Ницше сказал что культура это что
1. Концепция происхождения культуры Ф.Ницше
1. Концепция происхождения культуры Ф.Ницше
Фридриха Ницше (1844–1900) принято считать одним из главных представителей «философии жизни». Поэтому, рассматривая культуру, Ницше видит ее истоки в основах жизни, в самых глубинах бытия. Оригинальную культурфилософию Ницше отразило его философское эссе «Рождение трагедии из духа музыки», а также труды «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра». Культура для Ницше в первую очередь – средство человеческой самореализации. Он пытался разгадать тайну происхождения культуры, обратившись к культуре Древней Греции. В великой скорби и в великом восторге, выражающихся в творчестве эллинов, Ницше видел первопричины творчества. Его культурфилософия обращена также к эпохе язычества. В культуре Ницше противопоставил дионисийское и аполлонийское начала – две первичные стадии существования художественной культуры, находящиеся в постоянном противоборстве и в то же время во взаимодействии. Дио-нисийское начало связано с неконтролируемыми человеческими реакциями на проявления действительности. Напротив, аполлонийская культура связана с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой. Аполлонийское начало охватывает образы высокой поэзии, изобразительного и пластического искусства, начало дионисийское – музыку. Первое начало отвечает состоянию сновидения, а второе – состоянию опьянения. Только соединившись, эти сферы могут восстановить утраченное единство природы и человека.
Противоборствующие стихии, олицетворяемые Дионисом и Аполлоном, имеются во всех культурах. Ницше стал создателем первой целостной и органически верной, несмотря на все противоречия концепции происхождения культуры. Именно Ницше впервые высказал мысль о том, что чем выше уровень культуры человека, тем менее счастливым он чувствует себя. Эта идея была основательно и разносторонне развита в трудах австрийского психиатра Зигмунда Фрейда.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 1. Загадка происхождения «украинцев»
Глава 1. Загадка происхождения «украинцев» Современная Русская публицистика не обходит вниманием «украинскую тему». Однако, касаясь тех или иных ее частных сторон, с загадочным упорством избегает постановки вопросов, позволяющих правильно осмыслить проблему в целом. А
Тайники и тайны происхождения племени
Тайники и тайны происхождения племени На первый взгляд, эта тема, да и само понятие «тайник», выглядит несколько странно. Но в мезоамериканской археологии подобный объект считается достаточно типичным. Древние индейцы, начиная с самых ранних времен и вплоть до появления
5. Те же и Ницше
5. Те же и Ницше Говоря о влиянии на формалистов витализма Бергсона, нельзя не упомянуть еще один источник их картины мира – философию Фридриха Ницше. В беллетристической части «Моего временника» Эйхенбаума (1929), речь о котором еще впереди, то и дело проскальзывают мотивы
Ницше
Ницше Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ. • Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. • Имейте мужество верить в самих себя. • Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый. • Отчаянное дерзновение, жестокое
НИЦШЕ
НИЦШЕ Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ. Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Имейте мужество верить в самих себя. Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый. Отчаянное дерзновение, жестокое отрицание,
Фридрих Ницше
6. Философская концепция функционирования культуры О.Шпенглера
6. Философская концепция функционирования культуры О.Шпенглера Немецкий мыслитель О. Шпенглер – автор знаменитой книги «Закат Европы» (1918). Это книга-диагноз, книга-прогноз. Автор ставит вопрос о будущем европейской культуры и сам дает на него неутешительный ответ.Идеи
29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями
29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого
1.5.Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Каиицы
1.5.Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Каиицы Известный физик и популяризатор науки С.П. Капица предлагает своеобразную концепцию истории мировой культуры, рассматривая развитие человечества как
2.2.13. Концепция диалогичности мировой культуры
2.2.13. Концепция диалогичности мировой культуры Мысль о диалогичности развития мировой культуры одним из первых высказал М.М. Бахтин, развернутое же обоснование свое она нашла, в первую очередь, в исследованиях французских историков школы «Анналов» (а также российских
Концепция дионисийства и мистерии в эссеистике Вячеслава Иванова (Ницше – Вагнер – Скрябин)
Концепция дионисийства и мистерии в эссеистике Вячеслава Иванова (Ницше – Вагнер – Скрябин) В целом, безусловно, убедительная концепция австрийского русиста А. Ханзена-Лёве (впрочем, и писателями декларированная и учеными доказанная) о том, что у большинства
Культура – лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Ф. Ницше)
Философия Фридриха Ницше радикально отличалась от учений его предшественников. В силу многих особенностей его физического и душевного состояния, Ницше запечатлевал свое нестандартное мировоззрение в несвойственной философам афористической манере. Один из таких афоризмов рассматривает культуру в совершенно ином её понимании.
Но дело в том, что этот афоризм, как и все прочие, по мнение самого Ницше, раскрывается в бесконечном движении смысла. Это значит, что смысл этого высказывания можно найти где-то далеко за рамками контекста, в потоке воспроизведенного опыта жизни. На первый взгляд, мне кажется, что я солидарна с его мнением. Но для того, чтобы узреть истинный смысл этих слов, стоит рассуждать несколько шире. Поэтому, возможно, в ходе анализа я изменю своё мнение, одновременно сделав выводы об актуальности данных строк в современном мире.
Думаю, анализ данного афоризма стоит начать с теоретических определений, дабы понимать, о чём вообще идее речь. Что есть культур и хаос, и почему Ницше считал культуру легкой вуалью, прикрывающей всеразрушающую силу? Понятие «культура» является объектом изучения более десятка различных наук. Я думаю, что в этом высказывании культура может рассматриваться и как человеческая деятельность в самых разнообразных её проявлениях и формах, и как совокупность правил, предписывающих человеку определённое поведение.
Хаос же представляется, как понятие, абсолютно противоположное порядку. Это слово пришло к нам из мифов древней Греции, как обозначение изначального состояния мира в виде бесформенной совокупности пространства и материи. Считалось, что из этой разверзшейся бездны возникли первые боги. В древних мифах хаос отождествлялся с мировым океаном, первозданные воды которого считались воплощением хаоса, его неотделимой частью или самим хаосом. Лишь в раннехристианский период под хаосом стали понимать некий беспорядок, смешение и неразбериху, с которой данное понятие ассоциируется и сегодня.
Учитывая тот факт, что вся философия Ницше ставила под сомнения ранее установленные, основополагающие принципы религии, культуры, морали, общественных отношений и была направлена на переоценку ценностей, смею предположить, что под хаосом автор подразумевал как раз беспорядочность человеческого бытия. Его оценка действительности базировалась на метафизике бытия становления, а не на понимании истины, как онтологической основе мира.
На основе теоретических обоснований я сделаю вывод, что суть высказывания кроется в том, что бытие человека – есть хаос, беспорядок. Даже если нам кажется, что жизнь планомерна, это не так. Люди – живые существа, а не роботы, поэтому хаотичность мыслей, чувств, действий нам свойственна само собой. Почему раскаленный хаос, напроситься вопрос? Потому что жизнь людей сводиться к постоянным конфликтам, противоречиям друг с другом, с государством, с природой, самих с собой, в конце концов. Можно сравнить раскалённый хаос Ницше с вулканом, в недрах которого бурли горячая лава. Но когда приходит момент, эта лава вырывается наружу, подобно, как человеческое бытие время от времени взрывается войнами, революциями, уничтожением всего на своем пути.
А что же культура? А культура – лишь прикрытие, очень тонкое, но не прозрачное. Культура показывает обратную сторону бытия, прекрасную его сторону. Даёт понять, что человек может созидать, лелеять, беречь. Но она не способна сдержать вырывающийся наружу раскалённый хаос. Когда приходит война, она стирает всё на своём пути, сжигает дотла эту тоненькую яблочную кожуру.
Пощадила ли Октябрьская революция церкви и храмы? Нет. Ведь революция – это тот же хаос, а храмы – наследие архитектуры, религии, следовательно, и культуры. Может, музеи, картинные галереи или театры смогли остановить Вторую мировую войну или любое другое торжество хаоса? Увы, нет. Какая бы сила не крылась в культуре, она не способна противостоять более мощной силе разрушения. Да, человек делает выводы, воссоздаёт утраченное, созидает новое, хранит его и передаёт потомкам. Словом, наращивает новую яблочную кожуру. Но, как показывает история, снова и снова приходит время, когда культурное наследие и культура человеческого поведения не может противостоять надвигающейся разрухе.
Таким образом, я пришла к выводу, что отождествление Ницше было абсолютно логичным. Стоило лишь разобраться и вникнуть в глубину этой мудрости. Всех известных философов всегда волновала истинная суть нашего появления на свет и существования. И каждый из мыслителей видел свою истину. Но не каждый умел узреть не завуалированную реальность. Актуальна ли тема? Безусловно. Ведь вулкан человеческого бытия до сих пор активный, а не потухший. Возможно, он когда-нибудь уснёт и станет более спокойным. Но это лишь на время. Век, два тысячелетие. Неважно. Если он уснёт, то обязательно когда-нибудь проснётся, и яблочная кожура снова не выдержит. Но если вулкан потухнет, это будет значить, что прекратится само существование человека. И даже если хотя бы часть культуры устоит, то всё равно скоро превратится в тлен. Ведь без вселенского хаоса некому будет хранить и передавать. Видимо, такова судьба яблочной кожуры.
Ницше как идеолог контркультуры. Влияние философии
Эссе
«Ницше как идеолог контркультуры.
(Влияние философии Ницше на искусство)».
Я думаю, что сначала мне следует дать определение понятиям «культура» и «контркультура», которые будут употребляться в контексте данной темы.
Культура – это набор кодов, заставляющих человека действовать и мыслить в определённых рамках, а также направлять творческий и интеллектуальный потенциал отдельного человека в коллективное разумное мирное гармоническое русло.
Из этого определения видно, что культура имеет своей главной целью управление массами людей. Она унифицирует людей, наглядно и образно, транслируя коллективные моральные и гражданские основы через искусство. Культура делает так, что идеологические, этические, эстетические, нравственные и религиозные принципы стали для большинства людей аксиомами. Это хороший инструмент государства для контроля над народом, поэтому оно его активно поддерживало. Культура способствовала поступательному развитию человеческой мысли и творчества, но при этом она негативно влияет на развитие индивидуальной личности, сковывая её ум и душевные страсти. Человек, который без раздумья принимает навязанные ему штампы, не может создать что-то революционно новое, благодаря такой аполонистической культуре достигается определенная стабильность, но развитие культуры происходит чрезвычайно медленно. В этом случае для того что бы интеллектуальное и духовное развитие человека не остановилось и не исчерпало ресурсы своего развития ей нужен противовес в роли, которого выступает контркультура.
Контркультура – это явление противопоставляющее себя официальной культуре. Этот термин ввели в 60-е годы ХХ века в США, где этим термином обозначали совокупность молодежных движений и течений противостоящей официальной политике и культуре государственной власти тех времен. Однако сам факт контркультуры был всегда и если брать средневековые времена, то противовесом церковной культуры тех времен были различные ереси, а так же так называемая городская культура. Однако именно Фридрих Ницше в конце IXX в начале XX веков вложил в данное понятие его основной смысл. Контркультура возвеличивает отдельную творческую личность, точнее её чувства и страсти, для этого понятие чужд рационализм. Контркультура в изложении Ницше похоже на дионисийские игры, где все определяли страсть, внутренний огонь творца. На мой взгляд, главный смысл контркультуры можно выразить следующей фразой Ницше: «Нужно носить в себе еще и хаос, что бы суметь родить танцующую звезду». Таким образом, творческие деятели контркультуры выстраивали каждый свой особый мир, при этом логика его построения не зависела от официальной культуры, а была глубоко индивидуальной и за счет этого чрезвычайно разнообразной, как собственно и сейчас. Примером чего служит разнообразие философских систем и разнообразием текстов песен в современной рок культуре.
Дальнейшее содержание своего эссе я постараюсь выстроить таким образом, чтобы показать наиболее ярко преломление основных идей Ницше в произведениях отдельных представителей контркультуры. При этом естественно, поскольку я русский человек и в основном моей специальностью будет русская культура, то именно об её деятелях я буду говорить в первую очередь.
Вообще в творчестве группы «Louna» достаточно много интересных отсылок к философии Ницше, например в таких песнях, как «Действуй», «Свобода», «Мир и любовь», а эмоциональное их исполнение еще более соответствует чувственным идеи его философии. От себя хочу добавить именно песни этой группы, и подтолкнули меня взять данную тему в написании своего эссе, я поняла, на сколько идеи Ницше могут быть востребованы в современной жизни. Я всегда считала, что именно музыка и литература наиболее сильно действует на сознание человека, именно эти жанры искусства могут наиболее образно и понятно передать философские идеи для простых людей и по мере надобности предать им новое, актуальное звучание.
Известная идея Ницше о сверхчеловеке. Многие исследователи считают эту идею основополагающей для философии фашизма. На мой взгляд, такое понимание мыслей Ницше весьма поверхностна, насколько мне удалось понять, говоря о сверхчеловеке Ницше, имел ввиду такого человека, чей духовный и интеллектуальный уровень позволил ему не поддаваться влияниям чужого мнения, в частности и культуре в целом. Для такого человека не существует аксиом, он доверяет только своему мнению, которое формируется из его внутреннего опыта и самоанализа. Такие люди способны критически оценивать, менять свое сознание и оказывать влияние на сознание других людей, при этом как мы видим, они, к сожалению, не всегда могут и не всегда хотят войти в правящие круги, хотя Ницше считал, что именно такие люди и должны в него входить. Однако для жизни таких людей, по Ницше, характерны еще одна особенность, подобно древним слугам бога Диониса, они должны любить жизнь, несмотря не на что, т.е. они должны отдаваться как горю, так и радости с одинаковым жаром и пылом, заражая им других людей. На мой взгляд, примерами таких слуг Диониса в жизни могут послужить такие личности как Лермонтов, Пушкин, Цой, Морисон и другие. Они создавали в своих произведениях настолько бурный, эмоциональный посыл, что порой их творчество кажется шаманством, особенно это относится к песням Цоя и Морисона. Эти люди не просто проживали жизнь, как обычные люди, а как будто играли с жизнью, пробовали её на прочность и на вкус, при этом они не боялись смерти, они так же с ней играли, как и с жизнью. Примером чего может послужить смысл песни Цоя «Звезда по имени Солнце», где герой хочет и может дотянуться до солнца, если сильно в это верит. Или главный герой произведения Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, который, не смотря на то, что проживает достаточно короткую жизнь, но за то проживает её ярко не похоже на окружающих его людей. Да он играет с женщинами, безжалостно бросая их, как только чувствует, что они ему надоедают. Но в тот момент, когда любовь к ним еще живет в его сердце, он готов ради них сделать любое безумство. Я думаю, что многие девушки и женщины будут вспоминать роман с человеком, напоминающим Печорина всю свою жизнь, и возможно, многие из них предпочтут такую бурную жизнь тихому и надежному, но такому обыденному семейному уюту. Кстати именно к Печорину можно отнести еще одну мысль Ницше, оставьте в покое человека, у него должен быть свой путь. Печорина с детства старались втиснуть в какие-то рамки потому, что он был не такой как все и он пытался бороться с оказываемым на него давлением. Он научился претворяться и быть жестоким с людьми, т.е. его родные, желая ему добра, сами способствовали развитию его негативных качеств в место того, чтобы принять его индивидуальные черты его личности. Печорин так же любил играть со смертью, он обожал риск и поэтому наиболее комфортно он чувствовал себя на войне, где и умер, не дожив до 30 лет. Стоит отметить, что в образе Печорина, на мой взгляд, Лермонтов воплотил многие черты своего характера, он так же не любил не кому подчиняться, он был на столько же подвержен страстям, как и его герой и эти страсти сожгли его и умер он в результате дуэли, так же не дожив до 30 лет. Стоит заметить, что многие яркие творческие люди, которые не захотели идти в политику и в управление государством умирали в достаточно молодом возрасте и смертью не естественных причин.
Хочу еще раз подчеркнуть, что это исключительно мой, субъективный взгляд на данное произведение искусства, и я ни в коем случае не считаю, эту точку зрения окончательной.
Фридрих Ницше: лучшие цитаты
Ф ридрих Ницше был мыслителем от рождения. Скорее всего, именно благодаря этому ему удалось создать самобытное философское направление, которое стало широко известным даже за пределами научно-философского сообщества. Выдвигаемые им идеи весьма противоречивы, но именно эти незаангажированные и свежие мысли смогли принести в философию то, чего ей так не хватало – свободу. Но и это еще не все, ведь Ницше не побоялся бросить вызов Всевышнему, заявив, что Бог умер и поставив на его место сверхчеловека, который в итоге, как и все смертные, проиграл свое сражение со смертью.
Цитаты Ницше о морали
Понятие морали в творчестве Ницше появляется в связи с попыткой оценить всевозможные явления и окружающие его вещи. По мнению философа, оценка – это то, что мнимо определяет направление движения для человека и упорядочивает хаотичную вселенную, которая его окружает.
«Через оценку впервые появляется ценность и без оценки был бы пуст орех бытия». Этим высказыванием великий философ говорит о том, что добро и зло являются фундаментальными оценочными понятиями, призванными помочь человеку ориентироваться в окружающем мире.
Свою первую философскую поэму, посвященную данной тематике, он назвал « Так говорил Заратустра ». На страницах этой книги Ницше говорит о том, что современная европейская мораль основана на обыкновенной трусости, а любовь к ближнему – ничто иное, как потаенный страх перед ним.
В « Сумерках идолов » он уделяет особое внимание отношению морали к страсти. Теме морали также были посвящены его книги « По ту сторону добра и зла », « Воля к власти » и многие другие. И ниже представлено несколько лучших цитат из этих книг.
Цитаты Ницше о культуре
В понимании природы культуры и ее социальной роли Ницше занимал двойственную позицию. С одной стороны, он рассматривал ее как корень пессимизма, а с другой – как путь возвышения человека.
С точки зрения Ницше овладеть культурой может только тот, кто понимает насколько важно заниматься самопознанием и способен к философской рефлексии. Именно отсюда возникает главная задача воспитания – внушать каждому ребенку, что он особенный, уникальный и способный на многое. Подтверждением вышесказанному является знаменитые высказывание Ницше.
Цитаты Ницше о женщинах
Великий философ считал, что женщины всегда интригуют душу своих мужчин, что они хотят целиком и полностью овладеть ею в угоду своему спокойному существованию в настоящем и будущем. Он также отмечал естественную склонность прекрасной половины человечества к равномерному, спокойному, счастливому, гармоничному существованию и общению. При этом, он также говорил о том, что многие женщины на пути к своей цели не останавливаются ни перед чем. К его знаменитым цитатам о женщинах стоит отнести:
Цитаты Ницше о смерти
Ницше не боялся рассуждать о смерти, более того, он не понимал и не воспринимал реакцию большинства людей на нее. Унылое оцепенение, нигилизм, пессимизм, чувство бессмысленности, – все это для философа было признаком слабой воли к жизни, культивируемой христианством.
Творчество Ницше похоже на сильно запутанный, переплетенный разными нитями клубок. В своих произведениях он одновременно поднимал сразу несколько актуальных и острых тем, а также наглядно показывал насколько они связаны друг с другом. Он не боится называть вещи своими именами и считает, что все беды от того, что люди тщеславны.
Теория культуры Ф. Ницше
5. Теория культуры Ф. Ницше
Немецким философом Ф. Ницше (1844–1900), автором нашумевших произведений «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра» был поднят вопрос о соотношении культуры и жизни.
С точки зрения Ницше, жизнь выступает хаотичным, трагическим процессом, управляемым не законами, а судьбой. Культура же предстает как форма и выражение жизненных сил человека и, следовательно, также не может рассматриваться как гармоничное, непротиворечивое и целостное явление.
Корни любой культуры в античности, в ее внутреннем противоречии, которое характеризуется наличием в ней двух противоположных начал: аполлоновского и дионисийского. Аполлоновское связано с разумом, стремлением к прекрасной форме, гармонии, дионисийское – стихийность жизни, стремление к новому, стремление вырваться за пределы всяких норм. В античном мироощущении, которое большинством мыслителей воспринимается как ясное и гармоничное, Ницше усматривает страх, ужас, тоску, боязнь смерти.
С точки зрения философа, полнее всего отражают сущностное проявление культуры мифология и искусство. Эти две сферы являются основными элементами культуры, так как полнее всего воспроизводят жизнь, и в то же время разрешают ее противоречия.
Ницше вводит понятие контркультуры. Культура рассматривается им как определенная традиция, а контркультура это то, что противостоит ей. Контркультура – выражение протеста против официальной культуры. Это комплекс социально-культурных установок, ориентаций, которые противоречат традиционной культуре. Причина появления контркультуры – кризис и дегуманизация общества. Понятие контркультуры входит в обиход с середины 60-х гг. ХХ в. для обозначения молодежного движения на Западе 60–70-х гг. ХХ в.
6. “Архетипы культуры” К. Юнга
Если представители концепций, основанных на теории культурно-исторических типов, стремились выделить «локальные» структуры, «локальные цивилизации», которые бы не имели общего субстрата. То швейцарский психолог Карл Юнг (1875–1961) и его последователи выдвигали предположение об универсальном содержании, скрытом в любой структуре из психобиологического единства человечества.
Из сферы бессознательного Юнг выводит архетипы культуры (психические структуры коллективного бессознательного), которые представляют собой вневременные схемы, согласно которым формируются образы, мысли и чувства людей, храниться коллективный исторический опыт выраженный в мифах, символических изображениях. Сама история человека коренится в бессознательном. Гармония сознания и бессознательного создает здоровые и духовно богатые личности. По Юнгу творческий процесс складывается из бессознательного одухотворения архетипа и его развертывание и оформление в созданном произведении.
7. Теория игры Йохана Хейзинга
Современный голландский культуролог, автор произведений «Homo ludens» (человек играющий), «Осень средневековья», Й. Хейзинга предлагает понимание культуры как игры. В основе развития культуры человека лежит не труд, а игра. Человек начинает играть до того, как побеждает природу. Всякая форма культуры – игра, как свободный выбор. В соответствии с подходом Хейзинга культура обладает следующими основными чертами:
– она требует равновесия материальных и культурных ценностей;
– культура содержит стремление к идеалу;
– для носителя культуры идеал – благо;
– современная культура подвержена кризисным явлениям. Такие ее черты как образование и гласность несут в себе не благо, а вырождение и упадок – массовая культура работает на отвлечение человека от мыслей, от работы ума. А множество знаний, которые не систематизируются, способствуют тому, что многознание переходит в малознание и не дает возможности развиваться.
– всеобщая рационализация культуры ведет только к ее деградации. Спасение культуре не в прогрессе, науке, технике, а в формировании понятия безотносительного добра и зла (нравственной основы).
8. Культура в понимании представителей французской школы “Анналов”
Популярным с 80–х гг. ХХ века становиться опыт французской школы «Анналов», чему послужили аналитические публикации о ней французских историков Э. Куто-Бегари, Ф. Досса и в большей степени английского историка П. Берка.
Французская школа «Анналов» (по названию журнала «Анналы социальной и экономической истории», основанного в 1929 г. Л. Февром и М. Блоком) ведущим принципом объявляет «тотальную» или «глобальную» историю. Это история живших в конкретном времени и пространстве людей, причем рассматриваемая с максимально большого количества точек наблюдения. Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности. «Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на политическую, экономическую, социальную, дипломатическую, военную и стремиться дать объемную картину исторической жизни на различных ее этапах. Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей. А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населения, продолжительности жизни и др.
Преемником основателей «Анналов» и редактором журнала во второй половине 50–х – первой половине 70–х гг. являлся Ф. Бродель (р. 1902). Он выступил с собственным пониманием «тотальной» истории. Она охватывает, по его мнению, все аспекты исторической действительности – от природных до культурных. Но поскольку эти аспекты подчиняются разному течению времени, то и подход к ним должен быть различным – на трех уровнях времени: природно-географическом, социальном, индивидуальном.
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа “Анналов”. М., 1993.
Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.
Очерки теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. Спб., 1992.
Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989. С. 17–53.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.