Ночь нежна фицджеральд о чем
Ночь нежна
1925 г. Розмэри Хойт, молодая, но уже знаменитая после успеха в фильме «Папина дочка» голливудская актриса, вдвоём с матерью приезжает на Лазурный берег. Лето, не сезон, открыт лишь один из многочисленных отелей. На пустынном пляже две компании американцев: «белокожие» и «темнокожие», как назвала их про себя Розмэри. Девушке гораздо симпатичнее «темнокожие» — загорелые, красивые, раскованные, они в то же время безупречно тактичны; она охотно принимает приглашение присоединиться к ним и тотчас немного по-детски влюбляется в Дика Дайвера, душу этой компании. Дик и его жена Николь — здешние обитатели, у них дом в деревушке Тарм; Эйб и Мэри Норт и Томми Барбан — их гости. Розмэри очарована умением этих людей жить весело и красиво — они постоянно устраивают забавы и шалости; от Дика Дайвера исходит добрая мощная сила, заставляющая людей подчиняться ему с нерассуждающим обожанием. Дик неотразимо обаятелен, он завоёвывает сердца необычайной внимательностью, подкупающей любезностью обращения, причём так непосредственно и легко, что победа одерживается прежде, чем покорённые успевают что-либо понять. Семнадцатилетняя Розмэри вечером рыдает на материнской груди: я влюблена в него, а у него такая замечательная жена! Впрочем, Розмэри влюблена и в Николь тоже — во всю компанию: таких людей она раньше не встречала. И когда Дайверы приглашают её поехать с ними в Париж провожать Нортов — Эйб (он композитор) возвращается в Америку, а Мэри направляется в Мюнхен учиться пению, — она охотно соглашается.
Перед отъездом Дик устраивает прощальный обед, на который звана и компания «светлокожих». Обед удался: «светлокожие» в лучах обаяния Дика раскрыли лучшие стороны своих натур; но Розмэри, сравнивая их с хозяевами, проникается сознанием исключительности Дайверов. А кончился обед дуэлью. Миссис Маккиско, одна из «светлокожих», зашла в дом и увидела там что-то такое, чем не успела поделиться: Томми Барбан очень убедительно не советовал ей обсуждать происходящее на вилле «Диана»; в итоге Томми стреляется с мистером Маккиско — впрочем, с обоюдно благополучным исходом.
В Париже во время одной из головокружительных эскалад Розмэри говорит себе: «Ну вот и я прожигаю жизнь». Бродя с Николь по магазинам, она приобщается к тому, как тратит деньги очень богатая женщина. Розмэри ещё сильнее влюбляется в Дика, и у него едва хватает сил сохранить имидж взрослого, вдвое старшего, серьёзного человека — он отнюдь не безучастен к чарам этой «девушки в цвету»; полуребёнок, Розмэри не понимает, какую лавину обрушила. Между тем Эйб Норт пускается в запой и, вместо того чтобы уехать в Америку, в одном из баров провоцирует конфликт американских и парижских негров между собой и с полицией; расхлёбывать этот конфликт достаётся Дику; разборка увенчивается трупом негра в номере Розмэри. Дик устроил так, что репутация «Папиной дочки» осталась незапятнанной, — дело замяли, обошлось без репортёров, но Париж Дайверы покидают в спешке. Когда Розмэри заглядывает в дверь их номера, она слышит нечеловеческий вой и видит искажённое безумием лицо Николь: она уставилась на перемазанное кровью одеяло. Тогда-то она и поняла, чего не успела рассказать миссис Маккиско. А Дик, возвращаясь с Николь на Лазурный берег, впервые за шесть лет брака чувствует, что для него это путь откуда-то, а не куда-то.
Весной 1917 г. доктор медицины Ричард Дайвер, демобилизовавшись, приезжает в Цюрих для завершения образования и получения учёной степени. Война прошла мимо него, — он уже тогда представлял собой слишком большую ценность, чтобы пускать его на пушечное мясо; на стипендию от штата Коннектикут он учился в Оксфорде, закончил курс в Америке и стажировался в Вене у самого великого Фрейда. В Цюрихе он работает над книгой «Психология для психиатра» и бессонными ночами мечтает быть добрым, быть чутким, быть отважным и умным — и ещё быть любимым, если это не послужит помехой. В свои двадцать шесть он ещё сохранял множество юношеских иллюзий — иллюзию вечной силы, и вечного здоровья, и преобладания в человеке доброго начала — впрочем, то были иллюзии целого народа.
Под Цюрихом, в психиатрической лечебнице доктора Домлера, работает его друг и коллега Франц Грегоровиус. Уже три года в этой лечебнице находится дочь американского миллионера Николь Уоррен; она потеряла рассудок, в шестнадцать лет став любовницей собственного отца. В программу её излечения входила переписка с Дайвером. За три года здоровье Николь поправилось настолько, что её собираются выписать. Увидевшись со своим корреспондентом, Николь влюбляется в него. Дик в сложном положении: с одной стороны, он знает, что это чувство отчасти было спровоцировано в лечебных целях; с другой стороны, он, «собиравший её личность из кусочков», как никто другой, понимает, что если это чувство у неё отнять, то в душе её останется пустота. А кроме того, Николь очень красива, а он не только врач, но и мужчина. Вопреки доводам рассудка и советам Франца и Домлера, Дик женится на Николь. Он отдаёт себе отчёт в том, что рецидивы болезни неизбежны, — к этому он готов. Куда большую проблему он видит в богатстве Николь — ведь он женится отнюдь не на её деньгах (как думает сестра Николь Бэби), а скорее вопреки им, — но и это его не останавливает. Они любят друг Друга, и, несмотря ни на что, они счастливы.
Опасаясь за здоровье Николь, Дик притворяется убеждённым домоседом — за шесть лет брака они почти не расставались. Во время затяжного рецидива, случившегося после рождения их второго ребёнка, дочери Топси, Дик научился отделять Николь больную от Николь здоровой и соответственно в такие периоды чувствовать себя только врачом, оставляя в стороне то, что он ещё и муж.
На его глазах и его руками сформировалась личность «Николь здоровой» и оказалась весьма яркой и сильной настолько, что все чаще его раздражают её приступы, от которых она не даёт себе труда удерживаться, будучи уже вполне в силах. Не только ему кажется, что Николь использует свою болезнь, чтобы сохранять власть над окружающими.
Изо всех сил Дик старается сохранить некоторую финансовую самостоятельность, но это даётся ему все трудней: нелегко сопротивляться заливающему его потоку вещей и денег — в этом Николь тоже видит рычаг своей власти. Их все дальше отводит от нехитрых условий, на которых когда-то был заключён их союз. Двойственность положения Дика — мужа и врача — разрушает его личность: он не всегда может отличить необходимую врачу дистанцию по отношению к больной от холодка в сердце по отношению к жене, с которой он един плотью и кровью.
Появление Розмэри заставило его осознать все это. Тем не менее внешне жизнь Дайверов не меняется.
Рождество 1926 г. Дайверы встречают в Швейцарских Альпах; их навещает Франц Грегоровиус. Он предлагает Дику совместно купить клинику, с тем чтобы Дик, автор множества признанных трудов по психиатрии, проводил там несколько месяцев в году, что давало бы ему материал для новых книг, а сам он взял на себя клиническую работу. Ну и разумеется, «для чего же может обращаться европеец к американцу, как не за деньгами», — для покупки клиники необходим стартовый капитал. Дик соглашается, дав себя убедить Бэби, которая в основном распоряжается деньгами Уорренов и считает это предприятие выгодным, что пребывание в клинике в новом качестве пойдёт на пользу здоровью Николь. «Там бы я могла за неё совсем не беспокоиться», — говорит Бэби.
Расставшись с Розмэри, он чудовищно напивается; из полицейского участка его, страшно избитого, вызволяет оказавшаяся в Риме Бэби, — она почти довольна, что Дик больше не безупречен по отношению к их семье.
Дик все больше пьёт, и все чаще ему изменяет обаяние, умение все понять и все простить. Его почти не задела готовность, с которой Франц принимает его решение выйти из дела и покинуть клинику, — Франц уже и сам хотел предложить ему это, ибо репутации клиники не идёт на пользу постоянный запах алкоголя, исходящий от доктора Дайвера.
Для Николь внове то, что теперь она не может переложить на него свои проблемы; ей приходится научиться отвечать за себя. И когда это произошло, Дик опротивел ей, как живое напоминание о годах мрака. Они становятся чужими друг другу.
Дайверы возвращаются в Тарм, где встречают Томми Барбана, — он повоевал на нескольких войнах, изменился; и новая Николь смотрит на него новыми глазами, зная, что он всегда любил её. На Лазурном берегу оказывается и Розмэри. Под влиянием воспоминаний о первой встрече с ней пять лет назад Дик пытается устроить нечто подобное былым эскападам, и Николь с жестокой ясностью, усиленной ревностью, видит, как он постарел и изменился. Изменилось и все вокруг — это местечко стало модным курортом, пляж, который некогда Дик расчищал граблями каждое утро, заполнен публикой типа тогдашних «бледнолицых», Мэри Норт (теперь графиня Мингетти) не желает узнавать Дайверов. Дик покидает этот пляж, как низложенный король, который лишился своего королевства.
Николь, празднуя своё окончательное исцеление, становится любовницей Томми Барбана и затем выходит за него замуж, а Дик возвращается в Америку. Он практикует в маленьких городках, нигде не задерживаясь надолго, и письма от него приходят все реже и реже.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
LitBlog — литературный блог
Трудно представить себе более неудачливого писателя, чем Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Заложник собственного гения, искрометного окружения и пагубной зависимости, Фицджеральд, кажется, был обречен на печальный исход. Он так и не смог стать в один ряд с великими классиками его времени, о нем вспоминают лишь во вторых рядах, а любой проходящий мимо едва ли назовет другое его произведение, кроме «Великого Гэтсби». Трагическая реальность словно вторила его собственной жизни во всех его произведениях. Поставив непосильно высокую планку для себя самого в начале карьеры, писатель так и не сумел вернуться на свой прежний уровень, даже, несмотря на то, что свое произведение «Ночь нежна» он считал самым лучшим из всего им написанного. Но общественность придерживалась кардинально другого мнения. Ближайший друг и соратник — Эрнест Хемингуэй — несколько критично относился к этому труду, редакторы не хотели публиковать произведение и множество раз отправляли его на доработку. Скотт Фицджеральд при жизни так и не стал свидетелем успеха своего романа, к большому огорчению, он, наверное, не стал бы им, будь ему отмерено судьбой прожить даже на несколько десятков лет дольше. Но причину стоит искать не в художественной плоскости, а скорее в в воле самой Судьбы!
О чем книга?
«Ночь нежна» охватывает временной отрезок из жизни Дика Дайвера, равный около 10-ти годам. Дик — блистательный психиатр, однако при этом за душой у него нет особых средств, но благодаря успешному браку с Николь на него нисходит почет, уважение и успех. Она была его пациенткой — больная шизофренией, Николь постепенно раскидывала паутину собственного расстройства и гедонизма, в которой погрязла вместе с мужем. У персонажей Дика и Николь существовали абсолютно реальные прототипы, жизнь которых Фицджеральд и взял за основу своего произведения.
Но в гораздо большей степени прототипом Дика и Николь являлся сам Скотт и его жена Зельда, также психически неустойчивая особа с переменным характером и со всеми вытекающими из такого состояния проблемами. Едва ли Фицджеральд осознавал эту особенность своих персонажей, однако судьба распорядилась именно таким трагическим образом. Тем не менее, нельзя упрекнуть его в том, как была написана книга! Он с завидным мастерством и болезненной реалистичностью передает переход к доминированию в отношениях Дика и Николь: вначале Николь во всем полагается на Дика и позволяет ему вести ее по трудным жизненным закоулкам, но как только ей удается воспрять и «опериться», она трансформируется в узурпатора отношений, и уже Дик становится жертвой воспаленного эго жены и потери собственного смысла жизни. Невозможно абсолютно равнодушно следить за тем, по какой параболе движутся их отношения, а также за тем, как Николь использует свой недуг для манипуляции мужем. В начале складывается впечатление, что в таком поведении Николь нет никакой преднамеренной цели, но со временем приходит понимание, чего им обоим стоило столь долгое выздоровление.
Но и Дик повинен в том, что он в итоге впал в немилость своей жены. С тех самых пор, как он впервые встречает Николь, он чувствует себя вполне удовлетворенным своей работой, однако их брак лишь отчасти продиктован романтическими соображениями с обеих сторон, в то время как в большей степени на их союз повлиял совет сестры о том, что Николь остро нуждается в крепком и надежном плече. Отныне Дик кардинально меняет свою социальную роль профессионального медика в пользу обычного партнера и компаньона. Последующие годы пара проводит за беззаботными развлечениями и постоянными встречами и знакомствами; Дик все меньше уделяет времени и сил психиатрической практике, что логически ведет к падению уровня жизни и доходов. Такое положение дел вполне объяснимо ведет к полной иррелевантности того, какой Дик представлял себе жизнь, и в которой он непосредственно оказался.
Мораль
Непостоянство и нестабильность в отношениях четы Дайверов очень ярко подтверждается их кочующим образом жизни: они чередуют один курорт за другим, перебирают слух за слухом — это и становится основой их жизни. Люди, которые встречаются им по жизни, вряд ли чем-то радикально отличаются от Дайверов: они настолько же ленивы, закрыты от развития и лишены существенных целей; все их пересуды скупы и скучны, а действия — смехотворны. Впрочем, Дик делает попытки вырваться из такого замкнутого круга — он находит несмелую психологическую отдушину в виде молодой актрисы Розмари. Но их роман, как бы странно это ни выглядело, тоже обречен, потому как Розмари, несмотря на свое заработанное состояние, в отличие от унаследованного Николь, предлагает Дику очередной путь в нереальный мир, который уже давно покалечил душу доктора. В конце концов, уровень профессиональной несостоятельности Дика доходит до такой точки, когда ему попросту приходится оборвать все связи с его окружением. В результате он полностью теряет свою индивидуальность и уважение человека, для которого он ранее был целым миром.
Неудачи преследовали Фицджеральда и во время написания романа «Ночь нежна». Свою работу он начал еще в бурные 20-ые, задумав описать царившую в то время эпоху джаза, разгульных вечеров и пьяного прожигания жизни. Однако написание книги растянулось на неприлично длинный срок, ему приходилось несколько раз полностью перерабатывать и переписывать роман. Говорят, общее число редакций доходило до 17-ти. На момент публикации романа в Америке царил новый порядок — Депрессия. Соответственно интересы общества тоже кардинально поменялись: его уже не интересовали дорогие вечеринки и беззаботная жизнь. Людей интересовал кризис, его причины, а также способы восстановления своего положения. Фицджеральд опять потерпел поражение, просто не успел, не оказался в нужном месте, как это обычно с ним и случалось. Проведя последние дни жизни в нищете и алкогольном угаре, он, кажется, так и остался в тени собственного гения, бремя которого ему так и не удалось вынести.
Краткое содержание Фицджеральд Ночь нежна
В произведении «Ночь нежна», созданном американским писателемФрэнсисом Скоттом Фицджеральдом, описывается жизнь богатых людей в двадцатые годы прошлого века.
Молодой, но очень талантливый американский доктор Дик Дайвер работал в психиатрической клинике, где проходила лечение Николь — дочь богатого человека. Девушка влюбилась в юношу. Вначале Дик страшился романтических чувств своей пациентки. Но потом он понял, что если оттолкнёт её, то своими действиями может вызвать рецидив болезни. Кроме того, Николь была очень красива, что подливало масла в огонь страсти. Дик дал волю своим чувствам и влюблённые поженились, несмотря на возражения семьи невесты.
После свадьбы молодые поселились на вилле, расположенной на Лазурном берегу. Дик успешно совмещал роль заботливого мужа и прекрасного доктора. Так же он был компанейским человеком и к нему в гости приезжало много знакомых. У супружеской четы родилось двое детей. У Николь периодически случались приступы болезни. Тогда Дик лечил её, помня то, что он не только муж, но ещё и врач. Но иногда мужчине казалось, что жена уже вполне выздоровела, а с помощью рецидивов хочет удержать его.
Розмэри Хойт была молодой, успешной актрисой. Она вместе со своей матерью приехала отдохнуть на Лазурный берег. Здесь девушка и познакомилась с Диком и с первой встречи влюбилась в него. Розмэри очень понравилась компания, живущая в доме Дайверов. Её члены были всегда веселы, забавлялись, как могли. Дик выделялся из сей компании своей доброй мощной силой, которая заставляла людей безоговорочно подчиняться ему.
Когда Дик пригласил Розмэри сопровождать компанию в столицу Франции, она сразу согласилась. Там девушка начала вести богемный образ жизни, проводила вечера в барах, тратила все свои деньги на наряды. Вот в одном злачном месте произошла ссора с чернокожим, которая закончилась его смертью. Дику пришлось предпринимать меры, чтобы дело замяли. В это же время Розмэри узнала о болезни Николь. Дайверам пришлось в спешке покинуть Париж. А дома Дик начал думать о том, что зря связал себя узами брака с сумасшедшей женщиной.
Затем в жизни супружеской четы появился Франц Грегоровиус, который предложил Дику купить помещение и организовать там психиатрическую клинику. Мужчины с воодушевлением принялись осуществлять задуманное. Николь стала продолжать лечение в этом лечебном заведении. Но и смена обстановки не привела к излечению женщины. Она постоянно устраивала сцены ревности своему мужу и даже попыталась пустить под откос автомобиль, где находились вся семья Дайверов.
Затем Дик получил известие о смерти отца и вынужден был покинуть клинику. После похорон он заехал в столицу Италии, чтобы встретиться с Розмэри. Там страсть между мужчиной и женщиной вспыхнула с новой силой, они стали любовниками. Но новое увлечение привело к тому, что Дик всё больше и больше чувствовал неудовлетворённость жизнью и начал пить. Это привело к тому, что мужчине пришлось отказаться от работы в клинике, так как его непрезентабельный вид пьющего человека отпугивал клиентов. К тому же Николь полностью выздоровела и поняла, что муж ей больше не нужен.
Дайверы возвратились к себе на родину. Здесь они встретили своего старого знакомого — Томми Барбана. Николь узнала, что этот мужчина всегда думал о ней. Охлаждение с мужем привело к тому, что Николь стала любовницей Томми, а затем развелась с Диком.
Дик уехал в Соединённые Штаты Америки, а Томми и Николь стали мужем и женой.
В своём произведении автор доказывает мысль, что обеспеченная жизнь без цели не приведёт ни к чему хорошему.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Фицджеральд. Все произведения
Ночь нежна. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Как-то раз прибегала хитрая плутовка лиса мимо дерева и увидела на нем тетерева. Решила она перехитрить птицу, выманить беднягу на землю и съесть.
Семья собралась за столом к ужину. Отец где-то задерживался. Старший из детей, Ефим, услышал жужжание аэроплана. Вдобавок пропал свет. В эти неспокойные времена, когда шла постоянная борьба между
Действие происходит в Праге, в начале 19 века. Главный герой находится в полусонном состоянии, и его преследуют видения.
Произведение повествует об одной семье, в которой у отца было трое сыновей.
В летнем лагере много девчонок и мальчишек. Среди них есть трус Петька и красавица Таня. Петька никогда ни во что не лезет, но зато считает себя умным. А Таня обожает своё зеркальце и при каждом удобном случае в него смотрится
Литературный кружок. Ф. С. Фитцджеральд «Ночь нежна». Обсуждение.
Приветствую запоздало всех сплетниц, читательниц нашего кружка. Извините за задержку, в свое оправдание скажу, что у меня ещё день 15-ого. Хотя это меня не оправдывает.
В последний раз я писала сочинение в школе. Оттого, так неловко мне писать текст в форме сочинения. Поэтому я продолжу писать в стиле предыдущего обсуждения романа Толстого. Поэтапно, иногда перемежая свои мысли цитатами, которые к ним привели. Буду писать о том, что увлекло и показалось интересным.
Итак, роман разворачивается в 20-е годы 20-ого века. Послевоенное время после Первой мировой войны. Время психоанализа, время послевоенного духа, время арт деко, популярности Фрейда, повсюду появляются клиники для поправления душевного здоровья богатых людей. Как не без иронии заметил Фитцджеральд, в них лечились в основном те, кто считал себя жертвой войны, но как правило на войне не был.
Этот роман о том, как люди любят и как всё проходит. На примере семейной пары мы видим весь спектр чувств: от жалости, до страсти, любви, зависимости, пресыщенности, внутреннего освобождения от другого человека и до разрыва. В конце остаётся только чувство, что кто-то кого-то использовал и разрушил, и это вовсе не тот, кто казался сильным с самого начала.
Я начала читать сразу после Толстого. И долго не могла поймать ритм повествования. Сначало все было очень сумбурно и тягуче. Но когда, мои мысли подхватили наконец волну Фитцджеральда, то стало очень легко плыть вместе.
Героиня Розмари на первых трёх страницах два раза влюбилась и один раз мысленно отдалась. Дело молодое, ей в конце концов всего 18-ть, но после нашей Китти с ее радостными мыслями о пирожных для детей Долли в связи с новым положением жены, все это кажется каким-то несерьезным поначалу.
Но не подумайте, что я по-старчески ворчу, просто не сразу переключилась.
Впрочем, девушек разделяет примерно 80 лет, как меня и мою прабабушку, и разные материки рождения. Поэтому, скорее абстрагируюсь и стараюсь вникнуть в проблемы старлетки Голливуда начала 20-ого века.
Розмэри. 18 лет. Американка. Путешествуя с матерью по Европе, приехала на французскую Ривьеру, отдохнуть на пляже после пневмонии, полученной на съёмках фильма. Очень симпатичная молодая девушка. Актриса нового, успешного в прокате, фильма.
«Мать была лучшей подругой дочери и руководила ею, делая на это свою последнюю в жизни ставку — явление, довольно распространенное в околотеатральной среде, но миссис Спирс отличалась от других тем, что не искала тут способа отыграться за собственные неудачи. Она не была в обиде на судьбу — два благополучных брака, оба завершившиеся вдовством, укрепили жизнерадостный стоицизм, заложенный в ней природой. Один из ее мужей был кавалерийским офицером, другой — военным врачом, и оба оставили ей небольшой капитал, который она старательно сберегала для Розмэри. Она не баловала дочь и этим сумела закалить ее характер, но в то же время не щадила себя, пестуя ее заботливо и любовно, и этим воспитала в ней идеализм, уже давший свои плоды: Розмэри боготворила мать и на все смотрела ее глазами. А потому, при всей своей детской непосредственности, она была защищена двойной броней, материнской и собственной, вполне по-взрослому чураясь всякой фальши, пошлости и дешевки. Однако после внезапного успеха Розмэри в кино миссис Спирс почувствовала, что пора отлучить ее от груди, и вполне искренне готова была не огорчиться, а порадоваться, если этот кипучий, страстный и взыскательный идеализм сосредоточится на ком-либо, помимо матери.»
Розмари знакомится с компанией молодых американцев на пляже.
Интересна первоначальная реакция Розмари на выходку супругов Дайверов. Она с искренним восторгом принимает этих весёлых людей.
«Розмэри кружевные панталоны привели в полный восторг. В своей наивности она горячо откликалась на расточительные шалости Дайверов, не догадываясь, что все это далеко не так просто и не так невинно, как кажется, что все это тщательно отобрано на ярмарке жизни с упором не на количество, а на качество; и так же, как и все прочее — простота в обращении, доброжелательность и детская безмятежность, предпочтение, отдаваемое простейшим человеческим добродетелям, — составляет часть кабальной сделки с богами и добыто в борьбе, какую она и вообразить себе не могла. Дайверы в ту пору стояли на самой вершине внешней эволюции целого класса — оттого рядом с ними большинство людей казалось неуклюжими, топорными существами, но уже были налицо качественные изменения, которых не замечала и не могла заметить Розмэри»
Дик и Николь Дайверы. Молодая семейная парочка американцев с двумя детьми. Они богаты, молоды (Розмэри полумала, что Николь около 24 лет, а Дику 34) живут во Франции, на прекрасной вилле «Диана», дети их говорят помимо английского, на французском. Это люди высшего класса Америки. Николь дочь богатых родителей. Дик молодой доктор психиатр, впрочем, вначале романа не практикующий, не считая своей жены.
