Никуда не берут на работу что делать
Как не пасть духом, если во время поиска работы — отказ за отказом
Самое неприятное в отказах — их послевкусие: навязчивые мысли «Мне не везет», «Со мной что-то не так», «Я ни на что не гожусь», «Вообще надо менять профессию!» не дают покоя и вселяют всё больше неуверенности, которая неизбежно проявляется на очередных интервью.
А бывает наоборот — отказы будто заносят вирус противостояния в соискателя: «Да кто у них занимается подбором, если не могут разглядеть такой бриллиант, как я?!», «Меня не берут, потому что не берут никого — значит, нанимают только по блату, а вакансии — для отвода глаз!». И на очередном собеседовании работодатель улавливает в интонациях кандидата нотки скепсиса, недоверия, а то и агрессии.
Оба сценария непродуктивны и чреваты новыми провалами. Да, отказы — это неприятно, но это — часть процесса, такова реальность рынка. Даже если взглянуть только на соотношение активных резюме на hh.ru (то есть CV тех, кто находится в поиске работы, обновляет, редактирует их) и открытых вакансий, мы увидим, что в среднем по всем регионам и всем профобластям на одну вакансию приходится 4−5 активных резюме. И это в среднем по рынку в целом, а в определенных регионах и профобластях конкуренция гораздо выше.
Ситуация с конкретными вакансиями сложнее. Здесь действует такой принцип: чем привлекательнее условия работы (например, чем выше зарплата), чем надежнее и престижнее компания, тем больше поступит на эту вакансию откликов. Их может быть сотни. Проще говоря, чем лучше условия, тем выше конкуренция между кандидатами.
Поиск работы специалистами старше 45 лет — отдельная непростая история. По данным опроса, проведенного Службой исследований hh.ru, более половины соискателей этой возрастной группы испытывает трудности с поиском работы, в том числе поиск занимает больший срок, чем у соискателей более молодых возрастных групп.
Отказ не равноценен признанию вас слабым специалистом
Работодатели, естественно, стремятся выбрать тех, кто им больше всего подходит. И речь не только о профессиональном опыте и навыках. С ними, кстати, всё непросто — многие работодатели жалуются на дефицит кадров с нужными им современными навыками.
Кроме чисто профессиональных навыков, работодатели оценивают, впишется ли кандидат в конкретный коллектив, будут ли ему близки сложившиеся особенности взаимодействия в компании — это не менее важно для эффективной работы, чем профессионализм.
Если вы уверены, что по профессиональному опыту идеально подходите под требования вакансии, но вас не выбрали, то, возможно, причина как раз в том, что, по мнению нанимателя, вы не сработались бы с командой. Это не значит, что с вами что-то не так, просто там может быть совершенно другой формат взаимодействия, чем тот, который близок вам. А может быть, там настолько сложный характер у руководителя, что рекрутер ищет «самурая» с железными нервами. В обоих случаях стоит порадоваться, что вас не выбрали — вам там было бы некомфортно. Вариант, что вас неправильно оценили, не разглядели, тоже, разумеется, не исключен.
Особые трудности с поиском работы у сверхквалифицированных кандидатов — идеальных вакансий для них всегда немного (если специалист «штучный», то и вакансии для него тоже «штучные»), а если такие профессионалы согласны снизить планку ожиданий от работы, у работодателей в отношении них бывают особые сомнения.
Словом, причин того, что вас не выбрали после собеседования или даже не позвали на него после просмотра резюме, может быть множество. Причин того, что работодатель даже не просмотрел ваше резюме, тоже немало. Например, на вакансию пришло сразу много откликов, рекрутер разобрал только самые первые, и их оказалось вполне достаточно. Либо он сразу ранжировал отклики так, что в топ поднялись наиболее подходящие резюме, а вашего среди них не оказалось. Поэтому очень важно качественно описывать свой опыт в резюме. Мы не просто так рекомендуем адаптировать резюме под конкретные вакансии перед откликом. Поиск работы в наше время похож на процесс продаж: мало иметь хороший качественный продукт — нужно про него еще правильно рассказать потенциальному покупателю.
Словом, отказы во время поиска работы — процесс неизбежный. С отказами сталкиваются даже те, кто не ищет работу сам, потому что на них и так охотятся хедхантеры. Бывает, что такому дефицитному специалисту звонит рекрутер, упрашивает его о встрече, но по ее итогам этого специалиста на работу не зовут — чем-то не подошел.
Главное — не принимать отказы близко к сердцу и не впадать в уныние.
Как создать себе правильный настрой
«Поиск работы — это стрессовая ситуация, и надо быть готовым к тому, что поиски могут занять до нескольких месяцев (чем выше должность, тем дольше поиск) и отказы будут в любом случае», — напоминает Татьяна Долякова, генеральный директор кадрового агентства ProPersonal.
1. Позаботьтесь о физическом состоянии
Да, это важно. Во время нагрузок (а поиск работы сам по себе бывает похож на напряженную работу или череду экзаменов) особенно важно заботиться о себе, обращать внимание на самочувствие и физическую форму. Психолог и специалист по поиску профессионального призвания Наталья Грачева называет это заботой о ресурсном состоянии. Она рекомендует в обязательном порядке высыпаться, хорошо питаться и выполнять физические упражнения.
Конечно, эти советы важны вообще всем, но тем, кто переживает череду собеседований, — особенно. Чем крепче ваше тело, тем лучше ваша нервная система справляется со стрессами.
2. Дайте волю эмоциям
Получать отказ за отказом неприятно. Разрешите себе прожить эти негативные эмоции. Психологи предупреждают, что невыраженная злость и гнев приводят к обидам и депрессии или прорываются агрессией.
«Признайтесь себе, что вы чувствуете. Проживите эмоции: например, поговорите с близкими или напишите письмо «обидчику». Отправлять его при этом необязательно, — советует психолог и коуч Анна Поликарпова. — Привычка держать лицо и делать вид, будто ничего не происходит, когда в душе буря, только увеличит время переживаний».
3. Разделяйте эмоции и факты и не корите себя
Частая ошибка — ругать себя в духе «Раз у меня не получается быстро найти работу, со мной что-то не так, я никуда не гожусь, я хуже всех». Во-первых, у неудач в поиске работы может быть множество причин, никак не связанных с вашим истинным уровнем профессионализма (об этом мы рассказали выше). Во-вторых, с таким негативным настроем невозможно конструктивно проанализировать ситуацию и идти вперед. Вместо самообвинений лучше сказать себе слова поддержки.
Например, Наталья Грачева рекомендует вести «дневник благодарности» — каждый день записывать не менее пяти вещей, за которые вы благодарны себе в этот день. Это могут быть даже самые пустячные дела, главное тут — фиксация на хорошем. «Начинайте с пяти благодарностей и постепенно увеличивайте их число — по мере более внимательного и осознанного отношения к себе их количество точно будет расти!» — говорит Наталья.
Еще один простой прием: попробуйте записать на бумаге 20 ваших достижений в жизни. Главное — преодолеть внутреннее сопротивление, вызванное настроем на негатив, и признать, что свои достижения у вас есть. Это упражнение тоже переключает мозг с негативных мыслей на позитивные.
4. Найдите повод для радости
Если чувствуете, что пали духом от неудач, а впереди очередное собеседование, создайте себе перед ним хорошее настроение. Вряд ли заметное подавленное состояние поможет вам произвести хорошее впечатление на встрече.
Порадуйте себя тем, что вы любите, что обычно придает вам сил, как вариант — интересным новым или любимым старым фильмом, прогулкой, спортом или чем-то вкусным.
«И не стесняйтесь просить поддержки у близких, в сложных ситуациях очень важно чувствовать, что вы не одни», — советует Анна Поликарпова.
А еще такой разговор с друзьями покажет вам, что трудности процесса поиска работы знакомы не только вам — наверняка через это уже проходил кто-то из близких и не раз.
5. Относитесь к собеседованиям проще
Попробуйте смотреть на каждое собеседование не как на встречу, на которой решается ваша судьба, а как на тренировку ваших навыков общения и самопрезентации, а также полезное знакомство. Во-первых, так вы будете меньше волноваться. Во-вторых, это действительно полезная тренировка. В-третьих, знакомство с рекрутером и потенциальным руководителем может вам пригодиться в будущем, даже если в этот раз с работой не сложится. Профессиональный круг обычно довольно узкий, к тому же работодатели запоминают хороших кандидатов с прицелом на будущее, если выбранный финалист по каким-то причинам не задержится в компании, либо откроется похожая вакансия. Словом, даже в случае отказа вы в любом случае не зря потратили время.
Проанализируйте причины отказов
Когда справитесь с эмоциями, стоит подумать над причинами отказов конструктивно. Возможно, что-то действительно нужно изменить, поработать над ошибками.
1. Правильно ли вы оцениваете ситуацию на рынке труда?
Чтобы ожидания соответствовали реальности, нужно отталкиваться от того, что происходит на рынке труда. Искаженные представления могут создать ложные впечатления о высокой востребованности тех или иных специалистов, когда это не так, или приводить к ожиданиям более высокой зарплаты, чем предлагает большинство работодателей. Работодателей может отпугивать резюме, в котором указана зарплата существенно выше рыночного уровня для соответствующей специальности и имеющегося уровня опыта.
Статистические данные о том, специалисты каких профессиональных сфер наиболее востребованы работодателями (кого они чаще всего ищут), об уровне конкуренции в конкретной профобласти (hh.индекс) и конкретном регионе можно посмотреть здесь: просто отметьте на карте свой регион и смотрите нужные показатели ниже.
Если ваша профессиональная сфера относится к наиболее конкурентным для соискателей (в среднем 7–10 резюме на одну вакансию), придется подумать, как выделиться на фоне других кандидатов. Возможно, стоит подучиться самым актуальным и пока еще дефицитным в вашей сфере навыкам. И важно очень тщательно подойти к описанию опыта в своем резюме и к сопроводительным письмам, чтобы обратили внимание именно на вас.
Чтобы понять уровень предлагаемых зарплат в вашей профессиональной сфере, недостаточно просмотреть навскидку десяток вакансий. Задайте поиск по ключевой фразе (например, бренд-менеджер), выберите отрасль компании (например, производство) и отфильтруйте результат по убыванию зарплат — так вы увидите в топе вакансии с самыми высокими зарплатными предложениями. Не спешите сразу выставлять в своем резюме максимальную сумму — сначала внимательно прочитайте требования к кандидатам в этих вакансиях и соотнесите со своим опытом.
2. Правильно ли вы оцениваете свой уровень профессионализма?
Еще один повод внимательно изучить множество вакансий — сопоставить свой опыт с указанными в них требованиями и описанным функционалом. Смотрите не на общие фразы, а на упоминание конкретных специализированных навыков, например названия компьютерных программ, с которыми связана работа, наличие определенных сертификатов и так далее.
Это особенно важно, если вы ищете работу после перерыва в карьере либо надолго засиделись в одной компании, не самой передовой. Возможно, вы немного отстали от реалий и настала пора подтянуть какие-то знания и навыки.
Иногда опытные специалисты воспринимают такой совет как обидный, но в нашу технологичную эпоху постоянно учиться чему-то новому — норма для всех, в том числе для самых блестящих профессионалов. Более того, самые востребованные профессионалы обычно потому и востребованы, что всегда открыты новому.
3. Вы правильно преподносите свой опыт?
Допустим, с вашими опытом и знаниями всё в порядке. Вы уверены, что это отлично видно из вашего резюме? Не подразумевается, а именно видно? Ваш опыт описан не общими словами, а конкретно, с детализацией ключевых навыков вплоть до названия конкретных компьютерных программ? Уже устаревшие навыки из резюме решительно выброшены? Сделан акцент на ваших самых сильных сторонах и успехах?
Представьте: рекрутер получил десятки откликов на вакансию, ему нужно оценить их за несколько минут (у него в работе, кроме этой, еще ряд других вакансий, и массу времени занимают собеседования). Что он сделает? Выберет те резюме, в которых опыт описан наиболее близко к требованиям вакансии, а по остальным отправит отказ, не вникая.
Множество советов, как улучшить описание опыта в резюме, собрано в этом разделе блога hh.ru.
Если отказы следуют после собеседований, возможно, есть трудности с самопрезентацией. Советы про то, как вести себя на интервью, ищите здесь.
4. С репутацией всё безупречно?
Многие работодатели спрашивают мнение о кандидате на его прежних работах. Уверены ли вы, что ваши бывшие или нынешние коллеги и руководители не дадут вам плохую рекомендацию? Если такое не исключено, всё равно не переживайте — это не ставит крест на вашей карьере: мы уже рассказывали, как искать работу, если у вас «скелет в шкафу».
Нередко работодатели смотрят и страницы кандидатов в социальных сетях. Может быть, там тоже стоит навести порядок?
Положительный настрой сформирован, работа над ошибками проведена? Можно приступать к новому этапу поиска. Пусть он будет успешным!
12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу
Опоздал, обругал бывшее начальство и переврал в достижениях? Считай, провалил собеседование. Собрали главные «вредные советы» о том, как не нужно вести себя на встрече с HR-менеджером.
1. Не отвечать на звонок от HR или не перезванивать
Если вы оставили номер для связи с вами, телефон стоит держать при себе или хотя бы проверять время от времени, не было ли звонков с незнакомых номеров. Связаться с эйчарами – ваш прямой интерес. Чаще всего звонят с городских или корпоративных телефонов, поэтому не надо блокировать звонок после первых цифр номера 8 800 и ждать звонка с мобильного.
2. Опаздывать и не предупреждать об этом
Форс-мажоры бывают у всех. Но опаздывать, не предупреждая, и никак не комментировать это на собеседовании – сразу минус.
3. Скрываться и шифроваться
Иногда соискатель звонит не со своего номера, и он должен предупредить эйчара об этом. Почту также нужно указывать верную и не забывать проверять ее: если схема проезда или приглашение на интервью прилетит не на тот контакт, в этом будет виноват не эйчар.
Также иногда женщины не сообщают, что в резюме у них указана другая фамилия (девичья или бывшего супруга). При большом потоке соискателей это создает путаницу.
4. Отмалчиваться
Письма имеют свойство улетать в спам: проверьте эту папку, если вам не пришло обещанное по телефону письмо. А если его нет и там, не стесняйтесь позвонить и сказать, что случился сбой, и вы все еще ждете сообщения.
5. Слушать эйчара вполуха
Не поверите, насколько часто мы назначаем zoom call и слышим в ответ: «А собеседование в “Скайпе” будет, да?».
6. Путать название компании и вакансии
Выбирать из нескольких вариантов – нормально. Но этот факт важно правильно подать.
Сравните. Один соискатель говорит, что ему понравился офис, соцпакет и возможность двигаться по карьерной лестнице, но он должен немного подумать насчет переработок. А второй сделал ковровую рассылку по нескольким десяткам вакансий в разных компаниях и постоянно путается, куда вообще звонит.
Сообщать, куда вас не приняли на работу, возможно, не следует: особенно въедливый эйчар обязательно позвонит в эту компанию и выяснит, почему вы не подошли.
7. Агрессивно реагировать на вопросы
Нормально, если вас спрашивают о хобби, семье и планах на жизнь – HR должны набирать людей, соответствующих не только вакансии, но и ценностям компании. Чтобы представить ваше место в коллективе, специалисту нужно больше вас узнать, а без некоторых вопросов и тестов сделать это невозможно.
Нормально также, если вы не хотите о чем-то говорить. Но, опять-таки, это можно подать по-разному. Например, фраза «У моих родителей свой бизнес, но я не готов(а) рассказать о нем подробнее сейчас».
8. Зачитывать свое резюме по бумажке или, наоборот, путаться в трудовой биографии
Эйчар уже видел ваше резюме. Ему интереснее, чтобы вы сами рассказали об опыте работы, причем не перескакивая с пятого на десятое, а по порядку и с подробностями. Почему выбрали именно это учебное заведение, почему пошли работать не по специальности (если так случилось), что заставило сменить сферу деятельности.
О перерывах в трудовой биографии тоже молчать не стоит. Вместо того, чтобы перейти к следующему месту работы, перескочив три года декретного отпуска, упомяните, что это был именно он, а не просто вы решили посидеть у кого-то на шее.
Утаивать причины ухода с прошлых мест работы не стоит: если эйчару что-то покажется подозрительным, он все равно туда позвонит. Юлить или агрессивно реагировать – тоже плохая идея.
Эйчарам и кандидатам на заметку: без согласия соискателя звонить его «бывшим» нельзя – это требования ст. 24 Конституции РФ и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
9. Учить HR, как ему работать
Когда мы слышим: «Вы бы мне дали тестовый бюджет лучше. Если бы я его слил, значит, провалил тест, не слил бы – взяли бы меня на работу. Зачем вы на меня столько времени потратили?», то думаем – а действительно, зачем.
Если случилось так, что вам отказали, то, конечно, можно поинтересоваться причиной отказа. Как минимум, эта информация поможет при следующих попытках трудоустроиться. Но на ответах «здесь и сейчас» настаивать точно не нужно.
10. Не готовиться к собеседованию
«Плавать» в собственных обязанностях на прошлом месте работы – плохая стратегия. Иногда мы видим, как соискатель по бумажке зачитывает, чем он занимался. Тогда у нас возникает резонный вопрос: а действительно ли человек все это умеет?
11. Бояться быть простым и показаться «глупым»
Гораздо хуже, если человек приходит с помпой, продавая себя как невероятного специалиста, а на деле оказывается середнячком, – чем, напротив, если бы он пришел и честно рассказал, что умеет хорошо, а что – не очень.
12. Делать акцент только на hard skills
Удивительно большое число людей уделяют внимание только своим компетенциям в работе, но теряются, когда им задают более личные вопросы: что вам нравилось на прошлых местах работы, из каких ошибок вы извлекли уроки и так далее.
Не надо так: soft skills становятся сейчас все более значимыми. Бывает, не очень опытный человек благодаря им оказывается перспективнее, чем кандидат с многолетним стажем работы.
Резюме
Чтобы успешно пройти собеседование, следуйте 12 основным правилам:
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Я не беру на работу выпускников топовых вузов. Почему?
Управляющий группой компаний «Авира»
Мир меняется настолько стремительно, что дипломы постепенно превращаются для их владельцев в памятные сувениры. РУДН или МГУ сегодня – не гарантия высокой должности, а троечники часто ценятся больше отличников, уверен управляющий группой компаний «Авира» Алексей Загуменнов. Он рассказал, почему между выпускником Гарварда и Пермского строительного колледжа он, скорее, выберет второго.
Сегодня куда ни плюнь – попадешь в стартапера, а если понадобится швея или продавец – дефицит, как со сгущенкой в 1991 году. Каждый мечтает стать предпринимателем и не работать, забывая, что предпринимательская деятельность – это трижды работа по 25 часов в сутки. По данным Startup Genome Report, «выстреливают» только 2 новые компании из 10. Но это не останавливает амбиции многих…
О дефиците хороших специалистов
Знаете, как сложно сегодня найти хорошего специалиста по интернет-маркетингу? А мы знаем. Кажется, маркетологи чаще других уходят в предпринимательскую деятельность. Чтобы найти подходящих специалистов, мы запустили в региональных вузах HR-проект и теперь каждое лето проводим среди членов дипломных комиссий. Недавно наши менеджеры по персоналу, например, оценивали выступления выпускников пермского филиала Высшей школы экономики.
И вот что удивительно: чем лучше представленный на защите проект, тем больше вероятность того, что его написал троечник.
Ну вот, например, нам представляют крутой проект продвижения домашнего стартапа по производству веганских тортиков. Автор рекламной кампании гордится проделанной работой, он делал ее по бесплатным рекомендациям в интернете, даже помог своим знакомым найти клиента. Формальная оценка за проект – «отлично». Но по факту CPL здесь оказывается равной стоимости одного торта, а маркетолог не понимает, что подобные кампании можно организовывать только в экстренных случаях, а не на постоянной основе. А о том, что заголовки, оферы и прочее ради CTR можно менять в уже работающей кампании, выпускник вообще не знал.
При найме мы не смотрим на название вуза кандидата
Сегодня при оценке кандидатов мы фактически закрываем глаза на название вуза. Мало того, если кандидат выставляет на первый план название своего «крутого университета», для нас это сигнал к тому, что с ним не все так гладко.
Взять, к примеру, Пермский национальный исследовательский политехнический университет. В 2018 году он занял 52 место в рейтинге вузов журнала Forbes. По некоторым показателям он даже опередил лидеров рейтинга. Например, по качеству выпускников ПНИПУ набрал больше баллов, чем Московский физико-технический институт (это 3 место рейтинга), а по фактору Forbes он выше Российской экономической школы (она на первом месте).
Алексей Загуменнов с сотрудниками
Но вот какие дела: я сам когда-то закончил ПНИПУ и знаю, каким образом иногда здесь решаются вопросы. Впрочем, уверен, что так происходит в большинстве вузов. Например, если кто-то нравится преподавателю, то получает оценки чуть лучше, чем заслуживает. Кто-то может стать «кровным» врагом преподавателя из-за пары пропусков. Здесь много человеческих историй, а значит, очень высок человеческий фактор. Рейтинги, высокие места – это все манок для абитуриентов. Компаниям нужны конкретные дела от конкретных специалистов.
Наш лучший конструктор закончил колледж
Наша группа компаний производит игровое и развлекательное оборудование в соответствии с жесткими требованиями наших заказчиков-бизнесменов. Каждый проект буквально встраивается в помещение, учитывается каждая колонна, каждый изгиб плинтуса, каждая розетка.
Чтобы покорять новые горизонты, для каждого, кто хочет купить игровой лабиринт, мы собираем рабочую группу в составе креативщика, дизайнера, экономиста, консультанта по бизнесу, пиарщика и, конечно, инженера-конструктора. А последние на рынке – нарасхват.
С конструкторами просто беда. При этом такие специалисты, которые закончили топовые вузы, сейчас ориентированы на зарплату, которую, как они думают, им гарантирует бренд вуза.
В конце июня наша команда хедхантеров присутствовала на защите дипломов инженеров-конструкторов того самого ПНИПУ. Главный итог этих смотрин – «неуд». На группу приходятся два-три будущих конструктора, представляющих хоть какой-то потенциал. Мы сделали несколько предложений с тем расчетом, чтобы продолжить образование выпускников уже на рабочем месте.
Руководитель отдела маркетинга Ирина Золотарева и специалист отдела кадров ГК Авира Валерия Аристова на защите дипломов выпускников ВШЭ
Лучший из ныне работающих у нас конструкторов закончил среднее специальное учреждение – Пермский строительный колледж. Наш лучший креативщик имеет незаконченное образование педагога. Один из самых результативных менеджеров по продажам – белорусский следователь.
Место получения образования – да и само образование – сегодня играет все меньшую роль. Возможно, совсем скоро наступят времена, когда вместо образования будут учитываться только личностные навыки вроде способности к самообучению, поиску и усвоению информации.
Обучайте специалистов сами
Исследования Фонда Кауфмана утверждают, что 95,1% предпринимателей имеет высшее образование. При этом самые успешные миллиардеры мира начинали без него и предпочли получить дипломы, уже управляя собственным и поставленным на крепкую ногу бизнесом. Именно такой подход нужно реализовывать и в рамках отдельно взятых компаний. Обучать специалиста самостоятельно выгоднее, чем верить в бренд вуза.
Совсем недавно мы отказали в работе кандидату на должность топ-менеджера. В его резюме значились и степень MBA от ведущего российского университета, и диплом выпускника Гарварда, и свободное владение иностранными языками, и родственники на островах у Венесуэлы.
Последний факт оказался примечательным, и мы детально проверили кандидата. Оказалось, что Гарвард фигурирует только в резюме, владение языками заключалось в умении использовать Google Translate, а на прошлом месте работы наш кандидат за три года смог завершить всего один проект. Не помогла и степень MBA, что, в общем-то, тоже говорит о вере в бренды вузов.
Мой вам совет: хотите молодого специалиста – не смотрите на название вуза, который он закончил. Обратите внимание на то, что он уже делал и на что способен. Отвечайте себе на вопрос, готовы ли вы тратить свое время или время других руководителей на обучение выпускника – без этого сейчас никак.