Номер пу счетчика что это
Как снять показания счетчика электроэнергии отдельно за день и ночь
Оплата электроэнергии — обязательная процедура, с которой ежемесячно сталкивается каждый собственник жилплощади. При этом многие затрудняются в том, как считать электроэнергию по счетчику, чтобы результат был верным. Цель этой статьи — научить вас, как снять показания счетчика и выяснить, сколько электричества следует оплатить.
Предназначение и устройство электросчетчика
Счетчиком называется прибор, предназначенный для суммирования всей проходящей через него электроэнергии. Установка такого устройства обязательна для каждого владельца дома и квартиры, в соответствии с законодательством РФ.
На текущий момент широко распространены новые модели счетчиков, которые отличаются от устаревших наличием цифрового дисплея и кнопками для управления. Именно с такими приборами учета у людей и возникают определенные сложности.
Однако с точки зрения выгодности, такие счетчики существенно превосходят своих предшественников. Они отдельно учитывают показания использования электричества днем и ночью и применяют к ним установленные тарифы (ночной значительно дешевле дневного). Усовершенствованные модели электросчетчиков могут отображать такую информацию как:
А отдельные устройства также способны самостоятельно отправлять итоговые данные в электрическую компанию, осуществляющую поставку энергии.
Перед тем, как снимать показания электросчетчика, разберемся, для чего придумали использовать двухтарифную систему учета.
Путем статистических исследований выяснилось, что больше всего электроэнергии потребляется в дневное и вечернее время. Это влечет за собой перегрузку подстанций, что провоцирует их быстрый износ, выход из строя узлов сети.
Цель введения двухтарифной схемы — снижение нагрузки на оборудование. Днем киловатт энергии имеет одну стоимость, ночью — другую. Взяв на вооружение это преимущество, владельцы могут существенно сэкономить, а организация — снизить износ аппаратуры. А еще — современные счетчики имеют намного более стильный лаконичный внешний вид и прекрасно устанавливаются на старом щитке.
Разновидности двухтарифных приборов учета
Если вы еще только задумываетесь о приобретении более выгодного устройства, то следует подойти к его выбору ответственно. Качественная модель не только прослужит дольше, но и будет удобнее в эксплуатации. Критерии, по которым различаются такие электросчетчики:
Самые дорогие и функциональные модели облегчают жизнь своему владельцу тем, что самостоятельно учитывают, считают и передают показания. Причем помимо мощности тока, некоторые приборы способны определять вольтаж и ампераж в сети.
Снятие показаний
Как правильно снять показания счетчика электроэнергии день/ночь — для этого достаточно внимательно изучить показания, выведенные на цифровой дисплей.
В первую очередь обратите внимание на три обозначения — Т1, Т2. Переключаться между ними можно при помощи кнопки «Ввод» (в некоторых моделях — «Прсм»), также в некоторых моделях предусмотрена автоматическая смена режима отображения через каждые несколько секунд.
Вот как снять показания счетчика двухтарифного типа:
Получившуюся сумму вам и следует уплатить компании, поставляющей электроэнергию. Как видите, снимать показания с счетчика электроэнергии совершенно не сложно. Однако следует учесть еще один дополнительный нюанс, о котором часто забывают.
Записывая показания, не следует брать в расчет цифры, расположенные после запятой или точки. Они не являются целыми киловаттами. Если забыть об этом и подсчитать вместе с ними, то придется заплатить существенно больше, чем нужно. Если же у вас старое устройство, то на нем никакой запятой может не быть. Тогда обязательно списывайте все цифры.
Вышеприведенный алгоритм подходит к тому, как снять показания с счетчика электроэнергии «Меркурий-200», то есть одной из самых распространенных сегодня моделей бытовых приборов учета.
Возможно, у вас дома установлен однотарифный счетчик фирмы Saivan. Он отличается крайне лаконичным функционалом — так, в нем отсутствует кнопка переключения тарифов, поэтому необходимо каждый раз ждать 5–10 секунд, пока не появится следующее значение. На табло устройства от Saivan высвечиваются такие данные (по порядку):
В квитанцию заносятся как отдельные показатели, так и общий. Цифры, находящиеся после запятой, не учитываются.
Снятие показаний с трехфазных счетчиков
Довольно редкий «зверь» среди бытовых приборов учета — электросчетчик на три фазы. Их бывает два типа — более старый (работающий при помощи трансформатора) и более новый (электронный, не зависящий от трансформатора). Процесс снятия показаний в электронном ничем не отличается от описанного выше.
Немного иначе дело обстоит со старыми моделями, а также с теми, на которые выделяется слишком большая мощность, требующая наличия трансформатора. Чтобы узнать точные данные с такого электросчетчика, нужно знать также коэффициент трансформации (преобразования). Выведенные на экран сведения умножаются на этот коэффициент, только тогда получается правдивая информация о расходе.
Также желательно изучить договор о предоставлении услуг. Как правило, так подробно описываются все этапы произведения расчета. А в некоторых компаниях пользователю достаточно внести данные о показаниях и коэффициенте трансформации в квитанцию, а подсчитает итог сам оператор. Всё это нужно выяснить еще в самом начале пользования счетчиком.
Как узнать показатели не за целый месяц
При желании вы можете снять данные не только за календарный месяц, но и за любой другой период, даже минуту. Отыщите на устройстве надпись, означающую скорость вращения его диска (например, 600 или 1200 оборотов за 1 киловатт).
Диск всегда оснащен специальной красной отметкой, позволяющей отследить оборот. В течение минуты или другого промежутка времени понаблюдайте за колесиком и примерно подсчитайте число оборотов. Дальше дело за небольшими подсчетами — к примеру, если колесо провернулось 300 раз в минуту, то за это время потратилось 300/600 = 0.5 киловатт электроэнергии.
Что дальше делать со снятыми показателями
Узнав, как считать показания счетчика, не лишним будет напомнить, куда их далее передавать. Для начала впишите их в квитанцию по оплате электроэнергии. В случае разделения на дневной и ночной тариф, показания вносить нужно тоже по отдельности, однако оплачивать — суммарно.
Доставить сведения о ваших расходах электроэнергии в обслуживающую компанию можно тремя способами:
Подробнее остановимся на дистанционном снятии показаний. Счетчики с такой функцией актуальны, например, для арендодателей жилья. Данные из них передаются в обслуживающую компанию через Интернет, там же анализируются. Но этим функционал не ограничивается — если совсем экзотические модели, поддерживающие:
Такая система имеет ряд преимуществ. Главное — изменения показаний ежедневно фиксируются и всегда хранятся в памяти, что позволяет легко разрешить любую спорную ситуацию. Можно с помощью специальных программ удаленно наблюдать за расходами электроэнергии, например, находясь на отдыхе.
Показания, выдаваемые такими современными счетчиками, отличаются высоким уровнем точности — не наблюдается погрешностей даже при смене тарифов. Наконец, удобна функция дистанционного отключения питания в квартире — это если вы уехали и вдруг засомневались, выключили ли утюг.
Где купить
Заключение
Теперь вы не только знаете, как правильно снимать показания с счетчика электроэнергии, но и убедились в том, что новые счетчики ничуть не сложнее привычных старых, а заодно и помогают значительно сэкономить.
Конкретных сроков передачи данных сейчас нет, хотя раньше они вполне конкретно были установлены законом. Однако, если на протяжении полугода не предоставлять эту информацию, то энергетическая компания самостоятельно рассчитает нужную оплату, ориентируясь на более старые показатели.
Видео по теме
Приборы учёта
Многотарифный прибор учёта обеспечивает дифференцированный учёт потребляемой электроэнергии в зависимости от времени суток. Сутки разделены на зоны, для каждой зоны установлен свой тариф на электроэнергию.
Многотарифная система учёта предоставляет жителям возможность оплачивать потребление электроэнергии в ночные часы по тарифу, который примерно в четыре раза дешевле дневного, а в период действия тарифов «полупиковой зоны» экономия составляет примерно 25%. Дополнительной экономии можно достичь за счёт перераспределения на полупиковую и ночную тарифные зоны работы энергоёмких домашних бытовых приборов.
В остальных случаях замена/установка прибора учета осуществляется на платной основе за счет собственных средств потребителя. Установленный прибор учёта должен быть опломбирован энергоснабжающей организацией (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6).
Ознакомиться со стоимостью услуг можно на сайте АО «Мосэнергосбыт».
Оформить заявку на замену прибора учёта, вы можете:
Ознакомиться со стоимостью услуг можно на сайте АО «Мосэнергосбыт».
Если прибор учёта входит в систему АИИСКУЭ (Автоматизированная информационно измерительная система коммерческого учета электроэнергии) и находится на балансе АО Мосэнергосбыт» замена осуществляется на безвозмездной основе.