Розмари похоже влюбилась в Дика Дайвера. И как бы оправдывая себя, говорит сама себе невысказанными словами матери:
««Тебя готовили не к замужеству — тебя готовили прежде всего к труду.
Вот теперь тебе попался первый крепкий орешек, и такой, который стоило бы расколоть. Что же, попробуй — выйдет, не выйдет, в убытке ты не останешься. Приобретешь опыт, быть может, ценой страдания, своего или чужого, но сломить тебя это не сломит. Ты хоть и девушка, но стоишь в жизни на собственных ногах, и в этом смысле все равно что мужчина».»
Юная героиня проводит много времени в компании новых знакомых, очаровывается укладом их легкой и богемной жизни.
Вот как Фитцджеральд описывает девушек компании, включая саму героиню:
«Николь — внучка разбогатевшего американского торговца и внучка графа фон Липпе-Вайссенфельда. Мэри Норт — дочь мастера-обойщика и потомок Джона Тайлера, десятого президента США. Розмэри — девушка из скромной буржуазной семьи, закинутая матерью на безымянные высоты Голливуда. Одним они походили друг на друга и этим же отличались от многих других американских женщин: все три охотно существовали в мужском мире, сохраняя свою индивидуальность благодаря мужчинам, а не вопреки им. Каждая могла стать образцовой женой или образцовой куртизанкой в зависимости от обстоятельств — но не обстоятельств рождения, а других, более значительных: от того, встретит или не встретит она в жизни мужчину, который ей нужен.»
Дик Дайвер привлекает к себе людей. Мы встречаем его 34-летним крепким. мужчиной. Он один из тех, кого с детства обволакивает особо приветливым отношением все его окружение, благодаря его наружности и обаянию. Позже, когда ему исполнилось 38 лет мы видим, что он уже совладелец клиники в Швейцарии (не без помощи денег семьи супруги Николь), и отношения с Николь тяготят его.
«Николь хорошо знала, как все эти люди дорожили его симпатией и его интересом, однако она знала и другое: за шесть лет их супружества Дик ни одной ночи не провел без нее, кроме времени, когда родились их дети. Но в нем было обаяние, которого он просто не мог не пускать в ход; человек, наделенный таким обаянием, пользуется им подчас бессознательно, притягивая к себе тех, кто ему совершенно не нужен. «
«— Я доктор медицины, — сказал он [Дик Дайвер, сватая Николь у сестры]. — Отец мой — священник, теперь уже на отдыхе. Жили мы в Буффало, и в моем прошлом нет тайн. Учился в Нью-Хейвене; потом получил стипендию Родса. Мой прадед был губернатором Северной Каролины, и я — прямой потомок Безумного Энтони Уэйна»
Николь, 24 года. Очень красивая молодая женщина. Пациентка клиники в Швейцарии из-за изнасилования отцом. Дик помогал в ее реабилитаци по просьбе друга психиатра. А потом женился на ней. Дик говорил, что она шизоидный тип личности и всегда будет эксцентричной в поведении. Не смотря на то, что Николь богатая наследница, Дик женился на ней из-за нее самой. Потому что полюбил эту молодую прекрасную девушку.
Вот как думает Николь. Ее мысли очень поэтичны и глубоки, как будто о прогулке на палубе, а на самом деле о жизни с мужчиной.
«С Диком не соскучишься — пассажиры в шезлонгах оглядываются на нас, какая-то дама старается разобрать, что это мы такое поем. Но Дику вдруг надоедает петь, ну что ж, Дик, шагай дальше один. Только один ты будешь шагать по-другому, милый, воздух вокруг тебя сгустится, придется пробираться через тени шезлонгов, через клубы мокрого дыма из трубы.
Увидишь, как твое отражение скользит в глазах тех, кто на тебя смотрит.
Кончится твоя обособленность, но это и лучше; нужно войти в жизнь, от нее оттолкнуться.
А я сижу на подпоре спасательной шлюпки и смотрю на море, не подбирая рассыпавшихся волос, пусть треплются и блестят на ветру. Я сижу, неподвижная на фоне неба, а корабль несет меня вперед, в синюю мглу будущего, для того он и существует. Я — Афина Паллада, благоговейно вырезанная на носу галеры. В пароходной уборной журчит вода, а за кормой, бормоча что-то, стелется переливчатая агатово-зеленая ряска пены.»
Этот роман об отношениях. О зависимости друг от друга. Николь зависима от Дика. Но и он в свою очередь зависим от нее.
«Вернувшись в жизнь после первого приступа болезни, она так полна была надежд, так многого ждала, но жить оказалось нечем, кроме Дика, кроме детей, которых она растила без настоящей любви к ним, точно взятых на воспитание сирот. Ей нравились люди особого склада, бунтари, но общение с ними ей было вредно, нарушало ее покой; она искала секрет той силы, что питала их независимость, или способность к творчеству, или уменье идти напролом, но искала напрасно — секрет таился в борениях детства, давно и накрепко позабытых. А в Николь их интересовали только внешние черты — красота, обманчивая гармония, под которой пряталась ее болезнь. И она была одинока рядом с принадлежавшим ей Диком, который никому не хотел принадлежать»
После того как Дик, берет «отпуск» после очередного приступа Николь и уезжает в путешествие один, он снова встречает Розмэри. Теперь ей 22 года, а ему 38. И теперь, наконец завершилось то с чего начался роман: влечение привело к своему исходу в номере отеля. Но Дик понимает, что любит все-таки жену:
«То, что повлекло его сюда, было не столько влюбленностью, сколько романтическим воспоминанием. Одна у него любовь — Николь; пусть нередко ему и тяжело с ней, а все-таки она его единственная настоящая»
Эти строки ниже особенно тронули меня. Если бы я могла так красиво и ясно изьясняться, то я сказали бы то же о моей жизни. Вся она соткана из личностей, обрывков счастья и природы, что отпечатались во мне. Вот как говорит об этом Фитцджеральд:
«Впервые Дик испытывал к человеку этого типа не врачебный, а обыкновенный житейский интерес, и ему было ясно, что причина заключена в обаянии Франсиско, том самом обаянии, которое помогает ему совершать преступления против нравственности. А для Дика человеческое обаяние всегда имело самодовлеющую ценность, в каких бы формах оно ни выражалось — в безрассудном ли мужестве той несчастной, что скончалась сегодня утром в клинике на Цугском озере, или в непринужденной грации, с которой этот пропащий мальчишка говорил о самых банальных и скучных вещах. Дику свойственно было рассекать жизнь на части, достаточно мелкие, чтобы их хранить про запас; он понимал, что целая жизнь может вовсе не равняться сумме ее отрезков, но когда человеку за сорок, кажется невозможным обозреть ее целиком. Его любовь к Николь и к Розмэри, его дружба с Эйбом Нортом и с Томми Барбаном в расколотом мире послевоенной поры — при каждом из столь тесных соприкосновений с чужой личностью эта чужая личность впечатывалась в его собственную; взять все или не брать ничего — таков был жизненный выбор, и теперь ему словно по высшему приговору предстояло до конца своих дней нести в себе «я» тех, кого он когда-то знал и любил, и только с ними и через них обретать полноту существования. То была невеселая участь; ведь так легко быть любимым — и так трудно любить»
Все закончилось разрывом. Николь вернула свою жизнь и здоровье, через мужа. И изменив, бросила его.
Фитцджеральд описывает таких тонких и слабых богатых людей, которые в один момент, наигравшись, просто выбрасывают тебя из жизни. Эти люди как будто с чувствами, но без чувств.
Но Фитцджеральд считает по другому. И в обоих его романах четко прослеживается одна линия: сильные мира сего, пережевали и выплюнули хорошего парня, как потерявшую вкус, жевательную резинку.
А вы как думаете? Кто кого использовал в романе? И любил ли кто-то там по настоящему?
Напоминаю, что по результатам голосования 23 мая мы обсудим «Невыносимая лёгкость бытия» М.Кундера.
Обновлено 16/05/18 17:15:
В опросе ошибка в дате. Книгу-победителя опроса будем обсуждать 5 ИЮНЯ, не июля.
Что читаем к 5 июля?
Выбирайте из трёх вариантов, которые остались в прошлый раз.