Низкий уровень интеллекта что это значит

Измерить интеллект: работают ли IQ-тесты и зачем они нужны

Стоит ли проходить онлайн-тесты интеллекта и как относиться к результатам

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Тесты интеллекта оценивают общую способность человека мыслить логически, решать арифметические, вербальные и пространственные задачи. Нужно ли знать свой уровень IQ и что делать с полученными результатами — рассмотрим в этой статье.

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Что такое IQ

IQ — сокращение от английского intelligence quotient — коэффициент интеллекта. Это количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека — того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют.

Зачем придумали IQ-тесты

Для изучения человека

Английский учёный Фрэнсис Гальтон измерял наследственные особенности людей, в том числе умственные. Он стремился определить границы возможностей человека: насколько высокие звуки и близкие оттенки цвета мы способны различать, какова максимальная скорость реакции.

В конце XIX века понятие интеллекта ещё не использовалось. Первые тесты моторных навыков и сенсорных способностей применяли в антропометрии наряду с показателями роста, обхвата головы и объёма лёгких.

Для оценки умственных способностей

Следующим шагом в развитии IQ-тестов стали разработки французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. В начале XX века перед системой образования Франции стояла задача разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. Бине и Симон создали методику диагностики для детей.

Сначала тест включал 30 словесных, манипулятивных и задач на восприятие. Дети от 3 до 13 лет делились на возрастные группы. Задания подбирались так, чтобы их могли выполнить ¾ детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

IQ ребёнка приравнивали к частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Если, например, ребёнок в 8 лет соображал, как девятилетний, то его коэффициент интеллекта составлял 9/8*100=112.

Для профориентации и отбора

В Первую мировую войну руководство армии США стремилось снизить потери и эффективно распорядиться человеческим ресурсом. Чтобы знать, кого назначить командиром, кто готов ехать на фронт, а кто пригодится в штабе, нужно было оценивать интеллектуальные и психологические возможности новобранцев. По заказу минобороны США были разработаны групповые тесты: вербальная версия Альфа — для англоговорящих военных, а Бета — для иностранцев и малограмотных.

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Итоговый вариант опросника внедрили в практику только за 3 месяца до окончания войны, и он не сыграл существенной роли в отборе. Сейчас психологическое тестирование и оценку интеллекта проводят в армиях разных стран и крупных компаниях.

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Что общего у популярных тестов IQ

Одни люди лучше строят логичные высказывания, другие могут подобрать недостающую деталь пазла, третьи — видят закономерность в ряду чисел. У кого из них выше интеллект? После нескольких лет измерений, анализа данных и споров психологи пришли к идее общего интеллекта. Общий интеллект ещё называют фактором g (general) — это совокупные умственные силы человека, его способность воспринимать и запоминать информацию, обучаться и решать задачи.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Нельзя оценить общий интеллект только заданиями на логику или арифметику. Испытуемым предлагают несколько типов заданий: кто-то хорошо справляется с аналогиями, кто-то расшифровывает анаграммы, но в целом интеллектуальный уровень этих людей примерно одинаков.

Поскольку опросники не всегда удаётся точно перевести на другой язык, не все методики одинаково распространены в разных странах.

Тест Стэнфорд — Бине

Тест Бине и Симона для детей был доработан профессором Стэнфордского университета и сейчас известен как шкала интеллекта Стэнфорд — Бине. В период с 1905 по 2003 год опросник выдержал 5 редакций.

В начале XX века с помощью теста проверяли восприятие, понимание и способность к рассуждению. Альфред Бине считал, например, что речевые способности — это основа интеллекта.

Сейчас шкала Стэнфорд — Бине строится на модели подвижного и кристаллизовавшегося интеллекта Реймонда Кеттела, а также оценивает специальные способности. Подвижный, или флюидный, интеллект — это способность решать новые логические и аналитические задачи. По оценке психологов подвижный интеллект развивается до 30-40 лет. Кристаллизовавшийся интеллект включает опыт и знания, которые человек накапливает и использует в течение жизни.

Таким образом, современный тест состоит из 5 блоков:

В зависимости от возраста и уровня интеллекта испытуемого, на тест дают от 15 минут до 1 часа 15 минут. Коэффициент IQ в пределах 70-79 считается пограничным, 80-89 — ниже среднего, 90-109 — средним, 110-119 — выше среднего, результат выше 130 демонстрируют одарённые люди.

В западных странах шкала Стэнфорд — Бине используется для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.

Опросник Дэвида Векслера

Подобно тесту Стэнфорд — Бине методика Векслера оценивает общий интеллект с помощью различных типов заданий. Весь опросник состоит из 9 субтестов:

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

На решение 176 заданий дают полтора часа. Тест Векслера адаптирован для детей от 2 лет, подростков и взрослых. В России его применяют в оценке персонала, педагогике и медицине.

Тест Айзенка

Ганс Айзенк считал, что его тест выявляет уровень интеллекта независимо от кругозора человека. Критики спорили с автором, поскольку результаты более образованных испытуемых оказывались выше.

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Тест в равной степени оценивает вербальный интеллект и способность мыслить логически. По замыслу автора, ни «физики», ни «лирики» не имеют в нём преимуществ.

Примерно половина испытуемых набирает от 90 до 100 баллов из 160 возможных. Респонденты с высшим образованием часто показывают результат 115 и выше. Отметка ниже 70 расценивается как тревожный сигнал проблем с интеллектом.

Оценку результатов данного теста давно проводят автоматически в режиме онлайн, поэтому он у многих на слуху.

Школьный тест

В российских школах используют ШТУР — школьный тест умственного развития для учеников 7—9 классов. Он оценивает уровень эрудиции, способности проводить аналогии, классифицировать понятия, обобщать и видеть закономерности.

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

В эпоху индустриализации тесты интеллекта позволяли оценить уровень человека и определить его рабочие функции. В XXI веке на первый план выходят мягкие или гибкие навыки, поэтому IQ тесты оказались менее востребованы.

От чего зависит результат теста IQ

IQ, доходы и здоровье

Уровень общего интеллекта одинаково зависит от наследственности и среды. Чем выше уровень IQ у родителей, тем больше шансов на высокие показатели интеллекта у ребёнка. Чем более насыщенная развивающая среда, в которой воспитывается индивид, тем более высокий уровень IQ он сможет продемонстрировать.

Исследования показывают, что уровень IQ кореллирует с продолжительностью жизни, уровнем образования и здоровья, но прямой причинной связи здесь нет. Совпадение показателей можно объяснить так: люди с более высоким IQ демонстрируют успехи в обучении, получают высшее образование и передают умственные способности своим детям.

Благодаря высшему образованию люди с высоким IQ находят высокооплачиваемую работу и обеспечивают себе и своим детям достаточно высокий уровень жизни: разнообразное питание, медицинское обслуживание, условия для развития. Если человек от природы имеет высокий IQ, но не стремится реализовать свой потенциал, ни богатства, ни долголетие ему не гарантировано.

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

Как сдать IQ тест на максимальный балл

Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.

Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.

Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значит

О чём не говорят баллы IQ

Успех в труде

С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.

Общественная ценность

Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.

Эффективность

Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.

Проходить тест или нет

Тест на интеллект стоит пройти хотя бы затем, чтобы иметь о нём представление. Учёные из разных стран трудились над его созданием на протяжении всего XX века! Вы можете на собственном опыте проверить корреляцию между вашим уровнем IQ и успехами в учёбе. И, наконец, это просто увлекательно — решать задачи разного типа. Только помните, что результат будет выше, если вы заранее потренируетесь и будете выполнять задания в хорошем настроении.

Изображение на обложке: zara magumyan / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Градации тяжести деменции и олигофрении

Градации тяжести деменции

Тяжесть деменции имеет три степени: лёгкую, умеренную и тяжелую. Клиническими критериями их разграничения являются следующие.

Лёгкая деменция характеризуется

Способность к самостоятельной жизни сохраняется, правила личной гигиены соблюдаются. Критическое отношение к снижению интеллекта сохраняется устойчиво, но представлено недостаточно полно. Тем не менее отчётливо выражены реакция на болезнь и стремление компенсировать когнитивный дефицит. Согласно отечественной терминологии, в таких случаях может быть выставлен диагноз выраженного психоорганического синдрома, по Е.Блейлеру (1916). При этом могут преобладать как симптомы когнитивного дефицита — дементный или церебрально-органический психосиндром Е.Блейлера, так и психопатоподобные изменения характера и личности — характеропатический органический психосиндром Е.Блейлера. Частота лёгкой деменции у лиц старше 65 лет составляет, по некоторым данным, 10%. Частота «незначительных проявлений деменции», то есть умеренных проявлений психоорганического синдрома, у пожилых людей составляет 6%. Значительна она и в других возрастных группах населения.

Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть фото Низкий уровень интеллекта что это значит. Смотреть картинку Низкий уровень интеллекта что это значит. Картинка про Низкий уровень интеллекта что это значит. Фото Низкий уровень интеллекта что это значитЧасто пожилой человек с деменцией не в состоянии самостоятельно прийти на обследование к психиатру. В таком случае Вы можете вызвать неотложную психиатрическую помощь на дом

Умеренная деменция характеризуется

Пациенты не способны к самостоятельной жизни, требуют определённого надзора за собой, поскольку, выходя на улицу, могут не найти обратной дороги домой, не выключить после себя воду, газ, не в состоянии приготовить себе пищу, оплатить счета, распорядиться деньгами. Критическое отношение к снижению интеллекта частично сохраняется, однако реакция на болезнь и стремление компенсировать когнитивный дефицит обычно отсутствуют. Частота умеренной деменции у пожилых людей составляет 5%. В соответствии с отечественной терминологией в таких случаях может быть выставлен диагноз парциальной деменции, а в тех случаях, когда сохраняется ядро личности, то есть её морально-этические качества, — как лакунарная (Stertz, 1928) или дисмнестическая деменция.

Тяжёлая деменция характеризуется

Пациенты нуждаются в постоянном надзоре и уходе. Критика к своему состоянию полностью отсутствует. Согласно отечественной терминологии, это глобарная (Stertz, 1928), диффузная или тотальная деменция.

Градации тяжести олигофрении

Тяжесть олигофрении (от греч. oligos — малый, phren — ум, разум) также имеет три степени: лёгкую, выраженную и глубокую. Э.Крепелин, различая дебильность, имбецильность и идиотию, предлагает считать идиотами олигофренов, которые вообще не способны усваивать что-либо в школе, имбецилами — тех умственно отсталых, которые остаются на стадии окончивших неполную школу, а дебилами — олигофренов, которые не развиваются дальше, чем того требуют от обучающихся после окончания школы. Е.Блейлер указывает, что дебильный «ум даёт возможность в чрезвычайно простой обстановке существовать самостоятельно, но немедленно терпит крушение, как только к нему предъявляются даже средние требования». «Мы считаем, — говорит он, — идиотией низкий уровень интеллекта, обусловливающий полную социальную непригодность, и считаем имбецильностью состояние, которое позволяет, до известной степени, передвигаться в человеческом обществе и иногда даже совершать настоящую работу». В МКБ-10 рассматриваются лёгкая, умеренная, выраженная и глубокая степени умственной отсталости. Термин «олигофрения» в настоящее время считается устаревшим, однако на русском языке он короче и удобнее сменившего его термина «умственная отсталость».

Дебильность (от лат. debilis — слабый, неспособный) — лёгкая степень умственного недоразвития. Клинические критерии дебильности таковы.

Задержка формирования речевых навыков. Это проявляется обеднением словарного запаса, неспособностью понимать и самостоятельно использовать сложные грамматические конструкции. Тем не менее, речевые навыки достаточно развиты для обслуживания повседневных нужд, пациенты могут поддерживать беседу, участвовать в клиническом расспросе.

Снижение познавательной активности. Пациенты не столь любопытны и любознательны, как их нормальные сверстники, задают значительно меньше вопросов, не проявляют живого интереса к тому, что взрослые им читают или рассказывают. Их не интересуют такие вещи, как буквы, цифры, рисование, письмо; подготовка к школе обычно бывает недостаточной. Пациентам явно не хватает выдумки, фантазии, это хорошо видно по их несколько однообразным и упрощённым играм. В более позднем возрасте обращает внимание ограниченность кругозора, объёма знаний, интереса к тому, что выходит за рамки обыденности.

Задержка формирования школьных навыков. Особенными проблемами в начале школьного обучения пациентов являются чтение, письмо и счёт. В силу этого пациенты обычно неспособны осваивать общеобразовательную программу начальных классов, однако успешно обучаются по облегчённым программам вспомогательной школы, умеют свободно писать, читать, считать. Многие из них способны получить профессиональное образование по ряду специальностей, таких как плотник, тракторист, каменщик, токарь. Значительно лучше пациентам удаётся овладевать ручными навыками, где особенно велика роль подражания, но не требуется обширных познаний и богатого воображения.

Нарушения операций мышления. Обычно подчёркивают снижение уровня обобщения и абстрагирования, преобладание конкретного мышления. В действительности в той же степени страдают другие операции мышления, в частности анализ, синтез и конкретизация. В силу этого представления пациентов о происходящем малодифференцированы, как бы синкретичны. Они также разрозненны, фрагментарны, не объединены в систему. Пациенты могут механически затвердить некоторые сведения, но самостоятельно использовать их на практике не могут. «Дебил, — отмечает W.V.Jaurreg (1913), — отличается от слабо одарённого здорового человека не размерами своего знания, а пределами своего умения, способностью самостоятельно применять свои знания». Неразвитость отвлечённого мышления является, видимо, важной или даже основной причиной недифференцированности эмоций пациентов. Не воспринимая отличий разных по существу ситуаций, пациенты могут реагировать на них одинаковым образом.

Незрелость личности. Пациенты обычно несамостоятельны в принятии решений, безынициативны, со сниженным самоконтролем. Часто они подвержены влиянию со стороны в силу повышенной внушаемости, отчего некоторые из них становятся жертвами криминальных лиц.

Интеллектуальный показатель при дебильности колеблется в пределах от 50–55 до 69%. Лёгкой степени дебильности соответствует IQ от 69 до 62%, умеренной дебильности — от 63 до 56%, выраженной дебильности — от 57 до 49%. Клинически указанные степени дебильности разграничиваются с трудом, особенно это касается лёгкой дебильности, которая вплотную примыкает к состояниям «социальной и педагогической запущенности» и «конституциональной глупости», с одной стороны. С другой стороны, дебильность в её выраженной степени граничит с имбецильностью. Считается, что дебильность составляет 85% всех случаев олигофрении, наиболее распространена лёгкая дебильность. На долю последней приходится приблизительно ѕ случаев дебильности.

Пациенты с дебильностью в щадящих условиях способны овладеть «ручными профессиями» и под руководством извне удовлетворительно выполнять соответствующие профессиональные обязанности. Они способны также самостоятельно и в достаточном объёме обслуживать себя в быту. Многие из них имеют семьи, детей, знакомых, приятелей и «друзей», им свойственны свои развлечения, даже определённые увлечения (рыбалка, некоторые физические виды спорта, «мыльные оперы», ритмическая музыка, «попса», лубочные «народные песни», «музыка подворотен», другие проявления массовой культуры), они могут при благоприятных обстоятельствах сами обеспечивать свой материальный достаток на хорошем для себя уровне.

Имбецильность (от лат. imbecilius — слабый, немощный) — средняя степень умственной отсталости. IQ имбецилов составляет от 20–25% до 50–55%. Имбецилы составляют 14–15% общего числа пациентов с олигофренией.

1. Умеренная имбецильность (с IQ от 30–40% до 50–55%) проявляется такими признаками. Отмечается неравномерность в профилях тестирования способностей. Так, пациенты могут показывать высокий уровень по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков и в то же время плохо выполнять задания, требующие участия речи. Или моторная недоразвитость сочетается с желанием вступать в контакт или радостью от общения. Умеренная имбецильность встречается среди олигофренов с частотой около 10%.

Медленное развитие понимания, речи и в итоге невысокий уровень достижений в этом плане. Речь обычно дефектна, со скудным запасом слов, обозначающим повседневные ситуации и окружающие предметы. Беседа с пациентами затруднена во всём, что отклоняется от конкретных вещей. Обучение в общеобразовательной школе невозможно, пациентам доступно усвоение облегчённых программ с небольшим объёмом знаний во вспомогательной школе. Пациенты могут научиться писать, читать, считать, но их способности в этом сильно ограничены. Например, они не могут бегло читать и пересказать своими словами прочитанное, пишут медленно, плохим почерком и с большим числом грамматических ошибок, выполняют в уме лишь простейшие арифметические операции.

Отсталость в развитии навыков самообслуживания, отчего пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни.

Овладение какими-либо профессиональными навыками недоступно, но пациентов можно научить выполнять несложные трудовые операции: мести улицу, убирать снег, опавшие листья, переносить тяжести, пропалывать посадки в поле или огороде и т. п. Некоторые пациенты могут систематически работать под постоянным квалифицированным надзором. Самостоятельное проживание пациентам большей частью недоступно.

Социальные навыки ограничиваются элементарными вещами: пациенты могут здороваться, прощаться, знакомиться, поддерживать простую беседу, сами задавать вопросы и отвечать на несложные вопросы окружающих, формулировать некоторые просьбы, ругаться. За себя постоять они обычно не в состоянии.

Моторное недоразвитие. Пациенты неуклюжи, неловки, многие из них не могут, например, стоять или прыгать на одной ноге, быстро бегать, ходить спиной вперёд, кидать камни в цель, мало кому из них удаются тонкие движения руками или доступны более или менее сложные мануальные навыки.

2. Выраженная имбецильность, или тяжёлая умственная субнормальность (с IQ от 34% до 20%). Частота выраженной имбецильности составляет 3–4% общего числа олигофренов. По данным тестирования, расстройство во многом сходно с категорией умеренной имбецильности. Нижние уровни функционирования, отмеченные у пациентов последней группы, наиболее характерны и для него. В клиническом плане пациентам свойственно, во-первых, резкое недоразвитие моторики, речи, понимания.

Пациенты произносят и понимают до одного-двух десятков слов, говорят односложными фразами, умеют лишь сидеть, вставать и ходить, не понимают смысла ситуаций, в которых оказываются, и большей части того, о чём разговаривают окружающие. Письмо, счёт, чтение, трудовые навыки не развиваются, не овладевают пациенты и навыками самообслуживания. У большинства пациентов выявляются признаки значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

Тем не менее, отмечает К.Ясперс, «мы нередко сталкиваемся с имбецилами, выказывающими достаточно развитое умение делать отдельные вещи и даже обладающими определёнными умственными способностями — например, способностью осуществлять арифметические действия, односторонне развитой способностью воспринимать и запоминать музыку». «В настоящее время, — заключает он, — мы не умеем различать врождённые умственные дефекты, обусловленные органическими повреждениями, и такие врождённые дефекты, которые представляют собой аномальные случаи конституциональных вариаций».

3. Идиотия (от греч. idioteia — невежество) — глубокая умственная отсталость (с IQ ниже 20%). Число идиотов в популяции олигофренов составляет 1–2%. При идиотии не развиваются простые двигательные акты, отчего многие пациенты не умеют даже ходить, они лежат в постели или передвигаются ползком. Часто наблюдаются двигательные стереотипии. У многих пациентов отсутствует понимание речи, сами пациенты почти не владеют речью, которая ограничивается однообразными нечленораздельными звуками. В лучшем случае они способны понимать элементарные просьбы и исполнять основные команды.

Контакт со многими из пациентов возможен лишь посредством рудиментарных форм невербальной коммуникации. Не развит или развит недостаточно контроль физиологических функций. Некоторые пациенты не различают съедобных и несъедобных вещей, бывают чрезвычайно прожорливы. У части пациентов могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки, таких больных удаётся привлечь к домашним и практическим делам. Обычно идиоты неспособны либо малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Выявляются разнообразные и грубые неврологические и соматические расстройства, рецепторопатии. Особенно часты общие расстройства развития в наиболее тяжёлых формах, в частности атипичный аутизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *