неформальных объединений, в том числе «Лианозовская группа» (Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Лев Кропивницкий), «Московский концептуализм» (Илья Кабаков, Андрей Монастырский и арт-группа Коллективные действия, Эрик Булатов, Дмитрий Пригов, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Никита Алексеев и др., группа «Гнездо»), Соц-арт (Виталий Комар и Александр Меламид), «митьки» и др.
Лианозовский круг
Одним из пионеров нонконформизма стала группа «Лианозовский круг». Название связано с тем, что многие художники-члены группы жили неподалеку от подмосковной станции Лианозово. Они использовали особые методы изобразительного искусства:
· абстракцию (Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Лев Кропивницкий);
· коллажи из фрагментов картин, газет и т.д. (Лев Кропивницкий, Владимир Немухин);
· реализм бараков (Оскар Рабин).
Эти и другие формы прекрасно сосуществовали вместе. Художник в этой концепции был не первооткрывателем, а пользователем готовым форм, иногда картины создавались с применением чужих работ. Например, Немухин использовал игральные карты, которые стали его фирменным мотивом. Мастеркова создавала композиции из церковных атрибутов и чисел, а Рабин дополнял свои пейзажи изображениями документов, икон, вырезками из газеты «Правда».
Самой востребованной формой была абстракция. Но, если в послевоенном модернизме Европы такой метод символизировал жажду нового мирового порядка, то в СССР абстракция выступает в роли знамени индивидуализма. Некоторые теоретики культуры утверждают, что катализатором нонконформизма стали выставки американского и европейского абстрактного экспрессионизма в конце 50-х годов.
Концептуализм и соц-арт
В 70-е годы в рамках нонконформизма начал развиваться концептуализм. Это весьма специфический жанр, он не отрицает значимость традиционного искусства, но безразлично удаляется с этого пространства в некую «другую деятельность». Направление имеет дело не столько с объектами, сколько с идеями, которые художник хочет продемонстрировать с помощью объектов. Советский концептуализм развивался в изоляции и отличался от западного. В нем красной линией проходила идея борьбы с замкнутыми системами, мышлением проектами и любыми формами тотальности.
В Советском Союзе начала 70-х годов было две организации, где культивировали эту эстетику, обе были сосредоточены в Москве. Организацию Ильи Кабакова называли «московским концептуальным кругом», организацию Виталия Комара и Александра Меламида – «соц-артом».
Как и авангард начала века, искусство 70-х апеллировало к станковой живописи. Но если ключевой позицией русского авангарда была критика картины, то в 70-е появился новый тренд – «критика картиной». Художники обнаруживали и изобличали истинные намерения советской живописи. В их интерпретации картина была не «окном в мир», а «экраном», с помощью которого транслировалась вполне определенная и конкретная идеология.
Перфомансы как элемент нонконформизма
Центральным феноменом «московского концептуального круга» стала созданная Андреем Монастырским художественная группа «Коллективные действия». Формация привлекала внимание не картинами, а необычными перфомансами и акциями.
Таким образом, можно сделать вывод, что главным продуктом акции был не предмет искусства, а сильное экзистенциальное переживание. Этот признак можно обнаружить и в чертах современного искусства.
Борьба с нонконформистами
Художники-нонконформисты пытались выставлять свои работы, но на протяжении почти 20 лет их попытки были тщетны. Экспозиции закрывались, а мастеров обвиняли в пропаганде буржуазной идеологии и называли бездарями. В 74 году преследования властей приняли угрожающий характер. К борьбе подключили КГБ, творцов увозили на Лубянку, шантажировали, оказывали давление.
15 сентября 1974 года произошло знаковое событие. Живописцы осознали, что смогут выстоять, только если объединятся и устроят массовую акцию протеста. И организовали на пустыре в Беляево-Богородском экспозицию под открытым небом. Выставка была разнесена в клочья (использовали бульдозеры и поливальные машины), а инициаторов мероприятия арестовали.
Событие было резонансным, и вызвало шквал возмущения на Западе. Под гнетом общественного давления власти были вынуждены пойти на компромисс: 29 сентября состоялась первая официально разрешенная выставка. Однако работы проходили цензуру, и о полной свободе речи не шло.
Работы лучших художников-нонконформистов
Работы нонконформистов пользовались большим спросом за границей. География экспозиций была широка, например:
· Шемякин – Франция, США, Япония;
· Рабин и Купер – Франция, США, Швейцария;
· Заборов – Западная Германия, США, Франция;
· Комара и Меламид – Европа и США.
Групповые выставки также проходили в Италии, Англии, Колумбии, Бельгии, Канаде. Наконец, в 80-е годы нонконформисты начали свободно выставляться и в СССР.
В антикварном магазине «Русская Антикварная Галерея» можно ознакомиться с работами лучших художников-нонконформистов. Эротические зарисовки Колли, космические мотивы Дунича, эффектные портреты Юрпалова, многофигурные композиции Чубарова: вы наверняка найдете картины, которые затронут ноты вашей души. Пополните свою коллекцию работами нонконформистов – свободным и бесстрашным искусством «вопреки».
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.
Нонконформизм в русском искусстве.Родченко.Художник и фотограф.
Нонконформизм или неофициальное советское искусство – своеобразное, во многом парадоксальное отражение в изобразительном искусстве духовной, психологической и общественной ситуации в Советском Союзе 1960-х-1980-х годов 20-го века.
СТАТЬЯ МАРИНЫ УНКСОВОЙ
В отличие от официального, неофициальное советское искусство оказывало предпочтение не содержанию, а художественной форме, в создании которой художники были совершенно свободны и самостоятельны. Отрыв формы от содержания приводил, согласно официальной доктрине советского искусства, к утрате содержания, поэтому неофициальное искусство – нонконформизм – определялось как формализм и преследовалось.
Искусство нонконформизма, несмотря на то, что причисляемые к этому направлению художники чаще всего не были сознательными приверженцами основного философского направления 20-го века, вполне можно назвать экзистенциалистским, так как утверждало абсолютную уникальность отдельного человека. Идеалистическая эстетика нонконформизма основывалась на представлении о душе (внутреннем Я) художника как источника прекрасного. В таком представлении содержался бунтарский протест против объективизированного мира, преодоление пропасти между субъективностью и объективностью, что привело к выражению проблемы бытия в тревожных и необычных формах.
Как искусство во всём мире, нонконформизм стал формалистическим, опосредованным зеркалом эмпирической реальности, породив массивы нового психологического материала.
В основе экзистенциалистского бунта лежала максимализированная советским тоталитаризмом угроза утраты своей индивидуальности. Общемировая тревога 20-го века по поводу того, что созданный человеком мир объектов подчиняет себе того, кто его создал и кто, находясь внутри этого мира, утрачивает свою субъективность, в советских условиях усиливалась господством коллективистской идеологии. Эта идеология, возведённая в ранг государственной политики, допускала существование исключительно конформистов, непоколебимых в своём желании быть не собой, но частью целого.
С. Кьеркегор понимал существование (экзистенцию) как нечто предельно субъективное. “Экзистенция является постоянно единичной, общее (абстрактное) не существует” (1). Экзистенциализм художников-нонконформистов (в большинстве случаев бессознательный) явился проявлением мужества творца быть собой, не бояться взглянуть в лицо общечеловеческой проблеме отсутствия смысла жизни. Поиск смысла и возникновение отчаяния в 20-м веке связаны с утратой Бога в предыдущем, 19-м столетии. “Вместе с Ним умерла вся система ценностей и смыслов, внутри которой существовал человек. Это переломное событие ощущается как утрата и как освобождение и ведёт к мужеству, принимающему небытие на себя” (П. Тиллих, 1952). Нонконформизм как художественное направление в высшей степени обладал свойственным современному искусству творческим мужеством смотреть в лицо отчаянию реальности и, выразив его в своих произведениях, проявить мужество быть собой.
Та ярость, с которой советская идеология обрушилась на нонконформизм, свидетельствовала об ощущении серьёзной угрозы духовности общества, исходящей изнутри, от его части. Невротический симптом сопротивления небытию путём редукции бытия, т. е. отрицания каких-либо сторон действительности, указывает на невротические механизмы защиты в самом антиэкзистенциалистском стремлении к традиционным гарантиям, к идеализированному натурализму социалистического реализма. Для экзистенциалистского искусства 20-го века характерно мужество отчаяния, порождённое отсутствием смысла существования, и самоутверждение вопреки всему. Применительно к личности художника тревога судьбы и смерти явилась главной проблемой современного искусства и нонконформизма как его части.
Для нонконформизма характерны углублённость в душу (внутреннее Я) художника и необычные формы выражения нового психологического материала. “Бодрствующая душа” художника вступает в контакт с любым, самым малым явлением современной ему действительности, освещает новые грани объекта при его соприкосновении с душевной жизнью. “Чувствующая мысль”, тяготея к осмысленности впечатлений, при помощи ассоциаций наделяет смыслом всякий образ или намёк на него в картине.
Напряжение душевных сил способно обострить и направить мысль и душу художника в запредельные, недоступные обычному опыту, но необходимые для творчества области. По самым разным и неожиданным поводам художник может проявлять внимание к окружающему с вовлечением Высших сил в своё творчество.
В поисках новой реальности искусство нонконформизма смело преодолевало преграды канонов прошлого.
В русском классическом искусстве, затем в социалистическом реализме господствовала повествовательная интонация, внимание художников было сосредоточено на чувствах, соответствующих прямым наименованиям: любовь, гнев, восторг, отчаяние. Изложение сюжета часто бывало окрашено идеологической риторикой. Насильственно прерванный в своём существовании русский авангард начала 20-го века обратился к более тонким и глубоким оттенкам человеческих чувств. Историческая заслуга нонконформизма заключается в воскрешении в русском искусстве внимания ко всему бесконечному разнообразию проявлений человеческой психики.
Нонконформизм, как искусство экзистенциалистское, основан на разговоре художника со своей душой, и картина может возникать не только из сильных однозначных чувств, но и из совокупности впечатлений, упоминаний, внутренней необходимости увековечить бессловесную, как бы взывающую о помощи красоту – ту красоту, которая возникает из потребности художника её видеть и чувствовать. Скрытый смысл картины добывается усилием сознания, направленного на смутные ощущения и подробности глубинной душевной жизни.
Поиски ускользающей реальности в искусстве нонконформизма окрашены эсхатологической картиной распада традиционной системы ценностей, сложившейся за почти полувековое существование тоталитаризма. Всё это создало разнообразие стилей и течений внутри нонконформизма как единого художественного направления. Разнообразие творческих приёмов порождалось также человеческим фактором. Для занятия неофициальным искусством в годы существования нонконформизма как никогда и нигде необходима была масштабность личности. Сильные и глубокие души (слабые отвергались самой историей нонконформизма) порождали сильные и глубокие чувства. Возникло исторически беспрецедентное повторение феномена Ван Гога, причём в отношении не одного мастера, а целой группы художников, когда отсутствие профессионализма в обычном смысле не мешало созданию нового в искусстве. Художник работал под непосредственной угрозой физическому существованию и его произведения, и его самого. К этому добавлялась невозможность бегства (в отличие от фашистской Германии, откуда эмиграция была возможна) и отсутствие контактов с внешним миром.
“Мужество быть собой” для художников-нонконформистов было мужеством не только творческим, но и человеческим. Может быть, именно поэтому нонконформизм оказался столь интересен как направление искусства, ведь картина, создаваемая под угрозой смерти, несёт в себе внутреннее напряжение, сообщающееся зрителю.
Уникальное в истории искусства сообщество сильных индивидуальностей явило миру не менее уникальное разнообразие стилей и художественных манер, отличающих нонконформизм.
Свержение тоталитарного гнёта в советском обществе и искусстве сравнимо с революцией, перевернувшей в начале века жизнь российской империи и русское искусство. Советский тоталитаризм угнетал искусство исторически недолго – чуть более полувека, но интенсивность гнёта была такова, что это время надо считать, как считают на войне – год за два или даже за три.
Искусство нонконормизма наполнено ощущением потрясённости мира, отдающимся во вселенских просторах. Оно сложно-ассоциативно, метафоры свободы выражают в нём внутреннюю сущность человека-творца. В этом нонконформисты сходны с художниками авангарда начала прошлого века, когда “дыхание времени совсем особенно сложило угол зрения новых художников” (А. Каменский, 1987).
Действительность тех далёких лет вся была в переходах и брожении, скорее что-то значила, чем составляла, скорее служила знамением, чем удовлетворяла.
Это был водоворот условностей между безусловностью оставленной и ещё не достигнутой. Через полвека ситуация повторилась. Советский тоталитаризм к 1960-м годам явно изжил себя и стал безусловностью оставленной, а свобода и демократия стали на место мечты, предчувствуемой, но ещё не достигнутой.
От тревог времени нонконформисты, работавшие в подполье в буквальном (как Арефьев на лестничной площадке, другие – в дворницких и кочегарках) и фигуральном смысле, переходили к мечтам и надеждам. Как видения перед ними, наряду с взбудораженно-лихорадочными, часто исполненными ненависти сценами реальной жизни, вдруг вставали образы бесконечного простора и счастья, сменявшиеся отражениями трагического смятения души. Многие из них в своём творчестве доказали, что человек, тем более художник, может отринуть общественный уровень существования и обитать в безбрежном Бытии, питаясь автотрофно, черпая подлинное содержание в себе, в сенсуализации ощущений, в тонкостях внутренней жизни, в метафизике и эстетике. Для других искусство служило сферой проявления социальной активности. Вслед за М. Вламинком они удовлетворяли стремление “не подчиняться, создавать мир, живой и освобождённый”.
Единственным самоначалом для нонконформизма была личность художника, “познавшая себя, и меру свою, и права свои, и грехи, и близость к безумию” (П. Тиллих, 1952). Художник, погрузившись в глубины своего духа, при помощи интроспекции претворял в своём творчестве свои возможности. Возникла необходимость разработки нового творческого метода, комплекса формалистических приёмов, таких как стилизация – усиление черт действительности средствами той же действительности, или деформация – приём абстрагирования от действительности, средство проявления иррационального и другие.
При всей сложности и богатстве оригинальных приёмов нонконформизм явился единым художественным направлением, модернистским по своему характеру, опирающимся на идеалистические философские теории и эстетические системы 20-го века.
В самом общем виде внутри этого художественного направления можно выделить группы творчески близких художников, сходных между собой в видении мира и своей души, в приёмах передачи этого художественного видения зрителю. При этом выявляется определённая последовательность в степени эмоционального абстрагирования от реальности, от общественного уровня существования художника.
Нонконформизм как явление тесно связан с русским авангардом начала 20 века и во многом является его прямым наследником.
Более того,представителей русского авангарда (Родченко,Малевича) официальная критика постоянно пыталась обвинить. в нон-конформизме,хотя нон-конформизму как художественному явлению в СССР еще только предстояло возникнуть.
С Сайта Александра Родченко: www.rodchenko.org.ru
Родченко учился в Казанской художественной школе (1911-1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в Строгановское училище в Москве. К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин, К. С. Малевич, Л. С. Попова и другими.
С 1916 началась совместная жизнь Родченко и художницы В. Ф. Степановой, его верной соратницы до конца дней.
Александр Родченко – Варвара Степанова
В 1916 художник был призван в армию, работал в санитарном поезде. Начиная с выставки «Магазин», организованной в 1916 Татлиным, экспонировал свои работы на многих выставках.
В 1917 один из организаторов профессионального союза художников-живописцев, где был избран секретарем «молодой федерации». Вместе с Г. Б. Якуловым, Татлиным и другими работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве (1917). С 1918 по 1921 служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро, был членом художественной коллегии.
Период конструктивизма
В 1918-21 художником были сделаны серии объемных конструкций, основанные на принципе использования стандартных элементов; на второй выставке Обмоху (Общества молодых художников, 1921) была представлена серия из свободно висящих пространственных конструкций, состоящих из врезанных друг в друга плоскостей различной конфигурации (это были сборно-разборные вещи, легко поддающиеся демонтажу и складированию). В первые послереволюционные годы были осуществлены также серии картин и рисунков, развивавших аналитические идеи Родченко о взаимоотношениях цвета, линии и конструкции (циклы «Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей», «Концентрация цвета и форм», «Линии», «Линизм», цикл рисунков «Композиция и конструкция»).
Производственное и агитационное искусство
Оформление здания Моссельпрома
С начала 1920-х гг. внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства.
Вскоре доминирующее место в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.).
Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов «перспектива Родченко» и «ложная перспектива Родченко».
Поэт Владимир Маяковский
В 1925 Родченко участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (проект оборудования Рабочего клуба).
Первый опыт сценографии относится к 1920, когда художник спроектировал оформление пьесы А. М. Гана «Мы» (постановка не осуществлена); в 1928-32 исполнил эскизы театральных декораций и костюмов для московских театров, в том числе для постановки пьесы Маяковского «Клоп» в театре им. В. Мейерхольда (1929).
Четыре «музы» советского искусства (слева на право: Д.Шостакович, В.Маяковский, В.Мейерхольд, А.Родченко) на репетиции спектакля «Клоп», 1929г.
Возвращение к живописи, фотографии
В 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951; восстановлен в 1954). В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий («10 лет Узбекистана», 1934; «Первая Конная», 1935-37; «Красная Армия», 1938; «Советская авиация», 1939, и др.).
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с семьей в городе Очер, затем в Пермь; возвратился в Москву в 1942, работал над проектом художественного оформления выставок. В 1943-45 был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х гг. проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955-56 создал эскизы оформления поэмы Маяковского «Хорошо!» совместно со Степановой.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов