Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали

Войдите в ОК

Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, которые нанесены им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Близкие и далекие

НАСТРОЙКИ.

Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть картинку Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Картинка про Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали

Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть картинку Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Картинка про Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали

Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть картинку Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Картинка про Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали

Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть картинку Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Картинка про Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть картинку Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Картинка про Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали

ЗАЛ С ФОНТАНОМ

Правительство переехало из Петрограда в Москву.

Вскоре после этого редакция «Власти народа» послала меня в Лефортовские казармы. Там среди демобилизованных солдат должен был выступать Ленин.

Был слякотный вечер. Огромный казарменный зал тонул в дыму махорки. В заросшие пылью окна щелкал дождь. Пахло кислятиной, мокрыми шинелями и карболкой. Солдаты с винтовками, в грязных обмотках и разбухших бутсах сидели прямо на мокром полу.

Большей частью это были солдаты-фронтовики, застрявшие в Москве после Брестского мира. Им все было не по душе. Они никому и ничему не верили. То они шумели и требовали, чтобы их немедленно отправили на родину, то наотрез отказывались уезжать из Москвы и кричали, что их обманывают и под видом отправки на родину хотят снова погнать против немцев. Какие-то пронырливые люди и дезертиры мутили солдат. Известно, что простой русский человек, если его задергать и запутать, внезапно разъяряется и начинает бунтовать. В конечном счете от этих солдатских бунтов чаще всего страдают каптеры и кашевары.

В то время по Москве шел упорный слух, что солдаты в Лефортове могут со дня на день взбунтоваться.

Я с трудом втиснулся в казарму и остановился позади. Солдаты недоброжелательно и в упор рассматривали штатского чужака.

Я попросил дать мне пройти поближе к фанерной трибуне. Но никто даже не шевельнулся. Настаивать было опасно.

То тут, то там солдаты, как бы играя, пощелкивали затворами винтовок.

Один из солдат протяжно зевнул.

— Тягомотина! — сказал он и поскреб под папахой затылок. — Опять мудровать-уговаривать будут. Сыты мы этими ихними уговорами по самую глотку.

— А что тебе требуется? Махра есть, кое-какой приварок дают — и ладно!

— Поживи в Москве, погуляй с девицами, — добавил со смешком тощий бородатый солдат. — Схватишь «сифон», будет у тебя пожизненная память о первопрестольной. Заместо георгиевской медали.

— Чего они тянут! — закричали сзади и загремели прикладами по полу. — Давай разговаривай! Раз собрали окопное общество, так вали не задерживай!

— Ле-енин! Буде врать-то! Не видал он твоей ряшки.

— Ему не с кем словом перекинуться, как только с тобой, полковая затычка.

— Знаем, что он скажет.

— Разведут всенощное бдение.

— Животы от лозунгов уже подвело. Хватит!

— Слышь, братва, на отправку не поддавайся!

— Сами себя отправим. Шабаш!

Вдруг солдаты зашумели, задвигались и начали вставать. Махорочный дым закачался волнами. И я услышал, ничего не различая в полумраке и слоистом дыму, слегка картавый, необыкновенно спокойный и высокий голос:

— Дайте пройти, товарищи.

Задние начали напирать на передних, чтобы лучше видеть. Им пригрозили винтовками. Поднялась ругань, грозившая перейти в перестрелку.

— Товарищи! — сказал Ленин.

Шум срезало, будто ножом. Был слышен только свистящий хрип в бронхах настороженных людей.

Ленин заговорил. Я плохо слышал. Я был крепко зажат толпой. Чей-то приклад впился мне в бок. Солдат, стоявший позади, положил мне тяжелую руку на плечо и по временам стискивал его, судорожно сжимая пальцы.

Прилипшие к губам цигарки догорали. Дым от них подымался синими струйками прямо к потолку. Никто не затягивался — о цигарках забыли.

Дождь шумел за стенами, но сквозь его шум я начал понемногу различать спокойные и простые слова. Ленин ни к чему не призывал. Он просто объяснял обозленным, но простодушным людям то, о чем они глухо тосковали и, может быть, уже не раз слышали. Но, должно быть, слышали не те слова, какие им были нужны.

Он неторопливо говорил о значении Брестского мира, предательстве левых эсеров, о союзе рабочих с крестьянами и о хлебе, что надо не митинговать и шуметь по Москве, дожидаясь неизвестно чего, а поскорее обрабатывать свою землю и верить правительству и партии.

Долетали только отдельные слова. Но я догадывался, о чем говорит Ленин, по дыханию толпы, по тому, как сдвигались на затылок папахи, по полуоткрытым ртам солдат и неожиданным, совсем не мужским, а больше похожим на бабьи, протяжным вздохам.

Тяжелая рука лежала теперь на моем плече спокойно, как бы отдыхая. В ее тяжести я чувствовал подобие дружеской ласки. Вот такой рукой этот солдат будет трепать стриженые головы своих ребят, когда вернется в деревню. И вздыхать — вот, мол, дождались земли. Теперь только паши, да скороди, да расти этих чертенят для соответственной жизни.

Мне захотелось посмотреть на солдата. Я оглянулся. Это оказался заросший светлой щетиной ополченец с широким и очень бледным, без единой кровинки, лицом. Он растерянно улыбнулся мне и сказал:

— Что председатель? — спросил я, не понимая.

— Сам председатель Народных Комиссаров. Обещается насчет мира и земли. Слыхал?

— Вот то-то! Руки по земле млеют. И от семейства я начисто отбился.

— Тише вы, разгуделись! — прикрикнул на нас сосед — маленький тщедушный солдат в фуражке, сползавшей ему на глаза.

— Ладно, помалкивай! — огрызнулся шепотом ополченец и начал торопливо расстегивать потерявшую цвет гимнастерку.

— Постой, постой, я тебе желаю представить… — бормотал он и рылся у себя на груди, пока наконец не вытащил за тесемку темный от пота холщовый мешочек и не вынул из него поломанную фотографию.

Он подул на нее и протянул мне. Высоко под потолком моргала электрическая лампочка, забранная проволочной сеткой. Я ничего не видел.

Тогда ополченец сложил ладони лодочкой и зажег спичку. Она догорела у него до самых пальцев, но он ее не задул.

Источник

Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали

Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Смотреть картинку Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Картинка про Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали. Фото Но во всех этих пейзажах что бы они ни изображали

Правительство переехало из Петрограда в Москву.

Вскоре после этого редакция «Власти народа» послала меня в Лефортовские казармы. Там среди демобилизованных солдат должен был выступать Ленин.

Был слякотный вечер. Огромный казарменный зал тонул в дыму махорки. В заросшие пылью окна щелкал дождь. Пахло кислятиной, мокрыми шинелями и карболкой. Солдаты с винтовками, в грязных обмотках и разбухших бутсах сидели прямо на мокром полу.

Большей частью это были солдаты-фронтовики, застрявшие в Москве после Брестского мира. Им все было не по душе. Они никому и ничему не верили. То они шумели и требовали, чтобы их немедленно отправили на родину, то наотрез отказывались уезжать из Москвы и кричали, что их обманывают и под видом отправки на родину хотят снова погнать против немцев. Какие-то пронырливые люди и дезертиры мутили солдат. Известно, что простой русский человек, если его задергать и запутать, внезапно разъяряется и начинает бунтовать. В конечном счете от этих солдатских бунтов чаще всего страдают каптеры и кашевары.

В то время по Москве шел упорный слух, что солдаты в Лефортове могут со дня на день взбунтоваться.

Я с трудом втиснулся в казарму и остановился позади. Солдаты недоброжелательно и в упор рассматривали штатского чужака.

Я попросил дать мне пройти поближе к фанерной трибуне. Но никто даже не шевельнулся. Настаивать было опасно.

То тут, то там солдаты, как бы играя, пощелкивали затворами винтовок.

Один из солдат протяжно зевнул.

— Тягомотина! — сказал он и поскреб под папахой затылок. — Опять мудровать-уговаривать будут. Сыты мы этими ихними уговорами по самую глотку.

— А что тебе требуется? Махра есть, кое-какой приварок дают — и ладно!

— Поживи в Москве, погуляй с девицами, — добавил со смешком тощий бородатый солдат. — Схватишь «сифон», будет у тебя пожизненная память о первопрестольной. Заместо георгиевской медали.

— Чего они тянут! — закричали сзади и загремели прикладами по полу. — Давай разговаривай! Раз собрали окопное общество, так вали не задерживай!

— Ле-енин! Буде врать-то! Не видал он твоей ряшки.

— Ему не с кем словом перекинуться, как только с тобой, полковая затычка.

— Знаем, что он скажет.

— Разведут всенощное бдение.

— Животы от лозунгов уже подвело. Хватит!

— Слышь, братва, на отправку не поддавайся!

— Сами себя отправим. Шабаш!

Вдруг солдаты зашумели, задвигались и начали вставать. Махорочный дым закачался волнами. И я услышал, ничего не различая в полумраке и слоистом дыму, слегка картавый, необыкновенно спокойный и высокий голос:

— Дайте пройти, товарищи.

Задние начали напирать на передних, чтобы лучше видеть. Им пригрозили винтовками. Поднялась ругань, грозившая перейти в перестрелку.

— Товарищи! — сказал Ленин.

Шум срезало, будто ножом. Был слышен только свистящий хрип в бронхах настороженных людей.

Ленин заговорил. Я плохо слышал. Я был крепко зажат толпой. Чей-то приклад впился мне в бок. Солдат, стоявший позади, положил мне тяжелую руку на плечо и по временам стискивал его, судорожно сжимая пальцы.

Прилипшие к губам цигарки догорали. Дым от них подымался синими струйками прямо к потолку. Никто не затягивался — о цигарках забыли.

Дождь шумел за стенами, но сквозь его шум я начал понемногу различать спокойные и простые слова. Ленин ни к чему не призывал. Он просто объяснял обозленным, но простодушным людям то, о чем они глухо тосковали и, может быть, уже не раз слышали. Но, должно быть, слышали не те слова, какие им были нужны.

Он неторопливо говорил о значении Брестского мира, предательстве левых эсеров, о союзе рабочих с крестьянами и о хлебе, что надо не митинговать и шуметь по Москве, дожидаясь неизвестно чего, а поскорее обрабатывать свою землю и верить правительству и партии.

Долетали только отдельные слова. Но я догадывался, о чем говорит Ленин, по дыханию толпы, по тому, как сдвигались на затылок папахи, по полуоткрытым ртам солдат и неожиданным, совсем не мужским, а больше похожим на бабьи, протяжным вздохам.

Тяжелая рука лежала теперь на моем плече спокойно, как бы отдыхая. В ее тяжести я чувствовал подобие дружеской ласки. Вот такой рукой этот солдат будет трепать стриженые головы своих ребят, когда вернется в деревню. И вздыхать — вот, мол, дождались земли. Теперь только паши, да скороди, да расти этих чертенят для соответственной жизни.

Мне захотелось посмотреть на солдата. Я оглянулся. Это оказался заросший светлой щетиной ополченец с широким и очень бледным, без единой кровинки, лицом. Он растерянно улыбнулся мне и сказал:

— Что председатель? — спросил я, не понимая.

— Сам председатель Народных Комиссаров. Обещается насчет мира и земли. Слыхал?

— Вот то-то! Руки по земле млеют. И от семейства я начисто отбился.

— Тише вы, разгуделись! — прикрикнул на нас сосед — маленький тщедушный солдат в фуражке, сползавшей ему на глаза.

— Ладно, помалкивай! — огрызнулся шепотом ополченец и начал торопливо расстегивать потерявшую цвет гимнастерку.

— Постой, постой, я тебе желаю представить… — бормотал он и рылся у себя на груди, пока наконец не вытащил за тесемку темный от пота холщовый мешочек и не вынул из него поломанную фотографию.

Он подул на нее и протянул мне. Высоко под потолком моргала электрическая лампочка, забранная проволочной сеткой. Я ничего не видел.

Тогда ополченец сложил ладони лодочкой и зажег спичку. Она догорела у него до самых пальцев, но он ее не задул.

Я посмотрел на фотографию только затем, чтобы не обидеть ополченца. Я был уверен, что это обычная крестьянская семейная фотография, каких я много видел в избах около божниц.

Впереди всегда сидела мать — сухая, изрытая морщинами старуха с узловатыми пальцами. Какой бы она ни была в жизни — доброй и безропотной или крикливой и вздорной, — она всегда снималась с каменным лицом и поджатыми губами. На одно мгновение, пока щелкал затвор аппарата, она становилась непреклонной матерью, олицетворением суровой продолжательницы рода. А вокруг сидели и стояли одеревенелые дети и внуки с выпуклыми глазами.

Нужно было долго всматриваться в эти карточки, чтобы в этих напряженных людях увидеть и узнать своих хороших знакомых: чахоточного и молчаливого зятя этой старухи — деревенского сапожника, его жену — грудастую сварливую бабу в кофточке с баской и в башмаках с ушками на лоснящихся голых икрах, чубатого парня с той страшной пустотой в глазах, какая бывает у хулиганов, и другого парня — черного, насмешливого, в котором узнаешь знаменитого на весь уезд кузнеца. И внуков — боязливых детей с глазами маленьких мучеников. То были дети, не знавшие ни ласки, ни привета. Может быть, один только зять-сапожник втихомолку жалел их и дарил для игры старые сапожные колодки.

Карточка, какую показал мне ополченец, была совсем не похожа на эти семейные паноптикумы. На ней был снят экипаж, запряженный парой черных рысаков. На козлах сидел мой ополченец в бархатной безрукавке. На карточке он был молод и красив. В неестественно вытянутых руках он держал широкие вожжи, а в экипаже бочком сидела молодая крестьянская женщина необыкновенной прелести.

— Зажги еще спичку! — сказал я ополченцу.

Он торопливо зажег вторую спичку, и я заметил, что он смотрит на карточку так же, как и я, — пристально и даже с удивлением.

…В экипаже сидела молодая крестьянская женщина в длинном ситцевом платье с оборками и в белом платочке, завязанном низко над бровями, как у монахини.

Она улыбалась, чуть приоткрыв рот. В улыбке этой было столько нежности, что у меня вздрогнуло сердце. Глаза у женщины были большие, очевидно, серые, с глубокой поволокой.

Источник

Тест «Итоговая контрольная работа»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Итоговая контрольная работа № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-12.

(1)Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

(2)Правда, Левитан писал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

(3)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

(4)Левитан, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. (5)Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. (6)Рощи делались сквозными. (7)Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (8)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (9)Он был чище, холоднее, дали были гораздо глубже, чем летом.

(10)Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

(11)Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (12)Невозможно перечислить все осенние дни, которые нанесены им на полотно. (13)Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

(14)На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, косматые дожди над лесными порубками. (15)Но во всех этих пейзажах чтобы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев.

1. Среди предложений 10-14 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным . Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 11-15 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

3. Найдите среди предложений 5-10 сложное бессоюзное. Напишите номер этого предложения.

4. Выпишите грамматическую основу из предложения 12.

5. Определите вид сказуемого в предложении 11.

6. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры (у), обозначающие (-ую) знаки препинания при обособленном определении .

Но во всех этих пейзажах, (1) что бы они ни изображали, (2) лучше всего передана печаль прощальных дней,(3) сыплющихся листьев, (4) загнивающих трав,(5) тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, (6) едва заметно прогревающего землю.

7. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) знак (-и) препинания при вводном слове .

Чем ближе к старости,(1) тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Правда,(2) Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, (3) но это почти всегда была весна, (4) похожая на осень.

8. Среди предложений 8-12 найдите сложное предложение, одна часть которого является односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.

9. Замените словосочетание «мастеров литературы» в предложении 10, построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Но во всех этих пейзажах, (1) что бы они ни изображали,(2) лучше всего передана печаль прощальных дней, (3)сыплющихся листьев.

12. Из предложения 3 выпишите средство художественной выразительности ЭПИТЕТ.

Итоговая контрольная работа № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-12.

(1)Самые первые предметы, которые уцелели на ветхой картине давно прошедшего, были, несомненно, кормилица, маленькая сестрица и мать.

(2)Кормилица представляется мне сначала каким-то таинственным, почти невидимым существом. (3)Я помню себя лежащим ночью то в кроватке, то на руках матери и горько плачущим. (4)Потом помню, что никто не являлся на мой крик и призывы, что мать, прижав меня к груди, напевая одни и те же слова успокоительной песни, бегала со мной по комнате до тех пор, пока я засыпал. (5)Кормилица, страстно меня любившая, опять несколько раз является в моих воспоминаниях, иногда вдали, украдкой смотрящая на меня из-за других, иногда целующая мои руки, лицо и плачущая надо мной.

(6)Кормилица моя была господская крестьянка и жила за тридцать вёрст. (7)Она отправлялась из деревни пешком в субботу вечером и приходила в Уфу рано поутру в воскресенье; наглядевшись на меня и отдохнув, пешком же возвращалась в свою Касимовку, чтобы поспеть на барщину. (8)Помню, что один раз приходила, а может быть, и приезжала как-нибудь, с моей молочной сестрой, здоровой и краснощёкой девочкой.

(9)Сестрицу я сначала любил больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем её видеть и чувством жалости. (10)Мне всё казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать.

1. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

3. Найдите среди предложений 7-10 сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

4. Выпишите грамматическую основу из предложения 6.

5. Определите вид сказуемого в предложении 6.

6. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры (у), обозначающие (-ую) знаки препинания при обособленном обстоятельстве .

Потом помню, (1) что никто не являлся на мой крик и призывы,(2) что мать,(3) прижав меня к груди, (4) напевая одни и те же слова успокоительной песни,(5) бегала со мной по комнате до тех пор, (6) пока я засыпал.

7. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) знак (-и) препинания при вводном слове .

Самые первые предметы, (1) которые уцелели на ветхой картине давно прошедшего, (2) были, (3) несомненно,(4) кормилица, (5) маленькая сестрица и мать.

8. Среди предложений 8-10 найдите сложное предложение, одна часть которого является односоставным определённо-личным предложением. Напишите номер этого предложения.

9. Замените словосочетание «господская крестьянка» в предложении 6, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .

Сестрицу я сначала любил больше всех игрушек, (1) больше матери, (2) и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем её видеть и чувством жалости.

12. Замените книжное слово ветхой в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Итоговая контрольная работа № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-13.

(1)Еловая роща вечером, в осеннее время, – это вовсе не то, что летом или весною; хотя зелень на ели почти совсем не изменяется, но зато цвет её осенью становится как будто гуще, синее. (2)Ни шума, ни малейшего шороха; птицы и насекомые всякого рода исчезли. (3)Тонкие прямые стволы, которые обросли сероватым мхом и сухими, ползучими травками, на солнце кажутся металлическими, а красноватые листья мелкого кустарника, точно золотые блёстки, рассыпаны по всему лесу вперемешку с бледными прутьями осины и ещё какого-то кустарника с продолговатыми, всё ещё зелёными листьями. (4)Воздух до такой степени чист и в то же время пропитан душистой холодной сыростью, что просто начинаешь чувствовать жажду, какую-то особенную жажду, которую хочешь вдыхать как можно больше. (5)И как хорошо в это время свернуть в сторону, зайти шагов нВ пятьдесят в самую чащу, в потёмки, и смотреть оттуда на песчаную дорогу, освещённую заходящим солнцем. (6)Тянутся по ней возы, нагруженные кипами хлопка, широко шагая, идут около этих извозчики в больших сапогах, помахивая вожжами и покрикивая на лошадей. (7)Этот крик, смешанный со скрипом колёс, звонко раздаётся по лесу, а лес радуется наступлению осени.

1. Среди предложений 1- 4 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью . Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1- 5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

5. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.

6. Определите вид сказуемого в первой части предложения 4.

7. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры (у), обозначающие (-ую) знаки препинания при уточнении .

Еловая роща вечером, (1) в осеннее время,(2) – это вовсе не то, (3) что летом или весною; (4) хотя зелень на ели почти совсем не изменяется, (5) но зато цвет её осенью становится как будто гуще, (6) синее.

8. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) знак (-и) препинания при обособленном определении .

Тянутся по ней возы, (1) нагруженные кипами хлопка,(2) широко шагая, (3) идут около этих извозчики в больших сапогах, (4) помахивая вожжами и покрикивая на лошадей.

10. Замените словосочетание «со скрипом колёс» в предложении 7, построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Тонкие прямые стволы, (1) которые обросли сероватым мхом и сухими, (2) ползучими травками, (3) на солнце кажутся металлическими, (4) а красноватые листья мелкого кустарника, (5) точно золотые блёстки, (6) рассыпаны по всему лесу вперемешку с бледными прутьями осины и ещё какого-то кустарника с продолговатыми, (7) всё ещё зелёными листьями.

13. Среди предложений1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. Укажите номер предложения и выпишите сравнение.

Итоговая контрольная работа № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-13.

(1)Н а другой день, чуть только заалел восток, все поднялись, как солдаты, и стали собираться в дорогу. (2)Я взял полотенце и пошёл к реке мыться.

(3)Природа находилась ещё в том состоянии покоя, когда всё дремлет, когда все растения и животные наслаждаются предрассветным отдыхом. (4)От реки поднимались густые испарения, на землю пала обильная роса. (5)Но вот слабый утренний ветерок пробежал по лесу. (6)Туман тотчас пришёл в движение, и показался противоположный берег. (7)На биваке стало тихо – люди начали подкреплять себя пищей. (8)Вдруг до слуха моего донеслось бренчание гальки: кто-то шёл по камням, и я тут же оглянулся. (9)Это были лоси – самка и годовалый телок, которые подошли к реке и начали жадно пить воду. (10)Я любовался животными и боялся, чтобы их не заметили стрелки. (11)Вдруг самка почуяла опасность и, насторожив свои большие уши, внимательно стала смотреть в нашу сторону. (12)Вода капала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки, нарушая её мирное течение, а лосиха всё прислушивалась к незнакомым звукам.

1. Среди предложений 1- 4 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным . Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1- 5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

5. Выпишите грамматические основы из предложения 7.

6. Определите виды сказуемого в предложении 11.

7. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры (у), обозначающие (-ую) знаки препинания при обособленном обстоятельстве .

Вода капала у неё с губ, (1) и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки, (2) нарушая её мирное течение,(3) а лосиха всё прислушивалась к незнакомым звукам.

8. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) знак (-и) препинания при сравнительном обороте .

Н а другой день, (1) чуть только заалел восток, (2) все поднялись, (3) как солдаты,(4) и стали собираться в дорогу.

10. Замените словосочетание «по поверхности реки» в предложении 12, построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Природа находилась ещё в том состоянии покоя, (1) когда всё дремлет, (2) когда все растения и животные наслаждаются предрассветным отдыхом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *