Ноги подобны халколивану что это
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Откр. 1:15
Свт. Андрей Кесарийский
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Ст. 15-16 И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обоих сторон мечь, и лице Его как солнце, сияющее в силе своей
Толкование на Апокалипсис.
Сщмч. Викторин Петавийский
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Голос Его, как шум вод многих. Под многими водами понимаются народы, но также и дар крещения, который Он ниспослал по Своей заповеди, чтобы он распространился для спасения людей. Ноги Его подобны халколивану, как закаленные в печи. Иоанн говорит об апостолах, поскольку раскаленные страданием они проповедовали слово Его: ведь через них распространяется проповедь, и они заслуженно именуются ногами. Откуда пророк и предвосхитил, говоря: поклонимся, где стояли ноги Его (Пс 131:7), ибо, где они, как первые, стояли и основали Церковь, то есть Иудею, там соберутся все святые и поклонятся Богу своему.
Толкование на Апокалипсис.
Сщмч. Ириней Лионский
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Бог разнообразными способами устрояет человеческий род в согласие спасения. Поэтому Иоанн говорит в Откровении: голос Его, как шум вод многих. Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат, и велик. И Слово, проходя среди людей, доставляло пользу всем, независтно повинующимся Ему, начертывая для всего творения сообразный и пригодный закон.
Апрингий
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Трактат на Откровение.
Беда Достопочтенный
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Изложение Откровения.
Против ересей.
Экумений
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П.
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Толкование на Откровение 1:15
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Откровение 1:15 / Откр 1:15
Андрей Кесарийский (ок. VII в.)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Под ногами Григорий Назианзин разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Его суть плоть, которою сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги суть и Апостолы, как утверждение церкви. — Халколиваном врачи считают благовонный фимиам, называемый у них сильным, мужеским. Или иначе: халк (медь) означает естество человеческое, ливан (ладон) — Божеское, а совокупленные в одно слово — «халколиван» — благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще: халк означает благозвучие учения Христова, а ливан — обращение язычников, почему и повелевается прийти невесте (Песн. 4, 8). Ноги Христовы суть Апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушений.
Ст. 15−16 И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обоих сторон мечь, и лице Его как солнце, сияющее в силе своей
Совершенно правильно говорит, что голос Его — как река вод многих, ибо он один и тот же, как у Него, так и у Духа, Которым «из чрева верующих истекают реки воды живы» (Иоан. 7, 38) и во всю землю ясно проповедуют. — Семь звезд далее называет Ангелами церквей. — Обоюду острым мечем называет или нечестивых отлучение, «острейшее паче всякого меча обоюду остра» (Евр. 4, 12), или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека. — Его лице сияет, якоже солнце не чувственным светом, но духовным: как Солнце правды. Он сияет Своею собственною силою и властью, но не как солнце чувственное, которое, будучи тварью, светит по Божьему велению и Богодарованною силою.
Источник: Толкование на Апокалипсис.
Викторин Петавийский († 303/4)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Голос Его, как шум вод многих. Под многими водами понимаются народы, но также и дар крещения, который Он ниспослал по Своей заповеди, чтобы он распространился для спасения людей. Ноги Его подобны халколивану, как закаленные в печи. Иоанн говорит об апостолах, поскольку раскаленные страданием они проповедовали слово Его: ведь через них распространяется проповедь, и они заслуженно именуются ногами. Откуда пророк и предвосхитил, говоря: поклонимся, где стояли ноги Его (Пс 131:7), ибо, где они, как первые, стояли и основали Церковь, то есть Иудею, там соберутся все святые и поклонятся Богу своему.
Источник: Толкование на Апокалипсис.
Ириней Лионский († кон. II в.)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Бог разнообразными способами устрояет человеческий род в согласие спасения. Поэтому Иоанн говорит в Откровении: голос Его, как шум вод многих. Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат, и велик. И Слово, проходя среди людей, доставляло пользу всем, независтно повинующимся Ему, начертывая для всего творения сообразный и пригодный закон.
Апрингий († сер. VI в.)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Ноги здесь — это пребывающая в Нем человеческая природа, которую Он воспринял ради нашего спасения. Ибо как медь в печи, краснея на поверхности, никакими пузырями и никакой ржавчиной не покрывается, так чистейшая и совершеннейшая плоть воспринятого человека, присоединенная Божеством и сохраненная в Божестве, сберегается без повреждения человеческой природы и без родительской вины.
Источник: Трактат на Откровение.
Беда Достопочтенный (672−735)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Ноги раскаленные следует отнести к Церкви последних времен, которая испытывается пламенем и скорбями. Ведь халколиван — это медь, которая приобрела золотой цвет под воздействием очень жаркого огня и красящих веществ. Из другого перевода, в котором говорится о расплавленной ливанской меди, мы можем понять, что в Иудее, где и находится гора Ливан, Церковь будет преследуема, особенно в последние времена. Ведь и храм часто именуется Ливаном: Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои (Зах 11:1).
Источник: Изложение Откровения.
Источник: Против ересей.
Экумений († X в.)
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
По словам Иоанна: и голос Его, как шум вод многих. И по достоинству — ведь как достиг бы всей земли Его голос, а возвещение о Нем — пределов вселенной, если бы не были они доступны слуху? Не из-за чувственно воспринимаемой громогласное, но по силе возвещения.
Откровение Иоанна Богослова 1:15
Толкования:
Апрингий
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Беда Достопочтенный
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Изложение Откровения.
Лопухин А.П.
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Свт. Андрей Кесарийский
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Ст. 15-16 И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обоих сторон мечь, и лице Его как солнце, сияющее в силе своей
Сщмч. Викторин Петавийский
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Сщмч. Ириней Лионский
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Бог разнообразными способами устрояет человеческий род в согласие спасения. Поэтому Иоанн говорит в Откровении: голос Его, как шум вод многих. Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат, и велик. И Слово, проходя среди людей, доставляло пользу всем, независтно повинующимся Ему, начертывая для всего творения сообразный и пригодный закон.
Экумений
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих
Толкование на Откровение 2:18
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Откровение 2:18 / Откр 2:18
Андрей Кесарийский (ок. VII в.)
И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану
Огневидность очей указывает на просвещение праведных и попаление грешников. — Ноги же и халколиван означают благоухание в спасаемых мысленного Христова мира и нераздельно-неслиянное соединение Божества с человечеством. Как разжженное Божественным Духом, оно не доступно для человеческого разумения.
Викторин Петавийский († 303/4)
Ст. 18−28 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю
Четвертый разряд означает достоинство верующих, работающих ежедневно и совершающих большие дела. Но Он указывает, что и там также имеются люди, охотно соглашающиеся на недозволенный мир и внимающие новым пророкам. Он убеждает и увещевает остальных, которым происходящее не нравится и которые осознают легкомыслие противника. Посредством этих зол и хитростей Он стремится напомнить верующим об опасностях и потому говорит: не наложу на вас иного бремени. То есть Я не дал вам соблюдение и требования закона, что является другим бременем, чтобы то, что имеете, держали, пока приду. Кто побеждает тому дам власть над язычниками — то есть Я поставлю его судьей среди остальных святых, — и дам ему звезду утреннюю, а именно, Он обещает первое воскресение. Ведь утренняя звезда прогоняет ночь и возвещает свет, то есть начало дня.
Источник: Толкование на Апокалипсис.
Апрингий († сер. VI в.)
так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану
Взгляд его проницает все вещи, Его непорочная плоть светится, словно медь, ярко сверкающая в огне.
Источник: Трактат на Откровение.
Беда Достопочтенный (672−735)
И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану
Фиатир можно перевести в жертву, ведь святые делают свои тела жертвой живой.
Источник: Изложение Откровения.
Экумений († X в.)
И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану
[Слова:] так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, указывают на ужас и угрозу грешникам. И ноги Его подобны халколивану, что обозначает или твердость и неколебимость веры в Него, или умное благоухание евангельских учений.
Источник: Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П. (1852−1904)
И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану
Фиатира, куда назначается четвертое послание Господа, небольшой лидийский городок Малой Азии, и был македонской колонией. В настоящее время это мусульманский городок; число православных христиан немногочисленно, и единственная их церковь стоит посреди кладбища и почти совсем вросла в землю. В обращении к фиатирским христианам своим эпитетом Господь указывает на свойства Своей Божественной природы: огонь совмещает в свече и благодетельное свойство согревания и животворности (благость Божию), и свойство очищения и уничтожения (Правосудие Божие).
ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи | ноги подобны халколивану
Слово халколиван (χαλκολίβανον) встречается в Библии всего в двух местах, которые находятся в Откровении. В небиблейских источниках такого слова не встречается, поэтому точно определить что такое халколиван затруднительно. В основном комментаторы склоняются к тому, что халколиван – это какой-то ценный металл или сплав металлов в составе которого есть медь (χαλκός – медь, λίβανος – ладан или страна Ливан).
В видениях ветхозаветных пророков можно найти места аналогичные рассматриваемому. В книге пророка Даниила есть описание видения «мужа в льняных оде ждах»[1]:
и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его—как топаз, лице его—как вид молнии; очи его—как горящие светильники, руки его и ноги его по виду—как блестящая медь (נחשׁת – “нэхошэт”, медь, в Септуагинте – χαλκός), и глас речей его—как голос множества людей ( Дан.10:5-6 )
Пророк Иезекииль описывает видение престола и Сидящего на нём:
И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние (חשׁמל – “хашмал”, бронза, медь или блестящий металл, в Септуагинте переводится как φέγγος – свет) вокруг него ( Иез.1:4 )
А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл (חשׁמל – “хашмал”, в Септуагинте переводится как ήλεκτρον – драгоценный сплав электрон или янтарь), как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него ( Иез.1:26-27 ).
В описании ангельских существ, находящихся возле престола, также присутствует сравнение с медью:
и из средины его видно было подобие четырех животных, –и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их–ноги прямые, и ступни ног их–как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь (נחשׁת – “нэхошэт”, медь, в Септуагинте – χαλκός) ( Иез.1:5-7 ).
Далее Иезекииль описывает видение подобия человека:
И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже–огонь, и от чресл его и выше–как бы сияние, как бы свет пламени (חשׁמל – “хашмал”, в Септуагинте – ήλεκτρον) ( Иез.8:2 ).
В Ветхом Завете для обозначения крепости чего-либо, часто используется архаичное слово נחושה – “нэхуша”, которое можно перевести и как “медь” и как “твердая” или “непоколебимая”:
Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными (נחושה – “нэхуша”), и сокрушишь многие народы ( Мих.4:13 );
Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой–медный (נחושה – “нэхуша”) ( Ис.48:44 );
Протоиерей Александр Мень в своих комментариях к Откровению пишет, что образ воскресшего Иисуса Христа, с белыми волосами, с огненными ногами, является, в какой-то степени, антиподом истукана с золотой головой и глиняными ногами из книги пророка Даниила ( Дан.2:31-33 ), который символизирует царства мира[2].
Ниже рассмотрим как толкователи Откровения объясняют символику в описании ног воскресшего Иисуса Христа.
Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.):
Под ногами Григорий Назианзин разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Его суть плоть, которою сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги суть и Апостолы, как утверждение церкви. – Халколиваном врачи считают благовонный фимиам, называемый у них сильным, мужеским. Или иначе: халк (медь) означает естество человеческое, ливан (ладон) – Божеское, а совокупленные в одно слово – «халколиван» – благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще: халк означает благозвучие учения Христова, а ливан – обращение язычников, почему и повелевается прийти невесте ( Песн. 4, 8 ). Ноги Христовы суть Апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушен ий[3].
Ноги же и халколиван означают благоухание в спасаемых мысленного Христова мира и нераздельно-неслиянное соединение Божества с человечеством. Как разжженное Божественным Духом, оно не доступно для человеческого разумен ия[4].
Священномученик Викторин Петавийский (230-303/4):
Иоанн говорит об апостолах, поскольку раскаленные страданием они проповедовали слово Его: ведь через них распространяется проповедь, и они заслуженно именуются ногами. Откуда пророк и предвосхитил, говоря: поклонимся, где стояли ноги Его ( Пс 131:7 ), ибо, где они, как первые, стояли и основали Церковь, то есть Иудею, там соберутся все святые и поклонятся Богу своему[3].
Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.):
И ноги Его подобны халколивану, что обозначает или твердость и неколебимость веры в Него, или умное благоухание евангельских учений[4].
Церковный писатель Апрингий († сер. VI в.):
Ноги здесь – это пребывающая в Нем человеческая природа, которую Он воспринял ради нашего спасения. Ибо как медь в печи, краснея на поверхности, никакими пузырями и никакой ржавчиной не покрывается, так чистейшая и совершеннейшая плоть воспринятого человека, присоединенная Божеством и сохраненная в Божестве, сберегается без повреждения человеческой природы и без родительской вины[3].
Его непорочная плоть светится, словно медь, ярко сверкающая в огне[4].
Церковный историк Беда Достопочтенный (637 — 735):
Ноги раскаленные следует отнести к Церкви последних времен, которая испытывается пламенем и скорбями. Ведь халколиван – это медь, которая приобрела золотой цвет под воздействием очень жаркого огня и красящих веществ. Из другого перевода, в котором говорится о расплавленной ливанской меди, мы можем понять, что в Иудее, где и находится гора Ливан, Церковь будет преследуема, особенно в последние времена. Ведь и храм часто именуется Ливаном:Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои ( Зах 11:1 )[3].
Каждое из семи посланий Асийским церквам начинается одним из описаний Иисуса Христа, содержащихся в первой главе. Среди них есть и выражение “ноги подобны халколивану”:
[1] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ДАНИИЛ https://www.pravenc.ru/text/171183.html
[2] Протоиерей Александр Мень. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова. Комментарий https://www.ubrus.org/data/library/pages/313/Main.htm
[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:15
[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:02:18
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.