Но вот кто то предположил что это генеральская собака

Хамелеон. По рассказу А. Чехова

Хамелеон. По рассказу А. Чехова.

Городовой рыжий шагает,
За ним же. В руках решето,
Наполненное там до верху,
Крыжовником. Что был изъят.

А кругом тишина стояла…
На площади же ни души…
Открытые двери всех лавок,
И кабаков на свет глядят.

На свет божий смотрят уныло,
Как пасти там голодные,
Около них нет даже нищих…
Вдруг чья – то ругань раздалась:

Бежала с дровяного склада,
Купца Пичугина, она.
За нею человек там гнался,
В распахнутой жилетке тот.

Вперёд туловищем подавшись,
На землю падает он тут,
За задние лапы хватая,
Эту собаку перед ним.

Слышен вторичный визг собачий,
И крик там чей – то: «Не пущай!»
Выглядывать из лавок стали,
Сонные лица уже там.

Около самых ворот склада,
Он видит, стоит человек,
В своей расстёгнутой жилетке,
Правую руку подняв вверх.

Толпе показывая палец,
Который окровавлен был.
На лице ж его полупьяном,
Словно написано там всё:

«Ужо, сорву я с тебя шельма!»
Да и сам палец там его,
Имел вид знамени победы.
Таким предстал тот человек.

И узнаёт в нём Очумелов,
Золотых дел мастера, там,
Хрюкина. В толпе ж в середине,
Сидел виновник там всего.

С острой мордой, и с пятном желтым,
Что выделялось на спине.
В слезящихся глазах собаки,
Запечатлён ужас с тоской.

И вдруг эта подлая псина,
Там, ни с того, ни с сего – хвать,
За палец… Извините, я же,
Работающий человек…

Мелкая у меня ж работа,
Пущай заплатят мне, ведь я,
Этим пальцем, может, неделю,
И не пошевельну совсем…

Этого, ваше благородие,
Нет и в законе, чтоб терпеть,
От твари… Ежели там каждый,
Кусаться будет. Как же быть?

Я этого так не оставлю!
Покажу вам, как распускать,
Собак!» – прикрикнул Очумелов,
Оглядывая грозно всех.

«Пора обратить уж вниманье,
Тут на подобных тех господ,
Что не желают подчиняться,
Постановлениям властей!

Как оштрафуют же мерзавца,
Так он узнает у меня,
Что значит всякая собака,
И прочий весь бродячий скот!

И протокол составь немедля!
Собаку ж надо истребить.
Немедля! Бешенная. может…
Спрашиваю, собака чья?»

Ужас как жарко! Полагаю,
Что это всё перед дождём…
Одного я не понимаю,
Как смогла тебя укусить?

Он к Хрюкину тут обратился –
Нешто она достать смогла,
До пальца? Маленькая ж очень,
Ты ж здоровила, вон, какой!

Расковырял палец, наверно.
Гвоздиком. Тут – то и пришла,
В твою голову та идея,
Чтобы сорвать денег с того.

Ты ведь, знаю… народ известный,
Знаю вас, этаких чертей!»
«Он, ваше благородие, цигаркой,
Ей в харю там для смеха дал.

А она, не будь дурой – тяпни…
Вздорный человек, честно вам!»
«Врёшь кривой! Не видал, стало быть,
Зачем врать? – Хрюкин закричал.

— Их благородие – продолжил –
Умный господин и поймёт,
Ежели врёт кто. Как пред богом,
Коли по совести там кто…

А ежели я вру, пущай там,
Рассудит мировой, тогда.
Сказано у него в законе…
Что нынче уже все равны…

— Ни шерсти, никакого вида…
Подлость одна только. Её,
Держать этакую собаку?!
Где же у вас ум?» – говорит.

Попадись эта там собака,
В Петербурге или в Москве,
То знаете, что было б с нею,
Не посмотрели бы в закон.

А моментально – не дыши там!
Ты, Хрюкин пострадал, и впредь,
Не оставляй так сего дела…
Нужно их проучить! Пора…»

Что – то ветром подуло… Так – что,
Ты к генералу отведёшь,
Собаку. Спросишь там. И скажешь,
Что я нашёл и прислал к вам…

И скажешь, чтоб не выпускали,
На улицу, коль дорогая та…
Если каждая свинья будет,
Ей в нос сигаркой тыкать там.

То долго ли её испортить.
Собака же – нежная тварь…
А ты болван, опусти руку!
Нечего палец выставлять»

Дурацкий свой. Сам, виноватый. ».
Тут кто – то из толпы сказал:
«Вон повар идёт генеральский!»
«Его и спросим… Прохор, эй! –

Истребить, вот и всё» – закончил,
Тут Очумелов сей разбор.
«Это не наша – скажет Прохор,
Та, брата генералова…

— Ишь ты… Соскучились по братце…
А я ведь и не знал совсем!
Так это ихняя собачка?
Я очень рад… Возьми её…

Грозит ему там Очумелов,
Запахиваясь вновь в шинель,
И дальше путь свой продолжает,
По площади базарной там.
1884 год.

Источник

Урок литературы по теме «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1)

Запись темы урока в тетради

III. Первичное восприятие текста

– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.

Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык.

– А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

– Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы? (Слайд 2)

Нравы – обычай, уклад общественной жизни.

– Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)

– Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.

IV. Анализ рассказа

– Назовите действующих лиц рассказа.

– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)

– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? ( Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)

– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)

– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)

– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

– А кто же “пострадавший”? Зачитать.

– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)

– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)

– Как дальше разворачиваются действия?

– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5)

– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)

– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)

Зачитайте рассуждения Очумелова.

– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)

– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)

– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)

– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.

– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)

– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)

– Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

Записать определение в тетрадь

– А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)

V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах

– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)

– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

Работа в группах (Слайд 9)

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.

Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.

– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10):

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.

– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)

Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)

Но вот кто то предположил что это генеральская собака. Смотреть фото Но вот кто то предположил что это генеральская собака. Смотреть картинку Но вот кто то предположил что это генеральская собака. Картинка про Но вот кто то предположил что это генеральская собака. Фото Но вот кто то предположил что это генеральская собака

– Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.

VI. Чтение рассказа по ролям

VII. Подведение итогов

– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

VIII. Домашнее задание: (Слайд 11)

1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.

Источник

Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок литературы по теме «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа». 7-й класс

Образовательная : дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.

Развивающая : развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения.

Воспитательная : формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

Запись темы урока в тетради

III. Первичное восприятие текста

– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.

Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык.

– А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

Нравы – обычай, уклад общественной жизни.

– Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)

– Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.

IV. Анализ рассказа

– Назовите действующих лиц рассказа.

– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) ( Слайд 3 )

– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? ( Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)

– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)

– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) ( Слайд 4 )

– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

– А кто же “пострадавший”? Зачитать.

– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)

– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)

– Как дальше разворачиваются действия?

– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)

– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)

Зачитайте рассуждения Очумелова.

– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)

– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)

– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) ( Слайд 6 )

– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? ( Слайд 7 )

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

Записать определение в тетрадь

– А есть ли “хамелеонство в наши дни? ( Слайд 8 )

V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах

– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)

– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

Работа в группах ( Слайд 9 )

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.

Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.

– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради ( Слайд 10 ):

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.

– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)

Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)

Но вот кто то предположил что это генеральская собака. Смотреть фото Но вот кто то предположил что это генеральская собака. Смотреть картинку Но вот кто то предположил что это генеральская собака. Картинка про Но вот кто то предположил что это генеральская собака. Фото Но вот кто то предположил что это генеральская собака

– Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.

VI. Чтение рассказа по ролям

VII. Подведение итогов

– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

VIII. Домашнее задание: ( Слайд 11 )

1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *