Низовая сторона моста что это
Низовая сторона моста что это
Рисунок 2.1 Схема металлического двухпролетного моста со сквозными фермами: 1 – пролетное строение; 2 – устой; 3 – промежуточная опора (бык).
L – полная длина моста; l – расчетный пролет; h – высота фермы; с – строительная высота.
ПР – подошва рельсов; НК – низ конструкции; ГВВ – горизонт (уровень) высоких вод; ГМВ – горизонт (уровень) меженных вод.
Рисунок 2.1 Схема металлического двухпролетного моста со сквозными фермами:
1 – пролетное строение;
2 – устой;
3 – промежуточная опора (бык).
L – полная длина моста;
l – расчетный пролет;
h – высота фермы;
с – строительная высота.
ПР – подошва рельсов;
НК – низ конструкции;
ГВВ – горизонт (уровень) высоких вод;
ГМВ – горизонт (уровень) меженных вод.
На пролетные строения укладывается мостовое полотно, по которому осуществляется движение транспортных средств.
Промежуточные опоры, расположенные между устоями.
На быках различают:
Рисунок 2.2 Установка подферменника на подферменную площадку устоя:
1 – подферменная площадка;
2 – подферменный блок;
3 – опорная часть
Рисунок 2.2 Установка подферменника на подферменную площадку устоя:
1 – подферменная площадка;
2 – подферменный блок;
3 – опорная часть
Интерактивная схема 2.1 Основные элементы моста
Интерактивная схема 2.1 Основные элементы моста
Основные элементы мостового перехода и мостов
Мостовым переходом (рис.1.5) называют комплекс инженерных сооружений, возводимых при пересечении дорогой водной преграды. В его состав входят мост, подходы к нему, регуляционные сооружения, берегоукрепительные устройства и ледорезы.
Мост своими конструкциями перекрывает русло и часть поймы реки (рис.1.5). Подходы к мосту обеспечивают сопряжение дороги с мостом. Их устраивают в виде земляных насыпей или эстакад.
Рис. 1.5. Схема мостового перехода:
I- мостовой переход; II – мост ; III – подходы к мосту; 1- насыпь подхода; 2 – струенаправляющая дамба; 3 – пойма реки; 4 – русло реки; 5 – ледорез; 6- траверса.
Регуляционные сооружения и берегоукрепительные устройства применяютдля защиты берегов реки у моста от значительного размыва. Их устраивают в виде струенаправляющих дамб и траверс.
С верховой стороны мостового перехода иногда устраивают траверсы в виде коротких дамб, выступающихв реку перпендикулярно или под углом к берегу или насыпи подхода (см. рис.1.5,г). Траверсы снижают скорость течения воды вдоль берега или насыпи, предохраняют их от размыва и способствуют направлению водного потока в отверстие моста.
Мосты состоят из пролетных строений и опор. В пролетных строениях мостов выделяют следующие основные части: проезжую часть, несущую часть, систему связей и опорные части.
Под проезжей частью пролетного строения (в первоначальном и основном смысле этого понятия) понимают совокупность конструктивных элементов, воспринимающих нагрузки от транспортных средств и пешеходов и передающих их на несущую часть. Проезжая часть в этом смысле включает несущие элементы и мостовое полотно (рис.1.6).
Несущие элементы проезжей части воспринимают нагрузку от транспортных средств и пешеходов и передают их на основные несущие конструкции пролетного строения. Применяют три главных вида несущих элементов проезжей части:
балочная клетка— совокупность продольных и поперечных балок,
плоская или ребристая железобетонная или деревянная плита, ортотропная металлическая плита –сварная конструкция, состоящая из листа настила, подкрепленного продольными и поперечными ребрами.
Мостовое полотно проезжей части расположено над несущими элементами проезжей части и предназначено для обеспечения безопасного движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды. Оно включает следующие элементы: одежду мостового полотна, перильные и защитные ограждения, водоотвод и освещение( см.рис.1.6).
Понятие проезжей части пролетного строения в настоящее время стало использоваться и в несколько ином, более узком смысле: это полоса на мостовом полотне для непосредственного движения транспортных средств.
|
Рис.1.6. Элементы мостового полотна:
Ширина этой полосы равна сумме ширин полос движения, установленных для моста. К этой полосе должны примыкать предохранительные полосы (полосы безопасности). Они предназначены для обеспечения движения транспортных средств на мосту с установленной скоростью движения: их наличие устраняет психологическое воздействие на водителя высокого ограждения у тротуаров и не приводит к снижению скорости движения. Они также обеспечивают возможность съезда транспортных средств с проезжей части при возникновении опасных для движения ситуаций. Проезжая часть в узком смысле этого понятия вместе с предохранительными полосами составляют полосу ездового полотна, или габарит проезда, равный расстоянию в свету между защитными ограждениями.
Несущая часть пролетного строения воспринимает действие собственного веса пролетного строения и временной подвижной нагрузки и передает его на опоры. В простейших балочных мостах малых пролетов несущая часть пролетных строений состоит из деревянных или металлических прогонов, железобетонных плит или балок; при средних и больших пролетах в качестве несущей части применяют более мощные балки, а также фермы, рамы или арки.
Связи между элементами несущей части пролетного строения (балками, фермами, арками) устанавливают с целью объединения их в пространственно жесткую конструкцию, способную воспринимать всеми элементами как вертикальные, так и горизонтальные нагрузки независимо от места их приложения. В полной системе связей различают горизонтальные (верхние и нижние) и вертикальные (опорные и промежуточные) связи. Более подробно с ними познакомимся при изучении деревянных и металлических пролетных строений мостов.
Опорные части представляют собой специальные элементы пролетного строения, с помощью которых опорные реакции от несущей конструкции передаются на опоры в строго заданном месте для обеспечения благоприятных условий работы элементов пролетного строения и опоры в зоне их контакта. Кроме того, опорные части обеспечивают поворот и смещение основных несущих элементов пролетного строения при их прогибе от действия временных нагрузок, а также продольные и поперечные их смещения, возникающие в результате температурных деформаций пролетного строения.
Одним из важных принципов рационального проектирования является совмещение различных функций в элементах конструкции. В современных конструкциях пролетных строений мостов этот принцип используется весьма широко. Так, плита или продольные балки проезжей части, работает на местное воздействие временной нагрузки и одновременно может включаться в работу пролетного строения в целом на общее действие той же нагрузки. Кроме того, эти элементы в составе пролетного строения выполняют и функции продольных связей и частично поперечных связей.
Опоры мостов воспринимают нагрузки от пролетных строений и передают их на воду (в наплавных мостах) или на грунты основания через фундаменты. Различают промежуточные и крайние (береговые) опоры. Промежуточные опоры воспринимают нагрузки от веса пролетных строений, временных подвижных нагрузок, от навала судов, воздействия льда и ветра. Крайние опоры, являясь устоями, кроме того, могут работать как подпорные стенки, воспринимая давление от насыпи подходов.
Низовая сторона моста что это
Дороги автомобильные общего пользования
Automobile roads of general use. Bridges classification
Дата введения 2015-12-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт транспортного строительства» (ОАО «ЦНИИС»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. N 1119-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33178-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектирование, строительство и эксплуатацию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, в том числе при прохождении их по территории городов и населенных пунктов.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию постоянных мостовых сооружений, предназначенную для использования в нормативно-методических документах и автоматизированных информационных системах управления строительством и эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования.
Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единства требований к качеству мостовых сооружений при проектировании, строительстве и эксплуатации на основе их классификационных показателей.
Система кодирования предназначена для формирования информационно-поискового образа документации мостового сооружения. В зависимости от типа, структуры и предназначения баз данных мостовых сооружений возможна модификация системы кодирования с сохранением принципов классификации, содержащихся в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт не распространяется на мостовые сооружения при проектировании дорог промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, а также временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее пяти лет) и автозимников.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 31994 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ 32846 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройств. Классификация
ГОСТ 32957 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования
ГОСТ 33127 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация
ГОСТ 33382 Автомобильные дороги общего пользования. Техническая классификация
ГОСТ 33384 Автомобильные дороги общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования
ГОСТ 33391 Автомобильные дороги общего пользования. Габариты приближения мостов
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином «мост».
3.2 мост: Мостовое сооружение через реки или водные препятствия; обобщенное название мостового сооружения.
3.3 длина моста: Расстояние по оси моста между концами открылков устоев или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения, примыкающих к насыпям подходов; измеряется без учета переходных плит.
3.4 мост автодорожный: Мост на автомобильных дорогах, предназначенный для движения по нему транспортных средств.
3.5 мост пешеходный: Мост, предназначенный в основном для движения пешеходов.
3.6 мост специальный (засыпного типа): Мостовое сооружение, полностью находящееся в насыпи, с вертикальными стенками по торцам.
3.7 скотопрогоны (зверопроходы): Мостовое сооружение, служащее для пропуска скота (зверей) под дорогой.
3.8 мост городской: Мост, являющийся частью уличной сети городов.
3.9 мост совмещенный: Мост, предназначенный для совмещенного движения автомобильного и рельсового транспорта (железнодорожного, трамвайного, поездов метрополитена).
3.10 путепровод: Мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях.
3.11 виадук: Мост, перекрывающий суходол или узкую долину.
3.12 эстакада: Многопролетное сооружение с относительно небольшими пролетами, перекрывающее суходол, пойму реки, проходящее по застроенным территориям или заменяющее насыпь на подходах к мостам.
3.13 разводной мост: Мост с перемещающимися пролетными строениями для пропуска судов.
3.14 деревянный мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения в основном изготовлены из дерева.
3.15 каменный мост: Мост, у которого опоры и пролетные строения выполнены из каменной кладки.
3.16 железобетонный мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из железобетона.
3.17 стальной мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из стали.
3.18 сталежелезобетонный мост: Мост из железобетонных и стальных конструкций, объединенных между собой элементами, обеспечивающими их совместную работу под нагрузками.
3.19 алюминиевый мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из алюминиевых сплавов.
3.20 композитный мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из композитных материалов.
3.21 балочный мост: Мост, у которого пролетные строения представляют собой изгибаемую балку со сплошной стенкой.
3.22 ферменный мост: Мост, у которого балочные пролетные строения выполнены из ферм.
3.23 арочный мост: Мост, у которого пролетные строения представляют собой арки.
3.24 висячий мост: Мост, балка жесткости которого подвешена при помощи подвесок на кабелях, перекинутых через пилоны.
3.25 вантовый мост: Мост, у которого балка жесткости поддерживается наклонными канатными элементами, закрепленными на пилоне(ах).
3.26 консольный мост: Мост, у которого пролетные строения имеют консоль(ли).
3.27 рамный мост: Мост, в котором пролетные строения и опоры изгибно связаны между собой.
3.28 экстрадозный мост: Вантовый мост с низкими пилонами, в котором основная часть вертикальных воздействий передается от балки жесткости непосредственно на опоры, минуя ванты.
3.29 фундамент мелкого заложения: Фундамент, передающий нагрузку на грунты основания преимущественно через подошву; при глубине до 5-6 м имеет соотношение к ширине подошвы более 1,5-2; возводят в открытом котловане.
3.30 фундамент мелкого заложения башмачный: Фундамент небольшого размера, сооружаемый отдельно под каждую стойку опоры моста, при большом расстоянии между стойками.
3.31 фундамент мелкого заложения ленточный: Фундамент, возводимый в виде сплошного массива, у которого длина значительно больше ширины; стойки опор расположены на небольшом расстоянии друг от друга.
3.32 фундамент мелкого заложения массивный: Фундамент, возводимый в виде сплошного массива небольшой протяженности в плане.
Для описания классификационных признаков также используются термины из межгосударственных стандартов ГОСТ 31994, ГОСТ 32846, ГОСТ 32957, ГОСТ 33127, ГОСТ 33382, ГОСТ 33384, ГОСТ 33391.
4 Общая классификация мостов
Общая классификация мостов и соответствующая ей система кодирования классификационных признаков предназначена для поиска (в том числе с помощью автоматизированных информационных систем) мостовых сооружений-аналогов с заданными свойствами с целью принятия эффективных технических решений.
Общая классификация мостов производится по признакам, представленным в таблице 4.1. Отсутствие кода указывает на отсутствие классификационного признака.
Элементы мостового перехода, мостов и труб
Тема 1.2. Элементы, размеры, статические схемы мостов.
Мостовым переходом (рис. 1.5) называется комплекс инженерных сооружений, возводимых при пересечении дорогой водной преграды. В его состав входят мост, подходы к нему, регуляционные сооружения, берегоукрепительные устройства и ледорезы.
Мост своими конструкциями перекрывает русло и часть поймы реки (рис. 1.5, а). Подходы к мосту обеспечивают сопряжение дороги с мостом. Их устраивают в виде земляных насыпей или эстакад. Регуляционные сооружения в виде струенаправляющих дамб и траверс и берегоукрепительные устройства применяются для защиты берегов реки у моста от значительного размыва. Струенаправляющие дамбы сооружают у береговых опор в виде земляных насыпей с трапециевидным поперечным сечением, придавая им в плане очертание, способствующее плавному протеканию в отверстие моста водного потока с верховой части реки (рис. 1.5, б).
С верховой стороны мостового перехода иногда устраивают траверсы в виде коротких дамб, выступающих в реку перпендикулярно или под углом к берегу или насыпи подхода (см. рис. 1.5, б).
Траверсы снижают скорость течения воды вдоль берега или насыпи, предохраняют их от размыва и способствуют направлению водного потока в отверстие моста.
Ледорезы — сооружения для защиты промежут очных опор моста от непосредственного воздействия ледохода, которое может быть очень опасным для опор. Их возводят перед каждой опорой с верховой стороны моста на той части ширины реки, где возможен ледоход. В мостах с массивными опорами (каменными, бетонными, железобетонными) ледорезы обычно совмещают с телом опоры.
Элементы мостов.Мосты состоят из пролетных строений и опор. В пролетных строениях мостов выделяют следующие основные части: проезжую часть, несущую часть, систему связей и опорные части.
Под проезжей частью пролетного строения (в первоначальном и широком смысле этого понятия) понимают совокупность конструктивных элементов, воспринимающих нагрузки от транспортных средств и пешеходов и передающих их на несущую часть. Проезжая часть в широком смысле включает в себя несущие элементы и мостовое полотно (рис. 1.6).
Несущие элементы проезжей части воспринимают нагрузку от транспортных средств и пешеходов и передают их на основные несущие конструкции пролетного строения. Применяют три главных вида несущих элементов проезжей части:
• балочная клетка — совокупность продольных и поперечных балок;
• плоская или ребристая железобетонная или деревянная плита;
• ортотропная металлическая плита — сварная конструкция, состоящая из листа настила, подкрепленного продольными и поперечными ребрами.
Мостовое полотно — совокупность всех элементов, расположенных на плите проезжей части пролетных строений, предназначенных для обеспечения нормальных условий и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с проезжей части (см. рис. 1.6). Она включает в себя одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, устройства для водоотвода, обогрева и освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами.
Понятие проезжей части пролетного строения в настоящее время используется и в несколько ином, более узком смысле: это полоса на мостовом полотне для непосредственного движения транспортных средств.
Ширина этой полосы равна сумме ширин полос движения, установленных для моста. К этой полосе должны примыкать предохранительные полосы (полосы безопасности). Они предназначены для обеспечения движения транспортных средств на мосту с установленной скоростью движения, их наличие устраняет психологическое воздействие на водителя высокого ограждения у тротуаров и не приводит к снижению скорости движения. Они также обеспечивают возможность съезда автомобилей с проезжей части при возникновении опасных для движения ситуаций. Проезжая часть (в узком смысле этого понятия) вместе с предохранительными полосами составляют полосу ездового полотна, или габарит проезда, равный расстоянию в свету между защитными ограждениями.
Несущая часть пролетного строения воспринимает действие собственного веса пролетного строения и временной подвижной нагрузки и передает его через опорные части на опоры. В простейших балочных мостах малых пролетов несущая часть пролетных строений состоит из деревянных или металлических прогонов, железобетонных плит или балок; при средних и больших пролетах в качестве несущей части применяются более мощные балки, а также фермы, рамы или арки.
Связи между элементами несущей части пролетного строения (балками, фермами, арками) устанавливают в целях объединения их в пространственно жесткую конструкцию, способную воспринимать всеми элементами как вертикальные, так и горизонтальные нагрузки независимо от места их приложения. В полной системе связей различают горизонтальные (верхние и нижние) и вертикальные (опорные и промежуточные) связи. Более подробно с ними познакомимся при изучении деревянных и металлических пролетных строений мостов.
Опорные части представляют собой специальные элементы пролетного строения, с помощью которых опорные воздействия от несущей конструкции передаются на опоры в строго заданном месте для обеспечения благоприятных условий работы элементов пролетного строения и опоры в зоне их контакта. Кроме того, опорные части обеспечивают поворот и продольное смещение опорных сечений основных балок или ферм пролетного строения, возникающих при их прогибе от действия временных нагрузок, а также продольные и поперечные их смещения, возникающие от температурных деформаций пролетного строения.
Одним из важных принципов рационального конструирования является совмещение различных функций в элементах конструкции. В современных конструкциях пролетных строений мостов этот принцип используется весьма широко. Так, плита (или продольные балки проезжей части) работает на местное воздействие временной нагрузки и одновременно включается в работу пролетного строения в целом на общее действие той же нагрузки. Кроме того, эти элементы в составе пролетного строения выполняют и функции продольных и поперечных связей.
Опоры мостов воспринимают нагрузки от пролетных строений и передают их на грунты основания через фундаменты или на воду (в наплавных мостах). Различают промежуточные и крайние (береговые) опоры. Промежуточные опоры воспринимают нагрузки от веса пролетных строений, временных подвижных нагрузок, от навала судов, воздействия льда и ветра. Крайние опоры, являясь устоями, кроме того, работают как подпорные стенки, воспринимая давление от насыпи подходов.
Конструктивное решение моста во многом зависит от ширины, глубины, скорости течения реки, вида грунтов на дне ее русла и поймы, условий ледохода, требований судоходства на реке.
Существенное влияние при этом оказывают и следующие расчетные уровни воды в реке (рис. 1.7):
• уровень высоких вод (У В В) — наивысший уровень воды в реке в месте мостового перехода, который определяют по многолетним данным гидрометрических наблюдений с различной степенью обеспеченности для мостов на дорогах различных категорий;
• расчетный судоходный уровень (РСУ) — наивысший уровень воды в реке в судоходный период, который обычно несколько ниже УВВ;
• уровень меженных вод (УМВ) — средний уровень воды в реке в период между паводками.
Для успешного усвоения основной части изучаемой дисциплины важно также уяснить следующие основные определения и обозначения, применяемые на чертежах и схемах мостов (см. рис. 1.7):
• отверстие моста 10 — горизонтальный размер между внутренними гранями устоев или конусами насыпи, измеренный при расчетном уровне высоких вод с исключением толщины промежуточных опор;
• высота моста Н — расстояние от уровня проезжей части по оси моста до уровня меженных вод;
• свободная высота под мостом Н0 — расстояние между низом пролетных строений и уровнем высоких вод или расчетным судоходным уровнем (если есть судоходство);
• высота опоры Н — расстояние от ее верха до грунта;
• строительная высота пролетного строения п — расстояние от поверхности проезжей части до самых нижних частей пролетного строения;
• расчетный пролет I — расстояние между осями опорных частей пролетного строения на смежных опорах; > *
• ширина моста В — расстояние между перилами в свету;
• ширина пролетного строения В0 — расстояние между осями крайних главных балок или ферм;
• ширина проезжей части L — расстояние между внутренними кромками полос безопасности;
• ширина ездового полотна, или габарит проезда, Г — расстояние между ограждениями.
Основные параметры моста устанавливают в процессе его проектирования с учетом его назначения и условий места его расположения.
Тема 1.3. Классификация мостов
Классификация мостовых сооружений на автомобильных и городских дорогах
Классификация мостовых сооружений.Мосты классифицируют по следующим признакам: их назначению, реализованному типу опор и пролетных строений, виду использованного материала, расположению уровня проезда, их статической системе, обеспеченности в отношении пропуска высоких вод и ледохода, ширине проезжей части, характеру пересечения препятствия и длине моста.
По назначению различают мосты:
• автодорожные — для пропуска всех видов движущихся по автомобильным дорогам транспортных средств и пешеходов;
• железнодорожные — для пропуска железнодорожных поездов;
• городские — для пропуска всех видов городских транспортных средств (автомобилей, троллейбусов, трамваев, метро) и пешеходов;
• пешеходные — только для пропуска пешеходов;
• совмещенные — для пропуска автомобилей и железнодорожных поездов;
• специальные — для пропуска трубопроводов, силовых кабелей и т.п.
По типу применяемых опор различают мосты:
• на жестких опорах (рис. 1.9, а, б), передающих через фундаменты нагрузку от пролетных строений непосредственно грунту и характеризующихся отсутствием значительных осадок;
• на плавучих опорах (рис. 1.9, в), передающих нагрузку на воду (наплавные мосты на понтонах или баржах) и получающих значительные осадки.
По типу взаимного положения пролетного строения и опор во времени различают мосты:
• неподвижные, в которых пролетное строение всегда занимает по отношению к опорам неизменное положение (см. рис. 1.9, а);
• разводные, в которых для пропуска судов устраивают специальный разводной пролет путем поворота относительно опор в вертикальной плоскости половин пролетного строения (см. рис. 1.9, б) или путем подъема пролетного строения на необходимую высоту.
Разводные мосты применяют, когда невозможно или неэкономично поднять уровень проезда над рекой на высоту, достаточную для пропуска судов. Неизбежность перерывов в движении по разводным мостам и по реке является их существенным недостатком.
По виду применяемых материалов различают деревянные, металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты. Определяющим при этой классификации является материал пролетного строения. Например, к металлическим мостам относятся мосты с металлическими пролетными строениями независимо от того, из какого материала выполнены опоры. Вид материала существенно влияет на конструктивную форму пролетного строения моста и на способ его возведения.
По уровню расположения проезжей части различают мосты с ездой:
• поверху, когда проезжая часть расположена на верхнем уровне пролетного строения (рис. 1.10, а);
• понизу, когда проезжая часть находится на уровне низа пролетного строения (рис. 1.10, б);
• посередине, когда проезжая часть находится в средней по высоте части пролетного строения (рис. 1.10, в).
Положение проезжей части существенно влияет на его конструктивное решение и на условия вписывания моста в местность. Так, при езде понизу в поперечном сечении пролетного строения применяются только две главные балки или фермы, они широко расставлены, что вызывает усложнение проезжей части. Усложняется и система связей для обеспечения устойчивости верхних поясов ферм. Но пролетное строение с ездой понизу легче вписывается в местность, так как по сравнению с пролетным строением с ездой поверху оно имеет значительно меньшую строительную высоту.
По статической схеме главных несущих конструкций пролетных строений различают мосты:
• балочных систем — разрезной (рис. 1.11, а), неразрезной и консольной), в пролетных строениях которых от вертикальных нагрузок возникают только вертикальные опорные реакции;
• распорных систем — арочной (рис. 1.11,6), рамной (рис. 1.11, в), висячей (рис. 1.11, г), в которых при действии вертикальных нагрузок возникают наклонные опорные реакции, имеющие горизонтальную составляющую — распор;
• комбинированных систем, в которых сочетаются системы первых двух групп, при этом способы таких сочетаний разнообразны.
По расположению пролетных строений относительно горизонта высоких вод различают:
• высоководные мосты, пролетные строения которых находятся над рекой на уровне, обеспечивающем пропуск паводковых вод и ледохода;
• низководные мосты, пролетные строения которых затопляется при проходе высоких вод; это временные мосты, возводимые в период военных действий;
• подводные мосты, пролетные строения которых располагаются под водой на глубине, обеспечивающей движение автомобилей вброд. Подводные мосты применяются в целях обеспечения скрытности их положения и повышения их живучести в период военных действий.
По ширине проезжей части различают мосты с различным количеством полос движения в обоих направлениях. Количество полос движения зависит от категории дороги или магистрали, на которых находится мост; может составлять от двух до восьми и более.
Мосты длиной до 25 м считаются малыми, с длиной от 25 до 100 м — средними и длиной более 100 м — большими. Мосты длиной менее 100 м, но с одним из пролетов более 60 м относятся к большим мостам. В последнее время введено понятие внеклассных мостов. К ним относятся мосты длиной более 500 м или если один из пролетов более 150 м. Это, как правило, вантовые, висячие, рамные или арочные мосты с четырьмя и более полосами движения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет