Ноктюрн на чем играют

Ноктюрн

Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся на рассвете (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).

В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 №2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.

Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.

Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Источник

Ноктюрн. История появления романтичного музыкального жанра

Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют

Ноктюрн в переводе с французского означает «ночной». Впервые к музыкальному жанру это слово применил ирландский композитор, пианист-виртуоз Джон Филд, который и стал основоположником ноктюрна. Это было в 1810-х годах, однако схожий итальянский термин notturno был в ходу в XVIII веке. Им обозначали музыку, которую исполняли на открытом воздухе.

Предпосылки к появлению ноктюрна были ещё в Средневековье. Например, в католическом богослужении так называли церковную службу, которая шла от полуночи до рассвета. То есть уже тогда жанр был связан с ночью. Постепенно ноктюрн стал перетекать в светское искусство. В XII веке трубадуры и миннезингеры (средневековые поэты-музыканты, преимущественно из рыцарского сословия) начали обращаться к более лиричным произведениям. Мелодии погружали слушателя в атмосферу любовных ночных свиданий и сердечных переживаний. Есть мнение, что это стало толчком к появлению формы ноктюрна в современном понимании.

Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют

Первый композитор, который начал писать знакомые нам ноктюрны — всё тот же Джон Филд, основоположник жанра. Он создал восемнадцать фортепианных произведений, которые до сих пор входят в репертуар музыкантов. Последователем ирландца стал Фредерик Шопен. Пианист французско-польского происхождения написал двадцать одну пьесу в жанре ноктюрн. Сначала его творчество носило отголоски Джона Филда, но в более поздних произведениях Шопен начал усложнять гармонию и использовать более свободную форму.

Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют

Чаще всего ноктюрны пишутся для фортепиано, однако встречаются сочинения и для других инструментов, которые исполняют целые ансамбли и оркестры. Кроме Шопена пьесы лирического характера сочиняли такие знаменитые композиторы, как Карл Черни, Ференц Лист, Роберт Шуман, Эдвард Григ, Феликс Мендельсон, Клод Дебюсси, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Михаил Глинка, Милий Балакирев, Пётр Чайковский.

Источник

Ноктюрн на чем играют

Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют

франц. nocturne, букв. — ночной; итал. notturno, нем. Nokturne или Nachtstuck

Обозначение, применявшееся к различным по исполнительскому составу, форме и характеру музыкальным произведениям. В 18 и начале 19 вв. итальянским термином notturno называли род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное произведение, обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна). Встречались и одночастные ноктюрны для одного или нескольких голосов, обычно без сопровождения, близкие к вокальной серенаде (образцы у В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Россини и др.).

Обозначение «ноктюрн» применялось и к оперным «ночным» сценам. Дж. Филд своими ноктюрнами (17 или 20) утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую фортепианную пьесу мечтательного или элегического характера, обычно в репризной трёхчастной форме. Эту разновидность ноктюрна культивировал Ф. Шопен, углубивший и обогативший её (Ноктюрны ор. 9, 15, 27, 32, 37, 48, 55, 62, 72, 2 без опуса, всего 21 пьеса). Р. Шуман в понимании жанра исходил из одноимённых новелл Э. Т. А. Гофмана, акцентируя в своих ноктюрнах (Nachtstucke op. 23, 1839) причудливо-фантастические черты.

К. Дебюсси назвал «Ноктюрнами» триаду оркестровых пьес («Облака», «Празднества», «Сирены», 1897-99), под впечатлением носящей то же название серии импрессионистических картин английского художника Дж. Э. Уистлера (1834—1903). Обозначение ноктюрном применялось также М. Регером (в «Четырёх фортепьянных пьесах» без опуса, 1903), П. Хиндемитом (в фортепианной сюите «1922»). В русской музыке образцы ноктюрнов имеются у М. И. Глинки (Ноктюрн для голоса и фп., для фп.), А. П. Бородина (Ноктюрн во 2-м струнном квартете), П. И. Чайковского (Ноктюрны для фп. ор. 10 No 1, ор. 19 No 4).

Литература: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, «Искусство», 1925, No 2; Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.

Источник

Значение слова «ноктюрн»

Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).

В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.

Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

НОКТЮ’РН, а, м. [фр. nocturne, букв. ночной] (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Н. Шопена. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Мквскй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник

Фридерик Шопен

Ноктюрны и зарождение исполнительства

Ноктюрны Шопена — очень личные произведения, наполненные образами и смыслами. Проследим развитие жанра в руках композитора.

👤 Автором ноктюрна в психологическом смысле, как чего-то, что выражает сокровенные мысли, желания, порывы души, был ирландский композитор Джон Филд (1782–1837). Он учился в Англии, но затем провел половину жизни в России — Петербурге и Москве. Можно сказать, что жанр ноктюрна родился между Петербургом и Москвой и затем в руках Шопена попал в Европу и пережил там свое новое рождение.

❤️ Фридерик Шопен отчасти взял филдовскую традицию ноктюрна как глубокого личностного — от сердца к сердцу — высказывания. И его первый ноктюрн — си бемоль минор из 9 опуса — выдержан именно в этой стилистике. Там задумчивая, меланхоличная, наполненная сложными чувствами мелодия, но в ней нет ничего революционного, нет никакого конфликта, противопоставления.

⚡️ В сознании того времениитие и разрешение характерны для больших форм — для сонат, симфоний. Если симфония — это рассказ, то ноктюрн — это зарисовка. И здесь Шопен вполне следует этой традиции, хотя вскоре все изменится.

Ноктюрн до минор был написан Шопеном тоже около 1830-го года, но у него совершенно другое устройство, другой смысл. Давайте разберем отличия.

🎶 Казалось бы, похожая мелодия меланхолического настроения. В левой руке аккомпанемент, нет ничего такого, что шло бы против традиции. Но есть нечто, что эту традицию углубляет.

🔥 Именно к этому ноктюрну можно применить фразу Роберта Шумана о том, что музыка Шопена — это розы, в которых спрятаны пушечные ядра.

✨ Вся музыка Шопена образна: к ней просятся визуальные и сюжетные ассоциации. Есть несколько вариантов трактовок этого ноктюрна.

1️⃣ Первая ассоциация — это картина природы: звездная ночь, раздающиеся в дали удары грома, надвигающаяся гроза. То, что играет правая рука, — это авторский голос в любом случае, поскольку эта мелодия вокально выразительна и написана в регистре, в котором человеческий голос и звучит. Бас октавами и аккорды в левой руке создают ощущение тревоги — чего-то угрожающего и надвигающегося издали.

2️⃣ Есть и другая трактовка, и она более интересная: о том, что этот ноктюрн посвящен Польше и трагическим событиям восстания 1830-го года. Бас в левой руке — это гром пушек, а правая рука — плач автора о родине.

Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют

Давайте поговорим про исторически информированное исполнительство — эти знания помогут лучше понять творчество Шопена.

⌛️ Проблема интерпретации относительно свежая. У средневекового искусства автора не было — он появился в эпоху Возрождения, и долгое время, вплоть до времен романтизма, сочинитель музыки чаще всего и являлся и ее исполнителем.

🎹 Обычно умение играть на инструменте неразрывно прилагалось к умению сочинять: Моцарт сам выступал со своими клавирными концертами. Была жива традиция импровизации, следы которой сейчас остались, разве что, в дозволении сочинять каденции к моцартовским концертам.

🎼 Большую часть истории музыки репертуар и в концертах, и в оперных театрах был свежий: давалось то, что было сочинено к сезону, или особенно успешно прошло несколько сезонов назад. Эпоха устаревания репертуара началась в 19 веке, музыка усложнилась, появилась традиция переслушивания, начал формироваться канон.

👤 Изменилась и роль композитора. Из сочинителя прикладной по сути музыки для служб, танцев, развлечения двора или толпы, композитор стал автором важных высказываний, а так же транслятором идей разной степени абстрактности и актуальности. В музыке стало принято видеть глубину, ей стали любоваться так же, как раньше любовались скульптурой или живописью.

🎵〰️👤 Отрыв исполнителя от композитора произошел тоже в 19 веке. Виной всему — Лист. Он был известнейшим концертирующим виртуозом, и именно с него началась мода на большой и яркий концертный пианизм. Те, у кого не было больших способностей к сочинению, но был дар игры на инструменте, стали профессиональными музыкантами-исполнителями.

🎶 Импровизации все еще вполне дозволялись, как дозволялась и переработка сочинений так, как это видится исполнителю. На исчезновение этой традиции повлияла звукозапись, которая оказала очень большое влияние на формирование канона исполнения.

📖 Расцвели самые разнообразные школы, традиции. Будучи уже фиксированными в звуке, они начали костенеть и приблизительно к 60–70-м годам 20 века, вместе с очевидной однообразностью концертного репертуара, они успели утомить как слушателей, так и исполнителей. Школа стала важнее автора и его намерений, а формальная правильность следования ей ставилась не только выше живого и непосредственного чувства, но и выше здравого смысла. В ответ на это появилась движение исторически информированного исполнительства.

Исторически информированное исполнительство ставило задачу воссоздать произведение ровно в том виде, в котором оно было задумано автором. В этом воссоздании должны были использоваться инструменты того времени, на которых играл автор и для которого оно написано. Давайте обсудим, в чем принципиальная разница в исполнении на таких инструментах.

→ У роялей 20-го века звук гораздо более яркий, объемный и мощный. Они создавалась для увеличившихся концертных аудиторий, которые нужно было наполнить звуком.

→ Рояли прежних времен, например, 1830-х годов имели звук тише, мягче, и сам тембр звука был несколько иным. Если исполнять музыку на тех инструментах, которые были под рукой у ее автора, исходя из их возможностей, можно точнее понять, какое звучание сам автор имел в виду.

2️⃣ Для игры на них нужна несколько другая техника — клавиши старых инструментов весят гораздо меньше. Следовательно, они гораздо более чувствительны к нажатию и работа с оттенками звука должна быть ювелирно тонкой. Зато разнообразие этих оттенков поражает воображение.

🔊 Давайте послушаем Nocturne Op.48 No.1 в исполнении разных пианистов.

1️⃣ Исполнение Владимира Ашкенази
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

2️⃣ Исполнение Артура Рубинштейна
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

3️⃣ Исполнение Андрея Гаврилова
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

4️⃣ Исполнение Яна Эклера
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

5️⃣ Исполнение Фанни Блумфельд-Зельцер
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

👉 Подумайте, как бы вы описали в нескольких фразах каждое исполнение: какие эмоции они у вас вызвали, чем они отличаются?

Давайте обсудим два ноктюрна, опус 27: до-диез минор и ре-бемоль мажор. Эти два ноктюрна, объединенные под одним опусом, можно назвать вполне законченной двухчастной композицией.

👤 Несмотря на то, что Шопен был в большой степени самоучкой, он, естественно, слушал всю музыку, которая тогда была популярна, и ее же исполнял в концертах. Когда он совсем молодым и мало кому известным композитором приехал в Париж, он играл и Бетховена, и Моцарта.

🌒 Ноктюрны повторяют тональный план первой и второй частей «Лунной сонаты» Бетховена. «Лунная», то есть 14 соната Бетховена, сама вполне ассоциируется с темой ноктюрна. Названа она так то ли по меткому выражению критика: «лунной» первую часть сонаты назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». То ли потому что первая ее часть напоминает сцену из первого акта «Дон Жуана», когда Дон Жуан убивает командора — сцена наполнена лунным светом, и у Моцарта такой же триольный ритм. Так или иначе ночные ассоциации в ней присутствуют. И первый ноктюрн до-диез минор напоминает первую часть бетховенской сонаты. Второй ноктюрн ре-бемоль мажор уже совсем далеко от второй части, но сохраняет такую же ре-бемоль мажорную тональность.

О чем эти произведения?

❤️ В то время, 1835–36 гг., Шопен переживает роман с художницей Марией Водзинской. Но ее весьма благородного происхождения родители были против их брака — Водзинской пришлось оставить Шопена. Хотя для Шопена этот разрыв стал болезненным, они до конца жизни сохранили теплое отношение друг к другу. И первый ноктюрн хоть и чрезвычайно печален, но, тем не менее, заканчивается мажорным трезвучием.

💭 Второй ноктюрн настроения совершенно идиллического: это область фантазии, мечты Шопена о том, что могло бы быть. В то же время это воспоминания о родине, поскольку мы слышим характерные польские ритмы и интонации: взлеты и падения каденций — отображения чувств. И завершается ноктюрн тем, что мелодия воспаряет к звездам.

→ Артур Рубинштейн. Opus 2 No. 1
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

→ Артур Рубинштейн. Opus 2 No. 2
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

Портрет Шопена работы Марии Водзинской (1836)

Давайте поговорим про ноктюрн до-диез минор, узнаем историю его выхода в свет и попробуем проникнуть в глубины содержания.

🎵 Ноктюрн до-диез минор композитор написал в 1830 году в возрасте 19 лет и потом всю жизнь доделывал, дорабатывал и так и не решился опубликовать. Ноктюрн увидел свет только после его смерти. Причины этого не вполне ясны. Вполне возможно, что Шопен не считал его в достаточной степени индивидуальным — хотя даже если сопоставить с более поздними ноктюрнами Шопена, он им не уступает. А может быть и так, что это произведение, следовавшее с ним всю жизнь было чем-то вроде исповеди, которая и не подразумевает никакой публичности. В пользу второй версии говорит его содержание.

О чем это произведение?

🕯 Если попытаться проникнуть во внутреннее содержание ноктюрна, то нужно сразу обратить внимание на хоральное вступление. Оно отсылает к церковной службе. Это молитва, но не в религиозном смысле, а в смысле выражения чего-то сокровенного. Начинающаяся сразу за вступлением мелодия исполнена скорби, тоски, сердечной боли, которая находит свое утешение в средней, более светлой части, в которой слышны народные польские танцевальные мелодии. Таким образом тема любви к своей родине, тема утешения в ней, в ее культуре, уже в 19 лет звучит в творчестве Шопена очень ярко. Этот ноктюрн очень к месту был использован в фильме «Пианист» Романа Полански с Эдрианом Броуди.

→ Менахем Пресслер. Ноктюрн до-диез минор.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

Обсудим два ноктюрна опус 15, которые были написаны Шопеном в 1830-31 годах.

1️⃣ Первый ноктюрн написан в фа мажоре, он удивительно радостного и светлого настроения. Радость эта благородно-приглушенная, а мелодия имеет вокальную природу. Ее можно было бы вполне представить в какой-нибудь из опер Беллини, музыку которого Шопен очень любил.

🎶 Структура ноктюрна традиционна, мелодия проводится один раз, повторяется с небольшими вариациями, но есть одна особенность. Первая часть, что необычно, заканчивается септаккорде, неустойчивом созвучии, которое просит разрешения. Музыка оказывается как бы подвешенной в воздухе, и тут начинается вторая часть.

→ Лейф Ове Андснес. Ноктюрн фа мажор, соч. 15 №1
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

2️⃣ Второй ноктюрн из 15 опуса написан в тональности фа-диез мажор. И начало его удивительным образом напоминает среднюю часть 8-й сонаты ля минор Моцарта. Достоверно известно, что Шопен часто исполнял ее в концертах. Конечно, между ними есть большая разница во времени — эти произведения разделяют 50 лет. У Моцарта тональность, в которой начинается эта часть, фа мажор, у Шопена — фа-диез мажор с огромным количеством диезов. Но если чуть выровнять ритм мелодии, чтобы она звучала по законам классицизма, с моцартовской сонатой у нее можно будет найти довольно много общего. Но разница все же есть, не только в стиле, языке но и в смысле.

📌 Говоря о различии языка романтиков и языка композиторов-классиков, надо отметить, что в эпоху романтизма к интервалам относились довольно неаккуратно. Если Шопен для экспрессии может себе позволить сделать скачок на 1-2 октавы вверх, просто чтобы показать движение чувства, то композиторы-классики были намного более внимательны к таким скачкам, и каждому искали серьезное оправдание, старались привести их в баланс с окружающей музыкой. Ясность и иерархичность структуры, формальные правила ведения голосов, корнями уходящие в музыку барокко, еще довлели над живым и непосредственным. Конечно, это касается, в основном, добетховенских времен.

🖤 Восьмая соната Моцарта — одна из двух его минорных сонат, была написана вскоре после смерти его матери. В средней части — воспоминание о материнской любви, которое переходит в трагедию осознания ее потери. У Шопена здесь нет никакой трагедии, нет ничего плохого, грустного, тревожного. Это обычная легкая светская радость с настроением мечтательности в средней части.

→ Крыстиан Цимерман. Ноктюрн фа-диез мажор, соч. 15 №2
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

➡️ Два этих ноктюрна — своеобразный диптих. Это описание очень положительных эмоциональных состояний, которые у Шопена в жизни все-таки были.

Давайте послушаем еще два ноктюрна из 55 опуса — фа минор ми-бемоль мажор, которые написаны в 1843 году.

1️⃣ Первый ноктюрн погружает слушателя в настроение безысходной грусти, через которую вскоре произрастает героика, несколько похожая на героику «Революционного этюда» Шопена. Некоторые интонационные моменты напоминают и вторую венгерскую рапсодию Листа (хотя она и была написана позднее); в предыдущих темах мы уже говорили о том, что все народное в романтической музыке делается схожим образом. Все эпическое в творчестве Шопена практически всегда связано с темой родины — с Польшей, тоской по ней, желанием для нее светлого будущего и беспокойством за ее судьбу.

→ Гаррик Олссон. Ноктюрн фа минор, соч. 55 No. 1
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

2️⃣ Второй ноктюрн чуть более тяжеловесен, но у него совершенно другая тематика, скорее, личностная. В правой руке встречаются страшно интересные и чрезвычайно смелые для того времени, почти импрессионистические гармонии, мелодия иногда почти раздваивается, два голоса ведут между собой диалог. Быть может, это объяснение в любви. Если и так, то объект ее — Жорж Санд, и эта тяжеловесность интонации напоминает некоторым образом тяжеловесность ее прозы. Заканчивается этот разговор, впрочем, счастливо: обе руки соединяются в аккордах, которые расположены совсем рядом, то есть одна рука накладывается на другую. Это ли не прекрасная метафора любви?

→ И́во Погорелич. Ноктюрн No 2 ми-бемоль мажор, соч. 55
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

Давайте послушаем еще два ноктюрна из опуса 62, которые были написаны в 1846 году, самые поздние ноктюрны Шопена.

🎹 Это зрелый Шопен. Расстояние между ними и теми ноктюрнами, что он писал в 1830-е годы, огромно. Даже с теми, что мы слушали только что — из 55 опуса — разница очень велика. Слушая ранние ноктюрны Шопена, мы можем достаточно точно определить чувства, которые владели композитором, догадаться, о чем его произведения. Он выражался ясно, прямо, делал аллюзии на музыку своих великих предшественников.

🌀 Здесь же Шопен делает совсем другое. Ведение и развитие темы столь сложно и причудливо, гармонический план столь необычен, что вполне можно сказать, что это подготовка выхода в абстрактное.

📌 Надо отметить, что весь последующий фортепианный романтизм и импрессионизм и даже то, что появилось после импрессионизма, очень сильно обязаны Шопену, тому музыкальному языку и той фигуре композитора, которую он создал.

→ Даниил Трифонов. Ноктюрн си мажор, соч. 62 №1
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.

→ Саския Джорджини. Ноктюрн ми мажор соч. 62 №2
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

А завершим мы наш разговор о ноктюрнах Шопена самым ранним — ноктюрном ми минор, опус 72. Он был написан Шопеном в 17-летнем возрасте и опубликован уже после его смерти.

Почему Шопен не хотел его публиковать?

👤 Дело в том, что во время написания этого ноктюрна, признанным мастером, почти монополистом этого жанра был ирландский композитор Джон Филд. И этот ноктюрн Шопена в достаточно большой степени напоминает ноктюрны Филда. Сейчас, когда мы можем слушать этих композиторов с большого расстояния, разница нам очевидна, но для Шопена она таковой, видимо, не была.

🎵 Структура ноктюрна проста и изящна: в левой руке восьмые, в правой — грустная тонкая мелодия, иногда расцвеченная терциями. Этот ноктюрн — погружение в состояние души совсем юного художника, который еще не знает, какое будущее его ждет. Он надеется, ищет свой путь, все открытия, все свершения для него впереди.

→ Владимир Горовиц. Ноктюрн ми минор
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

→ Джон Филд. Ноктюрн в той же тональности.
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют Ноктюрн на чем играют. Смотреть фото Ноктюрн на чем играют. Смотреть картинку Ноктюрн на чем играют. Картинка про Ноктюрн на чем играют. Фото Ноктюрн на чем играют

Как устроена музыка: от Баха до Моргенштерна

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *