Ниже облака ходячего что означает

выше леса стоячего

Смотреть что такое «выше леса стоячего» в других словарях:

Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Превыше облака ходячего, выше леса стоячего — Превыше облака ходячаго, выше лѣса стоячаго (себя считать). (Выраженіе, встрѣчаемое въ старинныхъ былинахъ о русскихъ богатыряхъ.) См. Тише воды, ниже травы. См. Выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

превыше облака ходячего, выше леса стоячего — (себя считать) Выражение, встречаемое в старинных былинах о русских богатырях. См. тише воды, ниже травы. См. выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Святогор — богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече С. с Ильей Муромцем. С. в эпосе является огромным великаном, выше леса стоячего ; его с трудом носит мать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Святогор — У этого термина существуют и другие значения, см. Святогор (значения). Иван Билибин. Илья Муромец и Святогор Святогор … Википедия

Источник

Выше леса стоячего(ниже облака ходячего)

Смотреть что такое «Выше леса стоячего(ниже облака ходячего)» в других словарях:

выше леса стоячего — (ниже облака ходячего) конь бежит Ср. Между тем как сильные, могучие Полканы богатыри, обутые в семимильные сапоги всеведущего невежества, с гордым презрением к тесным пределам душной вещественной атмосферы подымаются, от земли отделяются, выше… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Превыше облака ходячего, выше леса стоячего — Превыше облака ходячаго, выше лѣса стоячаго (себя считать). (Выраженіе, встрѣчаемое въ старинныхъ былинахъ о русскихъ богатыряхъ.) См. Тише воды, ниже травы. См. Выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

превыше облака ходячего, выше леса стоячего — (себя считать) Выражение, встречаемое в старинных былинах о русских богатырях. См. тише воды, ниже травы. См. выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Тише воды, ниже травы — (иноск.) словно шелковый. Ср. Послушать его (Даля) онъ ниже травы, тише воды. Но въ его разсказахъ, то и дѣло, попадаются вещицы, отъ которыхъ такъ и хочется подпрыгнуть. Тургеневъ. Крит. ст. 4. (Повѣсти и пр. Казака Луганскаго.) Ср. Къ теткѣ онъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Святогор — У этого термина существуют и другие значения, см. Святогор (значения). Иван Билибин. Илья Муромец и Святогор Святогор … Википедия

Источник

Мог ли это написать П. П. Ершов? 1. Церковнославян

Церковнославянизмы, старорусские слова, цитаты из священных текстов, слова из народных заговоров, пословиц, песен и пр. в сказке «Конёк-Горбунок».

1. Пласть. Церковнославянизм.

Виснет пластью надо рвами

Интересный факт: самую первую икону написал святой апостол и евангелист Лука на
п л а с т и стола, за которым трапезничали Иисус и Дева Мария.

«Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, а затем еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами». / Энциклопедия людей и идей: Апостол Лука евангелист, иконописец. Иконы апостола Луки, Евангелие от Луки.

«Вот один из заговоров, который читается бабкой-повитухой.
«Стану я, раба Божия (имя рек), благословясь, Пойду,
перекрестясь, Из избы дверьми, из двора воротми. Выйду в
чистое поле, Помолюсь и поклонюсь на восточну сторону.
На той восточной стороне стоит престол Господень, На том престоле Господнем сидит Пресвятая Мати Божья Богородица. И помолюсь, и поклонюсь Пресвятой Матери Божьей Богородице. «Пресвятая Мати Божья Богородица, Соходи с престола Господня, бери свои золотые ключи, Отпирай у рабы Божьей (имя рек) мясные ворота, И в ы п у щ а й младеня на свет и на Божью воли». Во веки веков, аминь!»

Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
В ы п у щ а й росу
На теплое лето,
На буйное жито,
На ядронистое,
На полосистое
Людзям на здоровье!

3. Седьмица.(С I издания. 1834.).

Седьмиц-а(-у) / Ну, Гаврило, в ту седьмицу Отведём-ка их в столицу.

Седмица — церковнославянское название недели (семидневного промежутка времени)[1][неавторитетный источник?]. Широко употребляется в календарях, богослужебных указаниях и т. п., издаваемых Русской Православной Церковью. / Википедия.

Продлил Ной ещё седмицу,
Послал на свет голубицу. / Стих о потопе Ноя Праведного.

4. Клепли / Ты на чёрта не клепли. (С I издания. 1834.).

«. пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт.19:24).

7. ЧУдно дело!(С I издания. 1834.).

/. велики и чудны дела Твои, Господи Боже
Вседержитель! /Апокалипсис Иоанна Богослова.

8. Солнцево селенье. / Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье;. (С I издания. 1834.).

4 Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. В солнце положи селение Свое,
5 и Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь.

Псалмы Давида. Псалом 18.4;5.

«Превыше облака ходячего, выше леса стоячего — Превыше облака ходячаго, выше л;са стоячаго (себя считать). (Выраженіе, встр;чаемое въ старинныхъ былинахъ о русскихъ богатыряхъ.)//Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография).

10. Вот те истинный Христос,
Справедлив мой, царь, донос.(С I издания. 1834.).

«По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие. » /Иосиф Флавий.

11.День осьмой. / Напоследок, в день осьмой. (С I издания. 1834.).

12. Щёлок / Словно щёлоком облит. (С I издания. 1834.).

И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое / Книга пророка Исайи, гл.1.

13. Чем тебя я огорчил?
Али тем, что полюбил?(С I издания. 1834.).

/Устная песня XVIII века.

На основании этой песни написан сентиментальный романс А.П. Сумарокова:

14.Из какого ты народа. (С I издания, 1834). Буквальная цитата из Ветхого Завета, из Книги Ионы:

Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?

«Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26–27), Притча о талантах.

16. Вот конёк бежит по киту,
По костям стучит копытом.(С I издания. 1834.).

Черна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна; тугою взыдоша по Руской земли. /»Слово о Полку Игореве.»

17. Всё, что было живота. («Все телеги собирали; В них, не мешкая, поклали Все, что было живота И оставили кита. «).

«. а что было живота их, то все взяша». /Никоновская летопись.

По синему морю по Хвалынскому,

Что плывут тут, выплывают тридцать кораблей.

Что один из них корабль, братцы, наперед бежит,

Впереди бежит корабль, как сокол летит;

Хорошо больно кораблик изукрашен был

Парусы на корабле были тафтяные,

А тетивочки у корабля шемаханского шелку,

А подзоры у кораблика рытого бархату.

На рулю сидел наш батюшка православный царь.

Что не золотая трубушка вострубила,

Да что взговорит наш батюшка православный царь;

«Ах вы гой еси, матросы, люди легкие!

Вы мечитеся на мачты корабельные,

Вы смотрите во трубочки подзорные:

Что далеко ли до Стекольного?»

433: И бысть межи обоихъ (бояр) брань велика и слова неподобные. Ник. лет., XII, 18 (XV в.). [Правление Василия Тёмного.]

Здесь характерно слово «матушка», обращённое семидесятилетним старцем к пятнадцатилетней царевне. Оно наводит на цитату из Григория Нисского о крещенской купели:
» эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь».

Кроме того, это напоминает слова Никодима, обращённые ко Христу:

«Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”.

«А чи диво ся, братие, стару помолодити?».. /»Слово о Полку Игореве».

22. Болесть злая /Вон отсюда, болесть злая!

Перевод на современный русский язык:

«Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещёный облачается в белую одежду, которая в литургических текстах и в святоотеческих писаниях именуется так же блистающей ризою, ризой царскою, одеждой нетления и т. п.»/ Протопресветер Александр Шмеман «Водою и Духом».

Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Володетелем всего
И супруга моего!». / с I изд., 1834.

Существительное «володетель», вероятно, соотносится с глаголом «володеть», который мы помним из «Повести Временных лет»: «И ркоша: «Поищемъ сами в соб; князя, иже бы волод;лъ нами и рядилъ по ряду, по праву»; «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами».

25.Твоего ради талана
Признаём царя Ивана!(С I издания. 1834.).

Слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал (зарыл), разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им. /Википедия.

притча из «Лавсаика».

Нас давно занимал вопрос: почему Спальник начал примечать за Иваном всякие нехорошие вещи именно «неделей через пять»?

Вспомним, что было перед доносом Спальника. Как вёл себя наш герой?

Ну, так видите ль, миряне,
Православны христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях, об отце
В государевом дворце.
Да и что ему до братьев?
У Ивана красных платьев,
Красных шапок, сапогов
Чуть не десять коробов;
Ест он сладко, спит он столько,
Что раздолье, да и только!

Раздолье это длилось пять недель, через которые

Спальник начал примечать,
Что Иван коней не холит,
И не чистит, и не школит; и т.д.

Два раза повторено в сказке, что неприятности посыпались на Ивана «неделей через пять». Откуда такое число недель?

Источник

Словари

Никодим Надоумко (Надеждин). Сонмище нигилистов. («Вестн. Европы». 1829 г. 1.)

См. превыше облака ходячего.

Выше лесу стоячего, ниже облакого ходячего (сказочн.).

Книжн. Экспрес. Неожиданно простой и смелый выход из трудного положения; остроумное решение трудной задачи.

превыше облака ходячего, выше леса стоячего (себя считать)

Выражение, встречаемое в старинных былинах о русских богатырях.

Ср. Ай, молодцы! Вы смелые ребята!

Из-за людей облает и присядет,

Разинет пасть и тягу. Кукиш кажет

Из рукава, чтоб люди не видали.

Островский. Воевода. Пролог. 4.

Ср. Разве не дразнили меня языком? не показывали мне ежечасно шиши и кукиши? если и не показывали их физически, то все равно, это были нравственные кукиши, в иных случаях даже обиднее физических.

Достоевский. Село Степанчиково. 2, 5.

Ср. Раб с головы до ног, в то же время старающийся с помощью целой системы показываемых в кармане кукишей обратить свое рабство в шутку.

Салтыков. В среде умеренности. Отголоски. 1.

Гоголь. Мертвые души. 2, 1.

Ср. Die Feige weisen.

Ср. Des weyb zeugt im die Feigen.

Hans Sachs. Daz böse Weyb.

Ср. Faire la figue à quelqu’un.

Ср. Faire la figue (signe de contemnement et dérision manifeste).

Rabelais. 4, 15. XVI s.

Ср. Et li fest la figa denant:

Tenetz, dis-el, en vostra gola.

Roman de Jauffre XIII s. (cp. Raynouard.)

Ср. Egli si volta e fagli un fico in faccia.

Ср. Al fine delle sue parole il ladro

Le mani alzó con ambedue le fiche,

Gridando, togli, Dio, chè a te le squadro.

Dante. Inferno. 25, 2.

Ср. Far la castagna.

Ср. Manum continet intra pallium.

Кулак в кармане держит.

Quintil. Inst. 12, 10.

Cic. Ep. ad Brut. 11, 23.

Ср. Far le fiche. Fare un fico.

Итальянское far le fiche получило начало в Милане вследствие наказания, придуманного императором Фридрихом I Барбароссой (1162 г.) за бунт миланцев и оскорбление, нанесенное ими императрице Беатрисе, которую они выгнали из города, посадив ее верхом (на лошачиху по имени Tacor) лицом к хвосту, который она держала в руках вместо узды. Виновные в присутствии палача, приладившего смокву к. лошачихе, должны были зубами вытащить ее и опять приладить, приговаривая: ecco la fica.

Ср. Pico buri di Vassano. Modi di dire proverbiali. Ср. Albert Krantz. Saxonia. 6, 6. Ср. Herman Cornerus. Apud Eccart. 2, 729.

Ср. Medium digitum porrigere (ostendere).

Ср. Aristoph. in Pluto. Ср. Plutarch.

См. вот тебе кукиш, чего хочешь, того и купишь.

Гр. Л.Н. Толстой. Анна Каренина. 6, 11.

Ср. Wir sollen keine Könige

Der König, der nie stirbt, soll aus der Welt

Schiller. Die Jungfrau v. Orleans, 1, 3. Johanna.

Ср. Le roi est mort, vive le roi.

Король умер, да здравствует король!

С этими словами во Франции обращались к народу, извещая его о смерти короля и вступлении на престол нового.

Ср. Rex nunquam moritur.

Король никогда не умирает.

Ср. Primo avulso non deficit alter (aureus).

Только что (ветка) сорвана, замещается другой.

(Золотая ветка на дереве, скрытая в лесу и посвященная Прозерпине; когда ее сорвут, то немедленно вырастает другая.)

ВЫСОКИЙ, понятие сравнительное, ·противоп. низкий, длинный или пространный в отвесном направлении; большой, великий, рослый, возвышенный; поднятой, удаленный вверх по отвесу. Высокие звезды. Высокая колокольня. Высокий человек. Высокий подсвечник. Высокая вода, прибылая во время прилива или разлива. Высокий голос, звук, тонкий, острый, более пискливый. Детский голос самый высокий, мужской низкий. Высокий говор, русское произношение на а, где на букве о нет ударения; произношение же на о ·наз. низким говором. Если провести черту от Чудского озера, через Москву, до Самары, то она, приблизительно, разделит Россию на две части, из которых северная говорит низким, а южная высоким говором; вообще север и восток от Москвы говорит низким, юг и запад высоким; на юге Малая Русь, на западе Польша опять переходит в говор на о. Высокий слог, высокая речь, язык, напыщенная, искусственная, риторская речь.

| У раскольников в виде сущ. табак, от слов апостол Павел. Корень горести выспрь прозябай. Вышний, кто или что выше; верхний, высший; лежащий на горе, или вверх по реке, верховой; либо верхний или старший по власти, чину, сану. Вышний, Всевышний, Бог. Бойся Вышнего, не говори лишнего, не лги. Вышка жен. мезонин, мансард, горенка, терем, теремок, светелка под кровлей, рубка, чердачок.

| Чердак, подволока, новг., олон. сиб.

| Пристроенная к сеням летняя изба, на подклети, почему и горницы вышки этой, и окна ее выше избных, влад., твер. тамб.

| Полавочник, полки вкруг избы каз.

| каланча садовая для отгонки птиц, влад. астрах. Старинные боярские хоромы состояли: из верхнего жилья, или жилого яруса, связи, на подклети: под нею подвалы, выходы; над жильем вышка, или терем.

| В астрах. от комаров спят на высоком помосте, на вышке, под пологом. Сторожевая вышка, по всей азиатской границе нашей, каланча, будка, помост на четырех столбах, откуда часовой казак оглядывает окрестность.

| ·стар. возвышенье, холм, горка, курган. И всяк, как мышка, лезет на вышку. У него на вышке обстоит неблагополучно, глуп или помешан.

| Вышки мн., курск. вышка, чердак; также

| высшее, первое место, почетное.

| смол. полати. Вышечник муж., астрах. сторож в садах, на вышке, для отгона птиц арапником, колокольцами, буркалилом; см. это слово. Высокарь, высокарник муж., собир. росляк, тонкий, рослый лес, самой густой или частой посадки. Высенец муж., архан. туман, потянувшийся верхом. Высокуша ·об. высокуха жен. весьма рослый, высокий человек. Вышник, вышец муж. начальство, начальник; знатное лицо, сановник; ·противоп. нижник, рядович.

| Вышник вор. волоковое оконце на печи. Вышняк собир. верх в товаре, верхи, товар или запас лежащий сверху. Вышняком подкрасил. Оправь вышняк на возу. Высунь муж. высунья, высеха жен. гордый, спесивый, чванный; высистый человек, твер., пск. то же. Высить что, подымать вверх, повышать, возвышать, возводить на высшую степень достоинства, почета. Выситься, возвышаться собою, от себя;

НИЗКИЙ, ·противоп. высокий: малый, короткий, невысокий, небольшой; приземистый, малорослый; низменный, дольний;

ТЁПАТЬ вост. тяпать, рубить топором, сечкой. У Шимкевич. есть неупотребительное тепать и тепсти, 1-ое лицо тепу, но нет поныне ходячего тепать, 1-ое лицо тепаю. Того ж корня: тинать, тяти, тнуть, рубить. Тепсти ныне тянуть, см. тепти и тепсти.

Т-ПАТЬ вост. тяпать, рубить топором, сечкой. У Шимкев. есть неупотребительное тепать и тепсти, в первом лице тепу, но нет поныне ходячего тепать, первое лицо тепаю. Того ж корня: тинать, тяти, тнуть, рубить. тепсти ныне тянуть, см. тепти и тепсти.

| путина бечевою, переход, один конец.

| Рассыльный, посыльный, пеший гонец.

| Частный стряпчий, ходатай по делам в судах; мироед, коштан. По спорным покосам мир ходоков в Питер послал.

| Вообще, кто за каким-либо делом ходит, и пр. в архан. нищий, а в сиб. волокита. Старик таки дошлый ходок.

| Ходаки, яросл., олон., орл. сапоги, чоботы;

| орл., калуж. род ступней, босовиков (ошибочн. ходаки и еще ходани, Словарь Академии) влад., ниж.-горб. коты, чакчуры, женские высокие башмаки. Молодушки в платочках, красны девушки в ходочках, ·песен.

| Ходоки, зап. и польск. деревянная обувь вроде лыж, но гораздо короче, для ходьбы по болотам, отчего мелкую шляхту зовут ходачковою, пешею. Ходасто ср. ходырка жен., шутл. нога, чем ходят. Четыре ста ходаста, два ста, бодаста, седьмой хлебестун? корова. Четыре ходырки, две растопырки? то же. Ходец муж., ·стар. ходок; пешеход, пск. ходель? и хожак. Ходень, ходун муж. ходель жен., пск. зыбкая, шаткая, ходячая поверхность; болото зыбун. Сплошные плавна, а по прогалинам ходень.

| Ходун ·заводск. брус под горновым мехом, коим он приводится в движенье.

| Ходуны, большие, высокие, болотные или охотничьи чеботы, сапоги, бахилы. Ходенем или ходуном ходить, зыбиться, волноваться, колебаться, трястись, дрожать. Озеро ходенем расходилось. Изба ходенем пошла, трясется, напр. при трусе земли или от неистовой пляски. Пол ходуном ходит, половицы пляшут. Дитя ходуном ходит, вологод. хорошо, твердо. Что ты тут ходуном, ходенем расходился? то и дело взад и вперед бегаешь, или важничаешь. Мост ходом, ходьма ходит, качается и трясется.

| Ходун, верхняя половина ворсостригательных ножниц; нижняя: лежень. Ходором, ходырем ходит, ходенем;

| Два шеста с приступками, на кои становятся и ходят.

| Станочек на колесах, в коем младенца приучают ходить. * Подыматься на ходули, говорить свысока, напыщенно.

ЯЙЦО́, яйц а, мн. яйца, яиц, яйцам (яица, яиц прост.), ср.

1. Женская половая клетка, развивающаяся в новый организм после оплодотворения, то же, что яйцеклетка (биол.).

3. Предмет такой формы. Хрустальное яйцо. Шоколадное яйцо.

5. То же, что яичко во 2 знач. (разг.).

ЭСПРИ КИ КУР ЛА РЮ * esprit qui court la rue. Ходячее остроумие. В Москве много ходячего остроумия; этого ума qui court la rue, как говорят французы. Вяземский Стар. зап. кн.

Судьба некоторых народных слов в русском литературном языке тесно связана с именами великих русских писателей. На таких словах лежит неизгладимая печать индивидуального тво рческого гения. Многим даже кажется, что то или другое из этих слов изобретено самим писателем, а не взято им у народа. К числу таких слов относится слово самодур, которое тесно ассоциировано с литературным творчеством А. Н. Островского. Морфологический состав этого слова ясен. Он однороден со структурой таких слов, как самотек, самострел, самогон, самокат и т. п.

Слово самодур введено в литературный язык А. Н. Островским. Оно взято им из мещанско-купеческого диалекта, куда, в свою очередь, оно попало из устной народной речи. Впервые оно было применено Островским в пьесе «В чужом пиру похмелье» [напечатанной в журн. «Русский вестник» (1856, январь, кн. 2) и представленной на сцене Московского Малого театра 9 января 1856 г.]. Здесь в первом действии происходит такой разговор между губернской секретаршей Аграфеной Платоновной, близкой к купеческому кругу, и отставным учителем Иваном Ксенофонтовичем Ивановым:

[Иван Ксенофонтыч:] Что такое: крутой сердцем?

[Аграфена Платоновна:] Самодур.

[Иван Ксенофонтыч:] Самодур! Это чорт знает, что такое! Это слово не употребительное, я его не знаю. Это lingua barbara, варварский язык.

[Аграфена Платоновна:] Уж и вы, Иван Ксенофонтыч, как п огляжу я на вас, заучились до того, что русского языка не понимаете. Самодур это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда. ».

То обстоятельство, что А. Н. Островский нашел необходимым при первом употреблении этого слова сопроводить его семант ическим комментарием, толкованием, хотя бы от лица персонажей пьесы, свидетельствует о малораспространенности этого слова, об отсутствии его в составе ходячего литературного словаря. Островский был не уверен в том, что глубокий смысл этого слова будет понят и оценен без соответствующего пояснения.

Очевидно, что здесь слово самодур употребляется в значении орудия и способа действия: `собственная прихоть, произвол, немотивированное неожиданное побуждение’.

Такое употребление слова самодур замерло в русском литературном языке к 30- 40-м годам XIX в. Действительно, слово самодур не найдем ни в одном русском толковом словаре XVIII в. и первой половины XIX в. Правда, в «Опыте областного великорусского словаря» указывалось слово самодур, но со значением `самовар’ Перм. Ирбит. (с. 197).

Лишь в Дополнении к «Опыту областного великорусского сл оваря» (СПб., 1858) находим:

« Самодурить, гл. ср. и самодурствовать, гл. ср. Упрямиться. Псков. Твер. Осташ.

Самодурство, а, с. ср. Упрямство. Псков. Твер. Осташ.

Самодур, а, с. м. Упрямец. Псков. Твер. Осташ.

Самодурливый, ая, ое, пр. Упрямый. Псков. Твер. Осташ.» (с. 235-236). Однако есть основания думать, что и в этом значении народное слово самодур в речи литературно образованных людей уже было широко известно. Вот цитата из письма А. Серова отцу (от 4 августа 1843 г.): «По нынешнему твоему письму я могу угадать, как моя исповедь была принята тобою. Мне кажется, я даже вижу, как ты, читая ее, качаешь поникшей головой и искренно жалеешь о своем самодуре Александре!» (Музык. наследство, вып. 1, 1935, с. 215).

В «Кратком послужном списке. » того же Аполлона Григорь ева: «Писано сие, конечно, не для возбуждения жалости к моей особе ненужного человека, а для показания, что особа сия всегда. пребывала фанатически преданною своим самодурным убеждениям» (там же, с. 383).

У И. И. Панаева в очерке «Внук русского миллионера» (1858): «Глядя сегодня на этих тупых, бессмысленных и толстых же нщин с бриллиантами и с черными зубами; на этих бородатых самодуров, налитых чаем. я задыхался от негодования. » (Панаев, 1888, 4, с. 537). У Ф. М. Достоевского в рассказе «Скверный анекдот» (1862): «Было у него две дочери, а так как он был страшный самодур, пьяница, домашний тиран и, сверх того, больной человек, то и вздумалось ему вдруг выдать одну дочь за Пселдонимова». В «Зимних заметках о летних впечатлениях»: «. я вот уверен, что не всё и теперь у нас одни только фельдфебеля цивилизации и европейские самодуры; я уверен, я стою за то, что юный человек уже народился».

Ср. у А. Чужбинского в очерке «Самодуры»: «Лет тридцать н азад по степным захолустьям самодурство доходило до такого безобразия, что теперь становится решительно непонятным, как общество, гордившееся уже Пушкиным и Грибоедовым, по наружности сходное с европейским, могло терпеть в себе особей, для которых не существовали ни закон, ни приличие, ни уважение чужой личности». Ср. тут же: «Большинство этих особей. имело свою точку самодурства» (Чужбинский, с. 73, 79). У А. Чужбинского в очерке «Самодуры» устанавливаются разные категории самодуров: «Самодур-пьяница и самодур-конелюб нередко совмещали в одном лице обе профессии, но самодур-экономист и самодур-безобразник действовали в диаметрально противоположном направлении. Самодур-начальник мог вмещать в себя самодурство ханжи по призванию, но самодур-собачник ни в каком случае не сходился с самодуром-реформатором. Наитие самодурства нередко посещало и особ нежного пола, и надобно сказать правду, что барыни, одержимые этим настроением, не только не отставали от мужчин-самодуров, а, случалось, превосходили последних, разумеется, проявляя самодурство не в столь разнообразных формах, по неимению такого обширного поля для своих эксцентрических выходок.

Само собою, самодуры не составляли касты и не от рождения получали наклонность к самодурству, но усвоивали ее впоследствии, хотя случалось, что и очень молодые люди, рано начавшие безобразничать, делались формальными самодурами, энергически развивая принятое направление, и, не дождавшись седых волос, достигали полного апогея» (там же, с. 79).

У П. А. Каратыгина в «Записках» (1850-1870): «Избалова нный счастьем и легко доставшимися чинами и почестями, он [А. М. Гедеонов] заразился самодурством и был своенравен до пошлости, капризен до ребячества. » (Каратыгин, 2, с. 19); «. это была одна из медвежьих шуток его самодурства, чтобы поломаться над смирным человеком. »; «. самодур тем-то и отличается от порядочного человека, что в его поступках не доберешься здравого смысла» (там же, с. 41 и 42).

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась озаглавленная рукопись «История слова самодур» (9 пронумерованных автором листков), 2 вставки, место которых обозначено, и машинопись с авторской правкой (8 стр.).

Печатается по машинописи, сверенной с рукописью, с внесением ряда н еобходимых поправок и уточнений.

347 Фонвизин Д. И. Сочинения, письма и избранные переводы. СПб., 1866. С. 318.

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2(15) февраля (в память о встрече некоего старца Симеона с младенцем Иисусом).

История праздника и богослужебное празднование

Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения (как и на Пасху (см. ПАСХА христианская)), пресвитерские и епископские проповеди с толкованием Евангелия от Луки, затем обычная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) и отпуст. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению.

Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518-527), учредившем его торжественное празднование. Его преемник, Юстиниан I (см. ЮСТИНИАН I Великий), перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией Римской Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.

Сретение в народной традиции

Представление о Сретении как о начале весны воплотилось в многочисленных рассказах о животных, которые в этот день якобы переворачиваются с бока на бок. Болгары рассказывали о медведице, вылезающей на Сретение из берлоги, чтобы увидеть свою тень: если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить сон; это означает, что еще в течение сорока дней будет холодно.

Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот). В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: люди избегали выполнять в этот день какие-либо хозяйственные работы, чтобы не встретиться с волками. Украинцы полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и отметины, напоминающие об этих работах.

Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. «Громницы» как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, ее дымом окуривали больных и чертили кресты на балках и матице, зажигали, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *