Нива желтеющая что это
Михаил Лермонтов — Когда волнуется желтеющая нива: Стих
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова
Отличительной особенностью стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» является то, что оно было написано Лермонтовым в заключении. Поэт был взят под стражу после произведения «Смерть поэта». Согласно полулегендарным сведениям автор использовал обгоревшие спички и обрывки бумаги, так как чернил ему не давали. Стихотворение стало одним из последних произведений лермонтовской пейзажной лирики, проникнутой светлыми и радостными ощущениями. Арест сильно повлиял на поэта. В дальнейшем в его творчестве преобладают мотивы одиночества, разочарования и сопротивления власти.
Относительно «нейтрального» содержания произведения мнения расходятся. Большинство исследователей считает, что Лермонтов, находясь в заключении, впервые почувствовал неумолимость царского наказания. В ожидании приговора он предавался мучительным размышлениям. В конце концов он понял, что все равно не сможет ничего изменить. Поэтому поэт смирился с неизбежным и нашел выход в спокойном созерцательном состоянии. На это указывает последняя строка стихотворения поэта, не отличавшегося большой религиозностью, — «И в Небесах я вижу Бога!».
Менее распространена версия о том, что Лермонтов просто хотел доказать свою лояльность. Он умышленно избежал любых острых тем и описал простую красоту пейзажа. Другие стихотворения, написанные поэтом в заключении, опровергают эту версию.
В любом случае стих «Когда волнуется желтеющая нива…» — прекрасный образец пейзажной лирики. Находясь под арестом, поэт смог в мечтах унестись в недоступный для него мир природы. Удивительно точное описание природных звуков и красок создает эффект полного присутствия. Невозможно поверить, что такое красочную картину мог нарисовать узник, находящийся в четырех стенах и ожидающий наказания. «Малиновая слива», «зеленый листок», «ландыш серебристый» словно оживают и предстают перед читателем в реальности. «Студеный ключ», текущий из «мирного края», ассоциируется с вольной жизнью и дает поэту надежду на освобождение.
В финальной строфе Лермонтов обобщает свои счастливые воспоминания и приходит к выводу, что нет смысла протестовать и доказывать свою невиновность. Это не означает, что дух поэта был сломлен. Просто он потерпел очевидное поражение. Нужно успокоиться и собраться с силами для продолжения борьбы. Обращение к Богу в трудной ситуации – обычное явление для человека XIX века.
Стихотворение и анализ «Когда волнуется желтеющая нива…»
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Краткое содержание
М.Ю. Лермонтов принадлежал к тем поэтам, которые для своего вдохновения использовали, в том числе, и пейзажи. В его произведениях можно увидеть восхищение русской природой, поражающее читателей своеобразным восприятием ее красоты.
В. Серов. Осень. Домотканово. 1892
Примером этому может служить очень яркое и образное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» Оно демонстрирует умиротворение поэта от созерцания самых обычных вещей: шума леса, журчания воды в роднике, покачивания серебристого ландыша, волнующейся нивы. При помощи метких сравнений все окружающее пространство как бы окрашивается невероятно живыми красками. При чтении стихотворения невольно возникают вопросы, связанные с сотворением мира, ведь только божественная сила могла создать подобную красоту.
Цель Лермонтова – приобщить читателя к собственному ощущению восторга от этой первозданности. Лирическое описание пейзажа покоряет возвышенной поэтичностью, выразительностью художественных средств, тонким восприятием изумительной картины природы.
Анализ
История создания
Именно тюремная обстановка, ощущение замкнутости пространства послужили поводом для создания такого стихотворения. Заключение дало ему возможность почувствовать, как прекрасна свобода, единение с природой, полной спокойствия и гармонии. Это произведение вошло в состав сборника стихов Лермонтова, вышедшего в 1840 году.
Персонажи и образы
В стихотворении роль центрального персонажа принадлежит лирическому герою. Остальные образы читатель «видит» его глазами: это тень зеленого листа, румяный вечер, серебристый ландыш и другие. Но герой здесь – не сторонний наблюдатель, описывающий пейзаж. Он ведет диалог с природой, отмечает только ему понятные знаки и символы, складывает из них цельные образы и картины и делится ими с читателем.
Природа в данном стихотворении, словно живое существо, все чувствующее и наделенное способностью говорить. Для поэта она – воплощение чистоты, благородства и мудрости. Благодаря ей, автора покидают переживания и тревога, она помогает ему отстраниться от жизненных проблем и найти утешение в этой отрешенности.
Композиция
Стихотворение имеет линейную композицию, эпизоды природы последовательно сменяют друг друга. Предложения в этом произведении относятся к предложениям-периодам. Они отличаются музыкальной напевностью, многочленством и мало похожи на простую разговорную речь.
Началом первых трех строф является слово «когда». Здесь изображены обстоятельства, наводящие героя на размышления. Сначала возникает картина желтеющей нивы, свежего леса и тенистого сада. Далее внимание героя переключается на конкретный образ – серебристый ландыш, после чего следует описание оврага и холодного ручья.
Картинки природы, подобно кадрам фильма или вспышкам, мелькают перед глазами. В отличие от первых зарисовок, в третьей строфе появляется динамика: ручей, играя по оврагу, рассказывает историю своего происхождения.
Четвертая строфа начинается словом «тогда». Этим подводится своего рода итог, и переключается внимание читателя с внешних образов на внутреннее состояние героя. Умиротворенность природой снимает его напряжение, разглаживает морщины на челе, позволяет приблизиться к тайне мироздания.
Стихотворение Лермонтова – не просто пейзажная лирика, так определять его жанр было бы не правильно. Нельзя забывать, что последняя строфа – это философско направленный текст. Но, и философской лирикой оно также не является, так как большая его часть – это картины пейзажа. Поэтому лучшим определением жанровой принадлежности для этого произведения будет пейзажно-философское лирическое стихотворение.
Размер и средства художественной выразительности
При написании данного стихотворения Лермонтов использовал разностопный ямб, но преобладающим является шестистопный. Из-за присутствия в тексте длинных слов некоторая часть ударений выпадает, ритм становится рваным, неровным, имеющим сходством с танго. Три первых строфы несут перекрестную рифму, последняя – кольцевую. На протяжении всего произведения идет чередование женских и мужских рифм.
Яркие образы пейзажных зарисовок выполнены при помощи разнообразных средств художественной выразительности. Среди них многочисленные эпитеты: «душистая роса», «свежий лес», «сладостная тень», «румяный вечер». Диалог поэта с природой передают олицетворения: кокетливо «прячется» слива, студеный ключ шепотом рассказывает «таинственную сагу, про мирный край, откуда мчится он», «приветливо кивает головой» серебристый ландыш.
Метафоры помогают наблюдать изменения, происходящие с героем, его внутренним состоянием: «смиряется тревога», «расходятся морщины на челе». Звуковые повторы, ассонансы (повторение гласных звуков, в отличие от аллитерации, где наблюдается повторение согласных) превращают текст стихотворения в легкую и прекрасную музыку.
Проблематика и основная идея произведения
В стихотворении затрагивается проблема отношений человека с природой. Только в единении с ней любое живое существо способно ощущать себя счастливым. Герой произведения любуется пейзажем в различные времена года и видит во всем этом великолепии руку Создателя. Все прекрасное, что есть на земле, создано Богом, так считает автор. Вместе с этим осознанием к нему приходит успокоение, исчезают тревоги, наступает умиротворение. Таким образом, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» можно назвать гимном единства человека и природы.
«Когда волнуется желтеющая нива»
Полезное
Смотреть что такое «»Когда волнуется желтеющая нива»» в других словарях:
Переводы и изучение Лермонтова за рубежом — ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… … Лермонтовская энциклопедия
Переводы и изучение Лермонтова в литературах народов СССР — ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия
Стиль Лермонтова — СТИЛЬ Лермонтова, едва ли не самая сложная, но одновременно и перспективная проблема совр. лермонтоведения. Попытки определения стиля Л. то как романтического, то как реалистического с элементами романтики (см. Романтизм и реализм), то как… … Лермонтовская энциклопедия
Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия
Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия
Стихосложение Лермонтова — СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия
Лермонтов, Михаил Юрьевич — Запрос «Лермонтов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Михаил Юрьевич Лермонтов … Википедия
Этический идеал Лермонтова — ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… … Лермонтовская энциклопедия
Лермонтов — Михаил Юрьевич (1814 1841) поэт. Сын аристократки, вышедшей против воли родных замуж за бедного дворянина армейского «капитана в отставке». Мать Л. умерла в 1817, отец по бедности мог доставить ребенку лишь скромное воспитание. И бабушка Л. по… … Литературная энциклопедия
Полный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Ю. Лермонтов)
История создания
Данное стихотворение было написано автором в 1837 году. В тот момент поэт переживал не лучшие моменты своей жизни, поскольку находился под арестом. В заключение он попал после выхода его бессмертного произведения «Смерть поэта», которое всколыхнуло общество и систему в целом. В стихотворении автор прямо выражает свои политические взгляды и не боится критиковать строй, который привел к смерти великого Александра Сергеевича Пушкина. И пока правительство разбиралось в данном вопросе, было принято решение Лермонтова оградить от общественности путем заключения.
Стихотворение опубликовали лишь в 1840 году, добавив его в сборник других произведений творца.
Письменный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»: размер и рифма
Произведение создано на основе разностопного ямба (в основном поэт использует ямб шестистопный). Присутствуют пиррихии, что и создает неровный ритм стиха. Это происходит, потому что Лермонтов использует довольно длинные слова, некоторые ударения ямба выпадают.
Герой не статичен: в первой строфе он пронесся по знакомым местам, во второй – наклонился, в третьей – унесся в мирный край. В четвертой строфе лирический герой меняет траекторию своего движения, мысленно устремляясь наверх, к Богу. Эта последняя строфа написана уже четырехстопным ямбом, укорочена. Автор применяет такой прием, так как мысль довела произведение до его логического завершения.
Первые строфы написаны перекрестной рифмовкой, последняя — кольцевой. Женская и мужская рифмы чередуются на протяжении всего стиха.
Жанр, размер
Лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой одинокого человека, который противопоставляет себя всему миру. Он мечтает о мире, который будет совершенным и гармоничным. Так же лирический герой осознает, что такой мир является лишь мечтой, поэтому душа его наполнена страданиями и тоской.
Единственное, где он находит умиротворение – это природа, которая сама по себе идеальна. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» — это пейзажная лирика, которая имеет нотки философской. Размер написания – это разностопный ямб, но больше всего автор использует шестистопный, чем придает стихотворению некое движение, которое заканчивается в конце стихотворения.
Рифмовку автор так же использует разнообразную. Если в первых трех строфах мы видим перекрестную рифмовку, то в последнем её сменяет кольцевая.
Анализ содержания
Пейзажная зарисовка занимает значительную часть произведения. Строки в стихотворении создают ощущение радости и лёгкости: «Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студёный ключ играет». Это на первый взгляд. Если вдуматься то, можно заметить нотки трагизма.
Поэт одинок и его чувственная душа ищет умиротворения, надеясь найти его в мироздании, где царствует гармония. Беспокойство чувств Лермонтов выражает не существующими картинами в природе: «желтеющая нива» и «малиновая слива» соседствуют с «ландышем». Осень смешалась с весной. Такой всеобъемлющий образ природы становится для поэта эталоном красоты.
Взаимодействие с окружающей природой с каждой новой строфой происходит последовательно:
Соединяясь с природой и наслаждаясь истинным покоем и счастьем, чувствуя присутствие Бога во всём, в людском мире поэт — одинок и покинут. Тщетность и горечь одиночества перестают терзать душу на недолгие мгновения, когда божественная красота занимает мысли поэта.
Изменение внутреннего мира, происходящее от взаимодействия с естественной красотой мироздания, автор принимает за просветление и благость, и видит мир божественным взглядом: «и счастье я могу постигнуть на земле». Лермонтов подчёркивает влияние природы на духовность человека, что становится темой для написания. Он восторгается красотой божьего мира, чувствуя от этого прилив радости.
Композиция
Данное стихотворение состоит из четырех строф. И, что самое интересное, состоит из одного предложения.
В первых трех строфах автор придается раздумьям и восхищается природой, обращая внимания даже на мелкие детали. Он получает удовольствие от природы, она питает его и придает силы.
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Он наслаждается красотой ручья, который спешит поведать нам историю своего странствия.
В последней же строфе мы видим некое подведение итогов, мы переходим от созерцания природных явлений к душевным переживаниям героя. Но целительное влияние природы разглаживает морщины лирического героя, и забирает все его тревоги.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
Обилие олицетворений необходимо Лермонтову, чтобы показать, сколько жизни разлито в каждом создании природы. Они играют, шумят, лепечут, волнуются – т.е. живут полной духовной жизнью.
Мелодичность и плавность стихотворения обусловлена наличием аллитераций («л», «н», «в»), его молитвенность и глубина переданы посредством ассонансов («о», «у», «и», «э»).
Образы и символы
Главным образом в стихотворении выступает лирический герой, который отличается чувственностью и добротой. Его душу задевают природные явления. Он искренне любуется и восхищается окружающим его миром. Он общается с природой, не обходя своим вниманием никого. Он отмечает красоту ландыша, разговаривает с ручьем, который ему рассказывает историю о том, с каких краев он бежит.
Природу автор так же представляет в роли одушевленного предмета. У неё есть душа, которая испытывает эмоции. Так же автор наделяет природу умением думать и размышлять. Михаил Юрьевич видит в природе все то, что хотел бы видеть в окружающих его людях. Она совершенна и не требует никаких изменений. Автор преподносит все природные явления как идеал.
Время и место его создания
После трагической дуэли и гибели «солнца нашей поэзии» 23-летнего поэта стала душить ненависть к убийцам гения, ко всему высшему свету. Через двенадцать дней по столице уже ходило в списках стихотворение «Сметь поэта». Было заведено уголовное дело, а через шесть дней смутьяна посадили в тюремную камеру.
Во время следствия поэту приносили утешение воспоминания о малой родине. Им отдался всей душой М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», появившееся в результате, принесло утешение мятущемуся сердцу поэта и оставило неизгладимый след в русской пейзажной и философской лирике.
Бумаги, перьев и чернил у поэта не было — он писал угольками на обертках от еды. После тюрьмы его ждал домашний арест, а затем – первая ссылка на Кавказ.
Темы и проблемы
Отдельное место в данном стихотворении занимает описание пейзажа. Автор описывает природу до мелочей, ничего не обделяя своим вниманием. В каждой строфе мы видим что-то новое, то изменение времени суток, то меняется место, то время года. Мы переживаем вместе с лирическим героем различные периоды жизни. Но, именно благодаря этому, мы способны самостоятельно заметить, что природа прекрасна независимо от чего либо.
Второй темой произведения можно выделить гармонию, который автор находит в окружающей среде. Пока он наблюдает за природными явлениями, ведет диалог с ручьем – он оживает, наполняется энергией и желанием жить и творить. В эти моменты он чувствует себя по-настоящему счастливым. То, насколько изменился лирический герой, мы можем четко увидеть в заключительной строфе, где автор подводит итог.
Основная идея
Суть произведения — описать преображение человека путем познания величия и красоты природы. Мир вокруг лирического персонажа показывает ему свои богатства. Благодаря диалогу с природой, он начинает чувствовать гармонию мира и становится его частью. А также отыскивает источник вдохновения и сил.
Наблюдение за пейзажем со стороны, которое происходило в начале произведения, быстро перерастает в диалог с природой. Эта беседа превозносит героя, делает его счастливее.
Главная идея стиха — в единстве с природой человек проживает мгновения счастья, ведь она связывает его с божественной силой.
Средства выразительности
Использование огромного количества эпитетов дает возможность автору передать как можно ярче красоту окружающих его пейзажей. С их помощью Михаилу Юрьевичу удалось «оживить» природу, и перенести читателя в то место, где находится лирический герой.
Использование олицетворений помогает передать общение лирического героя с ручьем и остальной природой. Природа оживает и заигрывает с ним. Это так же придает особую «изюминку» произведению.
Метафоры же наглядно показывают нам то, как меняется лирический герой за это время. Меняется его настроение и взгляды.
Совокупность всего этого придает тексту особую легкость, певучесть и музыкальность.
Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»: художественные средства
Можно только поразиться, какая удивительная картина природы предстала перед глазами Лермонтова, когда он был заточен в тюрьме Петербурга. Все стихотворение пропитано эпитетами. В первой строфе это – «желтеющая нива», «сладостная тень», во второй «румяный вечер», «душистая роса», «ландыш серебристый». Заметно, что краски стали глуше, мягче.
Третья строфа уже втягивает нас во внутренний мир героя и его переживания, он услышал повествование ключа о мирных землях. Самым ярким эпитетом здесь будет сочетание «смутный сон». Природа отошла на второй план, став условной.
Четвертая строфа, отличная от других, использует метафоры «расходятся морщины на челе», «смиряется тревога». Здесь же автор применил и синтаксический параллелизм (первая и последняя строчки).
Во всем стихотворении Лермонтов использует олицетворение, он оживляет окружающую его природу.
Спасительная природная краса
На тот момент Лермонтову было всего 24 года, он был скептиком и реалистом и уже в этом возрасте хорошо понимал, что нынешние устои общества себя уже полностью изжили. На это указывал и факт восстания декабристов.
В скором времени Лермонтов стал понимать, что он ничего уже не сможет изменить в России, рано или поздно приведет к революционному конфликту. Из-за этого Лермонтов в последние годы жизни находился в удручающем состоянии и скверном настроении.
Поэт также осознал, что своими стихами он не вдохновит светлые человеческие умы на подвиг декабристов, однако и мириться с тем, что происходило вокруг него, тоже не желал.
Это его произведение само по себе очень самобытно и представляет собой какой-то заключительный внутренний монолог души о высших ценностях, о том, что все проходит, и это тоже все пройдет. Остается только ждать…
Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М.Ю. Лермонтова. Его произведения поражают глубиной мысли и прелестью формы. Изучая стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» анализ следует начинать со знакомства с историей создания произведения.