Ницше заратустра о чем
Краткое содержание Ницше Так говорил Заратустра
Часть 1
Пророк Заратустра много лет скитался и обрёл мудрость. Он сумел познать то, что многим недоступно и стремиться поделиться этими откровениями с человечеством. Книга представляет собой роман, умело переплетённый с философией. Мировоззрение пророка – это основа всего романа, его глубинная суть. Герой спускается с гор, в которых пребывал много лет. И встречает отшельника, который посвятил себя служению Богу. Он говорит Заратустре о своей любви к Всевышнему и о том, как это чувство наполняет его, неся энергию и силы. Его слова удивляют пророка, не понимающего, почему отшельник не ведает о смерти Бога.
Заратустра продолжает свой путь дальше. Он возвращается в город, чтобы поделиться своими знаниями с людьми. Он приходит в город в тот момент, когда большое скопление людей смотрит цирковое представление. Странник говорит народу о сверхчеловеке, как высшей форме развития человека. Пророк также призывает людей перестать верить в Бога, утверждая, что тот мёртв. Однако его идеи не находят отклика у людей, вызывая только насмешки. Люди переключают своё внимание на выступление канатоходца. Неожиданно тот теряет равновесие и летит вниз. Заратустра забирает его останки с собой и покидает город. Его сопровождает Змея и Орёл.
Часть 2
Спустя некоторое время Заратустра вновь становится затворником. Он селится в пещере и живёт там.
Проходит много лет, когда он снова решает поделиться с людьми своими знаниями. Он рассказывает им притчи. Мудрец едко отзывается о религии, церкви.
Эта часть книги изобилует цитатами, разоблачающими веру. Также он осмеивает идею равноправия людей, утверждая, что она придумана церковью, дабы карать сильных людей и возвеличить слабых. Люди не равны и не должны быть равны – таково его твёрдое убеждение. Все живые существа стремятся к власти. И это стремление сильнее и важнее даже такому сильному и базовому желанию любого человека, как желание жить. Потому слабое должно починяться, а сильное – подчинять. Пророк призывает вместо сострадания другим направить силы на созидание.
Критике бывшего затворника подвергается большинство общественных устоев и правил. Он утверждает, что почитаемые мудрецы фальшивы, потому как не обладают знанием, а лишь потворствуют суеверию необразованного люда. Истинная мудрость появляется вдали от городской суеты. И она видит мир таким, каков он есть, без ложных иллюзий. Также он высмеивает поэтов, считая их немужественными и легкомысленными людьми.
Часть 3
Пророк отрицает любые принципы общего, универсального пути. Оратор говорит о личном, неповторимом пути для каждого индивидуума. И потому, каждый должен составить своё собственное видение этики, морали, нравственности. Судьба любого человека – это некий клубок случайностей.
Героя романа восхищает себялюбие, властность, чувственность. Эти качества он считает естественными проявлениями здоровой личности. Такая личность свободна от любых правил и догм. Заратустра вообще отрицает необходимость каких-либо законов, правил в устройстве здорового общества. Единственное, что имеет значение – это сила. И только благодаря ей способен устанавливаться естественный порядок торжества сильных личностей над слабыми людьми.
Часть 4
Заратустра постарел. Его идеалы и верования ничуть не изменились. Он всё также проповедует, что стать Сверхчеловеком можно лишь тогда, когда человек становится тем, кем он и является на самом деле. «Будь собой!» – вот главный лозунг достойного старца.
Как-то раз мудрец оставил своё пещерное жилице, поспешив на крик о помощи. На своём пути он сталкивается с массой интересных персонажей. Это и Прорицатель, и Чародей, и Совестливы духом, и Самого безобразного человека, и Тень, и Нищего. Всех этих личностей он зовёт к себе в гости. Они откликаются на его приглашение.
В своей пещере пророк делится с ними теми же историями, цитатами и выводами, которые прежде представлял на суд людской толпы. Этот рассказ является своего рода сводным резюме. Здесь эти все разбросанные по томам фразы соединяются, образуя чёткое, структурированное учение.
Дальше идёт описание вечери, которая очень напоминает собой евангельскую вечерю. Тут гости кушают мясо, молятся и превозносят учение Заратустры. Затем тот объявляет о скором наступлении Великого Полудня. На следующий день, рано утром мудрец покидает свою пещеру. Таков конец книги.
Ницше планировал написать продолжение романа, но так и не сумел исполнить свой замысел.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Нау девушка, которая живет в тундре. Однажды, она влюбляется в кита, а он в нее. Сила их любви была настолько велика, что кит смог преобразиться в мужчину. Но он мог находиться на земле только то время, пока солнце стояло в небе
Мальчик, от лица которого ведется повествование, помогает своему дедушке в заготовке ореховых веток. Точнее, это дедушка, изловчившись, отсекает ветки, используя маленький топорик – цангу. А мальчишка собирает их в пучки.
В Париже я познакомился с Огюстом Дюпеном, молодым человеком благородного происхождения, но растерявшим всё своё состояние. Дюпен был очень начитан, и именно книги стали поводом для нашего близкого знакомства.
Произведение автора вошло в сборник «Донские рассказы», созданный им, во времена гражданской войны. Это рассказ повествует нам о маленьком мальчике по имени Минька. Семья у него состоит из матери и дедушки.
Произведение представляет собой философское исследование политических и религиозных аспектов современного общества.
Заратустра такого не говорил!
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Все земное – грешно. Тело подвергается изгнанию во имя абстракта иного мира, которого никто не видел, о котором нельзя ничего сказать определенно
В гуманитарном центре «Пунктум» Дмитрий Хаустов, историк философии, преподаватель РГГУ, прочитал лекцию, посвященную книге «Так говорил Заратустра». Это произведение – центральное в философии Ницше, и сам он считал его таковым. Slon публикует сокращенную версию лекции.
Прежде чем приступить к книге о Заратустре, мы должны закончить с генеалогией христианской морали. В мире всегда кто-то подчиняется, а кто-то властвует. Вспомним некоторые детали. В древнем обществе существует власть силы, власть воина. Соответственно, аристократическая власть. Но жреческая власть – тоже власть. И внутри самой аристократической власти происходит разлом: власть воина и власть жреца. Это противоположные типы власти по самому принципу действия. Сила воина идет вовне – он моментально реагирует на раздражитель, такой силе покоряются люди, покоряется природа. У жреца такой внешней силы нет, как тип он развивается иначе. Жрец реагирует не на внешний раздражитель, но на след. Его реакция возникает на воображаемом уровне. Происходит интериоризация раздражителя. И позже воображаемое жреца переходит на символический уровень, символизируется. Воображаемое переходит в символический порядок языка. Появляются специальные термины, смыслы внутри религии: грех, вина и так далее. Эти термины суть механизма власти жреца. Жрец хочет повелевать, но он не может осуществлять свою власть посредством силы, как это делает воин, он нуждается в иных инструментах и механизмах. Он навязывает некие смыслы феноменам, и с помощью этих смыслов он повелевает миром.
Ницше выделяет три этапа движения жреческого типа. Первый этап – это злопамятность, дух мщения. Это и есть реакция на след, а не на сам раздражитель. У воина такого нет. Воин реагирует сразу, спонтанно, у него нет следов. Как же жрец одерживает победу над воином, ведь воин заведомо сильнее? Ведь нигилизм – это и есть победа жреца. Жрец владеет языком, владеет символическим порядком, в этом его сила, а задача – сделать слабыми физически сильных.
Этот внутренний импульс виновности переводится жрецом на символический уровень – жрец придумывает грех, свое основное орудие. Человек становится слабым, покоряется жрецу, когда он становится грешным, виновным. Виновный человек теряет силу.
Все это движение – от изобретения нечистой совести, греха и буквально до наших дней – это ослабление и оскудение человеческих сил. Естественная история человека, по Ницше, – это история вырождения. Его финальный этап – нигилизм.
Как появляется нигилизм? Здесь мы уже сталкиваемся с третьим этапом движения жреческого типа, который называется «аскетический идеал». Ощущая собственную слабость на протяжении всей истории, человек начинает отстраняться от мира. Мы связаны с миром действием, какой-то силой. Аскет словно отрывается от мира, впадает в забвение. Посмотрите на весь символический язык, например, христианства! Все, что есть мир, все земное – грешно. Тело подвергается изгнанию. Тело – это то, что нужно преодолеть. Во имя чего? Во имя абстракта иного мира, который никто не видел, о котором нельзя ничего сказать определенно. Но он есть, говорит нам жрец, этот другой мир, где все прекрасно, в отличие от нашего, где все несовершенно. Наличный мир становится виновным, потому что в нем есть сила, в нем есть тело. Аскет уходит от земного мира, от телесности: в аскете уже нет силы, нет воли.
Нигилизм – это чистое отрицание жизни. И в этом он гораздо шире всяких политических концепций, которые тоже называются нигилизмом. Ницше понимает нигилизм предельно широко. Нигилизм – воля к Ничто.
И христианский нигилизм отрицает мир ради некоего Бога. А потом он отрицает и самого Бога, ведь последний умер, потому что «мы его убили». Получается, что человек, движимый негативной энергией отрицания, в конце концов отрицает и то, ради чего он отрицал все остальное. Он начинает отрицать самого Бога.
Заратустра в ответе за развитие морали. Кому, как не ему, исправлять эту ошибку сейчас!
Весь пафос, который Ницше направляет против нигилизма и декаданса, содержится в учении Заратустры. Скажу несколько слов о самой книге. Начнем с того, кто такой Заратустра. Мы знаем, что есть такой исторический персонаж – Зороастр, Заратуштра, персидский пророк. Как правило, его жизнь и учение относят к VI веку до нашей эры. Почему же Ницше берет готового персонажа, а не выдумывает своего собственного? Ведь для нового учения нужен новый пророк.
Для этого нужно сначала понять, чему учил Заратустра? В основе его учения – дуализм добра и зла. Как пророк добра Заратустра начинает вводить концепции морали, посмертного воздаяния за грех и так далее. Это уж совсем интересно, потому что Заратустра у Ницше говорит совершенно противоположное. Почему так?
В книге «Так говорил Заратустра» Ницше воссоздает исторического Заратустру и призывает его к ответу. Но он представляет нам другого Заратустру – Заратустру, который основательно почитал Ницше.
В книге Заратустра приходит в момент «великого полдня». Полдень – это время, когда тени исчезают. Тени можно интерпретировать как всю тяжесть, которую мы носим на своих плечах, – тяжесть греха, навязанной нам морали. Наступает абсолютная ясность света, освобождение от тяжести.
«Так говорил Заратустра» – книга невероятно насыщенная и емкая. Разбирать ее – дело не одного дня, даже не одного месяца. Мы можем открыть ее на первой же странице и столкнуться с великим множеством символов. Почему Заратустра отправился в горы в тридцать лет? Потому что Христу было тридцать лет, когда он начал учить. В горах Заратустра проводит десять лет. Соответственно, ему сорок, когда он спускается к людям, чтобы учить. Что такое сорок лет? В любимой Ницше древнегреческой культуре сорок лет – это акме, вершина. То есть это вершина жизни человека. Грекам совершенно неважно было, когда человек родился. Им важно было, кем является человек в своем расцвете.
Заратустра обращается к народу, вышедшему на празднество, вторгается в его нигилистический быт и проповедует учение о сверхчеловеке. Заметим: не поясняя, кто этот сверхчеловек. Сверхчеловек – это смысл человека. Это движение вперед, то, что далее, после. Его нет и никогда не было. А раз так, его невозможно описать. Это принципиально, потому что эта мысль получит свое развитие в философии ХХ века, в первую очередь в экзистенциализме. Человек как проект, человек как брошенный вперед, направленный в будущее. Сущности у человека нет, есть одно становление.
Идеал сверхчеловека можно назвать неаскетическим. Вернемся к нигилизму. Нигилизм – это состояние брожения масс. Массы – это то, что не есть сверхчеловек, здесь возникает антитеза сверхчеловека – последний человек. Это и есть та самая масса, выходящая на сцену конца истории, сплошная масса последних людей. Это однородный и гомогенный людской поток, пребывающий в апатии, отрицании, исповедующий волю к Ничто.
Последний человек связан с такими вещами, как производство, как потребление, как техника. Самого вопроса о технике у Ницше еще не стояло, он встанет только в ХХ веке. Но развитие техники неотделимо от массы. Масса вписана в логику производства и потребления. Масса сама производит, сама потребляет – это замкнутый круг, брожение производства и потребления. В ХХ веке об этом написано очень много прекрасных книг.
Игра всегда говорит жизни да
Сверхчеловек – это дионисийский тип, человек силы и становления. В этом образе заключена этика Заратустры. Заратустру окружают последние люди, и он видит это, видит трагизм их положения.
Ницше выделяет три этапа развития неаскетического идеала: верблюд, лев и ребенок. Верблюд должен стать львом, а лев должен стать ребенком.
Что подразумевается под этими символами? Верблюд – это дух тяжести. Его же олицетворяет карлик, сидящий сидит на плечах Заратустры. Заметьте, и сам Заратустра подвержен этому, он тоже испытывает тяжесть, но он скидывает этого карлика, который искушает его, предлагает Заратустре успокоиться. Верблюд на себе несет какую-то ношу, как Заратустра карлика. Что это за тяжести, которые несет верблюд?
Это старые верования, идеалы, которые уже есть, которые человек не изобрел сам. Это наследие выродившейся культуры. Это мораль, это придуманные кем-то ценности, порабощающие человека. Все это несет на себе верблюд, всю эту кипу наследия цивилизации и культуры. Так вот, верблюд должен стать львом. Лев – это возвращение к аристократическому идеалу. Это сила, победа, воинские добродетели, пафос разрушения. Лев еще не созидает, он разрушает. Чтобы избавиться от тяжести старых ценностей, нужно их разрушить.
Далее лев должен стать ребенком. Он должен вернуться к абсолютной невинности, состоянию игры. Ребенок – это один из любимейших образов Ницше. Игра принципиально не утилитарна. У нее нет цели, нет абсолюта. Это постоянное свободное творение смыслов. Игра – это и есть становление. Ребенок в игре созидает. Игра – это самое утвердительное, что может быть в жизни. Игра всегда говорит жизни да. Это радость невинности. По Ницше, игра – это путь не к сверхчеловеку, потому что к нему мы не придем, это путь к готовности принять сверхчеловека.
Темы и достоинства Заратустры постоянно оспариваются. Тем не менее, он оказал огромное влияние на различные аспекты культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
Происхождение
Летом 1883 года Ницше вернулся в «святое место» и «нашел» вторую часть.
Следующей зимой Ницше был в Ницце и «нашел» третью часть.
Синопсис
Воля к власти
А теперь послушайте мое слово, самые мудрые! Серьезно испытайте, проник ли я в самое сердце Жизни и в самые корни ее сердца!
Ницше, перевод Паркса, О самопреодолении
Ученые часто обращались к записным книжкам Ницше, где воля к власти описывалась как «желание стать сильнее [ Stärker-werden-wollen ], стремление к росту».
Übermensch
Вы прошли путь от червя к человеку, и многое в вас все еще остается червем.
Ницше, перевод Паркса, Пролог Заратустры
Вечное возвращение
Так я говорил, и все мягче: я боялся своих мыслей и мотивов, стоящих за ними.
Ницше, перевод Паркса, О видении и загадке
Интерпретации вечного возвращения в основном вращались вокруг космологических, установочных и нормативных принципов.
В качестве космологического принципа предполагалось, что время циркулярно, что все вещи вечно повторяются. В записных книжках Ницше отмечена слабая попытка доказательства, и неясно, до какой степени Ницше верил в ее истинность, если вообще верил. Критики в основном рассматривали космологический принцип как загадку, объясняющую, почему Ницше мог рекламировать эту идею.
Как принцип отношения к нему часто обращаются как к мысленному эксперименту, чтобы увидеть, как человек отреагирует, или как своего рода окончательное выражение жизнеутверждения, как если бы он желал вечного возвращения.
В качестве нормативного принципа его считали мерой или стандартом, сродни «моральному правилу».
Критика религии (ей)
Ах, братья, этот Бог, которого я создал, был человеческим делом и безумием, как и все Боги!
Ницше, перевод Паркса, О верующих в мире позади
Ницше широко изучал и был хорошо знаком с Шопенгауэром, христианством и буддизмом, каждое из которых он считал нигилистическим и «врагом здоровой культуры». Так Сказал Заратустра можно понимать как «полемику» против этих влияний.
Нигилизм
Ницше, перевод Паркса, Прорицатель
Часто в некотором роде повторяется, что Ницше одной рукой берет то, что дает другой. Соответственно, интерпретация того, что он написал, была заведомо скользкой. Один из самых неприятных моментов в дискуссиях о Ницше заключался в том, был ли он нигилистом. Хотя аргументы приводились в пользу обеих сторон, ясно одно: Ницше, по крайней мере, был заинтересован в нигилизме.
Стиль
Текст по своей природе музыкально-оперный. Работая над ней, Ницше писал «о своей цели« стать наследником Вагнера »». Ницше думал об этом как о симфонии или опере. «Не меньший симфонист, чем Густав Малер, подтверждает:« Его Заратустра полностью рожден из духа музыки и даже «симфонически построен» ». Ницше
Длина абзацев, пунктуация и повторения усиливают музыкальность.
повсюду настолько параболичен, метафоричен и афористичен. Вместо того чтобы излагать различные утверждения о добродетелях, нынешнем веке, религии и устремлениях, Заратустра говорит о звездах, животных, деревьях, птицеедах, снах и так далее. Объяснения и утверждения почти всегда носят аналогичный и образный характер.
Прием и влияние
Критический
Ницше писал в письме от февраля 1884 года:
Я считаю, что с Заратустрой я довел немецкий язык до его кульминации. После Лютера и Гете оставалось сделать еще третий шаг.
На это Паркс сказал: «Многие ученые считают, что Ницше удалось сделать этот шаг». Но критические мнения крайне разнятся. Книга является «шедевром литературы, а также философии» и «по большей части провальной».
Ницше
Не Ницше
Критик Гарольд Блум раскритиковал Так говорил Заратустру в «Западном каноне» (1994), назвав книгу «великолепной катастрофой» и «нечитаемой». Другие комментаторы предположили, что стиль Ницше намеренно ироничен для большей части книги.
Литературный
Мемориал
Текст из « Так говорил Заратустра» представляет собой мемориальный камень Ницше, который был установлен на озере Зильс в 1900 году, в год смерти Ницше.
Музыкальный
19 век
20 век
21-го века
Философский
Политическая
Визуальный
Переводы на английский
Обычный (1909)
Введение Кауфманна к собственному переводу включало резкую критику версии Common; он отмечает, что в одном случае Коммон взял немецкое слово «самый злой» и назвал его «самым плохим», что является особенно досадной ошибкой не только потому, что он ввел термин «самый плохой», но и потому, что Ницше посвятил треть Генеалогии Мораль о разнице между «плохим» и «злым». Эта и другие ошибки заставили Кауфманна задаться вопросом, неужели в Common «было мало немецкого и меньше английского».
Немецкий текст, доступный для Common, был значительно несовершенным.
Из Пролога Заратустры :
Кауфманн (1954) и Холлингдейл (1961)
Немецкий текст, над которым работали Холлингдейл и Кауфман, в некотором смысле не соответствовал работе Ницше. Мартин критикует Кауфманна за изменение знаков препинания, буквального и философского смысла и смягчения некоторых наиболее противоречивых метафор Ницше. Версия Кауфмана, ставшая наиболее доступной, содержит примечание переводчика, предполагающее, что тексту Ницше был бы полезен редактор; Мартин предполагает, что Кауфман «взял на себя роль редактора [Ницше]».
Кауфманн из Пролога Заратустры :
Холлингдейл из Пролога Заратустры :
Уэйн (2003)
Мартин (2005)
Паркс (2005) и Дель Каро (2006)
Паркес из Пролога Заратустры :
Дель Каро из Пролога Заратустры :
Краткое содержание Так говорил Заратустра. Философский роман Фридриха Ницше. Идея сверхчеловека
Так говорил Заратустра | |
Also sprach Zarathustra | |
Титульная страница первого издания | |
Жанр | Философский роман |
Автор | Фридрих Ницше |
Язык оригинала | немецкий |
Дата написания | 1883-1885 |
Дата первой публикации | 1883 |
Предыдущее | Весёлая наука |
Следующее | По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего |
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого
»
(нем. Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen, 1883—1885) — философский роман Фридриха Ницше, начавший издаваться в 1883 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе.
Название
В своём последнем сочинении «Се человек» (1888) Ницше написал[1]:
Меня не спрашивали, а надо было спросить, что означает имя Заратустры именно в моих устах — в устах первого имморалиста: ведь то, в чём состоит неслыханная уникальность этого перса в истории, являет собою противоположность как раз этому. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла подлинный движитель всего и вся, и перевод морали на язык метафизики в качестве силы, причины, самоцели — это его рук дело. Но этот вопрос уже, по сути, заключает в себе и ответ. Заратустра создал это роковое заблуждение — мораль: следовательно, он же и должен первым его распознать.
Часть первая
Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.
Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог умер!»
В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна. Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеётся над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна. В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.
В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеётся над фальшивой моралью и устоями человечества.
Мудрец начинает с рассказа о «трёх превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребёнком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребёнка — «священного утверждения» духа.
Многие парадоксальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:
Он осуждает богоподобных — они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело — сильное и совершенное». Философ проклинает священников — этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».
Заратустра учит уважать воинов — они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.
Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет ещё цели».
Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди — о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.
Он советует избегать славы, паяцев и актёров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».
Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло — это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».
Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомудренными называет снисходительных и весёлых.
Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» — они способны «творить сверх себя».
Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак — во зло».
О природе женщины упоминает мудрец — разгадкой её является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»
Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.
Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».
«Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» — так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.
Содержание
В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека (нем. Übermensch): «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».
Книга представляет собой отчасти поэтический, отчасти философский трактат, раскрывающий позицию самого Ницше относительно того, какое место человек занимает среди окружающего его общества, как он понимает свою жизнь, как путешествует, как познает себя и окружающий мир. В книге уделяется внимание общению человека с природой, с самим собой, и с окружающими людьми. Воспевается идея необходимости идти своим путём.
Идея о сверхчеловеке
Книга Ницше делится на четыре части, каждую из которых автор издавал отдельно. Писатель собирался взяться еще за два тома, однако не успел воплотить в жизнь свою задумку. Каждая часть содержит несколько притчей. Именно о них рассказывает краткое содержание. «Так говорил Заратустра» начинается со сцены возвращения Заратустры к людям после многолетнего скитания. Главный герой – пророк. Его идея фикс – сообщить людям о собственном откровении.
Философия пророка является смысловым стержнем, на котором держится книга «Так говорил Заратустра». Идея сверхчеловека, пропагандируемая главным героем, стала самой популярной и известной теорией самого Ницше. Основной посыл произведения дается уже в первой сцене, когда Заратустра спускается с гор. По дороге он встречает отшельника. Этот человек признается, что любит Бога, и это чувство дает ему силы жить. Сцена не случайна. После этой встречи пророк идет дальше и удивляется, почему отшельник еще не знает о том, что Бог мертв. Он отрицает многие нормы, которые привычны обычным людям. Эту мысль доносит как сама книга, так и ее краткое содержание. «Так говорил Заратустра» — это еще и трактат о месте человека в природе и обществе.
Вечное возвращение
«Так говорил Заратустра» — один из ключевых текстов Нового времени. Доктрине прогресса (поступательного развития), которая господствовала в умах европейцев с эпохи Просвещения, Ницше противопоставил учение о вечном возвращении, о цикличности любого развития[2]. Только сверхчеловек способен с готовностью принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты. Отличие такого существа от обычного человека, по Ницше, в порядке отличия человека от обезьяны[2].
Часть третья
Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести — «на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым». Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений. Только мужество спасает философа.
Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести даётся нам с рождения в виде слов «добро» и «зло». Этого врага, говорящего «добро для всех, зло для всех» побеждает лишь тот, «кто говорит: вот моё добро и моё зло». Нет ни хорошего, ни плохого — есть «мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать».
Нет и универсального пути, который можно указать каждому — есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.
«Не должно ли быть так: всё, что может произойти, уже проходило некогда этим путём? Не должно ли быть так: всё, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?» — задаётся вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: «всё, что может произойти и на этом долгом пути вперёд — должно произойти ещё раз!»
Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет «самая древняя аристократия мира» — Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что «счастье — женщина».
Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают «то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей — в лучшее домашнее животное человека».
Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что «там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!»
Он продолжает издеваться над «старыми, ревнивыми, злобными» пророками, говорящими о единобожии: «Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?»
Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие «ключом из сильной души, соединённой с возвышенным телом» и они будут свойственны «новой аристократии». Эти новые люди разрушат «старые скрижали» морали, заменив их новыми. «Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни» — вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.
Для того чтобы быть сильным, надо иметь «широкую душу», которая свободна от внешних обстоятельств и «бросается во все Случайное». Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, «в которой все вещи обретают стремление и противоборство».
Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает «волей к власти» и широкой душой будет спасён. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить «быстрее падать!» — призывает Заратустра.
Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть «способным к войне», а женщина — к деторождению. «Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!» — предостерегает философ.
Заратустра отрицает «общественный договор», ведь общество «это попытка, это долгое искание того, кто повелевает».
Он воспевает «всё злое в человеке», потому что «всё дурное и злое есть наилучшая сила и твёрдый камень в руке высочайшего из созидающих».
После этих проповедей звери называют Заратустру «учителем Вечного Возвращения».
Влияние
Подобно Библии, книга Ницше балансирует на грани между философией, прозой и поэзией. Обращаясь к «ветхой древности», автор стремился противопоставить свою книгу Библии как воплощению отжившей своё иудео-христианской морали[3]. Любопытно, что трактат Ницше и Библия — две книги, которые немецкие солдаты Первой мировой войны чаще всего носили в своих вещмешках[2]. Ницшеанская идеология была особенно востребована Третьим рейхом. В 1934 году сестра Ницше добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии. Экземпляр книги Ницше «Так говорил Заратустра» вместе с «Майн Кампф» Гитлера и «Мифом двадцатого века» Розенберга был торжественно положен в склеп почившего президента Гинденбурга[4].
При этом само творчество Ницше не имеет к национал-социализму никакого отношения. Идеология Третьего рейха прямо противоположна учению, изложенному в «Так говорил Заратустра» учению, в котором человек стремится к самодостаточности.
Оценки
Семён Франк так вспоминает о своём знакомстве с книгой[5]:
Зимой 1901-2 гг. мне случайно попала в руки книга Ницше «Так говорил Заратустра». Я был потрясён — не учением Ницше, — а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги.
Против культа Ницше высказывался Лев Николаевич Толстой. Писатель был убеждён, что увлечение идеями Ницше свидетельствует о нравственном упадке русского общества. Его тревожило, что человек, которого сам он считал душевнобольным, может совратить души молодых. В декабре 1900 года Толстой записал в дневнике:
«Читал Ницше „Заратустра“ и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия — idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признается учителем?»
— Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений. М., 1935. Т.54. С.77.
Польский педагог и писатель Януш Корчак в своём Дневнике, написанном в гетто, поставил задачу ответить на «книгу псевдопророка», желая доказать, что Ницше умер, находясь не только в разладе с жизнью (лишившись рассудка), но и «в мучительном разладе с правдой».
И я разговаривал, имел честь разговаривать с Заратустрой…
Тот же самый Заратустра учил меня другому. Может быть, у меня лучше слух, может, я более чутко слушал…
. ИЗБРАННОЕ. — Библиотека-Алия. 1988. ISBN 965-320-019-4. — C. 47 — 48. Пер. с польского Ю. Зимана.
Насмешки над мудростью и культурой
Устами Заратустры Ницше говорит о том, что все так называемые мудрецы лишь служат необразованному народу и его суевериям, при этом мешая истине. Настоящие ее носители живут не в городах среди толпы, а в далеких пустынях, подальше от человеческой суеты. Часть истины заключается в том, что все живое так или иначе стремится к власти. Именно из-за этой закономерности слабое должно подчиниться сильному. Заратустра считает волю к власти гораздо более важным человеческим качеством, чем волю к жизни.
Критика культуры – еще одна характерная черта книги «Так говорил Заратустра». Отзывы современников показывают, как они брезгливо относились к Ницше, считавшему большую часть человеческого наследия лишь результатом поклонения иллюзорной выдуманной действительности. Например, Заратустра открыто смеется над поэтами, которых он называет слишком женственными и поверхностными.
Переводы на русский язык
Первый перевод Ю. М. Антоновского (1857—1913), юриста, народовольца, соратника и человека из ближайшего окружения Н. С. Тютчева. До 1917 года этот перевод выдержал 4-е издания: 1900 — Б. М. Вольфа, 1903 — тип. Альтшулера, 1907 — Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1911 — «Прометей» (все — Санкт-Петербург).
В последующие времена, в числе других переводов, — В. В. Рынкевича — опубликован в московском издательстве «Интербук» в 1990.
Современный российский философ-германист А. Перцев в книге «Фридрих Ницше у себя дома» высказывает мнение, что практически все имеющиеся переводы Ницше на русский язык не передают адекватно не только стиль Ницше, но и смысловые нюансы его философии, а в ряде случаев прямо извращают идеи Ницше[6].
Стоит отметить, что замечания Перцева были разобраны и прокомментированы Свасьяном и Эбаноидзе, которые попытались продемонстрировать несуразность большинства из них[7][8].
Последняя часть
В четвертом томе Ницше рассказывает о старости Заратустры. Дожив до преклонных лет, он продолжает верить в свои проповеди и жить согласно главному лозунгу сверхчеловека, который гласит: «Будь тем, кто ты на самом деле есть». Однажды пророк слышит крик о помощи и покидает свою пещеру. По дороге он встречает множество персонажей: Прорицателя, Совестливого духом, Чародея, Самого безобразного человека, Нищего и Тень.
Заратустра приглашает их в свою пещеру. Так философский роман приближается к своему концу. Гости пророка выслушивают его проповеди, которые он уже рассказывал прежде не протяжении всей книги. В сущности, в этот раз он обобщенно резюмирует все свои идеи, складывая их в стройное учение. Далее Фридрих Ницше описывает вечерю (по аналогии с Евангелием), где все едят баранину, восхваляют знания Заратустры и молятся. Хозяин говорит о том, что скоро наступит Великий Полдень. Утром он уходит из своей пещеры. На этом заканчивается сама книга и ее краткое содержание. «Так говорил Заратустра» — роман, который мог быть продолжен, если бы Ницше успел до конца реализовать свой творческий замысел.
Музыка
По мотивам книги Ницше написана симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Первые аккорды этой поэмы используются в фильмах «Космическая одиссея 2001 года» и «Будучи там», и телепередаче «Что? Где? Когда?».
На слова из книги Ницше композитор Фредерик Делиус сочинил ораторию «Месса живых».
Густав Малер включил в состав Третьей симфонии «полуночную песнь» Заратустры.
Американская группа Dream Theater использовала название одноимённого произведения Ф. Ницше для наименования вступительной инструментальной интерлюдии к концертному dvd «chaos in motion» в 2007 году.
В 1990 г. Сергей Беринский написал Партиту «Так говорил Заратустра» для баяна.
Отсылка к книге Ницше есть в песне «Красное на чёрном» группы «Алиса», а также в песне «Весёлый ансамбль» группы «Крематорий».
Примечания
Заратустра — пастух и пастырь
При рождении будущий пророк, по сюжету многочисленных легенд, умертвил около тысячи демонов уже только первым смехом. Многие авторы наделяют его и иными сверхспособностями. В «Волшебной флейте» Моцарта есть персонаж-волшебник Зарастро. Именно Заратустре Фридрих Ницше доверил изложить свою философию. В Европе XVII-XIX вв. пророк стал эталоном загадочного восточного мудреца. Но каков же был реальный основатель одной из первых монотеистических религий в мире?
Заратустра на картине Рафаэля «Афинская школа». (pinterest.ru)
О месте и времени рождения Заратустры историки до сих пор спорят. Одни считают, что он появился на свет в еще кочевом индоиранском племени примерно 1000−1500 лет до нашей эры, когда Иранское нагорье только заселялось. Другие относят его рождение уже ко времени образования Персидской державы Кира Великого.
Касательно места его рождения также нет единства. Его родиной называют Южную Сибирь, Среднюю Азию, Иранское нагорье или даже бассейн Волги.
Жизнь мудреца окружена множеством легенд. Считается, что он происходил из рода Спитама («светлый»), возможно, из жреческого сословия. К 14-ти годам Заратустру посвятили в тайны религиозных практик. У юноши произошло откровение во время праздника наступления весны: он увидел некую фигуру, которая представилась пророку как Воху Мана («Благое намерение»). После встречи с сущностью Заратустра стал бродячим пророком.
Когда ему было уже около 40 лет, он, наконец, нашел покровителя — царя Витшаспу. Здесь, он по-видимому, сумел впервые цельно изложить новую религию своему патрону. Именно Витшаспа называется многими источниками второй по важности фигурой после самого пророка в зороастризме, поскольку именно с обращения царя начинается распространение новой религии.
Ссылки
В Викицитатнике есть страница по теме Так говорил Заратустра
| По ту сторону добра и зла | К генеалогии морали | Казус Вагнер | Сумерки идолов | Антихрист | Ecce Homo | Воля к власти
Часть вторая
Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.
Он снова говорит об отрицании религии, потому что «это мысль, которая всё прямое делает кривым». Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.
Истинная добродетель для человека — это Самость, которая «проявляется во всяком поступке». Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.
Заратустра раскрывает ложь понятия «равенство» — этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и «они не должны быть равны!»
Все «прославленные мудрецы», подобно ослам, служили «народу и народному суеверию, а не истине». Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьёт из её «отравленных родников».
Заратустра учит о «воле к власти», которую он видел «всюду, где было живое» и которая побуждает слабого подчиниться сильному: «Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни — воля к власти! Так учу я тебя». Именно «воля к власти» делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне — «чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри — твёрже и выносливее».
Он говорит о «культуре», которая мертва и исходит из иллюзорной действительности. Учёные этой мёртвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к «незапятнанному» и чистому познанию, «чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!»
Над поэтами он смеётся за их «вечную женственность» — они слишком «поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».
Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться «не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей». Лишь «воля к власти» может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.
Заратустра учит своих слушателей трём человеческим мудростям: давать себя обманывать, «чтобы не остерегаться обманщиков», больше остальных щадить тщеславных и не допускать, «чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых».
В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.