Никто не знает что я игра
Упражнение «Никто не знает»
Игра «Рукопожатие вслепую»
Это упражнение способствует улучшению координации движений и учит игроков доверять друг другу (10 минут).
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
Замечания: В игре у партнёров возникает впечатление, что они вместе пережили небольшое приключение, а это сближает. Игроки почти ничего не сказали друг другу, а доверие в группе выросло.
Упражнение «Ласковое слово»
Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.
Ход упражнения: Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.
· Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?
· Когда вам что-то требуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?
Упражнение «Самый-самый»
Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.
Ход упражнения:
– Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А теперь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающими это фактами. Пожалуйста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый и т.д. Просим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-самых». Например, самых веселых или находчивых из числа присутствующих во всем зале. На подготовку и организацию конкурса отводится одна минута. В заключение поаплодируем «самым-самым».
Упражнение «Кто я?»
Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.
Материал: лист бумаги и ручка для каждого участника.
Ход упражнения: У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой.
При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:
Игра «Кто интересней»
Цель: психологизация работы по распознаванию характеров по внешнему облику; установление контакта и взаимопонимания в социогруппах.
Участники группы разбиваются на подгруппы. Им предлагаются фотографии различных людей. На них портреты художников, музыкантов, писателей. Задание дается такое: вглядеться в лицо, обратить внимание на позу, одежду; определить его характер, настроение, род занятий, стиль жизни, продумать биографию этого человека.
Подгруппы играют роли «фотографий» в гостинице, куда приехало много интересных людей. Предлагается выбрать любого из них – кто интереснее для вас – суметь войти в эмоциональный контакт, договориться о совместном творческом вечере, при помощи характерных жестов, мимики передать эмоциональное состояние людей.
Вхождение в игру обеспечивает соответствующий реквизит, характерный этим категориям людей.
Во время игры возникают комические ситуации. Благодаря им складывается атмосфера эмоционального раскрепощения. Творческое взаимодействие способствует сплочению, взаимопониманию.
Упражнение «Никто не знает»
Цель: активизация процесса самопознания.
Ход упражнения: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.
– Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня). »
Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.
Игра «Свет мой, зеркальце! Скажи»
Цель: психологизация работы в правильности оценки своего партнера; выделение в нем главных, индивидуальных качеств, высказывание своего мнения о партнере, а также правильное оценивание мнения о себе.
Участникам игры предлагается вспомнить сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Поупражняться в мимических движениях: поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться.
Представить мимический образ партнеру (каждый свой).
Ведущий: «Итак, мы попали в страну, где «зеркальца» умеют говорить и где можно узнать всю правду о себе.
Установка к игре! Ответы «зеркальца» не должны сводиться только к описанию внешнего портрета. Больше качественных характеристик, оценивания жизненных проявлений, ситуаций, поступков. Все секреты личности рассматривают «зеркала».
Групповое развивающее занятие «Никто не знает, что я» на знакомство и взаимодействие
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Групповое развивающее занятие «Никто не знает, что я…»
на знакомство и взаимодействие в коллективе дополнительного образования
Разработала: педагог-психолог Путилина Е.М.
Цель занятия – более тесное знакомство участников, сплочение команды.
организовать знакомство участников группы с психологом и друг с другом;
снизить эмоциональное напряжение;
создать благоприятную психологическую атмосферу в группе.
Принятие правил группы(5 минут)
Прежде чем начать нам нужно с вами выработать правила группы. Зачем нужны правила, как вы думаете? Конечно же мы должны жить с вами в сплочённом и дружном коллективе, для этого предстоит нам приложить немало сил. Это сделать будет нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами, мнениями. И всё же нам необходимо учиться строить отношения, учиться договариваться между собой. Людям легче решать возникшие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда они вместе вырабатывают правила, и потом по этим правилам живут.
Закон поднятой руки. (внимание, прошу слова)
В эфире одна станция (закон микрофона) – то есть одновременно говорит только один человек. Не перебиваем, внимательно друг друга слушаем.
Упражнение «клубочек» (5 минут)
Здравствуйте, ребята. Сегодня наше с вами занятие посвящено более тесному знакомству и взаимодействию. Участники становятся в круг, называют свое имя и глагол, которых их наиболее характеризует и бросают клубок любому из участников.
«Смена перемена» на взаимодействие(5 минут)
Детей разбивают на пары. Называют им части тела. Дети каждой из пар соприкасаются той частью тела. «Смена- перемена» все меняют напарников. Можно под музыку.
«Никто бы не подумал, что я..» (10 минут)
Детей разбивают на подгруппы. Задача каждого члена команды ответить на вопрос «Никто бы не подумал что я..» Нужно постараться вспомнить действительно неординарные, необычные вещи, хобби, занятия, связанные с участниками группы.
Затем задача участников другой подгруппы отгадать о ком идет речь.
Упражнение «Свидания» (15 минут)
Перед вами часы. На них как вы видите 4 положения стрелки на 12, на 3, на 6, на 9. Все игроки назначить на каждый час по одному «свиданию» с одним участником игры. Причем с одним и тем же человеком можно встретиться, только один раз.
После того как все «свидания» будут назначены, ведущий объявляет: «Наступило 3 часа дня. Все, у кого назначены свидания на это время, должны встретиться и рассказать друг другу за несколько минут о своих самых радостных воспоминаниях детства».
1 самое запомнившееся путешествие и почему
Почему выбрали именно гимнастику, танцы, пение и т.д.
Тренинговое занятие «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»
Тренинговое занятие «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»
Цель: Обучение родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него тревожных состояний.
· Игра-энергизатор «Нас с тобой объединяет…»
· Мини-лекция «Что значит тревожный ребенок»
· Опросник «Критерии определения тревожности» П. Бейкер, М. Алворд
· Игра «За что меня любит мой ребенок»
· Мини-лекция «Проявления детской тревожности»
· Игра «Никто не знает, что я …»
· Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»
· Притча о странниках
Цель: настроить участников друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.
Содержание игры: Ведущий говорит: «Сейчас я прохлопаю в ладоши и проговорю свое имя, а вы дружно, как эхо, за мной повторите его. Затем тот, кто сидит справа от меня, прохлопывает в ладоши и проговаривает свое имя, а мы снова повторяем его. Таким образом, все назовут и прохлопают свое имя».
Игра-энергизатор: «Нас с тобой объединяет…»
Цель: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
Материал: мягкая игрушка «сердечко»
Содержание игры: Участники сидят лицом в круг, у ведущего в руках «сердечко». Ведущий говорит: «Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом», передает игрушку соседу справа и говорит: «Нас с тобой объединяет то, что мы сейчас находимся в детском саду», следующий участник проговаривает свою версию и передает игрушку следующему участнику и т. д. (Предполагаемые ответы: «Нас объединяет то, что наши дети одного возраста», «Наши дети девочки» и т. д.)
Мини-лекция «Что значит тревожный ребенок?»
Что значит «тревожный ребенок»? Периодически страхи и беспокойства испытывают все дети — так что, все дети — «тревожные»? На самом деле далеко не каждый ребенок сталкивается в своей жизни со страхом, который он не в состоянии преодолеть. И не важно, чем вызван этот страх — темнотой в спальне, необходимостью разлучаться на целый день с матерью или пребыванием в новом и неблагожелательном детском коллективе.
С множеством подобных ситуаций большинство детей справляется самостоятельно и достаточно легко. Но бывает момент, когда обязательно нужна помощь самых близких и любящих людей — родителей.
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки низок, такие дети и впрямь, думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание.
Уважаемые родители, чтобы понять ребенка, узнать чего же он боится, ответьте, пожалуйста, на вопросы (Приложение 2).
Чтобы определить, тревожный ли у Вас ребенок, ответьте на следующие вопросы (Приложение 3).
Цель: Повышать самооценку и значимость.
Содержание игры: Игроки сидят в кругу. Ведущий раздает им карточки, на которых зафиксировано какое-то одобряемое окружающими действие. Каждый игрок должен «озвучить» свою карточку, начав словами «Однажды я …» Например «Однажды я сам убрал игрушки» и т. д.
После завершения игры можно поговорить с родителями о том, что нужно быть очень внимательными к своим детям, замечать любой хороший поступок и обязательно этот поступок одобрять.
Игра «За что меня любит мой ребенок»
Цель: Повышать свою значимость
Содержание игры: все игроки сидят в кругу. Каждый по очереди говорит всем, за что его любит ребенок
После игры обсудить с родителями, приятно ли им было осознавать, что все, что они о себе сказали, услышали другие игроки. Помочь сделать вывод, что их любят просто за то, что они есть.
Мини-лекция «Проявления детской тревожности»
Детские тревоги и страхи не столь преходящи и безвредны, как это порой кажется некоторым родителям. Одни готовы очень далеко пойти «на поводу» у детских страхов и тревог, создавая «чаду» поистине «тепличные» условия, другие на корню отметают эти «капризы». Родительский инстинкт и шаблоны воспитания, переходящие из поколения в поколение, не всегда оказываются достаточно гибкими, чтобы вовремя насторожиться и найти способы разрешения ситуации в развитии своего ребенка.
Тревожному ребенку можно помочь в преодолении его трудностей, и родители играют основную роль в этом процессе. Каковы же наиболее частые проявления детской тревожности?
1. «Прилипчивый ребенок»
Тревожные дети могут реагировать сильнейшим страхом на те события, которые другими детьми воспринимаются лишь просто как неприятные. Пожалуй, самым ярким примером тут может быть стресс, испытываемый ребенком при расставании с родителями. Такие разлуки, особенно если они неожиданны и внезапны, являются тяжелыми для всех маленьких детей, однако большинство детей достаточно быстро «вживается» в эту ситуацию при условии, что разлука длится недолго и что в доме есть еще кто-нибудь из близких.
Тревожный ребенок с большим трудом может приспособиться к разлуке. Такие дети переживают расставание как травму, а затем «тревожно» цепляются за своих родителей, боясь нового расставания. Если такая ситуация повторяется несколько раз, даже с достаточно большими промежутками, то этот страх может приобрести постоянный и навязчивый характер. Дети боятся, что во время разлуки с родителями случится что-нибудь ужасное. Им снятся кошмарные сны на тему разлуки. Они могут отказываться от посещения детского сада, бояться засыпать в одиночку в комнате, возможны другие проблемы с пребыванием в любом месте кроме дома без присутствия кого-либо из родителей.
Многие родители буквально «болеют» когда побуждают своих детей преодолевать разлуку. У абсолютного большинства появляется в минуту расставания с плачущим, цепляющимся за их одежду ребенком сильное желание вернуться, обнять и утешить его. Утешение таких детей только укрепляет их зависимость от родителей и не дает им возможности научиться успокаивать самих себя. Для развития иных способов преодоления чувства одиночества родители должны постепенно изменить эту ситуацию.
Застенчивые дети обнаруживают постоянный страх публичных выступлений или таких ситуаций, в которых они рискуют продемонстрировать неловкость или неумение. Они обычно совестливы и часто настроены очень самокритично. Их мысли постоянно возвращаются к тем суждениям (обычно неблагоприятным), которые, по их мнению, другие люди имеют или высказывают о них. Вследствие чувства несоответствия и из-за страха того, что могут о них подумать, застенчивые дети редко проявляют инициативу по включению в игры и не решаются подходить к другим детям они хотят общаться с людьми, но очень бояться попасть в неловкое положение. Чем больше длится это состояние, тем меньше остается у детей времени для приобретения и тренировки навыков общения.
3. Избирательная немота
Некоторые застенчивые дети затрудняются разговаривать вне своего дома. Такая немота избирательна в том смысле, что ребенок отказывается общаться только в определенных ситуациях, оставаясь вполне общительным в среде родственников и близких. В некоторых случаях подобное «бегство от общения» может быть связано с проблемами речи или произношения. Для других детей избирательная немота просто продолжение их обычного застенчивого поведения.
Как помочь ребенку? Все рекомендации, касающиеся застенчивости, относятся также и к избирательной немоте. Для преодоления избирательной немоты родителям может понадобиться сотрудничество с логопедом что ребенок отказывается общаться только в определенных ситуациях, оставаясь вполне общительным в среде родных и близких. В некоторых случаях подобное «бегство от общения» может быть связано с проблемами речи или произношением (заикание, шепелявость, разговор с акцентом из-за того, что ребенок обучался говорить на другом языке или разговаривают на нем в семейном кругу). Для других детей избирательная немота просто продолжение их обычного застенчивого поведения.
У некоторых чувствительных детей часто возникают особые сложности с самоутверждением. Без достаточно развитой способности к самоутверждению они кажутся слишком мягкими и уязвимыми, и поэтому часто становятся объектом насмешек и издевательств. После того, как дети обретают способность справляться со своими тревогами, их самооценка, как правило, значительно повышается. Это позволяет некоторым из них вести себя более уверенно.
5. Навязчивые идеи и ритуалы
Многих детей периодически посещают навязчивые мысли и образы. Под влиянием навязчивых идей и побуждений совершаются столь же навязчивые действия. Некоторые дети беспрестанно моют руки, пытаясь отмыть их от микробов. Другие забывают вовремя помыть руки, но зато они все время что-то считают и подсчитывают. Третьи проверяют вещи, ощупывают их, осматривают и прочее. Эти действия ребенок использует для снятия тревожности и успокоения. У некоторых детей встречаются необычные привычки: одни дети дергают себя за волосы, другие обкусывают ногти, третьи обсасывают свои губы. Дети, таким образом, освобождаются от разного рода напряжений и стрессов.
Цель: Познакомить участников игры с лучшими качествами друг друга.
Содержание игры: Участники встают по кругу. Ведущий бросает мяч и говорит: «Никто не знает, что я…», в продолжение фразы добавляет то качество, о котором, на его взгляд не догадываются другие участники игры.
— как изменилось Ваше настроение?
— какие появились ощущения?
Цель: поднять настроение, настроить на продолжение работы.
Содержание игры: Участники стоят в кругу, ведущий – в центре. Каждому участнику присваивается порядковый номер по количеству участников. Ведущий называет 2 любых номера и участники с такими номерами должны поменяться местами. Пока названные участники меняются местами, ведущий занимает место одного из них. Человек, оставшийся в кругу говорит: «Я не тормоз!», все ему отвечают «А мы заметили». Затем, оставшийся в кругу называет 2 любые числа и игра продолжается.
Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.
Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку?»
Не секрет, что у многих родителей, месяцами и годами бьющихся за здоровье своих детей, страдающих от их страхов и просто капризов, когда-нибудь да возникает искушение: «А может дать какую-нибудь таблетку, и он (она) станут как все дети?» К сожалению, таблеток от страхов и тревожности нет и «прививок смелости» врачи еще не делают,
Исходя из 3х основных фактов:
· ТРЕВОЖНОСТЬ ВРЕДНА ДЛЯ РЕБЕНКА В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ ОНА МЕШАЕТ ЕМУ ЖИТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНЬЮ: УЧАСТВОВАТЬ В ИГРАХ, ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, УЧИТЬСЯ.
1. Принимайте переживания чувствительного ребенка всерьез: не отрицайте их и не высмеиваете. Старайтесь выразить свою веру в способность ребенка смело преодолевать тревожные чувства. Такой подход можно считать наиболее вдохновляющим для чувствительного ребенка.
2. Выдвигайте ясные, соответствующие возрасту требования с поправкой на конкретные способности конкретного ребенка. Например, если другие дети участвуют во многих внеклассных мероприятиях, то чувствительного ребенка надо вовлекать в эти мероприятия постепенно, так, чтобы он мог сначала в какой-то мере привыкнуть к одному, а затем перейти к освоению другого.
3. Для того чтобы поощрить ребенка к противостоянию страхам, предлагайте ему ситуации с более положительными «вознаграждениями» за более смелое поведение. Не старайтесь во что бы то ни стало убедить ребенка в своей правоте и не пытайтесь точно узнать от него, что является причиной его беспокойства. Большинство чувствительных детей не сможет объяснить вам, отчего они тревожны, и этих детей очень трудно в чем бы то ни было убедить. Не забывайте о похвале: часто она является наиболее эффективным подкреплением преодоления.
4. Родители обладают большими правами и обязанностями, чем дети. Придерживайтесь этого принципа. Ваша задача заключается не в том, чтобы сделать вашего ребенка максимально похожим на вас, а в том, чтобы осуществить то, что в его интересах.
5. Последовательность благотворно сказывается на чувствительных детях. Важно последовательно руководить поведением ребенка, и в той же мере важна согласованность действий родителей в отношении ребенка.
6. Старайтесь общаться непосредственно, открыто и неоскорбительно. Это будет полезно не только для чувствительного ребенка, но и для других членов семьи.
7. Старайтесь избегать вспышек гнева. Небольшая досада на ребенка может считаться естественной, но вспышки злости только увеличивают тревожность ребенка, за язвительные замечания снижают его самооценку.
8. Не старайтесь слишком опекать чувствительного ребенка. Подобно всем другим людям, чувствительные дети учатся на своих ошибках, поэтому не лишайте их возможности делать ошибки.
9. Старайтесь избегать слишком большого вовлечения в область переживаний чувствительного ребенка. Другие члены семьи также имеют право на ваше внимание, и вы сами имеете право на время для себя.
10. Объясните своему ребенку, что многие люди также борются со своей тревожностью. Тревога невидима, поэтому многие чувствительные дети чувствуют себя очень непохожими на других до тех пор, пока они не встретят кого-нибудь, похожего на них.
Цель: снятие мышечных напряжений, развитие тактильных ощущений.
Содержание игры: Взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца на спине у ребенка. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей руке солнышко?», ребенок рисует солнышко на руке родителя. После окончания упражнения, взрослый нежным движением руки «стирает» все, что нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела ребенка.
Цель: Сплочение детей и взрослых. Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу.
Содержание игры: Выполняются движения в соответствии с текстом, сначала прикасаются к себе, затем к партнёру.
Я – дрозд, ты – дрозд,
У меня – нос, у тебя – нос,
У меня щечки гладкие, у тебя щечки гладкие,
У меня губки сладкие, у тебя губки сладкие,
Мы любим друг друга»
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, спины, груди.
Содержание игры: Ведущий говорит: «Произнося слова: Шалтай – Болтай
— что вы чувствуете после выполнения упражнения?
— как изменилось ваше настроение?
Притча о странниках
Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение и приготовились ждать, через некоторое время с небес раздался голос, голос сказал: «Наберите гальки и положите в сумки на утро отправляйтесь в путь, идите весь день вечером вы будете радоваться и грустить одновременно» После этого свет голос исчезли странники были разочарованы, они ждали откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном голосе, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумку несколько камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость – они обладатели алмазов, а через мгновение грусть – алмазов было так мало.
Цель: Осмысление качественных изменений, происходящих с участниками.
Материал: каждому участнику набор из желтого, белого и черного куска пирога.
Инструкция: итогом нашего занятия является пирог, но мы, не знаем, получился ли он. Сейчас вы мысленно ответите себе на вопросы:
— Было ли полезным это занятие, и вы уходите с хорошим настроением?
— Была ли встреча бесполезна для вас?
— Чтобы посмотреть каким получился пирог, вы свое впечатление о встрече выразите одним из кусочков пирога, объясняя свой выбор.
Желтый – наше общение принесло пользу, во мне произошли изменения;
Белый – я еще не определился;
Черный – встреча ничего не принесла, пустая трата времени.
После того, как все выбрали нужный кусок пирога, ведущий подводит итог, о том, какой получился пирог.