Оформить заявку на замену прибора учёта Вы можете:
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и постановления Правительства от 29.06.2020 № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учёта электрической энергии» с 1 июля 2020 года обязанность по замене неисправных приборов учёта электроэнергии или счётчиков электроэнергии с истекшим межповерочным интервалом, в жилых помещениях многоквартирных жилых домов возложена на гарантирующего поставщика электроэнергии. В Москве и Московской области гарантирующим поставщиком электроэнергии является АО «Мосэнергосбыт». В индивидуальных жилых домах эта обязанность возложена на сетевые организации ПАО «Россети Московский регион». Замена приборов учёта будет осуществляться в следующие сроки:
Если по состоянию на 01.04.2020 или ранее у потребителя отсутствовал ПУ/истёк срок его эксплуатации/вышел из строя, то установка (замена) ПУ осуществляется до 31.12.2023. Если по состоянию на 01.04.2020 или ранее у потребителя истёк МПИ ПУ, то установка (замена) со стороны ГП осуществляется до 31.12.2021. В иных случаях – установка (замена) должна быть осуществлена в течение 6 месяцев.
График замены приборов учёта в многоквартирных жилых домах Москвы и Московской области можно посмотреть на сайте АО «Мосэнергосбыт». В остальных случаях замена/установка прибора учёта осуществляется на платной основе. Заявка выполняется в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента поступления оплаты на расчётный счёт АО «Мосэнергосбыт». После поступления оплаты с клиентом связывается мастер (сотрудник АО «Мосэнергосбыт») для уточнения времени проведения работ.
Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с внесенными изменениями в законодательство будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии.
Как и любой прибор, электросчётчик имеет свой ресурс бесперебойной работы. Он называется межповерочный интервал (или МПИ) – это срок, в течение которого завод-изготовитель гарантирует, что показания прибора будут точны и не будут превышать предел допустимой погрешности приборов учёта. По истечении МПИ прибор начинает неверно учитывать расход электроэнергии. При истечении сроков МПИ необходима его замена или поверка.
Межповерочный интервал указан в паспорте на прибор учёта. Сроки МПИ для приборов учёта разные и варьируются от 6 до 16 лет, зависят от модели и типа прибора учета. Ознакомиться с информацией о сроке окончания МПИ, установленного по Вашему адресу, можно в Личном кабинете клиента в разделе «Реквизиты ЛС».
В связи с тем, что по истечении срока МПИ точность показаний гарантироваться не может, поскольку со временем детали электросчётчика изнашиваются, расход электроэнергии по показаниям может отличаться от фактического как в большую, так и в меньшую сторону.
Можно осуществить поверку прибора учёта, которая проводится в специализированной лаборатории. Поверка является длительным и сложным технологическим процессом, а по результатам поверки может оказаться, что прибор учёта все равно нужно менять.
Внимание! Приборы учёта, у которых истек межповерочный интервал и имеют класс точности ниже 2,0 – не могут использоваться при расчетах (п.139 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442).
При желании осуществить поверку самостоятельно (силами специализированной лаборатории) необходимо заранее сообщить в по телефону Контактного центра + 7(499) 550-9-550 или в обслуживающее отделение АО «Мосэнергосбыт».
В связи с изменениями в Постановлении Правительства №354 с 1 июля 2020 года обязанность по замене неисправных приборов учета электроэнергии или счетчиков электроэнергии с истекшим межповерочным интервалом, в жилых помещениях многоквартирных жилых домов возложена на гарантирующего поставщика электроэнергии. В Москве и Московской области гарантирующим поставщиком электроэнергии является АО «Мосэнергосбыт». В индивидуальных жилых домах эта обязанность возложена на сетевые организации ПАО «Россети Московский регион».
Услуга заключается в предоставлении гарантийных обязательств, включающих в себя замену либо ремонт вышедшего из строя прибора учета электроэнергии, сроком на 2, 4 и 7 лет после истечения гарантийного срока, установленного заводом-производителем (3 года).
Итого гарантийный срок составит 5, 7 и 10 лет (в зависимости от выбранной услуги).
Срок дополнительной гарантии начинается со дня, следующего за днем окончания гарантии завода-изготовителя.
Где и как можно узнать заводской номер электросчётчика
Иногда у владельца возникает необходимость узнать заводской номер установленного прибора по учёту потреблённой электроэнергии. Это может потребоваться при проведении очередной поверки, проводимой по истечении межповерочного интервала, или гарантийного ремонта. Рассмотрим возможные способы, позволяющие уточнить номер аппарата, при различных обстоятельствах для потребителя.
Где и как можно узнать номер
Чтобы узнать заводской номер электросчётчика, владелец может воспользоваться следующими способами:
Рассмотрим каждый из указанных способов детальнее.
Маркировка на корпусе
Изготовитель маркирует произведённые индивидуальные приборы учёта. Серийный номер изделия отображается на его лицевой панели. Обычно указанное обозначение представляет число из 6-ти разрядов, следующее после условного знака «№».
В большинстве случаев указанный цифровой код проставляется в нижней части циферблата, под строкой с текущими данными. Но возможно другое расположение – вверху или сбоку. Данные обозначаются таким образом, что для идентификации счётчика не требуется его демонтаж или разборка. Число размещается на видном и доступном месте.
В современных приборах указанные сведения обозначаются на наклейке со штрих-кодом, внизу данного обозначения, наряду с напряжением, рабочей величиной тока, классом точности и годом производства изделия.
В паспорте
Такие данные, при наличии оригинального паспорта, невозможно оспорить. Указанный метод, наряду со считыванием с корпуса – наиболее точные способы, позволяющие восстановить необходимую информацию об аппарате. Остальные методы основаны на вторичной информации, записанной из паспорта или маркировки на корпусе.
Необходимо учитывать, что обязанности владельца предусматривают обеспечение сохранности паспортной документации. А при её отсутствии у потребителя могут возникнуть проблемы при очередной поверке прибора или проверке контролёра Энергосбыта. В этой статье можете найти: Что делать при потере паспорта на счётчик.
В поверочных или монтажных актах
По результатам выполненного монтажа или поверки организация, производившая указанные работы, составляет соответствующий акт. В указанном документе в обязательном порядке указывается информация о потребителе и самом счётчике, включая серийный номерной код, чтобы идентифицировать аппарат. Если у потребителя имеется любой из указанных документов, сведения можно установить из данного акта.
В квитанции
Выписывая квитанцию за потреблённые энергоресурсы, поставщик указывает в документе не только объём израсходованной энергии, но и данные потребителя и прибора учёта, включая серийный номер электросчётчика.
Такие сведения можно почерпнуть из любого документа за период после установки прибора учёта.
Кроме бумажной квитанции, номер должен указываться на персональной странице сайта потребителя. Для этого владельцу необходимо пройти несложную процедуру регистрации. В результате он получает доступ и данным по потреблённым объёмам энергии, размеру задолженности. В дополнение к персональным данным, на странице указывается серийный номер прибора учёта.
В Энергосбыте
Энергосбыт собирает и хранит информацию о потребителях. Данная организация также располагает сведениями об установленных приборах учёта. Указанные данные необходимы для обеспечения контроля своевременной поверки счётчиков.
Собственник может обратиться в Энергосбыт с просьбой о предоставлении необходимой информации об электросчётчике, позвонив по телефону или направив письменный запрос. Сведения также можно получить, посетив сайт организации.
Располагая указанной информацией, владелец сможет исключить подмену прибора при проведении очередной поверки и доказать контролирующим организациям правомерность использования аппарата, сличив сведения изготовителя со сведениями в официальных документах.
Также без этого не обойтись при заключении договора с поставщиком ресурсов, поскольку организация должна указать в этом документе сведения о потребителе, включая серийный номерной код электросчётчика, присвоенный изготовителем.
Каким бы способом не пользовался владелец, необходимо учитывать возможность искажения информации. Поэтому лучше всего прибегнуть к первоисточникам, изучив маркировку на корпусе электросчётчика или в его оригинальном паспорте, предоставленном изготовителем. Главное, чтобы обозначение было визуально различимо, или сохранилась паспортная документация.
Умные электросчетчики на столбах: законно ли?
Почему монтируют электросчетчики на улице?
Умные электросчетчики на столбах: законно ли?
Начиная с 1 июля 2020 года, действуют новые правила установки приборов учета (ПУ). Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.04.2020 N 554 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии” приобретение, установка счетчика электроэнергии в частном доме или в квартире, ввод его в эксплуатацию возложены на организацию, поставляющую электроэнергию. То есть для жильцов это бесплатно: электросети не предъявят отдельный счет за прибор, эти расходы электросетей по умолчанию включены в тариф.
Электрический счётчик, его периодическая поверка и замена, отныне забота энергоснабжающей организации. Она должна это делать без участия потребителя и за свой счёт. Никаких денег с вас за это требовать не имеют права. Не надо никому ничего платить!
Первичное подключение к сетям не должно стоить более 550 рублей. Процедура может занять несколько месяцев, но зато вы должны получить на границе вашего участка возможность самостоятельно подключиться к клеммам автомата, установленного в щитке. И всё это энергетики должны сделать совершенно бесплатно!
Согласно новым правилам, все объекты собственности будут оборудовать не обычными счетчиками, а «умными» – интеллектуальными средствами учета электроэнергии (ИСУЭ). Пока это только рекомендации, а с 1 января 2022 года будет разрешено монтировать только интеллектуальные приборы (умные счетчики).
Практика «бесплатной установки счетчика» привела к тому, что пользователя не спрашивают как о времени установки ПУ, так и о месте установки. Потребитель узнает «задним числом», что счетчик уже установлен. Причем установлен на столбе, на самом верху столба. В лучшем случае предоставляют пульт от этого ПУ.
Почему монтируют электросчетчики на улице?
Законом не определено место расположения прибора учета электроэнергии. То есть нет четкого понятия, где монтировать – в доме или на улице. Электросети пользуются этим. Они ссылаются на Постановление № 350, где собственник обязан обеспечить беспрепятственный доступ к прибору учета. И им неважно, где будет смонтирован электросчетчик, главное, чтобы был постоянный доступ.
Поэтому выдавая техническое задание, указывается место установки. Монтируя ПУ на столбе (на улице), электросети лишают владельца возможности обеспечить сохранность имущества, за которое отвечает собственник. Это их не волнует. Разрабатывая проектную документацию, электросети требуют соблюдать законность, обеспечивая свободный доступ для снятия показаний проверяющим инспектором. Их не волнует, что эксплуатация электросчетчиков в экстремальных условиях приводит к преждевременному выходу из строя оборудования. А точность приборов меняется в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Однако, если собственник гарантирует беспрепятственный доступ к прибору учета, он имеет право смонтировать его в помещении, что не противоречит закону.
Энергосбыту подключение на улице выгодно: 1) не требуется присутствие жильцов при осмотре, контрольных замерах и замене неисправного оборудования; 2) электросчетчики на столбе предотвращают воровство электроэнергии.
Собственникам жилых домов счетчики на столбах не выгодны:
Электросчетчики на столбах: законно ли это?
Законодательством не запрещается размещение счетчиков на улице. Порядок действий регламентируется Постановлением правительства РФ№ 442. Приборы устанавливаются на границе балансовой принадлежности сети поставщика и электрохозяйства потребителя. При технической невозможности используются ближайшие к линии точки.
Граница домовладения разделяет зоны принадлежности. При новом строительстве считается правомерным закреплять оборудование на металлических стойках, железобетонных опорах. Для вторичного подключения разрешается использовать внешнюю стену здания.
Компании действуют незаконно, когда заставляют владельцев переносить средства измерения наружу. ПУЭ не требуют обязательного выноса счетчиков. Указания п. 1.5.6 носят рекомендательный характер. В тех же нормах сообщается, что для монтажа необходимы сухие, доступные места. При отрицательной температуре для аппаратов понадобятся щиты с подогревом. Частое нарушение –крепление на вершине опоры. Хозяин вправе не подписать договор и отказаться от процедуры, если правила не соблюдаются. Важно, чтобы доступ сохранялся открытым.
С июля 2020 года в России запускается интеллектуальная программа учета электроэнергии ИСУ. «Умные» счетчики самостоятельно измеряют расход и дистанционно передают на контрольный сервер. Абонентам должны выдаваться пульт с экраном, на котором фиксируются показания.
Не совпадение показаний счетчиков
При выносе учета на улицу домашний ПУ часто остается на месте. Информация с обоих устройств можно сравнить. Потребители жалуются, что электросчетчик на столбе «врет». За прошедшую зиму многие потребители заметили большой расход электроэнергии, хотя они не жили в доме (как правило, это в СНТ). При этом никаких проводов, ворующих электроэнергию, нет.
Однако есть и собственники садовых домов, которые поддерживают установку электросчетчиков на улице. Их позиция связана с тем, что им недоело решения СНТ «раскидывать» на добросовестных садоводов оплату электроэнергии, сворованную недобросовестными садоводами.
Основная причина небольших расхождений – нарушение норм при монтаже. Пункт 5.1.27 Правил требует, чтобы приборы эксплуатировались в сухих помещениях при температуре не ниже 0°С. Наружные щитки не герметичны. Мороз, жара, дождь ускоряют износ. А вот причина крупных расхождений в показаниях, скорее всего, неисправный прибор учета, который «крутит показания» в отсутствии электроэнергии. Это очень серьезная проблема, так как доказать поломку прибору можно только сняв его и направив в специализированную организацию.
Вы читали статью «Умные электросчетчики на столбах: законно ли?»,
составленную по материалам блога «оschеtchikе.ru»