Нко иноагенты что это такое
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?
В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.
Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.
Кто такие иноагенты
Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.
Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.
Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.
Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.
НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.
Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.
НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.
Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.
Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.
Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.
Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.
СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.
Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.
Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.
Как российское законодательство регулирует работу иноагентов
Кто такие иноагенты
Это понятие появилось в законодательстве в 2012 году, изменения были внесены в Закон «О некоммерческих организациях». В соответствии с ними иностранным агентом может быть признана некоммерческая организация, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан.
Смотрите также
Вячеслав Володин назвал проявлением двойных стандартов призыв Великобритании отменить закон об иноагентах
Согласно закону, финансируемые из‑за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте России в качестве «иностранных агентов». Позже Министерство юстиции получило право самостоятельно включать некоммерческие организации в реестр «иностранных агентов». Однако предусматривается, что решение о включении НКО в реестр «иностранных агентов» может быть обжаловано в суде.
При этом в действующем законодательстве оговаривается, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного, животного мира. А также благотворительная деятельность.
А отдельный гражданин может считаться иноагентом?
Да, позднее законодательство было усовершенствовано, и в случае, если физическое лицо в интересах иностранного СМИ-иноагента создает и распространяет для широкого круга лиц текстовые, аудио- и видеоматериалы, получая при этом поддержку из‑за рубежа, оно может быть признано иноагентом. При этом поддержка может быть финансовой, материальной или организационно-методической.
Такие граждане обязаны подать уведомление о включении их в перечень иностранных агентов, а затем раз в полгода предоставлять отчет о своей деятельности и о тратах зарубежных средств.
Физлица, выполняющие функции иноагентов, до прекращения своей деятельности как иностранный агент не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.
Помимо этого, иноагентами могут быть объявлены общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридических лиц и получающих при этом иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности.
И НКО, и физлица должны отчитываться о своей деятельности.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, ежегодно представляют в Минюст аудиторское заключение и отчет о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов, а также ежеквартально — документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Кроме того, НКО-иноагенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчеты о своей деятельности.
По аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, установлен уведомительный порядок учета общественных объединений. На них возлагается обязанность ежеквартально информировать уполномоченный орган об объеме и целях получаемого иностранного финансирования и его фактическом расходовании.
Кроме того, иноагенты должны сопровождать публикуемые материалы, в том числе в СМИ, c указанием на то, что они произведены иноагентом. При этом требование не затрагивает блогеров и иных пользователей социальных сетей.
Распространение в СМИ или интернете информации об НКО-иноагентах или физлицах-иноагентах без указания, что данная организация или гражданин включены в соответствующий реестр, наказывается штрафами:
Нарушение общественным объединением, получающим финансирование на осуществление политической деятельности из‑за рубежа и не зарегистрированным как юрлицо, порядка предоставления сведений о своей деятельности получит предупреждение или штраф:
В свою очередь, физическое лицо – иноагент за аналогичное нарушение может отделаться предупреждением либо заплатить штраф от 30 до 50 тыс. руб.
Неуказание физлицом – иноагентом своего статуса карается штрафом от 10 до 30 тыс. руб.
Производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, различных материалов и их распространение без соответствующей маркировки влечет штраф:
В свою очередь, для отдельных членов такого объединения, не указавшего маркировки, что материалы произведены иноагентом, штраф составит 5 тыс. руб.
Штрафы для НКО-иноагентов за распространение материалов без маркировки составят до 500 тыс. руб. для юридических лиц.
За злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр НКО-иноагентов, предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Аналогичные наказания предлагается установить за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ-иноагента или учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иноагента.
За неподачу заявления о включении в список иноагентов или непредоставление отчетов о деятельности, в случае если ранее уже применялась административная ответственность, лица могут быть приговорены к аналогичному штрафу и обязательным, а также к принудительным работам на срок до пяти лет либо лишению свободы на тот же срок.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Кто такие иноагенты и за что можно получить такой статус?
Картотека / Фото: unsplash.com
Иноагенты – это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению одного государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Словосочетание «иностранный агент» стоит в одном ряду с понятиями «разведчик» и «шпион».
В России статус «иноагента» могут присвоить не только иностранцам, но и гражданам РФ. Достаточно заниматься политикой, используя зарубежную помощь, в том числе материальную. Если человек или организация, получающие такое финансирование, не заявят о своём статусе иноагента, это может привести к неприятным последствиям: серьёзному штрафу, а затем – при повторных нарушениях – к тюремному заключению сроком до пяти лет.
Вообще, понятие иностранного агента в российском законодательстве появилось в 2012 году и изначально относилось только к некоммерческим организациям, однако позднее расширилось до физических лиц и СМИ. В настоящий момент в России суммарно порядка 150 объединений, журналистов, средств массовой информации и организаций, признанных иностранными агентами. Всего в нашей стране существует четыре реестра, куда включают иноагентов.
Самым первым в России был создан реестр НКО-иноагентов. Он появился в 2014 году и в него Минюст включает организации, которые ведут «политическую деятельность» (к ней относятся не только участие в пикетах и организация митингов, но и проведение дискуссий, наблюдение за выборами и даже распространение в соцсетях оценок действующей власти).
Размеры и кратность материальной помощи значения не имеют, достаточно будет даже одного такого факта. Сейчас в реестре числится более 70 организаций. Спустя три года появился реестр СМИ-иноагентов. Его Минюст начал формировать после поправок в закон «О СМИ», выявляя «засланных казачков». В этот список включают за распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц. При этом обязательным условием является одновременная финансовая поддержка или получение «иного имущества» от иностранцев или иностранных государств и организаций. Если два этих условия соблюдены – это иноагент. Кроме того, статус могут присвоить, если такая помощь поступит от российских юрлиц, получающих деньги от указанных источников, пишет «Коммерсантъ».
Попасть в этот список могут не только редакции, но и журналисты и другие граждане. Так, 29 сентября впервые за время существования этого реестра он пополнился сразу 24 позициями, из них 22 физлица, сообщил Минюст.
В 2021 году создали третий и четвёртый реестры. Один – для незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Туда Минюст вносит объединения граждан, которые ведут «политическую деятельность» и финансируются из-за рубежа. При этом у них нет статуса НКО или СМИ, что не позволяло включить их в два других реестра.
Для физлиц, осуществляющих «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ» или «политическую деятельность» в интересах иностранного государства, а также получающих финансирование из-за рубежа, существует четвёртый реестр. Закон обязывает граждан самостоятельно подать уведомление в Минюст РФ о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Если этого сделано не будет, Минюст может включить человека в список принудительно.
Все они обязаны отчитываться о работе, прибыли и расходах, публиковать отчёты в интернете. Физлицам необходимо создать юрлицо и тоже держать отчёт перед государством о личных доходах и расходах.
Все публикации должны выходить с маркировкой, что их размещает иноагент. Сама плашка-предупреждение включает в себя 24 слова и для СМИ с таким статусом она должна присутствовать на всех публикациях, даже на страницах с рекламой. Кстати, издания, которые распространяют сообщения лиц, признанных СМИ-иноагентами, тоже обязаны сообщать об их статусе.
В итоге СМИ теряют рекламодателей, бюджет сокращается, а журналисты, чаще всего, решают уволиться. Ведь они тоже могут попасть в этот реестр. И тогда и им придётся отчитываться перед Минюстом.
Физлица все свои публикации (даже в соцсетях) тоже обязаны маркировать этим предупреждением.
Кроме того, иностранные агенты должны маркировать все свои обращения в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.
Также внесение лица в список автоматически блокирует его возможность занимать должности в госорганах и органах местного самоуправления.
Абсолютно для всех иноагентов за нарушение этих правил предусмотрены серьёзные штрафы, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.
Чтобы стать СМИ-иноагентом, необязательно работать в СМИ. Теоретически такой статус может получить, например, любой российский учёный, который ведёт научные исследования на зарубежные гранты и при этом даёт экспертные комментарии СМИ-иноагенту. Юристы указывают, что таким образом «агентами» могут стать десятки тысяч россиян, пишет «Коммерсантъ». Поэтому многие эксперты отказываются от сотрудничества с редакциями, которым уже присвоили статус «иноагент».
По идее читать и репостить публикации иноагентов, а также поддерживать их материально (о чём они сейчас все просят, чтобы выжить) не запрещается. Но нет никаких гарантий, что такую поддержку или упоминание не расценят как самостоятельную деятельность иноагента. То есть вам лично могут присвоить статус иностранного агента, если вы получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам.
Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Признание НКО иностранным агентом
В 2012 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон №121 от 20.07.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», с его принятием в законодательстве об НКО появилось такое понятие как «НКО, выполняющая функции иностранного агента». С принятием данного законодательного акта деятельность в сфере НКО претерпела серьезные изменения, особенно в некоммерческих организациях с иностранными инвесторами. Был создан реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а полномочия по ведению данного реестра были возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. В данной статье мы рассмотрим эту тему более детально, и ответим на следующие вопросы:
НКО, выполняющая функции иностранного агента
Законодатель дал четкое определение понятию, кто же может считаться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, а также указал на обязательное наличие одновременно двух квалифицирующих признаков для признания некоммерческой организации иностранным агентом:
Наличие же только иностранного финансирования либо участия в политической деятельности не является достаточным для признания организации иностранным агентом.
Принятие Федерального закона № 121-ФЗ вызвало настоящее раздражение среди некоммерческих организаций, получающих иностранное финансирование, а также среди иностранных государств, финансирующих их деятельность. Хотелось бы отметить, что аналогичный закон был принят в США еще в 1938 году.
