Никто не обещал что будет легко
Никто не обещал, что будет легко: как голосовой помощник Алиса изменит наше общение
В сентябре 2017 года в Рунете стали вирусными два скриншота короткого разговора: в одном участвовал англоязычный Google Ассистент, а в другом — русскоговорящая голосовая помощница Алиса. Обоим ассистентам пользователь сказал одну и ту же фразу: «Мне грустно». Но как же по-разному отреагировали голосовые помощники! Google Ассистент ответил: «Вот бы у меня были руки, чтобы я могла тебя обнять». А Алиса сказала: «Никто и не обещал, что будет легко».
«Сири, мне одиноко»
Некоторым гораздо проще раскрывать свои глубокие переживания искусственному интеллекту. В 2014-м Институт креативных технологий Лос-Анджелеса проводил исследование, которое показало, что люди более ярко выражают грусть и более охотно раскрывают чувства при взаимодействии с виртуальной личностью, а не с настоящей. Этот же принцип работает, когда мы ведем дневник: страница или экран служат нашими щитами от внешней оценки.
А в скором времени нам даже не нужно будет высказывать свои переживания. Несколько научно-исследовательских институтов и компаний работают над распознаванием перепадов настроения и даже душевных заболеваний с помощью анализа тона голоса и скорости речи.
В 2016 году в Бостоне начала работу компания Sonde Health, которая разрабатывает голосовые тесты, помогающие выявить послеродовую депрессию, старческую деменцию, болезнь Паркинсона и другие заболевания, связанные с преклонным возрастом. Специалисты компании сотрудничают с больницами и страховыми компаниями, чтобы начать пилотные исследования своей платформы искусственного интеллекта, определяющей акустические изменения в голосе и сопоставляющей их с психоэмоциональным состоянием пациента. Вполне возможно, к 2022 году «ваше персональное устройство будет знать о вашем эмоциональном состоянии гораздо больше, чем ваша семья» (так написала в корпоративном блоге Аннетт Зиммерман, вице-президент исследовательского отдела компании Gartner).
Этим технологиям придется максимально приспособиться к своим хозяевам. При этом и пользователи, и разработчики полагают, что эмоциональная технология может быть одновременно и объективной, и персонализированной — играть роль этакого судьи, определяющего потребности конкретного индивида. Мы готовы делегировать терапевтическую функцию машине, и это, пожалуй, самый широкий жест доверия технологиям. Нам кажется, что искусственный интеллект лучше справится с определением наших чувств и эмоций как раз потому, что сам он ими не обладает.
Вхожу в режим эмоционального социализма
Есть только одна проблема: чувствам искусственный интеллект обучается. Самая динамично развивающаяся сфера разработки искусственного интеллекта — машинное обучение, в ходе которого алгоритмы «обучаются» в ходе обработки огромных массивов данных. А поскольку обучение ведется на наиболее повторяющихся наборах данных, алгоритмы воспроизводят наиболее распространенные паттерны (а не самые правильные, красивые или полезные). Без нормального человеческого присмотра чат-боты начинают транслировать в интернете самые грубые клише и оскорбления. Разработчики могут фильтровать данные и направлять процесс обучения, но в этом случае технология будет воспроизводить идеи и ценности лишь отдельной группы людей — тех, кто ее создал. «Не существует нейтрального акцента или нейтрального языка. То, что мы привыкли считать нейтральным, на деле является доминирующим», — говорит Рун Нирап, ученый Центра Леверхульма по исследованиям будущего интеллекта (Кембриджский университет).
В этом смысле ни Siri, ни Alexa, ни Google Ассистент или Алиса не станут великими умами, освобожденными от человеческих пороков. Наоборот, они превращаются в гротескные, но узнаваемые воплощения определенных эмоциональных режимов: нормативных наборов выражений, с помощью которых мы выражаем и скрываем свои чувства.
Подобные нормы эмоциональной саморегуляции различаются в разных культурах и обществах. Неудивительно, что раздающий обнимашки Google Ассистент был разработан в Калифорнии с ярко выраженной культурой командной работы и дружеских похлопываний — культуры «эмоционального капитализма» (по выражению социолога Евы Иллуз), — характеризующегося разумным управлением и подчиняющегося логике рынка. Отношения в такой логике воспринимаются как вещь, в которую необходимо «инвестировать», партнерство — как торговля эмоциональными потребностями, а основной ценностью — «прибылью» — является личное счастье. Конечно, Google Ассистент предоставит пользователю объятия, но лишь из-за веры его создателей в то, что обнимашки — это продуктивный способ избежать негативных последствий, которые мешают стать лучшей версией себя.
Русская Алиса же, наоборот, — хранилище жесткой правды и суровой любви. Она олицетворяет идеал некрасовской женщины, что с конем и избой. Алиса — продукт эмоционального социализма, который, по словам социолога Джулии Лернер, принимает необратимость страданий и потому лучше сочетается со сжатыми зубами, чем с мягкими объятиями. Производный от русской литературной традиции XIX века, эмоциональный социализм не слишком ценит личное счастье, но вознаграждает способность человека сосуществовать рядом с жестокостью и несправедливостью.
Любить, терпеть и никогда не бросать
При этом Субботин подчеркивает, что они максимально вкладываются в «воспитание» Алисы, чтобы не испытать типичную проблему помощников — проблески расизма и сексизма в речи: «Мы постоянно вносим мелкие изменения и следим, чтобы она оставалась хорошей воспитанной девочкой».
Хотя сложно оставаться хорошей девочкой в обществе, где сексизм — чуть ли не государственная идеология. Невзирая на усилия создателей, Алиса быстро научилась воспроизводить неприглядный глас народа.
Однако спустя полгода ответ Алисы стал немногим лучше. Мы спросили ее: «Может ли муж ударить жену?». «Может, но не должен», — ответила Алиса. А что еще можно ожидать от виртуальной гражданки страны, в которой совсем недавно прошел законопроект о декриминализации домашнего насилия?
Робот София — создание Hanson Robotics. У нее есть физическое тело, и она тоже хорошая девочка, но совсем не такая, как Алиса. Для взаимодействия с человеком она использует технологию распознавания голоса от родительской компании Google, Alphabet. В 2018 году она побывала на «свидании» с Уиллом Смитом, игнорируя все его попытки флирта и называя их «нерациональным человеческим поведением».
Должно ли нас утешать такое поведение Софии? Украинская журналистка Татьяна Безрук в своем фейсбуке написала:
«Когда София предложила Смиту остаться просто друзьями, произошло две вещи: во-первых, она ясно высказала свои эмоции, а во-вторых, он успокоился». Уверенность в себе, которую продемонстрировала София, очень плавно вписывается в западную модель эмоционального капитализма. Так даже не все люди могут себя вести. «Однако представьте, что София живет в мире, где слово „нет“ не воспринимается совсем. По мере развития София начнет ощущать потребность в том, чтобы думать о том, что думают другие люди. Повзрослев, она окажется в токсичных отношениях, в которых научится переносить боль и насилие».
Оружие алгоритмического поражения
Технологии искусственного интеллекта не только очерчивают границы эмоциональных режимов. Они способны влиять на ценности своих пользователей. «Алгоритмы — это мнения, облаченные в форму кода», — пишет дата-сайентист Кэти О’Нил в своей книге «Оружие математического поражения». Технически подкованная элита — как правило, белые мужчины – представители среднего класса — определяет, какие именно чувства и паттерны поведения должны воспроизводить алгоритмы всего мира.
Каждый ответ чат-бота — это свидетельство превращения алгоритмов в невидимую силу, пропагандирующую определенные культурные ценности. Устройства и алгоритмы вокруг нас — это материальное воплощение общепринятого мнения.
И если голосовые помощники могут укреплять стереотипы и клише об эмоциональном поведении, приложения по управлению эмоциями совершают следующий шаг: побуждают нас принять эти клише и руководствоваться ими. Всё более популярными становятся приложения, которые просят пользователя ежедневно оценивать свое настроение. Некоторые приложения собирают не только оценку пользователя, но и регистрируют координаты GPS, движения телефона, записи звонков и историю браузера, обещая, что эти данные помогут предотвратить негативные душевные состояния или выбраться из них.
Онлайн-боты вроде Woebot обещают отслеживать настроение, обучать разным полезным вещам и помогать самосовершенствоваться. Приложение Mend обещает помочь оправиться после тяжелого разрыва отношений. Феликс Фрайганг, исследователь Свободного университета Берлина, видит в подобных продуктах как минимум три плюса. Во-первых, они служат полезным дополнением психотерапии (не заменяя ее). Во-вторых, они избавляют общество от стигматизации болезни. И наконец, они просто привлекательно выглядят и доставляют удовольствие.
Каждый гражданин обязан быть счастливым
У приложений для управления эмоциями есть и обратная сторона: они ужесточают режим эмоционального капитализма. Все действия в приложении подкрепляют мысль, что дорогу к счастью можно измерить в конкретных единицах, можно составить список конкретных шагов и выявить слабые стороны с помощью короткого теста. Коучинг, когнитивная бихевиоральная терапия и книги по саморазвитию единогласно утверждают, что мы можем (более того — должны) управлять своими чувствами, дистанцируясь от них и обращаясь с ними с рациональной точки зрения. Эти приложения пропагандируют идеал «управляемого сердца», как выразилась социолог Арли Рассел Хохшильд.
Сама концепция управления своими эмоциями и настроением и возможности их измерения берет начало в господствующей культуре самооптимизации. И, возможно, именно она и приводит к печальным для нашей психики последствиям. Стоит задуматься: эмоциональную терапию нам оказывает то же устройство, которое повышает уровень тревоги со своими бесконечными уведомлениями из почты и социальных сетей.
Сладкоголосые Siri, Alexa и маленькие приложения-помощники всячески выражают свою готовность прислуживать нам. И вряд ли можно считать совпадением, что они говорят с нами женскими голосами: эмоциональная нагрузка и угодливость стереотипно ассоциируются именно с женской натурой.
В этих технологиях кроется та сила стереотипов, которые мягко и верно будут вести нас к тому поведению, которое служит не их интересам, но интересам сильных мира сего. Чат-бот поднимет тебе настроение, приложение проследит, насколько хорошо ты справляешься с горем, умные часы предупредят тебя о повышенном пульсе — и ты будешь счастлив в том мире, где счастье превратится в твою обязанность.
Мы уже не задаемся вопросами о системе ценностей, требования в которой столь высоки. Вместо этого мы принимаем на себя всё больший груз ответственности за свою способность или неспособность чувствовать себя лучше. Технологии поставили перед нами новые проблемы и тут же предложили их решение. Прямо как кнут и пряник в одном флаконе: сначала мы поставим тебя в стрессовую ситуацию и лишим уверенности в себе, а потом дадим веревочку, чтобы ты выбрался из этих неприятностей.
В видеоигре Nevermind используется технология распознавания биологической обратной связи: игра определяет настроение пользователя и в зависимости от этого настраивает уровни и их сложность. Чем более напуган игрок, тем сложнее становится игра. А теперь давайте представим, как приложение по управлению вашим настроением блокирует вашу кредитную карту, потому что при параметрах вашего здоровья и настроения крайне не рекомендуется совершать импульсивные покупки.
Вместе с умными устройствами мы попали в порочный круг. Вкладываясь в «воспитание» голосовых помощников, мы неизбежно влияем на собственную культуру.
Эмоциональный интеллект — это комплекс сложных навыков (распознавание эмоций, умение идентифицировать различные чувства и использовать информацию о них для коррекции мышления и поведения). Можем ли мы позволить себе передать управление этими навыками нашим смартфонам?
Взаимодействие с машинами уже изменило наше отношение друг к другу и нашу коммуникацию. Возьмем, к примеру, обмен письмами. Еще лет двадцать назад электронное письмо вполне соответствовало законам эпистолярного жанра. Сегодняшние наши письма стали короче, обрывистее, мы уже не считаем нужным заканчивать предложения или следить за их согласованностью — адресат все равно поймет, что мы набирали с телефона.
Хосэ Эрнандес-Оралло, философ Технического университета Валенсии, считает, что «все эти системы ограничивают разнообразие способов мышления и взаимодействия между людьми». Известно, что мы адаптируем свою речь к особенностям языкового развития и уровня образованности собеседника.
Разговаривая с голосовыми помощниками, мы меняем и собственный стиль общения. Станет ли наша речь или наши чувства более стандартизированными спустя годы обмена личными сообщениями с Siri? Кто знает.
После трагедии в «Зимней вишне» мы спросили Алису, что она чувствует. «Я всегда чувствую себя нормально», — ответила она. В конце концов, никто же не говорил, что будет легко?
Повторные браки. Никто не обещал, что будет легко
Глава из будущей книги издательства «Никея» – «Очерки семейной психологии»
Статья подготовлена по материалам вебинара ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса «Повторные браки», проведенного Институтом христианской психологии.
Беседы на тему «Повторные браки» нередко приходится начинать с церковного аспекта. Часто спрашивают, существует ли в Церкви возможность второго брака? Да, существует. И вот цитата из «Основ социальной концепции Русской Православной церкви».
Этот документ принят в 2000 г. Архиерейским Собором и является каноническим законным документом, по которому устраивается жизнь в Русской Православной церкви.
Протоиерей Андрей Лоргус
Следует заметить, что второбрачие воспринимается Церковью как допустимый, но нежеланный момент жизни православных христиан. То есть Церковь не поощряет второбрачие, а допускает как необходимую уступку к тому греховному положению вещей, которое создалось в падшем человечестве и сохраняется до сих пор.
А с точки зрения канонического права человек призван к единобрачию и моногамии. Очень важно удерживать цель брачной жизни, которая может быть сформулирована как «единый муж единой жены». И это соответствует с точки зрения Церкви самой природе человека.
Христианская антропология приходит к убеждению, которое подкрепляется множеством богословских, философских, медицинских, психологических подтверждений, что человек создан для единобрачия. Бог не только предназначил человека для моногамии, но и создал его так, что наилучшее развитие человеческой личности, наилучший путь к совершенству человека лежит через единство и единственность.
Поэтому второбрачие – это результат того, что человек свое природное призвание и призвание христианское в полной мере выполнить не может. Это результат греховного состояния, человеческой падшести. Тем не менее, Церковь допускает развод и второй брак, и даже третий. И если во втором браке есть тот, кто женится или выходит замуж первый раз, то разрешается венчание. А в случае, если оба вступают в брак повторно, существует специальный чин, в котором нет венцов и который не столь торжественен.
И в той же главе «Основ социальной концепции Русской Православной церкви» подчеркивается, что Церковь осуждает тех священнослужителей, которые не допускают второй брак на том основании, что второй брак осуждается Церковью. Имеются в виду Евангельские слова Христа: «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31-32). Но здесь важен мотив – если люди разводятся, чтобы снова жениться, то вина того, кто это делает, усиливается. Христос говорит об этом, но Он не запрещает второй брак. Это видно из беседы с самарянкой, которая призналась Ему, что у нее муж, с которым она живет, не муж ей, что «было у нее пять мужей», – открывает Христос ее тайну. Но Он ее не осуждает и не заставляет ее разорвать отношения с этим мужчиной.
Итак, что касается церковного отношения, то мы обозначили здесь границы допустимого. И следует подчеркнуть, что именно в Православии второй брак допустим. А в Западной Католической церкви второго брака нет с канонической точки зрения, как и нет церковного развода. Однако, и в Католической церкви находят способ обойти апостольские правила, чтобы люди могли получить церковное благословение на повторный брак.
Психологический анализ вторых браков
Повторные браки могут быть разными по своей специфике. В каждой группе могут быть различные варианты, в которых своя специфика и свои переплетения.
К тому же, могут быть сложности такого порядка: один партнер намного старше другого. Чаще и традиционнее это мужчина, который имел один или даже два брака, вступает в новый брак с молодой женщиной, которая в браке не состояла. И молодая жена входит в дом, где живут его дети, может, даже внуки. Примерно такую картину комментаторы Библии рисуют по отношению к браку Иосифа и Марии. Мария была совсем девочкой, когда была выдана замуж за Иосифа. И возможно она жила в доме, где жили семьи детей, и, может, даже правнуки Иосифа. Это для традиционных культур вполне типическая ситуация.
Надо сказать еще историческую деталь – повторные браки были всегда. Это есть и в исторических комментариях, и в Библейских текстах. Дело не только в многобрачии ветхозаветных патриархов, дело и в исторической жизни еврейского народа и народов, окружавших еврейский народ. Там мы находим повторные браки, связанные в основном, со смертью партнера. В наше время вдовство встречается реже.
Итак, все сложности различной типологии накладывают особенные трудности на отношения в повторных браках.
Рассмотрим картинку. Желтым выделено пространство, где живет новая семья мужа. Над квадратиком «муж» изображены семьи его родителей. У первой жены тоже родители, бабушки и дедушки. И когда они жили вместе, вся эта расширенная семья представляла собой по отношению к мужу, жене и их дочери («дочь I») «простое» единство. После распада этой семьи мужчина вступил в новый брак. Расширенная семья стала многообразней – семья первой жены не исчезла, потому что через дочь («дочь I») муж имеет отношения со своими бывшими, а на самом деле с первыми тестем и тещей. Эти отношения как-то поддерживаются: встречами на семейных праздниках, днях рождения, может, муж помогает родителям первой жены.
Надо помнить, что ничего прошедшего не бывает. Семейное древо остается таким, какое оно есть, и это изменить нельзя. Потому что хотя бы через дочь («дочь I») все связи с семьей первой жены сохраняются. На самом деле, связи мужа и первой жены сохраняются. Не бывает бывших жен и бывших мужей! Связь становится другой, муж перешел в новую семейную систему, но со старой связь сохранилась. И сохранилась навсегда.
Это многозначное изображение семейного рода, состоящего из самых разных семейных систем, но объединенных двумя браками, представляет собой живое реальное единство. Живое, потому что оно изменяется, влияет друг на друга. Например, у мужа со второй женой родился сын, который вступает в реальные отношения с дочерью от первого брака. Такие же реальные отношения есть и у второй жены с дочерью от первого брака. И это только часть отношений в расширенной семье. И многие из этих связей являются противоречивыми. Например, чем сильнее у второй жены любовь к сыну, тем сложнее ей проявлять любовь к своей падчерице. Чем сильнее у дочери любовь к отцу, тем сильнее у мачехи ревность по отношению к дочери.
Психологические трудности в повторных браках
Ролевая неопределенность заключается в том, что повторный брак усложняет всю семейно-родовую картину и отношения между партнерами. И если говорить о первенстве, то дети от нового брака имеют преимущество перед детьми от предыдущего брака, потому что они младшие и представляют ту реальную новую семью, которую создал их отец. Но старшие дети появились в его родовой системе прежде маленьких и, стало быть, по иерархии они важнее и главнее младших детей. Такое вот противоречие.
Вторая трудность – это отсутствие единых общих норм. Поскольку мы имеем дело с двумя, или даже более, разными семейными системами, то у каждой из них будут свои традиции и свои нормы. И они в общем переплетении смешиваются и часто приходят в противоречие.
Существует проблема определения границ новой семьи. Очень важно иметь в виду иерархию, которая возникает между семьей предыдущей и семьей настоящей. В некоторых случаях считается, что первая семья имеет более высокое положение в иерархии. Но где она может быть ощутима? Например, куда должен кидаться отец, если заболели дети в обоих браках? И тут противоречия видны наглядно. Считается, что отец должен проявить заботу младшим детям, потому что новая семья имеет приоритет по отношению к старой. Но с точки зрения уважения и признания прав детей в семье первые дети обладают более высоким статусом. И это, кстати, очень заметно в юридических нормах, нормах средневековья. Кто всегда наследовал престол? Всегда старший сын от первого брака. Во всех культурах старшие дети занимали более высокое иерархическое положение. Хотя приоритет в заботе может переходить к младшим детям.
Следующая сложность – установление близких отношений с членами расширенных семей. Это, как правило, связано с невыясненными положениями. Например, родственники новой жены будут проявлять к мужу недоверие, настороженность. А отношения с родными первой жены будут осложнены претензиями и обидами на мужчину, который развелся. И тут может быть самое разное соперничество.
Детско-родительские взаимоотношения – одна из важных проблем повторных браков. Если в первых браках у супругов не было детей, то это менее рискованная ситуация, в ней меньше будет переплетений.
И очень существенная проблема – отягощение повторного брака проблемами, неразрешенными в предыдущем браке. Это могут быть зависимости, конфликтность, взаимные упреки.
Очень важно помнить, что нужно иметь уважение и смирение с той ситуацией, которая складывается. Вступая в повторный брак, необходимо учитывать, что у партнера есть предыдущие отношения. И к ним нужно сохранять всяческое уважение, что станет залогом менее рискованных отношений в дальнейшем.
Мифы о повторных браках
Эти мифы имеют определенную подоплеку. Например, некоторые психологи считают, что первый брак забирает до 80% человеческих ресурсов, на второй брак остается только 20%. Каждый последующий брак не хуже предыдущего, но ресурсов у человека на последующие браки меньше. Хотя личности и чувства могут быть более зрелыми.
Часто женщины думают, что если детям будет хорошо с новым мужем, то можно говорить о браке. Таким образом, они делают детей заложниками своего счастья и обуславливают отношения к своему партнеру детьми. Это заведомо обрекает брак на очень зыбкое основание, потому что опираться в браке можно только на любовь партнеров друг к другу, но никак не на детей.
Любить чужих детей как собственных новый супруг не будет, это невозможно. Это может быть любовь сильная, жертвенная, но другая. Так же, как и ребенок любит своих родных родителей особой детской любовью, но может искренне полюбить и мачеху или отчима. Насколько часто это бывает, сказать трудно.
Чужой мужчина (или женщина) в семье совсем необязательно принесет страдание детям. Возможно, что это даст новый опыт для возмужания детей. А если дети старше – то из-за снижения материнского контроля возможны хорошие условия для развития у детей-подростков.
А вот не вмешиваться в воспитание неродного ребенка невозможно. Семья живет едиными интересами, единой жизнью. Но конфликтные ситуации возникнуть могут.
Психологические условия успешности во втором браке
Вступая во второй брак, необходимо признать, что у партнера был опыт – как радостный, так и горький. Это факт, это то, чего нельзя отрицать. Перед фактами, перед жизнью нужно иметь смирение, чтобы принимать их. Необходимо уважать предыдущие отношения партнера – не потому что это был хороший или особенный человек, а потому что это избранник, первый избранник твоего партнера.
Все психологические условия, показанные на картинке, важны при вступлении в новый брак. Это список вопросов к себе. Это духовные вопросы о смирении и уважении. В повторном браке всегда есть неизбежные проблемы, которые разрешить практически невозможно, то есть эти проблемы хороших решений не имеют. Например, первенство детей, выбор подарков, проведение отпуска и каникул и т.д.. Любое решение будет иметь свои проблемы. Неминуемо будут страдать дети, но можно помочь им пройти проблемы наименее болезненно.
Если мужчина и женщина, вступая в повторный брак, надеются, что у них таких сложностей не будет, что их ждет одно счастье, будут точно разочарованы. Второй брак всегда создает конфликтные ситуации. Хороших решений, чтобы все были довольны, быть не может. Есть только одно хорошее решение – взаимное уважение и смирение друг перед другом.