Ницше сказал что культура это
Ницше как идеолог контркультуры. Влияние философии
Эссе
«Ницше как идеолог контркультуры.
(Влияние философии Ницше на искусство)».
Я думаю, что сначала мне следует дать определение понятиям «культура» и «контркультура», которые будут употребляться в контексте данной темы.
Культура – это набор кодов, заставляющих человека действовать и мыслить в определённых рамках, а также направлять творческий и интеллектуальный потенциал отдельного человека в коллективное разумное мирное гармоническое русло.
Из этого определения видно, что культура имеет своей главной целью управление массами людей. Она унифицирует людей, наглядно и образно, транслируя коллективные моральные и гражданские основы через искусство. Культура делает так, что идеологические, этические, эстетические, нравственные и религиозные принципы стали для большинства людей аксиомами. Это хороший инструмент государства для контроля над народом, поэтому оно его активно поддерживало. Культура способствовала поступательному развитию человеческой мысли и творчества, но при этом она негативно влияет на развитие индивидуальной личности, сковывая её ум и душевные страсти. Человек, который без раздумья принимает навязанные ему штампы, не может создать что-то революционно новое, благодаря такой аполонистической культуре достигается определенная стабильность, но развитие культуры происходит чрезвычайно медленно. В этом случае для того что бы интеллектуальное и духовное развитие человека не остановилось и не исчерпало ресурсы своего развития ей нужен противовес в роли, которого выступает контркультура.
Контркультура – это явление противопоставляющее себя официальной культуре. Этот термин ввели в 60-е годы ХХ века в США, где этим термином обозначали совокупность молодежных движений и течений противостоящей официальной политике и культуре государственной власти тех времен. Однако сам факт контркультуры был всегда и если брать средневековые времена, то противовесом церковной культуры тех времен были различные ереси, а так же так называемая городская культура. Однако именно Фридрих Ницше в конце IXX в начале XX веков вложил в данное понятие его основной смысл. Контркультура возвеличивает отдельную творческую личность, точнее её чувства и страсти, для этого понятие чужд рационализм. Контркультура в изложении Ницше похоже на дионисийские игры, где все определяли страсть, внутренний огонь творца. На мой взгляд, главный смысл контркультуры можно выразить следующей фразой Ницше: «Нужно носить в себе еще и хаос, что бы суметь родить танцующую звезду». Таким образом, творческие деятели контркультуры выстраивали каждый свой особый мир, при этом логика его построения не зависела от официальной культуры, а была глубоко индивидуальной и за счет этого чрезвычайно разнообразной, как собственно и сейчас. Примером чего служит разнообразие философских систем и разнообразием текстов песен в современной рок культуре.
Дальнейшее содержание своего эссе я постараюсь выстроить таким образом, чтобы показать наиболее ярко преломление основных идей Ницше в произведениях отдельных представителей контркультуры. При этом естественно, поскольку я русский человек и в основном моей специальностью будет русская культура, то именно об её деятелях я буду говорить в первую очередь.
Вообще в творчестве группы «Louna» достаточно много интересных отсылок к философии Ницше, например в таких песнях, как «Действуй», «Свобода», «Мир и любовь», а эмоциональное их исполнение еще более соответствует чувственным идеи его философии. От себя хочу добавить именно песни этой группы, и подтолкнули меня взять данную тему в написании своего эссе, я поняла, на сколько идеи Ницше могут быть востребованы в современной жизни. Я всегда считала, что именно музыка и литература наиболее сильно действует на сознание человека, именно эти жанры искусства могут наиболее образно и понятно передать философские идеи для простых людей и по мере надобности предать им новое, актуальное звучание.
Известная идея Ницше о сверхчеловеке. Многие исследователи считают эту идею основополагающей для философии фашизма. На мой взгляд, такое понимание мыслей Ницше весьма поверхностна, насколько мне удалось понять, говоря о сверхчеловеке Ницше, имел ввиду такого человека, чей духовный и интеллектуальный уровень позволил ему не поддаваться влияниям чужого мнения, в частности и культуре в целом. Для такого человека не существует аксиом, он доверяет только своему мнению, которое формируется из его внутреннего опыта и самоанализа. Такие люди способны критически оценивать, менять свое сознание и оказывать влияние на сознание других людей, при этом как мы видим, они, к сожалению, не всегда могут и не всегда хотят войти в правящие круги, хотя Ницше считал, что именно такие люди и должны в него входить. Однако для жизни таких людей, по Ницше, характерны еще одна особенность, подобно древним слугам бога Диониса, они должны любить жизнь, несмотря не на что, т.е. они должны отдаваться как горю, так и радости с одинаковым жаром и пылом, заражая им других людей. На мой взгляд, примерами таких слуг Диониса в жизни могут послужить такие личности как Лермонтов, Пушкин, Цой, Морисон и другие. Они создавали в своих произведениях настолько бурный, эмоциональный посыл, что порой их творчество кажется шаманством, особенно это относится к песням Цоя и Морисона. Эти люди не просто проживали жизнь, как обычные люди, а как будто играли с жизнью, пробовали её на прочность и на вкус, при этом они не боялись смерти, они так же с ней играли, как и с жизнью. Примером чего может послужить смысл песни Цоя «Звезда по имени Солнце», где герой хочет и может дотянуться до солнца, если сильно в это верит. Или главный герой произведения Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, который, не смотря на то, что проживает достаточно короткую жизнь, но за то проживает её ярко не похоже на окружающих его людей. Да он играет с женщинами, безжалостно бросая их, как только чувствует, что они ему надоедают. Но в тот момент, когда любовь к ним еще живет в его сердце, он готов ради них сделать любое безумство. Я думаю, что многие девушки и женщины будут вспоминать роман с человеком, напоминающим Печорина всю свою жизнь, и возможно, многие из них предпочтут такую бурную жизнь тихому и надежному, но такому обыденному семейному уюту. Кстати именно к Печорину можно отнести еще одну мысль Ницше, оставьте в покое человека, у него должен быть свой путь. Печорина с детства старались втиснуть в какие-то рамки потому, что он был не такой как все и он пытался бороться с оказываемым на него давлением. Он научился претворяться и быть жестоким с людьми, т.е. его родные, желая ему добра, сами способствовали развитию его негативных качеств в место того, чтобы принять его индивидуальные черты его личности. Печорин так же любил играть со смертью, он обожал риск и поэтому наиболее комфортно он чувствовал себя на войне, где и умер, не дожив до 30 лет. Стоит отметить, что в образе Печорина, на мой взгляд, Лермонтов воплотил многие черты своего характера, он так же не любил не кому подчиняться, он был на столько же подвержен страстям, как и его герой и эти страсти сожгли его и умер он в результате дуэли, так же не дожив до 30 лет. Стоит заметить, что многие яркие творческие люди, которые не захотели идти в политику и в управление государством умирали в достаточно молодом возрасте и смертью не естественных причин.
Хочу еще раз подчеркнуть, что это исключительно мой, субъективный взгляд на данное произведение искусства, и я ни в коем случае не считаю, эту точку зрения окончательной.
Фридрих Ницше: лучшие цитаты
Ф ридрих Ницше был мыслителем от рождения. Скорее всего, именно благодаря этому ему удалось создать самобытное философское направление, которое стало широко известным даже за пределами научно-философского сообщества. Выдвигаемые им идеи весьма противоречивы, но именно эти незаангажированные и свежие мысли смогли принести в философию то, чего ей так не хватало – свободу. Но и это еще не все, ведь Ницше не побоялся бросить вызов Всевышнему, заявив, что Бог умер и поставив на его место сверхчеловека, который в итоге, как и все смертные, проиграл свое сражение со смертью.
Цитаты Ницше о морали
Понятие морали в творчестве Ницше появляется в связи с попыткой оценить всевозможные явления и окружающие его вещи. По мнению философа, оценка – это то, что мнимо определяет направление движения для человека и упорядочивает хаотичную вселенную, которая его окружает.
«Через оценку впервые появляется ценность и без оценки был бы пуст орех бытия». Этим высказыванием великий философ говорит о том, что добро и зло являются фундаментальными оценочными понятиями, призванными помочь человеку ориентироваться в окружающем мире.
Свою первую философскую поэму, посвященную данной тематике, он назвал « Так говорил Заратустра ». На страницах этой книги Ницше говорит о том, что современная европейская мораль основана на обыкновенной трусости, а любовь к ближнему – ничто иное, как потаенный страх перед ним.
В « Сумерках идолов » он уделяет особое внимание отношению морали к страсти. Теме морали также были посвящены его книги « По ту сторону добра и зла », « Воля к власти » и многие другие. И ниже представлено несколько лучших цитат из этих книг.
Цитаты Ницше о культуре
В понимании природы культуры и ее социальной роли Ницше занимал двойственную позицию. С одной стороны, он рассматривал ее как корень пессимизма, а с другой – как путь возвышения человека.
С точки зрения Ницше овладеть культурой может только тот, кто понимает насколько важно заниматься самопознанием и способен к философской рефлексии. Именно отсюда возникает главная задача воспитания – внушать каждому ребенку, что он особенный, уникальный и способный на многое. Подтверждением вышесказанному является знаменитые высказывание Ницше.
Цитаты Ницше о женщинах
Великий философ считал, что женщины всегда интригуют душу своих мужчин, что они хотят целиком и полностью овладеть ею в угоду своему спокойному существованию в настоящем и будущем. Он также отмечал естественную склонность прекрасной половины человечества к равномерному, спокойному, счастливому, гармоничному существованию и общению. При этом, он также говорил о том, что многие женщины на пути к своей цели не останавливаются ни перед чем. К его знаменитым цитатам о женщинах стоит отнести:
Цитаты Ницше о смерти
Ницше не боялся рассуждать о смерти, более того, он не понимал и не воспринимал реакцию большинства людей на нее. Унылое оцепенение, нигилизм, пессимизм, чувство бессмысленности, – все это для философа было признаком слабой воли к жизни, культивируемой христианством.
Творчество Ницше похоже на сильно запутанный, переплетенный разными нитями клубок. В своих произведениях он одновременно поднимал сразу несколько актуальных и острых тем, а также наглядно показывал насколько они связаны друг с другом. Он не боится называть вещи своими именами и считает, что все беды от того, что люди тщеславны.
Культура – лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Ф. Ницше)
Философия Фридриха Ницше радикально отличалась от учений его предшественников. В силу многих особенностей его физического и душевного состояния, Ницше запечатлевал свое нестандартное мировоззрение в несвойственной философам афористической манере. Один из таких афоризмов рассматривает культуру в совершенно ином её понимании.
Но дело в том, что этот афоризм, как и все прочие, по мнение самого Ницше, раскрывается в бесконечном движении смысла. Это значит, что смысл этого высказывания можно найти где-то далеко за рамками контекста, в потоке воспроизведенного опыта жизни. На первый взгляд, мне кажется, что я солидарна с его мнением. Но для того, чтобы узреть истинный смысл этих слов, стоит рассуждать несколько шире. Поэтому, возможно, в ходе анализа я изменю своё мнение, одновременно сделав выводы об актуальности данных строк в современном мире.
Думаю, анализ данного афоризма стоит начать с теоретических определений, дабы понимать, о чём вообще идее речь. Что есть культур и хаос, и почему Ницше считал культуру легкой вуалью, прикрывающей всеразрушающую силу? Понятие «культура» является объектом изучения более десятка различных наук. Я думаю, что в этом высказывании культура может рассматриваться и как человеческая деятельность в самых разнообразных её проявлениях и формах, и как совокупность правил, предписывающих человеку определённое поведение.
Хаос же представляется, как понятие, абсолютно противоположное порядку. Это слово пришло к нам из мифов древней Греции, как обозначение изначального состояния мира в виде бесформенной совокупности пространства и материи. Считалось, что из этой разверзшейся бездны возникли первые боги. В древних мифах хаос отождествлялся с мировым океаном, первозданные воды которого считались воплощением хаоса, его неотделимой частью или самим хаосом. Лишь в раннехристианский период под хаосом стали понимать некий беспорядок, смешение и неразбериху, с которой данное понятие ассоциируется и сегодня.
Учитывая тот факт, что вся философия Ницше ставила под сомнения ранее установленные, основополагающие принципы религии, культуры, морали, общественных отношений и была направлена на переоценку ценностей, смею предположить, что под хаосом автор подразумевал как раз беспорядочность человеческого бытия. Его оценка действительности базировалась на метафизике бытия становления, а не на понимании истины, как онтологической основе мира.
На основе теоретических обоснований я сделаю вывод, что суть высказывания кроется в том, что бытие человека – есть хаос, беспорядок. Даже если нам кажется, что жизнь планомерна, это не так. Люди – живые существа, а не роботы, поэтому хаотичность мыслей, чувств, действий нам свойственна само собой. Почему раскаленный хаос, напроситься вопрос? Потому что жизнь людей сводиться к постоянным конфликтам, противоречиям друг с другом, с государством, с природой, самих с собой, в конце концов. Можно сравнить раскалённый хаос Ницше с вулканом, в недрах которого бурли горячая лава. Но когда приходит момент, эта лава вырывается наружу, подобно, как человеческое бытие время от времени взрывается войнами, революциями, уничтожением всего на своем пути.
А что же культура? А культура – лишь прикрытие, очень тонкое, но не прозрачное. Культура показывает обратную сторону бытия, прекрасную его сторону. Даёт понять, что человек может созидать, лелеять, беречь. Но она не способна сдержать вырывающийся наружу раскалённый хаос. Когда приходит война, она стирает всё на своём пути, сжигает дотла эту тоненькую яблочную кожуру.
Пощадила ли Октябрьская революция церкви и храмы? Нет. Ведь революция – это тот же хаос, а храмы – наследие архитектуры, религии, следовательно, и культуры. Может, музеи, картинные галереи или театры смогли остановить Вторую мировую войну или любое другое торжество хаоса? Увы, нет. Какая бы сила не крылась в культуре, она не способна противостоять более мощной силе разрушения. Да, человек делает выводы, воссоздаёт утраченное, созидает новое, хранит его и передаёт потомкам. Словом, наращивает новую яблочную кожуру. Но, как показывает история, снова и снова приходит время, когда культурное наследие и культура человеческого поведения не может противостоять надвигающейся разрухе.
Таким образом, я пришла к выводу, что отождествление Ницше было абсолютно логичным. Стоило лишь разобраться и вникнуть в глубину этой мудрости. Всех известных философов всегда волновала истинная суть нашего появления на свет и существования. И каждый из мыслителей видел свою истину. Но не каждый умел узреть не завуалированную реальность. Актуальна ли тема? Безусловно. Ведь вулкан человеческого бытия до сих пор активный, а не потухший. Возможно, он когда-нибудь уснёт и станет более спокойным. Но это лишь на время. Век, два тысячелетие. Неважно. Если он уснёт, то обязательно когда-нибудь проснётся, и яблочная кожура снова не выдержит. Но если вулкан потухнет, это будет значить, что прекратится само существование человека. И даже если хотя бы часть культуры устоит, то всё равно скоро превратится в тлен. Ведь без вселенского хаоса некому будет хранить и передавать. Видимо, такова судьба яблочной кожуры.
Ницше: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом»
В толпе зрителей возле Парижской оперы туристы, манифестанты и телекамеры нескольких каналов: свой протест руководство Opera Garnier и подготовило, как спектакль, заранее пригласив журналистов. На ступеньки под музыку Чайковского выбегают балерины, в пачках, с голыми руками и плечами, выстраиваясь в правильный рисунок и начиная волшебный танец из балета «Лебединое озеро». Пожилая зрительница восклицает: «О, мон дьё! Им же холодно!»
Хорошо, что +13, но смотреть на них всё-таки зябко.
С 5 декабря Парижская опера бастует, как и вся Франция. Отменено 42 спектакля, в том числе балеты «Раймонда» и «Парк», опера «Князь Игорь». И это в период рождественских каникул. Финансовый ущерб на сегодняшний день составляет около 7 млн евро.
Правительственная пенсионная реформа ликвидирует 40 специальностей, которым прежде полагался льготный выход на пенсию. Особый статус для танцовщиков Парижской оперы был дарован в 1669 году Людовиком XIV. Балетные могут сегодня выходить на пенсию в 42 года, хористы – в 50, а оркестранты в 60 лет. Пенсионный фонд театра складывается из отчислений персонала, а также субсидий государства. Ежегодно сумма составляет около 27 миллионов евро, из них около половины поступает из казны. При новом порядке пенсии будут начисляться в соответствии по баллам, а возраст выхода на пенсию увеличится.
Наверное, танцовщицы будут вынуждены танцевать до 60 лет? Страшно представить Одетту, Джульетту или даже кордебалет из пожилых балерин с узловатыми коленками.
Директор Парижской оперы Стефан Лисснер (Stéphane Lissner) считает, что увеличить пенсионный возраст для балерин невозможно: «Профессия балерин тяжелейшая, с физическими нагрузками и травмами». Он опасается, что новая пенсионная реформа заставит французских танцовщиков искать работу в зарубежных труппах, и, как следствие, уровень прославленной Парижской оперы упадёт… «до кафе-шантана».
Танцовщиков поддержали и оперные певцы, взойдя на ступеньки здания, как на хоры, и с пафосом исполнив «Песню партизан» и «Марсельезу» перед доброй тысячей манифестантов, вызывая благодарные аплодисменты удачными бельканто.
Демократизация культуры – признак революционной обстановки или гражданской войны. В 1919 году в послереволюционной России, в Москве художники выносили свои выставки на улицы, театры делали уличные постановки, и поэты читали свои произведения на площадях перед народом. Правда, платили им мало – после одного такого выступления Марине Цветаевой хотели вручить гонорар 60 рублей, но она отказалась: «60 рублей это возьмите себе – на 3 фунта картофеля, если ещё по 20 рублей найдёте…»
Чисто рождественская история: жительница французского городка Компьен на севере Франции, нуждаясь в деньгах, отнесла к антиквару «русскую икону», что висела у неё над кухонной плитой. Она не помнит, откуда взялась эта «иконочка», да и не особо заботилась о ней. Местный антиквар, не поверив своим глазам, отправился за консультацией в столицу: парижские коллеги подтвердили его первичную оценку: икона оказалась картиной. Точнее, частью диптиха, созданного одним из главных мастеров проторенессанса Чимабуэ (Cimabue) в 1280 году на сюжет «Осмеяние Христа».
Небольшую работу размером 25,8 на 20,3 сантиметра сначала оценивали в 4−6 миллионов евро. Однако она ушла с молотка за 24 миллиона на аукционе во французском Сенлисе (19,5 миллиона без учёта издержек), заняв седьмую строчку в списке самых дорогих из проданных старинных картин. Сегодня власти Франции объявили работу Чимабуэ «Осмеяние Христа» «национальным достоянием» и запретили её вывоз из страны на 30 месяцев. Теперь министерство культуры должно найти средства и выкупить произведение за 24 миллиона евро – именно по этой стоимости шедевр Чимабуэ продали на аукционе чилийской паре коллекционеров.
В минувшем 2019 году во Франции впервые за двести лет главная рождественская месса проводилась не в Нотр-Дам-де-Пари, а в соседнем храме: Сен-Жермен-л’Оксеруа. Такой перенос произошёл впервые за всю историю существования главного Собора Франции. Полуночные службы на Рождество в Нотр-Даме не отменялись даже во время мировых войн.
Что же касается восстановления Собора Парижской Богоматери, то страсти вокруг этого процесса кипят, задевая даже Елисейский дворец.
«Пусть заткнёт пасть!» – такими словами генерал Жан-Луи Жоржелен (Jean-Louis Georgelin), великий канцлер Ордена Почётного легиона, назначенный Макроном главным куратором восстановительных работ в Нотр-Даме, отозвался об архитекторе Филиппе Вильнёве (Philippe Villeneuve), руководителе реставрационных работ. Причина конфликта: архитектор позволил себе усомниться в методах и сроках восстановления.
Сразу после пожара Эмманюэль Макрон (Emmanuel Macron), выступая по Франс-ТВ, пообещал восстановить Нотр-Дам «ещё более красивым и современным» в ближайшую пятилетку. «Почему такая спешка?» – удивились эксперты. Потому что в таком случае именно Макрон войдёт в историю как реконструктор Нотр-Дама. Кроме того, в 2024 году Париж станет столицей летних Олимпийских игр, а восстановленный из пепла собор станет новой визитной карточкой Франции.
Экспертам и архитекторам эти доводы кажутся легкомысленными, наверное. Они раскладывают свои схемы и, горячась, бубнят своё: «диагностика» ещё не завершена, часть стен может вообще рухнуть, что весьма раздражает генерала.
Главный архитектор отдела исторических памятников Министерства культуры Франции и член городской Комиссии по защите исторического наследия Парижа Франсуа Шатийон (François Chatillon) убеждает, что обследование состояния стен собора надо будет делать «камень за камнем». И на это могут уйти месяцы, если не годы. Кроме камней, анализу подлежит связующий строительный раствор и металлические болты, скрепляющие камень в отдельных местах. «Под действием высоких температур вся конструкция сдвинулась. К этому надо добавить падение шпиля, который мог повредить стены, и использовавшуюся во время тушения пожара воду, которая могла просочиться в образовавшиеся трещины», – говорят специалисты. Чтобы проанализировать состояние собора, необходим не только внешний осмотр, но и настоящий химический анализ в лаборатории.
Следующим этапом восстановления является, собственно, сама реставрация. И начинать надо с камней. «Крыша и шпиль – это уже, скорее, вишенка на торте», – говорит Франсуа Шатийон. Сперва надо будет установить строительные леса внутри собора, а не снаружи. Именно так строили собор в Средние века.
На снятие лесов отведено несколько месяцев – «диагностика» состояния собора намечена лишь на вторую половину 2020 года. И только после этого будет объявлен международный конкурс на восстановление крыши и шпиля собора. Как предполагают эксперты, собственно, реконструкция начнётся не раньше 2021 года.
Но генерал Жоржелен считает реальным восстановление собора в тот пятилетний срок, который определил президент Макрон. «Это будет достигнуто благодаря дисциплине и чёткости работ, правильной экспертизе», – заявил, как отрезал, генерал.
Как говорил Ницше: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом». Если эта кожура от того самого яблока, которое съели наши прародители в райском саду, то культура – несъеденная часть того запретного плода, стало быть? Скоро и её доедим, выпуская наружу демонов хаоса, внутреннего и внешнего…
Татьяна Масс, Франция, № 1, 2020. Дата публикации: 03.01.2020
Философия жизни о культуре (Ф.Ницше)
Концепция культуры Фридриха Ницше. Центральное понятие философии Ницше — «жизнь». Только жизнь есть единственная подлинная реальность. Все прочие явления, предметы, феномены человеческой деятельности интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью — сохранением жизни. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он — природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека. Только благодаря культурным запретам, созданным обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и рождаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе и справедливости. Разоблачая несостоятельность этих мифов и иллюзий, придуманных для слабых, больных, никчемных людей, Ницше сознательно провозглашает свою новую философию сверхчеловека Для сверхчеловека нравственность представляется упадком, запретом на естественные поступки и желания, мораль — вмешательством разума, ограничивающего стихийные инстинкты, и из-за всего этого человек превращается в больное существо, отрицающее самого себя.
Исходный пункт философствования Ницше — признание того, что жизнь современной Европы протекает в «страшной напряженности противоречий» и клонится к упадку. «Вся наша европейская культура. — пишет он, — как бы направляется к катастрофе».
Признаки и симптомы этого упадка Ницше видит во всеобщем ослаблении духовной жизни, в распространении пессимизма, в повальном увлечении декадентскими идеями, в утрате веры в почитавшиеся прежде духовные ценности — одним словом, в нигилизме, сделавшемся знамением века. Ницше хочет преодолеть этот нигилизм и дать своему классу новое, оптимистическое учение.
Основа жизни, по Ницше, — это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли — воли к власти. «Жизнь, — говорит он, — это воля к власти», которая понимается, прежде всего как инстинктивное иррациональное начало, которому подчинены мысли, чувства и поступки человека. Человек изображается Ницше как по природе своей иррациональное существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. «Воле к власти» Ницше придает значение, выходящее за пределы жизни, рассматривает ее как космическое начало, основу и движущую силу мирового процесса.
Мир — вечное становление без начала и без конца. Оно не приводит ни к чему ставшему, не подчиняется никаким законам, происходит без направления и цели. Это бессмысленный хаос, игра сил, возникающих из окружающего небытия и погружающихся в него, «процесс, не ведущий никуда».
Ницше утверждает, что все научные понятия, которыми мы пользуемся для объяснения мира, — это созданные нами фикции. Нет ни «субстанции», ни «вещи», ни «материи», ни «сознания»; все это выдумки, фикции, не имеющие объективного значения. Весь доступный нам мир построен из подобных фикций.
Свой нигилизм Ницше возводит в принцип. ««Я уже ни во что не верю»