Для начала проанализируем законодательные акты, регулирующие деятельность НКО, попадающих в данную категорию, а затем обратимся к судебной практике в этой сфере и рассмотрим конкретные случаи действия законодательства. Пункт 6 статьи 2 ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях» устанавливает признаки некоммерческой организации, которую необходимо считать иностранным агентом. Российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество из иностранных источников и использует их в интересах иностранного спонсора и/или в политических целях будет являться иноагентом. К иностранным источникам дохода можно отнести следующие:
Вторым критерием, по которому НКО (за исключением политической партии), признается иностранным агентом, является её политическая активность. Для этого организация должна участвовать в политической жизни Российской Федерации. Что это значит? Независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, а также развивает политическую систему, воздействует на государственные органы, на их решения и действия, учувствует в сфере урегулирования прав и свобод граждан, в целях оказания влияния на формирования их политического мировоззрения, воздействуя тем самым на реализацию государственной политики, формирование государственных органов и органов местного самоуправления. Например, устраивает пикеты в пользу определенного кандидата в целях избрания его в местный орган самоуправления (администрацию города).
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р
Описанная деятельность осуществляется в следующих формах:
Итак, мы детально рассмотрели два основополагающих элемента, необходимых для признания некоммерческой организации иностранным агентом: наличие иностранного источника финансирования и проведение ею политической деятельности. Отдельно подчеркну, что наличие по отдельности одного из указанных элементов не свидетельствует о необходимости обязательного включения такой НКО в список организаций, исполняющих функции иностранного агента.
Если мы обратимся к пункту 7 статьи 32 ФЗ-№7, то узнаем, что каждая некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, обязана подать соответствующее заявление сразу после регистрации и до начала своей деятельности в соответствующий орган. Заявление о включении НКО в реестр организаций, исполняющих функции иностранного агента, подается в уполномоченный орган (Минюст). В случае, если такая НКО не подала заявление о включении ее в реестр, Минюст России и его должностные лица имеют право приостановить своим решением ее деятельность на срок не более шести месяцев. При несогласии с таким решением НКО вправе обратиться в суд или предоставить в Минюст России заявление о включении ее в реестр. В данный реестр включаются все некоммерческие организации, имеющие признаки иностранного агента. Неисполнение некоммерческой организацией обязанности о подачи заявления, влечет за собой наложение административных санкций в соответствии со статьей 19.34 КоАП РФ:
Такие же штрафы предусмотрены данной статьей и за издание и распространение некоммерческой организаций материалов (буклеты, книги, журналы и т.д.), если на них нет прямого указания, что они являются продуктом деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента. Помимо административной ответственности за данный проступок, т.е. уклонение от включения в реестр, предусмотрена также уголовная ответственность по ст. 330.1 УК РФ за нарушение которой, предусмотрена ответственность от штрафа до реального лишения свободы.
Для лучшего понимания, предлагаю вашему вниманию пример из судебной практики.
Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.
• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты
Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36
Обязанности некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами
Итак, мы рассмотрели, какие некоммерческие организации подлежат обязательному включению в специальный реестр и какие санкции предусмотрены законом за неисполнения данного требования. Но это были не единственные изменения в деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента. Также в целях обеспечения открытости деятельности, были внесены следующие изменения:
После принятия таких обременений в работе многие НКО, попадающие под признаки иноагента, закрыли свои организации или перестали принимать пожертвования от иностранных инвесторов и лишь немногие зарегистрировались в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента. Есть и те, кто пытается оспорить законность включения в данный реестр, наложение штрафов. В таком случае должностное лицо (сотрудник Минюста или прокурор), наложившее на организацию штраф или предписание о включении в реестр, обязаны в суде доказать законность своих действий. Исходя из судебной практики можно сделать вывод, что чаще всего закон оказывается на стороне работников гос. власти.
Резюмируя изменения, принятые в 2012 году, можно сказать, что закон обязал, тех, кто получает деньги из иностранных источников, рассказывать, на чьи деньги и чем они занимаются на территории Российской Федерации, призвал обеспечить открытость и публичность их деятельности и организовать прозрачный общественный контроль за работой таких организаций. Позиция государства в этом вопросе однозначна, те требования, которые предъявляются к таким организациям (регистрация, публичность информации и отчетность), выдвинуты исключительно с целью защиты общества и государства.
Пишите или Звоните!
Вам также может быть интересно:
В какой статье федерального законодательства можно найти обязанности НКО, выполняющих функции иностранного агента?
Добрый день, Алина!
На нашем сайте размещена статья о НКО, выполняющих функции иностранного агента, порядок признания иностранным агентом и прочее. В статье приведены статьи закона и судебная практика, можете ознакомиться.